Организация и проектирование розничного иагазина текстильных товаров
СОДЕРЖАНИЕ: РЕФЕРАТ Курсовая работа содержит 52 с., 7 рисунков, 5 таблиц, 26 источников, 6 приложений. Тип магазина, специализация магазина, товарный ассортимент, технологическая планировка, торгово-технологическое оборудование, многофункциональная POS-система Штрих-МАСТЕР, торгово-технологический процесс.РЕФЕРАТ
Курсовая работа содержит 52 с., 7 рисунков, 5 таблиц, 26 источников, 6 приложений.
Тип магазина, специализация магазина, товарный ассортимент, технологическая планировка, торгово-технологическое оборудование, многофункциональная POS-система Штрих-МАСТЕР, торгово-технологический процесс.
Целью данной курсовой работы является - рациональная организация розничного магазина по продаже текстильных товаров, мы попытались организовать розничное торговое предприятия отвечающее всем технологическим требованиям.
Переход к рыночной экономике, появление большого разнообразия организационно-правовых форм предприятий, вовлечение в сферу торговой деятельности значительной части населения, развитие конкуренции, необходимость широкого внедрения современного оборудования и прогрессивных технологий обусловили потребность в новых подходах к организации коммерческой деятельности и технологических процессов на предприятиях торговли, в широком развитии частной инициативы и предпринимательства.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 7
1 Вид особенности устройства и специализация магазина 9
1.1Тип магазина и его специализация 9
1.2 Оценка месторасположения магазина 10
1.3 Формирование ассортимента 12
2 Особенности устройства и технологическая планировка магазина 16
2.1 Организационно правовая форма 16
2.2 Состав и взаимосвязь помещений магазина 17
2.3 Оформление интерьера магазина 19
3 Торгово-технологическое оборудование магазина 22
3.1Торговая мебель и торговый инвентарь магазина 22
3.2Контрольно-кассовое оборудование 27
4 Организация торгово-технологического процесса в магазине 31
4.1Содержание торгово-технологического процесса 31
4.2 Поступление, хранение и подготовка товаров к продаже 31
4.3Размещение и выкладка товаров в торговом зале 33
4.4Организация процесса продажи и обслуживания покупателей 35
5 Организация труда работников магазина «Любимый дом» 37
5.1 Организационная структура и функции работников 37
5.2 Организация рабочего места 40
5.3Режим работы и условия труда магазина «Любимы дом» 44
6 Организация рекламы 46
Заключение 49
Библиографический список 50
Приложение А-Ассортимент товаров реализуемых в магазине «Любимый дом» 53
Приложение Б - Техническая планировка магазина «Любимый Дом» 58
Приложение В - Вывеска магазина «Любимый дом» 59
Приложение Г - Плакат – информация об акции 60
Приложение Д – Расположение торговой мебели 61
Приложение Е – Размещение товара в торговом зале 62
ВВЕДЕНИЕ
Не загарами ситуация, о которой писал всемирно известный архитектор Э.Цайдлер: «Любое увеличение торгового пространства на территории со стабильным населением или рынком обязательно вытиснет какое-либо существующее торговое предприятие». Уже началась эпоха больших, средних и маленьких «войн» за контроль над розницей, поэтому можно прогнозировать рост нестандартных ходов, торжество смелых идей и их уверенного воплощения.
Розничная торговля - это завершающая форма продажи товаров конечному потребителю в небольших объемах через магазины, павильоны, лотки, палатки и другие пункты сети розничной торговли. Коммерческая работа по продажи в розничных торговых предприятиях в отличии от оптовых предприятий имеет свои особенности. Розничные торговые предприятия реализуют товары непосредственно населению, то есть физическим лицам, применяя свои, специфические способы и методы розничной продажи, окончательно завершают обращение от изготовителя продукции.
Торговое обслуживание населения предполагает наличие специально устроенных и оборудованных помещений, приспособленных для наилучшего обслуживания покупателей, подбора и формирования торгового ассортимента и возможности его оперативного изменения в соответствии с изменившимся спросом населения, постоянного изучения и учета потребительских запросов покупателей, умения предложить и продать товар каждому конкретному человеку.
Правильная организация коммерческой работы в рамках розничной торговли способствует росту товарооборота, достаточно полному удовлетворению совокупного спроса населения и получению прибыли.
Целью данной курсовой работы является - рациональная организация розничного магазина по продаже текстильных товаров.
Задачами данной курсовой работы являются:
- выбор торгового предприятия и его специализация;
- характеристика его месторасположения;
- выбор торгово-технологического оборудования;
- организация торгово-технологического процесса;
- разработка дизайна магазина.
В данной курсовой работе были использованы практический и теоретический материал. Теоретический материал – это книги и учебники по организации, технологии и проектированию предприятия. Практический материал для курсовой работы – технический паспорт помещения и личные наблюдения.
1 ВИД ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА И СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ МАГАЗИНА
1.1 Тип магазина и его специализация
Магазин «Любимы Дом» - является розничным магазином текстильных товаров для дома, который будет находиться по адресу: ул. Б. Хмельницкого 125, рядом с базой ОПС. На рисунке 1 представлено его расположение на карте города Благовещенска.
Рисунок 1 – Расположение магазина «Любимый дом» на карте города Благовещенска
Здание, которое используется под данный магазин, является отдельно стоящим и капитальным, что говорит о том, что оно пригодно для размещения магазина. Также оно является одноэтажным.
Устройство здания соответствует всем технологическим требованиям. В нем есть возможность рациональной организации торгово-технологического процесса с применением современной техники и внедрением прогрессивных форм продажи товаров. Архитектура здания гармонично сочетаться с окружающей застройкой.
Также данное здание соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Есть система вентиляции, отопление, освещение, водоснабжение и канализация. Они необходимы не только для создания надлежащих условий работы торгового персонала, но и для нормального осуществления торгово-технологического процесса в магазине. При помощи отопления и вентиляции создается оптимальная воздушно-влажностная среда и температура воздуха в помещениях. Во всех помещениях магазинов предусмотрено освещение, обеспечивающее нормальный режим работы предприятий.
Магазин «Любимый дом» считается специализированным, с комбинированным ассортиментом, так как осуществляют реализацию товаров нескольких групп, постельное белье, халаты, скатерти, шторы, бязевые ткани, и многое другое. Данная торговая точка является стационарной, что наиболее распространено в городе Благовещенске. Магазин работает по методу самообслуживания.
Многообразные формы и методы розничной торговли не могут быть эффективными без качественного оказания комплекса дополнительных услуг, поэтому «Любимый Дом» будет оказывать следующие виды дополнительных услуг:
- услуги связанные с покупкой товаров, т.е. компетентные консультации, упаковка товаров;
- услуги, оказываемые покупателям после приобретения товаров: упаковка в подарочные пакеты;
- услуги, сопутствующие эффективной реализации товаров: благоприятная и уютная атмосфера с высокой культурой обслуживания; организация стоянок для автомобилей;
- автомат по приему платежей без комиссии.
Все услуги бесплатны, и все они реализуются в целях привлечения в магазины наибольшего количества покупателей.
1.2 Оценка месторасположения магазина
Магазин «Любимый дом» расположен возле базы ОПС, где сосредоточено, много как оптовых, так и розничных покупателей. Магазин «Любимый дом» будет заниматься розничной продажей, но в будущем планируется выход на оптовые рынки.
Оценка месторасположения магазина представим в виде таблицы 1.
Таблица 1 – Оценка месторасположения магазина «Любимый дом»
Критерии |
Описание |
Общая характеристика |
- адрес: улица Б. Хмельницкого 125 - торговая точка местного значения; - район: дополнительная торговая зона; - престижность невысока, т.е. район не престижный; - аналогичных торговых точек не имеется; - учреждений городского значения нет. |
Дорожные условия |
- качество дорог удовлетворительное; - возраст дорого около 5 лет; - полос для движения две; |
Парковка для автомобилей |
- количество светофоров – один (Калина – Тенистая); - дорожные пробки возникают постоянно, особенно в часы - пик; - интенсивность движения большая. - парковка имеется; - количество парковок – одна; - качество парковки хорошее, но въезд и выезд затруднены; - размер парковки для 7 машин. |
Пешеходы |
- интенсивность пешеходов высокая только в дневное время, с 16-00 наблюдается резкий спад; - поблизости имеется четыре остановки. |
Тротуары |
- тротуары имеются; - тротуары находятся в плохом состоянии, местами полностью разрушены; - покрытие – асфальт. |
Окружающая обстановка |
- больших деревьев преграждающих обзор нет; - магазин расположен рядом с дорогой; - рядом с магазином сосредоточено множество торговых точек; - архитектура соответствует окружающей обстановки. |
Как видно из анализа ассортимента, в целом место, которое выбрано под данный магазин удачное, т.к. данную местность посещает большое количество народа, а поблизости нет аналогичных магазинов. Цены в магазине рассчитаны на все категории населения. К тому же, данное расположение магазина позволит нам выйти на оптовый рынок, и в результате увеличить прибыль.
Но помимо плюсов есть и масса минусов данного расположения. Во- первых, это плохие тротуары, и неудобны въезд и выезд парковки. Также большая загруженность дороги, которая находиться вблизи нашего магазина. В минусы необходимо отнести и то, что с 16-00, значительно снижается количество людей, посещаемых данную местность.
Для привлечения покупателей мы постараемся создать новую, более удобную парковку, сделаем тротуары, повесим различные, красочные вывески.
1.3 Формирование ассортимента
На построение ассортимента товаров в розничных торговых предприятиях оказывают влияние следующие факторы:
- тип и размер магазина, его техническая оснащенность;
- условия товароснабжения розничной торговой сети (в первую очередь наличие стабильных источников);
- численность обслуживаемого населения;
- транспортные условия;
- наличие сети магазинов-конкурентов и др[1] .
Известно, что одним из важных признаков, определяющих тип магазина, является его ассортиментный профиль. Поэтому первое, что следует учитывать при формировании ассортимента
товаров, — тип розничного торгового предприятия. Наш магазин является комбинированным и реализует домашний текстиль.
Процесс формирования ассортимента условно разделим на три этапа. На первом этапе устанавливается групповой ассортимент товаров, т.е. определяется ассортиментный профиль магазинов. Наш магазин является комбинированным и реализует домашний текстиль. В связи с этим в ассортименте магазина будет представлен широчайший выбор постельного белья, полотенец, халатов, хлопчатобумажных тканей, а также детский и взрослый трикотаж. Но в большей степени магазин «Любимый Дом» будет ориентирован на продажу постельного белья.
Коллекции трикотажа будут из хлопчатобумажных тканей, и с добавлением эластана, благодаря чему повышается износостойкость изделий. Использование актуальных тенденций сделает коллекции трикотажных изделий интересными для самых требовательных покупателей.
Конкурентным преимуществом «Любимого дома» будет – цена и качество. Закупка товаров будет осуществляться напрямую у производителей, что позволит снизить издержки на единицу продукции и добиться более низкой цены.
Второй этап предусматривает установление количественного соотношения отдельных групп товаров в магазине, т.е. рассчитывается структура группового ассортимента. Структура группового ассортимента представлена в таблице 2.
Таблица 2 – Структура группового ассортимента магазина «Любимый
дом»
Наименование товара |
Доля в общем ассортименте (%) |
Постельные принадлежности |
50,6 |
Подушки |
5 |
Наборы для дома (пижамы, халаты) |
8,3 |
Наборы для кухни (фартуки, рукавицы, полотенца, скатерти) |
3,2 |
Одеяла |
9,3 |
Покрывала |
2,1 |
Пледы |
1,8 |
Наборы для ванны и бани |
0,6 |
Тюль |
3 |
Продолжение таблицы 2
Наименование товара |
Доля в общем ассортименте (%) |
Тапочки домашние |
4 |
Детский трикотаж |
10 |
Разное |
2,1 |
Итого |
100 |
Как видно из данной таблицы, в ассортименте магазина «Любимый Дом» будут преобладать постельные принадлежности, в частности - комплекты постельного белья. Это объясняется тем, что в данном районе почти нет магазинов, занимающихся продажей постельного, а те, что есть реализуют товар по завышенным ценам, и предлагают небольшой ассортимент.
Например, магазин «Чистый мир» предлагает постельное белье «Романтика», выбор расцветок невелик, а цены почти в 1,5 раза выше наших.
На третьем этапе определяется внутригрупповой ассортимент, т.е. осуществляется подбор конкретных разновидностей товаров каждой группы по различным признакам.
Подробно весь перечень товаров и их разновидностей представлен в приложении А.
Сформированный ассортимент товаров в магазине подчинен интересам наиболее полного удовлетворения спроса населения, т.е обеспечена достаточная полнота ассортимента товаров, хорошо известных населению, комплексность их предложения.
Все реализуемые товары надлежащего качества, что подтверждается сертификатами соответствия.
Ассортимент товаров, будет постоянно обновляется. Этот процесс происходит под влиянием научно-технического прогресса, моды, сезонных колебаний в спросе и других факторов. Поэтому в магазине «Любимый Дом» будет постоянно проводиться работа по формированию спроса путем активного включения новых товаров в предлагаемый ассортимент. Кроме того, в период сезонной торговли магазин будет расширять ассортимент соответствующих товаров. При этом покупатели будут проинформированы о появлении новых товаров.
2 ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА И ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПЛАНИРОВКА МАГАЗИНА
2.1 Организационно правовая форма
Выбор организационно правовой формы магазина «Любимый дом» один из важнейших вопросов, которые необходимо решить. При анализе всех форм, было решено, что для данного магазина подходят ИП или ООО. Чтобы выбрать одну из них, необходимо взвесить все плюсы и минусы каждой организационно-правовой формы, для нашего магазина. Данное сравнение представлено в таблице 3.
Таблица 3 – Плюсы и минусы И.П. и ООО для магазина «Любимый дом»
Организационно правовая форма |
Плюсы |
Минусы |
ИП |
1 Простая процедура регистрации; 2 Не ведет бухгалтерский учет; 3Возможно свободно распоряжаться выручкой; 4 Нет обязанности открывать расчетный счет; 5 Налог на доходы физических лиц 13 %. |
1 Регистрация по месту прописки; 2 Несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом; 3 Может осуществлять не все виды деятельности. |
ООО |
1 Регистрация по месту нахождения общества; 2 Несет ответственность по своим обязательствам вкладами участников в уставны капитал; 3 Может заниматься любыми видами деятельности. |
1 При регистрации требуется уставный капитал не менее 10 000руб; 2 Ведет бухгалтерский учет; 3 Обязательное ведение кассовой дисциплины при любом режиме налогообложения; 4Необходимо открывать расчетный счет; 5 На общем режиме налогообложения с полученной прибыли уплачивает налог на прибыль 20%. |
Как видно из вышеизложенной таблице что плюсов у ПИ больше чем У ООО. Поэтому при выборе организационно правовой формы магазина «Любимый дом» остановимся на индивидуальном предпринимателе. По существу вопроса - плюсов у ИП много, но они ощутимы только в малом бизнесе, с небольшими оборотами, таким и является наш магазин «Любимый дом», поэтому практически вся мелкая торговля держится на ИП. Со времен, если обороты магазина будут расти, то организационно правовую форму можно будет поменять.
2.2 Состав и взаимосвязь помещений магазина
Магазин должен располагать комплексом помещений, необходимых для рационального функционирования торгово-технологического процесса.
Совокупность помещений магазина в соответствующей их взаимосвязи составляет его технологическую планировку[2] . Техническая планировка магазина «Любимый Дом» представлена в Приложении Б. Магазин «Любимый дом» состоит из следующих помещений:
- торговый зал. Занимает важнейшее место в общей совокупности помещений магазина. Площадь торгового зала составляет 142,8 квадратных метра. Площадь, форма и пропорции торгового зала в значительной степени обусловливает уровень обслуживания покупателей, оказывают влияние на построение торгово-технологического процесса в магазине, на экономические показатели его работы. Торговый зал занимает большую долю в общей площади магазина. Он служит для размещения рабочего и выставочного запаса товаров, здесь производится отбор товаров покупателями, осуществляются расчетные операции за отобранные товары, оказываются различные дополнительные услуги покупателям. В торговом зале организованы рабочие места продавцов и кассиров. Поэтому устройство и планировка торгового зала отвечают требованиям рациональной организации совершаемых здесь операций. Важнейшими из этих требований являются: свободное движение покупательского потока; обеспечение кратчайших путей движения товаров из зон хранения и подготовки товаров к продаже к местам их выкладки и размещения; создание условий хорошей просматриваемости и удобства для ориентации покупателей, все эти требования соблюдаються в магазине «Любимый дом». Торговый зал магазина имеет больший периметр глухих стен и перегородок, что очень важно для расширения возможности установки торгового оборудования.
- административно-бытовые помещения. Сюда относиться: кабинет директора магазина, помещения для размещения столовой для персонала магазина, туалет, кабинет товароведа и бухгалтера. Общая площадь данных помещений составляет 63,3 квадратных сантиметра;
- помещения для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже. Сюда относят складское помещение, общей площадью 89,6 квадратных сантиметра, которое служит для приемки, разгрузки, и хранению товара.
Рассмотрим структуру площадей магазина, она показывает, какую долю занимает конкретная площадь в общей площади магазина:
Sт.з/Sобщ, (1)
Sа.б.п/ Sобщ, (2)
Sхр./ Sобщ (3)
где Sобщ – общая площадь помещения (295,7 м2 );
Sт.з. – площадь торгового зала (142,8 м2 );
Sа.б.п– административно-бытовая площадь (63,3 м2 );
Sхр.- площадь для хранения (89,6 м2 ) .
Результаты расчетов представим в таблице 4
Таблица 4- Структура площадей магазинов
Наименование помещений |
Доля занимаемая в общей площади (%) |
Торговый зал |
48,3 |
Административно-бытовые помещения |
21,4 |
Помещения для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже. |
30,3 |
Итого |
100 |
Все помещения магазина расположены с учетом обеспечения рациональной взаимосвязи между ними. Планировка торговых помещений, а также помещений (зон) для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже, административно-бытовых помещений отвечает следующим основным требованиям:
- торговые помещения непосредственно связаны с помещениями для хранения и подготовки товаров к продаже, чтобы можно было обеспечить оперативное пополнение товарных запасов в торговом зале, используются кратчайшие пути движения товаров;
- торговый зал и кладовые расположены на одном уровне;
-торговый зал связан с помещениями для приемки товаров кратчайшим путем;
- административно-бытовые помещения связаны с торговыми помещениями, а также с помещениями для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже.
Размещение помещений и их планировка направлены на обеспечение максимальных удобства для покупателей при отборе и покупке ими товаров. Планировка помещений магазина обеспечивает нормальные условия работы персонала, высокий уровень производительности труда работников.
2.3 Оформление интерьера магазина
Успех в розничном бизнесе сегодня - это сочетание большого количества факторов и обстоятельств. Удачное расположение магазина и ассортимент, грамотная работа с покупателями и ценовая политика, эти и другие факторы играют важнейшую роль в положительном развитии магазина.
Отдельно в этом ряду стоит дизайн интерьера магазина. Это и понятно, ведь для наилучшего оснащения магазина оборудованием требуется не только доскональное знание современных розничных технологий и принципов мерчандайзинга, но и творческий подход к созданию эстетичного и неповторимого интерьера магазина.
Цель грамотно оформленной торговой площади — обеспечение реализации товара. Дизайн магазина является его «лицом», средством «общения» с покупателем, инструментом управления настроением человека и его желанием приобрести что-либо.
В дизайне (оформление витрин и интерьера магазина) следует учитывать специфику реализуемых товаров, целевую аудиторию, взгляды и интересы покупателей, а также такие нюансы, как комфорт покупателя, удобство персонала [3] .
Мы реализуем текстильные товары для дома, основу нашего ассортимента составляет постельное белье, это значит, что наш магазин необходимо оформит в нежных, пастельных тонах. Для данного магазина выбран основной цвет - бледно-розовый. Бледно- розовый цвет говорит о любви, женственности, нежности, заботе, и данный цвет больше всего подходит к названию магазина «Любимый Дом», розовый цвет выбран также с учетом, что целевая аудитория данного магазина, это женщины. Выбор нашего цветового решения гармонирует с ассортиментом продукции и особенностями потребительской аудитории.
В оформление витрин, мы попытаемся добиться единого стиля и цветовой гаммы. Это позволит сформировать у покупателя целостное восприятие нашего магазина.
Для покрытия стен будет использоваться отделка с матовой поверхностью. Потолки в торговом зале отделаны звукопоглощающими материалами. Для покрытия полов используем материалы, обладающие высокой прочностью, большой сопротивляемостью к истиранию. Поверхность полов будет ровная, нескользкая, влагоустойчивая. Цвет полов светлый, это необходимо для создания целостного образа магазина.
Наш магазин построен из материалов с высокой степенью теплоизоляции, стены имеют толщину, которая совпадает с толщиной оконных проемов и составляют с ними единую поверхность, что создает ощущение легкости в интерьере торгового зала. Также в нашем магазине применяется двойное остекление.
Важные требования предъявляются к освещению торгового зала. Для определения степени естественного освещения рассчитывается световой коэффициент (Кс) формуле (4):
Kc=Sз.п. /Sп.m.з. (4)
где Sз.п — площадь застекленной поверхности (19,4 кв.м.);
Sп.m.з. - площадь пола торгового зала (142,8 кв.м.).
Этот показатель составляет 0,136. Это говорит о том, что естественного освещения для магазина достаточно. Однако этого света недостаточно, из-за короткого светового дня в городе, особенно в зимнее время.
Поэтому для освещения торгового зала будут использоваться искусственное освещение. Оно в магазине присутствует и является равномерным, достаточно ярким и имеет благоприятный спектральный состав.
В дизайне интерьера магазина также участвуют рекламные плакаты и стенды. Рекламный плакат, который будет находиться, возле входа к магазину представлен в Приложении В. Также возле магазина и в самом магазине будут находиться плакаты, которые информируют об акциях, проводимых «Любимым домом». Пример такого плаката представлен в Приложении Г
3 ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ МАГАЗИНА
3.1 Торговая мебель и торговый инвентарь магазина
Мебель для торговых предприятий играет важную роль в рациональной организации торгово-технологического процесса в магазине. Она широко применяется при выполнении различных операций, связанных с приемкой, хранением и продажей товаров[4] .
Большую долю в нашем ассортименте занимает постельное белье, оно чаще всего размещается на стеллажах – с вертикальной или фронтальной выкладкой товара: так, чтобы покупатель сразу мог оценить фактуру и рисунок ткани.
Поскольку наборы постельного белья – товар достаточно тяжелый, надо позаботиться о том, чтобы стеллажи были достаточно прочны, а также об их равномерной и симметричной загрузке (иначе стеллаж может упасть).
Сопутствующие товары - подушки, одеяла, покрывала – не столько тяжелы, сколько объемны, поэтому для них так же, как и для наборов постельного белья, подойдут стеллажи с широкими полками. Также приобретем напольные вешала, для домашней одежды: они займут немного места, а расширенный выбор текстиля сделает магазин более интересным и полезным для покупателя.
Для торгового зала необходимы следующие виды мебели:
- вешала островные (для халатов, маек, домашних комплектов). Островная вешалка представлена на рисунке 2;
Рисунок 2 – Островная вешалка
- этажерки ( для подушек, одеял, полотенец, платочков, скатертей и т.п.). Этажерка представлена на рисунке 3;
Рисунок 3 - Этажерка
- стеллажи пристенные (представлены на рисунке 4);
Рисунок 4 – Стеллаж пристенный
- стеллажи островные (двухсторонние с боковыми полками) представлены на рисунке 5;
Рисунок 5 – Стеллаж островной двухсторонний с боковыми полками
- расчетно- кассовый узел.
Вся мебель является удобной в эксплуатации, обеспечивает широкий показ товаров и создает максимум удобства при отборке товаров покупателями. Она отвечает эксплуатационно-техническим, экономическим, эргономическим, эстетическим и санитарно-гигиеническим требованиям[5] .
Вся мебель относительно недорогая и экономична в эксплуатации.
основные размерные мебели, т. е. ее высота, ширина и длина, высота расположения полок и других элементов для выкладки товаров, устанавливаются с учетом роста и пропорций фигуры человека и обеспечивают минимальную утомляемость обслуживающего персонала, а также хорошую обозримость товаров и свободный доступ к ним покупателей. Форма, пропорции и цвет торговой мебели соответствуют своему функциональному назначению и архитектурно-художественному оформлению интерьера торгового зала магазина. Она подчеркивает единство ансамбля интерьера магазина.
Отделка торговой мебели увязана с общим решением оборудования, т. е. с ее формой, конструкцией. Торговая мебель окрашена в нейтральные спокойные тона Цвет мебели гармонирует с интерьером магазина. Расположение торговой мебели представлено в Приложении Д.
Наш магазин работает по принципу самообслуживания, при продаже товаров таким методом наиболее рациональна линейная планировка торгового зала, когда расстановка оборудования и проходы для покупателей спланированы в виде параллельных линий.
С помощью линейной планировки удобно регулировать направления движения покупательских потоков, организовать единый контрольно-кассовый узел магазина. Она обеспечивает хороший просмотр торгового зала. Одновременно находящиеся в зале покупатели получают возможность самостоятельно отобрать товары и таким образом совершить комплексную покупку, затратив на это минимум времени.
В нашем магазине используется комбинированная линейная планировка, сочетающая в себе и продольную, и поперечную планировки.
Определим степень эффективности использования площади путем расчета технико-экономических показателей.
Коэффициента установочной площади рассчитывается по формуле 5;
Kу=Sу/Sт.з, (5)
где S у — установочная площадь (кв.м);
S т. з — площадь торгового зала (142,8 кв.м.);
К у — коэффициент установочной площади.
Рассчитаем установочную площадь, для этого площадь каждого торгового оборудования умножим на его количество, и все суммируем:
Sу=(0,9х0,6х15)+(1,15х0,6х18)+(1,15х0,9х5)+(0,6х1,1х2)+(1,2х1,1х4)+(0,8х0,8х2)+(1х0,9х4)+(1,2х0,53х10)+(0,9х0,45х1)= 50,15 кв.м.;
Расчет коэффициента установочной площади произведем по формуле 5:
К у=50,15/142,8=0,35.
Эти расчеты говорят нам о том, что 35 % торгового зала занято оборудование, этот показатель считается высоким, и говорит о том, что торговое оборудование в торговом зале размещено рационально.
К торговому инвентарю относятся небольшие приспособления, используемые при выполнении различных торговых операций.
Нашему магазину необходим следующий торговый инвентарь:
- санитарно-гигиенический, необходим для ухода за товарами и помещением. В эту группу входят ведра, щетки, тряпки;
- для вскрытия тары. для вскрытия тары нам необходимы: канцелярский нож, ножницы.
- подготовки товаров к продаже. Сюда относим: паровой утюг;
- проверки качества и размеров товаров. В данную группу включим сантиметры, для проверки размеров швейных изделий;
- показа товаров. Инвентарь для показа товаров устанавливают в торговом зале и оконных витринах. Сюда относим манекены, плечики, кронштейны для готового изделия;
- обслуживания покупателей. Инвентарь для обслуживания покупателей — зеркала, примерочные;
- счетный инвентарь и инвентарь для отпуска товаров покупателям. Отнесем сюда: калькулятор, тарелка для денег, коробка для чеков.
Весь необходимый торговый инвентарь и торговое оборудование представлены в таблице 5.
Таблица 5 –Торговое оборудование и торговый инвентарь
Наименование |
Размер (длина, глубина, высота) в сантиметрах |
Количество (штук) |
Торговое оборудование |
||
Стеллаж островной ( двухстороний) с 5-ю наклонными полками ( с каждой стороны) |
90*60*155 |
15 |
Стеллаж пристенный с 5 – ю наклоненными полками |
115*60*155 |
18 |
Стеллаж пристенный с полками |
115*90*155 |
5 |
Стелаж угловой с полками |
60*110*155 |
2 |
Стелаж островной, двухсторонный с полками |
120*110*155 |
4 |
Этажерка фигурная. |
80*80*175 |
2 |
Этажерка с 5-тью полками. |
100*90*150 |
4 |
Вешало островное. |
120*53*154 |
10 |
Вешалка пристенная |
90*45*154 |
1 |
Торговый инвентарь |
||
Группа торгового инвентаря |
Наименование предметов входящих в данную группу |
Количество (штук) |
Продолжение таблицы 5
Наименование |
Размер (длина, глубина, высота) в сантиметрах |
Количество (штук) |
Санитарно-гигиенический инвентарь |
- в1едра; |
3 |
- щетки; |
2 |
|
- тряпки для пола; |
2 |
|
- тряпки для пыли; |
1 |
|
Санитарно-гигиенический инвентарь |
- совок. |
1 |
Инвентарь для вскрытия тары |
-канцелярский нож, |
1 |
-ножницы |
1 |
|
Инвентарь для подготовки товаров к продаже |
-паровой утюг |
1 |
Инвентарь для проверки качества и размеров товаров |
- сантиметровая лента |
1 |
- линейка |
1 |
|
Инвентарь для показа товаров |
- манекены |
1 |
- вешалки |
100 |
|
Инвентарь обслуживания покупателей. |
- зеркало |
1 |
- примерочная |
1 |
|
Счетный инвентарь |
- калькулятор |
2 |
- тарелка для денег |
2 |
|
- коробка для чеков |
2 |
В магазине имеются два входа-выхода, которые оборудованы охранной сигнализацией (ОПС) на открытие, закрываются они на внутренние замки (1-й вход для покупателей, а другой служебный). Окна оборудованы охранной сигнализацией (ОПС) на разбитие.
3.2 Контрольно-кассовое оборудование
В магазине «Любимый дом» будет использоваться POS-системы — это аппаратные комплексы для автоматизации работы кассиров на базе фискальных регистраторов. Обычно в состав POS-системы входит системный блок ПК, фискальный регистратор (ФР), POS-монитор кассира, денежный ящик, программируемая клавиатура, считыватель карт, считыватель штрих-кодов и дисплей покупателя. Все эти составные модули, интегрированные вместе, представляют собой законченное рабочее место кассира.
Одно из отличий POS-системы от POS-терминала состоит в том, что модуль фискальной памяти у POS-системы находится в печатающем устройстве, а именно, в фискальном регистраторе. У POS-терминала модуль фискальной памяти находится внутри корпуса компьютерного блока. С этим связана еще одна особенность применения POS-систем и POS-терминалов. POS-терминалы могут продаваться только с определенными специализированными кассовыми программами, которые вместе с POS-терминалом внесены в Государственный реестр контрольно-кассовых машин (ККМ). Для POS-систем не требуется сертификация программного обеспечения, так как все необходимое для фискального учета программное обеспечение (ПО) записано во внутренней памяти печатающего устройства — фискального регистратора.
В «любимом доме» используется многофункциональная POS-система Штрих-МАСТЕР, которая представлена на рисунке 6
Рисунок 6 - POS-система Штрих-МАСТЕР
Штрих-МАСТЕР представляет собой компьютерно - кассовую систему в специальном исполнении для использования в любой сфере торговли. За счет модульного исполнения системы ее базовый конструктив легко можно разобрать и расположить функционально-законченные элементы по своему желанию. Программное обеспечение представляет собой среду, открытую для изменений и доработок специалистами Заказчика.
Новые возможности POS-системы позволяют получить непревзойденную производительность, высочайшую надежность клавиатуры при максимально интенсивной работе, эффективную работу процессора даже в условиях повышенной температуры окружающей среды и гарантирует защиту данных при аварийном выключении питания.
Страна производства: Россия.
Генеральный поставщик: ЗАО ШТРИХ-М.
Новые возможности POS-системы:
- мощный процессор Intel Celeron 1.7 ГГц, новая системная плата ASUS - P4 с установленной памятью DDR RAM 128 Мб;
- новая 64- клавишная программируемая клавиатура (модули CHERRY) со встроенным ридером магнитных карт (12 дорожка);
- встроенный блок бесперебойного питания (UPS) (опционально);
- система водяного охлаждения. (опционально).
POS-cистема состоит из следующих компонентов:
- персональный компьютер в специальном корпусе;
- фискальный регистратор ККМ ШТРИХ-ФР-Ф-КZ;
- дисплей кассира;
- дисплей покупателя;
- денежный ящик.
Данная система влияет на эффективность работы с наличными деньгами, а это в свою очередь влияет на:
- скорость обслуживания покупателей;
- уровень обслуживания клиентов;
- учет на предприятии;
- защита от приема фальшивых денег;
- удобство и рациональная организация рабочего места кассира[6] .
4 ОРГАНИЗАЦИЯ ТОРГОВО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГ ПРОЦЕССА В
МАГАЗИНЕ
4.1Содержание торгово-технологического процесса
Торгово-технологический процесс – это комплекс взаимосвязанных торговых (коммерческих) и технологических операций по доведению товаров до потребителей при сохранении их качества, с минимальными затратами труда и времени и высокой культуре обслуживания.
Под операцией понимается часть технологического процесса, выполняемая отдельными работниками соответствующими приемами и методами.
Торговые (коммерческие) операции связаны главным образом со сменой формы стоимости (изучение спроса, составление заявок на завоз, формирование ассортимента, реклама и информация). Качество и своевременность этих операций влияют на широту и устойчивость ассортимента, бесперебойность продажи и культуру торговли в целом. Предмет труда — это не только товары, но и покупатели.
Технологические операции связаны с обработкой товарных потоков. Они включают транспортировку, приемку, хранение, подготовку к продаже, упаковку, перемещение, выкладку на торговом оборудовании и мебели[7] .
В «Любимом доме» технологические операции состоят из следующих элементов:
- операции по поступлению и приемке товаров;
- хранение и подготовка товаров к продаже;
- размещение и выкладка товаров в торговом зале;
- организация процесса продажи и обслуживания покупателей.
4.2 Поступление, хранение и подготовка товаров к продаже
При поступлении товаров в магазин, осуществляется приемка по качеству и количеству. Она проводится по сопроводительным документам (сертификатам, удостоверениям о качестве) и, как правило, путем выборочной проверки. Одновременно производится приемка тары по количеству, проверяется комплексность товара, маркировка.
При обнаружении несоответствия качества, маркировки поступившей продукции и тары установленным требованиям обеспечивается хранение товаров в условиях, предотвращающих дальнейшее ухудшение их, вызвать для участия в продолжении приемки и составления акта представителя поставщика.
Если же представитель поставщика не явился, то проверка качества товара производится экспертом бюро товарных экспертиз, представителем инспекции по качеству, если на нее возложена эта обязанность. Результаты приемки оформляются актом.
Забракованные товары принимаются на временное хранение (под сохранную расписку) до решения поставщика об их дальнейшем использовании.
Акты о количественной и качественной приемке служат документами для предъявления претензий поставщику[8] .
Хранение товаров. В условиях склада, хранение у имеет особенности: относительно небольшие размеры этих запасов. Эти особенности и определяют условия хранения товаров, важнейшими из которых являются:
- создание надежного режима хранения;
- рациональное размещение товаров ;
- проведение санитарно-гигиенических мероприятий, предупреждающих ухудшение качества товаров.
При организации хранения текстильных товаров особых требований нет. Весь товар храниться на специальных полках и стеллажах. Вся продукция раскладывается по размерам (например: 2-х спальное, 1,5-спальное, семейное, и т.д.).
Подготовка товаров к продаж является важнейшей операцией технологического процесса, она способствует освобождению продавцов и других работников от излишних затрат времени и труда в процессе обслуживания покупателей, быстрому отпуску товаров и увеличению пропускной способности торговых точек. Операции по подготовке товаров к продаже в магазине «Любимый дом» будут делиться на:
- распаковка;
- сортировка товаров;
- проверка правильности обозначения цен;
- размещение товаров на торговой точке;
- выкладка в рабочем месте продавца.
4.3 Размещение и выкладка товаров в торговом зале
Важная роль в организации технологического процесса в магазине отводится размещению товаров в торговом зале, их выкладке, оптимальному распределению установочной и экспозиционной площадей между отдельными группами товаров. При решении этих вопросов необходимо учитывать ряд факто ров и принципов.
Размещение товаров — это оптимальное распределение ассортимента по всей площади торгового зала с учетом отдельных факторов.
Факторы, влияющие на размещение:
- частота спроса на отдельные товары;
- размеры (габариты) продаваемых товаров;
- широта внутригруппового ассортимента;
- затраты времени покупателей на осмотр и выбор товаров;
- психология покупателей.
Важнейшим фактором при распределении площади торгового зала для размещения отдельных товарных групп является частота их приобретения. Чем она выше, тем большая площадь (установочная и экспозиционная) необходима для размещения.
Размеры (габариты) продаваемых товаров также влияют на распределение площадей. Крупногабаритные товары, естественно, требуют больших площадей для их показа.
За всеми группами товаров закрепляются постоянные места в торговом зале, покупатель привыкает к ним, что ускоряет процесс продажи.
При размещении должно соблюдаться товарное соседство.
Выкладка — это определенные способы укладки и показа товаров в торговом зале магазина.
На нижних полках целесообразно выкладывать хорошо известные покупателю товары с устойчивым спросом.
В магазине применяется такой способ выкладки, как выкладка в ряд.
Выкладка товаров может быть товарной и декоративной.
Важный вопрос выкладки — определение зоны выбора то варов. Наиболее удобной зоной выбора являются полки, находящиеся на высоте 110—160 см над уровнем пола. В этой зоне предпочтительно размещать товары, реализацию которых магазин желает увеличить, это, как правило, товары импульсивного спроса, товары с замедленной оборачиваемостью.
Менее удобной зоной считаются полки на высоте 80—110 см и 160—180 см от уровня иола.
Неудобная зона — полки на высоте до 80 см и свыше 180 см. В этих зонах размещают товары с устойчивым спросом, не требующие больших затрат времени на выбор.
Основные принципы выкладки:
- хороший обзор;
- доступность;
- аккуратность;
- заполненность торгового оборудования;
- привлекательность упаковки;
- наличие ценников;
- закрепление за товарами постоянных мест;
- правильное распределение приоритетных мест;
- постоянное пополнение товаров.
При выкладке товаров необходимо обеспечить наиболее полное использование экспозиционной площади магазина, с тем чтобы каждый квадратный метр торговой площади обеспечивал магазину соответствующий доход.
Для успешной работы магазина размещение и выкладку целесообразно планировать заранее, это позволяет сэкономить время покупателей при выборе товаров[9] .
Размещение товаров в магазине «Любимый лом» будет происходить с учетов вышеописанных требований, примерное размещение товаров в магазине представлено в Приложении Е.
4.4 Организация процесса продажи и обслуживания покупателей
Продажа товаров является заключительной стадией торгово-технологического процесса и представляет собой совокупность приемов осуществления основных операций по реализации товаров покупателям.
Процесс продажи товаров складывается из следующих элементов:
- выявление спроса покупателя;
- показ и консультация о свойствах, качестве, способах употребления товара (при необходимости);
- денежные расчеты;
- оформление покупки и отпуска.
Выявление спроса — начальный элемент процесса продажи, помогающий выявить намерения покупателя и его требования к качеству и цене. От умелого выявления спроса, инициативы продавца в значительной степени зависит и завершение процесса продажи товара. В магазине «Любимый дом» занимаются продавцы – консультанты.
Показ товаров — один из главных элементов процесса продажи. Он производится путем хорошей выкладки товаров, их демонстрации в действии и зависит от умения показать достоинства и полезные свойства. Выкладкой товаров также заниматься продавец – консультант. Показ сопровождается активной консультацией. Продавец – консультант обязан знать и уметь объяснить покупателю назначение товара, его свойства, и т.д.
Отпуск товаров осуществляется на рабочем месте продавца, то есть в узле расчета магазина. Этим занимается кассир. Он же и предлагает упаковать товары в пакет и рассчитывает покупателя[10] .
5 ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ МАГАЗИНА «ЛЮБИМЫЙ
ДОМ»
5.1 Организационная структура и функции работников
Организационная структура магазина “Любимый дом” является довольно простой в связи с малыми её размерами и относительно небольшим количеством сотрудников. В магазине будут работать 9 человек, а именно:
- директор магазина – 1 человек;
- бухгалтер – 1 человек;
- товаровед 1 – человек;
- продавец –консультант - 2 человек;
- кассир – 2 человек;
- грузчик – 1 человек;
- вспомогательный персонал – 1 человек.
Организационная структура является линейно-функциональной, достоинство этой структуры заключается в том, что в организации присутствует единоначалие, то есть руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всех подразделений, в то же время эта структура проста и экономична больше всего подходит для нашего магазина. Схематично данная структура представлена на рисунке 7.
Рисунок 7 – организационная структура магазина «Любимый дом»
Генеральному директору подчиняются все сотрудники магазина, в распоряжении бухгалтера находится кассир.
Аналитическая группа представлена товароведом, который составляет отчеты для бухгалтерии, получая информацию о продажах и заказах у продавца - консультанта, а также он готовит аналитические выкладки о финансовом состоянии фирмы для директора.
Представители ядра (продавцы, кассир) с большинством своих производственных проблем смогут обратиться непосредственно к директору, минуя прямых начальников. В этом есть свои «плюсы» и свои «минусы»:
«Плюсы»:
- снижаются до минимума производственные конфликты;
- исчезает проблема искажения первичной информации, поступающей от ядра организации к стратегической вершины;
- существующая организационная система максимизирует гибкость управления организацией вследствие того, что директор предприятия оперативно получает информацию снизу, время ее прохождения через промежуточные уровни управления сведено к нулю. Таким образом, директор имеет возможность в кратчайшие сроки координировать, менять политику предприятия в соответствии со стратегией, если внешние или внутренние факторы отличаются от планируемых.
Минусы существующей организационной системы управления выражены не столь четко и проявят себя только в перспективе, когда фирма будет расширяться. Главный из них в том, что при данной линейной системе управления внимание руководителя распыляется на решение множество мелких проблем. В результате такой диверсификации он не может уделить должного внимания решению стратегических, более важных для предприятия задач.
Работники магазина выполняют следующие функции:
- директор фирмы. Осуществляет функцию планирования. Он разрабатывает стратегию предприятия и определяет работникам цели, направленные на реализацию стратегии. При этом он руководствуется данными, представленными товароведом и бухгалтером. Стратегией нашего магазина будет являться получение прибыли и насыщение рынка текстильными товарами высокого качества и по ценам, доступным для среднего класса. Таким образом, приоритетными становятся цели способствующие расширению нашей фирмы на рынке данных товаров. Функцию организации также целиком выполняет директор. Он создает описанную выше организационную структуру в соответствии со стратегией фирмы. Данная структура должна наилучшим образом обеспечить выполнение целей фирмы на данном этапе. Если в будущем новые цели потребуют изменения организационной структуры, это будет легко сделать вследствие гибкости системы управления.
Директор, осуществляет общее руководство магазином он же руководит планово-экономической работой, занимается подбором кадров и организует повышение их квалификации, обеспечивает охрану труда, технику безопасности и пожарную безопасность. Ему же подчинены бухгалтер, товаровед, продавцы, грузчики, и кассир;
- бухгалтер. Принимает от кассира товарно-денежные отчеты, проверяет и обрабатывает их, учитывает денежные средства и кредиты банков, а также выполняет другие бухгалтерские операции;
- товаровед. Выполняют основные функции в области коммерческой работы и организации торговли, в них входят изучение спроса населения на товары, заключение договоров с поставщиками и контроль за их выполнением, подготовка претензионных материалов, контроль за состоянием товарных запасов, проверка качества товаров и соблюдение условий их хранения. Он же организуют доставку товаров в магазин, внедряет современные методы продажи товаров и т. д.;
- продавцы-консультанты. В обязанности продавцов-консультантов входит подготовка и уборка рабочего места, пополнение рабочих товарных запасов, поддержание надлежащего санитарного состояния, подготовка товаров к продаже, обслуживание покупателей, учет неудовлетворенного спроса и т. д.;
- кассир. Готовит рабочее место к выполнению расчетных операций, проверяет исправность контрольно-кассовой машины, записывает показания счетчиков, получает разменную монету, выполняет расчетные операции с покупателями, осуществляет сдачу выручки и т. д.;
- вспомогательный персонал. Обеспечивает обслуживание основного персонала, а также поддерживает магазин в надлежащем санитарно-гигиеническом состоянии. В эту категорию входит уборщица.
5.2 Организация рабочего места
Цель рационального размещения персонала состоит в том, чтобы уменьшить время, необходимое для выполнения работы, устранить ненужные перемещения служащих, обеспечить хорошие условия труда и уменьшить утомляемость сотрудников, а также максимально повысить производительность труда персонала[11] .
Рабочее место директора.
В магазине «Любимый дом» присутствует кабинет директора. Для обеспечения хороших условий труда и уменьшения утомляемости директора, а также для максимального повышения производительность труда оснастим кабинет следующим предметами:
- Мебель - создаст комфортные условия труда и представление о - благополучии фирмы. Лучше всего оборудовать кабинет директора недорогой мебелью из ДСП, покрытой специальным защитным пластиком;
- стол и стул. Максимального комфорта и минимального утомления можно достичь в том случае, когда правильно подобраны по размеру стол и стул. Нормальная высота рабочей поверхности стола при работе в зависимости от его роста составляет 70-75 см, соответственно высота стула находится в диапазоне от 40 до 45 см. Учитывая разный рост сотрудников, мы будем использовать офисные кресла с поднимающимися сиденьями. На рабочем столе должны находиться только те предметы и средства, которые часто и постоянно используются для решения задач управления. В конце рабочего дня стол должен быть абсолютно чистым в интересах соблюдения служебной тайны. Стол руководителя, заваленный документами, книгами и газетами, говорит о неряшливом и неделовом человеке;
- компьютер с программным обеспечением;
- шкафчики и стеллажи. Каждой вещи — свое место. Все документы (папки, бумаги) надо располагать таким образом, чтобы они имели постоянное место и их можно было легко найти. Папки с постоянными документами должны быть внесены в номенклатуру делопроизводства предприятия (подразделения), храниться в определенном шкафу со свободным доступом сотрудников. Папки, которыми часто пользуются в течение рабочего дня, располагаются в пределах рабочей зоны сотрудника (один-два шага). В конце рабочего дня документы нужно положить в соответствующие папки. «Что в порядке лежит — само в руки бежит», — гласит пословица;
- технические средства для ручных и механизированных работ (ручки, скрепки, карандаши, ластики, скоросшиватели, линейки, ножницы и др.) лучше всего хранить в специально приспособленном месте на столе или в компьютере — органайзере. Это экономит много времени по сравнению с традиционным хранением средств труда в ящике;
Кабинет должен содержаться в идеальной чистоте и убираться 1 раз в день, в конце рабочего дня. Для поддержания порядка необходимо запретить в Правилах внутреннего трудового распорядка курение в магазине, потребление пищи (только в специально отведенных для этого местах), распитие спиртных напитков на рабочем месте и хранение продуктов питания. В противном случае вас ждут мыши, тараканы, мухи, грязь и снижение производительности труда сотрудников на 15-20 %.
Рабочее место товароведа.
Рабочее место товароведа организуем по тому же принципу, что и директора, но важно отметить, что товаровед делит один кабинет с бухгалтером. Площадь их совместного кабинета составляет 19 кв.м. Этой площади достаточно для выполнения каждым своих обязанностей.
Также важно отметить, что правильная освещенность помещений — фактор создания комфортных условий, благоприятного климата и здоровья сотрудников. Лучше всего расположим столы так, чтобы нормальный дневной свет падал слева от рабочего стола или прямо на него. В темное время суток помогают правильно подобранные светильники или настольные лампы.
«Чистый воздух — здоровый дух». Вентиляция имеет важное значение для сохранения у сотрудников хорошего физического состояния и уменьшает опасность распространения инфекционных заболеваний. Также очень плохо работать в жарком помещении и летом, и зимой, так как повышается утомляемость, снижается производительность труда, увеличивается вероятность простудных заболеваний. Кроме того, происходит перегрев организма, что ведет к увеличению заболеваемости сотрудников. Оборудуем каждое помещение кондиционером.
Оптимальная температура помещения от 18 до 22°С. В зависимости от привычек сотрудников и времени года она может подбираться в указанном выше диапазоне. Отопительная система должна распространять тепло равномерно по помещениюофиса, а в холодное время года дополнительное тепло может быть получено за счет кондиционера или электрокамина..
Рабочее место бухгалтера.
Должность бухгалтера является штатной, значит, нам необходимо позаботиться об организации рабочего места бухгалтера.
У бухгалтера магазина «Любимый дом» есть кабинет, который он будет делить с товароведом. Для бухгалтера в данном кабинете будет находиться: компьютер, с программным обеспечением и 1С – бухгалтерией, принтер, сканер, стол, канцелярские принадлежности.
Также в кабинете будут находиться стеллажи с папками, которые необходимо аккуратно и правильно укладывать в логичном и понятном порядке.
Рабочее место контролера – кассира.
Под рабочим местом кассира-контролера понимается часть площади торгового зала, предназначенная для работы одного или нескольких кассиров и оснащенная специальным оборудованием для учета проданных товаров.
Организация рабочего места кассира-контролера в магазине «Любимый дом» обеспечивает наиболее полное использование площади узла расчета.
Планировка рабочих мест кассиров отвечает требованиям эргономики, максимально облегчает труд (снижать физическую нагрузку, сокращать излишние переходы, наклоны, повороты).
Строгий учет и контроль наличных денег, полученных от покупателей за проданные товары, является важным условием сохранности товарно-материальных ценностей, находящихся в магазинах.
В нашем магазине применяется только машинный способ расчетов, который бывает предварительным, одновременным и последующим. В магазине «Любимый дом» применяется последующий расчет, он осуществляется в едином узле при выходе из магазина. Этот способ применяется в большинстве непродовольственных магазинов самообслуживания с централизованной формой расчетов. При этом способе
покупатель, выходя из магазина, предъявляет контролеру-кассиру отобранные товары. Контролер-кассир проводит через кассовую машину стоимость отдельных товаров (считывая с ярлыков), определяет их общую стоимость, получает от покупателя деньги и выдает ему вместе с товаром погашенный чек. Чек на товары, подлежащие обмену, должен храниться весь срок, в течение которого может производиться обмен.
Рабочее место грузчика.
Рабочее место грузчика включает в себя территорию и помещения, в которых ему приходится перемещать грузы. В нашем магазине это складское помещение.
Грузчик магазина должен использовать в своей работе следующие СИЗ:
-костюм хлопчатобумажный;
-плащ;
-ботинки кожаные;
-рукавицы комбинированные.
На наружных работах зимой дополнительно:
-куртка и брюки на утепленной прокладке;
-валенки;
-галоши.
Все это иметься в магазине «Любимый дом».
Грузчик должен знать и соблюдать правила личной гигиены. Принимать пищу, курить, отдыхать только в специально отведенных для этого помещениях и местах. Пить воду только из специально предназначенных для этого установок.
Перед началом работы грузчик обязан:
- Осмотреть рабочее место. Убедиться в том, что оно не загромождено посторонними предметами и достаточно освещено. Отметить неровности и выбоины в дорожных покрытиях и на полах, эти дефекты должны быть устранены;
- осмотреть инвентарь и инструмент, убедиться в их исправности;
- обо всех замеченных недостатках, связанных с безопасностью труда сообщить директору или старшему продавцу. Приступить к работе следует только после устранения недостатков;
- привести в порядок рабочее место;
- убрать вспомогательные приспособления в специально отведенное для этих целей место;
- снять и убрать спецодежду и другие средства индивидуальной защиты.
5.3 Режим работы и условия труда магазина «Любимы дом»
Качество обслуживания покупателей значительной мере зависит от режима работы торгового предприятия. В свою очередь, на режим работы магазина влияет интенсивность покупательских потоков, распределение товарооборота по часам дня, дням недели, сезонам.
Так как основной поток людей приходится на время с 9-00 до 16-00, то мы сделаем восьмичасовой рабочий день с 9-00 до 17-00. Рабочая неделя – шестидневная, в субботу магазин работает до 14-00, воскресенье – выходной.
Разработанный режим работы согласуем с местными органами власти. Вывеска с режимом работы представлена в приложении Е.
В торговом зале и других помещениях магазина поддерживается нормальный воздухообмен и температура воздуха. Температура воздуха в торговом зале и подсобных помещениях магазина в холодный период года находиться в пределах 17-22 ’C, в теплый период – не превышает 28 ’C. Скорость движения воздуха в помещениях в теплый период года находиться в пределах от 0,3 до 0,5 м/с, в холодный – не более 0,3 м/с. Система вентиляции и отопления предусматривает равномерное распределение воздуха в помещениях магазина. Относительная влажность воздуха в холодный период года не превышает 75 %, в теплый период года она находится в пределах от 55 % (при 28’C) до 75 % (при 24’C). Все эти показатели соответствуют нормам.
6 ОРГАНИЗАЦИЯ РЕКЛАМЫ
Прежде всего, стоит отметить, что лучшая реклама товаров - это качество и удобство обслуживания покупателей, а как следствие удовлетворение последних сделанной покупкой.
Идя навстречу покупателям, “Любимый дом” делает все для того, чтобы предоставить им полный комплекс услуг.
Магазин является последним звеном в процессе доведения товара до покупателя, где можно рекламноинформационными средствами воздействовать на возможного покупателя и добиться продажи товара.
Сведения, получаемые покупателями благодаря информации в магазине, способствуют повышению культуры торговли, позволяют ориентироваться в большом разнообразии товаров, их свойствах, ценах, услугах оказываемых торговым предприятием.
Информация создает условия для формирования новых запросов и привычек людей, содействует покупателю в совершении покупки, активизирует существующую потребность людей.
В рамках глобальной стратегии развития магазина, особое значение приобретают усилия фирмы по использованию рекламы в качестве основного средства маркетинговых коммуникаций.
Необходимо четко спланировать рекламную кампанию в отношении сроков и средств рекламы, задействованных в кампании, рекламного бюджета и т.д.
При выборе каналов распространения рекламных посланий используются следующие критерии:
- охват;
- доступность;
- стоимость;
- управляемость;
- авторитетность;
- сервисность.
Для наибольшей узнаваемости нашего магазина необходимо принять следующие меры:
- наладить работу с СМИ, т.е. давать рекламные объявления в городские газеты, на местное телевидение;
- сделать наружное оформление магазина (вывеска представлена в Приложении В);
- разработать фирменный стиль магазина «Любимый дом», он описан выше в пункте 2.3 Дизайн интерьера;
- организовать выставки-продажи;
- разместить информацию об оказании различных услуг;
- повышение профессионального этикета работников магазина;
- заключений контрактов с художником-оформителем;
-пустить в продажу пакеты с надписью магазина «Любимый дом».
Помимо выше приведенных предложений рекламных мероприятий по продвижению товаров магазина «Любимый дом», можно использовать и интернет-рекламу. Реклама в Internet - это инструмент, использование которого является необходимым условием для успеха и популярности любого Интернет-ресурса, для эффективного создания и поддержания имиджа компании или мероприятия, для продвижения торговой марки на рынке и т. д.
Ее основные задачи: информирование и привлечение в качестве посетителей представителей целевой аудитории Интернет-ресурса.
Цель: обеспечить устойчивый, растущий уровень продаж и услуг компании владельца сайта.
В качестве методов Интернет - рекламы используются:
- баннерная реклама на коммерческих сайтах Интернета;
- коммерческие показы в ведущих баннерообменных сетях;
- регистрация в поисковых машинах и каталогах Интернета
- оптимизация WEB-сайта для роботов поисковых систем;
- e-mail реклама в специализированных почтовых рассылках;
- размещение информации в Интернет о конференциях, форумах, чатах, на популярных новостных сайтах, досках объявлений и т. д.;
- организация системы обмена текстовыми ссылками.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основная задача в данной курсовой работе заключалась в разработке проекта розничного торгового предприятия, способного успешно конкурировать на рынке.
На первом этапе необходимо было определить тип и специализацию магазина, и затем с учетом этого организовывать магазин. Мы определили состав помещений, рассчитали площадь этих помещений и рационально разместили необходимое торговое оборудование в торговом зале. А также выбрали контрольно-кассовое оборудование и описали торгово-технологический процесс. Помимо этого был описан дизайн помещения, предложен состав сотрудников, и представлена организационная структура данного магазина.
Итак, в процессе выполнения курсовой работы было организовано розничное торговое предприятия, отвечающего всем требованиям и стандартам, предусмотренным нормативными документами.
Правильно подобранное и расставленное оборудование позволит создать больше удобств для обслуживания покупателей, увеличить товарооборот на квадратный метр торговой площади и тем самым добиться высоких показателей эффективности использования торговых площадей.
Таким образом, цель данной курсовой работы была достигнута и можно сказать о том, что данное предприятие будет успешно развиваться на рынке города Благовещенска.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 Дашков Л. П. Коммерция и технология торговли: учебник / Л. П. Дашков, В. К. Памбухчиянц. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-книготорговый центр « Маркетинг», 2005. – 596 с.
2 Драчева Е. Л. Коммерческое предприятие, планировка, организация / Е. Л. Драчева. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 288 с.
3 Ефремов А. Проблемы организации торговли / А. Ефремов // Экономист. – 2007. – № 4. – С. 57-60.
4 Залесская Е. Внутреннее оформление магазина / Е. Залесская // Навигатор торговли. – 2009. – № 7. – С. 56-61.
5 Зубкова И. Н. Организация торговли непродовольственными товарами: учеб. пособие / И. Н. Зубкова. – М.: Издательский Дом «Дашков и Ко», 2006. – 218 с.
6 Ковалев В. В. Организация, технология, проектирование коммерческого предприятия / В. В. Ковалев. – М.: Экономика, 2008. – 384 с.
7 Ковшун Л. П. Проектирование зала предприятия / Л. П. Ковшун. – М.: Фирма «Рус Партнер», 2008. – 356 с.
8 Логинов В. Д. Непродовольственные товары (товароведение): учебник / В. Д. Логинов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономика, 2004. – 200 с.
9 Михайлова Е. Обслуживание покупателей в розничном бизнесе / Е. Михайлова // Маркетинг. – 2006. – № 6. – С. 114-125.
10 Мокану И. Атмосфера магазина как инструмент влияния на потребителя / И. Мокану // Маркетинг в России и за Рубежом. – 2010. – № 1. – С. 53-62.
11 Наливайченко С. И. Организация проектирования предприятий: учеб. пособие / С. И. Наливайченко, К. В. Наливайченко. – М.: ДиПиАй, 2007. – 84 с.
12 Непша В. И. Ювелирные изделия: оценка потенциала российского рынка на основе западно-европейской модели потребления / В. И. Непша // Маркетинг в России и за Рубежом. – 2005. – № 6. – С. 3-14.
13 Памбухчиянц В. К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: учебник / В. К. Памбухчиянц. – 5-е изд. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2007. – 320 с.
14 Пашутин С. Розничная стратегия: управление товарными категориями как универсальный инструмент повышения коммерческой эффективности торговых марок на потребительском рынке / С. Пашутин // Маркетолог. – 2007. – № 5. – С. 39-43.
15 Потоцкая Т. И. «Алмазный трубопровод» России (производство, продажа бриллиантов, ювелирных изделий) / Т. И. Потоцкая // Маркетинг в России и за Рубежом. – 2007. – № 3. – С. 122-131.
16 Радаев В. Эволюция организационных форм в российской розничной торговле / В. Радаев // Вопросы экономики. – 2008. – № 10. – С. 41-62.
17 Свит Ю. П. Требования, предъявляемые к работникам торговли / Ю. П. Свит // Трудовое право. – 2009. – № 5. – С. 31-36.
18 Угаров А. С. Выбор местоположения торговой точки / А. С. Угаров // Маркетинг в России и за Рубежом. – 2007. – № 6. – С. 99-108.
19 Упаковка – продавец. Как выделить бренд на полке // Маркетолог. – 2007. – № 3. – С. 37-39.
20 Чкалова О. В. Выбор месторасположения торгового предприятия / О. В. Чкалова // Маркетинг в России и за Рубежом. – 2005. – № 1. – С. 91-102.
21 Шесть критериев выбора. Чем руководствуются потребители, принимая решение о покупке // Маркетолог. – 2006. – № 2. – С. 14-15.
22 Эмоциональные мотивы покупки // Маркетолог. – 2006. – № 3. – С. 40-41.
23 DocNorma.Ru: Электронная библиотека стандартов и нормативов [Электронный ресурс]. – М., 2002. – Режим доступа: http://www.docnorma.ru/normadoc/6/6005/index.htm. – 29.10.2010.
24 6carat.Ru: Международный бизнес-центр [Электронный ресурс]. – М., 2005. – Режим доступа: http://www.6carat.ru/ru/library. – 01.11.2010.
25 Shtrih-m.ru : Сайт производителя техники «Штрих-М» [Электронный ресурс]. – М., 2010. – Режим доступа : http://www.shtrih-m.ru/produ-ction/produce_663.html. - 01.11.2010.
26 Iney-sm.ru : Сайт «Торговое оборудование» [Электронный ресурс]. – М., 2010. – Режим доступа : http://www.iney-sm.ru/?id=24. - 05.11.2010.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Ассортимент товаров реализуемых в магазине «Любимый дом»
Комплекты постельного белья |
КПБ бязь 1,5сп Вит (шт.) КПБ бязь 1,5сп Русская бязь (шт.) КПБ бязь 1,5сп Русская бязь,Виолета (шт.) КПБ бязь 1,5сп (прос.150х214под.143х215,нав.70-2) Зефир (шт.) КПБ бязь 1,5сп (прос.160х220,под.145х215,нав.70-2) Белла Вита (шт.) КПБ бязь 2,0сп (прос.220х240,под.175х215,нав.70-2) Белла Вита (шт.) КПБ бязь 2,0сп. (компл.) КПБ бязь 2,0сп.(прос.214х220,подод.175х215,нав.70-2) Зефир (компл.) КПБ бязь дет. (прос.110х140,подод.110х140,нав.60) Витэл (компл.) КПБ сатин 2,0 сп (нав.50х70) Элегант (шт.) КПБ сатин 1,5 сп Меценат (шт.) КПБ сатин 2,0 сп Меценат (шт.) КПБ сатин Евро Белла Вита (шт.) КПБ сатин Семейный Меценат (шт.) КПБ сатин-жаккард 2,0 сп Союз /Амприл/ (шт.) КПБ ситец 1,5 сп. б/з (КТ) КПБ ситец 1,5 сп. о/м (КТ) КПБ ситец 2,0сп. б/з вит. (КТ) КПБ ситец 2,0сп. б/з Вит. (КТ) КПБ ситец 2,0сп. о/м Вит. (КТ) КПБ ситец 2,0сп. о/м Вит. (КТ) КПБ шелк 2,0 сп Таня,Фушия,Арпажи,Кармен (КТ) КПБ шелк 2,0сп Лав Стори (шт.) КПБ шелк Семейный Лав Стори (компл.) КПБ Семейный Романтика (КТ) КПБ 1,5 спальный Романтика (КТ) КПБ Нежность с Е.П. КПБ Морской бриз с Е.П. |
Наволочки |
Наволочка ситец 70*70 Наволочка бязь 70*70 Наволочка ситец 50*70 Наволочка бязь 50*70 Наволочка ситец 40*40 Наволочка бязь 40*40 |
Простыни |
Простыня ситец 1,5 спальная Простыня ситец 2-х спальная Простыня ситец евростандарт Простыня бязь 1,5 спальная Простыня бязь 2,х-спальная Простыня бязь евростандарт Простыня евростандарт шелк |
Пододеяльники |
Пододеяльник ситец 1,5 спальный Пододеяльник ситец 2х спальный Пододеяльник ситец евростандарт Пододеяльник бязь 1,5 спальный Пододеяльник бязь 2х спальный Пододеяльник бязь евростандарт Пододеяльник шелк 2х спальный |
Халаты |
Халат жен. бязь на п/г (шт.) Халат жен. трикотаж.В 7090 (шт.) Халат жен. трикотажный 212ХР499 (шт.) Халат жен. фланель на пуг. Вит. (шт.) Халат жен. фланель на пуг. (шт.) Халат махровый с ремешком в ассортимен Халат махровый с ремешком муж. |
Фартуки |
Фартук белый Фартук большой (тк. тентовая) Фартук брезентовый Фартук Капель василек Фартук Капель зеленый Фартук Лолита василек Фартук нейлоноый зеленый, красный, синий, желтый Фартук нейлоноый малиновый Фартук нейлоноый т.синий Фартук прорезиненный Фартук-Сарафан-2 голубой |
Комплекты для дома |
|
Одеяла |
Одеяло ватное 172х205 Э (шт.) Одеяло ватное детское 110х140 Чебоксары (шт.) Одеяло ватное детское 118х118 Чебоксары (шт.) Одеяло п/пух Тимка 110х140 (ШТ) Одеяло п/пух Тимка 118х118 (ШТ) Одеяло п/ш детское 100х140 70% шер. С-136 (шт.) Одеяло п/ш 140х205 70% шер. С-38/1 (шт.) Одеяло п/ш 170х210 80% шерсть 650гр/кв.м С-10 Сер. (ШТ) Одеяло пух 172х205 П-2 (ШТ) Одеяло Лебяжий пух 140х205 ОЛС1 (шт.) Одеяло Лебяжий пух 140х205 ОЛС1 (шт.) Одеяло Лебяжий пух 172х205 ОЛС2 (шт.) Одеяло Лебяжий пух 200х220 ОЛСЕ (шт.) Одеяло синтепон 110х140 Сиб. (шт.) Одеяло файбер Классик 120х120 (шт.) Одеяло файбер Классик 120х140 (шт.) Одеяло файбер 140х205 Эконом Ун.9,13 (шт.) Одеяло файбер 172х205 Эконом 9.14 Ун (шт.) Одеяло Эксклюзив 175х205 прошив. (шт.) |
Комплекты ясельные |
|
Комплекты на выпеску |
|
Тапочки домашние |
|
Покрывала, пледы |
Комплект на м/м 200х175,60х175,50х60 плюш жак. КН-180(6) (компл.) Комплект на м/м 200х150,60х150,40х75 плюш жак. ЛН-06 с30ЮА (компл.) Плед Скиф140х200 100% шерсть (шт.) Плед-покрывало 150х200 акрил Ангел (шт.) Покрывало 150х200 из термостежки (шт.) Покрывало детское 110х150 с67ЮА (шт.) Покрывало Дина 150х205 с67-ЮА (шт.) Покрывало Дина 150х205 с67-ЮА (шт.) Покрывало жаккардовое 150х205 С50 (шт.) Покрывало жаккардовое 150х205 С50 (шт.) Покрывало жаккардовое 150х205 70% х/б 30 п/э Кристи (шт.) Покрывало жаккардовое 170х205 70% х/б 30 п/э Кристи (шт.) Покрывало жаккардовое Регата 150х205 С58 (шт.) Покрывало жаккардовое Регата 150х205 С58 (шт.) Покрывало Клетка 140х205 100% акрил (шт.) Покрывало Клетка 170х210 100% акрил (шт.) Покрывало ультастеп 172х205 ПУ2 Эк (шт.) |
Полотенца вафельные |
Полотенце вафельное 45х80 г/краш Выш. (шт.) Полотенце вафельное 45х80 отб. Гост (шт.) Полотенце п/лен 50х70 (шт.) |
Полотенца махровые |
Комплект махров.полотенец (45х90,75х150) №22 (ШТ) Комплект махров.полотенец Конфета (40х50-3 шт) Конфета (ШТ) Комплект махров.полотенец с выш. (40х75,50х100,70х140) Белла Вита (ШТ) Полотенце махровое 100х150 Турция (ШТ) Полотенце махровое 40х70 розовый Туркмения (ШТ) Полотенце махровое 45х100 С80 (ШТ) Полотенце махровое 50х100 г/краш Выш. (ШТ) Полотенце махровое 50х100 п/ткан Выш. (ШТ) Полотенце махровое 50х100 п/ткан ПЦ-602 (ШТ) Полотенце махровое 70х140 ПЦ-702 (ШТ) |
Пижамы женские |
Комплект женский д/дома В 8434 (шт.) Комплект женский д/дома В 6916 (шт.) |
Тапочки домашние |
Панталеты женские откр.нос.атласные 840 (пар) Панталеты женские откр.нос.махров. 831М (пар) Панталеты женские откр.парча 864 (пар) Панталеты мужские закр. нос.велюр 99 (пар) Панталеты мужские закр. нос.велюр 99НК (пар) Панталеты мужские закр.нос. 92 (пар) Панталеты мужские закр.нос. 92 (пар) Панталеты мужские откр. нос 905 (пар) Панталеты мужские откр. нос. 903А (пар) Панталеты мужские откр. нос. 97 (пар) Панталеты мужские откр. нос. верх сетка 903С (пар) Сабо Тома (пар) Сабо Тома (пар) Тапочки женские ботин 855 (пар) Тапочки кожанные на м/пор.подошве (пар) Тапочки кожаные (пар) Тапочки мужские 93 (пар) |
Комплекты ясельные |
Комплект дев. наб. (майка+шорты) В 9697 (шт.) Комплект дев. наб. (трусы+майка) В 9149 (шт.) Комплект дев. наб. (трусы+майка) Э 13067/13077 (шт.) Комплект дев. наб. (трусы+майка) Э 1406/1407 (шт.) Комплект мал. (трусы+майка) Ар 410 (шт.) Комплект мал. (трусы+майка) Ар 410 (шт.) Комплект мал. (трусы+фуф) Ар 411 (шт.) Комплект мал. наб. (трусы+майка) Э 1406/14073, 1406/14072 (шт.) Пижама дев. Э 14127 (шт.) Пижама детская х/б Э 12121 (шт.) |
Комплекты белья мужские |
Комплект бельевой муж. 9088 (шт.) |
Наперники |
Наперник 70*70 Наперник 50*70 Наперник 40*40 |
Подушки |
Подушка лузга гречихи 40х40 ПГ44 (шт.) Подушка лузга гречихи 40х60 Комфорт (шт.) Подушка п/пух 50х68 Экотекс. 50/50 (шт.) Подушка п/пух 50х68 Экотекс. 50/50 (шт.) Подушка п/пух 50х68 Экотекс. 50/50 (шт.) Подушка п/пух 50х68 Восторг ФПВ2-3 (шт.) Подушка п/пух 50х68 Любимая ФПЛ1-3 (шт.) Подушка п/пух 50х68 Семейная ФПС2-3 (шт.) Подушка п/пух 50х68 Стандарт 11110 (шт.) Подушка п/пух 50х68 ПП-30-2 50/50 (шт.) Подушка п/пух 50х70 П1-2к 15/85 (шт.) Подушка п/пух 68х68 Экотекс. 50/50 (шт.) Подушка п/пух 68х68 Восторг ФПВ2-5 (шт.) Подушка п/пух 68х68 Восторг ФПВ2-5 (шт.) Подушка п/пух 68х68 Семейная ФПС2-5 (шт.) Подушка п/пух 68х68 Стандарт 03110 (шт.) Подушка п/пух 68х68 ПП30-1 50/50 (шт.) Подушка п/пух 68х68 П2-2к 15/85 (шт.) Подушка перо 60х60 Стоик (шт.) Подушка пух 50х68 Экотекс. (шт.) Подушка пух 50х68 Экотекс. (шт.) Подушка Авангард 68х68 ультрастеп (шт.) Подушка Антистресс 50х70 с мор.вод. 97650 (шт.) Подушка ортопед. Косточка (шт.) Подушка ортопед. Мишка (шт.) Подушка ортопед.Бабочка (шт.) Подушка Сердечко (шт.) Подушка файбер 60х60 Эк.ПФ66 (шт.) Подушка файбер 60х60 ПБ (шт.) Подушка файбер 70х70 Эк.ПФ77 (шт.) Подушка Эконом 60х60 (шт.) Подушка Эконом 70х70 (шт.) Подушка Комфорт 50х50 (шт.) Подушка Комфорт 60х60 (шт.) Подушка п/пух 68х68 Соблазн 2кат тик белый ФПСО10-5 1,15кг (шт.) Подушка Эксклюзив 70х70 прошив. (шт.) |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Техническая планировка магазина «Любимый Дом»
Приложение В
Вывеска магазина «Любимый дом»
Приложение Г
Плакат – информация об акции
[1] 20 Чкалова О. В. Выбор месторасположения торгового предприятия / О. В. Чкалова // Маркетинг в России и за Рубежом. – 2005. – № 1. – С. 91-102.
[2] Памбухчиянц В. К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: учебник / В. К. Памбухчиянц. – 5-е изд. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2007. – 320 с.
[3] Залесская Е. Внутреннее оформление магазина / Е. Залесская // Навигатор торговли. – 2009. – № 7. – С. 56-61.
[4] Дашков Л. П. Коммерция и технология торговли: учебник / Л. П. Дашков, В. К. Памбухчиянц. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-книготорговый центр « Маркетинг», 2005. – 596 с.
[5] Iney-sm.ru : Сайт «Торговое оборудование» [Электронный ресурс]. – М., 2010. – Режим доступа : http://www.iney-sm.ru/?id=24. - 05.11.2010.
[6] Shtrih-m.ru : Сайт производителя техники «Штрих-М» [Электронный ресурс]. – М., 2010. – Режим доступа : http://www.shtrih-m.ru/produ-ction/produce_663.html. - 01.11.2010.
[7] Ковалев В. В. Организация, технология, проектирование коммерческого предприятия / В. В. Ковалев. – М.: Экономика, 2008. – 384 с.
[8] Логинов В. Д. Непродовольственные товары (товароведение): учебник / В. Д. Логинов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономика, 2004. – 200 с.
[9] Наливайченко С. И. Организация проектирования предприятий: учеб. пособие / С. И. Наливайченко, К. В. Наливайченко. – М.: ДиПиАй, 2007. – 84 с.
[10] Михайлова Е. Обслуживание покупателей в розничном бизнесе / Е. Михайлова // Маркетинг. – 2006. – № 6. – С. 114-125.
[11] 17 Свит Ю. П. Требования, предъявляемые к работникам торговли / Ю. П. Свит // Трудовое право. – 2009. – № 5. – С. 31-36.