Одоевский В.Ф.
СОДЕРЖАНИЕ: Русский писатель, философ, педагог, музыкальный критик. Последний представитель древнего княжеского рода. Образование получил в Московском университетском благородном пансионе (1816-22).Одоевский Владимир Федорович
1(13).8.1803 - 27.2(11.3).1869
Русский писатель, философ, педагог, музыкальный критик.
Последний представитель древнего княжеского рода. Образование получил в Московском университетском благородном пансионе (1816-22). В 1823-25 был председателем организованного им общества любомудрия (см. Любомудры). В 1824-25 вместе с В. К. Кюхельбекером издавал альманах Мнемозина, в 1827-30 - один из основных деятелей журнала Московский вестник, был соредактором пушкинского Современника.
В 1826 переехал в Петербург. С 1846 помощник директора Публичной библиотеки и директор Румянцевского музея; с 1861 сенатор в Москве. Общественная деятельность Одоевского весьма разностороння: он был одним из создателей и главных деятелей благотворительного общества посещения бедных, издателем журнала для крестьян Сельское чтение, активно выступал с поддержкой реформ 1860-х гг. и др.
Философско-эстетические взгляды Одоевского весьма противоречивы. Воспитанный в атмосфере рационализма и просветительства, О. испытал затем сильное влияние немецкой идеалистической философии и эстетики, особенно Ф. В. Шеллинга. В художественном творчестве Одоевский выступал и как продолжатель традиции просветительской сатиры, автор дидактических апологов и повестей (Бригадир, 1833; Княжна Мими, 1834; Княжна Зизи, 1839), и как признанный мастер фантастической романтической повести (Импровизатор, 1833; Сильфида, 1837; Саламандра, 1840; Косморама, 1840).
Среди неоконченных произведений Одоевского - научно-фантастический роман-утопия 4338-й год (опубликован в 1926), романы Иордан Бруно и Петр Аретино, Самарянин, Русские ночи (1844) - цикл из десяти новелл, обрамленных философскими беседами, - итоговое произведение русского философского романтизма 1830-х гг., отразившее характерную для него атмосферу исканий, дум об основных проблемах бытия и судьбах России. С середины 40-х гг. Одоевский отошЕл от литературной деятельности.
В 1830-40-х гг. Одоевский проделал эволюцию, аналогичную пути Шеллинга от философии тождества к философии откровения (что подтвердилось во время их личной встречи в 1842), в частности под воздействием французского философа-мистика 18 в. Л. Сен-Мартена. С конца 1850-х гг. характерен возрастающий интерес Одоевского к опытному познанию мира. В мировоззрении своеобразно переплетаются славянофильские и западнические мотивы.
Одоевский явился одним из основоположников русского классического музыкознания. Он был первым истолкователем творчества М. И. Глинки, пропагандировал произведения А. Н. Верстовского, А. Н. Серова и др., обосновывал национальную самобытность русской музыки. Ему принадлежат исследования в области народной песни и древне-русской церковной музыки. Ряд статей Одоевского посвящен творчеству В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Г. Берлиоза, Р. Вагнера. В своих произведениях он часто обращался в духе романтической традиции к темам музыкального творчества и образам музыкантов (новеллы Себастиан Бах, Последний квартет Бетховена). Участвовал в деятельности Русского музыкального общества, в создании Петербургской и Московской консерваторий. Автор ряда музыкальных сочинений.
Одоевский - один из видных русских педагогов 19 в., автор ряда учебников, многочисленных методических сочинений и наставлений и т.д.