Одоевский Владимир Федорович
СОДЕРЖАНИЕ: Князь, известный русский писатель и общественный деятель, родился в 1803 г. в Москве и был последним представителем одной из старейших ветвей рода Рюриковичей, происходя по прямой линии от князя черниговского Михаила Всеволодовича.Князь, известный русский писатель и общественный деятель, родился в 1803 г. в Москве и был последним представителем одной из старейших ветвей рода Рюриковичей, происходя по прямой линии от князя черниговского Михаила Всеволодовича, замученного в 1246 г. в Орде и причтенного к лику святых.
Свое общее образование Одоевский получил в благородном пансионе при Московском университете и по окончании курса сотрудничал в Вестнике Европы. Сблизившись с А.С.Грибоедовым и В.К.Кюхельбекером, он в 1824 - 25 гг. издавал альманах Мнемозина. В 1826 г. поступил на службу в ведомство иностранных исповеданий и в течение нескольких лет редактировал Журнал Министерства Внутренних Дел. В 1846 г. был назначен помощником Директора Императорской Публичной Библиотеки и Директором Румянцевского музея. С переводом в 1861 г. музея в Москву Одоевский был назначен сенатором московских департаментов сената, заняв должность первоприсутствующего 8 департамента.
Одоевский был человеком самого разностороннего и глубокого образования, вдумчивый и восприимчивый мыслитель, он чутко отзывался на все явления современной ему научной и общественной жизни. Искание во всем и прежде всего правды (ложь в искусстве, ложь в науке и ложь в жизни- писал он в свои преклонные годы, - были всегда моими врагами и моими мучителями: всегда я преследовал их, и всюду они меня преследовали.) составляет исключительную черту всех его произведений. Одоевский является не только как интересный повествователь сказочник, но и как научный мыслитель и исследователь нравственно-философских, экономических и естественных учений.
Среди многочисленных произведений Одоевского главное место занимают его Русские ночи - философская беседа между несколькими молодыми людьми, куда для иллюстрации выводимых автором положений вплетены рассказы и повести, из которых особенно выделяются два : Бригадир и Себастьян Бах. В последнем автор, излагая в изящной простоте биографию Баха, высказал, между прочим, свою восторженную любовь к музыке, как к величайшему из искусств, изучению теории и истории которой он посвятил значительную часть своей жизни. Из других повестей и рассказов, не вошедших в Русские ночи, отличается большая полуфантастическая, полуисторическая повесть Саламандра, написанная автором под влиянием изучения истории алхимии и исследований Я.К.Грота о финских легендах и поверьях, и серию полных злой иронии рассказов из своей жизни: Новый год, Княжна Мими, Княжна Зизи и др., сатирические сказки: О мертвом теле, неизвестно кому принадлежащем, О господине Коваколе и др., а также серия нравоучительных детских сказок: Душа женщины, Игоша, Необойденный дом и др. Большая часть этих сказок была издана отдельной книгой под названием Сказки дедушки Иринея.
Литературная деятельность Одоевского была также посвящена заботе о просвещении народа, и он долгое время состоял редактором Сельского обозрения, издающегося Министерством внутренних дел; вместе с другом своим А.П.Заблоцким-Десятовским Одоевский выпустил в свет книжки Сельского чтения в 20000 экземпляров под заглавием Что крестьянин Наум твердил детям и по поводу картофеля, Что такое чертеж земли и на что это пригодно и др. Кроме этого, Одоевский написал для народного чтения ряд Грамоток деда Иринея, а также Пестрые сказки Иринея Гамозейки.
Одоевский был искренне предан интересам литературы и помогал всему честному и даровитому, что в ней появлялось, заботиться о расширении круга изданий. Печать, - говорил он, - есть дело великое. Честная литература - точно брандвахта, аванпостная служба среди общественного коварства. Одоевский, как было сказано выше, посвятил себя серьезному изучению музыки. Как музыкальный писатель он известен следующими сочинениями о музыке: Опыт о музыкальном языке (1833), Музыкальная грамота или основания музыки не для музыкантов (1868), Об изучении русской музыки не только как искусства, но и как науки (речь, сказанная им при открытии Московской консерватории), Об истинной русской музыке, К вопросу о древнерусском пении (газета День 1864, №№ 4, 17), Русская и так называемая общая музыка (в Русском Погодина 1867, №№ 11, 12).
В Петербурге на вечерах у Жуковского Одоевский сблизился с Глинкой. Сближение это вскоре перешло в тесную дружбу, и Глинка неоднократно пользовался советами Одоевского, когда писал оперу Жизнь за царя, успех которой был отпразднован на квартире Одоевского пением шутливого канона (...веселися Русь, наш Глинка, уже не глинка, а - фарфор), сочиненного Пушкиным, князем Вяземским и князем Вьельгорским и положенного на музыку самим Глинкой и Одоевским.
Как общественному деятелю, Одоевскому принадлежала инициатива устройства детских приютов, по его мысли в Петербурге основана больница для приходящих, получившая позднее наименование Максимилиановская, а также Елизаветинская детская больница. В заботе придти на помощь страждущим Одоевский встретил поддержку Великой княжны Елены Павловны, благодаря содействию которой в 1846 г. в Петербурге возникло Общество посещения бедных.
Общество это, несмотря на неутомимую и энергичную деятельность своего председателя князя Одоевского, отдававшего ему все свое время и все свои силы, к сожалению, просуществовало только до 1855 г., когда должно было прекратить свою деятельность в последствие запрещения военным участвовать в нем, что лишило его множества деятельных членов и нанесло ему огромный удар.
Последние годы жизни Одоевский провел в Москве и смерть его застала за усиленными заботами об устройстве в Москве съезда археологов (Одоевский был одним из учредителей Археологического Общества и также Императорского Географического общества), во время которого ученики консерватории должны были под руководством Одоевского исполнить древнерусские церковные напевы. Эти напевы были исполнены на его скромных похоронах.
Одоевский умер в 1869 г. в Москве и погребен на кладбище Донского монастыря.