Определение эффективности использования транспорта

СОДЕРЖАНИЕ: Тема 1 Определение эффективности использования транспорта Анализ использования грузового автотранспорта Для оценки работы грузового автотранспорта применяется целая система частных и обобщающих показателей, которые позволяют оценить работы машин с точки зрения использования времени их работы, скорости движения, пробега, грузоподъемности и т.д., а также производительности работы машин и себестоимость перевозок.

Тема 1 Определение эффективности использования транспорта

Анализ использования грузового автотранспорта

Для оценки работы грузового автотранспорта применяется целая система частных и обобщающих показателей, которые позволяют оценить работы машин с точки зрения использования времени их работы, скорости движения, пробега, грузоподъемности и т.д., а также производительности работы машин и себестоимость перевозок.

Исходные данные для выполнения работы по варианту берутся из приложения 1. Порядок выполнения следующий.

Составляется таблица исходных данных по данному варианту согласно приложения 1.

Таблица 1

Исходные данные для использования автотранспорта

Показатели

Условное

обозначение

Отчетный

период

План Факт +,-
1 2
Среднее годовое количество машин, шт. А
Средний тоннаж машины, т q
Количество машино-дней пребывания в хозяйстве АД x
В т. ч. в работе АДр
Общий пробег машин, км L общ
В т. ч. с грузом, км L гр
Перевезено грузов, т Q
Выполнено тонно-километров, т-км Р
Среднесуточный пробег одной автомашины, км L сут
Средняя продолжительность рабочего дня, ч t см
Затраты на работу грузового автотранспорта, тыс. руб. Зобщ

Методика расчета коэффициентов и показателей

использования грузового транспорта

Отработано одной машиной за отчетный период (месяц) дней

,

где АДр количество машино-дней пребывания в работе, дней;

А – среднегодовое количество машин, шт.

Средняя техническая скорость, км/час

,

где L сут среднесуточный пробег одной автомашины, км;

L см – средняя продолжительность рабочего дня, час.

Время нахождения машины

а) в наряде; ч:

,

где АДХ количество машино-дней нахождения в хозяйстве

б) в пробеге, ч.:

,

где АДр – количество машино-дней нахождения в работе.

Средняя загруженность машины, т

,

где Р – выполнено тонно-километров (грузооборот),т-км;

L гр – общий пробег машин с грузом, км.

Коэффициент использования в работе:

,

Коэффициент использования пробега:

,

где L общ общий пробег машин, км.

Коэффициент использования тоннажа

,

где q – средний тоннаж машины, т.

Себестоимость 1 т-км.

,

где Зобщ – затраты на работу грузового автотранспорта.

Себестоимость 1 км

.

Среднее расстояние перевозок

,

где Q – общий объем перевозок, т

Производительность на среднесписочную машино-тонну пребывания в хозяйстве

.

Месячная производительность на среднесписочную машину

.

Дневная производительность одного списочного автомобиля

.

Показатели использования подвижного грузового состава сводятся в таблицу 1.2, рассчитывая согласно методики расчета на основании данных таблицы 1.1.

По результатам расчета таблицы 1.2 необходимо провести анализ использования автомобилей по всем расчетным показателям и наметить пути по выявлению резерва улучшения использования автомашин как за счет экстенсификации увеличения занятости машин за отчетный период, так и за счет интенсификации. Наметить мероприятия и сделать заключение.

Далее из таблицы 1.1 необходимо установить, как изменяются плановые показатели по сравнению с фактическими и определить неиспользованные резервы увеличения объема грузооборота, проведя факторный анализ этого показателя.

Детерминированная модель факторной системы объема грузооборота имеет следующий вид:

.

Таблица 1.2

Эффективность использования автомобильного транспорта

Показатели

Услов-

ные обозначения

Отчетный период
План Факт +,-
1 2
Коэффициент использования пробега
Коэффициент использования грузоподъемности СТ
Коэффициент использования в работе Кр
Отработано одной машиной за отчетный период, дней Др
Среднее расстояние перевозок, км L п
Средняя техническая скорость, км/ч VT
Время нахождения машины в наряде, ч. АЧН
Время нахождения машины в пробеге, ч. АЧР
Средняя загруженность машины, т qср
Производительность на среднесписочную машино-тонну нахождения в хозяйстве ,т Wп
т-км
Месячная производительность, т WТ
т-км
Дневная производительность 1-го списочного автомобиля, т WДН
т-км
Себестоимость, руб. км Sкм
т-км Sт-км

Расчет влияния этих факторов на объем грузооборота можно выполнить с помощью способа абсолютных разниц:

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

.

Выводы: * Необходимо сделать анализ влияния каждого фактора на увеличение или снижение объёма грузооборота и почему.

*Выявить на анализируемом предприятии используемые резервы увеличения объёма грузооборота за счёт сверхплановых целодневных и внутри-сменных простоев автомашин, а также сверхплановые холостые пробеги (таблица 1.1).

Определение структуры себестоимости перевозки грузов

Необходимо рассчитать структуру себестоимости 1 т. и 1 т. км. перевозки грузов заданного варианта.

Данные для исчисления структуры себестоимости берутся из приложения 2 (табл. 1.3).

Таблица 1.3

Исходные данные для определения структуры

себестоимости 1 км и 1 т. км. перевозки грузов

Показатели Условные обозначения
План Факт +,-
Перевезено грузов, т. Q 6500 3832 -
Выполнено т. км., км. P 85000 22317 -
Затраты на работу грузового транспорта, тыс. руб. Зобщ 255,0 198,7 -
в т.ч. зарплата с начислениями, тыс. руб. 80,7 41,5 -
Горючесмазочные материалы, тыс. руб. 74,0 90,9 +
Амортизация машин и гаража, тыс. руб. 2,6 3,0 -
Текущий ремонт гаража, тыс. руб. 55,2 38,6 -
Резина (ремонт), тыс.руб. 10,2 -
Мероприятия по технике безопасности, прочие расходы, тыс. руб. 32,3 24,7 -

Затраты на 1 т, т-км перевозки грузов определяется делением их суммы по отдельным статьям на величину перевезённых грузов и выполнено т-км. соответственно. Результаты расчётов приведены в таблицах 1.4 и 1.5.

Таблица 1.4

Себестоимость 1 т. перевезенного груза и её структура

Статьи затрат План Факт
руб. % руб. %
Зарплата с начислением, руб. 12,42 31,66 10,83 20,89
Горюче-смазочные материалы, руб. 11,38 29,01 23,72 45,75
Амортизация машин и гаража, руб. 0,40 1,02 0,78 1,50
Текущий ремонт гаража, руб. 8,49 21,64 10,07 19,42
Резина (ремонт), руб. 1,57 4,00 - -
Мероприятия по технике безопасности и прочие расходы, руб. 4,97 12,67 6,45 12,44
Итого 39,23 100 51,85 100

Таблица 1.5

Себестоимость 1 т.-км перевозок и её структура

Показатели План Факт
руб. % руб. %
З/плата с начислением, руб. 0,95 31,67 1,86 20,90
Горючесмазочные материалы, руб. 0,87 29,00 4,07 45,73
Амортизация машин и гаража, руб. 0,03 1,00 0,13 1,46
Текущий ремонт гаража, руб. 0,65 21,67 1,73 19,44
Резина (ремонт), руб. 0,12 4,00 - -
Мероприятия по технике безопасности и прочие расходы, руб. 0,38 12,67 1,11 12,47
Итого 3,0 100 8,9 100

Наибольшая доля затрат на перевозки 1 т. груза приходится на з/плату, ГСМ, текущий ремонт гаража и мероприятия по ТБ и прочие расходы.

В себестоимость 1 т. км. затраты на з/плату и ГСМ составляют более 60 %.

В себестоимости перевозки 1 т. груза почти в 2 раза увеличились фактические расходы на ГСМ по сравнению плановыми, а заработная плата в действительности снизилась почти на 11 %. Аналогичная картина наблюдается и при анализе структуры себестоимости 1 т-км.

Итак, на себестоимость 1 т. и 1 т-км перевозки влияют наиболее затраты на ГСМ и текущий ремонт и т.д., согласно результатов своего задания.

Скачать архив с текстом документа