Организация финансового менеджмента на предприятии
СОДЕРЖАНИЕ: Содержание Содержание 2 Введение 3 1 Основные понятия и виды финансового менеджмента 5 1.1 Определение финансового менеджмента 5 1.2 Цели и задачи финансового менеджмента 9Содержание
1 Основные понятия и виды финансового менеджмента5
1.1 Определение финансового менеджмента5
1.2 Цели и задачи финансового менеджмента9
2 Финансовая деятельность предприятия12
2.2 Методы финансового менеджмента12
2.1 Управление финансами предприятия14
2.3 Источники и методы финансирования21
3 Совершенствование финансового менеджмента на предприятии24
3.1 Анализ финансового менеджмента24
3.2 Управление и стратегии финансирования предприятия27
Список использованной литературы31
Введение
Финансовый менеджмент — управление финансовыми операциями, денежными потоками, призванное обеспечить привлечение, поступление необходимых финансовых ресурсов в нужные периоды времени и их рациональное использование в соответствии с намеченными целями, программами, планами, реальными нуждами.
Финансовый менеджмент представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов предприятия и организацией оборота его денежных средств.
В какой бы сфере деятельности предприятия не принималось управленческое решение, оно прямо или косвенно оказывает влияние на формирование денежных потоков и результаты финансовой деятельности. Финансовый менеджмент непосредственно связан с производственным менеджментом, инновационным менеджментом, менеджментом персонала и некоторыми другими видами функционального менеджмента.
Поэтому финансовому менеджменту должен быть присущ высокий динамизм, учитывающий изменение факторов внешней среды, ресурсного потенциала, форм организации производственной и финансовой деятельности, финансового состояния и других параметров функционирования предприятия.
Какими бы эффективными ни казались те или иные проекты управленческих решений в области финансовой деятельности в текущем периоде, они должны быть отклонены, если они вступают в противоречие с миссией (главной целью деятельности) предприятия и стратегическими направлениями его развития.
Эффективный финансовый менеджмент позволяет обеспечивать постоянный рост собственного капитала, существенно повысить его конкурентную позицию на товарном и финансовом рынках, обеспечивать стабильное экономическое развитие в стратегической перспективе.
Развитие рыночных отношений обусловило повышение роли финансов предприятия. Состояние финансовых ресурсов предприятия становится фактором, определяющим финансовые результаты его деятельности.
Количественные и качественные параметры финансового состояния предприятия определяют его место на рынке и способность функционировать в экономическом пространстве. Все это привело к повышению роли управления финансами в общем процессе управления экономикой.
Целью курсовой работы является изучение основных понятий финансового менеджмента, методов решения финансовых проблем и задач по контролю и регулированию денежных потоков на предприятии, приемов управления финансовыми ресурсами предприятия, мобилизации и распределения финансового капитала в условиях постоянного учета соотношения между риском и прибылью.
Основной задачей является формирование правильного подхода к финансовому управлению предприятием в условиях развитых рыночных отношений.
1 Основные понятия и виды финансового
менеджмента
1.1 Определение финансового менеджмента
Финансовый менеджмент охватывает важнейшие стороны деятельности предприятия, он обеспечивает необходимый предварительный контроль над образованием и использованием материальных, трудовых и денежных ресурсов, создает необходимые условия для улучшения финансового состояния предприятия.
Финансовый менеджмент на предприятии взаимосвязан с планированием хозяйственной деятельности и строится на основе других показателей плана (объема производства и реализации, сметы затрат на производство, плана капитальных вложений и др.). Однако составление финансового плана не является простым арифметическим пересчетом показателей производства в финансовые показатели.
В процессе составления проекта финансового плана осуществляется критический подход к показателям производственного плана, выявляются и используются не учтенные в них внутрихозяйственные резервы, находятся методы более эффективного использования производственного потенциала предприятия, более рационального расходования материальных и денежных ресурсов, повышения потребительских свойств выпускаемой продукции
и т. д.
В процессе разработки финансового плана определяются: затраты на реализуемую продукцию, выручка от реализации, денежные накопления, амортизация, объем и источники финансирования намечаемых на планируемый период инвестиций, потребность в оборотных средствах и источники ее покрытия, распределение и использование прибыли, взаимоотношения с бюджетом, внебюджетными фондами, банками.
Критика командно-административной системы и связанной с ней организации плановой работы обусловила ситуацию, когда стали бояться использовать термин «планирование» (особенно на первых этапах реформирования, под давлением радикальных демократов). Здравый смысл не позволяет принять данную точку зрения. Советский опыт планирования, при всех его недостатках, имел и положительное значение. С определенной степенью допущения можно утверждать, что планирование необходимо рассматривать в качестве общемирового достижения (как американскую систему организации производства, японскую и шведскую экономические модели), это элементарная форма организации человеческой деятельности.
Планирование – это опирающееся на определенное понимание реалий формирование образа будущего, и поэтому обязательная предпосылка воплощения поставленных целей, непременное условие позитивного продвижения в решении сложных задач. При соблюдении определенных правил планирование - наиболее длительная и потому наиболее сложная форма стратегического управления. Оно требует серьезных усилий для получения результата, многократно перекрывающего понесенные на его внедрение затраты. И, наоборот, при отсутствии планирования возможны ошибочные управленческие решения, чреватые потерями, невосполнимым деструктивным эффектом.
Планирование как особый специфический вид управленческой деятельности требует учета ряда обстоятельств и подходов, к основным из которых относятся:
1. планирование должно начинаться на самых высших уровнях управления компаний;
2. в организации плановой работы должен быть исключен случай, так как ценность планирования состоит в систематической работе, комплексном подходе к решению проблем, в том числе внимательном анализе ситуации и учете случайных факторов, которые при определенных условия могут стать закономерным явлением;
3. планирование должно не только предупреждать негативные явления, но и обеспечивать выявление и использование долговременных возможностей;
4. основа эффективного плана – надежная информация;
5. планирование – это динамичный процесс, что требует постоянной корректировки и контроля планов;
6. планирование должно обеспечить нормальное взаимопонимание между всеми участниками процесса его разработки и реализации;
7. эффект планирования связан с обеспечением нормальной адаптации плановых решений к конкретной ситуации.
Выделение финансового планирования как особого вида планирования, обусловлено:
1. относительной самостоятельностью движения денежных средств по отношению к материально-вещественным, элементам производства;
2. активным воздействием опосредованного деньгами распределения на производство;
3. необходимостью администрирования при принятии решений о распределении финансовых ресурсов.
Финансовое планирование обеспечивает совокупность показателей развития предприятия и поэтому является сложным, трудоемким процессом, затрагивающим практически все службы и подразделения.
В процессе составления проекта финансового плана осуществляется творческий подход к показателям производственного плана, выявляются и используются не учтенные в них внутрихозяйственные резервы, находятся методы более эффективного использования производственного потенциала компании, более рационального расходования материальных и денежных ресурсов, повышения потребительских свойств выпускаемой продукции и т.д.
Разработка финансового плана связана с определением затрат на реализуемую продукцию, выручки от реализации, денежных накоплений, амортизации, объема и источников финансирования, намечаемых на планируемый период инвестиций, потребности в оборотных средствах и источниках ее покрытия, распределении и использовании прибыли, взаимоотношений с бюджетом, банками.
Финансовый план – это определение направлений множества продуктов и товаров, пользующихся спросом и готовых к реализации, выбора финансовых источников и распределения финансовых ресурсов, а также контроля за реализацией отдельных финансовых мероприятий (платежи, выполнение смет, оплата работников).
Финансовый менеджмент на предприятии имеет следующую направленность:
1. обеспечение финансовыми ресурсами и денежными средствами деятельности предприятия;
2. увеличение прибыли по основной деятельности и другим видам деятельности, если они имеют место;
3. организация финансовых взаимоотношений с бюджетом, внебюджетными фондами, банками, кредиторами и дебиторами;
4. обеспечение реальной сбалансированности планируемых доходов и расходов;
5. обеспечение платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия.
Существуют следующие принципы финансового менеджмента на предприятии:
1. обеспечение соответствия потребностям рынка и платежеспособного спроса;
2. финансовое соотношение сроков – получение и использование средств должны происходить в установленные сроки, т.е. капитальные вложения с длительными сроками окупаемости целесообразно финансировать за счет долгосрочных займов.
3. обеспечение взаимодействий маневрирования при недостижении планового объема реализации или превышения плановых затрат.
4. обеспечение эффективности вложений капитала – новые инвестиции должны иметь более высокую эффективность по сравнению с достигнутым ее уровнем.
5. инвестиции и другие затраты должны обеспечиваться самым дешевым способом финансирования.
6. поддержание платежеспособности предприятия в любое время.
7. обеспечение финансовой устойчивости.
1.2 Цели и задачи финансового менеджмента
Финансовый менеджмент имеет следующую целевую направленность:
1. обеспечение финансовыми ресурсами и денежными средствами деятельности предприятия;
2. увеличение прибыли по основной деятельности и другим видам деятельности, если они имеют место;
3. организация финансовых взаимоотношений с банками, кредиторами и дебиторами;
4. обеспечение реальной сбалансированности планируемых доходов и расходов;
5. обеспечение платежеспособности и финансовой устойчивости;
6. выживание фирмы в условиях конкурентной борьбы;
7. избежание банкротства и крупных финансовых неудач;
8. лидерство в борьбе с конкурентами;
9. максимизация рыночной стоимости фирмы;
10. устойчивые темпы роста экономического потенциала фирмы;
11. рост объемов производства и реализации;
12. обеспечение рентабельной деятельности и т.д.;
Цель финансового менеджмента предприятия конкретизируется в зависимости от длительности планируемого периода, результатов анализа его финансового состояния на момент разработки финансового плана, динамики основных финансовых показателей в ретроспективе, результатов маркетинговых исследований, а также внешних условий таких, как уровень инфляции, ставка рефинансирования Центрального банка, курс рубля по отношению к твердым валютам, стабильность правового поля.
Предприятие, имеющее большую просроченную кредиторскую задолженность, финансовое положение которого близко к критическому, при разработке финансового плана должно ориентироваться на обоснование антикризисных мероприятий, которые позволят избежать, банкротства. Организация, получающая стабильные доходы, финансово устойчивая, может при разработке финансового плана поставить цель - увеличить рентабельность продаж и производства в целом.
Система целей финансового менеджмента предприятия должна быть ориентирована на увязку доходов и расходов, а также обеспечение платежеспособности в краткосрочном периоде и поддержание финансовой устойчивости в долгосрочном периоде.
При разработке стратегии финансового менеджмента следует учитывать перечисленные ниже факторы:
1. стадии жизненного цикла продукта: внедрение, рост, зрелость, падение;
2. идеи относительно новых продуктов;
3. уровень конкуренции;
4. человеческие ресурсы и взаимоотношения в коллективе;
5. уровень предпринимательского и финансового риска;
6. запасы на складе и оборачиваемость активов;
7. маркетинговые и рекламные условия - в том числе, долю рынка;
8. ценообразование на товары или услуги;
9. потребности в финансировании и наличие средств;
10. корпоративная и отраслевая стабильность, включая трудовые;
11. отношения между администрацией и профсоюзами, спрос на продукцию, государственное регулирование;
12. особенности цикла и сезонные колебания, факторы политики и экономики;
13. экономические и политические условия;
Основные задачи финансового менеджмента:
1. обеспечение источниками финансирования основной деятельности предприятия (поддержание нормального уровня запасов сырья, материалов, готовой продукции, финансирование прироста оборотных средств, воспроизводства основных производственных фондов и т.д.);
2. своевременное и в полном объеме выполнение обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами;
3. обоснование эффективного вложения временно свободных денежных средств, поддержание остатка денежных средств на достаточном уровне;
4. выявление резервов роста доходов предприятия;
5. оптимизация использования прибыли;
6. определение дивидендной политики;
7. обоснование размера и условий привлечения внешних источников для финансирования инвестиционной деятельности предприятия;
8. поддержание платежеспособности предприятия, обеспечение его финансовой устойчивости.
2 Финансовая деятельность предприятия
2.2 Методы финансового менеджмента
В процессе разработки финансового плана могут быть использованы следующие методы:
1. нормативный метод;
2. балансовый метод;
3. расчетно-аналитический метод;
4. методы экономико-математического моделирования;
5. метод прямого счета.
В основе любого из вышеуказанных методов планирования лежит имеющая место взаимосвязь между прибылью, объемом реализации и себестоимостью.
Нормативный метод основывается на системе норм и нормативов, используемых для расчета целого ряда показателей финансового плана.
При определении налоговых платежей предприятие использует ставки налогов, являющиеся федеральными, региональными или местными нормативами. Амортизационные отчисления могут планироваться исходя из централизованно установленных норм амортизации (федеральный норматив) или самостоятельно определяться предприятием на основе срока полезного использования (внутренний норматив). Примером групповых нормативов, установленных для малых предприятий, являются льготные ставки по налогу на прибыль, особые возможности начисления амортизации, в акционерных обществах это нормативы отчислений в резервный фонд, фонд акционирования работников предприятия или фонд для выплаты дивидендов по привилегированным акциям.
Внутренние нормы и нормативы разрабатываются самим предприятием при нормировании оборотных средств, создании ремонтного фонда, резервировании средств под обесценение вложений в ценные бумаги, формировании резерва по сомнительным долгам и в целом ряде других случаев.
Балансовый метод планирования финансовых показателей состоит в увязке планируемого поступления и использования финансовых ресурсов с учетом остатков на начало и конец планируемого периода посредством построения балансовых соотношений. Использование этого метода целесообразно при планировании распределения прибыли, формировании фондов накопления и потребления. Балансовый метод традиционно используется при разработке шахматной таблицы.
Расчетно-аналитический метод опирается на анализ динамики ретроспективных данных и экспертную оценку прогнозируемого изменения планируемого финансового показателя.
Методы экономико-математического моделирования позволяют установить количественно определенную взаимосвязь планируемых показателей и факторов, их определяющих.
Экономико-математическая модель может выражать функциональную зависимость финансового показателя от ряда влияющих на него факторов.
Сущность экономико-математического моделирования в планировании заключается в том, что оно позволяет найти количественное выражение взаимосвязей между прибылью и факторами, ее определяющими.
Метод прямого счета является наиболее распространённым. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. В наиболее общем виде прибыль - это разница между ценой и себестоимостью, но при расчете плановой величины прибыли необходимо уточнить объем продукции, от реализации которой ожидается эта прибыль.
Прибыль по товарному выпуску планируется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции, где определяется себестоимость товарного выпуска планируемого периода.
Другая разновидность метода прямого счета - метод ассортиментного планирования прибыли. Прибыль определяется по каждой ассортиментной позиции, для чего необходимо располагать соответствующими данными.
Прибыль суммируется по всем ассортиментным позициям. К полученному результату прибавляется прибыль в остатках готовой продукции, не реализованных на начало планируемого периода. После расчета прибыли от реализации продукции она увеличивается на прибыль от прочей реализации и планируемые внереализационные результаты.
Укрупненный метод прямого счета применим на предприятиях с незначительной номенклатурой выпускаемой продукции. Метод ассортиментного расчета используется при более широком ассортименте, если планируется себестоимость по каждому виду продукции. Главным достоинством метода прямого счета при известных ценах и неизменных затратах в течение планируемого периода является его точность.
В современных условиях хозяйственный метод прямого счета можно использовать при планировании прибыли только на очень короткий период времени, пока не изменились цены, зарплата и другие обстоятельства. Это исключает его применение при годовом и перспективном планировании прибыли. Расчет прибыли не позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль и при очень большой номенклатуре.
Сущность метода оптимизации плановых решений заключается в разработке нескольких вариантов плановых расчетов с тем, чтобы выбрать лучший.
2.1 Управление финансами предприятия
Управление финансами (финансирование) – деятельность по эффективному привлечению и использованию денежных средств.
То есть, управление финансами направлено на получение денежных средств извне, и в дальнейшем на распоряжение ими с целью достижения наилучшего результата (уровня получаемой прибыли).
Основная цель любого предприятия заключается в получении как можно большей прибыли. Для этого необходимо, чтобы выручка от реализации собственной продукции превышала затраты на ее производство. Но, для того, чтобы начать что-либо производить и реализовывать, необходим начальный капитал. Его можно получить из какого-нибудь внешнего источника в форме займа. Этот процесс отражает механизм заимствования, то есть получения и использования заемных средств для финансирования. Но деятельность предприятия, взявшего заем, будет эффективной, с финансовой точки зрения, только тогда, когда прибыль от заемных средств превышает процент, выплачиваемый по этому займу. В поисках различных источников финансирования управляющий должен найти такое их сочетание, которое будет иметь наименьшую цену (процент за заем).
Вторым важнейшим моментом в управлении финансами является принятие решений о способах расходования денежных средств. С этой целью предприятие составляет финансовый план, который должен обеспечивать эффективное вложение денежных средств для роста и процветания компании, а также достижение наилучшего соотношения между притоком и оттоком денежных средств. Обычно это называется планированием финансовых потоков.
Основным источником денежных средств является доход компании, т.е. то, что компания получает от своей деятельности: продажи продукции, сдачи в аренду имущества, получения процентов от инвестиций в другие компании и виды деятельности, и т.п. Также источниками доходов могут являться: поставщики сырья, материалов, которые могут предоставить косвенный кредит компании в виде возможности отсрочить платежи; кредиты банков и других кредитных организаций; продажа собственных акций или облигаций. За привлечение средств из этих источников компания платит определенную цену, которая называется стоимостью капитала. Она выражается в средней процентной ставке, которую компания выплачивает собственнику средств. Процентная ставка зависит от того, насколько надежна данная компания, иными словами, насколько велика степень риска. Последняя зависит от качества предприятия и времени погашения кредита. Чем стабильнее положение предприятия, тем меньший процент оно будет платить за заемные средства. Соответственно, чем больше времени потребуется для возврата займа, тем выше будет процентная ставка.
Выбирая источник финансирования из огромного множества возможностей, фирма решает такие вопросы, как: использовать ли ей внутренние или внешние источники финансирования, краткосрочные или долгосрочные схемы финансирования, заемный или акционерный капитал.
При внутреннем финансировании предприятие вкладывает в свое собственное производство нераспределенную прибыль, то есть те средства, которые у него остались после покрытия всех расходов и выплаты налогов. Но, в некоторых случаях, это не является выгодным, так как фирма может получить больше выгод, если вложит эту нераспределенную прибыль в другие внешние операции.
В зависимости от того, за какое время предприятие рассчитывает осуществить свой проект, оно решает, каким будет финансирование - краткосрочным или долгосрочным. Это решение принимается на основе принципа соответствия. Он заключается в том, что время, на которое берется заем, должно совпадать со временем, когда заемные средства будут расходоваться. Заемный капитал обходится дешевле, чем акционерный - так как процентные выплаты по займу могут выплачиваться из всей суммы дохода, которая подлежит налогообложению, а дивиденды акционерам выплачиваются из дохода, который остается после уплаты налогов. Обязательства кредиторам выплачиваются первыми, а потом уже производятся выплаты акционерам. Однако, недостатком привлечения заемного капитала является более высокая степень связанного с этим риска.
Для обеспечения своего роста компания должна осуществлять капитальные вложения. Под ними понимаются средства, которые предприятие затрачивает на приобретение чего-либо, необходимого для ее деятельности, и имеющего самостоятельную ценность. Процесс оценки и выбора варианта предполагаемых инвестиций, которые могут дать наибольшую отдачу, называется планированием капитальных вложений. Цель этого планирования заключается в обосновании ответа на вопрос: каково будет соотношение суммы данного капиталовложения с суммой, которую это капиталовложение принесет. Если затраты предприятия будут меньше, чем ожидаемая прибыль, то такое капиталовложение имеет смысл предпринять.
Краткосрочное финансирование.
К краткосрочным заимствованиям прибегают компании всех видов и размеров. Краткосрочный долг – это заемные средства, которые подлежат возврату в течение года, использующиеся для финансирования текущих затрат.
Источники краткосрочного финансирования:
Торговый кредит. Это самый распространенный источник краткосрочного финансирования. Он представляет собой кредит, который поставщик продукции или материалов предоставляет покупателю. Оформление этой сделки может производится договором или устно. Формами торгового кредита являются открытый кредит и простой вексель. Открытый кредит (открытый счет) позволяет покупателю приобретать товары с отсрочкой оплаты. Это неофициальное соглашение, по которому покупатель получает продукцию до того, как заплатит за нее. Простой вексель представляет собой долговое обязательство покупателя в письменной форме выплатить определенную сумму денег поставщику к конкретному сроку.
Ссуды от финансовых институтов. Предприятие может обратиться к коммерческому банку или другому финансовому институту за краткосрочной ссудой. Ссуды бывают обеспеченные и необеспеченные. Обеспеченная ссуда - это такая ссуда, которая выдается под гарантию какой-нибудь ценности, которую кредитор получает в случае банкротства заемщика. Например, обеспечением может являться собственное имущество предприятия. Можно выделить различные формы такого обеспечения: счета дебиторов, товарно-материальные запасы, иная другая собственность. Ссуда под счета дебиторов подразумевает, что в качестве залога используется задолженность предприятию со стороны его клиентов по открытым счетам. Дебиторская задолженность может продаваться сторонней финансовой компании. Эта процедура называется факторингом. Когда фирма берет в долг под залог товарно-материальных запасов, банк принимает от нее расписку о том, что если фирма не уплатит долг, то ее товарно-материальные запасы перейдут кредиторам. Краткосрочные ссуды также выдаются под залог любого движимого (ликвидного) имущества, например, автомобилей и прочей техники. Необеспеченная ссуда дается без какого-либо залога. В этом случае кредитор полагается на доходность предприятия или его репутацию. В качестве гарантий кредитор требует, чтобы заемщик держал определенную сумму денег на банковском счете (компенсационный остаток). Другим видом необеспеченной ссуды является кредитная линия. Она представляет собой максимальную сумму, которую банк согласен выдавать компании в течение определенного периода времени.
Векселя. Это краткосрочный источник финансирования, который представляет собой долговую расписку, выпускаемую компанией. Компания, которая выпускает векселя, обязуется вернуть денежную сумму, указанную в векселе, в определенный срок. Инвестор покупает вексель по цене ниже номинала (в этом и состоит его интерес), а в конце срока получает полную стоимость векселя. Например, компания Toys Inc. выпустила вексель на сто дней стоимостью 1000 долларов. Этот вексель является обязательством компании выплатить 1000 долларов держателю векселя через сто дней. Но покупатель, приобретая вексель, заплатит за него не 1000 долларов, а меньше, например, 900 долларов.
На схеме 2.1.1 представлены различные виды краткосрочного финансирования:
Схема 2.1.1 – Краткосрочное финансирование.
Долгосрочное финансирование.
Когда предприятие осуществляет долгосрочные проекты (схема 2.1.2), оно прибегает к внешним и внутренним источникам финансирования. К внутренним источникам относятся: реализация предприятием собственных активов и реинвестирование полученной прибыли. К внешним относятся: долгосрочные ссуды, лизинг, облигации и акции.
Схема 2.1.2 – Долгосрочное финансирование.
Долгосрочная ссуда – это задолженность, срок погашения которой свыше одного года. Самым распространенным видом долгосрочной ссуды является ипотека, то есть использование в качестве залога какого-нибудь имущества (обычно недвижимости). В основном, источником долгосрочных ссуд являются коммерческие банки, но также их могут предоставлять страховые компании и пенсионные фонды. Так как в долгосрочной перспективе повышается риск, процентные ставки по долгосрочным ссудам высокие.
Также фирма может прибегнуть к долгосрочной аренде с правом выкупа (лизингу). Наиболее часто лизинг используется при приобретении различного оборудования, средств транспорта и т.п.
Предприятие может получить необходимую денежную сумму у различных вкладчиков, если выпустит свои облигации. Они представляют собой долговые обязательства предприятия выплатить держателю этой облигации ее стоимость плюс проценты. Номинальная стоимость облигации называется ее достоинством. Срок погашения облигации обычно составляет десять или более лет. Облигации тоже бывают обеспеченные и необеспеченные. У обеспеченных облигаций гарантией является имущество. Необеспеченные облигации (дебентуры) гарантируются только репутацией предприятия. Процентная ставка по облигациям зависит от надежности предприятия. Менее надежная компания обычно предлагает более высокие процентные ставки по облигациям. Облигации таких компаний называются бросовыми. А облигации компаний, которые входят в привлекательную для инвестиций категорию, являются наиболее надежными.
Облигации бывают также серийными и срочными. Долг по серийным облигациям погашается сериями через определенные промежутки времени, а срок погашения срочных облигаций истекает в одно время. Для облегчения погашения своего долга компании создают специальный фонд погашения, из которого ежегодно выделяется определенная сумма для выплаты долга по облигациям. Если предприятие оставляет за собой право выкупать облигации раньше срока их погашения, то такие облигации называются отзывными. Также компания может оговаривать возможность выкупа облигаций за свои акции. Такие облигации называются конвертируемыми.
Владельцы акций компании юридически являются ее совладельцами, собственниками. Каждый из акционеров имеет право на участие в прибыли компании. Акционер при вхождении в долю получает сертификат акций, т.е. документ, который подтверждает право собственности акционера. Условная номинальная цена акции называется нарицательной стоимостью. Совокупность всех акций, которые были запущены в продажу, называется уставным капиталом. Прибыль распределяется среди акционеров в форме дивидендов. Предприятие может выпускать два вида акций: привилегированные и обыкновенные. Держатели привилегированных акций имеют право получить дивиденды в первую очередь. Однако привилегированные акции не являются голосующими, т.е. их владельцы не играют никакой роли в принятии решений, касающихся компании. Держатели обыкновенных акций получают дивиденды в последнюю очередь, но они имеют право участвовать в делах компании, например, в выборе совета директоров, принятии решений о крупных приобретениях и т.п. Цена на привилегированные акции обычно стабильна, а цена обыкновенных акций может резко меняться, и держатель обыкновенной акции при благоприятном стечении обстоятельств может продать ее по гораздо большей цене, чем приобрел.
2.3 Источники и методы финансирования
В общем виде все источники финансирования можно разделить на две группы:
1. внутреннее финансирование – подразумевает использование собственного капитала, который по источникам формирования имеет следующую структуру на схеме 2.3.1.:
Схема 2.3.1. – Собственный капитал
2. внешнее финансирование на схеме 2.3.2. : его источник – заемный капитал.
Схема 2.3.2. – Заемный капитал
Внешнее финансирование может быть не только заемным, но и формировать СК предприятия в процессе дополнительной (вторичной) эмиссии акций. Рассмотрим принципиальные различия между собственным и заемным капиталом на таблице 2.3.1.
Таблица 2.3.1 – Сравнение собственного и заемного капитала.
Признак | Собственный капитал | Заемный капитал |
1. Право на участие в управлении капиталом | дает | нет |
2. Право на получение части прибыли и имущества | по остаточному принципу | практически дает первоочередное право |
3. Срок возврата капитала | не установлен | по договору |
4. Льготы при налогообложении | нет | есть, в зависимости от вида заемного капитала |
В процессе функционирования предприятия используется 4 основных способа финансирования. Они, в основном, связаны с внешними источниками (Таблица 2.3.2).
Таблица 2.3.2 – Сравнение методов финансирования.
Методы финансирования | Преимущества | Недостатки |
1. закрытая подписка на акции между прежними и новыми акционерами | Контроль за предприятием не утрачивается; финансовый риск возрастает незначительно | Объем финансирования ограничен и может сложиться высокий уровень стоимости привлечения средств |
2. открытая подписка | Возможна мобилизация крупных денежных средств на достаточно большие сроки; финансовый риск возрастает незначительно | Возможна потеря контроля над предприятием |
3. долговое финансирование | Возможно привлечение солидного объема ресурсов; контроль за предприятием не утрачивается; возрастает рентабельность СК | Финансовый риск возрастает; срок использования и возмещения ограничен |
4. комбинированный | Преобладание тех или иных преимуществ (недостатков) наблюдается в зависимости от количественных параметров сформированной структуры средств |
Внутренне финансирование основано на использовании собственных финансовых ресурсов (амортизация и прибыль) и должно обеспечить процессы самоокупаемости и самофинансирования
3 Совершенствование финансового менеджмента на предприятии
3.1 Анализ финансового менеджмента
Финансовый анализ является существенным элементом финансового менеджмента и аудита, Практически все пользователи финансовых отчетов предприятий используют методы финансового анализа для принятия решений по оптимизации своих интересов.
Собственники анализируют финансовые отчеты для повышения доходности капитала, обеспечения стабильности повышения фирмы. Кредиторы и инвесторы анализируют финансовые отчеты, чтобы минимизировать свои риски по займам и вкладам. Можно твердо говорить, что качество принимаемых решений целиком зависит от качества аналитического обоснования решения. В последние годы появилось достаточно много серьезных и актуальных публикаций, посвященных финансовому анализу. Активно осваивается зарубежный опыт финансового анализа и управления предприятиями, банками, страховыми организациями и т.д. Вместе с тем следует отметить, что наличие большого числа интересных и оригинальных изданий по различным аспектам финансового анализа не снижает потребности и спроса на специальную методическую литературу, в которой последовательно, шаг за шагом воспроизводилась бы комплексная логически целостная процедура финансового анализа.
Основным (а в ряде случаев и единственным) источником информации о финансовой деятельности делового партнера является бухгалтерская отчетность, которая стала публичной. Отчетность предприятия в рыночной экономике базируется на обобщении данных финансового учета и является информационным звеном, связывающим предприятие с обществом и деловыми партнерами- пользователями информации о деятельности предприятия.
Субъектами анализа выступает, как непосредственно, так и опосредованно, заинтересованные в деятельности предприятия пользователи информации. К первой группе пользователей относятся собственники средств предприятия, заимодавцы (банки и др.), поставщики, клиенты (покупатели), налоговые органы, персонал предприятия и руководство. Каждый субъект анализа изучает информацию исходя из своих интересов. Так, собственникам необходимо определить увеличение или уменьшение доли собственного капитала и оценить эффективность использования ресурсов администрацией предприятия; кредиторам и поставщикам- целесообразность продления кредита, условия кредитования, гарантии возврата кредита; потенциальным собственникам и кредиторам- выгодность помещения в предприятие своих капиталов и т.д. Следует отметить, что только руководство (администрация) предприятия может углубить анализ отчетности, используя данные производственного учета в рамках управленческого анализа, проводимого для целей управления.
Методика финансового анализа состоит из трех взаимосвязанных блоков:
1. анализа финансовых результатов деятельности предприятия;
2. анализа финансового состояния;
3. анализа эффективности финансово-хозяйственной деятельности.
Основным источником информации для анализа финансового состояния служит бухгалтерский баланс предприятия (форма N1 годовой и квартальной отчетности). Его значение настолько велико, что анализ финансового состояния нередко называют анализом баланса. Источником данных для анализа финансовых результатов является отчет о финансовых результатах и их использовании (форма N 2 годовой и квартальной отчетности). Источником дополнительной информации для каждого из блоков финансового анализа служит приложение к балансу (форма N 5 годовой отчетности). Указанные форм утверждены для годового бухгалтерского отчета за 1994 год, а форма N1 и N2- и для квартальной отчетности 1995 года. Несколько иная отчетность утверждена для предприятий с иностранными инвестициями внешнеэкономических фирм. Особы формы предназначены для отчетности банков, страховых компаний, бюджетных учреждений, инвестиционных фондов.
Основной целью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. При этом аналитика и управляющего (менеджера) может интересовать как текущее финансовое состояние предприятия, так и его проекция на ближайшую или более отдаленную перспективу, т.е. ожидаемые параметры финансового состояния.
Практика финансового анализа уже выработала основные правила чтения (методику анализа) финансовых отчетов. Среди них можно выделить 6 основных методов:
1. горизонтальный (временной) анализ - сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;
2. вертикальный (структурный) анализ - определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;
3. трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ;
4. анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей;
5. сравнительный (пространственный) анализ - это как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными;
6. факторный анализ - анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), когда дробят на составные части, так и обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.
3.2 Управление и стратегии финансирования предприятия
В теории финансового менеджмента принято выделять различные стратегии финансирования текущих активов в зависимости от отношения менеджера к выбору величины чистого оборотного капитала. Известны четыре модели поведения: идеальная, агрессивная, консервативная, компромиссная. Выбор той или иной модели стратегии финансирования сводится к установлению величины долгосрочных пассивов и расчету на ее основе величины чистого оборотного капитала как разницы между долгосрочными пассивами и внеоборотными активами (ОК=ДП-ВА). Следовательно, каждой стратегии поведении соответствует свое базовое уравнение.
Идеальнаямодель основана на взаимном соответствии категорий «текущие активы» и «текущие обязательства». Модель означает, что текущие активы по величине совпадают с краткосрочными обязательствами, т.е. чистый оборотный капитал равен нулю. В реальной жизни такая модель практически не встречается. Кроме того, с позиции ликвидности она наиболее рискованна. Суть этой стратегии состоит в том, что долгосрочные пассивы устанавливаются на уровне внеоборотных активов, т.е. базовое балансовое уравнение (модель) будет иметь вид:
ДП=ВА
Агрессивная модель означает, что долгосрочные пассивы служат источниками покрытия внеоборотных активов, т.е. того их минимума, который необходим для осуществления хозяйственной деятельности. В этом случае оборотный капитал в точности равен этому минимуму (ОК=СЧ). Базовое балансовое уравнение будет иметь вид:
ДП=ВА+СЧ.
Консервативная модель предполагает, что варьирующая часть текущих активов также покрывается долгосрочными пассивами. В этом случае краткосрочной кредиторской задолженности нет, отсутствует риск потери ликвидности. Чистый оборотный капитал равен по величине текущим активам (ОК=ТА). Эта стратегия предполагает установление долгосрочных пассивов на уровне, задаваемом следующим базовым балансовым уравнением:
ДП=ВА+СЧ+ВЧ.
Компромиссная модель наиболее реальна. В этом случае внеоборотные активы, системная часть текущих активов и приблизительно половина варьирующей части текущих активов покрывается долгосрочными пассивами. Чистый оборотный капитал равен по величине сумме системной части текущих активов и половине их варьирующей части (ОК=СЧ+0,5*ВЧ). Стратегия предполагает установление долгосрочных пассивов на уровне, задаваемом следующим базовым балансовым уравнением:
ДП=ВА+СЧ+0,5*ВЧ.
Заключение
Финансовый менеджмент - управление финансовыми ресурсами, обеспечивающее операции по их привлечению и рациональному использованию. Он охватывает выработку стратегической финансовой политики, а также методы, инструменты и тактические приемы ее практической реализации.
Обоснование финансовой политики базируется на анализе основных факторов использования финансовых ресурсов в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе. Наличие стратегии финансовой политики позволяет концентрировать внимание в процессе практических действий на вариантах решений, соответствующих стратегическим целям, отбрасывая противоречащие варианты.
Целью финансового менеджмента является достижение благоприятных финансовых результатов деятельности компаний, обеспечение их платежеспособности и финансовой устойчивости.
Объектами управления являются финансовые потоки, связанные с активами и пассивами компаний - денежный оборот компаний, обеспечение основными и оборотными фондами, дебиторская и кредиторская задолженность, инвестиционное обеспечение, финансовые вложения, уплата налогов и др.
Основными методами управления являются планирование, прогнозирование, организация, регулирование и контроль осуществления финансовых операций. Реализация этих функций осуществляется на основе сбора, систематизации и анализа информации, выработки, принятия и осуществления решений.
Финансовый менеджмент осуществляется специальными финансовыми службами, выступающими в роли посредников между фирмами и рынками капитала.
Деятельность финансовых служб базируется на знаниях закономерностей и принципов функционирования рынка капиталов, товарных и иных рынков, формирования цен и курсов акций, облигаций и других ценных бумаг и т. д., имея в конечном счете в виду интересы акционеров.
В современных рыночных отношениях, которые характеризуются возросшей конкуренцией, финансовый менеджмент является одним из самых важных показателей эффективной деятельности предприятия.
Список использованной литературы
1. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? – М.: Финансы и статистика, 1996. – 384с.
2. Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент: Полный курс: В 2-х т. / Пер. с англ. под ред. В.В. Ковалева. – Санкт-Петербург: Экономическая школа, 1997. – т1. – 497 с.
3. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. – 501 с.
4. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент / Учебное пособие. – М.: Дело и Сервис, 2008. – 304 с.
5. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / Под ред. Е.С. Стояновой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Перспектива, 2000. – 656 с.
6. Баканов М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. М, Финансы и статистика. – М., 2006. – С. 416.
7. Балабанов И.Т. Риск – Менеджмент. – М., 2003. – С. 196.
8. Банковское дело / Под ред. О. И. Лаврушина. – М., 2006. – С. 576.
9. Батракова Л.Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка: Учебник для вузов. – М., 2005. – С. 344.
10. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. – Киев, 1999. – Т. I. – С. 591.
11. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. – Киев, 1999. Т. П. – С. 512.
12. Бор 3.М., Петренко В. В. Менеджмент банков: организация, стратегия, планирование. – М., 2005. – С. 208.
13. Иода Е.В., Унанян И. Р. Банковский менеджмент: Учеб. пособие / Под общей ред. Иода Е.В. Тамбов. – М., 2006. – С. 192.
14. Кох Т.У. Управление банком. – М., 2005. Ч. 1. – С. 496.
15. Купчинский В.А., Улинич А.С. Система управления ресурсами банка. – М., 2006. – С. 224.
16. Маслеченков Ю.С. Финансовый менеджмент в коммерческом банке: Фундаментальный анализ. – М., 2003. – С. 160.
17. Роуз, Питер С. Банковский менеджмент. – М., 2002. – С. 768.
18. Севрук В.Т. Банковские риски. – М., 2005. – С. 72.