Органы исполнительной власти

СОДЕРЖАНИЕ: Характеристика федеральных органов исполнительной власти в РФ. Изучение функций и компетенции правительства, как органа, осуществляющего исполнительную власть. Изучение исполнительной власти г. Москвы, организации управления административными округами.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Федеральные органы исполнительной власти в Российской Федерации.

1.1 Понятие и классификация органов исполнительной власти в Российской Федерации

1.2 Правительство Российской Федерации как орган, осуществляющий исполнительную власть в Российской Федерации

Глава 2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (на примере города Москвы)

2.1 Исполнительная власть города Москвы

2.2 Организация управления административными округами

Заключение

Список нормативных актов и литературы

Приложение


ВВЕДЕНИЕ

Вопрос об исполнительной власти является одним из труднейших вопросов правовой науки. Реальные характеристики этой ветви власти отражают состояние государственности в данный момент в целом, позволяют оценить потенциал и перспективы государственно-правовых методов разрешения социальных проблем.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что органы исполнительной власти являются частью государственного аппарата и выполняют значительный объем функций государства. Органы исполнительной власти призваны осуществлять подзаконную организационно-управленческую, исполнительно-распорядительную деятельность.

Конституция Российской Федерации закрепляет, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, каждый из них самостоятелен[1] . Из этих трех ветвей власти исполнительная власть занимает особое место, об этом может свидетельствовать то большое то количество кадров и материальных ресурсов, которое задействовано в этой сфере деятельности. Деятельность исполнительной власти имеет решающее значение, так как она вырабатывает и реализует государственную политику в различных сферах жизни не только общества, но и государства.

Исполнительная власть как одна из ветвей государственной власти обладает рядом особенностей, что, безусловно, отражается на характере и определении органа исполнительной власти. Рассмотрим признаки такого органа. Орган исполнительной власти: 1)составная часть механизма(системы) исполнительной власти; 2) действует(функционирует) в сфере исполнительной власти, а не какой-то другой; 3) выступает по поручению и от имени Российского государства; 4) осуществляет деятельность исполнительного и распорядительного характера; 5) обладает собственной компетенцией, имеет свою структуру, применяет присущие ему формы и методы деятельности.[2]

Однозначного понимания системы исполнительной власти в практике и в законодательстве Российской Федерации пока не сложилось, однако важные изменения во взглядах на эту ветвь власти произошли после принятия Конституции РФ 1993 года.

Данная работа описывает структуру исполнительной власти в Российской Федерации, дает определения органов исполнительной власти на различных уровнях, раскрывает их полномочия.

Степень изученности работы. Данную тему рассматривали такие авторы как Тимофеев Н.С. «Местное самоуправление: конституционная модель и московский опыт», Козлов Ю.М., Попов Л.Л. «Административное право», Авакьян С.А. «Государственная власть и местное самоуправление в Москве», и многие другие заслуженные юристы в учебных пособиях и учебниках.

В основу положены такие методы, как общенаучный исторический, анализа, системно-структурный и другие.

Объектом моего исследования являются органы исполнительной власти Российской Федерации на современном этапе.

Предметом исследования в курсовой работе являются нормативно-правовые акты регулирующие отношения в сфере исполнительной власти.

Цель курсовой работы - комплексное, всестороннее структурно- логическое исследование основных видов органов исполнительной власти Российской Федерации после реформ 2004 года.

Задачи курсовой работы:

1. Расширить для себя понятие органа исполнительной власти;

2. Исследовать виды органов исполнительной власти в Российской Федерации;

3. Показать правовой статус органов исполнительной власти;

4. Систематизировать знания об органах исполнительной власти в

Российской Федерации.

Исходя из поставленных задач, на защиту выносятся следующие основные положения курсовой работы:

1. В структуре федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в период за 2004 год произошли значительные изменения.

2. Освещенные полномочия Правительства РФ как высшего органа исполнительной власти являются одной из основных составляющих его правового статуса.

3. Я считаю, что в современных условиях становления правового государства, определение структуры и организации управления органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации является одним из главных направлений деятельности законодательных органов в России.


ГЛАВА I ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1 ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ

Рассматриваемой проблеме-проблеме понятия и определения органа исполнительной власти (государственного управления) посвящено много трудов специалистов разных отраслей права. Надо отметить, что интерес к ней, как и вообще к теории органов государства, постоянно возрастал. Подтолкнула к разработке этой проблемы Конституция РФ 1993 года: на ее основе проводятся новые теоретические и прикладные изыскания.

Орган государства является самостоятельной структурной единицей в системе государственной власти. Он наделен гоударственно-властными полномочиями, которые необходимы для реализации функций определенной ветви государственной власти.

Орган исполнительной власти – это самостоятельная структурная единица в системе исполнительной власти, которая реализует функции государственного управления в рамках предоставленных полномочий в определенной сфере государственного ведения. Являясь частью государственного аппарата, он обладает определенной компетенцией, имеет структуру, территориальный масштаб деятельности, образуется в установленном законом или иными нормативными правовыми актами порядке. Орган исполнительной власти наделен правом выступать по поручению государства, и призван осуществлять в порядки исполнительной и распорядительной деятельности повседневное руководство хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством.

В соответствии с действующим законодательством термины «орган исполнительной власти» и «орган государственного управления» используются как равнозначные.

Органы исполнительной власти обладают административной правоспособностью и дееспособностью, которая возникает одновременно с их образованием и определением компетенции, а прекращается в связи с их упразднением. Компетенция органов исполнительной власти, их задачи, функции, права и обязанности, формы и методы деятельности находят свое выражение и закрепление в соответствующих законах, положениях и других нормативных актах.

Органы исполнительной власти являются частью государственного аппарата и выполняют значительный объем функций государства. Их главное отличие от законодательных и судебных органов заключается в назначении, содержании деятельности и методах работы. Органы исполнительной власти призваны осуществлять подзаконную организационно-управленческую, исполнительно-распорядительную деятельность. Исполнительный характер состоит в практической организации выполнения законов, иных нормативных актов и правовых предписаний. Распорядительный характер проявляется в том, что по вопросам своей компетенции органы исполнительной власти вправе принимать постановления и распоряжения, которые обязательны к исполнению всеми органами, организациями и населением на соответствующей территории.[3]

Объектом управления органов исполнительной власти являются такие сферы жизни общества как хозяйственная, социально-культурная и административно-политическая. В процессе выполнение своих задач и осуществления функций органы исполнительной власти выступают от имени государства, для чего наделены государственно-властными полномочиями. Они не только проводят в жизнь требования законов, актов Президента и других нормативных актов, но и вправе сами издавать в пределах своей компетенции акты управления, обязательные для тех, кому они адресованы, и применять меры, обеспечивающие реализацию требований актов.

Существует различные основания для классификации органов исполнительной власти. С учетом территориального масштаба деятельности органы исполнительной власти подразделяются на два уровня: федеральный и субъектов федерации. Этот признак обусловлен федеральным устройством и административно-территориальным делением Российской Федерации. К федеральным относятся: Правительство РФ, федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти. Органы исполнительной власти субъектов Федерации осуществляют свою деятельность в пределах своей территории, т.е. части территории Российской Федерации.

Существуют также межтерриториальные органы, деятельность которых может охватывать несколько субъектов (например, военные округа, пограничные округа и т.п.).

По организационно-правовым формам на федеральном уровне различают: Правительство РФ; министерство РФ; федеральная служба России; российское агентство; федеральная служба по надзору России.

В списке организационно-правовых форм исполнительной власти субъектов РФ называют правительства (советы министров); министерства; комитеты; департаменты; главные управления, управления, отделы, службы и иные органы.

По объему и характеру компетенции органы исполнительной власти подразделяются на:

а) органы общей компетенции, осуществляющие руководство на подведомственной территории всеми или подавляющим большинством отраслей управления и сфер деятельности (президентуры, правительства, администрации субъектов Федерации);

б) органы отраслевой компетенции, на которые возложено руководство отдельными отраслями управления или сферами деятельности (министерство, структурное подразделение администрации);

в) органы межотраслевой компетенции, которые ведают специальными вопросами управления, имеющими межотраслевое значение (федеральная комиссия, федеральная служба по надзору).

г) Органы внутриотраслевой компетенции руководят в рамках отраслей порученными участками работ (например, территориальные органы федеральных министерств).[4]

Существуют также и органы смешанной компетенции, т.е. сочетающие признаки органов отраслевой и межотраслевой компетенции.

По организационно-правовому статусу различают:

I. Министерство Российской Федерации-оно является центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство порученной ему отраслью управления или сферой деятельности. Министр по должности входит в состав Правительства РФ и осуществляет руководство порученной ему сферой деятельности на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство функций.

Федеральная служба, российское агентство являются центральными органами федеральной исполнительной власти, осуществляющими специальные исполнительные, контрольные, разрешительные или надзорные функции. Руководители этих органов не входят по должности в состав Правительства РФ.

Федеральная служба по надзору России осуществляет государственное нормативное регулирование вопросов обеспечения безопасности, входящих в его компетенцию, а также специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции. Руководство надзором России осуществляется на основе единоначалия его председателем, который по должности также не входит в состав Правительства РФ. В то же время в целях повышения правового статуса органов государственного надзора, усиление роли и повышения эффективности его надведомственной надзорной деятельности в условиях экономической реформы установлено, что председатель федеральной службы по надзору назначаются и освобождаются от должности Президентом РФ. Положения о федеральной службе по надзору утверждаются также Президентом РФ.

Следующим основанием для классификации органов исполнительной власти является порядок разрешения подведомственных вопросов. По этому признаку выделяют: а) коллегиальные органы управления, решающие основные вопросы на коллегиальной основе, то есть большинством голосов лиц, входящих в их состав (Правительство, федеральная комиссия); б) единоначальные органы, в которых основные вопросы решаются их руководителями (министерство, администрация субъекта федерации). Коллегиальность позволяет наиболее квалифицированно решать сложные вопросы с учетом мнения многих специалистов. Единоначалие обеспечивает оперативность руководства и повышение персональной ответственности руководителей за результаты работы органа исполнительной власти.

Классификация органов исполнительной власти проводится и по другим признакам: по порядку образования (избираемые, назначаемые); по источникам финансирования (видам бюджета) и др.

Органы исполнительной власти образуют систему, под которой понимается вертикальная связь между соподчиненными органами на основе разделения компетенции между ними. Структура этой системы обусловлена федеративным устройством государства. Она включает в себя Президента, Правительство, федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов федерации.

Соответствующие нормативные акты определяют правовое положение органов исполнительной власти как субъектов административных правоотношений.

Таким образом, орган исполнительной власти является самостоятельной структурной единицей в системе государственной власти. Он наделен гоударственно-властными полномочиями, которые необходимы для реализации функций определенной ветви государственной власти. Данные органы обладают административной правоспособностью и дееспособностью, которая возникает одновременно с их образованием и определением компетенции, а прекращается в связи с их упразднением. Компетенция органов исполнительной власти, их задачи, функции, права и обязанности, формы и методы деятельности находят свое выражение и закрепление в соответствующих законах, положениях и других нормативных актах.

1.2 ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ КАК ВЫСШИЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Правительство осуществляет государственную власть в Российской Федерации наряду с Президентом, Федеральным Собранием и судами Российской Федерации. Согласно ст. 11 федеральное Правительство осуществляет исполнительную власть Российской Федерации. Правительство Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных указов Президента Российской Федерации. Правительство Российской Федерации в своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Несмотря на то, что Конституция РФ не употребляет по отношению к Правительству термина «высший», оно тем не менее является высшим исполнительным органом государственной власти в масштабе всей страны[5] . Правовое положение Правительства определяется в Конституции РФ[6] и Федеральным конституционным законом 1997г. «О Правительстве Российской Федерации»

Правительство – это коллегиальный орган, который возглавляет единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. В его состав входят члены Правительства Российской Федерации - Председатель Правительства Российской Федерации, заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры.

За последние годы была проведена реорганизация федеральных органов исполнительной власти, в частности сокращено количество министерств с тем, чтобы они не дублировали друг друга и не вмешивались в управление сферами, не отнесенными Конституцией РФ к ведению Федерации. Была также проведена реорганизация структуры аппарата Правительства, направленная на сокращение действия отраслевого принципа и усиление функциональной направленности работы аппарата.

В результате преобразований федеральная исполнительная власть была разделена на две ступени: Правительство России и федеральные органы – министерства и иные органы.

Конституция РФ закрепляет определенный порядок формирования Правительства.

Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы и освобождается от должности Президентом Российской Федерации. Включение в Конституцию специальной статьи о порядке назначения и согласования с Государственной Думой кандидатуры Председателя Правительства связано с более сложной процедурой решения этих вопросов, а также с весьма серьезными последствиями для Государственной Думы неоднократного отклонения кандидатур на этот пост. Дело в том, что из содержания этой статьи не следует, что Президент в обязательном порядке представляет вновь избранной Государственной Думе кандидатуру главы Правительства, и полномочия Правительства автоматически прекращаются в связи с избранием нового состава парламента. В то же время обязательность досрочного роспуска Государственной Думы в случае трехкратного отклонения кандидатуры Председателя Правительства ставит депутатский корпус перед весьма ответственным выбором.

Председатель Правительства РФ освобождается от должности Президентом РФ в случае невозможности исполнения Председателем Правительства своих полномочий или по заявлению Председателя Правительства об отставке. Освобождение Председателя Правительства от должности одновременно влечет за собой отставку Правительства.

Заместители Председателя Правительства и федеральные министры назначаются ни должности и освобождаются от должности Президентом по предложению Председателя Правительства.

Правительство Российской Федерации руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность.

Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству Российской Федерации и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.

Правительство Российской Федерации для осуществления своих полномочий может создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

Правительство Российской Федерации распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти, устанавливает предельную численность работников их аппаратов и размер ассигнований на содержание этих аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

Правительство Российской Федерации устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, устанавливает размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

Правительство Российской Федерации вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов.

Правительство Российской Федерации вправе учреждать организации, образовывать координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий:

1. организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;

2. осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;

3. обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов;

4. формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;

5. реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

6. Правительство Российской Федерации по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному конституционному закону и федеральным законам.

Кроме того, Правительство Российской Федерации:

прогнозирует социально-экономическое развитие Российской Федерации, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики;

формирует мобилизационный план экономики Российской Федерации, обеспечивает функционирование оборонного производства Российской Федерации.

обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

прогнозирует социально-экономическое развитие Российской Федерации, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики;

вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации;

принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;

формирует мобилизационный план экономики Российской Федерации, обеспечивает функционирование оборонного производства Российской Федерации.

координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.

осуществляет меры по обеспечению деятельности органов судебной власти.

участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;

осуществляет необходимые меры по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации;

обеспечивает выполнение государственных целевых программ и планов развития вооружения, а также программ подготовки граждан по военно-учетным специальностям;

принимает меры по охране Государственной границы Российской Федерации;

руководит гражданской обороной.

осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики Российской Федерации;

обеспечивает представительство Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях;

а также осуществляет другие полномочия.

В соответствии с Федеральным конституционным законом Правительство в пределах своих полномочий: организует реализацию внутренней и внешней политики; осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов; реализует предоставленное ему право законодательной инициативы. В ряде случаев, если это не противоречит Конституции РФ, Правительство по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Федерации может передавать им осуществление части своих полномочий. Кроме того Правительство осуществляет полномочия, переданные ему органами исполнительной власти субъектов Федерации на основании соответствующих соглашений.

Одной из основных функций Правительства является организация исполнения федеральных законов, систематический контроль за их исполнением органами исполнительной власти всех уровней и прин6ятие необходимых мер по устранению допущенных нарушений. Данная задача предопределяет содержание и характер его полномочий, подзаконность его решений, т.е. принятие их на основе и во исполнение Конституции, федеральных законов и указов Президента.

Свои полномочия Правительство реализует посредством принятия постановлений и распоряжений по стратегическим и текущим вопросам управления, а также используя право законодательной инициативы путем разработки и внесения в Государственную Думу проектов законов, формирующих необходимую правовую базу. Активное участие Правительства в законотворческом процессе, обязательность его заключений по всем проектам, предусматривающим расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, дают возможность Правительству осуществлять возложенные на него функции и намеченную экономическую программу.

Для обеспечения деятельности Правительства и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти принятых Правительством решений образуется Аппарат Правительства. Он взаимодействует с Администрацией Президента и аппаратами палат Федерального Собрания.

В соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Правительство руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность.

Рассматривая вопрос о структуре федеральных органов исполнительной власти нельзя не уделить внимание вопросу о месте и роли федеральных министерств и иных органов исполнительной власти.

Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.

В систему федеральных органов исполнительной власти входят кроме Правительства РФ отраслевые и межотраслевые федеральные органы исполнительной власти. Их структурный состав достаточно разнообразен и в разное время включал министерства, государственные комитеты, комитеты, федеральные службы, агентства, надзоры, межведомственные комиссии и другие органы государственного управления, осуществляющие полномочия исполнительной власти. В настоящее время систему федеральных органов исполнительной власти составляют: министерства РФ, федеральные службы России, Российские агентства.

Министерство Российской Федерации – как и другие федеральные органы исполнительной власти – это самостоятельный орган системы. Он имеет центральный аппарат, реализующий функции данного органа в пределах определенной компетенции по предметной области государственного управления, которая входит в его ведение.

Министерство Российской Федерации - это «федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента РФ, деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.» Хотя традиционно министерство является органом отраслевого управления, по сути многие министерства являются межотраслевыми и распространяют свои полномочия на все другие орган, объекты управления по определенной сфере функционального характера.

Правительство назначает и освобождает от должности заместителей федеральных министров, кроме того оно вправе отменять и приостанавливать действие актов министерств.

В систему федеральных органов исполнительной власти входят и такие органы, как федеральные службы и агентства. Это органы исполнительной власти, которые осуществляют специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах ведения. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) Федеральной службы России; российское агентство – генеральный директор; федеральный надзор России – начальник федерального надзора России.

Говоря о структуре федеральных органов исполнительной власти нельзя не упомянуть о том, что для осуществления своих полномочий Правительство может создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Оно устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов исполнительной власти, размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

Подводя итог, можно сказать, что Правительство РФ – это коллегиальный орган, который возглавляет единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Систему федеральных органов исполнительной власти составляют кроме Правительства РФ отраслевые и межотраслевые федеральные органы исполнительной власти. Их структурный состав достаточно разнообразен. За прошедший год их структура значительно изменилась. В настоящее время систему федеральных органов исполнительной власти составляют: министерства РФ, федеральные службы России, Российские агентства.


ГЛАВА II ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА МОСКВЫ)

2.1 ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ ГОРОДА МОСКВЫ

В соответствие с уставом города Москвы в структуру исполнительной власти входят Правительство Москвы - высший орган исполнительной власти города Москвы, отраслевые и функциональные органы исполнительной власти города Москвы, территориальные органы исполнительной власти города Москвы- префектуры. Отраслевые органы городской исполнительной власти по распоряжению Мэра могут объединяться в комплексы городского управления.

В правительство Москвы входят: Мэр Москвы, Вице- мэр Москвы, первые заместители Мэра в Правительстве Москвы, руководитель аппарата правительства Москвы в ранге первого заместителя Мэра Москвы, заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы, министры правительства Москвы, префекты административных округов города Москвы в ранге министров правительства Москвы.

Новой редакцией Устава статус Правительства Москвы существенно изменен. Ранее Правительство являлось просто коллегиальным органом исполнительной власти, общей компетенции, который возглавлял Премьер Правительства. Премьером Правительства мог быть Мэр или (по его решению) Вице-мэр, а также иное лицо, назначенное Мэром и утвержденное в должности Думой. В настоящее время должность Премьера Правительства упразднена. В соответствии с Уставом Москвы (ст.44) Правительство Москвы возглавляет Мэр Москвы. Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность других органов исполнительной власти города Москвы.

Следует отметить, что новой редакцией Устава города Москвы в определенной мере устранены сложности, возникающие с одновременным существованием понятий «городская администрация» и «Правительство». Можно предположить, что появление этих двух терминов связано с реализацией идеи двойного статуса, приведший на уровне исполнительной власти к существованию двух названий: «городская администрация» (из сферы городского самоуправления) и «Правительство» (из сферы государственного управления). Определение Правительства как коллегиального органа не представляется удачным, так как анализ законодательства Москвы свидетельствует об организации всей системы исполнительной власти на основе жесткого единоначалия.

Законом о Правительстве установлен ряд требований, определяющих занятия и действия, несовместимые с пребыванием в Правительстве (ст. 10). Так, члены Правительства работают на постоянной основе и не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, не могут состоять членами органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено федеральным законом или если участие (на безвозмездной основе) в органах управления коммерческой организации, имеющей в уставном капитале долю средств, находящихся в ведении органов государственной власти, местного самоуправления Москвы, им не поручено Мэром.

В соответствии со ст. 11 Правительство организует работу по обеспечению конституционных прав и свобод человека и гражданина; в случае необходимости может передавать решение отдельных вопросов исполнительных органов государственной власти и городского (местного) самоуправления, входящих в его компетенцию, департаментам, главным управлениям (управлениям), комитетам и другим подведомственным ему органам исполнительной власти; осуществляет контроль за деятельностью департаментов, главных управлений (управлений), комитетов и других подведомственных ему органов исполнительной власти; принимает меры, обеспечивающие использование в полном объеме департаментами, главными управлениями (управлениями), комитетами и другими подведомственными ему органами исполнительной власти предоставленных им полномочий для выполнения возложенных на них задач и осуществления ими своих функций.[7]

Основные полномочия Правительства сгруппированы по следующим пяти направлениям (ст. 12—16): в области экономической политики, имущественно-земельных и финансовых отношений; в области городского хозяйства; в области развития города; в социальной сфере; в области международных и внешнеэкономических связей.

Суммарное количество полномочий Правительства составляет более 130.

По первым четырем направлениям образованы пять комплексов городского управления. В соответствии с распределением обязанностей между членами Правительства комплексы городского хозяйства возглавляют первые заместители Премьера Правительства[8]

В области экономической политики, имущественно-земельных и финансовых отношений Правительство осуществляет следующие полномочия: разрабатывает и реализует политику в области формирования бюджета города, внебюджетных источников финансовых средств, использования городской собственности, экономического регулирования и координации развития народнохозяйственного комплекса города; регулирует земельные отношения, процессы приватизации, обеспечение доходной базы бюджета города от продаж и аренды собственности; формирует экономические структуры города и системы экономических и правовых регуляторов, обеспечивающих переход городских предприятий на рыночные отношения (политика цен и антимонопольные меры, механизмы лицензирования видов деятельности, кредитные льготы, финансовые дотации); осуществляет контроль за эффективным управлением городской собственностью; координирует взаимодействие органов исполнительной власти города с субъектами хозяйствования, владеющими городской собственностью и использующими ее; координирует деятельность органов исполнительной власти по разработке и реализации комплексных программ развития приоритетных направлений предпринимательской деятельности; взаимодействует с субъектами рыночной инфраструктуры.

Правительство разрабатывает проект бюджета города Москвы на очередной год с учетом эффективного финансирования народнохозяйственного комплекса и социальной сферы города; вносит Мэру предложения по поправкам к утвержденному бюджету города Москвы в связи с непредвиденными изменениями в доходной базе и возникновением экстренных расходов; исполняет бюджет города Москвы в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы; разрабатывает проекты законов по введению или отмене на территории Москвы городских налогов и сборов, изменению условий их взимания и предоставлению льгот по их уплате; организует контроль за эффективным расходованием средств из бюджета города Москвы из внебюджетных и валютного фондов и другое.

Согласно законодательству Правительство формирует прогнозы социально-экономического развития города и программ Правительства на очередной год и более длительную перспективу; формирует структуру и объемы городского, отраслевого и территориальных заказов в увязке с источниками их финансового обеспечения, а также разрабатывает дополнительные меры по стимулированию деятельности субъектов малого предпринимательства, участвует в разработке федеральных целевых программ по развитию малого предпринимательства.

Совместно с территориальными органами исполнительной власти города Правительство разрабатывает и реализует целевые программы социально-экономического развития города, программы и прогнозы развития отдельных отраслей на территории административных округов за счет средств бюджета и внебюджетных фондов города Москвы; формирует финансово-экономические механизмы реализации инвестиционной политики и городских программ;

В области городского хозяйства Правительство реализует планы в области эффективного функционирования систем энергоснабжения, водообеспечения и водоотведения, дорожного хозяйства, всех видов транспорта и связи, благоустройства, озеленения, санитарной очистки города, а также инженерного обеспечения, эксплуатации и ремонта жилищного хозяйства; осуществляет меры по сохранению водного бассейна города Москвы; регулирует использование месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений; формирует и размещает городской заказ на развитие инженерной инфраструктуры и обеспечение города водой и энергоресурсами; координирует строительство новых линий метрополитена и головных инженерных сооружений; осуществляет контроль за финансированием подведомственных отраслей и предприятий городского подчинения, в том числе размещенного на них городского заказа; привлекает на добровольной, взаимовыгодной основе свободные финансовые ресурсы предприятий и организаций города, а также иностранные инвестиции для реализации проектов и программ общегородского значения; размещает городской заказ на предприятиях промышленности, в научных и учебных учреждениях города для обеспечения развития инженерной инфраструктуры.

Правительство координирует обеспечение продовольствием города, его завоз, хранение, переработку и реализацию; регулирует балансы продовольствия для населения Москвы и сырья для перерабатывающих отраслей промышленности; реализует политику в области развития и функционирования предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения всех форм собственности.

Правительство координирует деятельность и развитие промышленных предприятий, расположенных на территории города, независимо от форм собственности, содействует сохранению и увеличению производственного и научно-технического потенциала промышленности; координирует кредитно-инвестиционные механизмы поддержки промышленных предприятий города, работающих в интересах городского хозяйства; координирует работы по конверсии предприятий оборонной промышленности; в сотрудничестве с федеральными органами власти осуществляет политику сохранения и развития научно-технического потенциала города Москвы, включая научную и инновационную инфраструктуру и другие.

В области развития города Правительство разрабатывает долгосрочные инвестиционные целевые программы и перспективы сбалансированного развития города; разрабатывает долгосрочные инвестиционные прогнозы, технико-экономические обоснования концепций застройки города и отдельных территорий; проводит политику правового регулирования градостроительной деятельности; определяет приоритетные направления и источники инвестиций в реконструкцию и строительство на территории города, условия их осуществления; формирует городской инвестиционный заказ, сбалансированный с ресурсами строительных и других инвестиционных целевых городских программ; осуществляет функции городского инвестора и другие.

В социальной сфере Правительство обеспечивает комплексное социально-экономическое развитие города; разрабатывает и осуществляет в соответствии с перспективными планами развития Москвы, политику в области социальной защиты населения, здравоохранения, образования, культуры и спорта; осуществляет развитие сети учреждений социальной защиты населения, здравоохранения, образования, культуры и спорта, хозяйственное, материально-техническое обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения, здравоохранения, образования, культуры и спорта; обеспечивает развитие образования в городе, координацию деятельности организаций, предприятий и учреждений, независимо от их ведомственной подчиненности, по вопросам развития образовательной системы города, развитие системы подготовки и переподготовки педагогических кадров, взаимодействие с фундаментальной и педагогической наукой; организует работы по оказанию населению Москвы всех видов лечебно-профилактической помощи и другие.

Правительство осуществляет жилищную реформу, разработку направлений и методов деятельности органов исполнительной власти в области обеспечения граждан жилой площадью; определяет источник получения финансовых средств для выполнения работ в сфере жилищно-коммунального хозяйства льготной категории населения; организует и проводит мероприятия по реализации межрегиональных и двусторонних программ и договоров, взаимодействует с межрегиональными и международными ассоциациями, союзами и объединениями.

В области международных и внешнеэкономических связей Правительство формирует и реализует на практике собственную концепцию международных и внешнеэкономических связей, обеспечивает формирование и расходование валютного фонда города Москвы; развивает социальные, экономические, политические и культурные связи с городами других государств; участвует в работе международных организаций, деятельность которых направлена на решение проблем городского и муниципального хозяйства и муниципального управления, международного сотрудничества; координирует внешнеэкономическую деятельность территориальных органов исполнительной власти города и субъектов хозяйствования, владеющих городской собственностью, в отношениях с соответствующими зарубежными партнерами; привлекает иностранный капитал в экономику города в соответствии с приоритетами социально-экономического развития, осуществляет контроль за рациональным и эффективным использованием полученных городом иностранных кредитов;

Совместно с территориальными органами исполнительной власти города Правительство реализует инвестиционные проекты, определяет городские (территориальные) объекты, сооружение которых осуществляется за счет иностранных инвестиций или кредитов; координирует деятельность совместных (с иностранными партнерами) предприятий; решает вопросы обеспечения экономической безопасности при осуществлении территориальными органами исполнительной власти внешнеэкономической деятельности, в маркетинговых исследованиях.

Правительство осуществляет следующие иные полномочия: координирует деятельность правоохранительных органов, в том числе Главного управления внутренних дел Москвы, органов таможенного контроля, налоговой полиции, нотариата, службы безопасности, Управления юстиции и других, в целях обеспечения охраны правопорядка и безопасности населения; решает общие вопросы организации и координации деятельности добровольных дружин и иных общественных организаций, содействующих охране общественного правопорядка; создает базу мобилизационного развертывания; организует деятельность комиссии Правительства по чрезвычайным ситуациям и иных городских органов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; управляет силами экстренных служб, привлекаемых к работам при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций; обеспечивает мероприятия по исполнению законодательства в области обороны; взаимодействует с воинскими организациями, учреждениями Московского военного округа и округа ПВО, Московской военной комендатуры, Министерства обороны Российской Федерации, с организациями, регулирующими использование воздушного пространства города. Совместно с территориальными органами исполнительной власти города Правительство организует работу по охране правопорядка и безопасности;

Кроме того, Правительство обеспечивает работу городских архивов; обеспечивает эффективное применение правовых механизмов природопользования, соблюдение норм и правил, регулирующих использование природных ресурсов и качество окружающей среды, государственного контроля за соблюдением норм экологической безопасности всеми расположенными на территории города Москвы министерствами, ведомствами, промышленными предприятиями, организациями и учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, а также российскими гражданами, иностранными физическими и юридическими лицами.

Работу Правительства организует Мэр. Он руководит заседаниями, организует контроль исполнения постановлений Правительства и своих распоряжений, распределяет обязанности, представляет Правительство в отношениях с федеральными органами, субъектами РФ и в международных отношениях, с физическими и юридическими лицами.[9]

Министры Правительства назначаются из числа руководителей департаментов и иных органов исполнительной власти города.

Правительство или Мэр могут создавать постоянные и временные комиссии, советы и другие рабочие органы, занимающиеся изучением различных социально-экономических вопросов и их внесением на заседания Правительства. Комиссии и советы могут наделяться отдельными полномочиями Правительства. Комиссией или советом руководит член Правительства либо иное уполномоченное лицо. Положение о комиссии или совете утверждается Правительством или Премьером Правительства.

Заседания Правительства проходят под руководством Мэра. При его отсутствии заседания проводят Вице-мэр, первые заместители Мэра. В случае, предусмотренном п. 2 ст. 6 Закона о Правительстве, Мэр может в любой момент взять на себя руководство заседанием Правительства. Решения принимаются большинством голосов от общего числа членов Правительства.[10]

При необходимости могут проводиться совместные заседания с Правительством Московской области, коллегиями министерств и ведомств Российской Федерации.

Обеспечение деятельности Правительства осуществляет аппарат Правительства. Руководитель аппарата Правительства в ранге первого заместителя Мэра входит в состав Правительства.

Руководитель аппарата Правительства, как член Правительства, осуществляет подготовку проведения заседаний Правительства; участвует с правом решающего голоса в заседаниях Правительства, в формировании плана его работы и перечня вопросов для обсуждения; осуществляет контроль за исполнением постановлений Правительства и распоряжений Мэра; осуществляет правовое, организационное и материально-техническое обеспечение деятельности Правительства; организует обеспечение информацией о деятельности Правительства; обладает иными полномочиями, возложенными на него Мэром или Правительством.

Первые заместители и заместители Мэра в Правительстве в пределах своей компетенции издают распоряжения, имеющие обязательную силу для курируемых ими организаций.

Постановления Правительства, распоряжения Мэра Правительства, его первых заместителей и заместителей могут быть отменены или приостановлены Мэром.

Подводя итог, отмечу, что акты Правительства, имеющие нормативный характер или наиболее важное значение, издаются в форме постановлений Правительства. Решения по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме распоряжений Мэра либо распоряжений первых заместителей Мэра. Постановления Правительства подписываются Мэром или лицом, его замещающим. В отличие от федерального уровня здесь министры Правительства назначаются из числа руководителей департаментов и иных органов исполнительной власти города.

2.2 ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫМИ ОКРУГАМИ

Современная организация Московской городской администрации будет неполной без рассмотрения системы управления административными округами.

Административный округ — новый структурный элемент в управлении городским хозяйством. Если ранее, до июня 1991 г., действовала двухуровневая система управления городом «город — район», то 10 июня 1991 г. распоряжением Мэра № 47 было образовано промежуточное звено — административный округ. В настоящее время управление городом базируется на трех уровнях «город — округ — район».

Административный округ является территориальной единицей города и образуется для административного управления соответствующей территорией, координации деятельности районных Управ, находящихся на территории административного округа, территориальных подразделений отраслевых и функциональных органов городской администрации, осуществления контроля за исполнением правовых актов города. Территория административного округа включает в себя территории районов города, а также территориальные единицы с особым статусом.

Система городского управления, сложившаяся на современном этапе, свидетельствует об определенной незавершенности, несоответствии структуры и деятельности органов управления в городе с требованиями Устава. В перспективных планах совершенствования системы городского управления в центре внимания находятся процессы децентрализации управленческих функций, проблемы разграничения полномочий на всех уровнях функционирования исполнительной власти: город — административный округ — район. Развитие основ самоуправления связывается с районами. При этом ставится задача сохранения целостности городского управления и приоритета общегородских интересов. Во многом решение этой задачи обеспечивается на уровне округа. Основные направления деятельности администрации округа организационно связаны с городскими комплексами управления. Обеспечение жизнедеятельности города достигается организацией скоординированной работы по всем трем уровням: город — округ — район, по одним и тем же направлениям деятельности. В равной степени реализуются как идеи деконцентрации (на территории округа функционируют территориальные органы городских органов исполнительной власти, не подчиненные префекту), так и идеи децентрализации (в штаты префектур передаются городские территориальные органы, префектурам передаются управленческие функции от департаментов и комитетов Правительства Москвы). Проводится политика переподчинения объектов городской собственности, прежде всего в социальной сфере.[11]

Распределение полномочий по уровням управления осуществляется по следующей схеме: департаменты и комитеты Правительства Москвы, чьи функции распространяются на территориальные органы исполнительной власти (департаменты муниципального жилья, инженерного обеспечения, образования, здравоохранения, потребительского рынка и услуг, продовольственных ресурсов, комитеты по культуре, физической культуре и спорту, по делам семьи и молодежи, социальной защиты), разрабатывают городскую политику по соответствующему направлению, осуществляют контроль за ее реализацией, осуществляют подготовку и переподготовку кадров, методическую работы. В их ведении сохраняются вопросы и объекты городского значения, организация и проведение городских мероприятий.

Вопросы, которые могут решаться на уровне округа, передаются в ведение префектов вместе с соответствующим финансированием, материальным обеспечением и штатами. Префекты административных округов осуществляют переданные Мэром полномочия городской администрации на соответствующих территориях, исполнительно-распорядительную, координирующую и контрольную деятельность, обеспечивающую жизнеобеспечение населения округа, решение вопросов окружного значения, организацию и проведение окружных мероприятий.

На уровне административного округа, как части территории города, действуют органы исполнительной власти — префектуры. Это органы территориального управления Правительства Москвы. Возглавляет префектуру префект, который в соответствии со ст. 46 Устава Москвы является должностным лицом городской администрации, осуществляющим исполнительно-распорядительную, координирующую и контрольную деятельность, направленную на жизнеобеспечение населения округа, решение вопросов окружного значения, организацию проведения окружных мероприятий.

Префекты назначаются на должность и освобождаются от должности Мэром на основе единоначалия и осуществляют на территории округа переданные Мэром полномочия городской администрации. Префекты входят в состав Правительства Москвы по должности. Главная задача, поставленная перед префектами, — обеспечение практической реализации политики Мэра и Правительства Москвы на территории округа, свидетельствует о стремлении обеспечить жесткую вертикаль власти в городе. Следует отметить, что фактически в непосредственном подчинении префекта находятся руководители районов, деятельность которых он координирует и контролирует.

Основными нормативными актами, определяющими систему управления административными округами, направления деятельности и полномочия префекта, являются постановление Правительства Москвы от 9 января 1996 г. № 23-ПП «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы городского управления» и распоряжение Мэра от 17 марта 1997 г. № 220-РМ, которым была утверждена новая редакция положения об административном округе в г. Москве.

К функциям префектов относятся осуществление управления социально-экономическим развитием округа, финансовыми ресурсами округа: разработка предложений по управлению округом, планов и программ социально-экономического развития, координация деятельности окружных органов управления.

Определяющим в деятельности префекта являются обеспечение выполнения постановлений, указов и распоряжений Мэра и Правительства г. Москвы; практическая реализация политики городской исполнительной власти по проблемам отраслей городского хозяйства, экологии, антикризисных мероприятий, поддержание законности и правопорядка, защита права граждан и т. д.

Префект является официальным представителем округа во взаимоотношениях с федеральными и городскими органами власти, участвует во внешнеэкономических связях. По поручению Правительства Москвы участвует в заключении договоров со странами СНГ и регионами Российской Федерации на поставку продовольственных ресурсов в г. Москву.

Префект возглавляет администрацию административного округа на принципах единоначалия. Распоряжения префекта являются правовыми актами г. Москвы и обязательны для предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории округа, граждан, проживающих в округе, а также территориальных подразделений главных управлений, управлений, департаментов и комитетов. Распоряжение или приказ префекта могут быть отменены или приостановлены Мэром Москвы или признаны недействительными по решению суда.

Полномочия префекта, установленные Положением, свидетельствуют о том, что на уровне округа обеспечивается весь объем работ по организации исполнения решений городской администрации, по обеспечению жизнедеятельности многих сотен тысяч населения.[12]

Префект для решения задач, стоящих перед ним в сфере исполнительно-распорядительной, координирующей и контрольной деятельности, наделен весьма обширными полномочиями.

Анализ Положения об административном округе позволяет сделать вывод о том, что полномочия префекта в основном направлены на организацию управления округом в соответствии с комплексами городской системы управления. Непосредственно работу по этим направлениям ведут заместители префекта.

1. По комплексу экономической политики и развития префект разрабатывает и представляется на утверждение Правительства Москвы концепцию социально-экономического развития административного округа и отдельных целевых программ и организует их реализацию; координирует деятельность глав Управ в части разработки концепций и годовых программ социально-экономического развития территорий районов и контролирует ход их выполнения; вносит предложения в Правительство Москвы по совершенствованию экономической и налоговой политики, а также по применению других экономических стимулов и санкций с учетом предложений глав Управ и подведомственных организаций, находящихся на территории округа; участвует в разработке предложений по совершенствованию системы местных налогов и сборов и другим доходным источникам;

2. По комплексу городского хозяйства префект разрабатывает и вносит на рассмотрение Правительства Москвы предложения по установлению и изменению правил деятельности предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, улучшению всех форм обслуживания граждан, лицензированию отдельных видов деятельности, разрабатывает предложения по совершенствованию деятельности предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения; изучает спрос и конъюнктуру потребительского рынка на территории административного округа. Префект распределяет между оптовыми специализированными торговыми предприятиями кредитные ресурсы, выделяемые в распоряжение префектур для закупок картофеля и плодоовощной продукции, контролирует их целевое использование.

3. По комплексу архитектуры, строительства, развития и реконструкции города префект координирует деятельность организаций по разработке градостроительных концепций социально-экономического развития (программ градостроительного развития) территории административного округа и представляет их на утверждение Правительству Москвы.

4. По комплексу имущественно-земельных отношений префект принимает решения по отводу и изъятию свободных земельных участков под строительство в соответствии с градостроительной концепцией, утвержденной Правительством Москвы по объектам развития инфраструктуры АО; и другие.

5. По комплексу социальной сферы префект проводит жилищную политику Правительства Москвы на территории административного округа; обеспечивает выполнение жилищных программ на территории административного округа; по представлению глав Управ осуществляет учет потребностей населения округа в жилой площади; распределяет жилую площадь, строящуюся по заказу Правительства Москвы, между районами; содействует привлечению инициативных средств населения для жилищного строительства и другие.

Префекту предоставлены обширные контрольные полномочия. Он контролирует исполнение территориальными подразделениями, а также предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, законодательства Российской Федерации и правовых актов города Москвы по вопросам, относящимся к его компетенции. Во взаимодействии с органами городской администрации префект координирует и направляет деятельность структурных подразделений городских инспекций, а также контрольных органов города, действующих в административном округе, целевое и рациональное расходование учреждениями, предприятиями, организациями, находящимися в ведении административного округа, бюджетных и внебюджетных средств города. Префект проводит не реже чем два раза в год балансовые комиссии, принимает отчеты глав Управ и окружных служб по расходованию бюджетных и внебюджетных средств.

Деятельность префекта подконтрольна органам власти города и населению. Прокуратура г. Москвы осуществляет надзор за соблюдением законности в деятельности префекта и должностных лиц префектуры. Распоряжения или приказы префекта могут быть отменены или приостановлены Мэром Москвы или признаны недействительными по решению суда.

Московская городская Дума вправе выразить недоверие префекту как должностному лицу городской администрации в порядке, установленном законом г. Москвы.

Префект информирует население административного округа о деятельности Правительства Москвы, префектуры, глав Управ на встречах с населением, а также через печать, радио, телевидение и иные средства массовой информации. Он привлекает местную печать и кабельное телевидение к обсуждению проблем округа и разъяснению экономической и социальной политики органов государственной власти и районных Управ.

Таким образом, изложенные выше полномочия свидетельствуют, что на уровне административного округа статус префекта аналогичен статусу Мэра на уровне города, а вся система исполнительной власти подчинена одному центру и построена на принципе единоначалия. Наличие среди полномочий префекта значительного количества направлений деятельности, требующих объединения усилий городских, территориальных и муниципальных органов (своеобразное совместное ведение или совместная компетенция), создает возможность, с одной стороны, разрабатывать городские программы с учетом предложений территориальных и муниципальных органов, с другой стороны, уже при подготовке этих предложений руководствоваться общегородской политикой.

Наличие системы делегирования полномочий Мэром — префектам и префектам — главам районных Управ обеспечивается соответствующей ответственностью по вертикали управления.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Поставленные перед курсовой работой цели считаю достигнутыми. Мною было проведено полное комплексное структурно-логическое исследование системы федеральных органов исполнительной власти.

В России решены далеко не все проблемы, связанные с созданием эффективного и действенного механизма государственной власти, отвечающего требованиям успешного развития страны. Хотя надо отметить, что по мере реформирования государственных институтов шаг за шагом создается законодательная база, укрепляется федеративная система власти - от центральных исполнительных органов до региональных и муниципальных образований.[13]

В процессе написания курсовой работы были решены задачи: показано понятие органа исполнительной власти, исследованы виды органов исполнительной власти в Российской Федерации с учетом изменений в структуре федеральных органов исполнительной власти в 2004 году, показан правовой статус органов исполнительной власти.

Поиски оптимальной для данных условий структуры и функций исполнительной власти идут уже давно. Однако неоднократные попытки сокращения численности аппарата управления, слияния и разделения ведомств не сделали правительство и его органы ни более компактными, ни более эффективными. За последние 12 лет более 200 раз создавались, ликвидировались, перестраивались те или иные органы федерального уровня, перестраивались их функции.

В целом можно сказать, что деятельность системы управления всех уровней формируется и организуется эмпирически, методом проб и многочисленных ошибок.

По положениям, выносимым на защиту:

По первому положению: «В структуре федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в период за 2004 год произошли значительные изменения».

За 2004 год в структуре федеральных органов исполнительной власти произошли существенные изменения. Данные изменения были связаны с тем, что Президент Российской Федерации поставил задачи по реорганизации отдельных видов федеральных органов исполнительной власти. Цель этой реорганизации заключалась в том, чтобы внести четкое распределение функций органов исполнительной власти, тем самым исключить дублирование функций между этими органами. Деятельность органов исполнительной власти характеризовалась слабой исполнительской дисциплиной при реализации уже принятых обязательств, законодательных актов и решений. Не было полной ясности и в том, кто за что и как несет ответственность в решении основных проблем социально – экономического развития. В результате реорганизации отдельные федеральные органы исполнительной власти исчезли, а часть из них была видоизменена. В частности исчезли комитеты, ведомства, а, например, федеральный надзор заменила федеральная служба по надзору. Таким образом, хочу отметить положительные тенденции в развитии законодательной базы, регулирующей отношения в сфере организационно – управленческой и исполнительно – распорядительной деятельности.

По второму положению : «Освещенные полномочия Правительства РФ как высшего органа исполнительной власти являются одной из основных составляющих его конституционного и правового статуса».

Конституционный статус является базовым, изначальным для возникновения, становления и развития административно – правового статуса этого ведущего органа исполнительной власти, играющего громадную роль в руководстве и управлении всеми важнейшими сферами и отраслями (областями) общественной жизни России. Правовое положение Правительства Российской Федерации определено федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года. Данный закон и определяет правовой статус Правительства Российской Федерации. Он определяет перечень полномочий, но изначально полномочия закреплены в Конституции Российской Федерации в главе 6.

По третьему положению: « Я считаю, что в современных условиях становления правового государства, определение структуры и организации управления органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации является одним из главных направлений деятельности законодательных органов в России».

Безусловно, осуществление исполнительной власти – вопрос не второстепенный. Это связано с тем, что исполнительная власть осуществляет исполнение решений, принятых как им самим, так и органами законодательной власти. От деятельности этих органов зависит в какой – то мере и безопасность государства и его благосостояние. Для того чтобы эти органы успешно действовали, не было дублирования функций и четко прописывались полномочия необходимо именно на уровне законодательной власти закрепить и структуру, и порядок организации органов исполнительной власти.


СПИСОК НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные акты:

1.Конституция Российской Федерации 1993 г.

2.Фелеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 год N 2-ФКЗ.

3.Структура Федеральных органов исполнительной власти (в редакции указов Президента РФ от 28.07.2004 г. № 976, от 13.09.2004 г. № 1168).

4.Закон города Москвы от 13 июля 2001 г. №32, Устав города Москвы.

Комментарии к нормативным актам:

Мирошникова В.А. Комментарии к Конституции РФ. М.,1997 г.

Учебная и научная литература

1.Габричидзе Б.Н.,ЕлисеевБ.П. Российское административное право. М.,1988.

2.Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г., Ким-Кимэн А.Н. Административное право: Учебник.- М.: ТК Велби, издательство Проспект,2004.

3.Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. Часть I.Сущность и основные институты административного права. Учебник. - М. «ТЕИС», 1994.

4.Авакьян С.А Государственная власть и местное самоуправление в Москве.- М.:Издательство МГУ, 2001.

Периодическая печать:

1.Мильнер Б.Н. Исполнительная власть: принципы организации и управления// Вопросы экономики № 7, 2002 г. С. 94

2.Журнал Вестник границы России № 3. Конституционные основы органов государственной власти. С. 72.


[1] Конституция Российской Федерации 1993 г., ст.10

[2] Габричидзе Б.Н.,ЕлисеевБ.П. Российское административное право. М.,1988.С.49

[3] 1.Журнал Вестник границы России № 3 Конституционные основы органов государственной власти. С. 72.

[4] Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. Часть I.Сущность и основные институты административного права. Учебник. - М. «ТЕИС», 1994. C 112.

[5] ФКЗ «О Правительстве РФ» от 17 декабря 1997 год N 2-ФКЗ

[6] Конституция РФ, глава 6

[7] Авакьян С.А. Государственная власть и местное самоуправление в Москве. М.:Издательство МГУ, 2001. С 107.

[8] Распоряжение Мэра от 20 марта 2000 г. № 298-РМ «О распределении обязанностей между членами Правительства Москвы» (в ред. распоряжений Мэра Москвы от 18 апреля 2000 г. № 421-РМ, от б мая 2000 г. № 491-РМ, от 24 мая 2000г. № 551-РМ).

[9] Устав города Москвы от 13 июля 2001 г. №32, глава 7, ст.41

[10] Государственная власть и местное самоуправление в Москве: Учебное пособие/ Под ред. Авакьяна С.А.- М.:Издательство МГУ, 2001. С 117.

[11] Государственная власть и местное самоуправление в Москве: Учебное пособие/ Под ред. Авакьяна С.А.- М.:Издательство МГУ, 2001. С 119.

[12] Государственная власть и местное самоуправление в Москве: Учебное пособие/ Под ред. Авакьяна С.А.- М.:Издательство МГУ, 2001. С 121.

1.Мильнер Б.Н. Исполнительная власть: принципы организации и управления// Вопросы экономики № 7, 2002 г. С. 94

Скачать архив с текстом документа