Оптимизация строительных конструкций
СОДЕРЖАНИЕ: Определение массы нетиповой крайней колонны промышленного здания ступенчатого типа путем суммирования весов несущих и вспомогательных конструкций. Расчет трудоемкости обработки основных деталей надкрановой и подкрановой частей колонны, ее сборки и сварки.1. Методы определения веса конструкции
В общем случае вес любого сооружения можно представить как сумму весов основных (несущих) и вспомогательных конструкций. К основным конструкциям относятся колонны, стропильные и подстропильные фермы, ригели, подкрановые балки, прогоны или другие несущие элементы. К вспомогательным конструкциям относятся связи покрытия, связи по колоннам, элементы фахверка, переплеты, фонарные конструкции, лестницы и площадки, рельсы с элементами крепления и т.д.
В соответствии с этим вес сооружения запишем в математической форме
Go =Gо.к nо.к +Gв.к nв.к ,
где Gо.к, Gв.к – вес основной и вспомогательной конструкции данного типа;
nо.к., nв.к. –количество основных и вспомогательных конструкций данного типа.
Вес одной несущей конструкции рассчитывается по такому же принципу с учётом строительных или конструктивных коэффициентов.
Приведём примеры определения веса несущих конструкций колонны и фермы.
1.1 Определение веса колонны
Требуется определить массу нетиповой крайней колонны промышленного здания, ступенчатого типа высотой Нк (рис.1). Предположим, что подкрановая часть колонны сквозная, подкрановая ветвь состоит из составного сварного двутавра, шатровая - из составного швеллера, состоящего из универсальной полосы и двух уголков. Расчетное сопротивление определяется в зависимости от типа стали по табл. 1(прил.1): для подкрановой части колонны R1 ; для надкрановой R11 . Отобразим нагрузки, действующие на колонну: W - давление ветра; Q -давление кранов на колонну; Р-давление ригеля.
Принимаем длину подкрановой части колонны равной h1 =0,7Нк (м),тогда длина надкрановой h2 = Нк -0.7Нк (м), соответственно их ширина равна 0,1h1 =с1 (м) и 0,1h2 =е2 (м);
соотношение длины надкрановой части и всей колоны л=h2 /Нк ;
соотношение жёсткостей Ю=I2 /I1 ;
ядровое расстояние:
подкрановой части с=0,5е (для нессиметричного двутавра и сквозного сечения из 2-х ветвей);
надкрановая части с=0,4е (для симметричного сварного двутавра
Рис.1. Расчетная схема колонны
эксцентриситеты: давления кранов для подкрановой части Zk =0,4e1 ;
давления ригеля для надкрановой части
Zр = e1 -Zk -
Коэффициент продольного изгиба ф1 и ф2 определяется по формуле:
ф = 1-в(nkh)2 /(104 сz),(1)
где к - коэффициент приведения расчетной длины подкрановой или надкрановой части колонны, равный для рам с шарнирным опиранием ригеля соответственно 2,5 и 3; n =1,3 - коэффициент, учитывающий влияние решетки в сквозной колонне, для сплошной колонны n=1; Z-расстояние от центра тяжести сечения до наиболее сжатой ветви: для несимметричного сечения Z=0,5е1 ; b- коэффициент, зависящий от класса прочности стали, определяемый по табл.2, (прил.1).
характеристики сечениядля подкрановой части
от давления кранов x1 кр =(k1 zк ++nk11 Н)/(с1 h1 );(2)
от давления ригеля x1 р =(zр +)/( с1 h1 );(3)
от давления ветра x1 w =k111 Н/( с1 h1 ),(4)
где коэффициенты k1 ,k11 ,k111 принимаем в зависимости от типа закрепления верхнего конца и соотношения жесткостей верхней и нижней части колонны по табл.З.(прил.1).
Масса подкрановой части без учета строительного коэффициента:
G1 =(xl KP P+X1 с Q +x1 w W)(гh2 /R1 )с,(5)
где с - учитывает увеличение массы колонны за счет влияния собственной массы и равный в среднем 1,03; Р - давление ригеля; W- давление ветра; Q-давление кранов на колонну; г- удельный вес металла.
Характеристики сечения для надкрановой части:
от давления кранов x11 кр =(k1 zk +nk11 Н)/ (с2 h2 );
от давления ригеля x11 р =( с2 /ф2 )/ (с2 /h2 );
от давления ветра x11 = k111 Н/(с2 h2 ).
Масса надкрановой части без учета строительного коэффициента:
G11 =(x11 кр Pкр + x11 р Q+x11 w W)( гh2 2 /R11 )с
Полная масса колонны:
G=(G1 +G11 )ш,(6)
где ш - строительный коэффициент, равный для колонны данного типа 1,7.
2. Методы определения трудоемкости изготовления при вариантном проектировании
Конструктивная форма металлических конструкций с точки зрения влияния ее на трудоемкость характеризуется производственными показателями.
Показатели проекта конструкций, характеризующие его качество с точки зрения трудоемкости, можно разбить на две группы.
К первой группе показателей принадлежат: количество конструкции; степень типизации и стандартизации, определяющая в свою очередь серийность; вес сооружения, отнесенный к геометрическому измерителю.
Ко второй группе показателей относят: количество деталей, сборочных марок, отверстий, сварных швов; показатели, характеризующие трудоемкость резки, строгания и т. д.
2.1 Определение трудоемкости изготовления колонны
Определить трудоемкость изготовления колонны крайнего ряда ступенчатого типа по следующим данным пункта 1.1: масса колонны G (т), в том числе масса основных деталей подкрановой части G 1 (т), масса основных деталей надкрановой части G 11 (т). Массу ветвей принимаем одинаковой. На основании опыта проектирования предполагаем, что масса полосы G1 /21/3, масса уголка – G 1 /22/3.
Определим трудоемкость обработки основных деталей подкрановой части.
Основных деталей подкрановой ветви три, масса средней детали G1 /(2-3).
Трудоемкость обработки деталей подкрановой ветви: Тр6 п.в. = 31,1 =3,3 (чел.-ч),
где 1,1 чел. - ч — трудоемкость обработки одной листовой детали (без отверстий) по табл. 7 (прил.1).
Трудоемкость обработки деталей шатровой ветви: Тоб ш.в. = 1,1+20,28= 1,66 чел.-ч, где 0,28 чел.-ч — трудоемкость обработки одного уголка (без отверстий) по табл. 8. (прил.1).
Трудоемкость обработки основных деталей подкрановой части:
Т1 об. =3,3+ 1,66 5 чел.-ч.
Трудоемкость обработки основных деталей надкрановой части:
Т0б = 31,32 4 чел.-ч,
где 1,32 чел.-ч —трудоемкость обработки одной листовой детали массой G 11 / 3 ( т) с пятью отверстиями (табл.7).
Трудоемкость обработки всех основных деталей колонны:
Тоб о. =Т1 об. +Т11 об
Трудоемкость сборки и сварки определяем в предположении, что надкрановая часть и подкрановая ветвь подкрановой части собираются в кондукторе и свариваются автоматом; шатровая ветвь собирается по разметке и сваривается полуавтоматом (длина всех деталей менее 12 м)
Tоб о = 30,37 + 30,32 + 30,43=3,4 (чел.-ч),
где 0,37; 0,32 и 0,43 чел.-ч — соответственно трудоемкость сборки одной детали надкрановой части, подкрановой и шатровых ветвей по табл. 8 .
Длина швов в надкрановой части lшв н.ч м, катет шва (конструктивно) 8 мм, длина швов в подкрановой и шатровой ветви lшв н.ч м.
Трудоемкость сварки
Тсв о = lшв н.ч 0,08+lш ч в п 0,1lш ч в п 0,93 = 10,0 чел.-ч.
При строительном коэффициенте массы 1,7 найдем строительные коэффициенты операций по табл. 7 и 9. Число вспомогательных деталей при коэффициенте детальности 8 (см. табл. 9) равно: 98 = 72: шоб Т = 2,6; шоб Т =2,93; шоб Т =2,7 (сварка вспомогательных деталей производится полуавтоматом).
Тогда трудоемкость изготовления колонны определяется по формуле:
Т=kН.Р. ( шоб Т Тоб о + Тоб о + шТ+ шТ)