Описание экономики центрально-черноземного района
СОДЕРЖАНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ Стр. Введение Центрально-Черноземный экономический район 4 Природные условия и ресурсы 5-6 Особенности хозяйства 7-14 Заключение Список использованной литературыСОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение ............................................................................................................ 3
Центрально-Черноземный экономический район................. 4
1. Природные условия и ресурсы............................................................ 5-6
2. Особенности хозяйства....................................................................... 7-14
Заключение ..................................................................................................... 15
Список использованной литературы .......................................................... 16
ВВЕДЕНИЕ
Каждый регион России имеет присущие только ему природные ресурсы, особенности их размещения, национальные и исторические черты, свои структуру хозяйства, уровень экономического развития, специализацию.
Трудно представить современного экономиста высшей квалификации, не обладающего знаниями региона, в котором происходит его экономическая деятельность, а также районов играющих важную экономическую, политическую, социальную роль в жизни страны.
Актуальностью данной темы является то, что Центрально-Черноземный экономический район один из наиболее развитых, в экономическом и других отношениях, районов страны. В нем сосредоточенно огромное количество железных руд, которые по геологическим запасам занимают первое место в мире и характеризуются очень высоким качеством, т.е. высоким содержанием железа и низким содержанием других пород. Также ценнейшим богатством района являются плодородные почвы – черноземы, распространенные в основном только в этом районе, что обусловило его отношение к основным сельскохозяйственным районам страны. По валовой продукциисельскохозяйственных земель Центрально-Черноземный район занимает первое место в Российской Федерации. Кроме того, очень хорошо развито машиностроение и металлообработка, химическая промышленность, промышленность строительных материалов, отрасли легкой промышленности, пищевая промышленность.
Целью написания данной контрольной работы является изучение Центрально-Черноземного экономического района.
Задачи данной контрольной работы:
• изучить природные условия и ресурсы, их влияние на развитие района.
• изучить отрасли хозяйства, их специфику, значимость для всей страны.
центрально-Черноземный экономический район
Состав: Белгородская, Курская, Липецкая и Тамбовская области.
Территория – 167,7 тыс. кв. км.
Население – 7761 тыс. чел.
Центрально-Черноземный район расположен в центре европейской части РФ. Соседство с такими развитыми индустриальными регионами, как Центральный, Поволжский районы РФ и Донецко-Приднепровский район Украины, благоприятно сказывается на его экономическом развитии.
В федеральном разделении общественного труда Центрально-Черноземный район специализируется на горнорудной, металлургической, машиностроительной, химической, пищевой промышленности и на производстве некоторых видов строительных материалов, а также на интенсивном сельскохозяйственном производстве. Здесь выращиваются зерно, подсолнечник, сахарная свекла, картофель, овощи, значительна доля животноводства (молочно-мясное, свиноводство, птицеводство).
Во внутриотраслевой структуре производства промышленной продукции на черную металлургию приходится 34,6%, машиностроение – 15,8%. Из других отраслей выделяются пищевая – 16,5% и производство электроэнергии – 13,7%. Сравнительно большой удельный вес в структуре промышленного производства занимают такие отрасли, как химическая и нефтехимическая (6,7%), а также промышленность строительных материалов (5,8%).
1. Природные условия и ресурсы
Главным природным богатством района являются железные руды Курской магнитной аномалии, залегающие на его территории двумя полосами: Орел – Щигры – Старый Оскол – Валуйки шириной от 1 до 25 км и Льгов – Белгород шириной от 2 до 40 км, с мощностью платов от 70 до 350 км.
Общие геологические запасы руд, главным образом железистых кварцитов, достигают триллионов тонн, балансовые – 42 млрд. т.; по геологическим запасам Курская магнитная аномалия занимает первое место в мире, по балансовым ей принадлежит первое место в России. Залегают руды на глубине от 35 – 40 до 400 -500 м и глубже. Неглубокое залегание руд позволяет вести их добычу в открытых карьерах со значительно меньшими капитальными и текущими затратами труда и средств. Шахтная добыча руд на глубине осложнена здесь обильной водонасыщенностью подземных горизонтов. Строительство подземных рудников ныне ведется с помощью специальных холодильных агрегатов для замораживания пород при походке шахтных стволов. Качество богатых руд на глубине может не только восполнять расходы на эту технику, но и обеспечивать значительную эффективность горнорудной промышленности КМА. Кроме высокого содержания железа, эти руды содержат всего лишь десятые доли процента серы и сотые доли процента фосфора, а кремнезема в товарных рудах здесь в 3 – 4 раза меньше, чем, например, в криворожских рудах. Высокое содержание железа в рудах и другие их качества удешевляют их обогащение, а в домнах меньше расходуется кокса, сокращается расход дефицитных в районе воды и топлива, снижается себестоимость. Кроме того, подземная добыча руды исключает отвалы пустой породы на поверхности, которые при открытой добыче занимают обширные площади, исключая из земледельческого оборота ценнейшие черноземы.
Из других полезных ископаемых Центрально-Черноземный район располагает крупными запасами мела и известняков, значительными – мергеля, огнеупорных глин, формовочных кварцевых песков, кирпичных глин, особенно в Воронежской и Белгородской областях.
Климат района умеренно континентальный, в западной части достаточно увлажненный, в юго-восточной – более сухой, нередки засухи. Средняя температура июля от +19 от +200 С, января от -9 до -110 С, количество годовых атмосферных осадков 400 – 500 мм. Продолжительность вегетационного периода с температурами выше +50 С – 175 – 200 дней, с температурами выше +100 С – 140 – 170 дней.
Единственной крупной рекой является Дон с притоками Воронеж и Северный Донец. Дон только в нижнем течении до Павловска судоходен. Остальные реки мелководны, основное их использование – водоснабжение населения и промышленных предприятий.
Ценнейшим богатством района являются почвы: только на западе Курской и на севере Тамбовской областей распространены серые лесные и подзолистые почвы, на всей остальной территории – разного типа черноземы с содержанием гумуса от 4 – 6% до 10 – 12%, с мощностью черноземного горизонта в отдельных районах до 120 – 130 см. Это самые плодородные почвы. Черноземы здесь образовались на рыхлых грунтах песковидных суглинков, поэтому они легко поддаются водной эрозии, ведущей к образованию оврагов. В некоторых местах эрозии подвержено до 60% земель, поэтому борьба с оврагообразованием составляет важнейшую задачу землевладельцев района. Действенным средством этой борьбы стала специальная обработка полей и искусственные лесонасаждения. Искусственные лесопосадки составляют около половины лесопокрытой площади района. Средняя лесистость по району 8%. Промышленная рубка леса почти всюду запрещена.
Население района около 8 млн. чел., что составляет более 6% численности населения РФ. Черноземный центр – густонаселенный район страны. Средняя плотность населения 46,3 чел./кв. км. В связи с бурной индустриализацией района численность городского населения составила 61,4%, сельского – 38,6%. В районе насчитывается 122 города, однако крупных городов мало, самый большой по численности – Воронеж. Национальный состав населения района однороден: преобладает русское население, в южной части довольно высок процент украинцев. Трудовые ресурсы района составляют примерно 6% трудовых ресурсов РФ.
2. Особенности хозяйства
Трудовые ресурсы и разнообразное промышленное сырье создают весьма приятные предпосылки для развития индустрии.
Ведущей отраслью народнохозяйственной специализации Центрально-Черноземного района является горнорудная и металлургическая промышленность . Черная металлургия получила свое развитие еще в начале XVII века. Она была представлена добычей железной руды и выплавки чугуна в окрестностях Липецка. В настоящее время этот город превратился в крупный центр металлургии межрегионального значения. Новолипецкий металлургический завод специализируется на выплавке чугуна и высококачественной стали. Развитию мощной горнорудной и металлургической промышленности способствует освоение железорудных месторождений КМА.
На базе руд КМА формируется территориально-производственный комплекс. Географическое положение комплекса исключительно выгодно. Его территорию пересекают как в широтном, так и в меридиональном направлении железнодорожные магистрали, которые дают выход в Центральный район, промышленно развитые районы Украины, Поволжья, на Северный Кавказ. Комплекс обладает разветвленной сетью автомобильных дорог, газопроводов и линий электропередач.
Бассейн КМА занимает площадь около 600 км при ширине от 2 – 5 до 40 км. Мощность пластов железной руды на севере и в центральной части КМА – 40 – 60 м, на юге – 300 – 350 м.
Железные руды КМА используются на металлургических заводах Липецка, Тулы, поступают в Череповец, а также на металлургические заводы Урала и Украины. В Старом Осколе строится электрометаллургический комбинат по производству стали методом прямого восстановления железа, минуя доменный процесс.
Расширение открытой добычи железных руд способствует дальнейшему росту промышленности строительных материалов (извести, бетона, железобетонных конструкций и изделий).
Энергетическая база района КМА укреплена в результате строительства мощных атомных станций – Курской и Нововоронежской.
С развитием черной металлургии в промышленности комплекса повысился удельный вес машиностроения: производства горного оборудования, паровых котлов. В Курске преобладает точное машиностроение, особенно приборостроение и электротехника.
Машиностроение и металлообработка – важные отрасли промышленности района. На его заводах производят горное оборудование, экскаваторы, тракторы, сельскохозяйственные машины, станки, химическую аппаратуру, радиотехнические и электротехнические изделия. В последние годы машиностроение развивается более высокими темпами, чем в среднем по стране. В условиях технического перевооружения и повышения безопасности атомной энергетики атомное машиностроение и приборостроение могут получить дополнительные мощные стимулы для своего развития, участвуя в изготовлении основного атомного энергетического оборудования и современных средств контроля за эксплуатацией реакторов.
Перспективная отрасль машиностроения района – авиационная промышленность . На Воронежском авиационном заводе начато производство широкофюзеляжного магистрального лайнера ИЛ-96М. Двигатели для него, считающиеся самыми экономичными и надежными в мире, будет поставлять американская компания «Иратт-Уитни».
Промышленный потенциал района имеет большие возможности для технического оснащения отраслей АПК. Так, липецкие тракторы – наиболее пригодный тип универсальных машин для оснащения как крупных общественных, так и фермерских хозяйств. Предприятия района могут обеспечить все сферы АПК оборудованием и инвентарем.
Большое внимание уделяется развития машиностроения в ряде средних и малых городов, где имеются резервы трудовых ресурсов. Здесь создаются производства по изготовления инструментов, штампов, запасных частей, деталей и узлов.
Химическая промышленность района представлена довольно крупными предприятиями по производству синтетического каучука и автошин в Воронеже, резинотехнических изделий и анилиновых красителей в Тамбове, синтетического волокна (лавсана) в Курске, витаминов и моющих средств в Белгороде и Шебекино, суперфосфата в Уварове Тамбовской области. Все эти производства, за исключением выпуска удобрений, имеют межрегиональное значение. Но Центрально-Черноземный район крайне дефицитен по топливу и водным ресурсам, что диктует необходимость сдерживать развитие водо- и топливоемких химических производств. Наиболее перспективными отраслями химической промышленности здесь следует считать витаминную, которая располагает богатой плодоовощной базой, а также производство минеральных удобрений, столь необходимой для полей района.
На базе местного сырья развита промышленность строительных материалов : цементная, производство мела и извести – в Липецкой, Белгородской, Воронежской областях; огнеупоров – в Воронежской области. Цемент, известь, огнеупоры вывозятся в другие районы, однако стеновых и ряда других строительных материалов не хватает, что делает необходимым развитие этой отрасли в районе.
На местном и привозном сырье еще в первой половине прошлого столетия в Тамбовской области была развита шерстяная промышленность, сохраняющая межрайонное значение по настоящее время (Рассказово). Почти во всех областях развивается кожевенно-обувная, трикотажная, швейная и некоторые другие отрасли легкой промышленности , связанные с удовлетворением растущих потребностей местного населения.
Слабой стороной народнохозяйственного комплекса Центрально-Черноземного района было его энергетическое хозяйство . На душу населения электроэнергии приходилось меньше, чем в каком-либо другом районе РФ. Поэтому развитие электроэнергетики здесь придается большое значение. Значительно расширена Нововоронежская атомная электростанция, построена мощная АЭС – Курская, которая также будет расширена.
Пищевая промышленность дает более 1/3 всей промышленной продукции в районе, используя богатые и разнообразные ресурсы местного сельскохозяйственного сырья. Сближение большинства подотраслей пищевой индустрии с сырьевыми районами является одним из главных принципов ее размещения.
Главной отраслью пищевой индустрии района является свеклосахарная. Она возникла еще в дореволюционные годы, с тех пор производство сахара-песка возросло 6 -7 раз. Здесь работает около 50 крупных современных свеклосахарных заводов, выпускающих более половины сахара-песка в РФ. Наибольшее развитие свеклосахарная промышленность получила в Воронежской, Белгородской и Курской областях.
К ведущим отраслям АПК в районе относятся также мукомольно-крупяная промышленность с ее высокой концентрацией в крупнейших железнодорожных узлах – Воронеже и Курске, маслобойная с наиболее высоким развитием в Воронежской области, где в основном сеется подсолнечник; крахмалопаточная и спиртовая отрасли, развивающиеся во всех областях и использующие зерно и картофель. В связи с развитием спиртовой промышленности построен завод синтетического каучука в Воронеже, который ныне переведен на применение непищевого спирта, завозимого с нефтеперерабатывающих заводов Поволжья. Многие спиртовые заводы переориентированы в настоящее время на производство крахмала, углекислоты, кормовых дрожжей и других ценных пищевых, кормовых и химических продуктов. Новыми отраслями пищевой промышленности для района становится маслосыродельная и мясная.
В современной территориальной структуре индустрии отдельных отраслей района много общего, но есть и существенные различия. Повсеместно высок удельный вес пищевой индустрии, особенно в Белгородской, Курской и Воронежской областях, а также машиностроения – в Воронежской и Липецкой. В большинстве областей (за исключением Липецкой) высок удельный вес химической промышленности. В Липецкой области главной отраслью является черная металлургия, а в Тамбовской – легкая промышленность. Повсюду развита индустрия строительных материалов, а в Белгородской и Курской областях – железорудная промышленность. По мощности индустрии в районе особенно выделяется Воронежская область – самая обширная по территории и многочисленная по населению.
Кроме того, крупными центрами пищевой промышленности и машиностроения в районе стали Елец и Мичуринск, пищевой индустрии и промышленности строительных материалов – Борисоглебск и Георгиу-Деж, черной металлургии – Губкин и Старый Оскол.
Центрально-Черноземный район относится к основным сельскохозяйственным районам страны. Удельный вес аграрного сектора в районе в валовом общественном продукте составляет почти 25% (в среднем по России – 14%). Плодородные почвы, обеспеченное на значительной части района увлажнение, длительный теплый период создают возможности для получения здесь высоких урожаев сельскохозяйственных культур. По средней многолетней урожайности зерновых культур район несколько уступает Северному Кавказу, а по валовой продукции на 100 га сельскохозяйственных земель занимает первое место в РФ.
Для района характерна сельскохозяйственная освоенность земель. Более 80% его территории составляют сельскохозяйственные угодья, в том числе на долю пашни приходится почти70%. Поэтому рост сельскохозяйственного производства здесь основывается не на расширении используемых земель, а на интенсификации имеющихся сельскохозяйственных угодий. Посевная площадь района составляет около 11 млн. га, в том числе зерновыми культурами занято более половины площади, техническими – примерно 5% и кормовыми культурами – свыше посевной площади.
Главные производственные культуры – озимая пшеница и рожь. Они здесь урожайнее, чем яровая пшеница. В Курской области преобладают посевы ржи, в остальных – пшеницы. Обширные площади занимают просо и гречиха, причем гречиха более распространена в Курской и Липецкой, просо – В Воронежской, Тамбовской и Белгородской областях. Повсюду сеют кормовые культуры, в Воронежской и Белгородской областях значительные ареалы заняты кукурузой на зерно, в других областях – на силос. Высевают ячмень и овес. Широко распространены сеяные травы, главным образом однолетние.
Важнейшей технической культурой является сахарная свекла. Для выращивания этой культуры район располагает весьма благоприятными почвенно-климатическими и экономическими условиями: высокоплодородные черноземы, достаточно увлажненный и теплый климат, высокая плотность сельскохозяйственного населения, сахарные заводы. Фабричной сахарной свеклой занято свыше 750 тыс. га. На ее выращивании специализированны многие хозяйства района, особенно в Курской, Белгородской и Воронежской областях.
Вторая по значению техническая культура – подсолнечник, но ареал его посевов в районе более узкий, чем сахарной свеклы. Основные посевы подсолнечника размещаются в Воронежской, значительные – в Белгородской и на юге Тамбовской областей. На северо-западе района вследствие более умеренного и влажного климата и менее пригодных почв урожаи подсолнечника невысоки.
Из других технических культур выращиваются: в Курской области – конопля, В Тамбовской и Липецкой – конопля и махорка, Воронежской и Белгородской – эфиромасличные (кориандр и анис).
Обширные площади заняты картофелем и овощами, выращиваемыми повсюду. Картофель используется здесь не только в качестве пищевого продукта, но идет на корм скоту и для переработки на крахмал и спирт.
Во всех областях Центрально-Черноземного большое развитие получило садоводство. По площади садово-ягодных насаждений район занимает в РФ третье место.
Одной из особенностей сельского хозяйства Центрально-Черноземного района было слабое развитие животноводства из-за высокой распаханности земель. Здесь мало сенокосов и пастбищ, а в земледелии преобладали продовольственные культуры, мало сеялось кормовой и сахарной свеклы. Проведенная перестройка структуры земледелия, расширение посевов сахарной свеклы, подсолнечника, кукурузы и сеянных трав позволили укрепить кормовую базу животноводства. В связи с этим поголовье крупного рогатого скота в районе увеличилось намного больше, чем в целом по стране. На 100 га сельскохозяйственных угодий производится животноводческой продукции почти в 2 раза, а на душу населения – на 30 – 40% больше, чем в среднем по стране.
Центрально-Черноземный район является одним из основных производителей товарного зерна и крупяных культур, которые в больших количествах вывозятся в другие регионы страны. Укрепление и углубление этой специализации района в общероссийском территориальном разделении труда составляет главную задачу перспективного развития земледелия и животноводства.
Транспорт и экономические связи Центрально-Черноземного района имеют свои особенности. Хотя существует развитая сеть железных и грунтовых дорог, здесь мало автодорог с твердым покрытием, особенно соединяющие сахарные заводы со свекловичными плантациями, что осложняет перевозки сахарной свеклы в осеннюю пору.
Общая конфигурация дорог – сетчатая, сложившаяся в основном еще до революции 1917 г. и дополненная позднее. Основные межрайонные экономические связи осуществляются по магистралям меридианального направления. Дороги почти полностью электрифицированы. Основными грузами во внутренних перевозках на железных дорогах являются руды и флюсы, идущие на металлургические заводы Липецка, и вывозимые оттуда металл, строительные материалы, техническое оборудование, машины и ряд других промышленных товаров. Во внутренних перевозках значительную роль играет автомобильный транспорт.
В межрайонном грузообороте ввоз грузов в 1,5 превышает вывоз. В большом количестве завозится топливо и уголь – из Донбасса и частично из Подмосковного бассейна; нефтепродукты – из Поволжья; круглый лес и пиломатериалы – из Волго-Вятского района и с Урала. Основные вывозимые из района грузы: сельскохозяйственные продукты, железная руда, чугун и сталь. Широкий ассортимент грузов в межрайонных перевозках характеризует разносторонность и возрастающую роль района в общественном территориальном разделении труда.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наиболее актуальными экономическими проблемами района является сохранение уникального земельного фонда, решение задач рационального использования водных ресурсов, создание на современной технологической базе высокоэффективных производств с комплексной и глубокой переработкой минерального и сельскохозяйственного сырья.
Так, горнодобывающая отрасль должна приступить к реальной крупномасштабной рекультивации земельных угодий, пострадавших при открытом способе добычи. Одновременно должно быть до предела ограничено изъятие из хозяйственного оборота для нужд промышленности угодий, пригодных для сельскохозяйственного производства. В этой же отрасли должны эффективно решаться задачи повышения комплексности использования минерального сырья и утилизации отходов.
Исключительно важными для района являются мероприятия по сохранению водных ресурсов от нерационального использования и от загрязнения промышленными, бытовыми сельскохозяйственными стоками. Особое внимание при этом следует уделять внедрению водосберегающих технологий, оборотного водоснабжения, созданию технологических водопроводных сетей, снижению потерь в системах водоснабжения, охране малых рек.
В решении экологических проблем важное значение имеет концентрация промышленности в крупных городах, более полная реализация экономического и социального потенциала малых городов и населенных пунктов.
В перспективе ведущими отраслями промышленного сектора экономики будут машиностроение, ядерная энергетика, электрометаллургия. В машиностроении приоритет в большей мере следует отдавать наукоемким отраслям – приборостроению, электронике, атомному машиностроению.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Видяпин В.И., Степанов М.В. Экономическая география России: – М.: ИНФРА-М, 2000. – 533 с.
2. Гладкий Ю.Н., Доброснок В.А., Семенов С.П. Социально – экономическая география России. – М.: Гардарика, 2000. – 752 с.
3. Кистанов В.В., Копылов И.В. Региональная экономика России. – М.: Финансы и статистика, 2004г. – 362 с.
4. Кузнецова Н.Ч. Региональная экономика. – Ростов н/Д: Феникс, 2001 – 370с.
5. Лагутенко Б.Т. Справочник по экономической географии России. – М.: Юрист, 2001. – 315с.
6. Морозова Т.Г., Победина М.П., Поляк Г.Б. и др. Региональная экономика. – М.: ЮНИТИ, 2000. - 472 с.
7. Морозова Т.Г., Победина М.П., Шишов С.С. Экономическая география России. - М.: ЮНИТИ, 2000. - 572 с.
8. Морозова Т.Г., Победина М.П., Шишов С.С., Исляев Р.А. Регионоведение. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 424с.
9. Родионова И.А. Экономическая география и региональная экономика. – М.: Московский лицей, 2002. – 288с.
10. Степанов М.В. Региональная экономика. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 463 с.