Организация управления на МП Водоканал

СОДЕРЖАНИЕ: Организация системы менеджмента МП Водоканал: анализ производственной и организационной структуры, кадрового потенциала предприятия. Выявление сильных и слабых сторон внутри организации, основные пути совершенствования и оптимизации процесса управления.

Содержание

Введение

Глава 1. Описание и анализ деятельности МП «Водоканал». Краткая характеристика предприятия

Глава 2. Организация системы менеджмента в МП «Водоканал»

2.1 Анализ производственной структуры предприятия

2.2 Анализ структуры управления предприятием

2.3 Анализ кадрового потенциала предприятия

Глава 3. Пути решения проблем организации управления предприятием МП «Водоканал»

Заключение

Список литературы


Введение

Высокоразвитое состояние мира сегодня объясняется успешным управлением. Управление осуществляется на каждой стадии деятельности современных организаций. Менеджмент как современная система управления предприятием, действующим в условиях рыночной экономики, предполагает создание условий, необходимых для его эффективного функционирования и развития. Речь идёт о такой организации управления, которая порождена объективной необходимостью и закономерностями рыночных отношений хозяйствования. Особенность современного менеджмента состоит в его направленности на обеспечение рациональной организации управления предприятием.

Особенности системы управления предприятиями на современном этапе тесно связаны с изменением стратегических ориентиров в их деятельности. Основными экономическими целями предприятия в рыночных условиях являются повышение эффективности производства, максимизация прибыли, завоевание новых рынков и удовлетворение потребностей коллектива. Вместе с тем возрастает влияние фактора хозяйственного риска, появляются преимущества свободного ценообразования, возможности самостоятельного выбора поставщиков и потребителей. Одновременно с этим с государства снимается всякая ответственность за обеспечение предприятия сырьем и материалами, за сбыт его продукции, за уровень его заработной платы.

Проводимая в стране экономическая реформа предполагает коренное изменение сложившихся методов стратегического развития самих предприятий и государственного регулирования экономики. Цель экономической реформы заключается в создании новых отношений между предприятиями, а также внутри отдельных предприятий. Сферой государственного регулирования все больше становятся макроэкономические преобразования, а общей тенденцией является децентрализация управления и смещение основных рычагов регулирования на микроуровень с переходом к все большей экономической самостоятельности предприятий, прежде всего на базе развития на них отношений собственности. Каждое предприятие вынуждено в основном самостоятельно выбирать путь выхода из кризиса и вхождения в рынок. Основная проблема реформирования экономики в России, как, в прочем, и в других бывших социалистических странах, состоит в том, что разработчики программы реформ не до конца предусмотрели формирование нового типа предприятий, который характерен для переходного периода. Такие предприятия не являются ни социалистическими, ни рыночными. Они скорее ориентированы на выживание и пытаются обеспечить продолжение своей деятельности в крайне нестабильных условиях (12, с.154).

Главная отличительная черта функционирующих сегодня предприятий состоит в том, что они действуют в постоянно меняющихся экономических условиях. Что касается экономики переходного периода, то здесь структура производства постоянно меняется. Условия выживания предприятия уже не столь ясны и очевидны. Переход от системы без банкротств к системе, при которой разорение предприятий, возможно, связан с периодом некоторой неопределенности. Кроме того, ситуация становится еще более неопределенной в условиях приватизации, так как директора могут быть фактически отстранены от управления предприятиями.

Анализ организации управления предприятием позволяет оценить гибкость, эффективность, надёжность управления, способность к постоянным воздействиям со стороны окружающей среды (5, с.121).

В современных условиях становится существенно важным информационное обеспечение для успешного функционирования аппарата управления.

Объектом исследования выбрано Муниципальное предприятие «Водоканал», которое обеспечивает домохозяйства и хозяйствующих субъектов необходимыми ресурсами воды, ремонтирует и строит водопроводные и канализационные сети на территории поселка Сокольского и района в целом.

Предмет исследования: действующая на предприятии система производственная и организационная структураМП «Водоканал»

Цель курсовой работы: выявить основные проблемы, которые связаны с организацией управления на предприятии, и разработать предложения и рекомендации по совершенствованию системы управления в исследуемом предприятии.

В ходе выполнения курсовой работы использованы внутренняя документация и аналитические документы МП «Водоканал» за 2007 и 2008гг., нормативно-правовые и законодательные акты, регламентирующие порядок организации управления, монографическая и учебная литература по изучаемым вопросам, публикации в специализированных изданиях по данной тематике, источники Интернета.


Глава 1. Описание и анализ деятельности МП «Водоканал». Краткая характеристика предприятия

Муниципальное предприятие «Водоканал» начало свою деятельность с 1 мая 2006г. В соответствии с Уставом, предприятие выполняет следующие виды деятельности:

-добыча и реализация подземных вод;

-эксплуатация артезианских скважин;

-эксплуатация и ремонт канализационных систем, систем водоотведения;

-прием сточных вод, эксплуатация и ремонт биологических очистных сооружений;

-оказание погрузо-разгрузочных и транспортных услуг;

-проведение работ по реконструкции, капитальному и текущему ремонту объектов предприятия, а также объектов других предприятий на договорной основе;

-торгово-закупочная, коммерческая и иные виды деятельности, не запрещенные законодательством РФ.

Расположено предприятие по адресу: Нижегородская область, п. Сокольское, ул. Парковая, д.1

Полное наименование: муниципальное предприятие «Водоканал». Сокращенное наименование предприятия - МП «Водоканал»

Учредителем предприятия является администрация Сокольского муниципального района, интересы которого представляет комитет по управлению муниципальным имуществом Сокольского района.

Предприятие находится в отраслевом подчинении - управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Сокольского муниципального района.

Предприятие является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках, имеет круглую печать со своим наименованием, штамп, бланки, фирменное наименование.

Предприятие имеет обособленное имущество, находящееся в муниципальной собственности муниципального образования Сокольского района. Отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренные настоящим уставом, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, арбитраже или третейском суде в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Финансирование деятельности предприятия осуществляется за счет:

- отчислений из средств, поступающих по платежам населения за водопользование,

- других групп потребителей,

- средств местного бюджета, предусмотренных в бюджете муниципального района на очередной финансовый год;

- собственных доходов предприятия.

Предприятие создано с целью обеспечения населения, производственных и иных структур бесперебойным снабжением, питьевой водой, приемом сточных вод, содержания и ремонта водопроводных и канализационных систем, закрепленных за ним на праве хозяйственного ведения (либо, переданных в безвозмездное пользование, аренду и т.д.) для удовлетворения общественных потребностей в результате его деятельности и получения прибыли.

Предприятие не вправе осуществлять виды деятельности, не предусмотренные уставом.

Предприятие самостоятельно распоряжается результатами выполненных работ и оказанных услуг и прибылью, полученной в результате деятельности предприятия, оставшейся после уплаты налогов и других обязательных платежей. Имущество, приобретенное предприятием за счет своей прибыли является муниципальной собственностью и не может передаваться в собственность трудового коллектива предприятия.

Должностные лица и сотрудники предприятия несут материальную, административную и уголовную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Имущество предприятия находится в собственности Сокольского муниципального района, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия, принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения и отражается на его самостоятельном балансе. В состав имущества предприятия не может включаться имущество иной формы собственности. Право на имущество, закрепленное за предприятием на праве хозяйственного ведения собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества предприятию, либо заключения договора, если иное не предусмотрено Федеральным законом, или не установлено решением учредителя о передачи имущества предприятию.

Предприятие для выполнения целей, определенных уставом, имеет право в пределах установленных законодательством, иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Нижегородской области, Сокольского муниципального района и уставом.

- заключать договоры с любыми организациями, учреждениями, предприятиями, совместными предприятиями, зарубежными фирмами, а также гражданами, в соответствии с целями и задачами деятельности, участвовать в торгах и заключать договоры по результатам торгов;

- по согласованию с органом управления планировать свою деятельность и определять перспективы развития, исходя из спроса на свои услуги, обеспечения социально-производственного развития предприятия, повышения доходов работников;

- определять цены с последующим утверждением органом управления предоставляемые предприятием услуги при выполнении уставной деятельности;

- покупать за безналичный и наличный расчет материальные ресурсы, имущество, в том числе основные средства, у предприятий, организаций, учреждений и граждан по закупочным, розничным и договорным ценам;

- создавать с согласия учредителя, органа управления представительства и филиалы, в том числе территориально обособленные, необходимые для его производственной деятельности в соответствии с уставными задачами;

- привлекать для консультирования, обучения работников предприятия и других целей специалистов на основе гражданско-правовых договоров с оплатой по соглашению сторон;

- самостоятельно определять режим работы и отдыха работников предприятия, их социальное обеспечение и социальное страхование в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации.

- определять порядок найма и увольнения работников, форму и системы оплаты труда, сменность работы, принимает решение о введении суммированного учета рабочего времени, устанавливать порядок предоставления выходных дней и отпусков с учетом норм действующего законодательства Российской Федерации;

- осуществлять другие права и полномочия, не противоречащие действующему законодательству и уставу.

Предприятие обязано:

- своевременно вносить предложения учредителю и органу управления об изменениях и дополнениях в устав предприятия;

- в полном объеме выполнять задачи и функции, возложенные на него уставом, обеспечить выполнение приказов, распоряжений, указаний, поручений и других распорядительных документов главы администрации муниципального района, учредителя, и органа управления.

- обеспечить для всех работающих безопасные условия труда и нести ответственность в установленном порядке за ущерб, причиненный их здоровью и трудоспособности;

- выполнять обязательства согласно действующему законодательству и заключенным договорам.

- осуществлять социальное, медицинское и иные виды обязательного страхования работников предприятия;

- своевременно представлять отчет о доходах и убытках предприятия учредителю органу управления (другим органам в соответствии с законодательством) и уплачивать налоги в порядке и размерах, определяемых законодательством Российской Федерации;

- планировать свою деятельность и определять перспективы развития, исходя из основных экономических показателей, наличие спроса на выполняемые работы и оказываемые услуги;

- обеспечивать сохранность закрепленного за ним имущества, использовать его эффективно и строго по целевому назначению, не допускать ухудшения состояния имущества, поддерживать его в исправном состоянии;

- осуществлять текущий и капитальный ремонт переданного собственником имущества за счет средств предприятия, привлекая на договорной основе подрядные организации;

- производить переоценку, переданного собственником имущества в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством;

- обеспечивать своевременно и в полном объеме выплату работникам заработной платы и иных выплат;

- соблюдать режим природопользования.

Краткую экономическую характеристику МП «Водоканал» представляет анализ основных экономических показателей деятельности в динамике по данным бухгалтерской отчетности за 2007-2008гг., которые приведены в табл. 1 (13, с.235).

Таблица 1

Основные экономические показатели деятельности МП «Водоканал» в динамике за 2007-2008гг.

Показатели Код

2007 год

(тыс. руб.)

2006 год

(тыс. руб.)

Отклоне-ние (+,-)

Темп

роста, %

1.Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг(за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) 010 8166.6 8765.0 +598.4 107.3
2.Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг 020 7918.4 8830 +911.6 111.5
3.Валовая прибыль (убыток) отчетного периода 029 248.2 -65.0 +313.2 26.2
6 .Прибыль (убыток) от реализации 050 248.2 -65.0 +313.2 26.2
10.Прочие операционные доходы 090 59.9 1007.0 +947.1 1681.1
11.Прочие операционные расходы 100 67.3 917.0 +849.7 1362.5
14.Прибыль (убыток) до налогообложения 140 240.8 25.0 -215.8 10.4
15. Налог на прибыль 150
16.Чистая прибыль отчетного периода 190 240.8 25.0 -215.8 10.4

Как видно из таблицы предприятие прибыльное и хотя за 2008 год им получена меньшая прибыль (по сравнению с 2007 годом), выручка от реализации продукции возросла на 7,3%.

Структура доходов и расходов за 2007 и 2008 годы МП «Водоканал» наглядно представлена на рисунках 1 и 2.


Рис.1 Структура доходов МП «Водоканал» за 2007-2008гг., тыс. руб.

Рис.2 Структура расходов предприятия за 2007- 2008гг., тыс. руб.

На рис.1 и 2 видно, что за 2008 год увеличились все статьи расходов. Таким образом, несмотря на увеличение расходов, предприятие получило хоть небольшую, но прибыль за снижения прочих расходов.

За 2008 год предприятием произведено и оказано услуг всего на сумму 9772,0 тыс. руб., в том числе из них населению – 5715.2 тыс. руб.

Затраты, связанные с производством услуг составили 9714.0 тыс. рублей. Получена прибыль от хозяйственной деятельности предприятия в размере 58.0 тыс. рублей.

Всего на 2009 год запланировано выполнить работы по текущему ремонту 1 млн. 53 тыс. руб. Из них по водопроводу 1 млн. 14,6 тыс. руб. и по канализации 38,4 тыс. руб.

В МП «Водоканал» по состоянию на конец 2008года числилось основных средств на сумму 430 т. руб. по балансовой стоимости, за 2008 год поступило основных средств на сумму 10,0 тыс. руб., поэтому по состоянию на начало 2008 года сумма основных средств составляет 440 тыс. руб. Нематериальных активом по состоянию на 1 января 2009г. не имеется, финансовых вложений также нет.

Материальных оборотных средств числится на начало этого года на сумму 189, 0 тыс. руб. Денежных средств на эту дату предприятие имеет в сумме 76 тыс. руб.


Глава 2. Организация системы менеджмента в МП «Водоканал»

2.1 Анализ производственной структуры предприятия

Построение рациональной производственной структуры предприятия осуществляется в следующем порядке:

- устанавливается число цехов, участков предприятия, их мощность в размерах, обеспечивающих заданный выпуск продукции;

- рассчитываются площади для каждого цеха и склада, определяются их пространственные расположения в генеральном плане предприятия;

- планируются все транспортные связи внутри предприятия, необходимые внешние коммуникации;

- намечаются кратчайшие маршруты передвижения предметов труда по ходу производственного процесса.

К производственным подразделениям относятся цехи, участки, лаборатории, в которых изготавливается, проходит контрольные проверки и испытания основная продукция, выпускаемая предприятием, комплектующие изделия, приобретаемые со стороны, материалы и полуфабрикаты, запасные части для обслуживания изделий и ремонта в процессе эксплуатации; преобразовываются различные виды энергии, потребляемые для технологических и иных целей и т.п. (3, с. 54).

В МП «Водоканал» структура основных технологических переделов состоит из отдела бухгалтерии, ремонтного участка, подразделений канализационных и водопроводных сетей. В канализационных сетях открыто подразделение очистные сооружения.

Функции структурных подразделений МП «Водоканал»:

1.Отдел бухгалтерского учёта: учёт и контроль на предприятии за расходом денежных средств, материалов, контроль отгрузки продукции, организация финансовой деятельности на предприятии, экономический анализ результатов работы предприятия.

2. Производственные службы: система канализации, водоснабжения, санитарной чистки отвечают за организацию производства, контроль за ходом и сроком выполненных работ и услуг, проверка качества выполненных работ. Осуществляют текущий и капитальный ремонт оборудования, а также отвечают за материально-техническое снабжение объектов и клиентов материалами согласно производственной программе.

Оценку рациональности ОСУ можно провести на основе следующих принципов:

1. Ориентация структурных подразделений на услуги, рынок или потребителя, а не на выполнение функций;

2. Основу организационной структуры составляют группы специалистов или команды, а не функции и отделы;

3. Ориентация на минимальное число уровней управления и широкую сферу контроля;

4. Ответственность каждого работника за конечные результаты и возможность проявления инициативы (7, с. 231).

2.2 Анализ структуры управления предприятием

Организационная структура направлена, прежде всего, на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями организации, распределения между ними прав и ответственности. В ней реализуются различные требования к совершенствованию систем управления, находящие выражения в тех или иных принципах управления.

Организационная структура организации и ее управление не являются чем-то застывшим, они постоянно изменяются, совершенствуются в соответствии с меняющимися условиями. Организационные структуры управления промышленными организациями отличаются большим разнообразием и определяются многими объективными факторами и условиями. К ним могут быть отнесены, в частности, размеры производственной деятельности организации (крупная, средняя, мелкие); производственный профиль организации (специализация на выпуске одного вида продукции или широкой номенклатуры изделий различных отраслей); характер выпускаемой продукции; сфера деятельности организации (11, с.123).

Директор МП «Водоканал» является единоличным исполнительным органом предприятия, назначаемый на должность и освобождаемый от должности собственником имущества предприятия. Директор МП «Водоканал» подотчетен и подконтролен собственнику имущества предприятия и несет перед ним ответственность за экономические результаты деятельности предприятия, а также за сохранность и целевое использование имущества предприятия.

Директор МП «Водоканал» при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей должен действовать в интересах предприятия добросовестно и разумно, а также он несет в установленном законом порядке ответственность за убытки, причиненные предприятию его виновными действиями (бездействием), в том числе в случае утраты имущества предприятия.

Собственник имущества предприятия вправе предъявить иск о возмещении убытков, причиненных предприятию, к директору МП «Водоканал». Сроки полномочий директора, а также условия труда и оплаты определяются заключаемым с ним трудовым договором. Трудовой договор с директором заключает, изменяет и расторгает собственник имущества предприятия в порядке, предусмотренном трудовым законодательством. Трудовой договор с директором заключен в настоящее время органом управления с согласованием главы администрации, продолжительностью на 5 лет.

К компетенции директора МП «Водоканал» относится решение следующих вопросов:

- обеспечение выполнения текущих и перспективных планов предприятия, решений и указаний собственника имущества предприятия, принятых в пределах его компетенции;

- заключение без доверенности от имени МП «Водоканал» договоров и иных сделок, обеспечение выполнения заключенных договоров;

- утверждение штатного расписания, положения об оплате труда, Положения о премировании, порядка распределения прибыли после согласования с собственником имущества предприятия;

- утверждение правил внутреннего трудового распорядка предприятия;

- выдача доверенностей;

- подписание финансово-отчетных документов предприятия;

- открытие банковских счетов предприятия по согласованию с собственником имущества предприятия;

- осуществление приема на работу работников МП «Водоканал», заключения с ними, изменение и прекращение трудовых договоров;

- в пределах своей компетенции издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников предприятия;

- по требованию собственника имущества предприятия представляет необходимую документацию по МП «Водоканал», оказывает содействие в проведении ими проверок, отчитывается о деятельности предприятия в порядке и сроки, определяемые собственником имущества предприятия;

- устанавливает компетенции заместителя директора предприятия;

- определяет состав и объем сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну, а также порядка их защиты в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

- представляет МП «Водоканал» во взаимоотношениях с юридическими и физическими лицами, а также решает другие вопросы деятельности предприятия в соответствии с действующим в настоящее время Уставом МП «Водоканал».

Директор МП «Водоканал» не вправе быть учредителем юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельностью, заниматься предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, если участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя, а также принимать участие в забастовках.

Директор предприятия подлежит аттестации в порядке, установленном собственником имущества предприятия. Директор Предприятия обязан доводить до сведения собственника имущества предприятия информацию:

– о юридических лицах, в которых он, его супруга, родители, дети, братья, сестры и аффинированные лица, признаваемые таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации, владеют двадцатью и более процентами акций (долей, паев) в совокупности, а также занимаемые должности в органах управления;

– об известных ему совершаемых сделок, в совершении которых он может быть признан заинтересованным. Представим организационную структуру предприятия наглядно на рис 4.

В МП «Водоканал» используется линейно-функциональная организационная структура. В линейно-функциональной структуре принято разделение труда, при котором линейные звенья управления наделены правами единоначалия и выполняют функции распорядительства, а функциональные звенья призваны оказывать помощь линейным подразделениям и осуществлять планирование, координирование, стимулирование, учет, контроль, анализ, регулирование их деятельности в форме информирования и консультирования. Свое воздействие на линейные подразделения они осуществляют через линейных руководителей (17, с.112).

Структура имеет как преимущества, так и недостатки (табл. 2).

Таблица 2

Преимущества Недостатки
1. Более глубокая подготовка решений и планов, связанных со специализацией работников 1.Отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между производственными отделениями
2. Освобождение главного линейного менеджера от глубокого анализа проблем 2. Недостаточно четкая ответственность, так как подготавливающий решение, как правило, в его реализации не участвует
3. Возможность привлечения 3. Чрезмерно развитая система
консультантов и экспертов взаимодействия по вертикали, а именно: подчинение по иерархии управления, т.е. тенденция к чрезмерной централизации

В подчинении директора находятся главный бухгалтер, экономист, механик, мастера, техник по эксплуатации водопроводного хозяйства, контролер по воде.

Главный бухгалтер – осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности предприятия и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Организует учет поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей и основных средств, учет издержек производства и обращения, выполнение работ, а также финансовых, расчетных и кредитных операций.

В подчинении у гл. бухгалтера находятся бухгалтер- оператор, кассир. Они выполняют работу по различным участкам бухгалтерского учета (учет основных средств, затрат на производство, реализации продукции, расчеты с поставщиками и заказчиками). Осуществляют прием и контроль первичной документации по соответствующим участкам учета, и подготавливает их к счетной обработке. Отражает в бухгалтерском учете операции, связанные с движением денежных средств.

Также подчиненным у директора находится экономист. Он осуществляет организацию и совершенствование экономической деятельности предприятия, направленной на повышение производительности труда, эффективности и рентабельности производства, качества выпускаемой продукции, снижение ее себестоимости, обеспечение правильных соотношений темпов роста производительности труда и заработной платы, достижение наибольших результатов при наименьших затратах материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Проводит работу по совершенствованию планирования экономических показателей деятельности предприятия, достижению высокого уровня их обоснованности, по созданию и улучшению нормативной базы планирования. Экономист выполняет работу отдела кадров, она по согласованию с директором предприятия возглавляет работу по обеспечению предприятия кадрами рабочих и служащих требуемых профессий, специальностей и квалификации в соответствии с уровнем и профилем полученной ими подготовки и деловых качеств. Принимает трудящихся по вопросам найма, увольнения, перевода, контролирует расстановку и правильность использования работников в подразделениях предприятия. Обеспечивает прием, размещение и расстановку молодых специалистов и молодых рабочих в соответствии с полученной в учебном заведении профессией и специальностью.

Далее в подчинении директора должен быть главный инженер, но в настоящее время эта единица свободна. Его обязанности выполняет директор предприятия и частично механик. По должностной инструкции главный инженер должен определять техническую политику. Обеспечивать постоянное повышение уровня технической подготовки производства, его эффективности и сокращение материальных, финансовых и трудовых затрат на производство продукции, работ (услуг), высокое их качество. Обеспечивать эффективность проектных решений, своевременную и качественную подготовку производства, техническую эксплуатацию, ремонт и модернизацию оборудования, достижение высокого уровня качества продукции в процессе ее разработки и производства.

Механик – обеспечивает бесперебойную и технически правильную эксплуатацию и надежную работу автотранспорта. Механик предприятия выполняет также работу заведующего складом, он руководит работниками по приему, хранению и отпуску товарно-материальных ценностей на складе, по их размещению с учетом наиболее рационального использования складских помещений, облегчения и ускорения поиска необходимых материалов, инвентаря и т.п. Организует проведение погрузочно-разгрузочных работ на складе с соблюдением правил охраны труда, техники безопасности. Участвует в проведении инвентаризации товарно-материальных ценностей.

Мастера канализационных и водопроводных сетей обеспечивают бесперебойную и технически правильную эксплуатацию и надежную работу оборудования, содержание в работоспособном состоянии на требуемом уровне точности. Согласовывает планы (графики) с подрядными организациями, привлекаемыми для проведения ремонтов, своевременно обеспечивает их необходимой технической документацией, участвует в составлении титульных списков на капитальный ремонт. Организует межремонтное обслуживание, своевременный и качественный ремонт и модернизацию оборудования, работу по повышению его надежности и долговечности, технический надзор за состоянием, содержанием, ремонтом зданий и сооружений, обеспечивает рациональное использование труда подчиненных им рабочих и материалов на выполнение ремонтных работ.

За качество выполняемых работ и услуг ответственность кроме директора несут мастера подразделений. Они организует проведение работ по контролю качества выпускаемой предприятием продукции, выполнение работ в соответствии с требованиями стандартов и технических условий, технической документацией, условий поставок и договоров, а также по укреплению производственной дисциплины, обеспечению высокого технического уровня и качества выполняемых работ и услуг.

Также в подчинении директора находится лаборант очистных сооружений. Он организует проведение химических анализов, обеспечивает лабораторный контроль соответствия качества сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции действующим стандартам и техническим условиям. Возглавляет работу по разработке новых и совершенствованию существующих методов лабораторного контроля и оказывает помощь в их внедрении в производство. Принимает меры по сокращению затрат труда.

Контролер по воде непосредственно подчиняется мастеру водопроводных сетей и директору предприятия. В его обязанности входит контроль за правильностью расхода воды, правильностью распределения общего объема расхода воды по потребителям, сопоставления отпуска и оплаты воды, согласно счетчиков потребления воды, а также проверка качества потребляемой воды пользователями.

Представители рабочих профессий: водители, слесаря, операторы, машинисты насосных установок подчиняются непосредственно мастерам подразделений и выполняют круг обязанностей, обозначенных при приеме на работу.

То есть, как видно из схемы управления МП «Водоканал», на предприятии отсутствуют должности зам. директора по финансам, отсутствует должность менеджера предприятия.

Очевидно, что отдавать в одни руки формирование (определение) правил и их же выполнение организационно и экономически не эффективно. Объективности здесь нет и быть никогда не может. И в тоже время, определяющие правила игры (экономику) в создавшейся на предприятии системе управления специалисты не несут практически никакой финансовой ответственности за результаты своей деятельности.

Только директор отвечает и за финансы и за производство работ и услуг на предприятии.

Отсюда, слабая достоверность и роль финансового планирования со стороны мастеров, механика, а это является необходимым условием функционирования любого эффективно работающего предприятия.

Наблюдается низкая квалификация кадров в МП «Водоканал».

Недостатки кадровой политики видны практически во всех подразделениях, использующий непрофессиональный труд персонала, квалификацию которого необходимо постоянно совершенствовать.

На предприятии отсутствует система подготовки и переподготовки кадров. И все ссылки руководства предприятия на недостаток оборотных средств, представляются необоснованными, так как потери от недостатка квалификации бухгалтеров, финансистов, мастеров, выливаются в большие суммы.

Проблема высококвалифицированных кадров усугубляется низким уровнем оплаты труда. Так средняя заработная плата по предприятию составляет немногим больше 6500 руб. Рабочие и специалисты вынуждены подрабатывать на стороне. Отвлечение сил и знаний от исполнения своих непосредственных обязанностей на предприятии привели к резкому снижению культуры производства, технологии принятия решений, исполнительской дисциплины (10,с.224).

2.3 Анализ кадрового потенциала предприятия

Всем известно, что главный потенциал компании заключен в кадрах. Без нужных квалифицированных работников ни одна организация не может достичь целей и выжить в конкурентной борьбе. Квалифицированного менеджера по управлению персоналом в МП «Водоканал» нет, поэтому кадровая политика никак не формируется. Подбор, оценка, расстановка кадров осуществляется в сфере возможностей экономиста предприятия.

В настоящее время существует следующий порядок формирования персонала:

Директор приказом назначает мастеров, механика. Мастера назначают бригадиров из числа работников бригады. Рабочих эксплуатационных специальностей подбирают мастера, они подписывают заявление от них на имя директора о приеме на работу в предприятие.

Заявление затем подписывает директор и тогда экономист оформляет работника на работу, заводится личная карточка учета.

Главного бухгалтера нанимает руководитель, и бухгалтер уже подбирает себе помощников, кассира.

Оформление документации по приему, увольнению и учету кадров возложено на экономиста.

Набор персонала в МП «Водоканал» ведется из внешних и внутренних источников. К средствам внешнего набора относятся: публикация объявлений в газетах. Распространенным методом является, и обращение к своим работникам с просьбой порекомендовать на работу их друзей или знакомых.

Наем на работу в МП «Водоканал» - это ряд действий, направленных на привле­чение кандидатов, обладающих качествами, необходимыми для достижения целей, поставленных организацией.

В большинстве случаев на вакантное место выбирается человек, имеющий наилучшую квалификацию для выполнения фактической работы. Из наиболее широко применяемых методов сбора информации, требующейся для принятия решения, при отборе применяются собеседование и испытание.

Собеседование в МП «Водоканал» является наиболее широко применяемым методом отбора кадров. Даже работников неуправленческого состава редко принимают на работу без хотя бы одного собеседования.

Медицинский осмотр в МП «Водоканал» как правило, не используется. В основном состояние здоровья претендента выясняется в личной беседе. Но исключить данный вопрос нельзя, так как необходимо знание физического состояния заявителя в момент найма.

Рассмотрим основные данные и показатели, характеризующие персонал МП «Водоканал». Представим количественный и качественный состав персонала за 2007-2008 годы в табл. 3. Данные возьмем из карточек персонального учета.

Таблица 3

Состав персонала МП «Водоканал» за 2007-2008гг., чел.

Показатели 2007 2008 Изменения (+,-)
1 Среднегодовая численность 49 40 -9
2 Руководители 1 1 -
3 Специалисты 7 4 -3
4 Служащие 6 6 -
5 Рабочие 35 29 -6

Рассмотрение данных таблицы показывает, что общая численность персонала за последний год сократилась на 9 человек, из них руководителей и специалистов на 3 чел., рабочих на 6 чел. Сокращение персонала наблюдается практически во всех подразделениях предприятия

Анализ уровня образования предприятия представлен в табл. 4.

Таблица 4

Уровень образования в МП «Водоканал» в 2007 -2008 годы, чел.

Наименование категорий работающих

Уровень образования

Высшее Средне -специальное Среднее (практики) Итого
2007 2008 2007 2008 2007 2008 2007 2008

1. Руководители

2. Специалисты

3. Служащие

4. Рабочие

1 1 1 1
2. Специалисты 1 1 2 2 10 7 13 10
3. Рабочие 4 4 31 25 35 29

Состав работников по образованию характеризуется следующими данными: только один специалист на предприятии имеет высшее образование , среднее специальное - имеют 4 человека, среднее образование - имеют 20 человек. Средний возраст руководителей и специалистов 35 лет. На руководящих должностях работают специалисты с большим практическим опытом работы по данному профилю, обладающие необходимыми организационными, деловыми, профессиональными и личностными качествами, умеющие принимать правильные решения.

При ведении кадровой политики МП «Водоканал» приоритеты отдаются интересам производства. Интересы работника почти не учитываются. Индивидуальный подход к работникам предприятия не является приоритетом кадровой политики.

Таблица 5

Однако это имеет как отрицательные, так и положительные черты

Отрицательные черты Положительные черты
1.Не благоприятная морально-психологическая атмосфера в коллективе. 1. Продуманность в распределении функций.
2. Бюрократизм. 2. Дисциплина.
3.Механическое, бездушное управление. 3. Оперативность и своевременность принимаемых решений.
4.Отсутствие творчества и энтузиазма в работе. 4. Повышение производительности труда.

Выбор в пользу ведения управления, направленного на производство был сделан в силу авторитарного характера руководителя предприятия.

Оплата труда работников МП «Водоканал» производилась за анализируемый период на основании Единой тарифной сетки и «Положения по оплате труда» подразделений МП «Водоканал».

Рассмотрим динамику средней заработной платы работников предприятия за последние два года.


Таблица 6

Показатели по труду МП «Водоканал» за 2006-2007гг, тыс. руб.

Показатели 2007 год 2008 год Темп роста в %
Объем реализации услуг (тыс. руб.) 8166,6 8765,0 107,3
Фонд заработной платы, тыс. руб. 3363,4 3122,5 92,8
Производительность труда (тыс. руб.) 166,66 219,12 131,5
Средняя численность работающих, чел. 49 40 81,6
Средняя заработная плата, руб. 5720,0 6505,3 113,7

Таким образом, из данной таблицы видно, что в 2008 году средняя заработная плата увеличилась на 13,7%. Увеличение объясняется повышением должностных окладов и тарифных ставок работников и сокращением численности персонала при росте объема работ, особенно по гражданским заказам. Хотя средняя численность по предприятию в 2008 году уменьшилась на 9 человек, производительность труда увеличилась на 31,5 %.

Рассмотрим показатели, характеризующие движение персонала в организации (18, с.228):

1) Оборот кадров по выбытию (отношение выбывших к среднесписочной численности работающих) в 2008г. составил 22,5%, а в 2007г. - 0%; оборот кадров по приему (отношение прибывших к среднесписочной численности работающих) в 2008г. составил 0%, и в 2007г. - 0%. Таким образом, при сравнении оборотов кадров по выбытию и приему, необходимо отметить, что на предприятии наблюдается только отток рабочих и служащих.

Оборот по выбытию 2007г. = 1/49*100=2,0%

Оборот по выбытию 2008г. = 10/40*100=25,0%

Оборот по приему 2007г. = 1/49*100= 2,00%

Оборот по приему 2008г. = 1/40*100= 2,5%

2) Сменяемость кадров (отношение меньшей величины из числа принятых или уволенных к среднесписочной численности в процентах) в 2007г. составила 2,0%, а в 2008г. - 2,5%., так как ни одного человека не было принято как в 2007г., так и в 2008г.

3) Текучесть кадров (отношение выбывших по собственному желанию и административным правонарушениям к среднесписочной численности работающих) в 2007г. составила 2,0%, а в 2008г. - 25,0%. Анализ текучести показывает, что движение кадров остается относительно стабильным, но намного выше он в 2008 году.

Анализируя данные показатели можно отметить, что в 2008 г. наблюдается тенденция к снижению численности работающих. За два года е было принято всего лишь по одному человеку, а в 2008г. уволено 8 человек по собственному желанию, 2 человека за невыход на работу (прогулы). Полученные данные сведем в табл.7.

Таблица 7

Движение кадров в МП «Водоканал» за 2007-2008гг., чел.

Показатели 2007 2008
1 Среднегодовая численность (чел.) 49 40
2 Принято в течение года (чел.) 1 1
3 Уволено в течение года (чел.) 1 10
4 Оборот кадров по выбытию (%). 2,0 25,0
5 Оборот кадров по приему (%). 2,0 2,5
6 Сменяемость кадров (%). 2,0 2,5
7 Текучесть кадров (%). 2,0 25,0

Напряжение в обеспечении предприятия трудовыми ресурсами может быть снято за счет более полного использования имеющейся рабочей силы, роста производительности труда работников, интенсификации производства, комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, внедрения новой более производительной техники. В дальнейшем, рассмотрим возрастную структуру персонала Водоканала за последние два года.

Таблица 8

Возрастная структура персонала МП «Водоканал» за 2007-2008гг (в % к численности)

Возраст 2007 год 2008 год
Моложе 18 лет 4% 5%
До 25 лет 16% 17%
До 30 лет 21% 19%
До 40 лет 12% 11%
До 50 лет 34% 36%
До 60 лет и старше 13% 13%

Увеличение численности персонала старше 50 лет обосновано тем, что они имеют большой стаж работы в системе жилищно-коммунального управления. Сегодня на рынке труда спрос превышает предложение на такие необходимые для ЖКУ профессии, как квалифицированные газосварщики, электросварщики, электрики, слесаря, машинисты насосных станций, поэтому предлагается работа специалистам-пенсионерам, имеющим опыт и высокую квалификацию. Важным показателем стабильности предприятия квалификации специалистов является показатель общего стажа у сотрудников, показатель продолжительности работы на данном предприятии и показатель продолжительности работы в данной должности.


ГЛАВА 3. Пути решения проблем организации управления предприятием

Рациональная система управления предприятием, направленная на удовлетворение потребностей потребителей - залог качественного обслуживания. Суть же рационального менеджмента заключается в том, чтобы вывести предприятия на более высокий уровень экономической эффективности производства. В уважении к личности проявляется суть гуманизма менеджмента (8, с. 235).

Проведение анализа исследования управления предприятием МП «Водоканал» позволяет сформировать следующие выводы:

1.Меняющаяся хозяйственная среда ставит и опытных руководителей предприятий перед необходимостью по-иному строить свои отношения с клиентами, персоналом предприятия, управлять ими, просчитывая все будущие шаги.

2.Если руководитель рассчитывает на процветание и успех своего дела, то должен уметь использовать в управлении те методы, формы и стиль, которые будут способствовать развитию предприятия.

Целесообразно рассмотреть предложения по совершенствованию системы управления предприятием как на поле макроэкономики государства, так и непосредственно на уровне предприятия.

Что касается макроэкономических рычагов, способных помочь предприятиям выйти из затянувшегося кризиса, то в первую очередь это наличие государственной поддержки отечественного производственного комплекса. Причем это должна быть программа, во-первых, контролируемой непосредственно Президентом РФ, во-вторых, глобальной, т.е. пронизывающей как органы федеральной власти, так и муниципальные Администрации районов и городов.

Естественно необходимым условием осуществления любой государственной программы является стабильная политическая ситуация в стране и сильная президентская власть.

Программа экономической поддержки на деле, а не только на словах должна задекларировать шаги государства для восстановления производства.

На мой взгляд, в программу должны войти следующие меры:

- предоставление льготных кредитов на пополнение оборотных средств предприятий на длительный срок. Ввести дифференцированные льготы по налогу на прибыль для банковских учреждений, осуществляющих льготное кредитование предприятий (меньше ставка по кредиту - меньше налог на прибыль)

- расширение системы госзаказов. Своевременное и неукоснительное бюджетное финансирование отдельных проектов, имеющих народно-хозяйственное значение на уровне государства, области, субъектов местного самоуправления (района, города и т.п.)

- ввести льготы по налоговым платежам на 3-5 лет, либо до достижения предприятием нормативных финансовых показателей.

- ввести льготы по платежам в местные бюджеты и внебюджетные фонды для муниципальных предприятий.

- создание инвестиционного климата в России – создание условий для того, чтобы начали снова работать сбережения населения, которое сейчас опасается доверять их банкам, реанимация фондового рынка, банковской системы и рынка банковских услуг, разработка действенного механизма по увеличению притока инвестиций в реальный сектор, обновлению оборудования и повышению эффективности и конкурентоспособности продукции.

Основными направлениями, способствующими совершенствованию структуры управления МП «Водоканал» можно назвать следующие:

1. Предлагается принять на работу в МП «Водоканал» специалиста с высшим образованием менеджера по направлению «Управление предприятием» - для внутренней и внешней организации работы с клиентами, потребителями и персоналом предприятия. Введение должности квалифицированного менеджера по управлению производством позволит проводить набор, отбор и наем более качественного персонала, что обязательно должно будет улучшить и качество предоставляемых услуг предприятием, и увеличить объем услуг, получить большую прибыль.

2. Повышение профессионализма в управлении.

Непрофессионально принятое решение ничуть не лучше слишком тесной обуви или неправильно назначенного лечения. Поэтому нужно вести работу по повышению квалификации работников. Организовать подготовку кадров, как всего управляющего персонала, так и переподготовку рабочих и служащих предприятия, для эффективного выполнения своих должностных обязанностей или производственных заданий в будущем.

3. Применение современных технологий управления.

Современные технологии предоставляют руководителю дополнительные средства, как по анализу информации, так и по процедурам выработки управленческих решений, сравнительной оценки альтернативных вариантов решений, прогнозированию и разработке сценариев ожидаемого развития ситуации.

4. Информация требует должного внимания.

Ни одно управленческое решение не может быть принято без ознакомления и анализа соответствующей информации. Недостоверная информация приводит к ошибочным решениям.

5. Принять эффективное управленческое решение не такая простая задача.

Выработка и принятие управленческого решения – сердцевина управленческой деятельности руководителя предприятия. Выработка и принятие управленческого решения невозможно без использования хорошо проанализированной информации о проблеме, по которой принимается решение, о ситуации в которой оно принимается.

6. Надо пользоваться услугами консультантов.

Сегодня уже понятно, что руководитель не обязан, да и не в состоянии, одинаково хорошо разбираться во всех областях деятельности предприятия.

7. Контроль за принятыми решениями.

Совершенствование системы контроля повысит эффективность принимаемых решений.

8. Управленческий процесс надо автоматизировать.

На столе у каждого руководителя должен стоять, по крайней мере, компьютер, который он должен уметь эффективно использовать.

Для совершенствования и оптимизации процесса управления предлагается внедрить операционную систему «1С Управление», которая является универсальной системой автоматизации деятельности предприятия. За счёт своей универсальности система «1С: Управление» может быть использована для автоматизации самых разных участков экономической деятельности предприятия: учёта товарных и материальных средств, взаиморасчётов с контрагентами, расчёта заработной платы, расчёта амортизации основных средств, бухгалтерского учёта и т. д. (21, с. 114).

Все это позволит руководству МП «Водоканал» укрепить свои позиции по управлению предприятия, позволит улучшить свои технико-экономические показатели, укреплению трудовой дисциплины, снижению издержек производства и получению максимальной прибыли, необходимой для дальнейшего развития потенциала предприятия.


Заключение

В данной курсовой работе было проанализирована организация управления МП «Водоканал», который предоставляет услуги в коммунальной сфере производства. Область производства и оказания услуг технологически едины.

В работе описана производственная структура предприятия, описаны ее основные элементы, описаны особенности управления предприятием. Рассмотрена организационная структура управления МП «Водоканал», особенности персонала организации, системы учета и контроля, информационного обеспечения и управления.

Организационная структура Муниципального предприятия является линейно-функциональной и относится к бюрократическому типу структуры управления.

Состав работников по образованию характеризуется следующими данными: один специалист имеет высшее образование, два специалиста - среднее специальное, остальные включая руководителя - практики. Средний возраст руководителей и специалистов 35лет. На руководящих должностях работают специалисты с большим практическим опытом работы по данному профилю, обладающие необходимыми организационными, деловыми, профессиональными и личностными качествами, умеющие принимать правильные решения.

При выявлении сильных и слабых сторон внутри организации, обнаружилось, что предприятие не уделяет достаточного внимания маркетинговым исследованиям, что осложняет поиск для нее необходимых рынку видов изделий и увеличивает неопределенность в будущих результатах при выпуске новых видов продукции. Так же МП «Водоканал» не использует в своей деятельности, ни рекламу, ни стимулирования сбыта. Вследствие чего рекомендовано уделять больше внимания рынку среды, проводить исследования на этом рынке. Нанять квалификационных специалистов или организовать подготовку кадров, как всего управляющего персонала, так и переподготовку рабочих и служащих предприятия, для эффективного выполнения своих должностных обязанностей или производственных заданий в будущем.

Хотя предприятие в своем роде является единственным на рынке товар и услуг в районе и у него нет пока конкурентов, но не имеет специально разработанной системы норм и правил поведения людей в организации. Следовательно, существует проблема нормирования труда.

Для совершенствования и оптимизации процесса управления было предложено внедрить операционную систему «1С Управление», которая является универсальной системой автоматизации деятельности предприятия. За счёт своей универсальности система «1С: Управление» может быть использована для автоматизации самых разных участков экономической деятельности предприятия: учёта товарных и материальных средств, взаиморасчётов с контрагентами, расчёта заработной платы, расчёта амортизации основных средств, бухгалтерского учёта и т. д.

Так же было предложено принять на работу в МП «Водоканал» специалиста с высшим образованием менеджера по направлению «Управление предприятием» - для внутренней и внешней организации работы с потребителями, клиентами и персоналом. Введение должности квалифицированного менеджера по управлению позволит проводить набор, отбор и наем более качественного персонала, что обязательно должно будет улучшить и качество представляемых услуг предприятием, и увеличить объем услуг, получить большую прибыль. Введение в штат менеджера по управлению экономически обосновано и через определенный период времени его работа повлияет на результат работы предприятия.

Решению многих задач на предприятии и призвана помочь эта работа, так как здесь раскрыта концепция управления предприятием в условиях рыночных отношений. Руководителю необходимо знать, как решать проблемы, как умело и уместно использовать соответствующие технологии и методы управления предприятием. И если умелость подразумевает практическое овладение соответствующими навыками, то под уместностью понимают адекватность используемого метода ситуации в организации.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гражданский кодекс РФ.

2. Трудовой кодекс РФ.

3. Александров Л.А., Стрыгин А.В. Анализ и проектирование организационных структур управления. - М.: МИУ, 2008.- 149с.

4. Бойдейл Т. Как улучшить управление организацией: пособие для руководителей. - М.: АО «ИНФРА - М» - АОЗТ «Премьер», 2009. - 204с.

5. Байделл Т. Как улучшить управление организацией. - М.: Инфра - М, 2008. - 401с.

6. Веснин В. Р. Основы менеджмента. М.: Элит-2000, 2007.- 464с.

7. Гудушаури Г.В. Литвак Б.Г. Управление современным предприятием. - М. , 2008. - 451с.

8. Исаев А. С. Организация управления производством - основной рычаг экономики предприятия. - Л.: Знание, 2007.- 321с.

9. Калина А. В., Конева М. И., Ященко В. А. Современный экономический анализ и прогнозирование. - К.: МАУП, 2008.- 296с.

10. Комаров Е. Организационные и дезорганизационные методы управления как составляющие организационной и дезорганизационной культуры предприятия. - М. ИНФРА- М,– 2007. -410с.

11. Коротков Э. М. Исследование систем управления: Учебник для вузов/Гос. ун-т. управления . 2-е изд. Дополненное и переработанное. - М. ДеКа, 2008.- 235с.

12. Кафидов В.В. Исследование систем управления: Учебное пособие для ВУЗов – М.: Академический проект, 2007.- 440с.

13. Кравченко Л. И. Анализ хозяйственной деятельности: Учеб. для вузов. - 5-е изд.,перераб . и доп. - Мн .; Выш.шк ., 2008. - 430 с.

14. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоурн Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 2007.- 415с.

15. Мордовин С.К. Управление человеческими ресурсами: 17 – модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации»: Модуль 1. – М.: ИНФРА–М, 2009. - 435с.

16. Справочник директора предприятия. Под ред. Лапусты М. Г. 4-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2007.-438с.

17. Сацков Н.Я., Практический менеджмент. Методы и приемы деятельности руководителя/. – Д.: Сталкер, 2008.- 210с.

18. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. М.: Инфра-М, 2008.- 435с.

19. Страхова О.А. Организационное развитие как элемент управления предприятием // Всероссийская межвузовская конференция «Управление персоналом и занятость». Спб., 2009.- 258с.

20. Травин В. В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия: Учеб – практ. пособие– 2-е изд./В.В. Травин, В.А. Дятлов. – М.: Дело, 2007.- 516с.

21. Федоров Б., Макаренко В. Внедрение информационных технологий в систему управления предприятием // Персонал Микс. – 2009. -276с.

22. Хлюнева М.В., Звезденков А.А., Верхоглазенко В.Н. Пирамида Маслоу плюс или когда бесспорное стало сомнительным // Менеджмент в России и за рубежом. – 2007. -701с.

Скачать архив с текстом документа