«Воз и маленькая тележка чудес»

СОДЕРЖАНИЕ: В проекте представлен опыт работы дошкольного учреждения по реализации задач познавательного и речевого развития детей через театрализованную деятельность, знакомство с русским фольклором, опытно-экспериментальную деятельность, экологическое воспитание дошкольников

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Степашка»

Калманского района Алтайского края

Познавательный проект

«Воз и маленькая тележка чудес»

Новороманово

Аннотация

Проект «Воз и маленькая тележка чудес» отражает познавательно-речевое направление развития дошкольника. В проекте представлен опыт работы дошкольного учреждения по реализации задач познавательного и речевого развития детей через театрализованную деятельность, знакомство с русским фольклором, опытно-экспериментальную деятельность, экологическое воспитание дошкольников.

Данный материал поможет педагогам ДОУ пополнить свой педагогический арсенал знаниями о возможностях и условиях применения проектного метода и системного подхода в воспитании и обучении дошкольников в познавательно-речевой деятельности и экологическом воспитании.

Содержание.

Введение в проект …………………………………………………………… 4

Этапы реализации проекта …………………………………………………….5

Мини-проект «Нас сказка учит говорить».………………………….…………………………………………. 9

Мини- проект «Экологическая тропа МДОУ детский сад «Степашка»……………………………….……………………..……………. 24

Мини-проект «Воз и маленькая тележка чудес»……………………………….………………………………………….31

Список литературы ………………..…………………………………………43

Введение в проект

Актуальность.

В дошкольном возрасте в познавательно-речевой сфере происходит развитие ребенка как субъекта познания: его любознательности, инициативности, самостоятельности в поиске новых впечатлений, опробовании разных способов действия, ответов на возникающие у него вопросы, решении проблемных ситуаций. Развиваются общие представления ребенка об окружающем мире, о себе, о других людях. На протяжении дошкольного возраста совершенствуется и обогащается речь ребенка, становясь одним из необходимых условий познания, формирование речевой и языковой культуры

Образование, направленное на познавательное развитие ребенка в дошкольном возрасте, предполагает:

· опору на природную детскую любознательность;

· поощрение познавательной инициативы ребенка - детских вопросов, рассуждений, самостоятельных умозаключений, уважительное к ним отношение;

· опору на такие виды познавательной активности, как наблюдение, экспериментирование, познавательное общение;

· предоставление информации из разных областей культуры (речевой, математики, естественных наук, искусств, общественной жизни человека, здоровья, экологии и пр.) в интегрированном виде посредством вовлечения детей в интересные для них виды деятельности.

Цель проекта.

Совершенствование работы с детьми по развитию начал экологической культуры и

обогащению представлений об окружающем мире.

Задачи проекта:

1. Организовать образовательную среду, стимулирующую познавательную активность детей;

2. Создать условия для формирования у дошкольников поисково- познавательной и речевой деятельности, которая бы позволила систематизировать и расширить имеющиеся у детей представления об окружающей действительности.

3. Помочь в овладении детьми разными способами познания, в том числе и экспериментированием, способствующими развитию активной, самостоятельной, творческой личности.

4. Создать условия для совместной познавательно-речевой деятельности детей и взрослых посредством проектной деятельности.

Гипотеза.

Особое значение для развития личности ребенка в дошкольном возрасте имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечит становление мировидения ребенка, его личностный рост.

Разработчики проекта:

Заведующий – Симонова Е.В.

Воспитатель – Гусейнова Н.В.

Воспитатель- Минакова М.В.

Воспитатель- Сущенко Н.П.

Участники проекта: Воспитанники, Педагоги, Родители

Этапы реализации проекта 2009 -2012 гг.

Этап

Цель

Форма

Срок

Ответст венные

Вводный

Изучение профессиональной компетентности педагогов в развитии познавательно-речевой деятельности детей

· Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме.

· Диагностика развития познавательно-речевой компетентности детей

· Самоанализ педагогов

Май-

Август

2009

Сентябрь-

Октябрь

2009

Сентябрь

2009

Заведующий

Зам по ВМР

Основной этап

Применение разнообразных активных форм и интерактивных методов обучения педагогов и родителей.

Стимулирование развития интеллектуальной, творческой инициативы воспитателей и специалистов ДОУ.

Разработка и

реализация программ и проектов по социально - личностному и гендерному развитию дошкольников

-Проведение

педагогического совета

« Как эффективнее формировать у дошкольников экологическую культуру?»

-Проведение семинара – практикума для родителей и педагогов «Роль детской книги в познавательно-развитии детей».

- Проведение районного семинара - практикума «Технологии развития мозга».

Проведение дня профессионального мастерства

«Развитие речи детей через театрализованную деятельность»

-Образовательный проект «Педагогический всеобуч экологического образования дошкольников»

-Проект «Экологическая тропа МДОУ д\с «Степашка»

-Проект «Воз и маленькая тележка чудес» организация опытно-экспериментальной работы в старшем дошкольном возрасте

-Проект «Нас сказка учит говорить» логопедические сказки для детей старшего дошкольного возраста

Январь

2010

2010

Февраль

2010

Март

2010

Апрель

Сентябрь

2010

Январь

2011

2010

2010

Заведующий

Зам по ВМР

Воспитатели

Воспитатели

-Рабочая программа театрального кружка

«Юный актер»

Май

2011

G


Итоговый

Анализ динамики повышения профессио-

нальной компетентности педагогов, ее влияние на качество образовательного процесса.

· Презентация проектов педагогов ДОУ

· Обобщение материалов реализации проекта

· Выступление на педагогических конференциях ( в районе, АКИПКРО)

2012

2012

2012

Заведующий

Зам по ВМР Воспита­тели

Ожидаемые результаты:

1. Пробуждение познавательной активности, любознательности, расширение кругозора у детей дошкольного возраста.

2. Развитие культуры речи через театрализованную деятельность.

3. Раскрытие чувств любви к родной природе, ценности проживания в гармонии с природой.

4. Привлечение родителей к совместной воспитательно-образовательной деятельности ДОУ.

Перспектива.

Участие в фестивале педагогических идей «Открытый урок»

« Воз и маленькая тележка чудес»

Проект

« Нас сказка учит говорить»

Составитель:

Минакова М.В.

воспитатель

Аннотация

В данном проекте представлены формы работы с детьми по развитию правильного произношения с использованием театрализованной деятельности и элементов русского фольклора.

Предложены формы взаимодействия с семьёй по развитию речи и театрализованной деятельности дошкольников. Также в работе представлен речевой и игровой материал, разработаны конспекты занятий по лексическому развитию ребенка.

Данные материалы помогут педагогам ДОУ определить основные направления и содержание работы по развитию звуковой культуры речи ребенка дошкольника при помощи театрализованной деятельности., ознакомиться с современными методами и приёмами развития лексических возможностей детей дошкольного возраста.

Введение в проект

Актуальность проекта

В дошкольных учреждениях становится все больше детей с речевыми нарушениями. Это и послужило причиной поиска эффективных путей коррекционной и профилактической работы по речевому развитию на занятиях, в театральной деятельности, в режимных моментах, а также в свободное время. Известно, что работа над звукопроизношением достаточно трудна и не всегда интересна, а вот театрализованная деятельность дошкольникам нравится, поэтому педагог объединил эти два направления с целью более эффективного формирования звуковой культурой речи дошкольников. Развитие речи посредством театрализованной деятельности способствует самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного микроклимата в группе, а также реализации творческого потенциала маленького человека.

Вид проекта : Познавательно-речевой, творческий.

Участники проекта : Дети, педагоги, родители.

Цель:

Развитие правильного произношения и культуры речи дошкольника посредством театрализованной деятельности.

Задачи:

1. Пробудить интерес детей к правильному звукопроизношению через знакомство с русским фольклором.

2. Развивать активную, выразительную речь через постановку театрализованной деятельности.

3. Привлекать родителей к совместной театрализованной деятельности, к развитию правильной речи ребенка.

Гипотеза:

Организация логопедической работы с дошкольниками посредством театрализованной деятельности и знакомства с русским фольклором будет способствовать развитию активной, правильной, эмоционально насыщенной речи дошкольника.

Реализация проекта в фотолетописи.

Этапы реализации проекта.

Этапы

Цели этапа

Содержание

Вводный

Изучение методической литературы по теме проекта с привлечением родителей.

Разработка методического материала по проекту.

1.Обследование уровня речевого развития детей.

2. Проведение мониторинга по теме «Задержка речевого развития у детей»- среди педагогов и родителей.

3. Анкетирование и консультации для родителей « Поверь в свое дитя».

4. Ознакомление с литературой по теме «Воспитание у детей дошкольного возраста правильного произношения».

5. Изготовление атрибутов к театрализованной деятельности с детьми и родителями.

6. Сбор материала ( набор картин Ю. Васнецова, видиотека с русскими народными сказками, произведения с малыми фольклорными формами, атрибуты для театрализованной деятельности, и др.)

7. Подготовка консультаций для родителей и педагогов « Особенности речевого развития детей», «Приучаем трудный звук», « Поможем Буратино заговорить»(игры со словами), « Участие родителей в воспитании правильного звукопроизношения у детей»

8. Посещение театра с целью просмотра спектакля.

9. Посещение концертов народной самодеятельности, народных гуляний.

Основной

Накопление представлений по теме

Продолжать знакомство детей с русским фольклором.

Распределение поисковых заданий по проекту с привлечением родителей:

- узнай и расскажи любимую сказку своих родителей.

- можно ли сделать настольный театр к сказке своими руками, сделай и принеси.

1. Педагогическое совещание по теме: « Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников».

2. Круглый стол для педагогов и родителей: « Знакомство детей с особенностями фольклора».

3. Пересказ русской народной сказки по ролям «Лиса и рак»- Продолжать знакомить детей с Р.Н.С, учить пересказывать их и инсценировать.

4. Цикл дидактических, сюжетных, подвижных, хороводных, интеллектуальных игр по теме.

5. Оформление фото-газеты « Нас сказка учит говорить».

6. Организация выставки « Моя любимая сказка».

7. Семейный конкурс игрушек-самоделок «В гостях у сказки».

8. Составление рассказов по пословицам, поговоркам, чистоговоркам по темам. Заучивание их.

Итоговый

Предоставление продукта деятельности.

1. Логопедическое развлечение « Веселый зоопарк».

2. Логопедическая сказка « Новые приключения Буратино».

3. Логопедическая сказка «Петушок и бобовое зернышко».

4. Логопедический мини – спектакль « Как на ярмарке мы были».

5. Выставка рисунков по малым фольклорным формам.

6. Подведение итогов семейных конкурсов.

7. Книга отзывов и мнений о проекте.

Ожидаемые результаты проекта:

У детей

· Овладение навыками выразительной , правильной речи.

· Развитие творческого потенциала, культуры речи, познавательной активности ребенка через театрализованную деятельность.

У родителей :

· Участие вместе с детьми в театрализованной деятельности

· Активное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе ДОУ с позиции сотрудничества

У педагогов

· Помощь педагогам ДОУ в определении основных направлений и содержания работы по развитию звуковой культуры речи

· Разработка методического и практического материала по проекту

Практический материал

«Веселый зоопарк»

Логопедическое развлечение

Цель: Совершенствовать правильную, эмоционально насыщенную речь.

Задачи: Образовательные. Закреплять навык правильного произношения звуков (Ш), (Ж) в словах и фразах; учить выразительно читать стихи, стараясь передать образ героев сказки. Развивающие. Активизировать словесно-логическое мышление, память; развивать слуховое внимание, артикуляционную и мелкую моторику. Воспитательные . Формировать интерес к занятию, любознательность.

Сценарий развлечения

Под музыку из-за занавеса появляется Язычок ( взрослый).

Язычок. Здравствуйте! Меня зовут Язычок. Я принес письмо от животных из зоопарка. Прочитаем его? « Приезжайте к нам в гости в зоопарк. Нам грустно и хочется повеселиться и поиграть. Мы вас очень ждем». Ну что, хотите навестить зверей в зоопарке? ( Ответы).

Звучит фонограмма.

Язычок. На улице весна, весело щебечут птицы, ярко светит солнышко.

Проводится гимнастика для глаз «Солнышко».

Солнышко утром встало,

Солнышко тучки считало.

Посмотрело вверх,

Посмотрело вниз,

Вправо , влево (соответствующие движения глазами).

Глазками поморгало

И закрыло глазки,

Не хочется солнышку просыпаться.

Пока у детей глаза закрыты, появляется ребенок, исполняющий роль Солнышка, здоровается со зрителями.

Язычок. Посмотрите, какое яркое, красивое Солнышко к нам пожаловало!

Язычок, Солнышко и дети делают массаж лица.

Личико солнце согрело.

Потеплело, потеплело (поглаживающие движения от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей).

Наши ручки потянулись,

Наши губки улыбнулись (потянуться руками вверх, улыбнуться).

Язычок. А на чем же мы отправимся в зоопарк? ( предложения детей) Весной пригревает солнышко, возвращаются в родные края птицы, просыпаются майские жуки. На них – то я и предлагаю полететь в зоопарк.

Организуется игра «Жучки» ( по сигналу воспитателя «День!» дети под быструю музыку бегают по залу, издают звук (Ж); по сигналу «Ночь!» -ложатся на спину, под медленную музыку выполняют упражнение « Велосипед»). После игры занавес раскрывается. На сцене-декорации, изображающие вольеры, а в них дети в костюмах животных.

Язычок. Вот мы и в зоопарке. Кто же нас встречает?

Дети. Животные.

Язычок. Посмотрите, в пруду кто-то сидит, огромный, как гора, и широко открывает рот. Кто же это? (Бегемот)

Язычок. Давайте поиграем с бегемотиком. Проводится упражнение для пальчиков.

Рот пошире открываем,

В бегемотиков играем.

Широко раскроем ротик,

Как голодный бегемотик.

А потом закроем рот-

Отдыхает бегемот. (Все, о чем говорится в тексте, дети показывают пальцами).

Язычок. Слышу кваканье лягушек.

Лягушки. Подходите к нам , лягушкам,

Тяните губки прямо к ушкам.

Язычок . Улыбнулись нам подружки-

Большеглазые лягушки. Давайте поупражняемся вместе с лягушками.

Артикуляционное упражнение «Лягушки».

Растяните свои губки-

Мы увидим ваши зубки.

Потяните-потяните,

Нисколько не устанете.

Язычок. А теперь изобразим лягушек пальчиками. (выполняют). Молодцы! Посмотрите!

Нас встречает добрый слон,

Длинный хобот тянет он,

Если очень захотеть,

Можно хоботом вертеть.

Слон.

Я водичку набираю

И ребяток поливаю.

Проводится артикуляционное упражнение «Слоник».

Буду подражать слону-

Губы»хоботом тяну»,

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

Далее Язычок вместе с детьми пальчиками показывает слона.

Язычок. Полюбовались мы слоном, теперь идем дальше. В этой клетке никого нет, только длинный резиновый шланг шевелится и шипит: «Ш-ш-ш-ш-ш!». Давайте и мы пошипим: «Ш-ш-ш!». Сначала громко, потом тише.

Змея.

Подражайте вы змее,

С нею будьте на равнее.

Высунем язык и спрячем!

Только так , а не иначе.

Язычок вместе с детьми пальчиками показывает змею( упражнение «Змея»)

Язычок. Молодцы! А теперь отгадайте загадку.

Он ходит, голову задрав,

Не потому, что важный граф,

Не потому , что важный граф,

А потому, что он… жираф.

Жираф.

Я-Жираф! Тяну вверх шею,

От души горжусь я ею.

Язычок вместе с детьми выполняет артикуляционное упражнение «Жираф» и пальчиками показывает жирафа.

Язычок. Слышу цоканье копыт.

1-я зебра.

Зебры-резвые лошадки!

Бойко скачут по площадке.

2-я зебра.

Потянула зебра ножку,

Постояла так немножко.

Язычок вместе с детьми выполняет артикуляционное упражнение «Зебра» и пальчиками показывает зебру.

Язычок.

В зоопарке побывали,

Ох, ну как же мы устали!..

Сейчас мы все играть пойдем,

Хорошо мы отдохнем!

Проводит динамическое упражнение: дети произносят слова вместе с Язычком и изображают названных животных.

Язычок.

У жирафа вот так шея!

Зато маленькие ушки.

А змея ползет быстрее,

Чем прыгают лягушки.

Слон-толстяк,

Он слышит все.

Бегемот наш лежебока,

Ест траву,

Глядит он в оба,

Нам кивает головой,

Приглашает нас домой.

Давайте угостим наших новых друзей. (Показывает угощения.) Фрукты для кого? Трава для кого? Мышь для кого? Комар для кого?

Дети отвечают и под музыку вручают угощения животным. Язычок и животные благодарят детей и приглашают еще приходить в зоопарк.

« Новые приключения Буратино»

Логопедическая сказка

Цель: Совершенствовать правильную, эмоционально насыщенную речь.

Задачи: Образовательные. Закреплять навык правильного произношения звука (Ш) в словах и фразах; учить выразительно читать стихи, стараясь передать образ героев сказки.

Развивающие. Развивать внимание, память, мышление, фонематический слух, артикуляционную и мелкую моторику.

Воспитательные . Формировать умение сопереживать и оказывать помощь.

Предварительная работа. Чтение сказки А.Н.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», просмотр одноименного мультфильма (1939г.), беседы по содержанию; придумывание вместе с детьми продолжения сказки про Буратино; рисование любимых героев сказки; работа над звуковой культурой речи: разучивание чистоговорок и стихов с использованием коллажа, составление загадок и звуковых схем слов, упражнения для распознавания согласных и гласных звуков; разучивание песни « Про щенка», польки; изготовление костюмов.

Материал. Декорация с изображением Буратино и Мальвины, макет двери; два мольберта, куклы бибабо, корзина с грецкими орехами, поднос с двумя воздушными шарами, картинки для пальчиковой и артикуляционной гимнастики, коллаж для чистоговорки, буквы С и Ш, картинки на звуки (Ш, С), фонограммы для выхода Буратино, Кота Базилио И Лисы Алисы, фонограмма «Птичка польку танцевала»; за кулисами связка шаров в подарок зрителям, костюмы для детей.

Сценарий сказочного представления

В музыкальном зале звучит музыка из кинофильма « Приключения Буратино» (автор А. Рыбников). В зале сидят зрители.

Ведущая. Здравствуйте, уважаемые взрослые! Здравствуйте, ребята! Я – кукла Оксана! Очень рада, что вы сегодня пришли в наш театр, чтобы увидеть сказку «Новые приключения Буратино». Дети, а вы дружите со сказками? ( Ответы)

Со сказками все дружат.

И сказки дружат с каждым.

Они необходимы,

Как солнышка привет.

Кто любит слушать сказки,

Тому они расскажут

О том, что, может, было,

А может быть, и нет.

Занавес раздвигается. Под аплодисменты зрителей на сцене танцуют Буратино с золотым ключиком, Мальвина, Арлекин, Пьеро, Артемон (их роли исполняют дети).

Музыка затихает, герои встают полукругом, держась за руки.

Ведущая. Друзья! У нас в театре сегодня гости! Давайте поздороваемся с ними и подарим им улыбки и хорошее настроение!

Звучит фонограмма музыки к телепередаче «Поле чудес». В зал вбегают Лиса и Кот Базилио, держась за руки.

Ведущая. Смотрите, смотрите! Сюда бегут лесные разбойники- Лиса А лиса и Кот Базилио. Наверное, они опять что-то задумали! Садитесь, друзья! Посмотрим, что сейчас будет!

Все дети, кроме Буратино, садятся на стулья. Буратино остается в центре ковра.

Лиса Алиса . Буратино, немедленно отдай золотой ключик! (Отбирает ключик у Буратино.)

Кот Базилио. Мы отдадим его Карабасу-Барабасу: он обещал за него хорошо заплатить!

Ведущая. Я так и думала! Вы хотите всем испортить настроение? А это кто к нам пожаловал?

Под «грозную» музыку появляется Карабас-Барабас. Он вручает Лисе мешок, полный монет.

Карабас-Барабас . Молодцы, Алиса и Базилио! Выполнили мой приказ!

Ведущая . Карабас-Барабас, пожалуйста, отдай нам ключик! Без него мы не сможем открыть комнату, где нас ждут куклы,а ведь мы хотели показать ребятам сказку!

Карабас – Барабас . Да какую такую сказку могут показать Буратино и нго друзья?! Буратино толком даже говорить не умеет. Он же шепелявит, я сам это слышал! Пусть сначала научится правильно выговаривать звук(Ш), тогда посмотрим!

Ведущая . Ну чтож… Присаживайтесь, пожалуйста! («Злодеи» садятся на стулья.) Буратино, неужели ты не умеешь выговаривать звук (Ш)? Скажи: шапка!

Буратино .Сапка.

Ведущая. Скажи:мишка!

Буратино. Миска.

Ведущая. Что же нам делать, ребята? Как научить Буратино выговаривать этот звук?

Мальвина (встает). Я знаю. Надо показать ему, как делать гимнастику язычка!

Арлекин (встает). Еще нужно научить Буратино делать массаж ладошек и пальчиков!

Пьеро (встает). Я покажу, как надо проводить зарядку для пальчиков!

Артемон (встает). А я научу Буратино произносить чистоговорку!

Ведущая . Вы настоящие друзья! Буратино, придется тебе постараться! Ты согласен?

Буратино (вздыхает). Да!

Ведущая. Арлекин, начинай!

Под веселую музыку Арлекин, пританцовывая, берет со стола корзину с орехами и раздает их детям.

Арлекин. Буратино и вы, друзья, делайте, как я! ( Читает стихотворение В. Степанова.)

Шагает кошка не спеша,

Коготки, как буква «ша».

Шустро мышь под печку

Шасть!

Как бы в лапы не попасть!

Арлекин и дети катают грецкие орехи между ладоней; перекатывают по тыльной стороне каждой ладони; вращают между пальцами, удерживают поочередно между пальцев рук.

Ведущая. Молодец, Арлекин! (Собирает орехи).Пьеро, твоя очередь! А вы ,друзья, встаньте красиво, пожалуйста!

Дети встают возле стульев. Звучит музыка. Пьеро выходит перед зрителями, кланяется.

Пьеро . Ребята, делайте вместе со мной!

Ведущая последовательно переворачивает картинки на фланелеграфе, Пьеро, стоя около Фланелеграфа, показывает пальчиковую гимнастику, дети ее выполняют.

Пальчиковая игра «Вышел котик погулять»

Раз, два, три, четыре, пять!

Вышел котик погулять ( кончиками больших пальцев правой и левой руки поочередно касаются кончиков указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев),

Наши пальчики считать:

Раз, два, три, четыре, пять! (Указательным пальцем правой руки поочередно загибают пальцы на левой руке, начиная с мизинца.)

Пальчиковая игра «Алые цветки»

Наши алые цетки

Расправляют лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки.

Головой качают,

Тихо засыпают.

Сомкнутые и чуть округлые ладони- бутон цветка.Затем пальцы медленно расходятся в стороны, немного прогибаются, кончики пальцев чуть-чуть шевелятся, пальцы медленно смыкаются. Пьеро хвалит детей и уходит на место

Ведущая. Садитесь, дети! Мальвина, продолжай!

Звучит танцевальная музыка.

Мальвина ( танцуя, обращается к героям и зрителям). Давайте сделаем гимнастику для язычка!

Артикуляционная гимнастика проводится для героев и зрителей с использованием картинок на фланелеграфе.

«Расческа»

С волосами я дружу,

Их в порядок привожу.

«Змея»

Подражаем мы змее,

С ней мы будем наравне:

Высунем язык и спрячем,

Только так, а не иначе.

«Чашка»

Вкусных мы блинов поели,

Выпить чаю захотели,

Язычок мы к носу тянем,

Чашку с чаем подставляем.

Ведущая наблюдает за тем, как актеры и зрители выполняют гимнастику, хвалит их. Мальвина садится рядом с героями. Под музыку выходит Лиса Алиса, танцует, расхаживает перед зрителями, дразнит их, подходит к Буратино.

Лиса Алиса . А теперь, Буратино, отгадай мои загадки! Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьет, песни поет.

Буратино . Коска!

Ведущая. Буратино, скажи правильно!

Буратино. Кошка!

Лиса Алиса . Если ты его отпустишь с поводка, улетит он от тебя за облака.

Буратино. Сар!

Ведущая. Буратино, скажи правильно!

Буратино . Шар!

Лиса Алиса . Маленький рост, длинный хвост, серая шубка, острые зубки.

Буратино. Мыска!

Ведущая. Дети, давайте поправим Буратино. Как надо правильно сказать?

Дети. Мышка.

Ведущая. Ребята, давайте поиграем! На этот мольберт с буквой С нужно прикрепить картинки, в названии которых есть звук ( С), а на этот мольберт с буквой Ш- картинки, в названии которых есть звук (Ш).

Под музыку дети выполняют задание, а зрители поддерживают их аплодисментами. Затем ведущая предлагает всем детям назвать картинки, выделяя голосом звуки (С) и (Ш).

Ведущая. Артемон, научи Буратино правильно произносить звук (Ш).

Под музыку выбегает Артемон, за ним бегут герои, выстраиваются полукругом. Артемон подходит к коллажу, на котором изображены кошка, котенок и шар. Показывая последовательно указкой на них, произносит чистоговорку.

Артемон.

Надувала кошка шар,

А котенок ей мешал.

Подошел и лапкой:топ!

А у кошки шарик: лоп!

Ш-ш-ш!

Ведущая (обращаясь к героям и зрителям). Давайте поможем Буратино! Повторим эту чистоговорку громко, быстро, весело! А вы, Алиса, Базилио и Карабас, попробуйте произнести ее тихо, медленно, грустно!

Артемон. А теперь мы с вами разучим песенку про меня!

Ведущая. Дорогие зрители, подпевайте!

Зрители встают около стульев. Все поют песню « Про щенка» и выполняют движения по тексту.

1. Гулял без зонтика щенок.

Щенок под дождиком промок

От носика до хвостика,

От хвостика до носика.

Тяф-тяф, тяф-тяф,

Тяф-тяф, тяф-тяф!

2. Он стал белее молока.

Кудряшки -словно облака

От носика до хвостика,

От хвостика до носика.

Тяф-тяф, тяф-тяф,

Тяф-тяф, тяф-тяф!

3.Щенку понравилась вода.

Он будет чистеньким всегда

От носика до хвостика,

От хвостика до носика.

Тяф-тяф, тяф-тяф,

Тяф-тяф, тяф-тяф!

4.Доволен маленький щенок,

Что дождик вымыться помог

От носика до хвостика,

От хвостика до носика.

Тяф-тяф, тяф-тяф,

Тяф-тяф, тяф-тяф!

Ведущая. Молодцы! Садитесь, пожалуйста!

Все садятся. Под музыку выходит Кот Базилио. Он танцует, показывая когти, мяукает.

Кот Базилио. А я хочу поиграть со зрителями! Буду называть имена, а вы, если услышите в них звук (Ш), хлопайте в ладоши! Маша, лиза, Саша, Лена, Даша,Илюша! А теперь, Буратино, повесели нас, расскажи что-нибудь смешное!

Буратино. Я не знаю…

Ведущая (обращаясь к зрителям).Ребята, помогите Буратино! Может, вы знаете смешные стихи?

Дети-зрители выходят на ковер и рассказывают забавные стихи.

« Воз и маленькая тележка чудес»

Проект

«Экологическая тропа

МДОУ детский сад «Степашка»

Составитель:

Сущенко Н.П.

воспитатель

Аннотация

Проект «Экологическая тропа» направлен на экологическое воспитание детей дошкольного возраста. В проекте представлен материал из опыта работы дошкольного учреждения по реализации задач экологического воспитания через труд в природе, исследовательскую деятельность, пробуждение бережного отношения к природному окружению, расширение кругозора детей.

Предлагаемый материал поможет педагогам ДОУ организовать экологическую и опытно-экспериментальную деятельность дошкольников, покажет способы практического взаимодействия детей с окружающей природой.

Введение в проект

Актуальность проекта .

Ознакомление детей с окружающим миром тесно связано с вопросами экологического воспитания. Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности дошкольников непосредственно в природной среде. В мире природы экологическая тропа – специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность дошкольников в природном окружении. Задания выполняются во время экскурсий.

Цель создания тропы заключается в обучении и воспитании дошкольников, расширении сведений об объектах, процессах и явлениях окружающей природы. Задача побудить дошкольников видеть, замечать различные проявления антропогенного факта, которые можно наблюдать в зоне маршрута тропы, и уметь комплексно оценивать результаты воздействия человека на окружающую среду, способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом и отношение человека к природе.

Особенность процесса экологического обучения и воспитания на тропах природы состоит в том, что он строится на основе непринужденного усвоения информации, ценностных ориентаций и идеалов, норм поведения в природном окружении. Достигается это путем органического сочетания отдыха и познания во время движения по маршруту тропы.

Уход за тропой на протяжении всего года приучает детей к труду и бережному отношению к общему достоянию.

Организация тропы силами дошкольников дает воспитателям возможность создавать различные жизненные ситуации, решение которых требует от детей творческого подхода, активной деятельности. Задания по изучению и оценки состояния окружающей среды в зоне тропы побуждают детей не только использовать свои знания из разных областей жизни, но и - самое важное- принять посильное участие в трудовых природоохранительных делах. Самостоятельная исследовательская работа укрепляет взаимосвязь интеллектуального и эмоционального познания. В итоге рождается важнейшее качество личности - убежденность, которая опирается не только на знания, но и на чувства, на жизненный опыт детей. У них вырабатываются навыки экологически грамотного поведения, сознательное отношение к природе.

Тип проекта . Долгосрочный, познавательный.

Участники проекта . Реализация проекта проводится с детьми старшего дошкольного возраста, родителями, педагогами.

Цель проекта . Создание условий для экологического воспитания детей.

Задачи проекта .

· Развивать познавательную активность детей посредством опытов и экспериментов с объектами природы.

· Показать детям многообразие растительного мира окружающей среды

· Воспитывать детей в духе бережного отношения к природе.

· Активизировать участие родителей в экологическом воспитании ребенка

Гипотеза реализации проекта . Реализация проекта позволит повысить экологическую культуры детей, расширит их кругозор, привьет навыки труда в природе.

Реализация проекта в фотолетописи

Этапы реализации проекта.

Этапы

Цель

Содержание

1

Вводный

1.Изучить особенности окружающего природного окружения

2. Сформировать цели и задачи проекта

3.Анализ педагогической литературы по проблеме экологического развития дошкольников

4.Разработка перспективного плана мероприятий экологического содержания.

Обследование объектов природного окружения ДОУ

Обработка консультативно-методической литературы по проблеме экологического воспитания детей

2

Основной

1.Описание экскурсионных объектов на маршрутах экологических троп

2.Организация поисковой деятельности детей и взрослых по теме «Экологическая тропа»

Экскурсия в березовую рощу

Турпоход с родителями на лесную полянку

Целевая прогулка «Санитары леса»

Путешествие «Цветочный ковер»

Трудовой десант «Огород»

Акция «Украсим мир цветами»

Поисковая деятельность «Аптека под ногами»

3

Итоговый

Презентация проекта

1.Конференция для детей и родителей «Маршруты экологической тропы»

2.Создание альбома «Я и мир вокруг меня»

3.Праздник «На природу в лес пойдем»

4.Презентация проекта «Экологическая тропа».

Ожидаемые результаты.

Дети:

· Расширение знаний и представлений детей о бережном, созидательном отношении к природе.

· Формирование у детей гуманистической направленности поведения в окружающих природных условиях.

· Содействовать развитию представлений о растительном мире.

Родители.

· Активное включение в совместные с детьми мероприятия экспериментално-познавательного, трудового и экскурсионного характера.

Педагоги:

· Обогащение методической базы ДОУ дидактическими материалами экологического направления.

· Презентация проекта на методическом объединении

· Повышение педагогической компетентности воспитателей по расширению экологических знаний у детей.

«Воз и маленькая тележка чудес»

ПРОЕКТ

«Воз и маленькая тележка чудес»

Составитель: Гусейнова Н.В. воспитатель

Аннотация

Отличительной особенностью данного проекта является организация познавательной деятельности дошкольника посредством опытно-экспериментальной деятельности, что позволяет значительно расширить кругозор ребенка: знакомство детей с физическими явлениями, со способами проведения эксперимента, раскрывающими скрытые свойства предметов и явлений, с правилами безопасности при проведении опытов.

Предлагаемый материал поможет педагогам ДОУ организовать опытно-экспериментальную деятельность дошкольников, покажет способы практического взаимодействия детей с окружающей средой.

Введение в проект.

Актуальность проекта . Особое значение для развития личности ребенка в дошкольном возрасте имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.

Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с

целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности.

Ребёнок-дошкольник отличается удивительной любознательностью, готовностью познать, приобрести знания. Но эти положительные качества постоянно входят в противоречие с отсутствием у него умений и навыков в познавательной деятельности. Ребёнок стремится разрешить эти противоречия путём бесконечных вопросов к взрослому и путём маленьких самостоятельных поисков.

Исходя из этого, возникла необходимость по созданию условий для целенаправленной работы по поисково-познавательной деятельности старших дошкольников. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

Вид проекта. Познавательный, краткосрочный.

Участники проекта . Реализация проекта проводится с детьми старшего дошкольного возраста в течение года.

Цель проекта. Создание условий для развития у дошкольников поисково-познавательной деятельности, которая бы позволила не только систематизировать и расширить имеющиеся у детей представления об окружающей действительности, но и дать возможность детям через эксперимент взять на себя новые социальные роли: лаборанта, исследователя, «ученого».

Задачи проекта.

· Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира:

- знакомить с различными свойствами веществ (твёрдость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);

-знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);

· Прививать детям элементарные географические представления (природно-климатические зоны, природные явления, разные виды ландшафта, природные богатства недр Земли);

· Знакомить с правилами техники безопасности при проведении физических экспериментов.

· Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

· Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность

Гипотеза реализации проекта. Реализация данного проекта позволит расширить кругозор дошкольника, его познавательный опыт, приобрести навыки опытно-экспериментальной деятельности.

Ожидаемые результаты проекта.

У детей

· овладение разными способами познания, в том числе и экспериментированием, способствующими развитию активной, самостоятельной, творческой личности;

· умение делать выводы по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;

· умение опытным путем доказывать свойства воды (прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет формы), действовать по алгоритму;

· умение опытным путем доказывать свойства воздуха;

· умение опытным путем определять силу тяготения, инерции, трения;

· умение опытным путем выявлять свойства предметов - массу, размеры;

· расширение знаний о Солнце и свойствах солнечной энергии.

У педагогов

· развитие собственного исследовательского и познавательного опыта;

· разработка методического материала по проекту.

Реализация проекта в фотолетописи

Этапы реализации проекта.

Этапы

Цели этапа

Предполагаемый результат

Содержание

Вводный

1.

2.Изучение методической литературы по проблеме.

1.Пробуждение устойчивого интереса к тематике проекта.

2.Накопление и систематизация информации по проблеме для её реализации на основном этапе.

Основной

Итоговый

1.Накопление представлений по теме.

Предоставление продукта деятельности.

Расширить знания о различных природно-климатических зонах, условиях жизни на Земле;

о свойствах веществ (твёрдость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);

о модели и “портрете” Земли, значении и роли цвета на глобусе и карте (как условного обозначения);

о Солнечной системе и различных космических явлениях (наблюдения за движением Солнца и Луны, рассказы о вращении планет вокруг Солнца, с помощью иллюстративного материала знакомство с созвездиями, кометами, метеоритами, солнечным и лунным затмениями);

об основных видах и характеристиках движения, причинах и способах их измерения (скорость, направление, траектория);

о правилах техники безопасности при проведении физических опытов;

о некоторых физических явлениях (магнитное и земное притяжение, электричество);

об особой форме энергии – электричестве;

материалах, проводящих электрический ток;

о способах познания свойств света (преломление, отражение света);

о распространении звука в воздухе, воде, твердых телах, отражение звука – эхо;

о правилах техники безопасности при проведении физических опытов.

Умение пользоваться измерительными приборами: линейкой, весами, мерными сосудами, термометром, часами;

экспериментировать с магнитом, лупой;

самостоятельно изготавливать простейшие приборы для экспериментирования : линзу, измерительную ленту, мерный сосуд;

распознавать звуки с закрытыми глазами.

Развивать навыки работы с различными материалами;

с различными инструментами;

самостоятельной организации обстановки для экспериментирования.

Подведение итогов реализации проекта.

Измерение. Измерение как один из способов познания мира. Единицы измерения температуры, времени. Понятие “время” - длительность существования, продолжение событий, последовательное течение суток за сутками. История развития измерительных приборов и происхождение мер. Измерительные приборы длины, веса, объема.

1.Земля и её место в Солнечной системе.

Модель Солнечной системы, место планеты Земля в ней, вращение Земли вокруг собственной оси и вокруг Солнца. Смена дня и ночи. История возникновения календаря. Способы ориентировки по карте, на местности (используя знание сторон света), во времени (знание частей суток, времен года). 2.Свет и цвет. Свет как одна из форм энергии. Солнце-главный источник света на Земле. Свойства света: отражение (от зеркальных поверхностей разной формы – выпуклой, вогнутой, плоской), преломление луча света от фонарика, через плоскую бутылочку; увеличение изображений , использование увеличительного стекла, лупы. История развития осветительных приборов.

Вещество. Три основных состояния веществ (жидкое, твёрдое и газообразное). Свойства воды как жидкости (способность растворять в себе другие вещества, выталкивать более лёгкие предметы и удерживать их на поверхности, находиться в любом из трёх состояний вещества ). Способы познания свойств жидкостей: погружение различных предметов для определения “плотности”, плавучести (пенопласт, деревянный брусок, камень, металлический предмет, изделия из стекла, пластмассы), растворение соли, сахара ; замораживание, нагревание, кипячение.

Твердые тела, их свойства. Применение в жизни человека изделий из стекла, пластмассы, керамики, дерева. Экспериментирование с твёрдыми телами, их свойствами: рассматривание почвы, песка, глины, пропускание через них воды, ощупывание, разбивание, нагревание предметов из стекла, пластмассы, металла.

Движение. Виды движения: человек и животные идут, бегают, приседают, скачут; машины, самолеты, механизмы перемещаются в различных пространствах (воздушное, водное, земное); планеты и спутники вращаются в космосе. Прямолинейное, вращательное, движение по наклонной плоскости, свободное падение. История создания простых механизмов и их применение.

Звук и слух.

Источники звуков. Способы восприятия звуков животными и человеком. Строение человеческого уха. Гигиенические правила охраны слуха. Понятие – скорость звука. Распространение звука в воздухе, воде и твёрдых телах, отражение звука (эхо), громкость.

В мире электричества.

Электричество как особая форма энергии. История открытия электричества. Статическое электричество: молния, искры на одежде, возникающие при трении. Проводники – материалы, проводящие электрический ток: металлы, вода; материалы вообще не проводящие электричество: дерево, стекло, резина, пластмасса. Устройство простейших электроприборов; рассматривание устройства розетки, вилки, электрической лампочки; правила техники безопасности в пользовании электроприборами.

Человек и законы природы.

Законы существования всего живого на земле: закон всемирного тяготения и земного притяжения, закон действия и противодействия, видоизменения вещества и перехода его из одного состояния в другое. “Чудеса”, происходящие в природе (восход Солнца, радуга, туман, роса, дождь, снег, ветер) объяснимы и подчиняются физическим законам.

Праздник «В гостях у Почемучки»

Список литературы

1. Зубкова Н.М. Опыты и эксперименты для детей от 3до 7 лет. – М., 2007

2. Журавлева Л.С. Солнечная тропинка-М,2006

3. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников.- М., 2003

4. Николаева С.Н. Эколог в детском саду -М.,2003

5. Почемучка. \ Под ред. Дитрих А., Юрмин Г. – М., 1987

6. Рыжова Н.А. Я и природа.- М., 1996

7. Энциклопедия Почемучки \ Под ред. Кутузова С.М. – М., 2003

Скачать архив с текстом документа