Организационное проектирование

СОДЕРЖАНИЕ: МИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ /г. Симферополь/ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА Предмет: Организационное проектирование Выполнил:

МИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

/г. Симферополь/

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Предмет: Организационное проектирование

Выполнил:

Студент пятого курса

Факультета управления

Заочной формы обучения

57 группы

Держицкий Александр Геннадьевич

Проверил:

Дьяков Игорь Михайлович

Работа поступила на кафедру: «___»_________ г.

Дата рецензии: «___»_________ г.

Оценка: _______________

Методист: ________________________


1.Со врем енная система материально- техн ического об еспеч ения.

Функции пред приятия опред еляются видом его деятельности. Вполне естественно, что описание М ТО пред приятия з акл ючается в перечислении относящ ихся к нему з адач.

Фу нкции МТО деятельности предприятия з аключаются в коор­динации спроса и предлож ения на к онкретный товар при миними­зации издерж ек как в стратегическом, так и в тактическом от­ношениях, а та кж е в поддерж ании на должном уровне отношений фирмы с к онкретными поставщ иками и клиентами.

Из данного определения в ытекают по крайней ме ре 2 за дач и МГО - диалог и выбор. Под диалогом понимаются отношения пред­приятия с поставщиками сырья и материалов и с потребителями выпускаемой продукции. Различаются внутренний и внешний диа­логи - т. е. передача службам фирмы поступивших от внешних партнеров (как поставщ иков, так и клиентов) пожеланий, и ог­раничений касательно использования материальных, технологи­ческих и трудовых ресурсов.

Очевидно также, что деятельность по М ТО охватывает дли­те льный период; в то же в ремя МТО д олжно обеспечить быстрое и эф фективное занятие фирмой тактических позиций. А главное здесь является сбор и обработка информации. Именно в этом заключается будущее М ТО как целостной системы по управлению инф ормацией , состыковке е е э лементов и з адействованию их для достижения целей фирмы, контролю за использованием средств, постоянному отслеживанию движения вперед.

Таким образом, МТО находится в самом сердце осуще ствляе­мого компанией в различных областях выбора, в центре предпри­нимаемых действий; несомненно, оно представляет собой важный фактор раз работки общей политики фирмы. При этом, выполняя функцию контроля, МГО утрачивает материальный характер.

Перед МГО всех компаний, организаций стоит одна и та же в ажнейшая задача: ликвидация производственных сбоев, обуслов­ленных нестыковкой движ ения товаров, материалов, информации и к омпетенц ий. МТО - это способ организ ации деят ельнос ти предп-риятия, позволяю щий объединить у силия раз личных единиц, про­изводящ их и реализующ их товары и услуги, с цел ью оптимизации финан совых, материальных и трудовых ресурсов, исполь зуемых фирмой для реализации своих экономических целей. 3. Планирование материально-технического обеспечения.

3. Планирование материально-технического обеспечение.

Для осуществ ления М ТО необходимо разработать определен­ ный инструментарий, позволяющий управлять уровнем предлагае­мой услуги, а такж е уровнем соответствующих затрат. В этой связи первоочередной интерес представляют системы планирова­ния информации.

Планирование - процесс принятия решений на основании ожиданий - позволяет достичь ожидаемых результатов путем воз­действия на сложную совокупность взаимонезависимых механизмов.

В процессе стратегического планирования принимаются ре­шения, касающи еся структуры сети товародвижения либо капита­ловлож ений, необходимых для придания большей гибкости системе материального обращения.

Оперативное планирование МТО представляет собой средство регулирования и контроля задействованного в производстве сырья и готовых изделий. Его цель состоит в развитии контак­тов между различными службами компании, усилении координации их деятельности и повышении их мотивации по отношению к зада­чам М ТО.

Стратегическое планирование деятельности в сф ере М ТО долж но помочь компании научиться приспосабливаться к измене­ниям в окружающ ей среде. Примерами стратегических решений, вы званн ых изменениями среды, можно считать решение о переме­щении центра реализации в связи со сдвигами в территориальном распределении клиентуры, а такж е разработку гибкого производ­ства. нацеленного на более быстрое удовлетворение постоянно усложняющихся требований рынка.


Таблица N1.

2. Три аспекта материально-технического обеспечения

Информ. источники

Мероприятия по

планированию

Управленческие мероприятия Мероприятия по прием. товаров матер. потоки

Прогнозирование спроса конечной продукции

Корректирока по поступившим заказам.

Календарное планирование транспортных пере-возок готовых заказов.

Управление пото-ками гот. про- дукции.

Оперативное пла-

нирование продук-ции.

Оперативное плани-рование производ-ства.

Календарное плани-рование снабжения.

Управление пото-ток. п/фабрикатов

Составление пла-нов снабжения.

Управленческая обраьотка заказов клиентов.

Контроль за рейса-ми с товаром

Учет и инвентариза-

ция запасов товаров

Заказы регион. складов центр. складам.

Заказы произв. подразделениям.

Контроль за предоставл. услуг.

Учет полуфабрика-тов и запасов.

Управленческая об-работка заказов поставщикам.

Контроль за предос-тавлением услуг.

Подготовка заказов к реализации.

Осуществление пос-тавок.

Размещение и со-держание товаров на складе.

Поствка с центр. складов на регион.

Перевозки и перег-ки товаров до поступ. на центр. склады.

Упаковка товаров.

Межцеховые и меж-завод. перевозки.

Перевозки сырья и комплектующих.

Поставка сырья из пункта добычи в пункты переработки.

Подготовка постав-щиками заказов к отгрузке.

Задача оперативного планирования МТО состоит в обеспече­нии максимально эффективного использования ресурсов и средств, направляемых на удовлетворение сиюминутных потребнос­тей. Типичными вариантами планирования этого типа являются разработка программы выпуска некоторого оборудования или раз­работка календарного графика отправки продукции потребите­лю. Порой методологический инструментарий МТО разрабатывается одновременно для принятия решений стратегичес кого характера и для планирования текущих потребностей. Так, представленная модель производства и реализации может обеспечить разработку оптимального сценария размещения заводов и складов с точки зрения глобальной стратегии компании. Зачастую эта же модель может способствовать решению оперативной задачи - оптимизации оборота сырья и товаров с целью сокращения запасов и времени складиров ания.

Ведущие специалисты теории экономики и логистики предла­гают следующ ую модель многоэтапного планирования МТО:

1) Стратегическое планирование. Основано на долгосрочных прогнозах спроса, движ ения издержек, из менений хозяйственной среды и пределов загрузки производст­венных мощ ностей. Это позволяет осуществить оптимальную стра­тегию в области маркетинга, производства и Финансирования.

2) Тактическое планирование. Применяется в пределах временного периода от нескольких меся­ цев до одного года. Она помогает сформулировать взаимоувязан-

ные задачи по получению годовой прибыли для слу жбы компании. а также разработать совокупность частных планов для оператив­ных служб закупки, производства, перевозок, содержания техни­ки. и т.п. Тактическое планы легко поддаются пересмотру в те­чение года, по мере выявления реального спроса.

3) Оперативное планирование. Дает возможность распределить полученные заказы между различ­ными производственными подразделениями так, чтобы обеспечить конкретное удовлетворение текущих потребностей. Ф изическое распределение готовых изделий улучшается благодаря внедрению схемы склад- поставки. Разработка подобного интегрированного подхода к оптимизации управления материальными потоками пред­ставляет собой один из основных способов использования потен­циала М ТО в целях увеличения обшей конкурентоспособности.

4. Оперативное планирование М ТО.

Теоретически планирование операций по МГО можно предста­вить в виде схематичного деления на 5 в основном не связанных друг с другом элементов:

1) прогнозирование спроса;

2) планирование производства;

3) планирование физического распределения прод укции;

4) планирование снабже ния:

5)с истема оценок результатов функционирования

системы М ТО.

Сюда ж е относятся две подсистемы : 1) учета и контроля в ыполнения з аказ ов, поступающи х от клиентов, и 2) учета и контроля выполнения заказов фирмы ее поставщ иками. Элементы перечислены в хронологическом порядке выполнения соответству­ющих задач. Чем ниже место элемента ( см. рис. 1 ), тем короче временной горизонт осуществляемых данной службой операций.

Рассмотрим кратко каждый элемент.

Подосистема учета заказов Прогнозирование Подсистема учета заказов

клиентов и контроля их выполнения спроса поставщикам компании и контроля их выполнения


Планирование

сбыта


Планирование

производства


Составление

программ выпуска

на рынок


Составление программ потоков

и определение средств


Календарное Планирование

планирование снабжения


Составление программ

заказов


Календарное планирование

складских и транспортных

операций


Оценка результатов

функционирования

системы МТО


Рис. 1. Общая схема планирования МТО (распределение - производство-снабжение)

Прогнозирование спроса. На этом этапе производится ана­лиз ретроспективы спроса, опираясь на учет и анализ заказов, полученных фирмой ранее ( в течение как можно более длитель­ного срока). При этом следует параллельно произвести два вида работ: установить раз личия в типах продукции и, возможно, потребителей, а такж е выбрать из всей широкой гаммы существу­ющих методов прогноз ирования те, которые могут быть исполь­зованы в конкретных условиях. Третий этап сводится к тестиро­ванию и отбору подходящих методов составления прогноза с уче­том полученных знаний о ретроспективе спроса и о типах това­ров. Здесь также проводится сопоставление полученных резуль­татов с реальным спросом, заф иксированным в течение данного периода.

Планирование производства. Специалисты в области автома­тизации управления произ водством предлагают подход, вписываю­щийся в схему планирование - исполнение - контроль. Суть е го сос тоит в том, что система готовит планы, исполнение ко­торых возлагается на различные службы: службу закупок, службу производства, служ бу оборудования и т. п. Затем реальные пока­затели сравниваются с плановыми для выявления и ликвидации расхождений. Этот метод основывается на двух основных принци­пах: 1) управление осуществляется на основе запланированных пока зателей, а не на э кстраполированных данных: 2) в управле­нии учитывается взаимозависимость составляющ их одного и того же готового изделия.

Планирование Физического распределения продукции (или М ТО сбыта). Под системой М ТО сбыта следует понимать сеть про­изводящих услуги единиц , деятельность которых направлена на удовлетворение торгового спроса при заданном уровне издержек и качестве товаров. Эта деятельность осущ ествляется в рамках системы оперативного планирования , увязанной с производств ом товаров и с материальным снабжением.

Прежде всего на основе данных, полученных при прогнози­ровании спроса и в ходе учета заказов, разрабатывается общий план М ТО сбыта. При этом устанавливается объем наличных ре сурсов у внешних и внутренних поставщиков . Полученные цифры поз воляют убедиться в том, что движение материальных потоков в долж ном объеме действительно может быть обеспечено в тече­ние рассматриваемого периода.

Следующий этап процесса - р азработка программ движения потоков из делий по всей распределительной сети, от производс­твенных единиц до центров конечной продажи, да же до клиенту­ры. Эта стадия сопряж ена с определением потребностей в скла­дировании . Здесь же учитываются потребности в транспортных средствах.

На этой стадии составляется программа массовых перемеще­ний товаров, а затем оптимизируются масштабы складских поме­щений и их географическое размещ ение. Календарный график под­готовки товаров к отгрузке и поставок потребителю может быть разработан на основании рабочих программ, применяемых регио­нальными центрами реализации.

Планирование транспортных операций способствует сокраще­нию их издержек при одновременном поддержании заданного уров­ня услуги. Это достигается благодаря следующим мерам:

- оптимальное распределение перевоз ок по различным типам и видам товародвижения, отбор наиболее квалифицированных пе­ревозчиков;

- оптимизация структуры парка транспортных средств, кон­троль над их использованием и содержанием;

- разработка маршрутов, позволяющих максимально полно использовать транспортные средства и рабочее время с соблюде­нием действующего социального законодательства;

- разработка ежедневного оптимального календарного гра­фика маршрутов с составлением отчетов-прогнозов и отбором среди различных типов транспортных средств.

Планирование снабжения. Заключается в составлении за­каз-нарядов на закупки с уточнением данных относительно коли­чества закупаемых товаров, а также периодически заказов и штрафных санкций вследствие просроченных поставок. Типичный вариант оперативного планирования - составление программы снабж ения под имеющиеся заказы с учетом ограничений со сторо­ны наличных запасов в производстве и в торговой сети.

Оценка резу льтатов функционирования системы МТО. Пели оценки рез ультатов заключаются в следующем:

- информирование всех заинтересованных представителей руководства о достигнутых результатах, оцененных с точки зре­ния уровня производительности и издержек, а такж е окупаемости влож енных средств; соотнесение реальных показателей с плано­выми с целью осуществления необходимых корректировок;

- обеспечение руководства и функциональных служ б компа­нии методом количественного выражения поставленных целей. До­ведение соответствующих целевых показаний до каждого уровня уп равления:

- усиление взаимоувязки отдельных компонентов общего процесса планирования М ТО на основе координации задач, стоя­щих перед различными участниками физического оборота;

- улучшение взаимодействия представителей различных уровней и эшелонов управления, а также развитие системы их стимулирования путем внедрения принципов управления по целям;

- обеспечение научно обоснованного принятия решений на баз е мо делирования основных возможных вариантов.

5. Планирование М ТО на фирме ПРИОР.

Ф ирма ПРИОР оптовое торгово-посредническое предприятие по продаже бытовой техники, кухонного оборудования и других хозяйственных товаров . Она занимается закупкой, доставкой до оптового склада, хранением, сбытом и доставкой проданного то­вара до потребителя указанных видов выше товаров. Товаро­оборот фирмы довольно высок, что составил зa 1994 год свыше 7 млрд. руб. Фирма имеет несколько отделов , таких как :

отдел закупок,

отдел маркетинга и прогнозирования сбыта. отдел рекламы и продаж, складское хозяйство, транспортно-экспедиционное хозяйство, финансовый и бухгалтерский отдел, отдел охраны фирмы.

Различные модели, применяемые в планировании и осуществ­лении МТО в фирме ПРИОР в значительной мере способствуют решению разнообразных задач в деятельности. Предприятие опи­рается на достаточно развитую и гибкую систему обработки дан­ных и высококвалифицированный персонал. Ф ирма имеет на своем балансе 6 высокоэ ффективных персональных компьютеров марки IBM 486 PC/ AT, необходимого количества современной организ а­ционной техники и самое главное, молодых высококвалифициро­ванных специалистов с выс шим и средним специ альным образованием в области экономики и торговли, желающих с наибольшей отдачей применять полученные знания на практике.

В настоящее время отечес твенный рынок бытовой техники как никогда очень насыщен, покупательная способность населе­ния нев ысока, поэтому конкуренция среди продавцов каж дым днем становится все жестче. В этих условиях главными факторами вы­живания торгующих фирм становится повышение прибылей от масш­табов деятельности и сниж ения об ще фирменных затрат путем оп­тимизации материальных, денежных, транспортных и информацион­ных потоков.

Всего лишь два-три года назад главная задача фирмы сос­тояла в поисках и закупке более- менее ходового товара, а в покупателях не испытыв али недостатка и не было проблем с пе­ревозкой товаров из-за низких транспортных тарифов. Поэтому в то время Фирма не уделяла должного внимания проблемам, кото­рые ставит наука логистика. Но последующ ие годы нас столкнули с теми проблемами, которые являются обычными в нормальных ры­ночных условиях. Во-первых, возникла необходимость оперативного учета то варных запасов на складе, отгруже нных потребителям, отгружен­ных поставщ иками товаров нам и самое глав ное, оперативный учет всех заявок от наших клиентов на поставку товаров. Опе­ративный учет невозмож ен без компьютеризации в складском хо­зяйстве, которая способствует в свою очередь улучшению взаи­модействия складского предприятия с аппаратом управления и от­делами закупки и продаж фирмы. Но в нашей стране, хотя и мно­ж ество поставщиков компьютеров и прикладных компьютерных программ, большое количество самих ЭВМ, у нас совершенно не развиты локальные вычислительные сети, не созданы банки баз данных и самое неприятное, это практическое отсутствие модем-ных связей между компьютерами из-за плачевного состояния те­лефонных каналов. Из-за плохого состояния телефонных кабелей отвратительно работают факсимильные связи между абонентами, что сильно затрудняют и затягивают процессы заключения конт­рактов и соглашений. Кос мическая телефонная связь с цифровой передачей информации, сотовая телефонная сеть в последнее время имеет место быть, но такие виды услуги настолько дороги, что большинству фирмам они просто не по карману.

Во-вторых, возникли проблемы с перевозками тов аров. Раньше четко работала государственная железнодорожная служба: цена перевозок была довольно низкая при небольших сроках дос­тавки. Но в последнее время железнодорожные тарифы выросли непропорционально инфляции, появились значительные задержки доставки грузов и потери, повреждения грузов из-за безответс­твенности перевоз чик а. Поэтому в последние годы фирма больший объем перевозок осуществляет автомобильным транспортом. В дальнейшем планирует полностью перейти на этот вид транспор­та. При высоких затратах на топливо, амортизационные отчис­ления и заработную плату водителей, фирма выигрывает в опе­ративности доставки товаров и от поставщиков, и покупателям, маневренности, надежности, что в конечном итоге приводит к ус­корению оборачиваемости оборотных капиталов, росту репутации фирмы перед клиентами, к увеличению товарооборота и следова­тельно, прибылей.

В-третьих, в последние годы фирма довольно часто сталки­вается с неритмичной работой производителей. Мы заранее зак­лючаем договора с заводами -изготовителями сложнобытовых при­боров, таких как холодильники, кухонные плиты и др. И з-за тя­ж елого экономического и финансового состояния, предприятия работают неритмично, приостанавливая на время выпуск той или другой продукции; за товар требуют предоплату, хотя это не является стопроцентной гарантией отгрузки товара. Иногда пе­речисленные средства фирмы надолго з амораживаютс я на с четах недобросовестных производителей-монополистов, быстро инфлируя и выходя из оборота предприятия. При этом происходит рассог­ласование связей меж ду поставщ иками и потребителями, частично парализуетс я работа в отделах закупок и продаж. Фирма терпит убытки, включая и упущенные выгоды (что мы еще толком не нау­чились считать).

В-четвертых, в стране качество банковских услуг невысо­кое. Банки перечисляют средства клиентов неоперативно, неред­ко в их деятельности случаются задержки денежных средств кли­ентов и разного рода нестыковки, что приводят к затягиванию процесса поставок и продаж товаров, выполнения и даже срыва ус ловий контрактов.

В-пятых, последние годы в отечестве ознаменованы жесто­чайшей инфляцией, что приводит к хаосу в экономике и практи­чески невозможности ни только стратегического, но и более менее достоверного оперативного планирования. Более всего мешает работе непредсказуемость и неуверенность в завтрашнем дне.

Как видно из вышеприведенных причин, в нашей фирме, нес­мотря на усилие оптимизировать всех процессов и экономить ма­териальные, финансовые, трудовые ресурсы, полученные резуль­таты невысокие. Логистика, формы и методы которой наиболее полно отвечают задачам глубокой и всесторонней интеграции производственно-хозяйственной деятельности и поиску оптималь­ных управленческих решений на различных этапах и уровнях уп равления, у нас еще не з аняла свое должное место.

Но мировая практика создания логистических систем управ­ления показала, что логистические принципы в управлении про­изводством и предприятиями в настоящее время являются одним из магистральных направлений нормализации развития предприя­тий с целью усиления режимов экономии трудовых, материальных, денежных, э нергетических ресурсов , пов ышения эф фективности управления на разном уровне, обеспечения требуемого качества потребитель ских благ. Со временем и у нас логистика станем движ ущ им фактором в экономике.

ЛИТЕРАТУРА

1. ГордонM. П. ,Тишки н Е.М. ,У сков Н. С. Как осуществить эко­номическую доставку товара отечественному и зарубежному поку­пателю. Москва. Транспорт 1993.

2.Э рв Мате, Даниель Тиксье. Материально-техническое обес­печение деятельности предприятия. Москва. Прогресс. 1993

Скачать архив с текстом документа