Однако остаются вопросы, требующие дальнейшего изучения и освещения
СОДЕРЖАНИЕ: Мифологические и фольклорные традиции как истоки формирования образа птицы в творчестве А. А. БлокаФестиваль детского творчества Звезды нового века
Образ птицы в лирике А.А.Блока.
Работу выполнили ученицы МОУ лицей № 2
Козлова Алина,
Пидкович Александра
Руководитель: учитель русского языка и литературы
МОУ лицей № 2
Косарева Наталия Николаевна
Волгоград 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………………………...…...3
Глава 1. Мифологические и фольклорные традиции как истоки формирования образа птицы в творчестве А.А.Блока……………………………………………………………………………..3
Глава 2. Традиционные образы птиц, характерные для поэзии А.Блока, и особенности их воплощения………………………………………………….…………………………………...….5
Глава 3. Мифологические образы птиц в поэзии А.А.Блока. Взаимодействие поэзии А.Блока с живописью (стихотворения А.Блока и картины В.М.Васнецова) ……………………………………………………………….…………………………………….. 10
Заключение…………………………………………………………………..………………….....14
Ссылки на источники………………………………………………………………………....…..15
Используемая литература……………………………………………………………………........16
Приложения……………………………………………………………………………………......17
ВВЕДЕНИЕ
Данное исследование является актуальным, так как творчество Александра Блока принадлежит к крупнейшим явлениям русского и мирового искусства. «Блок – это не частное или случайное явление. Блок-это гениальный поэт в полном смысле слова…».1
Многие литературоведы с разных сторон исследовали творчество А.Блока,
однако остаются вопросы , требующие дальнейшего изучения и освещения.
Новизна исследования в том, что авторы работы предпринимают попытку исследовать ранее не изученный системно «образ птицы» в лирике А.Блока.
Целью данного исследования является рассмотрение особенностей воплощения образа птицы и его символические наполнения в лирике А. А.Блока.
Задачи исследования :
1. Определить характерные для поэзии А.Блока образы птиц, особенности их поэтического воплощения.
2. Рассмотреть особенности символического содержания, трансформацию образов и их функциональный аспект.
Объект исследования - лирические произведения А.А.Блока.
Предметом исследования является образ птицы в лирике А.А.Блока.
Материал исследования - картотека составляет 48 карточек с контекстами из произведений А.А.Блока.
Материал отбирался методом сплошной выборки.
Теоретическая значимость работы обусловлена ограниченным количеством исследований, посвященных заданной теме.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования в практической деятельности (уроки литературы, тематические семинары, литературные викторины и конкурсы).
Глава 1. Мифологические и фольклорные традиции как истоки формирования образа птицы в творчестве А.А.Блока.
В различных мифопоэтических традициях птицы выступают как непременный элемент религиозно-мифологической системы и ритуала, обладающий разнообразными функциями. «Они выступают как особые мифопоэтические классификаторы и символы божественной сущности, верха, неба, духа неба, солнца, грома, ветра, плодородия, изобилия, подъема, восхождения, вдохновения, пророчества, предсказания,, связи между космическими зонами, души, дитяти, духа жизни и т.д.».2
Типология птичьих образов в мифах охватывает не только реально существующие виды птиц, но и фантастических , или существ гибридной природы, обладающих признаками птиц (крылья, перья, умение летать). На мировом древе или древе жизни место птиц на его вершине. В качестве птицы мирового древа выступает наиболее царственная – орел, иногда обозначаемый как гром-птица, реже некий обобщенный образ большой птицы, в отдельных случаях с фантастическими чертами.
Широко распостранены представления о птицах как о первопредках, тотемах племени. Выступают в качестве тотемов голубь, орел, аист , ворон, сова , филин, воробей и т.д.
В славянской мифологии птица занимает особое и очень значимое место. Дошедшие из глубины времени образы птиц очень разнообразны, что объясняется огромными территориями, заселяемыми славянскими народами.
Особое место принадлежит орлу - божьей птице, царю, владыке небес. Орел считается старшим и главным среди птиц.
Ворон - демонический персонаж русской мифологии. Он считался самой мудрой и вещей птицей. В волшебных сказках он добывает мертвую и живую воду, представляет ветер. По христианским традициям эта птица стала символом дьявольских сил.
Голубь - священная птица, воплощение Духа Святого, олицетворение доброты и красоты. С голубем соединилось представление о счастье и любви. Известна миротворческая роль этой птицы. В колыбельных песнях часто упоминается о голубе, который воркует и успокаивает ребенка.
Лебедь известен своей верностью; только лебедь перед смертью взмывает к солнцу, поет свою последнюю песню и падает на землю. Белый лебедь - символ дневного света. Дева-лебедь - дочь или спутница солнца.
С совой всегда соединялось представление о мудрости
Петух - птица, приветствующая восход солнца, своим пением он как бы призывает это животворящее светило, прогоняет нечистую силу мрака и пробуждает к жизни усыпленную природу. В народном воображении он представлялся сидящим на своде небесном и не страшащимся ни воды, ни огня.
В русском фольклоре мы найдем больше всего песен, сказок, преданий, загадок именно о птицах. Светлые образы поднебесных существ часто появляются на посуде, прялках, в вышивке. Народный костюм по своему силуэту похож на птицу: широкие рукава-крылья, головной убор-хохолок, нагрудные и поясные украшения. Священные птицы украшают наличники домов, а украшения - обереги в виде птиц являются самыми сильными: утко-кони, голубь, сокол, аист, петух. «Птицы принимались некогда за общепонятный поэтический образ, под которым представлялись ветры, облака, молнии, солнечный свет, стихиям этим были приписаны свойства птиц, по преимуществу тех, которые поражали наблюдающий ум человека быстротой своего полета и силой удара, и наоборот: с птицами были соединены мифические представления, заимствованные от явлений природы. Фантазия создала своих баснословных птиц, олицетворяющих небесные грозы и бури. 3
Птицы часто противостоят злым силам, стерегут границы родной Земли, указывают дорогу и приметы на погоду. Темные птицы несут плохие вести, сопровождают темную силу, несут болезни и даже смерть. Русский человек постоянно обращался к птицам или сравнивал себя с ними.
Таким образом, следует обратить внимание на следующее:
1.Птицы выступают как элемент религиозно-мифологической системы.
2.В славянской мифологии птицы занимают очень значимое место.
3. Русский фольклор богат разнообразными образами птиц.
Глава 2. Традиционные образы птиц, характерные для поэзии А.Блока, и особенности их воплощения.
«Птичий» пантеон в поэзии А.Блока чрезвычайно разнообразен: это традиционно-поэтические «соловей», «коршун», «лебедь», «ворон», «журавль», «голубь», «чайка», «орел», более «прозаические» «петух», «сова», но и «мифологические» (фантастические) Сирин, Алконост, Гамаюн. Каждая птица задается в составе своего, глубоко оригинального поэтического комплекса. Блок проявляет себя необычайно зорким, наблюдательным художником.
В каждом конкретном случае в образе той или иной птицы актуализировано устойчивое значение, т.е. для поэзии Блока характерно постоянство значений птичьих образов. В ряде случаев значение восходит непосредственно к мифологическим традициям. Возможно, это объясняется особенностями поэтического мировидения Блока, который стремится к философскому осмыслению жизни.
В поэзии Блока в образе ворона можно выявить традиционные значения, восходящие к мифологическим представлениям об этой птице. Ворон всегда черный. Ворон в поэзии Блока олицетворяет тишину, смерть, тление жизни и боль:
…Там ворон каркает высоко,
И вдруг - в лазури потонул.
Из бледноватого далека
Железный возникает гул.
( «Я тишиною очарован…»
18 апреля 1902)
Картотека с образом птицы-ворона насчитывает 6 стихотворений и относится по написанию к 1902-1910 годам.
В поэзии Блока образу голубя всегда сопутствует мотив полета, высоты. В самом образе актуализированы значения, восходящие к библейской традиции: воплощение божьего благословения, обновление жизни, как результат божьего прощения, абсолютная чистота души, воплощение кротости и смирения.
Голуби у Блока «послушные», «целующиеся», «воркующие»:
…Протекали над книгой Глубинной
Синие ночи царицы.
А к Царевне с вышки голубиной
Прилетали белые птицы.
Рассыпала Царевна зерна,
И плескались белые перья.
Голуби ворковали покорно
В терему - под узорной дверью…
(«Царевна смотрела заставки…»
14 декабря 1902)
Картотека с образом птицы-голубя составляет 4 стихотворения и относится по написанию к 1902-1908 годам.
В поэзии Блока в образе лебедя - значения, восходящие к мифологическим представлениям. Для поэтов-романтиков пушкинской поры да и их предшественников (Г.Державин) образ лебедя связывался главным образом с представлениями о поэте и поэзии. Для Блока же лебедь - олицетворение божества, чистоты, красоты, русского национального космоса, любви, воспоминаний, меланхолии. Во всей полноте образ птицы – лебедя раскрывается в цикле А.Блока « На поле Куликовом».
Цикл из пяти стихотворений. Для Блока Куликовская битва имела мистический и пророческий смысл. В примечании к поэме в третьем томе Собрания стихотворений он пишет: «Куликовская битва принадлежит, по убеждению автора, к символическим событиям русской истории. Таким событием суждено возвращение. Разгадка их еще впереди». Торжественно-тихое стихотворение « Мы сам-друг, над степью в полночь стали». За Непрядвой кричат лебеди. Под тихими зарницами в криках лебедей воин слышит Ее голос. В душе народа русский поэт прочитал Ее имя: имя Пречистой Заступницы – Богородицы. «В криках, плеске и трубах лебедей есть нечто пророческое: накануне Куликовской битвы они были приметами будущей победы. В финале цикла в «плеске и трубах лебедей» угадывается потенциальное столкновение двух конкретно не определенных сил».4 По мнению С.П.Ильева, «обращение Блока… к Куликовской битве опиралось на многовековые фольклорные и литературные источники и традиции, подготовившие его художественно-символическую интерпретацию».5
У Блока «лебединая краса», «сердце лебединое».
Картотека с образом птицы-лебедя составляет 6 стихотворений и датируется 1902 -1908 годами.
В поэтическом творчестве А.А.Блока соловей – радость, счастье. Он олицетворяет светлое, духовное начало:
Сирени бледные дождем к земле прибиты…
Замолкла песня соловья;
Немолчно говор слышится сердитый
Разлитого ручья…
(«После дождя»
1 июня 1899)
Фольклорный сюжет о блаженной стране, где годы кажутся минутами, превращен Блоком в сказку о «Соловьином саде». Поэма небольшая. Соловьиный сад – это своеобразное испытание, искушение героя, которое встречается в жизни каждого человека. Это и образ недостижимого для человека счастья, и образ манящей мечты, и эгоистичный жизненный путь, когда человек живёт только своей любовью в своём маленьком личном мире, и образ искусства для искусства, лишённого каких-либо гражданских интересов. Соловьиные песни соединяют душу человека с идеальным, возвышенным.
Мифологической семантикой наполняется образ-символ соловьиного сада. « Поэтический образ сада оформлялся под влиянием библейского образа рая: тенистые деревья, ручьи, птицы и соловей».6 Блок ищет образно-сюжетное воплощение темы ухода из плена красоты и любви, воплощая ее в возвышенном и праздничном древнерусском стиле. Поэма показывает трагический разрыв между тягой человека к счастью и красоте и чувством долга, сознанием невозможности забыть о “страшном мире”.
« Альтернатива любви и долга, наслаждения и духовной диеты, страсти и аскетизма, искусства в жизни изначально живет в его [Блока] поэтическом сознании и находит выражение в его трилогии « вочеловечивания ».7
Картотека с образом птицы-соловья составляет 5 стихотворений и относится к 1899-1910 годам.
Журавль связан с осенью, грустью, прощанием и тревожностью так же, как и с надеждой на счастье. Журавли взлетают или кричат в небе:
…Овин расстелет низкий дым,
И долго под овином
Мы взором пристальным следим
За лётом журавлиным...
Летят, летят косым углом,
Вожак звенит и плачет...
О чем звенит, о чем, о чем?
Что плач осенний значит?
(«Осенний день»
1 января 1909 )
Мы исследовали пять стихотворений с образом птицы-журавля. Они относятся к 1898 -1914 годам.
Блок стремится к символическому осмыслению образа птицы. Поэт запечатлевает особые, неповторимые мгновения, когда лирический герой постигает красоту, чувствует себя счастливым или несчастным, любит и любим.
«Единство лирики Блока коренится, прежде всего, в необычайной устойчивости блоковского слова. При том, что способы изображения и отношения слова к действительности меняются. На протяжении его творчества, основа его словаря остается неизменной. Для множества стихотворений Блока характерно тяготение к словесно образному единству, которое создается разными способами. Образный строй ряда стихотворений продиктован исходным образом, который вынесен в начало стихотворений».8 Образное единство проявляется в образном соответствии. Так в строках: «Сердце - легкая птица забвений / В золотой пролетающий час…» связаны слова «птица» и « пролетающий».
У Блока нет любимой птицы. Он использует образы лебедей, журавлей, воронов, соловьев. Менее частыми в поэзии А.А.Блока являются образы петуха , криком которого «заливалось утро»; орла – божьей птицы, превращающейся в «мечты», кричащие и летящие « в падении диком».
Употребление названия птицы напрямую связано с символическими представлениями, которые несет с собой указанная птица. Сова , символизирующая мудрость, у Блока превращается в «старуху» , а чайка - в «деву ».
«Коршун» - последний «плач» над обездоленной родиной. « Два образа – символа: коршун и мать – и в них судьба России. И трагическая сила двух заключительных вопросов:
Доколе матери тужить?
Доколе коршуну кружить?» 9
В поэме «Возмездие» появлению молодого ученого в доме Бекетовых предшествует лейтмотив ястреба :
Встань, выйди поутру на луг:
На бледном небе ястреб кружит,
Чертя за ругом плавный круг…
И вновь, взмахнув крылом огромным,
Взлетел-чертить за кругом круг,
Несытым оком и бездомным
Осматривать пустынный луг.
Лейтмотив ястреба возвращается :
Так-
Вращает хищник мутный зрак,
Больные расправляя крылья.
«Мотив ястреба вырастает в мотив страсти-ненависти, «любви вампирственного века».10
Обращает на себя внимание употребление образов птиц, которые символически связаны с возрождением и обновлением. Птицы у Блока «вольные», «летящие», «ускользающие» , «легкие». В стихотворении «Весенний день прошел без дела…» «…Скучала за стеной и пела, Как птица пленная, жена» (1909).Образ «снежной птицы» возникает в стихотворении «Они читают стихи»(1907).Голос и крик птичий связаны с жизнью и возрождением.
Образ легкой , доброй и свободной птицы появляется в стихотворении 1913 года «Художник».Стихотворение посвящено тайне творчества и вдохновения. «Для Блока-романтика гармония - только отзвук « миров иных»; в ней и благословение и проклятие. Романтик верит в чудодейственную силу слова и ждет от него преображения мира. Ему мало гармонии стихов, ему нужна гармония космоса. Ограниченность искусства кажется ему тюрьмой, а красота его - лживым подобием».11 Блок изображает неудачу искусства такими словами:
И замыкаю я в клетку холодную
Легкую, добрую птицу свободную,
Птицу, хотевшую смерть унести,
Птицу, летевшую душу спасти.
Творческий порыв исчерпан. В мире стало больше одной прекрасной поэмой, одной вдохновенной симфонией. Вот и все. Мир не преображен. Все по – прежнему: «Смерть и время царит на земле» (В.Соловьев):
Крылья подрезаны, песни заучены.
Любите вы под окном постоять?
Песни вам нравятся. Я же, измученный,
Нового жду - и скучаю опять.
«Мотив полета, легкости становится в цикле Блока «Заклятие огнем и мраком» лейтмотивом (в стихотворении «О, что мне закатный румянец…»: «Вновь летит, летит, летит…»), а образ птицы - главным в системе образов: «Сердце, взвейся, как легкая птица…» ( « В бесконечной дали коридоров…»). 12
Для Блока жизнь-это движение, становление, умирание и рождение, жизнь-это история; а история-это жизнь. И это относится ко всякой жизни…
Таким образом, мы можем утверждать:
1. «Птичий» пантеон в поэзии А.Блока чрезвычайно разнообразен: это традиционно-поэтические «соловей», «коршун», «лебедь», «ворон», «журавль», «голубь», «чайка», «орел» ; более «прозаические» «петух», «сова». Каждая птица задается в составе своего, глубоко оригинального поэтического комплекса.
2. Для поэзии А.Блока характерно постоянство значений птичьих образов, восходящее непосредственно к мифологическим традициям.
3. У Блока нет любимой птицы. Он использует образы лебедей, журавлей, воронов, соловьев. Достаточно редко используются в поэзии А.Блока образы петуха, орла, чайки ,совы, ястреба.
Глава 3. Мифологические образы птиц в поэзии А.А.Блока. Взаимодействие поэзии А.Блока с живописью (стихотворения А.Блока и картины В.М.Васнецова)
«Лирика Блока на протяжении всего творчества непосредственно не тяготела к древней мифологии, к духовным ценностям, возникшим на заре существования человечества. Поэта больше интересовала современная народная массовая культура. Образы древнего фольклора, если и появлялись в лирике Блока, то обязательно приобретали качественно новое, блоковское значение и звучание».13
Пессимистические образы инобытия, преобладающие у Блока, отразились в двух его стихотворениях о райских птицах. Вдохновившись картиной В.М. Васнецова Сирин и Алконост. Песнь радости и печали (1896), молодой поэт описал не самих птиц, а их пророческие песни.
«Поэты в их отношении к живописи очень чутко улавливают как раз современное ее звучание. Поэты, как правило, видят в другом искусстве то, что соответствует их помыслам и исканиям, и, может быть, они особенно ценят то, что выражает эти помыслы и искания в наиболее острой форме».14
История этих образов уходит в глубокую старину. В народном, преимущественно старообрядческом творчестве античные Сирена и Алкиона превратились в птиц с ликом девы. Вылетая из райского сада, они поют о будущей жизни. Тот, кто слышит эти песни, не в силах оторваться, и идет за ними ,пока не умрет от усталости. Поэтому на народных картинках изображается, как Сирина и Алконоста отгоняют выстрелами из пушек.
Этот многосложный образ, соединяющий в себе жизнь и смерть, привлек чрезвычайный интерес художников и литераторов именно в эпоху символизма. Васнецов придал индивидуальность этим парным образам и придумал легенду о светлой и темной прорицательницах.
Появляется стихотворение Блока.
Его Сирин вещает райское блаженство и свет Рая.
Густых кудрей откинув волны,
Закинув голову назад,
Бросает Сирин счастья полный
Блаженств нездешних полный взгляд.
И, затаив в груди дыханье,
Перистый стан лучам открыв,
Вдыхает все благоуханье,
Весны неведомый прилив...
И нега мощного усилья
Слезой туманит блеск очей...
Вот, вот сейчас распустит крылья
И улетит в снопах лучей!
Черноперый Алконост, сидящий на ветвистом троне, тоже пророчествует о будущем, но о печальном и трагическом.
Другая — вся печалью мощной
Истощена, изнурена...
Тоской вседневной и всенощной
Вся грудь высокая полна...
Напев звучит глубоким стоном,
В груди рыданье залегло,
И над ее ветвистым троном
Нависло черное крыло...
Вдали — багровые зарницы,
Небес померкла бирюза...
И с окровавленной ресницы
Катится тяжкая слеза...
Блок развивает образ Васнецова, окружая Сирина снопами небесного сияния и сгущая тьму и багровые отсветы вокруг фигуры Алконоста. В том же 1899 году он пишет стихотворение Гамаюн, птица вещая. Это отклик на еще одно произведение Васнецова — графический лист с изображением еще одной птицы Рая. На этот раз она сидит на одиноком стебле, растущем из воды.
Гамаюн — по славянской мифологии вещая птица, посланник бога Велеса, его глашатай, поющая людям божественные гимны и предвещающий будущее тем, кто умеет слышать тайное. Гамаюн всё на свете знает о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, птиц и зверей. Когда Гамаюн летит с восхода, приходит смертоносная буря.
В этом стихотворении неясная тоска Алконоста превращается в цепь апокалиптических пророчеств.
На гладях бесконечных вод,
Закатом в пурпур облеченных,
Она вещает и поет,
Не в силах крыл поднять смятенных...
Вещает иго злых татар,
Вещает казней ряд кровавых,
И трус, и голод, и пожар,
Злодеев силу, гибель правых...
Предвечным ужасом объят,
Прекрасный лик горит любовью,
Но вещей правдою звучат
Уста, запекшиеся кровью!...
Птица райская в этих стихах сменяется птицей вещей. Очаровывающее пение — самое важное свойство фольклорного образа . Блок уходит от темы Рая и заставляет своих птиц говорить вещую правду.
«Отметим близкую к живописи собственно портретную деталь у Блока. У птицы не « человеческое лицо», как в сказке и мифе, а « прекрасный лик». Уста, запекшиеся кровью,- слова, символически указывающие на страдание существа, несущего правду, как правило, неудобную многим и опасную для того, кто ее « вещает».15
Так раннее творчество Блока осмысливается как первая «глава» единого лирического «романа». «…Разве «Гамаюн» — не предвестие пожизненной его темы России, идущей сквозь величайшие испытания? Разве, наконец, вся его мучительная раздвоенность — не та же тема «детей страшных лет России», изуродованных религиозно-декадентской лжекультурой, но не мирящихся с этим и неизменно стремящихся к подлинно человеческой жизни, к жизни Родины?»16
«Алконост наряду с Гамаюном, но никак не с Сирином,- один из символов личности и творчества самого Блока».17
В последней трети XX в. другой поэт и бард обратился к теме райских птиц – это сделал Владимир Высоцкий в песне «Купола». Высоцкий свёл в своей песне вместе всех трёх птиц - и Алконоста, и Сирина, и Гамаюна. Есть в их изображении и традиционные, уже известные нам мотивы, но появляются и новые ноты, как тому и положено быть не у подражателя, а у продолжателя традиции. Все три птицы у Высоцкого оказываются вещими, но в то же время сказочными, нереальными:
Как засмотрится мне нынче, как задышится?!
Воздух крут перед грозой, крут да вязок.
Что споётся мне сегодня, что услышится?
Птицы вещие поют – да всё из сказок.
Птица Сирии мне радостно скалится
Веселит, зазывает из гнёзд,
А напротив – тоскует-печалится,
Травит душу чудной Алконост.
Словно семь заветных струн
Зазвенели в свой черёд
Это птица Гамаюн
Надежду подаёт !
(Альбом «Купола» (1968-1979) - часть 2
1975)
Птица радости Сирин предстаёт в виде игривой и назойливой кокетки. И только трагическая вещунья Гамаюн неожиданно становится воплощением надежды. Высоцкий сотворил свой традиционный и обновлённый миф о птице радости Сирине, птице печали Алконост.
Исследуя взаимодействие поэзии А.Блока с живописью, мы пришли к следующим выводам:
1. «Птичий» пантеон в поэзии А.Блока представлен также «мифологическими» (фантастические) образами Сирина, Алконоста, Гамаюна.
2. Поэтические образы Сирина, Алконоста, Гамаюна навеяны картинами В.М.Васнецова ( «Гамаюн, птица вещая» и «Сирин и Алконост»).
3. А.Блок развивает образ Васнецова, окружая Сирина снопами небесного сияния и сгущая тьму вокруг фигуры Алконоста.
4. А.Блок уходит от темы рая, заставляя своих птиц говорить «вещую правду».
Заключение.
В данном исследовании рассмотрены мифологические и фольклорные традиции как истоки формирования образа птицы в творчестве А.А.Блока (птицы, выступая как элемент религиозно-мифологической системы, в славянской мифологии занимают очень значимое место; их образы разнообразны).
Выявлено богатство и разнообразие образов птицы в поэзии А.А.Блока (традиционно-поэтические «соловей», «коршун», «лебедь», «ворон», «журавль», «голубь», «чайка», «орел»; более «прозаические» «петух», «сова» ; «мифологические» Сирин, Алконост, Гамаюн). Рассмотрены особенности их воплощения и символического наполнения.
Рассмотрено взаимодействие поэзии А.А.Блока с живописью (картины В.М.Васнецова). Поэтические образы Сирина, Алконоста, Гамаюна навеяны картинами В.М.Васнецова ( «Гамаюн, птица вещая» и «Сирин и Алконост») . Выявлена трансформация образов. А.Блок развивает образ Васнецова. А.Блок заставляет своих птиц говорить «вещую правду».
Данное исследование имеет перспективу, так как возможно более детальное изучение темы и углубление понятий (образ «демона» - существа, обладающего признаками птиц (в том числе умение летать) в творчестве поэта; связь образов блоковской поэзии с живописью и музыкой).
Ссылки на указанные источники.
1 Гуковский Г.А. К вопросу о творческом методе Блока. //Литературное наследство, т.92.Александр Блок. Новые материалы и исследования, книга первая.- М., Наука, 1980, с.63.
2 Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т./Гл.ред.С.А.Токарев.-М.:Сов.энциклопедия,1992.-Т.2.К-Я.- с.346.
3 Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. М.,1995, Т.1, С. 250
4 Ильев С.П.(Одеса) Куликовская битва как «символическое событие»(цикл «На поле Куликовом» Блока и роман А.Белого «Петербург»).//Александр Блок. Исследования и материалы .-Л., «Наука», 1991, с.28.
5 Ильев С.П.(Одеса) Куликовская битва как «символическое событие»(цикл «На поле Куликовом» Блока и роман А.Белого «Петербург»).//Александр Блок. Исследования и материалы .-Л.,»Наука», 1991, с. 40.
6 Максимов Д.Е., Приходько И.С. Сюжет поэмы А.Блока «Соловьиный сад» и его истоки. (К проблеме мифотворчества поэта)//Известия АН СССР серия литературы и языка т.46 1987г. № 5 с.510.
7 Максимов Д.Е., Приходько И.С. Сюжет поэмы А.Блока «Соловьиный сад» и его истоки. (К проблеме мифотворчества поэта)//Известия АН СССР серия литературы и языка т.46 1987г. № 5 с.510.
8 Кожевникова Н. « О сквозных словах и образах лирики А.Блока»//
« Русская словесность». №1 1999 г. с. 13.
9 Мочульский К. В. Александр Блок // Мочульский К. В. А. Блок. А. Белый. В. Брюсов. М. 1997.с.222.
10 Мочульский К. В. Александр Блок // Мочульский К. В. А. Блок. А. Белый. В. Брюсов. М. 1997.с.20.
11 Ям К.Е. Мосолова Л.Н. Учебно-методический комплект по курсу «История отечественной культуры»: лекция 10. // «Современный урок». №12 . 2008 ( 36) с.87.
12 Идеи философии Ф.Ницше в творчестве А.А. Блока.// «Литература» . № 26 (353) июль 2000. с. 11.
13 Бень Е.Б. Гамаюн, Сирин и Алконост (Фольклор и живопись в двух стихотворениях А.Блока).// «Русская речь» .1985.№ 4. с.131.
14 Альфонсов В.Н. Слова и краски . М., «Советский писатель», 1966, с. 52.
15 Васильев «Весны неведомой прилив…» (картины В.М.Васнецова и стихотворения А.А.Блока)// «Русская словесность».№ 3. 2008. с. 8.
16 Машбиц -Веров И. М. Русский символизм и путь Александра Блока. Куйбышев: Куйбышевское книжное издательство, 1969.с.279.
17 Васильев С.А. «Весны неведомой прилив…» (картины В.М.Васнецова и стихотворения А.А.Блока)// «Русская словесность».№ 3 2008. с.8.
Список используемой литературы.
1. Альфонсов В.Н. Слова и краски . М., «Советский писатель», М., 1966.
2. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. М.,1995, Т.1.
3. Бень Е.Б. Гамаюн, Сирин и Алконост (Фольклор и живопись в двух стихотворениях А.Блока).// «Русская речь» .1985. № 4.
4. Блок А. Собрание сочинений в шести томах. Т. 1-6. — Л.: Художественная литература, 1980—1983.
4. Васильев «Весны неведомой прилив…» (картины В.М.Васнецова и стихотворения А.А.Блока)// «Русская словесность».№ 3. 2008.
5. Гуковский Г.А. К вопросу о творческом методе Блока. //Литературное наследство, т.92.Александр Блок. Новые материалы и исследования, книга первая.- М., Наука, 1980.
6. Идеи философии Ф.Ницше в творчестве А.А. Блока.// «Литература» . № 26 (353) июль 2000.
7.Ильев С.П.(Одеса) Куликовская битва как «символическое событие»(цикл «На поле Куликовом» Блока и роман А.Белого «Петербург»).// Александр Блок. Исследования и материалы .-Л., «Наука», 1991.
8. Кожевникова Н. О сквозных словах и образах лирики А. Блока // Рус. словесность. — 1999. — № 1. — С. 11–16.
9. Максимов Д.Е., Приходько И.С. Сюжет поэмы А.Блока «Соловьиный сад» и его истоки. (К проблеме мифотворчества поэта)//Известия АН СССР серия литературы и языка т.46 1987г. № 5 .
10. Машбиц -Веров И. М. Русский символизм и путь Александра Блока. Куйбышев: Куйбышевское книжное издательство, 1969.
11. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т./Гл.ред.С.А.Токарев.-М.:Сов.энциклопедия,1992.-Т.2. К-Я.
12. Мочульский К. В. Александр Блок // Мочульский К. В. А. Блок. А. Белый. В. Брюсов. М., 1997.
13. Ям К.Е. Мосолова Л.Н. Учебно-методический комплект по курсу «История отечественной культуры»: лекция 10. // «Современный урок». № 12 . 2008 ( 36).
Приложения.
Васнецов, Виктор Гамаюн, птица вещая
Васнецов, Виктор Сирин и Алконост
Неизвестный художник Алконост
(1710)
Ссылки на иллюстративный материал в сети Интернет:
- http://s43.radikal.ru/i102/1003/51/6cf2cb78970a.jpg
- http://www.varvar.ru/arhiv/gallery/russian/vasnetsov_v_m/images/b>