Оффшорный бизнес 2

СОДЕРЖАНИЕ: ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Байкальского государственного университета

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Филиал государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

Байкальского государственного университета

экономики и права в г. Братске

Кафедра мировой экономики

Специальность «Мировая экономика»

Дисциплина «Международные экономические отношения»

КУРСОВАЯ РАБОТА

ОФФШОРНЫЙ БИЗНЕС

Руководитель

курсовой работы: Ст.преп.И.Ю.Габидуллина

Студент: гр. МЭ-07 Е.А. Лапковская

Братск, 2010

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………...………………………………….......…....3

1 СУЩНОСТЬ ОФФШОРНОГО БИЗНЕСА………………………………..….4

1.1 Оффшорный бизнес как проявление особенностей налоговой системы.........4

1.2 Оффшорные зоны………………………………………………………………..8

2. ЭВОЛЮЦИЯ ОФФШОРНОГО БИЗНЕСА И ЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ………………………………………………………………..11

2.1. Основные этапы развития оффшорного бизнеса…………………………....11

2.2. Международное регулирование оффшорного бизнеса ……………..…..….15

3 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ОФФШОРНОГО БИЗНЕСА И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ……………………………………………………………….24

3.1. Текущее состояние оффшорного бизнеса…………………………….….…..24

3.3. Перспективы развития оффшорного бизнеса ……………………………….27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….……………….31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..33

ВВЕДЕНИЕ

Управление бизнесом – сложный, комплексный и творческий процесс, суть которого в поиске и принятии осмысленных и эффективных решений в их практическом осуществлении.

Налоговый фактор играет колоссальную роль в бизнесе, поскольку введение или изменение ставки существующего налога изменяет доходность бизнес-процесса. Но сокращение налоговых платежей не должно становиться главным инструментом управления бизнесом. Это лишь неотъемлемая часть менеджмента бизнес-организации.

В последние годы многие авторы обращаются к такому экономическому явлению, как оффшорный бизнес. Эта тема постоянно актуализируется в деловых журналах, эко­номисты посвящают оффшорному бизнесу свои статьи в специализи­рованных изданиях, или целые книги, затрагивают эту тему в монографиях и учебниках. Данная тема интересна автору своей «двоякостью» - наличием положительных и отрицательных оценок ведения оффшорного бизнеса, специфичностью его черт и налоговых особенностей.

Целью данной работы является выявление современного положения оффшорного бизнеса в мировой экономике, его влияния на объем международного движения капитала, а также анализ перспектив развития оффшорных зон в условиях развивающегося мирового финансового кризиса.

Задачами данной курсовой работы можно считать выделение понятия оффшорной экономической зоны, принципов организации и управления данного бизнеса и отношение мирового сообщества к оффшорному бизнесу. Отдельно стоит рассмотреть основные этапы развития оффшорного бизнеса и их классификаций, деятельность международных организаций, занимающихся регулированием и контролем.

В работе использованы теоретические материалы учебных пособий различных авторов (Погорлецкого А. И., Климовца О. В.), статьи периодических изданий; обзоры, аналитические материалы Интернет статей, независимых органов и экспертов.

1СУЩНОСТЬ ОФФШОРНОГО БИЗНЕСА

1.1 Оффшорный бизнес как проявление особенностей налоговой системы

Для эффективного управления бизнесом с налоговой точки зрения недостаточно знать текущее налоговое законодательство. Необходимо следовать концепциям, которые заложены в саму систему налогообложения. В этой связи следует отметить, что четырьмя канонами налогообложения считаются: справедливость, определенность, удобство и эффективность (нейтральность).

Например, в то время как принцип справедливости требует, чтобы бремя налогообложения было распределено между всеми в соответствии с их возможностью уплатить налог или с объе­мом благ, получаемых от государственных расходов, принципы удобства и эффективности вызывают к жизни такие «несправедливые» (с точки зрения налогообложения) формы ведения бизне­са, как малые предприятия.

Важным является такой аспект «противостояния» принципов справедливого налогообложения и эффективной налоговой сис­темы, как определение лучшей налоговой базы. Обычно налоговые системы включают как налоги на прибыль (доход), так и налоги на потребление. В налоговой системе после определения базы налогообложе­ния следующим вопросом является определение налоговой ответ­ственности (юрисдикции) субъекта. В международном аспекте подавляющее большинство налоговых систем (включая договоры об избежании двойного налогообло­жения) следуют двум основным критериям определения налого­вой юрисдикции и достаточной степени присутствия:

· резидентство (постоянное место пребывания);

· источник дохода. Оба эти понятия выработаны для того, чтобы измерять степень связи лица с налоговой юрисдикцией, а также определять применимые к этому лицу налоговые правила.

Налоговое право большинства государств мира в значитель­ной степени заимствует указанные критерии для определения присутствия, достаточного для возложения налоговой обязанно­сти. Но поскольку мир бизнеса многообразен и находится в не­прерывном развитии, то и существуют различные виды связей хозяйствующих субъектов, как с налоговой юрисдикцией, так и между собой. Поэтому до сих пор в мире не существует такого налогового акта, в котором давался бы исчерпывающий список когои по каким критериямв том или ином случае следует при­знать налогоплательщиком той или иной страны или территории.Кроме того, правовыми системами стран предусмотрено следу­ющее требование: субъекты территориального деления не могут устанавливать границы своей налоговой юрисдикции, посколь­ку обратное противоречит единству государственного экономи­ческого пространства. А согласно международным нормам госу­дарства не могут распространять границы своей налоговой юрис­дикции на нерезидентов, осуществляющих деятельность за пределами территорий этих государств, поскольку обратное сви­детельствует о нарушении суверенитета государства, чьим рези­дентом является хозяйствующий субъект. Российское междуна­родное право следует этой логике[1] .

Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что «достаточная сте­пень присутствия» бизнес-организации в субъекте А (страна или субъект территориального деления страны), дающая этому субъекту право облагать бизнес-организацию налогом, чаще всего именуется структурным обособленным подразделе­нием бизнес-организации в субъекте А. Однако существующая практика указывает на то, что нет исчерпывающего перечня того, каковы минимальные критерии подобного структурного подразделения. Налогоплательщикам и налоговым органам оставляет­ся возможность самостоятельно определять это, то есть обособлен­ным структурным подразделением в субъекте А, может быть как отдельный офис (представительство или филиал) организации, так и источник дохода. В тех случаях, когда связь бизнес-органи­зации с юрисдикцией недостаточна (например, внешнеэкономи­ческая деятельность через посредников; оказание услуг через Интернет, телефон), бизнес-организация избегает налогов. Од­ним из таких проявлений особенностей налоговой системы, осо­бенно при наличии нескольких, конкурирующих, налоговых юрисдикции, является оффшорный бизнес.

Оффшорный бизнес строится на возможностях, предоставляе­мых оффшорными зонами.Оффшорной зоной считается страна или территория, в законодательстве которой разрешено регистриро­вать компании, которые извлекают прибыль из источников, дей­ствующих вне страны или территории регистрации (оффшорные компании).

Offshore в прямом переводе с английского означает вне берега, вне острова, и первоначально применялся английскими юристами в отношении компаний, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств (т.е. государств, расположенных вне Большого острова - Соединенного Королевства). On-shore - противоположность термина off-shore и означает на берегу. Эти термины довольно часто используются юристами и консультантами, но фактически никогда не используются в национальных законодательствах. Например, с точки зрения британского законодательства компания, зарегистрированная в Англии, Уэльсе или Шотландии, является отечественным юридическим лицом (on-shore company - на юридическом жаргоне), а зарегистрированная в любой другой юрисдикции (США, Германия, Кипр, Багамы, etc.) - иностранным юридическим лицом (off-shore company - на юридическом жаргоне)[2] .

Таким образом, оффшорный бизнес - это предпринимательская деятельность, осуществляемая в рамках международной группы компаний, часть подразделений которой расположена в странах, предоставляющих налоговые, валютные, инвестиционные и другие льготы при определенных условиях. Эти страны получили неофициальное название налоговые убежища. Ричард Гордон в своем аналитическом обозрении Налоговые убежища и их использование налогоплательщиками США, подготовленном по заказу Службы внутренних доходов (СВД) - федеральной налоговой службы США, сформулировал следующее определение налогового убежища: Налоговое убежище - любая страна, имеющая низкий или нулевой уровень налогообложения на все или некоторые категории прибыли, и предлагающая определенный уровень банковской или коммерческой секретности.

В основу организации деятельности оффшорных зон положен универсальный принцип налогового законодательства, в соответ­ствии с которым, обязательному налогообложению подлежат доходы, источник которых находится на территории данного государства. В тех случаях, когда источник дохода находится за рубежом или локализован недостаточно определенно, он может быть исключен из сферы налоговой ответственности в пределах территории данного государства.

По определению Центрального банка РФ, «оффшорная ком­пания - юридическое лицо-нерезидент Российской Федерации, зарегистрированное в стране или на территории, имеющей оф­фшорный статус, в пределах которой действуют налоговые, та­моженные, инвестиционные и другие льготы, и которая уполно­мочена осуществлять операции с нерезидентами страны место­нахождения оффшорной компании».

В итоге оффшорная компания не имеет налоговую юрисдик­цию Российской Федерации, если не осуществляет деятельность на ее территории, а трансфертное ценообразование создает воз­можности для управления (манипулирования) доходами и плате­жами. Вопрос же уменьшения связи между оффшорной компанией и самой бизнес-организацией реализуется как благодаря конфи­денциальности учреждения компании в оффшорной зоне, так и за счет наличияслабых связеймежду государствами, где осуществ­ляется бизнес и где зарегистрирована оффшорная компания[3] .

В оффшорных зонах предлагаются различные методики рабо­ты. Однако все они сводятся к сокращению связи между бизнес-организацией и налоговой юрисдикцией. В большинстве случаев это достигается использованием через оффшорную компанию дру­гой компании, находящейся в стране с высоким, по сравнению с оффшором, уровнем налогообложения.

1.2 Оффшорные зоны

Благоприятные режимы осуществления хозяйственной деятельности, в том числе и налогообложения, предоставляют многие страны в зависимости от целей, которые преследует их внешнеэкономическая стратегия. Только «чистых» оффшорных зон, т.е. стран, которые целенаправленно создают на своей территории льготные условия для международной экономической деятельности, около 80. Эти зоны могут являться самостоятельными государствами: Ирландия, Люксембург, Мальта, Сингапур; быть зависимыми территориями: Гибралтар в составе Великобритании или Антильские острова в составе Нидерландов; частями государств: Нью-Брансуик (Кана­да), Вайоминг, Делавэр (США), кантон Цуг (Швейцария)[4] .

Условно на карте мира выделяют четыре региона - севе­роамериканский, карибский, европейский и Океания, характери­зующиеся наиболее активной деятельностью в сфере оффшорного бизнеса.

Существует множество характеристик оффшорных зон: геогра­фическое положение, политическая стабильность, авторитет на международном рынке, наличие в стране профессиональных кад­ров, хороших коммуникаций и банков, иногда и возможность посещения этой страны, перспективность для удовлетворения каких-либо других проектов, которые могут возникнуть в дальней­шем. Но большинство бизнесменов, осуществляя выбор оффшорной зоны, ориентируются на четыре принципиальных момента:

• уровень налогообложения (рис 1.);

• необходимость отчетности;

• наличие соглашений об избежании двойного налогообло­жения;

• конфиденциальность учреждения компании.

Рис.1. Классификация налоговых юрисдикций по С.Ф. Сутырину И А. И. Погорлецкому

В соответствии со всеми этими характеристиками оффшорные зоны можно разбить на три группы.

К первой группеможно отнести страны с низким налогообложением, не требующие отчетности. Это, как правило, небольшие государства третьего мира (так называемые «кокосовые оффшоры»). Наиболее известны среди них Багамские острова, Британ­ские Виргинские острова, Каймановы острова, остров Теркс и Кайкос, Панама. Все эти зоны характеризуются высокой степе­нью конфиденциальности для владельцев оффшорных компаний (в Государственный регистр компаний заносится минимум све­дений) и почти полным отсутствием контроля со стороны влас­тей за деятельностью таких компаний. Именно поэтому солид­ные компании и банки не хотят иметь с ними финансовых отно­шений. С компаний, как правило, не взимаются налоги, за что они платят ежегодный фиксированный сбор.

Принципиальной разницы между этими территориями нет. Но к этой же группе можно отнести и некоторые европейские терри­тории, например, остров Мэн, интересный возможностью создания резидентных освобожденных компаний.

Вторую группусоставляют страны, предоставляющие оффшор­ным компаниям ощутимые налоговые льготы, но и требующие от них финансовую отчетность. Например, к этой группе можно отнести США (Делавэр, Вайоминг), Кипр. Регистрация и обслу­живание компаний здесь дороже, а престиж страны высок.

Постепенно переходят в эту группу и некоторые страны, преж­де не требовавшие финансовой отчетности от нерезидентных ком­паний. Так, с 2000г. отчетность, заверенную аудитором, должны предоставлять все компании, зарегистрированные на Гибрал­таре.

Третья группаоффшорных зон - это государства, формально не являющиеся оффшорами, но налоговые законы которых в не­которых случаях предполагают низкое (стимулирующее) нало­гообложение для определенных операций или групп инвесторов (как правило, иностранных). В других случаях снижение налого­обложения доходов предприятий достигается применением усло­вий международных соглашений об избежание двойного нало­гообложения или резидентства компаний. К этой группе можно отнести Великобританию, Бельгию, Австрию, Нидерланды, Швейцарию, Люксембург, Лихтенштейн.

Но, следует сказать, что представление об оффшорной компании как о пути решения любых проблем бизнесмена, скорее всего, ошибочно. Следует понять, что этими преимуществами могут пользоваться в основ­ном посреднические компании, которые не ведут конкретной де­ятельности в отдельной стране. После легализации в качестве представительства или филиала появляются и все местные нало­ги, а без такой легализации часто невозможно получить лицен­зию на конкретную деятельность в данной стране, проводить та­моженные операции.

Кроме того, налоговое законодательство ряда стран (в число которых входит и Россия) осуществляет налогообложение своих резидентов на основе их всемирных доходов. В этом случае, как только доход переходит с оффшорного предприятия на его непос­редственного учредителя, так сразу и подвергается налогообло­жению по правилам страны резиденции получателя дохода.

2 ЭВОЛЮЦИЯ ОФФШОРНОГО БИЗНЕСА И ЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

2.1 Основные этапы развития оффшорного бизнеса

Оффшорный бизнес, как таковой, начал появляться в основном с середины XX в., когда многие британские колонии и зависимые терри­тории стали получать полную или относительную независимость от своих метрополий. Из-за целого ряда исторических, политических и экономических причин некоторые из них ввели в свое налоговое законодательство определенные, весьма специфи­ческие положения, ставшие основой регистрации компаний, осуществляющих свою деятельность за их пределами. Эти государства, как правило, не имеют военных расходов и содержат мини­мальное число государственных чиновников, что позволяет им вести льготную политику в сфере налогообложения.

Пик оффшорной индустрии пришелся на конец 80- и 90-х гг. прошлого века. Причинами для этогостали:

· тенденция к постоянному глобальному ростумировой экономики;

· развитие процессов глобализации и интерна­ционализации бизнеса, ослабление торговых барьеров благодаря деятельности ВТО;

· глобальное ослабление контроля над обменом валют;

· нестабильность мировой экономики вследс­твие долговых и валютных кризисов в Латин­ской Америке, Азии, в странах с переходнойэкономикой;

· тенденция к снижению степени регулированиягосударством рыночных механизмов в промышленно развитых государствах.

Кроме того, существовали и продолжают сущес­твовать глобальные налоговые катализаторы, которые влияют на рост оффшорного бизнеса в мире. Они включают в себя:

· сохранение во многих странах высокого уровня ставок налогообложения;

· рост эффективности сбора налогов и успешные налоговые реформы в промышленно развитыхгосударствах;

· стремительное развитие сети международных соглашений об избежании двойного налогооб­ложения.

В условиях глобализации мировой экономи­ки влияние налоговой системы каждой страны на экономические системы других стран резко возросло. Это объясняется тем, что вследствие развития информационных технологий финан­совый капитал приобрел большую мобильность, то есть способность легко перемещаться из одного государства в другое, в зависимости от степени благоприятности условий в данных государствах. В результате размер налогового бремени стал од­ним из важнейших факторов конкуренции между странами за привлечение финансовых ресурсов. Ученые-финансисты даже вводили специ­альное понятие «глобальная налоговая паутина». Оно дает представление о том, как изменение налогового законодательства одной страны мира ведет к перетоку финансовых средств, изменению инвестиционных предпочтений и другим ненало­говым последствиям во всем мировом хозяйстве.

Перечисленные факторы привели как к расширению списка стран, предоставляющих налоговые льготы, так и к росту числа регистри­руемых в их юрисдикции компаний. В пик раз­вития оффшорного бизнеса в мире насчитывалось, по разным оценкам, более 70—80 стран, предус­матривающих налоговые льготы для оффшорных организаций. Более точное определение числа оффшорных юрисдикций затруднено особенностями национального законодательства. В частности, ни Великобритания, ни США не могут быть отнесены к числу «налоговых гаваней», хотя зарегистриро­ванные там компании используются при между­народном налоговом планировании, в том числе и в целях минимизации налогов.

Относительно количества создаваемых безналоговых компаний можно отметить, что в 1995 г., в период максимального роста оффшорного рынка, в различных Карибских центрах было учреждено примерно 60000 компаний. Одной из наиболее популярных юрисдикции являлись в тот период времени Британские Виргинские острова (BVI), в чьем регистре за 10 лет — с 1984 по 1994 г. было за­регистрировано 200 000 международных компаний, а сегодня их число превысило 600 000. Только в течение 1995 г. в данной юрисдикции было учреж­дено примерно 35 000 компаний. По экспертным оценкам, 15 000 компаний с оффшорными целями учреждается каждый год в Гонконге и еще около 50 000 в других оффшорных юрисдикциях. Это озна­чает, что полное количество компаний, учреждае­мых каждый год с оффшорными целями, превышало 130 000. Консалтинговые фирмы, работающие на этом рынке, полагают, что за период с 1995 по 2000 г. суммарно было учреждено еще примерно полмиллиона оффшорных компаний во всем мире. И число таких компаний растет и по сегодняшний день[5] .

Проанализировав приведенные данные, а также исходя из изменений и практики применения оффшорных инструментов, можно выделить следующую периодизацию развития оффшорного бизнеса в глобальном масштабе[6] .

Нулевой этап(до конца 1950-х гг.) - предва­рительный этап, формирования «оффшорного бизнеса» как такового еще не произошло, но еще с древнейших времен имели место примеры создания автономных образований,пользующихся теми или иными льготами и привилегиями по сравнению с остальной частью государства, которые можно считать «прообразом» оффшорных юрисдикции.

Первый этап(конец 1950-х - начало 1980-х гг.)- этап зарождения оффшорного бизнеса в его классическом смысле. Количество стран и число регистрируемых в них оффшорных компаний было незначительным. Метод оф­фшора применялся узко специализированно и разрабатывался индивидуально под каждого конкретного клиента, как правило, крупной компании.

Второй этап(конец 1980-х - начало 1990-х гг.)— этап роста. Список оффшорных юрисдикции существенно расширился, число регистрируе­мых в них компаний достигло максимума. Метод оффшорной оптимизации налогообложения стал широко известным и популярным, были созданы стандартные схемы применения безналоговых фирм, не требующие высококвалифицирован­ного консультирования. На рынок регистрации компаний вышло большое количество малых и средних адвокатских бюро и консалтинговых фирм. На национальном уровне начали прини­маться меры, призванные ограничить возмож­ности безналоговых компаний.

Третий этап(конец 1990-х — 2000 год) — этап стабилизации оффшорного бизнеса. На этом этапе впервые выдвигаются требования достижения большей прозрачности оффшорного бизнеса. Число регистрируемых компаний несколько снизилось, усложнились механизмы использования оффшорных фирм, некоторые юрисдикции прекращают оказывать оффшорные услуги и уходят с рынка. Возникает междуна­родное антиоффшорное регулирование.

Четвертый этап(2001 — 2004 гг.) — период кратковременного спада. Происходит умень­шение количества оффшорных зон и оффшорных компаний вследствие резкого увеличения степени их государственного и межгосударс­твенного регулирования. Резко ужесточаются требования к прозрачности в свете трагических событий в США в 2001 г., из-за чего ограничи­вается применение анонимных инструментов оффшорного бизнеса. Растет влияние на рынок неоффшорных банков и крупных консалтинго­вых фирм. Происходит возврат к индивидуаль­ным оффшорным инструментам.

Пятый этап(2004 г. - настоящее время) - период трансформации оффшорного бизнеса. Изменения в мировой экономике и усиление контроля приводят к трансформации оффшорного бизнеса. Некоторые страны уходят с этого рынка, другие - ищут новые ниши для применения оффшорных механизмов (например, оффшорный аутсорсинг услуг, различные услуги и операции на рынках информационных технологий, организация азартных игр через Интернет, кэптивное страхование, создание новых, удовлетворяющих всем международным требованиям организационно-правовых форм оффшорных организаций и пр.); третьи страны впервые входят в оффшорный бизнес.

На настоящий момент в мире действует около 35-40 стран, являющихся специализированными оффшорными юрисдикциями. Их доля в мировом ВВП относительно невелика- 1,22%, а за минусом промышленного производства и сельского хозяйства, которые не могут относиться к оффшорному сектору, она снижается до 0,79%. Тем не менее, по некоторым экспертным оценкам, примерно половина всех мировых финансовых транзакций осуществляется через оффшорные юрисдикции. В США 40% всех переводов средств в пользу иностранных получателей направляется именно в эти страны. Вместе с тем начиная примерно с 2000 г. период либерального отношения к оффшорному бизнесу сменился серьезным ужесточением контроля со стороны государственных властей. С этого вре­мени можно говорить о наличии согласованного международного антиоффшорного регулирования. Если раньше антиоффшорная борьба была скорее внутренним делом каждого отдельного государства, то в последние годы она принимает всемирный размах. Теперь в ней активно участвуют такие международные организации, как ФАТФ (FATF), ОЭСР и др. В связи с этим на действующем этапе оффшор­ный бизнес претерпевает существенные изменения, особенно в части повышения его «прозрачности»[7] .

2.2 Международное регулирование оффшорного бизнеса

Поскольку международный оффшорный сектор, как часть архитектуры мировой финансовой системы, оказывает существенное влияние на состояние рынков капитала, деятельность оффшорных финансовых центров находится под при­стальным вниманием правительств и финансовых кругов различных стран. Активное участие в мониторинге режимов оффшорных финансовых центров принимают некоторые международные организации.

В 1999 году после азиатского финансового кризиса 1997-98 гг. при поддержке глав центральных банков и министерств финансов стран «большой семерки» был создан Фо­рум финансовой стабильности (FinancialStabilityForum). В его состав вошли представители центральных банков и казначейств, органов надзо­ра и регулирования, организаций по разработке и выполнению международных стандартов, а также эксперты по вопросам оценки состояния финансовых систем различных стран. Основные задачи Форума состоят в расширении сотрудничества между национальными и международными органами надзора в целях укрепления стабильности мировой финансовой системы, определение системных рисков при развитии глобальной экономики и создании международных правил и стандартов для финансовых институтов. Образованная в рамках Форума Рабочая группа по оффшорным финансовым центрам провела сравнительный анализ дея­тельности 30 ведущих оншорных финансовых центров и 37 финансовых центров преимущественно с оффшорными режимами[8] .

При выборе оффшорных центров Рабочая группа использовала следующие основные характеристики, присущие оффшорным зонам:

- низкий налог или отсутствие налога на прибыль от предпринимательской деятельности или инвестиций;

- отсутствие подоходного налога;

- упрощенная процедура регистрации компа­ний и получения лицензий;

- мягкий режим надзора;

- использование трастов и других специальных корпоративных структур;

- отсутствие требования о физическом присут­ствии финансового учреждения или корпоратив­ной структуры в стране регистрации;

- неоправданно высокий уровень конфиденциальности в отношении клиентуры, основанный на законодательстве о строгом соблюдении профессиональной тайны;отсутствие вышеуказанных правил для резидентов.

По результатам проделанной работы Рабочая группа подготовила доклад, которыйбыл утвержден Форумом в марте 2000 г.На основании проведенного сравнительного анализа, оффшорные финансовые центры были разбиты на три группы. В первую группу включены юрисдикции, кото­рые отличаются высокой степенью надзора за деятельностью финансового сектора, соблюда­ют международные стандарты и сотрудничают с органами надзора других стран, По оценке Форума, указанным критериям отвечают всего четыре страны: Гонконг, Люксембург, Сингапур и Швейцария.

Ко второй группе относятся страны, которые по ряду показателей уступают странам первой группы. Это девять оффшорных юрисдикции: Ан­дорра, Бахрейн, Барбадос, Бермуды, Гибрал­тар, Малайзия (о. Лабуан), Макао, Мальта и Монако.

И, наконец, третью группу представляют 25 стран, финансовый сектор которых требует определенных изменений в плане улучшения про­зрачности, расширения обмена информацией, соблюдения международных стандартов. Это как, как правило, небольшие государства третьего мира (так называемые «кокосовые оффшоры»). В эту группу включены: Ангилья, Антигуа и Барбуда, Аруба, Белиз, Британские Виргинские острова, Каймановы острова, острова Кука, Коста-Рика, Кипр, Ливан, Лихтенштейн, Маршалловы острова, Маврикий, Науру, Нидерландские Антильские острова, Ниуэ, Панама, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Самоа, Сейшеллы, Багамы, Теркс и Кайкос, Вануату.

Среди организаций, занимающих наиболее жесткую позицию в отношении оффшор­ных юрисдикции, находится и ОЭСР. Она уже длительное время ведет активное наступление на так называемые налоговые гавани.Одним из последствий глобализации экономики стало обо­стрение проблемы сбора налогов государственными органами. Перевод штаб-квартир многих компаний в оффшорные центры стал излюбленным способом ухода от уплаты налогов. В течение достаточно продолжи­тельного времени многие оффшорные центры под разными предлогами отказывались от сотрудничества с другими государствами и группами стран на экономическом и правовом поле.В конечном итоге Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 2000 г. была вынуждена выступить с докладом на тему «Пагубная налоговая конкуренция», в котором содержалось обобщение недобросовестной налоговой практики, и был представлен список из 35 оффшорных финансовых центров, которые своими чрезмерно льготными налоговыми правилами наносили ущерб международной торговле и инвестициям. Этим 35 оффшорным финансовым центрам ОЭСР предложила принять коллективное обязательство обеспечить более высокую степень прозрачности экономики и наладить сотрудничество с ОЭСР по борьбе с уклонениями от уплаты налогов. В противном случае в докладе была весьма определенно сформулирована фактическая угроза введения против указанных ОФЦ санкций со стороны ОЭСР. В докладе отмечалось также о необходимости отмены банковской тайны, так как она, ограничивая доступ к банковской информации правительственных учреждений, включая на­логовые органы, дает возможность отдельным налогоплательщикам уклоняться от уплаты налогов и осуществлять незаконные финансовые операции. Особую остроту эта проблема приобрета­ет в условиях глобальной экономики, когда налогоплательщики, корпоративные и индивидуальные, могут развивать международный бизнес и осуществлять свою деятельность практически в любой точке планеты. В результате, Комитет по налогам ОЭСР полагает необходимым осуществить следующие меры:

· отказаться от использования анонимных банковских счетов;

· расширить, обмен банковской информацией между странами-членами ОЭСР;

· пересмотреть существующую практику запрета на предоставление информации при рас­смотрении уголовных дел, связанных с неуплатой налогов;

· изучить вопрос о доступе к банковской информации, при рассмотрении гражданских на­логовых дел и др.

Несмотря на то, что предложенные меры был опубликованы достаточно давно, большинство рассматриваемых проблем до сих пор не разрешено. Например, по некоторым оценкам, в оффшорном мире действуют 4000 банков, большинство из которых физически не существуют. Швейцарские банки, когда-то знаменитые своими номерными счетами, больше не возглавляют эту лигу.

В ноябре 2000 г. ЕС было принято беспрецедентное решение о борьбе с преступно нажитыми капиталами любыми способами вплоть до открытия банковской тайны. К ОФЦ при этом было предъявлено требование привести их законодательство в соответствие с новыми положениями ЕС. Все эти требования связа­ны в конечном счете с тем, что оффшорные центры (зоны), созданные когда-то для легального ухода от налогов, превратились в определенной мере в зоны для отмывания «грязных денег».

Среди международных актов, регулирующих деятельность по использованию оффшоров, следует отметить принятую 16.05.2005 года в Варшаве Конвенцию Совета Европы «Об отмывании, выявлении и изъятии, конфискации доходов от преступной деятельности и финансировании терроризма».

Значительную роль в наведении порядка в сфере оффшорного бизнеса играет Международная группа по борьбе с отмыванием «грязных» денег (FinancialActionTaskForceonMoneyLaundering — FATF).Это независимая организация была создана в июле 1989 г. на очередном саммите стран «большой семерки». Помимо стран-участниц в ее состав входят и международные организации — например, Европейская комиссия и Совет по сотрудничеству арабских государств Персидского залива. В 1990 г. FATF разработала 40 рекомендаций в рамках реали­зации своей основной задачи. Затем в 1996 г. эти рекомендации были пересмотрены с целью отражения изменений в решении проблемы отмывания «грязных» денег. FATF осуществляет по­стоянный контроль за соблюдением указанных рекомендаций входящими в нее странами, сотрудничает с международными финансовыми организациями, в частности с МВФ и Всемирным банком.В 2000 г. FATFопубликовала доклад о странах и территори­ях, не сотрудничающих с ней в области борьбы с отмыванием «грязных» денег (non-cooperativecountriesandterritories — NCCT).В нем были приведены основные критерии, по которым опре­деляются NCCT. К их числу относятся прежде всего «лазейки» в финансовом регулировании: отсутствие или неадекватное ре­гулирование и надзор за финансовыми институтами, несовершен­ные правила лицензирования и образования финансовых инсти­тутов (отсутствие эффективных законов и соглашений между органами надзора и финансовыми институтами). В докладе к чис­лу таких критериев относятся также и юридические препятствия международному сотрудничеству (в частности, за­коны, запрещающие международный обмен информацией меж­ду организациями по борьбе с отмыванием «грязных» денег из разных стран) и недостаток средств, которые выделяются на выявление и запрет деятельности по отмыванию денег. В авгус­те 2002 г. к странам и территориям, не сотрудничающим с FATF(NCCT), относились острова Кука, Доминика, Египет, Гренада, Гватемала, Индонезия, Маршалловы острова, Мьянма, Науру, Нигерия, Филиппины, Россия, Ниуэ, Сент-Винсент и Гренадины, Украина. К концу 2002 г. из этого списка были исключены Россия, Венгрия, Израиль, Ливан, Сент-Китс и Невис, в 2003 г. — Ук­раина. Четыре региональные группы (по странам Америки, АТР, Европы, Африки и Ближнему Востоку) регулярно проводят встречи, на которых обсуждается положение со странами и территориями, не сотрудничающими с FATF, Активное сотрудничество России с FATFпривело к тому, что в 2003 г. наша страна стала полноправным членом этой международной организации.В октябре 2001 г. в связи с террористическими актами в США FATFбыла проведена чрезвычайная сессия, на которой были выработаны специальные рекомендации и план этой организации по борьбе с финансированием террористической деятельно­сти[9] .

В апреле 2002 г. FATFпредставила документ, в котором были описаны методы финансирования террористов и способы опре­деления такой деятельности. Ранее, в феврале 2002 г., FATFпровела специальный форум, посвященный этой проблеме, в котором приняли участие страны — члены этой организации, ее региональные отделения, а также 9 международных организаций.

В 2001 г. МВФ и Всемирный банк разработали со­вместную программу (IMF/WorldBankFinancialSectorAssesment), которая направлена на интенсификацию деятельности по борьбе с отмыванием капиталов в мировом масштабе, а также создали механизм координации технического содействия странам, которые принимают меры по противодействию отмыванию «грязных» денег и финансированию терроризма. Бюро ООН по контролю за распространением наркотиков и предотвращению преступлений (USOfficeforDrugControlandCrimePrevention) в сотрудничестве с другими международными и региональными организациями разработало программу GlobalProgramagainstMoneyLaundering. Eвропейским союзом в декабре 2001 г. была выпущена вторая (после 1991 г.) ди­ректива по борьбе с отмыванием денег – EUAnti-MoneyLaunderingDirective. Рекомендации FATF рассматриваются в качестве важного международного стандарта для эффективной борьбы с отмыванием денег.Страны, которые не выполняют этот международный стандарт, автоматически заносятся в список юрисдикции, отказывающихся от сотрудничества с FATF. FATFнастоятельно рекомендует странам, включенным в черный список, произвести реструктуризацию финансового сектора и устранить барьеры, препятствующие принятию практических мер для борьбы с отмыванием денег.В отношении стран, которые будут и в дальнейшем уклоняться от выполнения рекоменда­ций FATF, планируется принять необходимые контрмеры.

Несмотря на предпринимаемые рядом авторитетных международных организаций активные действия, направленные на ограничение деятельности налоговых гаваней, международный оффшорный бизнес, по всей вероятности, получит в ближайшие годы дальнейшее развитие. Этому способствуют такие факторы, как ужесточение налогового режима в некоторых странах, глобализация экономики, развитие информационных технологий, появление новых оффшорных финансовых центров.

Несмотря на многолетнюю борьбу различных организаций мирового сообщества (преимущественно европейских и американских) с оффшорами, оффшорный бизнес продолжает оставаться законным инструментов налогового планирования и оптимизации налогообложения для национальных компаний разных стран и частных лиц, ведущих международный бизнес. С оффшорами в основном борются те государства, в которых высокие налоги. Им невыгодно, чтобы часть их налогоплательщиков использовала фирмы с низкой налоговой ставкой (неклассические оффшоры) или вообще безналоговые (классические оффшоры). Бесспорно, с отмыванием преступных денег необходимо бороться, так как криминализация экономики никому не выгодна. Однако существует два основных момента, которые надо учитывать в такой борьбе. Во-первых, под огромным сомнением находится теория о том, что основная масса наличных денег, полученных от продажи оружия, торговли людьми, проституции и другой преступной деятельности, отмывается именно через оффшоры. Существует ряд европейских банков, которые достаточно высоко ценят банковскую тайну клиентов. Во-вторых, вопрос о «недобросовестной налоговой конкуренции» достаточно некорректен, так как любое государство вправе устанавливать в зоне своей юрисдикции такие ставки налогов, которые сочтет необходимым. Налоговое законодательство всех стран попросту не может быть унифицировано легитимными методами. Как уже отмечалось, есть множество европейских банков (Швейцария, Люксембург), которые предоставляют значительные преференции состоятельным клиентам, которые не слишком то отличаются от услуг, предоставляемых оффшорными фирмами. Оффшорные фирмы вполне заслуживают оставаться важным инструментом налогового планирования и оптимизации налогообложения[10] .

Таким образом, протекающие в мировой экономике процессы налоговой глобализации приводят к определенным противоречиям и конфликтам в международных экономических отношениях. Важную роль в их разрешении играет деятельность таких междуна­родных организаций, как Межправительственная комиссия по борьбе с отмыванием криминальных капиталов (ФАТФ), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Форум Финансовой Стабильности (ФФС), Всемирная торговая организация (ВТО), Международный Валютный Фонд (МВФ) и др. Несмотря на значительные достижения, которых добились указанные международные организации, большинство проблем, решение которых было основной их задачей, по-прежнему имеют место в некоторых оффшорных зонах.

3АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ОФФШОРНОГО БИЗНЕСА И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ

3.1 Текущее состояние оффшорного бизнеса

В настоящее время оценка деятельности оффшорных цен­тров, их места и роли в мировой экономике в целом неодно­значна. С одной стороны, в их создании и функционировании проявляются общемировые тенденции либерализации внешнеэкономической деятельности в условиях глобализации экономики. С другой стороны, именно здесь осуществляется значительная часть операций по отмыванию «грязных» денег, поводятся банковские аферы и т.д.

В настоящее время оффшорный бизнес развивается динамично. Законы по соблюдению секретности ужесточаются с целью привлечения финансового бизнеса на свою территорию. Во многих странах, налоговых убежищах, финансовый бизнес является бизнесом, приносящим стабильный доход. Создание налоговых гаваней является приоритетным для островных государств, та как они не имеют конкретных преимуществ в рыночной среде. Создание и развитие оффшорных территорий в этих государствах служит привлечением ресурсов для экономического развития. Представители государств, имеющих на своей территории оффшорные зоны, регулярно прово­дят семинары, на которых обсуждают, предлага­ют и рекламируют все более жесткие условия соблюдения секретности и упрощения налогооб­ложения своих стран.

Характерным для оффшорных зон является их дифференциация по полям действия. Например, Барбадос совершенствует свое банковское зако­нодательство для увеличения конкурентоспособ­ности. Багамы активно проводят работы по при­влечению банковского бизнеса, страховых компа­ний и судов на льготных условиях. Каймановы острова вданный момент представляют собой бы­стро растущую юрисдикцию с высокими требова­ниями к финансовой секретности. На сегодняшний момент там зарегистрировано 18000 корпораций, что превышает количество местных жителей. Кайманские правительственные должностные лица счи­тают, что через конфиденциальные банковские счета ежегодно проходят 10 миллиардов долла­ров.

Исходя из целей создания компании, ее типа, а также уровня налогообложения, можно выбрать оффшорную зону для регистрации компании, например, ниже представлена сравнительная таблица некоторых оффшорных зон.

Сравнительная таблица оффшорных зон[11]

Юрисдикция Тип компании Минимальные платежи в бюджет (не включая налоги) Налогообложение иностранного дохода
Британские Виргинские Острова Компания международного бизнеса US$300 Нулевое
Сейшельские о-ва Компания международного бизнеса US$100 Нулевое
Остров Мэн Освобожден-ная с ограниченной ответственностью 430 ф.ст. Нулевое
Гонконг Общество с ограниченной ответственностью US$350 Нулевое на доходы из источников за пределами территории
Великобритания Партнерство с ограниченной ответственностью Неприменимо Не является субьектом налогообложения
Люксембург 1929 Холдинг 0.2% от размера уставного фонда Нулевое
Багамские о-ва Компания международного бизнеса US$350 Нулевое
Каймановы острова Освобожденная US$575 Нулевое
Кипр Компания международного бизнеса Неприменимо 10%
Гибралтар Освобожденная 225 ф.ст Нет

Поскольку международный финансовый кризис проявил себя, так или иначе в каждой стране, то он вскрыл ненадежность некоторых зарубежных финансовых и экономических структур. Однако есть такие институты, на которых это меньше всего сказывается в виду определенного стечения обстоятельств. В частности к ним относятся оффшорные центры со всеми проводимыми их резидентами операциями. Так, например, все такими же надежным и удобным для хранения и спасения своих сбережений остались отделения многих крупных банков, расположенных в Швейцарии. Государство этой страны страхует 30,000 швейцарских франков, хранящихся на каждом счете клиентов в банках данной страны. Также в Швейцарии в банковской сфере существует такое понятие как двойное дно. Вторым дном является гильдия швейцарских банков, которая по своей договоренности никогда не позволит обанкротиться ни одному швейцарскому банку таким образом, чтобы это сказалось на счетах клиентов этого банка. Данная гильдия восполняет все потери клиентов банка. Помимо этого существует третий вариант защиты вкладов в данной стране. Так как в самый разгар кризиса правительства большинства западных стран заявили о том, что покроют убытки крупнейших национальных банков, именно швейцарские отделения крупных международных банков находятся сейчас в преимущественном положении по сравнению с многими другими финансовыми институтами[12] .

Тем не менее, бесполезно отрицать тот факт, что в целом сегодняшние мировые экономики понесли колоссальный ущерб в связи с нестабильностью в банковском и финансовом секторах и в сфере недвижимости. В свете этих событий возникло мнение, что экономический кризис нанес непоправимый урон мировому оффшорному бизнесу, чьи трансакции по слухам в ближайшем будущем если не сойдут на нет, то сильно сократятся. Однако сегодня пока наблюдается противоположная тенденция: стремясь оградить себя от финансовых рисков своей страны, многие компании переводят свой капитал в оффшорные зоны, в первую очередь это касается оффшорных банков и оффшорных взаимных фондов. В Европейском Союзе отмечается больший спрос на использование оффшорных услуг, чем в Соединенных Штатах. Тем не менее, имеется некоторое количество компаний, которые временно замораживают свои оффшорные планы и замедляют свои операции ввиду неясных экономических условий. С большей долей вероятности это является следствием общего ажиотажа в мировой экономике, нежели из-за реальных экономических угроз. Оффшорный бизнес всегда являлся символом успешной экономии средств. Так как многие мировые компании начали ставить перед собой стратегические цели по снижению расходов на ближайшие годы, это неизбежно приведет их в оффшорные зоны[13] .

Таким образом, сегодня, несмотря на развивающийся финансовый кризис оффшорный бизнес продолжает развиваться. Происходит это за счет того, что во многих странах продолжается борьба за унификацию налогового обложения (Европейский союз), в других же до сих пор не сформирована система финансовых институтов, позволяющих сохранить накопленные сбережения (Россия). Те не менее, следуя общей тенденции, некоторые компании временно прекращают операции с помощью оффшорных юрисдикций или же изымают средства, ранее вложенные в зоны с налоговыми льготами.

3.3 Перспективы развития оффшорного бизнеса

Несмотря на многолетнюю борьбу различных организаций мирового сообщества (преимущественно европейских и американских) с оффшорами, оффшорный бизнес продолжает оставаться законным инструментов налогового планирования и оптимизации налогообложения для национальных компаний разных стран и частных лиц, ведущих международный бизнес. Оценивая перспективы оффшорного бизнеса в совре­менной мировой экономике, следует учитывать то обстоятель­ство, в какой мере он будет «очищаться» от операций, связанных с отмыванием «грязных» денег, сохраняя при этом свою роль важного фактора дальнейшей либерализации общемировой системы внешнеэкономических связей, развивающейся по все более ясным, прозрачным и единообразным правилам. По мнению специалистов Форума Финансовой Стабильности необходимо провести углубленную оценку режимов отдельных оффшорных зон в целях сво­евременного выявления уязвимости их финансовых секторов. Эту работу Форум рекомендует поручить МВФ как наиболее представительной международной организации, в состав которой входят многие оффшорные юрисдикции.

С учетом глобального наступления на оффшорные финансовые центры, расположенные в Европе и зоне Карибского бассейна, центр международного оффшорного бизнеса, по-видимому, будет смещаться в регион Юго-Восточной Азии, где весьма хорошие перспективы имеют Гонконг и Сингапур. Провозглашенная правительством Китая концепция Одна страна, две системы гарантирует Гонконгу сохранение собственной правительственной, юридической и эко­номической систем.Если говорить о более дальней перспективе, то не следует исключать постепенной конвергенции оффшорного и оншорного бизнеса. С одной стороны, оффшорные юрисдикции под давлением международных организаций и стоящих за ними США и ЕС вынуждены будут пойти на частичную либерализацию сектора финансовых услуг. С другой стороны, существенное снижение ставок налога на прибыль в ряде оншорных юрисдикции сделает их более привлекательными для ведения международной банковско-финансовой и коммерческой деятельности. В этом плане весьма характерным является пример Ирландии, где в соответствии с
решением Европейской комиссии корпоративный налог на прибыль был снижен с 1 января 2003г. до 12,5% (самый низкий показатель в Европе).

Несмотря на попытки унифицировать налоговое законодательство ЕС, налоговые ставки останутся разными, так как существует достаточно большое количество оффшорных зон расположенных вне пределов Европейского Союза или его влияния. На сегодняшний момент, одной из таких чисто оффшорных зон является Доминика, к безусловному преимуществу этой юрисдикции можно отнести то, что она не входит в черный список ЦБ РФ[14] .

В свете происходящих на рынке изменений можно предположить, что в будущем будут наибо­лее активно развиваться юрисдикции, которые уже сейчас провели реформы национального законода­тельства. Страны, сохранившие законодательство о регистрации оффшорных компаний без изменений, имеют нестойкое конкурентное преимущество (политические связи) и в дальнейшем их позиции на рынке могут ухудшиться.

На текущем этапе развития оффшорных зон факторами успеха для оффшорной юрисдикции является: стабильность внутренней поли­тической и экономической ситуации; политическая гибкость, готовность идти на компромисс; сотрудни­чество с международными организациями (ОЭСР и ФАТФ); реформы национального законодательства в сторону достижения большей прозрачности оффшор­ного сектора, использование доходов от регистрации оффшорных компаний для развития других отраслей народного хозяйства этих государств. В ближайшем будущем оффшорная индустрия будет выигрывать за счет конечных пользователей, нуждающихся в краткосрочном снижении расходов.

Существует большая вероятность, что компании, которые никогда не рассматривали налоговое планирование в целях сокращения затрат, в скором будущем поймут все привилегии оффшора и пересмотрят свое отношение к нему. Согласно публикациям InfoWorld, до настоящего момента заключено на 5% больше оффшорных контрактов, чем в прошлом году, а общая стоимость оффшорных контрактов в 2008 году увеличилась на 19%. Многие специалисты полагают, что оффшорная модель, используемая в 2008 году, будет использована и в следующем году в связи с тем, что основное преимущество оффшора по-прежнему заключается в улучшении руководства процессами, снижении затрат и повышении производительности работы. Несмотря на то, что слухи о близящемся крахе оффшорной индустрии сильно преувеличены и не соответствуют реальному положению дел, природа оффшорного бизнеса наверняка претерпит значительных изменений. Ожидается, что покупатели оффшорных услуг станут более избирательными в поиске партнера, а сами компании, предоставляющие оффшорные услуги будут искать новые, более усовершенствованные способы увеличения прибыли через улучшение и модернизацию бизнес-процессов. Именно эти способы позволят им выжить в период самого большого экономического кризиса со времен Великой Депрессии[15] .

Что касается перспектив использования оффшоров в российской практике, то здесь на лицо следующая тенденция: российские предприниматели все больше уходят от использования классических оффшоров в своей деятельности, выбирая все чаще и чаще европейские юрисдикции с высокой репутацией[16] . Представляется, что данная тенденция будет развиваться и далее. В итоге напрашивается закономерный вывод: пока существуют экономические противоречия, будут существовать и страны (или зоны в этих странах) с льготными налоговыми режимами по отношению к нерезидентам, но возможно они станут доступны не всем, а только среднему и крупному бизнесу.

Таким образом, среди перспектив развития оффшорного бизнеса стоит выделить следующие: постепенное перемещение центра оффшорных операций из Карибского бассейна и европейских стран в страны Юго-Восточной Азии (такие как Гонконг и Сингапур), сращение оффшорных и оншорных секторов благодаря либерализации налогообложения внутри собственных стран и ужесточения контроля за деятельностью своих резидентов за рубежом. В результате уже имеющих место реформ национального законодательства, многие современные классические оффшоры в ближайшее время исчезнут. В будущем успех будут иметь те оффшорные юрисдикции, кто научится оценивать работать с новым типом клиентов: оценивающих риск и ценящих прозрачность и финансовую стабильность[17] .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение хочется отметить следующее. Говоря о перспективе офф­шора, не следует исключать возможности постепенного взаимо­проникновения оффшорного и не оффшорного бизнеса. С одной стороны, оффшорные зоны под давлением международных орга­низаций и стоящих за ними развитых стран вынуждены будут пойти на определенную либерализацию сектора финансовых услуг. С другой - существенное снижение ставок налога на прибыль в ряде государств, не являющихся в принципе оффшорными, сделает их бо­лее привлекательными для ведения международной деятельности.

В данной курсовой работе было выделено сущность оффшорного бизнеса, как проявление налоговой системы. Было также установлено, что в своем развитии оффшорный бизнес прошел шесть основных этапов, а также тот факт, что к сегодняшнему моменту сложилось несколько классификаций оффшоров, основанных на различных показателях: географическом факторе, социальной престижности и надежности, а также величине налогового бремени. Коротко был рассмотрен вопрос о деятельности органов межгосударственного регулирования и контроля по разрешению определенных противоречий и конфликтов в международных экономических отношениях, в частности деятельности оффшорных юрисдикций и проводимых с помощью них оффшорными операциями; итогом чего стали вывод, что в настоящий момент основными международными организациями, занимающимися регулирование оффшорных сделок являются ФФС, ФАТФ, ОЭСР и МВФ.

Однако основным результатом данной курсовой работы стало выявление перспектив развития оффшорного бизнеса на современном этапе. Также было установлено, что целью оффшорных операций может быть как вполне законное налоговое планирование, так и совершение экономических преступлений, в частности отмывание доходов. Среди наиболее распространенных операций можно назвать импортно-экспортные, страховые, инвестиционные, клиринговые и иные оффшорные операции.

Изучая проблему перспектив развития современного оффшорного бизнеса, можно прийти к заключению, что в будущем предполагается постепенное перемещение центра оффшорных операций, а также сращение оффшорных и оншорных секторов. Предполагается, что классические современные оффшоры либо исчезнут, либо претерпят кардинальные изменения, в результате чего значительно изменится механизм оценки рисков, прозрачности и финансовой стабильности. Среди наиболее острых проблем развития оффшорного бизнеса можно назвать легализацию с помощью него криминального сектора экономики: отмывание грязных денег и тотальный уход от налогов. Эти проблемы в современных условиях разрастания мирового финансового рынка и будут решаться правительствами развитых западных стран и международными организациями одними из первых.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Климовец О. В. Международный оффшорный бизнес: учебное пособие / О. В. Климовец. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 315 с.

2. Погорлецкий А. И. Налоговое планирование внешнеэкономической деятельности: учебное пособие / А. И. Погорлецкий – СПб: Изд-во Михайлова В. А., 2006. – 318 с.

3. Робинсон Дж. Всемирная прачечная: террор, преступления и грязные деньги в оффшорном мире / Дж. Робинсон – М : Альпина Бизнес Букс, 2004. – 540с.

4. Бабанин В.А. Экономические основы развития оффшорного бизнеса в Российской Федерации / В.А.Бабанин // Финансы и кредит. 2003. №22 (136). С.68-70.

5. Бахтин С.И. Некоторые аспекты российского оффшорного законодательства / С.И. Бахтин //Аспирант и соискатель. 2004. № 2. С.118-126.

6. Брюков В. В поисках налогового рая / В.Брюков // Национальный банковский журнал. 2007. № 8. С. 52-53.

7. Воронина А. М., Воронина Н. В. Теоретические и методологические основы функционирования оффшорных юрисдикций / А.М.Воронина, Н.В.Воронина // Финансы и кредит.2007. № 9. С. 56-61.

8. Воронина А. М. Эволюция оффшорного бизнеса / А. М. Воронина // Финансы и кредит. 2006. № 13. С. 42-48.

9. Журавлев С. Валютное регулирование и валютный контроль в 2007 году: основные новации / С. Журавлев // Иностранный капитал в России. 2006. № 12. С.84-92.

10.Ковалев Д.А. Финансово-правовой механизм в деятельности оффшорных зон / Д.А.Ковалев, Е.Н.Борисенко.// Финансовый бизнес.2003. № 5. С.15-18.

11.Сердинов Э. М. Международный оффшорный финансовый сектор: глобальный подход к оценке / Э.М. Сердинов // Банковское дело. 2000. № 10. С. 6-10.

12.Басаргин И. Оффшоры: что изменилось и чего ожидать [электронный ресурс] / Басаргин И. //http://www.ippnou.ru

13.Калинин В. Перспективы оффшорного бизнеса [электронный ресурс] // http:// www.zarubej.net

14.Купец О. Оффшорные зоны [электронный ресурс] // http://www.nalogi.net

15.Трубицына Т. Оффшоры и кризис [электронный ресурс] // http://www.offshory.ru

16.Федяшин А.В отдельных европейских странах налоговая амнистия проводится ежегодно [электронный ресурс] // http://www.offshore.su


[1] См. Погорлецкий А. И. Налоговое планирование внешнеэкономической деятельности: учебное пособие / А. И. Погорлецкий – СПб: Изд-во Михайлова В. А., 2006. – 318 с.

[2] См. Климовец О. В. Международный оффшорный бизнес: учебное пособие / О. В. Климовец. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 315 с.

.

[3] См. Бабанин В.А. Экономические основы развития оффшорного бизнеса в Российской Федерации / В.А.Бабанин // Финансы и кредит. 2003. №22 (136). С.68-70.

[4] См. Брюков В. В поисках налогового рая / В.Брюков // Национальный банковский журнал. 2007. № 8. С. 52-53.

[5] См. Воронина А. М., Воронина Н. В. Теоретические и методологические основы функционирования оффшорных юрисдикций / А.М.Воронина, Н.В.Воронина // Финансы и кредит.2007. № 9. С. 56-61.

[6] Воронина А. М. Эволюция оффшорного бизнеса / А. М. Воронина // Финансы и кредит. 2006. № 13. С. 42-48.

[7] См. Купец О. Оффшорные зоны [электронный ресурс] // http://www.nalogi.net

[8] См. Ковалев Д.А. Финансово-правовой механизм в деятельности оффшорных зон / Д.А.Ковалев, Е.Н.Борисенко.// Финансовый бизнес.2003. № 5. С.15-18.

[9] См. Робинсон Дж. Всемирная прачечная: террор, преступления и грязные деньги в оффшорном мире / Дж. Робинсон – М : Альпина Бизнес Букс, 2004. – 540с.

[10] См. Федяшин А. В отдельных европейских странах налоговая амнистия проводится ежегодно [электронный ресурс] // http://www.offshore.su

[11] См. Купец О. Оффшорные зоны [электронный ресурс] // http://www.nalogi.net

[12] См. Басаргин И. Оффшоры: что изменилось и чего ожидать [электронный ресурс] / Басаргин И. //http://www.ippnou.ru

[13] См. Трубицына Т. Оффшоры и кризис [электронный ресурс] // http://www.offshory.ru

[14] См. Бахтин С.И. Некоторые аспекты российского оффшорного законодательства / С.И. Бахтин //Аспирант и соискатель. 2004. № 2. С.118-126.

[15] См. Сердинов Э. М. Международный оффшорный финансовый сектор: глобальный подход к оценке / Э.М. Сердинов // Банковское дело. 2000. № 10. С. 6-10.

[16] См. Журавлев С. Валютное регулирование и валютный контроль в 2007 году: основные новации / С. Журавлев // Иностранный капитал в России. 2006. № 12. С.84-92.

[17] См. Калинин В. Перспективы оффшорного бизнеса [электронный ресурс] // http:// www.zarubej.net

Скачать архив с текстом документа