Организационные и технологические принципы построения систем непрерывного образования на основе интернет-технологий
СОДЕРЖАНИЕ: Организационно-методические основы и принципы построения современных систем непрерывного образования. Международные форматы и спецификации представления образовательной информации в информационных системах. Выбор системы поддержки обучения через Интернет.Содержание
1. Организационно-методические основы построения современных систем непрерывного образования
2. Принципы построения современных систем непрерывного образования на основе интернет-технологий
3. Международные форматы и спецификации представления образовательной информации в информационных системах
3.1 Спецификации IEEE LTSC
3.2 Спецификации IMS
4. Разработка структурных принципов представления образовательной информации в распределенной образовательной системе
5. Организационные решения по реализации необходимых требований и условий к процедуре контроля знаний и тестирования
6. Выбор системы поддержки обучения через Интернет
Библиографический список
1. Организационно-методические основы построения современных систем непрерывного образования
Важнейшим объединяющим принципом многоуровневого образовательного комплекса является согласованность учебных планов и программ различных уровней и видов образования, начиная от общего среднего, заканчивая послевузовским и включая дополнительное профессиональное. Такой подход обеспечивает максимально возможную академическую мобильность.
Основные принципы на примере ЮРГУЭС можно сформулировать следующим образом:
1) непрерывность образования, начиная с общего среднего, заканчивая послевузовским (аспирантура и докторантура);
2) свободный выбор траектории обучения;
3) академическая мобильность – возможность перехода между подразделениями, реализующими различные виды образования в пределах одного уровня;
4) возможность параллельной реализации разноуровневых образовательных профессиональных программ;
5) реализация принципа «образование через всю жизнь».
При указанных выше подходах возможны следующие траектории образования.
Получение начального профессионального образования:
1) школа – начальное профессиональное образование (базовый уровень, профессиональный лицей);
2) школа – начальное профессиональное образование (повышенный уровень).
Получение среднего профессионального образования:
1) школа – среднее профессиональное (колледж);
2) школа – среднее + начальное профессиональное (лицей) – среднее профессиональное (колледж, укороченная программа).
Получение высшего образования (бакалавр):
1) школа – высшее, бакалавр (факультет);
2) школа – среднее профессиональное (колледж) – высшее, бакалавр (факультет, сокращенная программа);
3) школа – среднее + начальное профессиональное (профессиональный лицей) – среднее профессиональное (колледж, укороченная программа) – высшее, бакалавр (факультет, сокращенная программа).
Получение высшего образования (магистр):
1) школа – высшее, бакалавр (факультет) – высшее, магистр (магистратура);
2) школа – среднее профессиональное (колледж) – высшее, бакалавр (факультет, сокращенная программа) – высшее, магистр (магистратура);
3) школа – среднее + начальное профессиональное (лицей) – среднее профессиональное (колледж, укороченная программа) – высшее, бакалавр (факультет, сокращенная программа) – высшее, магистр (магистратура);
Получение высшего образования (специалист):
1) школа – высшее, специалист (факультет);
2) школа – высшее, бакалавр (факультет) – высшее, специалист (факультет, сокращенные сроки обучения);
3) школа – среднее профессиональное (колледж) – высшее, бакалавр (факультет, сокращенная программа) – высшее, специалист (факультет, сокращенные сроки обучения);
4) школа – среднее + начальное профессиональное (лицей) – среднее профессиональное (колледж, укороченная программа) – высшее, бакалавр (факультет, сокращенная программа) – высшее, специалист (факультет, сокращенные сроки обучения).
Для обеспечения академической мобильности в течение всего срока обучения вводятся локальные уровни образования, в пределах которых возможен переход в любую сторону по горизонтали (рис. 1).
Реализация указанных принципов требует высокой степени совпадения учебных планов и программ в рамках локальных уровней.
Анализ показывает, что это вполне возможно, хотя требует достаточно кропотливой согласованной работы советов специальностей всех уровней.
Необходимо отметить, что модульный принцип формирования учебных планов и программ позволяет не только облегчить согласование, но и увеличить количество локальных уровней, в пределах которых возможны переходы по аналогии с принципами Болонского соглашения.
Рис. 1 - Переход с одного локального уровня образования на другой
Важной особенностью предлагаемого подхода в сочетании с модульностью учебных планов и программ является потенциальная возможность перехода не только в пределах полностью согласованных локальных уровней, но и между различными программами, такими как магистр и специалист, с ликвидацией части модулей.
Еще большую гибкость обеспечит кредитная система зачета, в этом случае подлежит ликвидации разница лишь жестко заданных модулей с возможностью зачета элективных модулей разных программ в качестве вариативной части. Более того, в данном случае возможен переход без ликвидации разницы даже между разными направлениями (специальностями), в пределах совпадающих локальных уровней либо с ликвидацией разницы фиксированных модулей с перезачетом элективных курсов. Такая гибкость образовательной траектории была возможна до выхода в свет последней редакции Закона об образовании с изменениями от 21 июля 2007 г. Модульный подход и кредитная система позволяют выделить фиксированные и элективные курсы в качестве самостоятельных дидактических единиц дополнительного профессионального образования, имеющих самостоятельное значение как в качестве краткосрочных программ повышения квалификации, так и в качестве модулей, составляющих более крупные программы профессиональной переподготовки.
Таким образом, образуется система, органично включающая в себя как все уровни начального, среднего и высшего профессионального образования, так и программы повышения квалификации и переподготовки. При этом системы НПО, СПО, ВПО и ДПО взаимно дополняют друг друга и позволяют свободно и логично выстраивать образовательную траекторию с учетом уже имеющегося образования, пожеланий обучаемого, его материальных, интеллектуальных и временных возможностей.
В ЮРГУЭС разработаны интегрированные образовательные программы в рамках университетского комплекса, сочетающие требования профильных профессиональных образовательных программ базового уровня НПО и СПО на базе основного общего образования.
Реализация интегрированных и сопряженных программ НПО и СПО является воплощением принципа непрерывности образования.
Разработка интегрированного учебного плана осуществлялась с учетом письма Министерства образования РФ от 6.01.2000 г. № 16-52-01ин/16-13 «Рекомендации по разработке профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования на базе начального профессионального образования». Под интегрированными программами понимаются такие профессиональные образовательные программы подготовки специалистов со средним профессиональным образованием, которые осваиваются обучающимся по интегрированной (целостной) схеме путем формирования единого учебного плана на основе Государственных базовых стандартов НПО и СПО.
Получение СПО по интегрированным учебным планам возможно только для специальностей СПО, имеющих родственные профессии НПО.
Разработка интегрированных профессиональных образовательных программ включает в себя проведение:
- сравнительного анализа Классификатора специальностей СПО и Перечня профессий НПО с целью установления родственных специальностей СПО и профессий НПО;
- сравнительного анализа государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям СПО и государственных требований к обязательному минимуму содержания образования и уровню подготовки выпускников по родственным им профессиям НПО с целью установления преемственности содержания образования;
- сравнительного анализа учебно-программной документации по специальности СПО и учебно-программной документации по родственной ей профессии НПО с целью установления преемственных учебных элементов и формирования содержания интегрированных профессиональных образовательных программ.
2. Принципы построения современных систем непрерывного образования на основе интернет-технологий
Современное состояние общества таково, что персонал практически любого предприятия должен постоянно повышать свою компетентность. Таким образом должен реализовываться принцип «образование – через всю жизнь». Очевидно, что занятое население не всегда имеет возможность физически присутствовать в учебном центре, однако практически у всех есть средства современной связи, в том числе Интернет. Таким образом, актуальной представляется задача создания распределенной образовательной системы (РОС) дополнительного профессионального образования (ДПО), базирующейся на интернет-технологиях.
С целью определения основных требований, условий функционирования системы в ЮРГУЭС был проведен эксперимент по обучению студентов заочной формы обучения, проживающих вне кампуса. В качестве программно-технологической платформы выбрана система поддержки обучения через Интернет (LMS) Moodle. В эксперименте приняли участие более 200 студентов. В дальнейшем эксперимент был расширен на систему ДПО и в течение 2007–2009 гг. в системе ДПО ЮРГУЭС с использованием Интернет прошли обучение более 600 слушателей, в том числе по программам, согласованным с ИМЦА Рособрнадзора.
Проведенный эксперимент показал, что наличие программных и тех-нических средств не гарантируют успешную реализацию проекта, более важную роль играет наличие корректной и оптимально организованной системы управления всем проектом. Особую значимость имеет устойчи-вость работы системы в условиях негативных внешних воздействий, таких как сбои в работе каналов связи, сбои в работе серверного оборудования, значительные изменения законодательства, корректировка целей и задач системы в процессе работы, изменение конъюнктуры рынка и т.д.
Многолетний опыт работы в области дистанционного образования показал, что одним из оптимальных решений является разделение функций системы, как минимум – образовательных и административных. При этом, подсистемы должны иметь не только независимые каналы обмена информацией с удаленными объектами (субъектами) системы, но и несколько параллельных каналов, в том числе физически разделенных.
Реально, полного разнесения функций получить невозможно. Например, в работе административной системы возникает потребность в информации (как минимум – статистической), которая есть только в образовательной части. Возникает вопрос оптимального выбора количества межсистемных «шлюзов», режима их работы и оптимизации количества и содержания передаваемой информации. Количество «шлюзов» и содержание обмена сильно зависит от структуры обоих подсистем, от потоков документов, данных, управляющих воздействий и т.п. Все указанное, в свою очередь, зависит от решаемых задач, целей системы, внешних условий и т.п. Таким образом, возникает задача разработки распределенной образовательной системы, обеспечивающей бесперебойное функционирование при возникновении негативных внешних воздействий как особой информационно-коммуникационной среды с элементами самоадаптации.
Анализ функционирования РОС целесообразно проводить на основе моделей разной степени приближения к идеализированной.
При построении моделей необходимо определить процессы и подпроцессы обучающей и административной сред.
Обучающая среда может быть описана следующим набором процессов и подпроцессов:
а) организация доступа к среде:
1) регистрация слушателя в обучающей среде;
2) подтверждение аккаунта слушателя, назначение роли и прав доступа;
б) обучение:
1) получение учебной информации (чтение учебников, пособий и т.д.);
2) самоконтроль;
3) запрос информации (вопросы в off-line, интерактивное общение и т.п.);
4) выполнение деятельностных элементов (виртуальные практикумы, тренажеры, wiki и т.д.);
в) контроль (аттестация):
1) промежуточное тестирование;
2) итоговое тестирование;
3) письменная работа (или открытый тест).
Сеть процессов и подпроцессов административной среды приведена ниже.
а) маркетинговые исследования:
1) изучение рынка труда и образовательных услуг;
2) разработка рекомендаций по номенклатуре, содержанию и стоимости учебных программ;
б) проектирование учебной программы:
1) разработка учебного плана;
2) разработка учебно-методического обеспечения;
3) разработка контрольно-измерительных материалов;
4) разработка программно-технических средств;
5) размещение готовой программы в информационной среде;
в) реализация учебной программы:
1) обеспечение функционирования информационно-технических средств реализации учебной программы;
2) контроль соблюдения условий обучения (оплата, право доступа к уровню и т.д., наличие всех необходимых документов), разрешение доступа к среде;
3) формирование графика обучения;
4) обеспечение ответов на запросы слушателей;
5) контроль прохождения этапов обучения (в том числе, например, модулей учебной программы, промежуточной и итоговой аттестации);
г) документооборот:
1) прием документов слушателя;
2) регистрация слушателя в БД административной среды, формирование личного дела (карточки);
3) отражение в документации этапов прохождения учебной программы;
4) формирование статистической отчетности для вышестоящих организаций;
5) формирование планов работ, сбор отчетности об их выполнении;
д) выдача документа об образовании:
1) обеспечение бланками документов об образовании;
2) формирование аттестационных (экзаменационных) комиссий;
3) контроль проведения итоговой аттестации;
4) заполнение бланка и выдача документа;
е) управление ресурсами:
1) прием оплаты за обучение;
2) финансирование разработки учебной программы;
3) оплата функционирования информационно-технических сред-ств (трафик, связь, аренда оборудования и т.д.);
4) обеспечение материально-технического снабжения;
5) кадровое обеспечение;
6) бухгалтерское обеспечение;
7) информационное обеспечение (литература, программы, компакт-диски и т.д.).
Следует отметить, что приведенный перечень процессов и подпроцессов не является исчерпывающим, в то же время он достаточен для иллюстрации рассматриваемых положений.
Модели могут представляться в виде структурных и функциональных схем, с детализацией, как правило, в нотациях IDEF0 и IDEF3, однако, могут быть использованы специфические объекты и функции, введенные дополнительно.
Примерами таких моделей могут служить процессы обучения с точки зрения преподавателя и с точки зрения студента (рис. 2, 3).
Рис. 2 - Процесс обучения (преподаватель)
Рис. 3 - Процесс обучения (студент)
Можно выделить несколько видов структуры обобщенной модели РОС.
Первый предельный случай – использование двух полностью независимых подсистем – обучающей и административной.
Обучающая подсистема полностью автоматизирована и не требует управляющих воздействий в процессе обучения. Такой подход возможен, например, в режиме экстерната, самообразования и т.п. Фактически, в этом случае организация процесса обучения возложена на программно-техни-ческие средства и самого пользователя, который просто следует по заранее установленной траектории обучения. Важное замечание: при таком подходе не может быть документа об образовании государственного образца, так как для этого необходимы действия обучаемого не только в среде обучения, но и в среде управления – итоговая аттестация, официальное оформление документов и т.п.
Другой предельный случай – максимальная интеграция административных и обучающих сред. Контроль процесса осуществляется формированием отчетности на каждом этапе, отсутствие отчета влечет запрет перехода к следующему этапу. Недостатком такого подхода является крайне высокая заорганизованность процессов обучения, высокая чувствительность к изменениям законодательства, кратковременным сбоям в системе (из-за наличия жесткого графика сбой практически недопустим), невозможность быстрого реагирования на изменение конъюнктуры. Де-факто, эта модель является чисто теоретической, так как функционировать в реальных условиях не может.
Таким образом, наиболее эффективными являются системы с промежуточным уровнем интеграции, сочетающие несколько технологий управления и обучения, включенных в распределенную и диверсифицированную информационную среду. Комбинация технологий позволяет снизить воздействие ряда факторов, отрицательно влияющих на результативность распределенной образовательной системы. В частности, наличие заранее созданных альтернативных траекторий обучения позволяет оперативно реагировать на изменения законодательства, конъюнктуры и т.п. Опыт показал, что наиболее устойчивыми являются структуры, имеющие не менее трех параллельных каналов обмена информацией между субъектами и объектами образовательного процесса. Кажущаяся избыточность не играет заметной роли, так как в каждый момент функционирует ограниченный набор узлов и связей модели.
В настоящее время предстоит решить задачу оптимизации структуры РОС с точки зрения ее экономической эффективности при условии сохранения качества обучения, а также реализовать функции самонастраивания системы при изменении внешних факторов.
Решение указанных задач возможно путем разработки детализированных сетевых моделей РОС, учитывающих внешние воздействия непосредственно на процессы управления и обучения, построение на основе этих моделей обобщенных функциональных схем РОС, определение максимально достоверных критериев структурной оптимизации и наборов правил взаимодействия узлов сети РОС, обеспечивающих полную или частичную самоадаптацию всей системы.
3. Международные форматы и спецификации представления образовательной информации в информационных системах
Индустрия компьютерных средств обучения развивается на протяжении уже более двадцати пяти лет. На первых порах в учебном процессе использовались различные программно-методические комплексы для освоения студентами элементов информационных технологий. Примерами таких комплексов могут служить учебно-исследовательские САПР, создававшиеся в ряде вузов страны. Одновременно получили развитие компьютерные средства контроля знаний студентов. В конце 80-х гг. стали создаваться компьютерные обучающие системы (КОС) на базе электронных учебников по различным дисциплинам с текстовыми и графическими фрагментами.
Появление web-технологий в первой половине 90-х гг. стало очевидным стимулом для развития информационных технологий в обучении. Во второй половине 90-х гг. началось становление дистанционного обучения, в том числе обучения на базе Internet. Появилась концепция открытого образования как системы предоставления образовательных услуг с помощью средств, имеющихся в распределенной информационно-образовательной среде, выбираемых пользователем и адаптированных под его конкретные запросы.
Однако существовавшие к тому времени КОС не были приспособлены к реализации идей дистанционного обучения и открытого образования в силу своей уникальности, несовместимости форматов данных, структур электронных обучающих средств и т.п. Электронный учебник, созданный с помощью авторской подсистемы в одной КОС, не мог быть воспроизведен и использован в рамках другой КОС. Существующие электронные учебники не отличались гибкостью, отсутствовали технологии адаптации содержания электронных курсов к запросам конкретных обучаемых, что не позволяло в нужной степени удовлетворить требования индивидуализации обучения. Нерешенной оставалась проблема легкости сопровождения учебников, своевременного отражения в них современного состояния науки и техники.
Со всей очевидностью возникла проблема унификации архитектур обучающих систем, структур и форматов данных для представления учебных материалов, моделей обучаемых, средств управления учебным процессом и компиляции индивидуализированных версий учебных пособий, отражающих последние научно-технические достижения.
Для решения этой проблемы было создано несколько международных и национальных организаций, поставивших перед собой цель стандартизации компьютерных средств обучения на основе современных информационных технологий. Среди этих организаций выделяются:
- IEEE LTSC – IEEE Learning Technology Standards Committee – комитет стандартизации в области технологий обучения, созданный в IEEE (Institute of Electrical and Electronics Engineers);
- IMS Global Learning Consortium – международный образовательный консорциум, развивающий концепцию, технологии и стандарты обучения на базе системы управления обучением IMS (Instructional Management System);
- AICC – Aviation Industry CBT Committee – комитет компьютерного обучения в авиационной промышленности;
- ADL – Advanced Distributed Learning Initiative Network – организация распределенного обучения, основанная департаментом политики в области науки и технологий в администрации президента США (OSTP – White House Office of Science and Technology Policy) и министерством обороны США (DoD) как сеть распределенного обучения, обеспечивающая широкомасштабный доступ к образовательным ресурсам многих пользователей.
3 .1 Спецификации IEEE LTSC
В комитете по стандартизации образовательных технологий Learning Technology Standards Committee (LTSC) в IEEE создан ряд рабочих групп с дифференциацией направлений работ. Эти группы занимаются разработкой и развитием следующих документов:
- P1484.1 – модель архитектуры образовательной системы (Architecture and Reference Model);
- P1484.3 – терминологический словарь (Glossary);
- P1484.11 – управление обучением (Computer Managed Instruction);
- P1484.12 – метаданные обучающих средств (Learning Objects Metadata);
- P1484.14 – семантика и замены (Semantics and Exchange Bindings);
- P1484.15 – протоколы обмена данными (Data Interchange Protocols);
- P1484.18 – профили платформ и сред (Platform and Media Profiles);
- P1484.20 – определение компетенции (Competency Definitions).
3.2 Спецификации IMS
Консорциум IMS создан в 1997 г. ведущими промышленными компаниями в области информационных технологий, университетами и правительственными органами нескольких стран.
Система IMS включает следующие спецификации:
- IMS Content Packaging Specification – компоновка содержания учебников и учебных пособий;
- IMS Learner Information Package Specification – описание данных об обучаемом;
- IMS Metadata Specification – описание метаданных учебных материалов (базируется на IEEE LTSC P1484.12);
- IMS Digital Repositories Interoperability – описание связей разных репозиториев;
- IMS Question and Test Specification – описание типичных вопросов и средств тестирования;
- IMS Digital Repositories – описание хранилищ цифровых данных.
Эти спецификации предназначены для обеспечения распределенного процесса обучения, открытости средств обучения, интероперабельности обучающих систем, обмена данными о студентах между электронными деканатами в системах открытого образования. Распространение IMS спецификаций должно способствовать созданию единой информационно-образовательной среды, развитию баз учебных материалов, в том числе благодаря объединению усилий многих авторов при создании электронных учебников и энциклопедий.
Спецификация IMS Content Packaging Specification разработана в конце 2000 г. Совместимость учебных средств и систем обеспечивается применением специального формата (IMS Content Packaging XML format), основанного на языке разметки XML. Спецификация определяет функции описания и комплексирования учебных материалов, в том числе отдельных курсов и наборов пособий, в пакеты для сети КОС, поддерживающих концепции IMS. Пакеты (дистрибутивы) снабжаются сведениями, называемыми манифестом, о структуре содержимого, типах фрагментов, размещении учебных материалов. Манифест представляет собой иерархическое описание структуры со ссылками на файлы учебного материала. Каждый учебный компонент, который может использоваться самостоятельно, имеет свой манифест. Из манифестов компонентов образуются манифесты интегрированных курсов.
Спецификация IMS Learner Information Package посвящена созданию модели обучаемого, включающей его идентификационные (биографические) данные, сведения, характеризующие уровень образования индивида, цели, жизненные интересы, предысторию обучения, владение языками, предпочтения в использовании компьютерных платформ, пароли доступа к средствам обучения и т.п. Эти сведения используются для определения средств и методики обучения, учитывающие индивидуальные особенности обучаемого. Они могут быть представлены в виде таблицы, иерархического дерева, объектной модели. Возможно использование рекомендаций этой спецификации для представления данных об авторах учебных материалов и преподавателях, что может быть полезно использовано в системах управления образовательным учреждением.
Назначение спецификации IMS Digital Repositories Interoperability – унифицировать интерфейс между различными наборами ресурсов – базами учебных материалов (репозиториями), используемыми в разных обучающих системах. Обращаться к репозиториям могут разработчики курсов, обучаемые, администраторы репозиториев, программные агенты. В спецификации оговорены основные функции обращений к репозиториям, инвариантные относительно структуры наборов. Это функции помещения учебного ресурса в базу, поиска материала по запросам пользователя, компиляции учебного пособия. Система управления репозиторием при этом осуществляет запоминание вводимых данных, доставку и экспозицию запрошенного материала соответственно. Репозитории могут быть ориентированы на форматы SQL, XML, Z39.50. Формат Z39.50 используют для поиска библиотечной информации, формат XQuery (XML Query) – для поиска XML-метаданных, а протокол SOAP – для передачи сообщений. Доступ к репозиториям может быть непосредственным или через промежуточный модуль.
Определены сценарии действий пользователей при записи нового материала в репозиторий, при корректировке имеющихся материалов, поиске метаданных как в одном, так и сразу во многих репозиториях и в случае посылки запроса по найденным метаданным непосредственно пользователем или программным агентом, заказе извещений на изменения в метаданных.
Описание метаданных в документе IMS Learning Resource Meta-Data Information Model базируется на соответствующем документе, разработанном в IEEE LTSC (P1484.12). Спецификация определяет элементы метаданных и их иерархическую соподчиненность. В их число входят различные элементы, характеризующие и идентифицирующие данный учебный материал. Всего в спецификации выделено 89 элементов (полей), причем ни одно из полей не является обязательным. Примерами элементов метаданных могут служить идентификатор и название материала, язык, аннотация, ключевые слова, история создания и сопровождения материала, участники (авторы и спонсоры) создания или публикации продукта, его структура, уровень агрегации, версия, технические данные – формат, размер, размещение, педагогические особенности, тип интерактивного режима, требуемые ресурсы, ориентировочное время на изучение, цена, связь с другими ресурсами, место в таксономической классификации и др. Каждый элемент описывается такими параметрами, как имя, определение, размер, упорядоченность, возможно указание типа данных, диапазона значений, пояснение с помощью примера.
Метаданные используются для правильного отбора и поиска единиц учебного материала, обмена учебными модулями между разными системами, автоматической компиляции индивидуальных учебных пособий для конкретных обучаемых.
В документе IMS Question and Test Specification описана иерархическая структура тестирующей информации (с уровнями пункт, секция, тест, банк) и даны способы представления заданий (вопросов), списка ответов, разъяснений и т.п. В спецификации приведены классификация форм заданий, рекомендации по сценариям тестирования и обработке полученных результатов.
4. Разработка структурных принципов представления образовательной информации в распределенной образовательной системе
информационный система непрерывное образование
Развитие информационных технологий требует совершенствования средств и способов представления образовательной информации. Особенно это относится к представлению информации в электронном виде.
Деятельность любого вуза связана с потоками образовательной информации – от профессора к студенту, от учебного отдела к кафедре и т.д. Информация требует структуризации, при этом существует несколько путей структуризации:
- создание собственной, уникальной структуры данных;
- создание структуры, жестко привязанной к существующей нормативной базе;
- создание универсальной структуры, обладающей высокой степенью открытости.
Первый путь приемлем при построении систем уровня вуза в предположении, что никакого обмена данными с другими системами не будет. Очевидно, что этот путь позволит быстро решить локальные задачи, однако более или менее значимой перспективы не имеет.
Второй подход обеспечивает достаточно высокий универсализм, но изменение нормативной базы может привести к необходимости значительной корректировки. Нагляден пример с нормативной базой дистанционного обучения, когда в течение всего лишь двух лет были разработаны и приняты несколько нормативных документов, а потом они были последовательно отменены и заменены новыми.
Третий путь, очевидно, является оптимальным, однако его реализация требует анализа и учета множества факторов, выработки инвариантных решений, обеспечения расширяемости, гибкости, интероперабельности и т.д.
Наиболее подходящей основой для решения поставленных задач является использование технологий XML. Применение XML-представления позволяет не только разделить содержание (контент) и представление информации, но и обеспечить сравнительно простые средства корректировки структуры и даже модели представления образовательной информации.
Для решения указанной выше проблемы необходимо решить ряд задач более низкого уровня. В частности, необходимо выполнить следующее:
- провести анализ существующих форматов представления информации и рекомендации российских и международных организаций в данной области (ГОС ВПО, ТК-461, DC, IMS, LOM, IEEE, Универсальная модель Российского портала открытого образования и т.д.);
- разработать модель представления полного набора данных от уровня специальности до уровня темы или пункта учебного пособия по отдельному виду занятий отдельной дисциплины;
- определить набор элементов, контейнеров и атрибутов XML-представления вплоть до уровня атомарных единиц контента, соотнесенных с данными образовательной информации, разработать пространства имен и т.д.;
- определить состав «квазипубличных» (то есть рекомендуемых и доступных, но не стандартизованных в ISO) элементов – DTD-блоков, схем XML-документов (при использовании XML-SCHEMA), файлов XSL и т.д., которые будут размещены на основных и вспомогательных серверах («зеркалах»), обеспечивающих постоянную доступность;
- разработать программно-инструментальные комплексы подготовки ресурсов, автоматизированные системы формирования их XML-представлений, серверное программное обеспечение, позволяющее корректно отображать образовательный контент;
- разработать методические рекомендации по использованию разработанных моделей и средств.
Основу предлагаемого решения составляет иерархическая модель представления образовательной информации вуза, базирующаяся на рекомендациях IMS, Универсальной модели Российского портала открытого образования (РПОО) и опыте работы ЮРГУЭС в области разработки моделей и макетов образовательных стандартов.
Иерархию образовательных объектов для вуза условно можно представить в следующем виде:
1. Направление
1.1. Специальность (ГОС)
1.1.1. Учебный план
1.1.1.1. Блок (цикл) дисциплин
1.1.1.1.1. Дисциплина
1.1.1.1.1.1. Вид занятий
1.1.1.2. Практики
1.1.1.3. Итоговая аттестация
Каждый объект содержит информацию, которая должна храниться и выдаваться по запросу; необходим переход от образовательных объектов к информационным. К информационным объектам относятся учебно-методические материалы различного назначения, учебно-методические комплексы дисциплин, пособия, рекомендации и т.д. В свою очередь, эти объекты могут иметь свои иерархии.
Модель информационного образовательного объекта представляет собой иерархию данных, организованных при помощи XML-описаний.
Информационный образовательный объект представляет собой набор файлов формата XML, содержащий следующие компоненты:
– файл «метаданные»;
– файл «организации»;
– «ресурсы».
Следует отметить, что разделение на три файла не является обязательным, возможно размещение указанных данных в общем XML-файле, однако это затрудняет анализ документов из-за значительного объема.
Компонент «ресурсы» содержит указатели на физические файлы произвольного формата и XML-файл описания.
Компонент «организации» содержит XML-файл описания структуры ресурса, порядка следования частей и разделов, подчиненности и т.д., то есть логическую организацию объекта.
Компонент «метаданные» содержит подробное описание информационного объекта в соответствии с рекомендациями IMS.
Необходимо отметить, что количество уровней иерархии может быть произвольным, тем самым обеспечивая формирование таких сложных многоуровневых образовательных объектов, как «специальность» или «учебный план» из существующих объектов более низкого уровня: «курс», «рабочая программа дисциплины», «учебное пособие по дисциплине», «методические указания», «контрольные вопросы», «группа тестовых вопросов» и т.д., которые, в свою очередь, также могут быть многоуровневыми.
Полный набор файлов составляет манифест информационного ресурса или образовательный пакет.
В качестве языка метаописания учебных объектов используется расширяемый язык разметки XML.
В настоящее время разработаны отдельные модули системы подготовки и хранения образовательных информационных ресурсов: система анализа word-файлов, автоматизирующая разбиение на разделы и подразделы и сохранение их в виде отдельных файлов HTML в соответствии с требованиями РПОО; модуль семантического анализа учебных материалов, исключающий перекрестные определения и строящий смысловой граф-структуру пособия; модель представления образовательной информации специальности; ряд модулей инструментального комплекса подготовки образовательного пакета (по IMS) в виде набора XML-файлов метаданных, организаций и ресурсов.
5. Организационные решения по реализации необходимых требований и условий к процедуре контроля знаний и тестирования
Одним из важнейших вопросов построения распределенных образовательных систем является задача объективной оценки результатов обучения. Следует отметить, что данная проблема многогранна и единого мнения по ее решению нет. В частности, весьма распространено мнение, что тестируемый будет использовать любую незаконную возможность для получения более высокого результата. Это далеко не всегда так, особенно в случае дополнительного образования, когда наличие формального документа менее важно для слушателя, чем полученные знания. Более того, слушатель, самостоятельно оплачивающий свое обучение, заинтересован как раз в объективной оценке своих промежуточных результатов. В то же время можно привести множество примеров обратной мотивации обучаемого. Наиболее универсальным представляется подход, обеспечивающий выполнение для всех испытуемых принципа равенства требований и условий процедуры проведения тестирования. В этом случае слушатель принимает на себя ответственность за объективность оценки его знаний и сознательно принимает решение о возможности искажения результатов.
Для случая высшего образования в нынешних условиях, когда значение формального диплома для студента гораздо выше значения его реальных знаний, необходимо разработать ряд мер, позволяющих обеспечить объективность оценки. Следует заметить, что чисто технические или программные меры сами по себе не в состоянии гарантировать этого. Необходимым условием является также использование комплекса организационных мероприятий, направленных на исключение всякого рода факторов, дающих возможность испытуемым использовать при выполнении теста какие-либо иные источники информации и средства, помимо собственных знаний. Обычно решение этой задачи включает в себя контроль над действиями испытуемых и пресечение возможных с их стороны попыток, нарушающих установленную процедуру тестирования, реализуемые проводящим тестирование преподавателем или иным уполномоченным на это ответственным лицом.
Если речь идет об использовании тестовых технологий для контроля уровня подготовки учащихся при традиционных очных формах обучения непосредственно в самом вузе, то эта задача организационно решается достаточно просто, также как и при использовании традиционных способов проведения контрольных и экзаменационных мероприятий.
Значительно сложнее с этим обстоит дело при дистанционных технологиях обучения, когда преподаватели и обучаемый контингент взаимодействуют в пространстве образовательного процесса с помощью образовательного портала через Интернет, находясь в географически удаленных друг от друга точках. Привычное решение, когда обязанность обеспечения корректной процедуры контроля знаний возлагается на ведущего обучение преподавателя, здесь уже не может работать. Преподаватели и учебный персонал вуза не в состоянии лично осуществлять при проведении тестирования адекватный контроль действий испытуемых по соблюдению процедуры тестирования, что принципиально делает невозможным использование получаемых при тестировании баллов в качестве объективной оценки знаний испытуемых.
Решение этой проблемы является актуальной и очень непростой задачей, и представляется интересным рассмотрение имеющегося мирового опыта ее решения, например, опыта обеспечения профессиональной сертификации специалистов, осуществляемой ведущими вендорами IT-сферы по применению своих продуктов. Ведущие мировые IT-компании, Oracle, Microsoft, IBM, Cisco, Sun и многие другие, уделяют очень большое внимание обучению, переподготовке и сертификации специалистов по предлагаемым ими на рынке продуктам и технологиям. Этими компаниями разработано огромное число авторизованных учебных курсов, посвященных вопросам использования своих продуктов и технологий, и тестов, обеспечивающих возможность проверки соответствия подготовки лиц, прошедших обучение по этим курсам, требуемому уровню. При этом, однако, сами эти компании практической реализацией процедур проверки уровня подготовки соискателей профессиональных сертификатов не занимаются. Тем не менее, получаемые сертификаты пользуются в мире всеобщим признанием, объективным подтверждением действительного уровня профессиональной подготовки.
Экзаменационные процедуры с использованием тестовых технологий реализуются уже другой системой – сетью так называемых авторизованных центров тестирования, представляющих специализированные компании, суть бизнеса которых состоит именно в обеспечении реализации процедуры тестирования, обеспечивающей легитимность ее результатов. Крупнейшие мировые IT-вендоры, как правило, доверяют проведение экзаменов по своим тестам одной из двух известных компаний такого рода – Prometric и Pearson VUE, реализующих процедуры тестирования через обширную сеть своих центров, распределенных по всему миру, в том числе и в нашей стране. Эти центры фактически решают задачу независимой дистанционной, отделенной от владельца теста проверки уровня подготовленности испытуемых. Надежность реализуемой ими экзаменационной процедуры обеспечивает авторитет и мировое признание выдаваемых по результатам экзаменов профессиональных сертификатов. Эта надежность обеспечивается комплексом весьма жестких требований, предъявляемых компаниями Prometric (http://www.prometric.com) и Pearson VUE (http://www.vue.com) к своим Центрам тестирования, и системой контроля их деятельности.
Приведем выдержки из требований Prometric к своим Центрам тестирования.
Prometric осуществляет бизнес в области разработки и администрирования компьютеризированных заданий для различных академических и профессиональных, корпоративных и ИТ-клиентов. Для этого Prometric осуществляет управление сетью компьютеризированных центров тестирования во всем мире, предназначенных для проведения таких тестов.
Авторизованный центр тестирования (ATPC) Prometric – это то место, где предоставляется услуга проведения тестов под маркой «Авторизованный Prometric Центр Тестирования». Этот центр выполняет свои функции согласно контракту. Услугами центра является планирование, проведение и управление всеми тестами, предлагаемыми и предоставляемыми кандидатам через АТРС, а также оценка и другие процедуры, выполняемые по требованию Prometric.
Администратор центра тестирования – это персона, которая специально обучена для управления тестами и работе над программным обеспечением Prometric, удовлетворяющая требованиям Prometric предъявляемым к администраторам центра тестирования. Prometric осуществляет программу подготовки, сертификации и переобучения работников АРТС, которые будут нести ответственность за функционирование АРТС, удовлетворяя стандартам, предъявляемым к данным услугам со стороны Prometric или тестирующего клиента. Эти персоны сертифицируются в Prometric как сертифицированные АРТС администраторы и несут главную ответственность за работу центра, а также обучение других работников центра. Администратор должен проходить пересертификацию каждый год.
АРТС обязан обеспечить условия, удобные для кандидатов (включая инвалидов) и обеспечивающие безопасность тестирования, как это определено в Руководстве Prometric. Комната, в которой проводится тестирование («Лаборатория»), должна удовлетворять следующим требованиям:
- Это должна быть замыкаемая непроходная комната.
- Лаборатория должна иметь окно наблюдения и(или) камеры постоянного наблюдения через монитор за всеми кандидатами.
- Комната администратора должна находиться отдельно от лаборатории. Администратор не должен располагаться в лаборатории.
- Рабочие станции должны размещаться таким образом, чтобы кандидаты не могли видеть экраны друг друга, для этого должны установить перегородки.
- В лаборатории не должно быть никаких полок и шкафчиков, доступных кандидатам.
Кроме того, необходимо придерживаться следующих важных процедур обеспечения безопасности:
- АРТС должен содержать в штате, по крайней мере, одного сертифицированного администратора. Если центр проводит тест для более чем 10-ти кандидатов одновременно, то должны присутствовать минимум два администратора.
- АРТС должен обеспечить конфиденциальность содержания тестов и защищать материалы от копирования.
- Файловый сервер должен находиться в защищенном месте, вне лаборатории и быть доступен только сотрудникам управления центром.
- АРТС должен обеспечить сохранность персональных вещей кандидатов, которые не разрешается вносить в лабораторию (кошельки, дипломаты, мобильники, пейджеры, электронные записные книжки и т.п.).
- АРТС обязуется принимать любые дополнительные меры безопасности по инструкции Prometric или тестирующих клиентов.
- АРТС обязуется известить Prometric о любых брешах, обнаруженных в системе безопасности.
- АРТС обязуется не давать никаких гарантий прохождения теста и сертификации кандидатов.
Prometric предъявляет следующие требования к администратору АРТС:
- Должен быть старше 18 лет.
- Не должен допускать к экзаменам или администрировать экзамен для своих родственников и членов семьи.
- Должен соблюдать процедуру, установленную Prometric для всех кандидатов, включая работников АРТС.
- Не должен иметь на данный момент какой-либо ИТ-сертификат, не должен обучаться в классах ИТ-сертификации в течении последних двух лет. Кроме того, не должен подавать на ИТ-серти-фикацию, пока работает администратором АРТС.
- Не должен помогать кандидатам, разглашая вопросы тестов, включая, например, такие методы, как: копирование, фотографирование, печать экрана, цифровая передача, рукописная передача, аудио- и видеозапись, любые электронные средства и технологии, или просто пересказывая словами.
- Не должен предоставлять возможность тестирования любому кандидату, не прошедшему стандартный процесс регистрации в Prometric.
Prometric имеет право на проведение технического и финансового аудита APTC. Prometric и каждый тестовый клиент (компания, по тестам которой проводятся экзамены в APTC) резервируют право послать наблюдателя в APTC с надлежащей идентификацией путем фотографирования наблюдений (мониторинга) сеансов обучения персонала APTC, администрирования процедуры тестирования, периодов пред- и посттестирования, проверять меры безопасности APTC. Prometric также резервирует право послать к APTC независимого наблюдателя, действующего под видом кандидата, для того чтобы наблюдать администрирование тестированием пред- и постпериодов тестирования и проверять меры безопасности в любое время в течение срока соглашения Prometric с APTC.
Prometric может расторгнуть соглашение с оператором APTC в случае любых действий, вызывающих неустранимое бросание тени на репутацию Prometric, репутацию любого клиента-лицензиара Prometric или тестируемого кандидата, включая создание или публикацию замечаний или инструкций, отличных от Prometric, и других APTC-центров, которые являются критическими или унижающими любой элемент отношений между оператором и Prometric, а также в случаях любого фактического или потенциального нарушения секретности или проведения тестирования, определенное Prometric по собственному усмотрению, которое может приводить к любой потере целостности программ тестовых клиентов, тестовым данным, результатам тестирования, или любой части системы тестирования Prometric, или других конфиденциальных или частных вопросов.
Приведенные выше требования Prometric к своим центрам тестирования, в большой степени совпадающие с требованиями компании Pearson VUE и других компаний, занимающихся аналогичным бизнесом, большой практический опыт функционирования такого рода центров, наконец, отечественный опыт развертывания Пунктов приема Единого государственного экзамена (ЕГЭ), показывают принципиальную возможность обеспечения объективной оценки уровня подготовки лиц, обучаемых дистанционно, вне стен реализующего процесс обучения образовательного учреждения, и при отсутствии очного, аудиторного общения обучаемых с ведущими учебный процесс преподавателями.
Суть этого решения состоит в том, что ведущему дистанционный учебный процесс образовательному учреждению необходимо иметь в населенном пункте проживания удаленного контингента его студентов некий центр, с которым устанавливается степень доверительности, позволяющая использовать результаты дистанционного тестирования в качестве базы для объективного оценивания обучаемых. Юридическое оформление гарантий необходимой степени такой доверительности осуществляется путем оформления соглашения между образовательным учреждением и оператором, осуществляющим тестирование, которое определяет требования к техническому обеспечению и регламентам процедуры тестирования, а также к системе контроля корректности их исполнения. Очевидно, что организация такого рода центра требует определенных материальных затрат со стороны вуза, ведущего дистанционный образовательный процесс. Тем не менее, учитывая иной, в отличие от приведенного выше примера центров Prometric, масштаб деятельности, затраты могут быть снижены за счет реализации приведенного в примере комплекса условий не в полной мере, а в допустимом разумном объеме, определяемом реальной ситуацией. То, что к персоналу центра не предъявляется никаких требований, касающихся владения предметом учебных дисциплин, по которым может производиться тестирование, также упрощает организацию тестового центра и подбор его персонала. В современных условиях такой центр может быть развернут, к примеру, даже на базе типового имеющего доступ в Интернет школьного компьютерного класса, при соответствующем, естественно, его техническом дооснащении, например, средствами видеонаблюдения, и дооборудовании рабочих мест. Во всяком случае, организация и содержание такого центра является существенно более простой задачей, чем организация филиала или представительства вуза, ведущих учебный процесс вне головного вуза, и является, на наш взгляд, вполне реальной задачей, позволяющей обеспечить важную составляющую распределенной системы непрерывного образования – объективный дистанционный контроль уровня усвоения изучаемого материала, проходящими обучение лицами.
6. Выбор системы поддержки обучения через Интернет
На начальном этапе развития дистанционного образования в России, в условиях отсутствия информации и опыта обучения в среде Интернет многие вузы разрабатывали собственные сайты для поддержки сетевого обучения. Чаще всего, это были электронные библиотеки или файловые архивы, в которых хранились электронные копии учебно-методических материалов, плюс к ним прилагалась система тестирования с доступом через Интернет. Более продвинутые системы позволяли реализовать некоторые элементы образовательного процесса, такие как средства общения между обучаемыми и преподавателями, элементы документооборота и т.д. Таких систем известно множество, общим недостатком является их слабая интероперабельность, кроме того, эти системы создавались в расчете на реалии одного, отдельно взятого вуза и, в большинстве случаев, оказывались неприменимы в других. Еще одним из недостатков таких систем является использование программного обеспечения (ПО) универсального назначения, изначально не предназначенного для учебных целей, в результате чего набор именно образовательных функций оказывается ограниченным, а их реализация неэффективной.
В настоящее время все большее число вузов приходят к пониманию того, что использование специализированного программного обеспечения, созданного специально для сетевого обучения коллективами квалифицированных разработчиков, позволяет решить задачу интернет-поддержки образовательного процесса быстро и эффективно.
Как показывает анализ докладов на конференциях различного уровня, включая международные, наиболее популярными системами Интернет-обучения (Learning management system – LMS) являются следующие:
1. WebCT.
2. Black Board.
3. Learning Space.
4. Moodle.
5. Learn eXact.
6. Прометей.
7. Openet.ru.
По функциональным возможностям все эти системы близки, разница лишь в стоимости, интерфейсе, в организации поддержки и в требованиях к технике и ПО. Необходимо отметить, что две последние системы разработаны в России и лучше приспособлены к ее реалиям. По результатам анализа указанных систем можно сделать следующие выводы.
Системы Black Board, Learning Space и Learn eXact весьма дороги, речь идет о десятках тысяч долларов, кроме того, предъявляются высокие требования к серверу, в частности, для работы Learning Space необходима лицензия на ПО IBM Lotus Notes. Система WebCT заметно дешевле (менее 10 тыс. долл., включая русскую локализацию и поддержку до 1000 обучаемых), что обеспечило ей высокую популярность, однако способ оплаты ее эксплуатации (за каждого слушателя) оказывается весьма невыгодным, так как с каждым годом оплата возрастает по мере перехода студентов с курса на курс. Система Openet.ru является очень недорогим и эффективным инструментом поддержки интернет-обучения, однако жесткая схема документооборота затрудняет ее применение в вузах, где уже существует собственная АСУ. Одной из популярнейших систем в РФ является система Прометей, сочетающая сравнительно низкую стоимость (около 150 тыс. руб. с установкой «под ключ») с эффективным набором не только функций, но и инструментов (Дизайнер курсов, Редактор тестов и т.д.). Система требует серверного ПО MS, включая SQL сервер. Особняком стоит LMS Moodle; в списке это единственная бесплатная система, в то же время огромный набор реализованных функций, удобство и простота использования позволили ей получить широчайшее распространение (по состоянию на 01.11.2009 г. – более 40000 сайтов в 209 странах мира). Следует отметить, что поддержка данного ПО довольно эффективна – средний срок реакции на сообщение о проблеме не превышает 2-3 дней, после чего либо обнаруживаются некорректные действия пользователя, либо ошибка исправляется.
Программный комплекс с открытым кодом «Moodle» является специализированной системой управления учебным процессом, предназначенной для использования в сети Интернет. Moodle реализована в виде системы с открытым кодом, поддерживаемой сообществом разработчиков посредством сайта www.moodle.org, на котором находится документация, инсталляционные пакеты последней версии, а также средства он-лайн поддержки пользователей и разработчиков.
Для работы системы необходим сервер, поддерживающий работу СУБД MySQL и препроцессора PHP, функционирующий на любой платформе. Развертывание системы (включая конфигурирование сервера и программного обеспечения) занимает не более нескольких дней, после чего можно приступать к формированию собственно образовательной структуры. Следует отметить, что система Moodle предоставляет широчайшие возможности по реализации различных обучающих функций, в частности, система имеет такие средства, как:
- задания обучаемым с возможностью отправки ответа в произвольном виде (текст, файл и т.п.);
- форумы для обсуждения с широкими возможностями управления;
- чаты;
- система тестирования, поддерживающая импорт заданий в форматах различных систем подготовки тестов, включая такие популярные, как GIFT и HotPot;
- система управления учебным курсом (кол-во тем, структура, график-календарь и т.д.);
- система учета действий всех категорий пользователей с хранением логов в течение настраиваемого периода;
- система авторизации и аутентификации, обеспечивающая разделение функций и разграничение прав доступа различным категориям пользователей;
- развитая система обмена сообщениями, в том числе система подписки и уведомлений и др.
Важнейшим достоинством системы является поддержка ряда международных стандартов в области образовательных ресурсов, что обеспечивает возможность обмена отдельными ресурсами и полными УМКД с другими вузами:
1. IMS package, IMS metadata, SCORM – информационное (учебно-методическое) обеспечение.
2. IMS QTI, WebCT, HotPot, Gift – наборы тестовых заданий.
3. Moodle XML – полный курс со всеми составляющими.
Система статистики обеспечивает постоянный мониторинг работы всех пользователей системы, преподаватель может в любой момент посмотреть, когда и что делал студент на сайте - сколько раз обращался к ресурсам, сколько раз обращался к форумам и что именно делал – отвечал, задавал вопросы и т.д. Администратор сайта имеет доступ к полной статистике, включая действия преподавателей.
Следует отметить тот факт, что LMS Moodle является курсориентированной системой – все учебные, методические и организационные модули сгруппированы в курсах (дисциплинах), пользователю нет необходимости обращаться к другим разделам сайта. Ссылка на внешние ресурсы размещается так же, как и на внутренние, причем возможно открытие внешнего ресурса в том же окне, с сохранением меню курса.
СДО Moodle ориентирована на эффективные коллаборативные технологии обучения – позволяет организовать обучение в процессе совместного решения учебных задач, осуществлять взаимообмен знаниями, реализует среду обучения, в которой студенты могут взаимодействовать с учебными материалами, с преподавателями и друг с другом.
Для примера можно рассмотреть структуру курса «Информационные технологии». Для реализации выбрана модель «структура-курс», обеспечивающая набор условно-тематических разделов, содержащих минимально необходимое методическое и учебное обеспечение (рис. 4).
Первым идет общий раздел по дисциплине, включающий в себя форум для обсуждения общих вопросов, рабочую программу дисциплины в виде word-документа, тест по дисциплине и пособие в формате HTML.
Рис. 4 - Вид экрана при входе в курс «Информационные технологии»
Курс «Информационные технологии» включает в себя выполнение курсовой работы, для чего выделен специальный раздел, содержащий форму для отправки файла, word-документ с перечнем примерных тем и форум для обсуждения вопросов подготовки курсовых работ.
Тематические разделы сформированы для осуществления текущего контроля знаний, формой контроля выбран реферат, который отправляется через соответствующую форму. После проверки, результат попадает в таблицу и может быть использован для ручного или автоматического переноса в электронные ведомости университетской АСУ.
Для проведения семинарских занятий и консультаций очень удобно использовать форумы, которые в Moodle обладают довольной высокой функциональностью – можно принудительно подписать всех студентов на конкретный форум, можно получать дайджесты сообщений с форумов, прослеживаются нити обсуждений, можно включить подсветку непрочитанных сообщений и т.д.
Контроль знаний и оценивание можно осуществлять множеством методов – начиная от традиционных тестов, заканчивая выставлением оценок сообщениям в форуме, а также при совместной со студентами работе в формате wiki, путем создания эссе и т.д.
Полное использование возможностей Moodle не всегда оправдано, и выбор тех или иных модулей определяется конкретными задачами и конкретным преподавателем с учетом особенностей дисциплины, готовности тех или иных ресурсов, собственных предпочтений и т.д. Для начальной организации процесса достаточно определить некий минимум обеспечения, позволяющий приступить к обучению студентов, продолжая наполнение по мере необходимости. Обобщенная структура минимального обеспечения курса приведена в таблице 1.
Таблица 1 - Типовая структура учебно-методического обеспечения курса Moodle
Разделы курса | Информационный ресурс | Деятельностный ресурс |
Контрольный ресурс |
1. Общий раздел | 1. Учебное пособие по дисциплине 2. Рабочая программа дисциплины |
Форум по дисциплине |
Тест по дисциплине |
2. Курсовая работа | Перечень тем курсовой работы | Форум для обсуждения курсовых работ | Форма отправки файла курсовой работы |
3. Тема 1 | Ссылки и файлы по данной теме | Форум по теме (электронный семинар) | Форма для отправки реферата по теме |
4. Тема 2 | Ссылки и файлы по данной теме | Форум по теме (электронный семинар) | Форма для отправки реферата по теме |
5. Тема 3 | Ссылки и файлы по данной теме | Форум по теме (электронный семинар) | Форма для отправки реферата по теме |
6. Тема 4 | Ссылки и файлы по данной теме | Форум по теме (электронный семинар) | Форма для отправки реферата по теме |
Представляется целесообразным возложить задачу формирования минимальной структуры курса на специализированное подразделение вуза – опыт показал, что осваивать систему «с нуля» преподаватели не стремятся, в то же время легко редактируют уже имеющуюся заготовку, изменяя ее по своим требованиям, зачастую, достаточно радикально.
Возможность постоянного контроля содержания курса очень важна, в частности, в процессе опытного преподавания курса «Информационные технологии» выяснились некоторые перекосы в знаниях части студентов, что потребовало дать дополнительную информацию. Это и было сделано путем размещения файлов и ссылок в первой теме курса (см. рис. 4). Следует отметить, что набор этих ресурсов не есть константа, преподаватель может оперативно ими управлять, реализуя те или иные цели.
Важнейшей особенностью Moodle является возможность сохранения курсов в стандартизованном виде, что позволяет не только проводить обмен курсами между факультетами, но и между вузами. В ноябре 2007 г. на сайте cde.sssu.ru установлена версия Moodle 1.8, которая позволяет не просто обмениваться ресурсами между вузами, а создавать общую информационно-образовательную сеть на основе Moodle-серверов. Эта новая возможность сейчас изучается и планируется к применению в следующем году.
В настоящее время сервер Moodle используется в качестве основной системы поддержки дополнительно образования через Интернет, активно формируются наборы программ ДПО от краткосрочных до программ профессиональной переподготовки. К настоящему моменту реализованы более 15-ти программ ДПО на сайте CDE.SSSU.RU. Реальное обучение только за 2008 г. прошли более 200 человек.
Количество вузов, использующих Moodle, в последнее время очень быстро растет, и назрела необходимость координации усилий для повышения эффективности. В марте 2007 г. на базе санатория «Дубрава» (г. Железноводск) Южно-Российским государственным университетом экономики и сервиса был проведен первый всероссийский семинар по использованию системы Moodle, в работе которого приняли участие представители десятков вузов РФ, таких как Сибирская автодорожная академия, Красноярский государственный университет, Белгородский государственный университет, Таганрогский технологический институт Южного федерального университета, Сибирский государственный университет путей сообщения, Воронежский государственный университет, Пензенский государственный университет и др.
Начиная с 2008 г. Всероссийский семинар, проводимый ЮРГУЭС в г. Железноводске, стал ежегодным, собирающим десятки участников из всех регионов России и стран СНГ.
Следует отметить, что в Moodle не предусмотрена полноценная работа с академическими группами так, как их понимают в отечественных учебных заведениях, не предусмотрены учебный план, расписание, сводные ведомости отметок по различным дисциплинам (курсам) и другие неотъемлемые атрибуты учебного процесса. Поэтому организации, начинающие внедрение Moodle, сталкиваются с проблемами применения в условиях ныне действующей нормативной базы и практики.
Для устранения указанных проблем предлагается система «Электронный деканат» (Free Deans Office), которая разрабатывается сообществом российских программистов как открытый проект под лицензией GNU GPL. В разработке принимает участие официальный партнер Moodle в России компания «Открытые технологии» (http://www.opentechnology.ru/) при участии таких вузов, как ЮРГУЭС, Сибирская автодорожная академия и др., а также ЦО «Технологии обучения». Первоочередной задачей проекта «Электронный деканат» (далее – ЭД) является адаптация СДО Moodle к особенностям организации учебного процесса в отечественных учебных заведениях, а в перспективе – разработка гибкой системы автоматизации бизнес-процессов в вузах. Система разрабатывается как модуль СДО Moodle и сама имеет развитую модульную архитектуру, позволяющую адаптировать ее под потребности каждой организации без модификации кода базовой системы.
Библиографический список
1. Rasch, G. Probabilistic Models for Some Intelligence and Attainment Tests. Copenhagen, Denmark: Danish Institute for Educational Research [Text] / G. Rasch. – 2010.
2. Толстобров А.П. http://www.lib.vsu.ru/cgi-bin/zgate?ACTION=followSESSION_ID=8979TERM=%D0%A2%D0%BE%D0%BB%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%BE%D0%B2%20,%20%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%20%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87%5B1,1004,4,101%5DLANG=rusВозможности анализа и повышения качества тестовых заданий при использовании сетевой системы управления обучением Moodle [Текст] / А.П. Толстобров, И.А. Коржик // Вестник Воронежского государственного университета. Сер. Системный анализ и информационные технологии. – М.: Воронеж. – 2008. – № 2. – С. 100–106.
3. Приказ министерства образования и науки РФ от 24 февраля 2009. № 57 «Об утверждении порядка проведения единого государственного экзамена».
4. Радаев, А. Трехуровневая модульная система представления образовательных ресурсов [Текст] / А. Радаев // Интернет-журнал «Инженерное образование». – 2007. – № 2–3.
5. Аванесов В.С. Сайт научно-методической поддержки слушателей курса «Педагогические изменения» [Электронный ресурс] / В.С.Аванесов. – URL: http://testolog.narod.ru.
6. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении [Текст] / Л.В. Занков. – М.: Учпедгиз, 2010.
7. Подласый И.П. Система принципов успешного обучения [Текст] / И.П. Подласый. – М.: Просвещение, 2010.
8. Ушинский К.Д. Руководство к преподаванию по родному слову [Текст] / К.Д. Ушинский. // Собр. соч. – М., 2008. – 665 с.
9. Подласый И.П. Тестирование в учебном процессе: его история и возможности [Электронный ресурс] / И.П. Подласый. – URL: http://www.elitarium.ru/2006/04/08/
testirovanie_v_uchebnom_processe_ego_istorija_i_vozmozhnosti.html
10. Grice H.P. Logic and conversation. – In: «Syntax and semantics» [Электронный ресурс] / H.P. Grice, J.L. Morgan, P. Cole, N.Y. Academic в переводе. – URL: http://kant.narod.ru/grice.htm. – 2007. – 41–58 с.
11. Морев И.А. Образовательные информационные технологии. Ч. 2. Педагогические измерения [Электронный ресурс] / И.А. Морев. –URL: http://www.pedlib.ru/Books/1/0195/index.shtml.
12. Коменский Я.А. Великая дидактика [Текст] / Я.А. Коменский // Избр. пед. соч. – М.: Учпедгиз, 2008.
13. Норенков И.П. Технологии разделяемых единиц контента для создания и сопровождения информационно-образовательных сред [Текст] / И.П.Норенков // Информационные технологии. – 2008. – № 8.
14. Головач В.В. «Текст в интерфейсе» [Электронный ресурс] / В.В. Головач, Е. Филатова. – URL: http://usethics.ru/lib/vis.html.
15. Ким В.С. Тестирование учебных достижений [Текст]: монография / В.С. Ким. – М.; Уссурийск: Изд. УГПИ, 2007. – 214 с.
16. MoodleDocs [Электронный ресурс]. – URL: http://docs.moodle.org/ru/.
17. Аванесов В.С. Основы педагогической теории измерений. «Педагогические измерения» № 1 [Текст] / В.С. Аванесов. – 2009. – URL: http://testolog.narod.ru/.
18. Moodle [Электронный ресурс]; ВГУ. URL: http://www.vsu.moodle.ru/.
19. Информационно-аналитические материалы Российского портала открытого образования [Электронный ресурс]. – URL: http://www.openet.ru.