Организация коллективного творчества детей дошкольного возраста (методические рекомендации)
СОДЕРЖАНИЕ: Методические рекомендации по организации коллективной деятельности в детском саду имеют своей целью познакомить воспитателей с работойОрганизация коллективного творчества детей дошкольного возраста
(методические рекомендации)
Автор - разработчик:
Уралова Татьяна Борисовна, воспитатель детского сада №2 «Берёзка»
2008 г. Инжавино
Организация коллективного творчества детей дошкольного возраста
(Методические рекомендации)
Пояснительная записка
« Чего один не сделает, сделаем вместе».
В. Маяковский
Методические рекомендации по организации коллективной деятельности в детском саду имеют своей целью познакомить воспитателей с работой:
- по воспитанию и развитию художественно-творческих способностей
детей через изобразительную деятельность;
- по созданию условий для реализации творческих способностей детей
в коллективной деятельности;
- по созданию кружка «Веселый художник» в рамках дошкольного
учреждения.
Методические рекомендации включают в себя:
1. Задачи по всем возрастным группам.
2. Перспективное планирование по коллективному творчеству детей.
3. Рекомендации по организации коллективной деятельности.
4. Приложение.
5. Используемую литературу.
Рекомендации не ограничивают воспитателя жесткими рамками, дают простор его самостоятельности, творческому поиску.
Задачи развития коллективной деятельности детей, выработанные на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду».
2 младшая группа
Учить, создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции в рисунках, лепке, аппликациях.
Средняя группа
Продолжать формировать умение создавать коллективные произведения в рисовании, лепке, аппликации.
Подводить детей к оценке созданных товарищами работ. Учить проявлять дружелюбие при оценке работ других детей. Учить выделять средства выразительности.
Старшая группа
Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности. Развивать декоративное творчество детей (в том числе коллективное). Продолжать совершенствовать умение детей рассматривать работы (рисунки, лепку, аппликации), радоваться достигнутому результату.
Планирование этапов работы по коллективной деятельности.
Подготовительный этап
1. Углубить собственные знания детей по теме будущей работы, сформировать у них яркие образы, порождающие желание воплощать их в собственной изобразительной деятельности, (рассматривание репродукций, иллюстраций, экскурсии, беседы)
Основной этап. Этап выполнения работы.
1. Планирование и оценка коллективной работы.
Цель: предоставить детям возможность воплотить в композиции образы окружающего мира, создание в ходе коллективной работы условия для творческого взаимодействия, формированию у них умений творчески работать в коллективе.
Заключительный этап.
Взаимодействие детей с завершенной работой.
Выполненную детьми композицию лучше всего оставить в групповой комнате. Он станет объектом самых разных дискуссий, игр, стимулирует рождение творческих замыслов, предложений к дополнению уже созданной композиции.
Рекомендации по организации коллективной деятельности.
Время и проведение занятия. 2-3 занятия, а также в свободное от занятий время.
Формы организации
1. Совместно-индивидуальная.
(ребенок-участник деятельности- выполняет часть работы индивидуально, а на завершающем этапе она становится частью общей композиции).
2. Коллективно изобразительная деятельность на основе совместно-
последовательной формы организации.
(результат действия выполненного одним становится предметом деятельности другого).
3. Совместно-взаимодействующая
(формирования умений планировать координировать свою деятельность и оценивать объективно результаты коллективного творческого труда).
Кружок «Веселый художник»
Кружок «Веселый художник» создан при МДОУ «Березка», является одной из форм педагогики сотрудничества взрослых и детей, повышение эффективности воспитательно-образовательного процесса в детском саду.
В своей работе участники кружка руководствуются
программными, авторскими методическими рекомендациями,
учебными пособиями под редакцией Т.С. Комаровой, А.И.
Савенкова, Р.Г. Казаковой, В.С. Кузина.
Цели, задачи деятельности кружка, содержание работы.
Деятельность кружка направлено на развитие индивидуально-творческих способностей, развитие их художественных интересов, творческой фантазии.
Кружок осуществляет:
- разработку рекомендаций по совершенствованию коллективного творчества детей в детском саду;
- укрепляет взаимосвязь между МДОУ района;
- участвует в районных семинарах, по проблемам развития
коллективного творчества дошкольников;
- организует выставки;
План работы кружка «Веселый художник»
Сентябрь Сюжетная композиция «Осенний парк»
Октябрь
Корзина с цветами (совместно-индивидуальная форма)
Ноябрь В зоопарке (аппликация)
Декабрь
«Зимняя сказка» (Рисование)»
(коллективный рисунок на длинной бумажной полосе)
Январь
«Зимние забавы» (аппликация)»
Февраль
«Сказочное царство» (аппликация)
Март
Витрина магазина игрушек
(композиция может быть выполнена в аппликации и рисунке)
Апрель
Коллективная композиция
« На пруду камыши, расплескались там ерши, круг постарше, круг
помладше, круг- совсем малыши.
Май
«Чудо-город, город-град»
(рисование цветными мелками на асфальте)
Перспективное планирование с детьми младшего
дошкольного возраста.
Сентябрь
«Осеннее царство»
1. «Танец осенних листьев» (коллективная работа).
Цель: Учить детей различать цветные краски по названиям (желтая, красная, оранжевая, зеленая).
Закреплять технику приема примакивания кисти. Побуждать детей вносить в свой рисунок дополнения (солнце, облака, травка и т.д.). Развивать творческую активность, эстетическое воспитание. Продолжать формировать умение создавать коллективные произведения.
2. «Кто живет в моем царстве» (беседа, рисование).
Чтение стихотворений об осени, слушание музыкальных произведений об осени, обобщая полученные впечатления.
3. «Осенний ковер» (декоративная композиция, аппликация).
Цель: Учить детей действовать ножницами. Закреплять приемы актуального наклеивания. Развивать чувство ритма и чувство цвета.
4. «Падают, падают листья - в нашем саду листопад».
Экскурсии по участку, в парк.
Дид. игры: «От какой ветки эти детки?», «Найди дерево по листу».
Октябрь
«Обрывает ветер листья с октября. Улетели птицы в дальние края»
1. «Птицы на ветке» (лепка).
Цель: Учить лепить предметы круглой и удлиненной формы, приближаясь к долее точной передаче характерных признаков предмета. Учить проявлять дружелюбие при оценке работ других детей.
2. «Лежат румяные яблоки».
Рассматривание картины И. репина «Яблоки и листья» (рисование). Цель: Вызвать у детей желание рассматривать картину. Рассмотреть внимательно, как художник передает сочность и красоту яблок. Предложить детям нарисовать сочные и румяные яблоки. Учить детей вносить в свою работу дополнительные элементы. Продолжать формировать умения создавать коллективную картину. Развивать творческую активность и чувство цвета.
3. «Дерево и солнышко».
Цель: Учить детей изображать солнышко - от большого желтого пятна отходят
линии - лучики:
«Мы рисуем желтый круг, много лучиков вокруг».
Учить детей изображать старое дерево или молодое без листьев.
4. Музыкальные загадки об осени. Игра: «Узнай по описанию». Слушать цикл II.И. Чайковского «Времена года».
Ноябрь
«В осеннем лесу»
Продолжать наблюдать за осенью, ее изменением из «золотой» в «унылую» пору (как изменились деревья, кусты, трава; какое настроение навевают серое небо, голые деревья, моросящий дождик).
1. «Дождик землю поливает» (рисование).
Цель: Учить детей передавать в рисунке впечатление об окружающей природе. Подводить к оценке созданных товарищами работ.
2. «Стоят мухоморы на полянке» (нетрадиционное рисование).
Познакомить детей с приемом печатания поролоновыми палочками,
активизировать фантазию.
3. Дид. игры «Узнай, что изменилось?»
«К дереву - беги!»
Цель: Воспитание умения быстро ориентироваться в пространстве, закрепление знаний о деревьях.
4. „ «За что мы любим осень» (выставка).
Воодушевить на создание выставки. Подготовить к оценке товарищами работ. Оформить сюжетную композицию для выставки.
Декабрь
«Зимняя сказка»
1. «Санный поезд» (аппликация).
Цель: Воспитывать интерес к аппликации, учить составлять из полос изображения разных предметов. Закреплять навыки аккуратного вырезания и наклеивания. Продолжать формировать умение создавать коллективные произведения.
2. Изготовление цветных льдинок для украшения елки.
Цель: Закрепить знание свойств воды замерзать на морозе, приобретая форму емкости; развивать воображение активизировать словарь.
3. «Мы нарядим елку к празднику» (рисование).
Цель: Учить детей рисовать предмет, состоящий из линий (вертикальная - ствол и наклонные - ветки). Учить создавать образ нарядной елочки. Вызвать чувство радости от созданной детьми картины. Развивать творческую активность.
Январь
«В гостях у Дедушки мороза»
1. «Подарки для Деда Мороза».
Цель: Закреплять технические навыки рисования круга и его равномерного закрашивания; закрепить знание цветов спектра (основных); сформировать желание радовать других.
Задача: сделать подарки для Деда Мороза - елочные шары, которыми он украсит елку в лесу.
2. Составление узора из разноцветных льдинок.
Цель: развить творческие способности, эстетический вкус; закрепить знания цвета и формы, качество льда; активизировать словарь.
«Дед Мороз оставил под деревом волшебный сундучок с цветными льдинками, чтобы дети из них выложили красивый ковер на снегу и порадовали его».
3. Коллективная дидактическая игра «Почини одеяло»
Цель: закрепить знание о геометрических фигурах.
Дети выкладывает красивый ковер из льдинок.
«Одеяло Деда Мороза прогрызли мыши, оно в дырках. Нужно помочь Деду
Морозу залатать одеяло».
Февраль
«Веселая карусель»
1. Дымковские мастера (экскурсия в музей на выставку дымковских
игрушек).
2. «Радуга с дымковскими узорами» (рисование).
Цель: Продолжать знакомить детей с народным промыслом - дымковской игрушкой, ее цветовой гаммой, особенностями узора, учить, создавать картину по мотивам дымковской росписи (круги, кольцо, точки).
Март
«Город Мастеров» (коллективное конструирование) 1. «Домик для гостей с другой планеты.
Цель: Учить различать и называть строительные детали, преобразовывать известную конструкцию дома в другую путем использования знаковых деталей в ином качестве. Учить работать коллективно, объединять свои постройки в соответствии с общим замыслом.
2. «В некотором царстве, в некотором государстве» (рассматривание
иллюстрации с изображением различных дворцов).
3. «Путешествие по сказкам» (развлечение) (с целью воспроизведения в
памяти
детей, героев сказок, историй).
4. «Дворец для сказочных героев».
Цель: Учить строить дом и преобразовывать его в теремок; сооружать постройки, соответствующие величине игрушки. Воспитывать интерес к изобретательству, навыки коллективной работы.
Апрель
«Грач на горе - весна на дворе»
1. «Грачи, грачи! Прилетайте к нам, принесите к нам Весну - красну!»
(рассматривать репродукции картин художников с изображением пробуждения
природы весной А.К. Саврасов «Грачи прилетели», иллюстрации с изображением
грачей).
2. Коллективная композиция «Грачи прилетели».
Цель: Учить детей рисовать птичку, используя круглую форму для передачи формы тела и головы. Учить детей применять в работе 2 художественных материала (гуашь, уголь). Развивать творческие способности.
Май
«Волшебные краски весны» (рисование цветными мелками на асфальте)
1. «Цветущая клумба».
Цель: Совершенствовать умение детей создавать образ цветов. Овладеть способами и приемами рисования мелками на асфальте:,рисовать форму острым концом мела, вести мел плашмя для заштриховки формы. Продолжать формировать навыки коллективной работы в процессе создания общей композиции.
2. «Яркие бабочки».
Цель: Учить детей изображать бабочку, передавая характерные особенности ее тела, форму крыльев. Формировать навыки коллективной работы в процессе создания общей композиции. Продолжать развивать интерес к изобразительной деятельности.
Приложение (из опыта работы)
Добро пожаловать в волшебный мир творчества детей! Мир, где происходят настоящие чудеса.
Конспект открытого занятия посвященное году семьи
Детский музей «Вернисаж»
Автор-разработчик: Уралова Т.Б. 16.09.2008 г.
Цель: Воспитывать уважение
к членам своей семьи, формировать эстетическое восприятие, интерес к живописи, коллективному творчеству детей и родителей.
Предварительная работа: Экскурсия
« в музей с ребенком; знакомство с картинами разных жанров живописи, чтение стихов.
Действующие лица: Музейный смотритель - взрослый; 1-й экскурсовод - взрослый 2-й экскурсовод - ребенок
Ход занятия
Музейный смотритель: Добрый день, уважаемые гости, родители, дети!
Уважаемые посетители! В залах музея, нужно соблюдать тишину
и спокойствие!
Уважаемые гости! Сегодня на церемонии открытого детского музея «Вернисаж» вы познакомитесь с экспонатами детских работ и совместные работы детей и родителей
Звучит мелодия песни «Вернисаж».
Музеев в мире нам не счесть!
музеев в мире много есть -
и удивительных, и странных,
музей Московского метро
Алмазный фонд...
А мы создали свой музей
Чтобы порадовать друзей.
Названье дали «Вернисаж»
Смотрите выставку сейчас
Ах, «Вернисаж», Ах «Вернисаж»!
Музей открыт, открыт для вас!
Спешите все сюда скорей И приглашайте всех друзей!
-эй экскурсовод. Музей открыт, и мы начинаем экскурсию
Эта страница зеленого цвета Значит, на ней постоянное лето Если бы здесь уместиться я мог, Я бы на этой странице прилег.
Перед нами «Летний лес»
картина юной художницы Юли У и её мамы. На этой картине «постоянное» лето,
потому что даже зимой мы
можем посмотреть на этот рисунок
и увидеть летний пейзаж.
Переходим к следующей картине «Разметались белые ромашки
на лугу» (Родион М.)
Нарядные платьица Желтые брошки Ни пятнышка нет На красивой одёжке
Такие веселые
Эти ромашки
Вот - вот заиграют, как дети
в пятнашки.
«Вот посмотрите, ромашки «разметались» по лугу: и тут, и там они растут! «Как красиво на лугу когда на нем растут - ромашки. Они беленькие, а в
середине желтые, как солнышко.»
Давайте представим, что колокольчик «приглашает» ромашку на танец.
(Один из мальчиков или пап приглашает девочку (маму) на танец)
Танец «Вальс муз. Д. Кабалевского
2- й экскурсовод
Если видишь на картинке
Чашку кофе на столе
Или море в большом графине
Или розу в хрустале,
Или грушу или торт,
Или все предметы сразу -
Знай, что это - натюрморт.
Натюрморт «Ваза с фруктами» (Костя Ш.) В этой картине выделяется
Красивое сочетание фруктов.
Очень ярко сочетается желтый
цвет. Он играет
наполняет картину светом и радостью.
Проводиться дид. Игра «Составь
натюрморт»
(участие принимают родители и дети)
1 экскурсовод. В нашем музее открыта
экспозиция и посвященная году
семьи.
«Папа, мама и я - дружная
семья».
Детская картина «Дружная семья» (композиция из цветов)
коллективная работа.
Семья -это свято, Семья - это счастье, Если мир и дружба в семье Вам смогут завидовать все!
С чего начинается наша малая
Родина?
С дома, где мы живем Перед нами картина
«Дом, в котором я живу»
(Максим У.)
Мальчик изобразил свой дом, березку, собаку, которая охраняет дом.
В картине передается любовь к своему
дому, семье.
Уютно в доме и тепло В нем много радости и шума Он не умеет быть угрюмым Мне с нашим домом повезло.
Так хочется, чтобы чаще были вместе родители и дети, тогда будет лучше всем, счастливей и радостней жить на белом свете!
Детская картина
«Что за чудо - праздник-День Рожденья!» (Саши Е).
Мы видим, что на детской картине дружная, любящая
друг друга семья.
В этой семье живет радость,
веселье, доброта, мир.
Что за чудо- праздник - День Рожденья? Самый удивительный на свете Это светлый праздник уваженья Дорог он и взрослым всем и детям.
2-экскурсовод. Красочная картина
«Сбор яблок» (Света С)
«Что летом уродится, все зимой пригодится». На картине изображен сад Девочка помогает своей семье в сборе урожая яблок, она трудолюбивая, очень любит свою семью.
В нашем музее открыта
«Цветная страна». В своих детских рисунках
дети изобразили своих мам, пап, сестренок, братишек, дедушек. В этих рисунках присутствует юмор. Дети сами рассказывают
о своих рисунках.
Уважаемые гости!
Экскурсия закончена
Ах «Вернисаж», Ах» Вернисаж»?
Музей закрыт, закрыт
сейчас
Еще мы встретимся друзья
До скорой встречи детвора!
Чудесная мозаика (практикуем моделирование из природного материала)
Для детей и родителей старшая группа Дата: 6.10.2009 г.
Цель: Формировать эстетическое
отношение к объектам живой
и неживой природы, развивать
чувство композиции.
Приобщать к совместной деятельности
детей и родителей.
Предварительная работа. Накануне дня
проведения дети рассматривают
и сортируют собранный
на прогулке природный материал.
Ход занятия
Дети вместе с педагогом и родителями обсуждают возможные варианты поделок, опираясь на ассортимент и объем собранного материала. Выбирают вариант «Осенняя сказка».
Педагог предлагает детям и родителям разделиться на группы. Постепенно оживляют поделки тематическими сценками. Затем дети и родители рассматривают поделки, организуется выставка «природная мозаика»
«Зайка серенький сидит»
«Вот Ёжик - ни головы, ни ножек»
«Сказочная избушка»
«Осенняя фантазия»
«Мишка по лесу идет»
Дизайн - работа
Декоративное панно «Сладкоежки» (аппликация) Старшая группа
Цель. Знакомить с работой дизайнера
Создающего упаковки для сладостей Развивать представление о декоративности.
Материал. Коллекция фантиков
фольга, старые журналы, фломастеры, салфетки, ножницы; наглядный материал (упаковки для сладостей), Конфеты разной формы и Вкусовых качеств (карамель,
суфле и др).
Предварительная работа. Задолго до проведения занятий дети начинают собирать фантики от конфет и приносить их в группу. Рассказ о художниках — дизайнерах, которые нарисовали фантики.
Оборудование: лист плотной бумаги и картона (не менее 50x70 см) для накапливания фантиков, материалы, инструменты.
» Ход занятия.
Предлагаю из фантиков создать лоскутное панно для украшения групповой комнаты. Дети разбирают фантики, выкладывают из них ковровый узор, выделяя центр и кайму и сочетая фантики по цвету, узору и размеру. Аккуратно приклеивают каждый фантик, смачивая его клеем по периметру и прижимая салфеткой до высыхания.
Внимательно наблюдаю за тем, кто из них «декоратор», кто мастер композиций и довольны они результатом труда (фото)
Учебно-методическая и справочная литература Комарова Т.С. Дети в
мире творчества. М.:
Мнемфина,1995.
Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как
форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981. Саккулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве М.: Просвещение, 1965.
Ю.Б. Гомозова. Калейдоскоп
чудесных ремесел.-Ярославль: Академия
развития, 1999.
В. Хесин. Загадки рифмами
- М.: карапуз, 2002
М.М. Евдокимова. Волшебные
краски (приложение к - журналу «Воспитание школьников) -№-14-2001.
Перспективное планирование
по коллективному творчеству
с детьми старшего дошкольного возраста .
Автор: Уралова Т.Б.
Сентябрь.
Мы - творцы, мастера и фантазеры.
1. ,, Город мастеров ‘’.
Цель: закреплять навыки конструирования предметов мебели для кукол. Самостоятельного преобразования постройки в длину и ширину. Учить работать коллективно. Объединить постройки в соответствии с общим замыслом.
2. ,, Украшение булочек для гостей ‘’
Цель: доставить детям удовольствие от изготовления пироженных, общение со взрослыми и сверстниками.
Октябрь.
1. Коллективная композиция «что нам осень принесет?»
Корзина с цветами (аппликация)
Цель: продолжать отработку умения вырезать части круглой и овальной формы. Учить составлять изображения из частей (цветы, ягоды, листья). Развивать чувство ритма, эстетическое восприятие . Воспитывать навыки коллективной работы.
2. ,, Блюдо с фруктами ‘’ (лепка)
Цель: Уточнить представления детей о форме фруктов, их характерных особенностях. Закреплять приемы лепки всей рукой и пальцами. Воспитывать навыки коллективной работы.
3. Экскурсия на сельскохозяйственную выставку.
Цель: Уточнить представления о том, что осень – время сбора урожая овощей, фруктов, выращенных колхозниками;
4. Что нам осень принесет?
(Беседа о сборе урожая, об участии детей.
Дидактические игры).
Ноябрь.
,,За что мы любим осень ‘’
1. ,,Унылая пора‘’ (беседа, рассматривание репродукций).
Продолжать учить воспринимать произведения искусства, сравнивать ,,настроения‘’ родных осенних пейзажей, соотносить увиденное с собственным опытом, чувствами и переживаниями.
Рассматривать репродукции картин художника Л. Бродской , (заучивать «осенние» стихи русских поэтов, слушать произведения
П. Чайковского, читать описания природы у М. Пришвина).
2 ,, Осенью в лесу‘’ (коллективное занятие, дети объединяются по двое).
Цель : Учить отражать в рисунке осенние впечатления. Воспитывать навыки коллективной работы. Дети самостоятельно решают какую осень нарисовать - ,,золотую‘’ или ,, унылую‘’ ( самостоятельные зарисовки деревень, экскурсия в парк).
Декабрь.
,, Зимушка - зима ‘’
1. Составление детьми рассказов на тему ,, Зимняя сказка‘’
Цель: Учить детей составлять небольшие рассказы из личного опыта, руководствуясь предложенным планом. (Экскурсия в парк . Дид. игра ,,Рисование на снегу‘’)
2. Рисование на тему : ,,Зимняя сказка‘’ (коллективный рисунок на длинной бумажной полосе).
Цель : Уточнить и обобщить знания детей о зиме; развивать у детей воображение, формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы, учить согласовывать свои действия с работой товарищей.
3. ,, Ах ты, зимушка - зима‘’(выставка).
Привлечь детей к созданию выставки. Учить делиться впечатлениями, использовать свои работы. Предложить детям быть экскурсоводами при посещении выставки родителями. ( Читать стихи о зиме, рассматривать альбомы на зимнюю тему . Составлять письма- пожелания Деду Морозу).
Январь.
Зимние радости.
Конкурс на лучшую смешную фигуру.
Цель: развить фантазию детей, научить сооружать из снега постройки в соответствии со своим замыслом, используя необходимый материал; развить мелкую и крупную моторику, речь.
Лепка. Сказочные герои из снега, коллективное творчество детей и родителей.
Цель: создать радостное настроение от совместной деятельности; развить воображение , умение лепить, мелкую и крупную моторику, описательную речь.
Февраль
«В гостях у Бармалея»
Лепка из снега «Пиратский корабль» (коллективная работа).
Цель: развить умение лепить; развить конструктивные мышления;
закрепить знание свойств снега, содержание сказки «Айболит»
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на пиратском корабле»
Цель: научить распределять роли, развить сюжет на основе знаний произведений.
Изготовление цветных льдинок.
Цель: закрепить свойство воды, льда, развить творческое воображение.
Дети «делают» клад, который найдут пираты.
Март
Мамочка любимая моя .
1. Коллективное занятие «Моя мама самая любимая и красивая».
Цель : закрепить знание детей об отличительных особенностей своих мам; воспитывать уважение, заботливое отношение к маме.
2.»В подарок маме» (аппликация)
Продолжить в технике аппликации выполнить панно. Продолжать вызывать интерес к коллективной художественной деятельности, помогать детям осознать преимущество коллективной работы (разучивать песни и зачитывать стихи о маме, бабушке, сестре. Дид. игра «Оденем куклу на праздник». Составить альбом «каталог одежды»).
Апрель
«Поселок, в котором я хочу жить»
«Поселок будущего»(рисование)
Предложить нарисовать поселок будущего (какой формы будут дома, какими улицы, транспорт; как поселок будущего будет гармонировать с природой).
Май
«Путешествие в мир насекомых»
Встреча с бабочкой Лили.
«Бабочки на лугу»
1. Рисование с элементами (аппликации)
Цель: закрепить навыки вырезания, наклеивания; закреплять знания об особенностях окраски бабочек, продолжать работать совместно сверстниками; активизировать словарь.
Игра – перевоплощение: «Если бы ты был бабочкой»; наблюдение
(за бабочками на цветной клумбе; игра-путешествие на луг, чтение рассказов о бабочках).
2. Украшение бабочками на нитке веранды или беседки.
Цель: вызвать желание украсить участок для всех.