Профессиональная организация бухгалтеров Союз бухгалтеров Казахстана

СОДЕРЖАНИЕ: Профессиональная организация бухгалтеров «Союз бухгалтеров Казахстана» была аккредитована в Министерстве финансов РК. На основании приказа Министра финансов РК от 17 февраля 2009 года № 70 была аккредитована первая профессиональная организация бухгалтеров «Союз бухгалтеров Казахстана» (далее – Союз), что подтверждено свидетельством об аккредитации № 1, подписанным Министром финансов РК Б.

Профессиональная организация бухгалтеров «Союз бухгалтеров Казахстана» была аккредитована в Министерстве финансов РК.

На основании приказа Министра финансов РК от 17 февраля 2009 года № 70 была аккредитована первая профессиональная организация бухгалтеров «Союз бухгалтеров Казахстана» (далее – Союз), что подтверждено свидетельством об аккредитации № 1, подписанным Министром финансов РК Б. Б. Жамишевым. Свидетельство выдано сроком на пять лет и действует на всей территории Республики Казахстан. 23 февраля 2009 года в г. Астане свидетельство об аккредитации было вручено заместителю председателя Правления Союза Н. Е. Левченко и исполнительному директору Союза А.Х. Валиевой. «Мы считаем, что аккредитация первой профессиональной организации в Казахстане – это еще один шаг вперед на пути успешного сотрудничества государства и профессиональных организаций», - заявила Ж. Н. Айтжанова, директор департамента развития бухучета, аудиторской деятельности и финансового контроля Министерства финансов РК. Что дает аккредитация профессиональной организации и ее членам? Обеспечивает доверие уполномоченного органа, профессиональной общественности к аккредитованной организации и ее деятельности. Предоставляет уверенность членам Союза в высоком качестве услуг профессиональной организации, признанной уполномоченным органом. Гарантирует Союзу участие в работе Консультативного органа при МФ РК, т. е. возможность активно влиять на: совершенствование законодательства РК по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности; разработку методических рекомендаций по применению стандартов финансовой отчетности; разработку национальных стандартов финансовой отчетности и методических рекомендаций к ним; взаимодействие с международными организациями в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Что дает аккредитация государству? Гарантирует высокое качество услуг, предоставляемых аккредитованной профессиональной организацией и ее членами в соответствии с законом РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» и Правилами аккредитации профессиональных организаций бухгалтеров и организаций по профессиональной сертификации бухгалтеров. Обеспечивает защиту интересов бухгалтеров в вопросах качества услуг, предоставляемых членами аккредитованной профессиональной организации. О Союзе бухгалтеров Казахстана Союз с 2004 года ведет активную работу по содействию политике развития бухгалтерского учета в стране, повышению профессиональной квалификации бухгалтеров, продвижению высоких стандартов профессиональной деятельности. Членами Союза являются физические и юридические лица, в соответствии с уставом. В настоящее время Союз объединяет более 600 бухгалтеров РК в качестве действительных и ассоциированных членов. Председателем Правления Союза является Л. Г. Продан, аудитор, кандидат экономических наук, доцент, бухгалтер с огромным стажем практической работы. Союз является активным членом Национальной экономической палаты Казахстана «Союз «Атамекен», Ассоциации налогоплательщиков Казахстана и действительным членом Евразийского совета сертифицированных бухгалтеров и аудиторов (ЕССБА). Совместно с НЭПК «Союз «Атамекен» и Ассоциацией налогоплательщиков Казахстана Союз участвует в разработке и усовершенствовании законодательных актов РК, проведении мероприятий, направленных на защиту прав предпринимателей и налогоплательщиков. Являясь действительным членом ЕССБА, Союз поддерживает развитие двухуровневой русскоязычной программы профессиональной сертификации бухгалтеров CIPA (сертифицированный международный профессиональный бухгалтер) и ходатайствует о выдаче сертификатов «Сертифицированный бухгалтер-практик» (CAP) и «Сертифицированный международный профессиональный бухгалтер» (CIPA) для своих членов при соответствии всем квалификационным требованиям. В течение всего года Союз активно работал с Министерством финансов РК по проведению аккредитации, понимая огромное значение данного события для членов своей организации. Процесс работы над документами был двусторонним и требовал значительных усилий с обеих сторон. Прецедента создания профессиональных организаций бухгалтеров в Казахстане до недавнего времени не было, поэтому приходилось обращаться к первоисточникам, изучать международный опыт. Результат – получение аккредитации в Министерстве финансов РК. Профессиональная организация бухгалтеров «Союз бухгалтеров Казахстана» благодарит всех партнеров, членов за поддержку и активную работу! Приглашаем бухгалтеров и бухгалтерские организации к активному сотрудничеству! Наши координаты: 050012, Республика Казахстан, г. Алматы, ул. Толе би, 89. Тел: +7 (727) 258-50-89, 258-50-90, факс: +7 (727) 258-50-83, вэбсайт www.grossbuh.kz; union@grossbuh.kz; union_info@grossbuh.kz

О Государственной программе развития и совершенствования бухгалтерского учета и аудита в Республике Казахстан на 1998-2000 годы

Указ Президента Республики Казахстан от 28 января 1998 г. № 3838

В соответствии со статьей 44 Конституции Республики Казахстан и в целях реализации Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, О бухгалтерском учете ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить Государственную программу развития и совершенствования

бухгалтерского учета и аудита в Республике Казахстан на 1998 - 2000 годы

(прилагается).

2. Правительству Республики Казахстан в трехмесячный срок утвердить

мероприятия по реализации данной Программы.

3. Акимам областей, городов Акмолы и Алматы обеспечить выполнение

Государственной программы развития и совершенствования бухгалтерского

учета

и аудита в Республике Казахстан на 1998 - 2000 годы.

4. Настоящий Указ вступает в силу со дня подписания.

Президент

Республики Казахстан

Утверждена

Указом Президента

Республики Казахстан

от 23 января 1998 г. № 3838

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ И

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

И АУДИТА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

НА 1998 - 2000 ГОДЫ

Раздел I. Введение

Государственная программа развития и совершенствования бухгалтерского учета и аудита в Республике Казахстан на 1998 - 2000 годы (далее - Программа) разработана в целях реализации Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, от 26 декабря 1995 года N 2732 О бухгалтерском учете, определившего законодательные основы формирования бухгалтерской информации и представления финансовой отчетности. Основными направлениями Программы являются разработка единой методологической концепции развития бухгалтерского учета и аудита, включающей в себя стандарты бухгалтерского учета и вопросы компьютеризации такого учета, проблемы развития внутреннего контроля, независимого аудита, создания института профессиональных бухгалтеров, а также вопросы международного сотрудничества в области бухгалтерского учета и аудита.

Концепция развития бухгалтерского учета и аудита должна определять основу бухгалтерского учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, правила и подходы к формированию, представлению и публикации финансовой отчетности, способствовать интеграции системы бухгалтерского учета республики в международную систему, а также координации этой системы на уровне стран Содружества Независимых Государств.

Совершенствование методологии первичного учета это один из рычагов внедрения международных правил учета. В плановой экономике статистическая информация формировалась и основывалась только на данных первичного бухгалтерского учета.

В то же время реформирование статистики на основе признанной международной практикой методологии требует отказа от прежних методов применения данных первичного учета, оставляя за государством право определять минимальные требования к формам первичной документации.

При этом немаловажную роль выполняет аудит, который призван подтвердить всем пользователям достоверность представленной финансовой отчетности.

Необходимость разработки Программы связана также с тем, что в переходный период определение государственной политики в области бухгалтерского учета и аудита для субъектов разных форм собственности следует осуществлять под контролем государства, в связи с чем требуется разработка и утверждение соответствующих стандартов бухгалтерского учета для названных субъектов.

По мере развития рыночных инструментов, повышения квалификации специалистов в области бухгалтерского учета и аудита, разработки теоретических основ, становления профессиональных союзов и ассоциаций бухгалтеров, стабилизации экономики, роста производства и благосостояния населения произойдет передача некоторых функций по регулированию вопросов бухгалтерского учета и аудита от государственных органов к профессиональным негосударственным организациям.

Раздел II. Цели и задачи Программы

Основной целью Программы является обеспечение разработки и внедрение новой системы бухгалтерского учета, отвечающей требованиям радикальных экономических преобразований, расширения международных связей и интеграции Республики Казахстан в мировое сообщество, обеспечивающих субъектов необходимой финансовой информацией, ориентированной на пользователей, а также повышение профессионализма специалистов в области бухгалтерского учета и аудита.

Для реализации этих целей предусматривается решение следующих задач:

выполнение комплекса работ по развитию и совершенствованию

бухгалтерского учета и аудита, а также ускорение перехода к новой системе

бухгалтерского учета в Республике Казахстан;

совершенствование подходов к сущности и целям бухгалтерской

информации,

проведение исследований, анализ состояния и организации бухгалтерского

учета субъектов;

обеспечение разработки и принятия нормативных правовых актов по

вопросам бухгалтерского учета и аудита;

обеспечение контроля за соблюдением законодательных и других

нормативных правовых актов в сфере бухгалтерского учета и аудита;

осуществление мероприятий по переподготовке и повышению квалификации

профессиональных бухгалтеров и аудиторов в соответствии с требованиями

рыночной экономики;

сертификация бухгалтеров и аудиторов;

лицензирование аудиторской деятельности;

формирование новых требований к бухгалтерской профессии;

определение базовыми данных бухгалтерского учета для целей

налогообложения.

Раздел III. Концепция развития бухгалтерского учета и аудита

Глава 1. Общие положения

Комплексный пересмотр всей системы учета и отчетности в Республике Казахстан, развитие и совершенствование ее в соответствии с международными правилами должны сочетаться с максимальным использованием многолетнего опыта и сохранением тех методов, инструментов и методологических решений, которые не только не противоречат мировой практике, но и обогащают ее.

На первом этапе разработки и внедрения новой системы бухгалтерского учета и аудита, основанной на международной практике, осуществлен комплекс мероприятий, наложивший основы для перехода к стандартам бухгалтерского учета и аудита.

Так, в первую очередь был разработан и принят Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, О бухгалтерском учете, который призван решать важные вопросы, связанные с методологическими, организационными, юридическими и другими основами новой системы бухгалтерского учета и аудита.

Разработаны и утверждены концептуальная основа для подготовки и представления финансовой отчетности, двадцать общих стандартов бухгалтерского учета, генеральный план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности субъектов.

Аудиторская деятельность в настоящее время регулируется Законом Республики Казахстан Об аудиторской деятельности в Республике Казахстан, принятым в 1993 году. С учетом международных требований и четырехлетнего опыта регулирования аудиторской деятельности данным Законом появилась объективная необходимость внесения в него принципиальных изменений, касающихся определения понятия аудиторской деятельности, основных принципов этой деятельности, утверждения нормативных правовых актов в области аудита, а также организации аттестации и лицензирования аудиторской деятельности.

Разработка и внедрение стандартов бухгалтерского учета, генерального плана счетов бухгалтерского учета, новых компьютерных учетных технологий повлечет за собой пересмотр альбома унифицированных форм первичной учетной документации. При этом следует разработать и утвердить минимальные требования, предъявляемые к составлению первичной учетной документации, и в дальнейшем организовать работу по внедрению документов первичного учета в организациях.

Последовательная разработка внутренне логичной системы стандартов бухгалтерского учета и аудита обеспечит соответствие общей учетной системы Казахстана требованиям и особенностям экономики переходного периода.

Для этого необходимо:

определить концептуальные вопросы развития бухгалтерского учета и аудита как основ обеспечения формирования финансовой информации и подтверждения ее достоверности, направленных на удовлетворение общих запросов пользователей;

построить систему стандартов бухгалтерского учета и рекомендаций, определяющих организацию и методологию бухгалтерского учета, финансовой отчетности, аудита, тем самым ликвидировав разрыв в понимании учетной и отчетной информации отечественными и зарубежными специалистами;

разработать стандарты аудита, определяющие организацию и методологию аудита в соответствии с международными требованиями.

Исходя из названных целей, следует:

разработать концепцию теории (основ) бухгалтерского учета и аудита;

концепцию финансового и управленческого учета.

Вместе с тем, бухгалтерский учет и аудит должен развиваться в следующих направлениях:

бухгалтерский учет в предпринимательстве;

бухгалтерский учет в организациях, содержащихся за счет средств бюджета;

бухгалтерский учет в некоммерческих организациях;

внутренний контроль и независимый аудит;

компьютеризации бухгалтерского учета.

Глава 2. Бухгалтерский учет в предпринимательстве

Часть 1. Общие положения

Состояние дел

В целях определения наиболее приемлемой модели бухгалтерского учета для республики были изучены системы бухгалтерского учета экономически развитых стран мира.

Исходя из того, что в нашей стране происходит становление рыночной экономики, основанной на государственной и частной собственности, учитывая, что основным источником оборотных средств для хозяйствующих субъектов будут инвестиции, а также принимая во внимание возможность субъектов самостоятельно выходить на мировой рынок, наиболее подходящей моделью для развития экономики Казахстана является модель бухгалтерского учета, в основе которой лежат Международные стандарты бухгалтерского учета. Комплекс мероприятий, заложивший основы для перехода к таким стандартам бухгалтерского учета, в Казахстане создан. Вместе с тем, необходимо дополнительно разработать стандарты бухгалтерского учета, отражающие особенности отраслей экономики страны.

Становление и развитие фондового рынка, проведение приватизации, санирования несостоятельных хозяйствующих субъектов и многие другие аспекты хозяйствования ставят вопросы приведения качества финансовой информации в соответствие с финансово-экономическими интересами субъектов рынка.

Также, в целях реализации специальной программы поддержки малого

бизнеса и оказания ему всемерной помощи необходимо разработать процедуры

бухгалтерского учета, позволяющие упростить систему учета и

налогообложения.

Цель

Необходимо создать единую методологическую концепцию бухгалтерского

учета, разработать стандарты бухгалтерского учета, позволяющие объективно

оценить результаты финансово-хозяйственной деятельности организации и

составить достоверную финансовую отчетность.

Основные мероприятия

Развитие и совершенствование бухгалтерского учета требует

дополнительно к концептуальной основе формирования финансовой информации и

стандартам бухгалтерского учета разработать стандарты бухгалтерского учета

для:

субъектов частного сектора;

предприятий государственного сектора.

Концепция стандартов бухгалтерского учета и аудита и методических рекомендаций должна исходить из комплекса основных понятий и правил учета, включающих:

ключевые определения, относящиеся к данному стандарту, их экономическое содержание и конкретизацию применительно к учету и отчетности;

содержание стандарта, отражающее методологию учета и формирования финансовой отчетности, на основании:

- документирования хозяйственных операций, их текущего наблюдения, измерения и регистрации;

- применения общих правил систематизации и обобщения учетной информации;

- формирования выходной информации на счетах бухгалтерского учета в разрезах, предусмотренных финансовой отчетностью;

- раскрытия отчетности для непосредственного использования ее работниками бухгалтерии и управленческим персоналом субъекта и другими потребителями;

- процедур, подтверждающих достоверность финансовой информации, отраженной в финансовой отчетности.

Исходя из видоизменения принципов обработки первичных документов, увеличения потока хозяйственных операций, возникает необходимость полной компьютеризации бухгалтерского учета. Одновременно следует пересмотреть документы первичного учета в соответствии с требованиями реформированной системы бухгалтерского учета.

Часть 2. Стандарты бухгалтерского учета субъектов частного сектора

Стандарты бухгалтерского учета, определяющие методологию учета коммерческих организаций:

нематериальные активы (затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, интеллектуальная собственность и др);

затраты по займам;

стандарты по отражению непредвиденных событий и событий хозяйственной деятельности, происходящие после даты балансового отчета;

стандарты учета государственных субсидий;

стандарт учета при реорганизации юридических лиц;

специализированные стандарты бухгалтерского учета, отражающие отраслевые особенности и специфику деятельности (учет в сельском хозяйстве, финансовых организациях) и другие.

Стандарты бухгалтерского учета, определяющие методологию учета в некоммерческих организациях:

методология бухгалтерского учета в некоммерческих организациях идентична учету в государственных предприятиях, поскольку основная модель бухгалтерского учета в таких организациях изолирована для каждого фонда, отсюда нет необходимости физически разделять активы и обязательства;

система бухгалтерского учета при использовании соответствующим образом закодированного плана счетов обеспечивает ведение автономного бухгалтерского учета для каждого фонда без разделения чистых активов каждого фонда. Доходы и расходы некоммерческих организаций учитываются по методу, соответствующему цели финансовой отчетности. Для этого необходимо разработать такие стандарты, которые бы отражали специфику учета деятельности некоммерческих организаций.

Стандарты бухгалтерского учета, определяющие методологию учета индивидуального предпринимательства.

Для облегчения формирования финансовой информации в сфере индивидуального предпринимательства необходимо значительно упростить порядок отражения хозяйственных операций в учетной документации и сократить ее объем. Для чего необходимо разработать стандарты бухгалтерского учета и методические рекомендации к ним с учетом следующих положений:

предоставления права выбора ведения упрощенной формы бухгалтерского учета, исходя из потребностей своего производства и управления, его объема и численности работников при соблюдении общих требований в учетной политике;

единой методологической основы (принцип двойной записи);

взаимосвязи данных аналитического и синтетического учета;

сплошного отражения всех хозяйственных операций в регистрах на основании первичных учетных документов;

накапливания и систематизации данных первичных документов в разрезе показателей, необходимых для составления бухгалтерской отчетности;

разработки рабочего плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности субъекта на основе генерального плана счетов бухгалтерского учета, позволяющего вести учет активов, обязательств, собственного капитала применительно к потребностям малого бизнеса.

Часть 3. Стандарты бухгалтерского учета государственных предприятий

В соответствии с законодательством республики государственные предприятия подразделяются на предприятия:

основанные на праве хозяйственного ведения;

основанные на праве оперативного управления (казенное предприятие).

Предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, должны руководствоваться общими стандартами бухгалтерского учета, а также специализированными стандартами бухгалтерского учета, отражающими особенности деятельности таких субъектов.

Казенные предприятия могут использовать как стандарты бухгалтерского учета предприятий частного сектора, так и стандарты бухгалтерского учета государственных предприятий.

Система стандартов бухгалтерского учета в государственных предприятиях должна беспристрастно отражать финансовое положение и результаты финансовой деятельности государственных предприятий и соответствовать законодательным положениям, регулирующим финансовые вопросы.

Все цели финансовой отчетности данных предприятий определены концепцией подотчетности.

Таким образом, для государственных предприятий необходимо разработать стандарты:

определяющие формат финансовой отчетности;

определяющие порядок учета издержек производства;

учета определенных видов доходов (доходы, гранты, субсидии, долевые поступления) и другие.

Глава 3. Бухгалтерский учет организаций, содержащихся

за счет средств бюджета

Состояние дел

В соответствии с новой бюджетной классификацией доходов и расходов, основанной на международной практике ведения государственных финансов, разработан Единый стандартный план счетов, применяемый в бюджетной системе для учета финансовых операций и требующий соответствующих изменений в бухгалтерском учете таких организаций.

Также определена структура национального Казначейства, предназначенная содействовать оптимальному финансовому управлению государственными ресурсами путем своевременного получения бюджетными организациями необходимых ресурсов для упорядоченного функционирования государственных служб при одновременном сведении к минимуму расходов на государственное управление. Важной функцией Казначейства является бухгалтерский учет, который призван стать информационной системой органов государственного управления по финансовым вопросам.

Надо отметить, что государственные органы наряду с функцией государственного управления также осуществляют и коммерческую деятельность. Это приводит к тому, что разрабатываются разные правила учета и отчетности. В международной практике учета признано, что цели финансовой отчетности, разработанные и установленные для коммерческой деятельности, применимы и для организаций, финансируемых из бюджета. Так, многие принципы бухгалтерского учета, заявленные Советом по стандартам финансового учета, применимы к коммерческой деятельности, осуществляемой государственными органами.

Финансовая отчетность бюджетных организаций должна обеспечивать основу для определения, получения и использования такими организациями средств, соответствующих принятому бюджету, и выполнения данной организацией законодательных требований, имеющих отношение к финансовым вопросам.

В этой связи возникает необходимость разработки стандартов бухгалтерского учета, позволяющих четко разграничить бухгалтерские процедуры учета имущества государства с целью обеспечения подотчетности и подзаконности лиц, осуществляющих управление государственными ресурсами.

Цель

Подотчетность определяется как основная цель при составлении финансовой отчетности бюджетных организаций. В этой связи финансовая отчетность призвана помогать:

бюджетным организациям - быть публично подотчетными и обеспечивать пользователям возможность оценивать степень подотчетности;

пользователям - оценивать результаты деятельности таких организаций за год и уровень качества услуг, которые могут быть оказаны данными организациями, а также их способность отвечать по своим обязательствам.

Оценка степени подотчетности частично осуществляется тогда, когда финансовая отчетность обеспечивает группам пользователей возможность определить, в какой степени расходы текущего периода покрываются доходами текущего периода.

Основные мероприятия

Необходимо определить принципы и методы бухгалтерского учета для формирования финансовой отчетности и использования их организациями, содержащимися за счет средств бюджета.

В соответствии с ними следует разработать и описать процедуры раскрытия финансового положения и результатов финансовой деятельности фондов и группы счетов.

Также необходимо создать ннтегрированную систему бухгалтерского учета, обеспечивающую централизованное ведение записей поступлений и расходования средств из бюджета, включая учет государственного имущества в целом, в том числе:

использование бюджетных средств;

использование средств коммунальной собственностн и других расходов;

поэтапное внедрение Единого стандартного плана счетов в бюджетной системе;

обучение и переподготовка специалистов по работе в новой системе бухгалтерского учета.

Глава 4. Компьютеризация бухгалтерского учета

Компьютеризация бухгалтерского учета на качественно новых началах окажет существенное влияние на постановку учетной работы в организациях, видоизменятся принципы обработки первичных документов, основные трудоемкие работы будут выполняться в автоматизированном режиме, учетные работники примут непосредственное участие в обработке данных.

Существующее бухгалтерское программное обеспечение представляет серьезную проблему для пользователей. Отсутствуют утвержденные стандарты требований к компьютеризированным бухгалтериям, не утверждена компьютерная бухгалтерская терминология и даже не признан стандарт букв казахского алфавита. Усугубляется проблема недоступностью обучения бухгалтеров автоматизированным учетным технологиям.

Таким образом, для развития компьютерного учета необходимо:

стандартизировать компьютерные аспекты учетных технологий;

организовать процедуру сертификации программных продуктов государственными органами;

разработать программу поддержки производителей программного обеспечения, призванную создать развитые инфраструктуры разработки и сопровождения сертифицированных программных систем.

При этом бухгалтер должен получить квалификацию пользователя персонального компьютера и нести ответственность за достоверность получаемых им результатов.

Раздел IV. Внутренний контроль

Эффективность хозяйствования субъекта во многом зависит от хорошо налаженной системы оперативного учета, обеспечения достоверности бухгалтерских документов, сохранности запасов. Все это составляет сущность внутреннего контроля. Анализ состояния внутреннего контроля показывает, что руководители хозяйствующих субъектов и их управленческий аппарат не знают элементов своей бухгалтерской системы и контроля. Существовавшая же система ведомственного контроля отчасти ликвидирована.

Вместе с тем, необходимость во внутреннем контроле диктуется следующими причинами:

усложнением организационной структуры субъекта (наличие дочерних и зависимых организаций и др.);

разнообразием видов деятельности;

стремлением руководства получить достаточно объективную и независимую оценку действий менеджеров всех уровней управления;

повышением степени доверия со стороны деловых партнеров.

Цель внутреннего контроля заключается в экспертной оценке соблюдения экономической политики субъекта, включая и учетную, в оценке функционирования внутреннего контроля, осуществляемого всеми его структурными подразделениями. Кроме задач чисто контрольного характера, внутренний контроль решает задачи выработки финансовой стратегии, экономической диагностики, маркетинговых исследований, управленческого консультирования и другое.

Разработка данной системы должна быть направлена на четкую организацию информационной связи со всеми структурными подразделениями при выполнении ими функций проведения анализа результатов хозяйственной деятельности, то есть периодический обзор ее хозяйственных операций с целью оценки реальности достижения поставленных целей.

Для того, чтобы помочь субъекту создать систему внутреннего контроля, необходимо выработать минимально необходимые требования собственнику, которые включают в себя установление:

обшей политики контроля;

системы обработки учетных данных;

контрольных процедур.

Раздел V. Независимый аудит

Задача аудитора - составить профессиональное аудиторское заключение, подтверждающее, что финансовая отчетность субъекта достоверна и соответствует установленным правилам учета.

В рыночной экономике объективно сушествует несовпадение интересов руководства субъектов и пользователей при представлении информации о его финансовом состоянии. Проверка бухгалтерского учета и финансовой отчетности субъекта и его соответствие требованиям стандартов бухгалтерского учета определяется как осуществление процесса независимого аудита.

В республике действует Закон об аудиторской деятельности, разработан ряд общих стандартов аудита. Что касается аудита государственного сектора, то он находится под воздействием нескольких сдерживающих факторов:

дублирования функций аудита (это относится только к республиканскому бюджету);

отсутствия современных методов аудита, используемых на практике;

отсутствия стандартов аудита;

неадекватной правовой базы и отсутствия адекватных механизмов поддержки.

Однако главной проблемой является то, что аудитор не вносит значительного вклада в улучшение фннансового управления, он чрезмерно направлен на выявление и отражение отдельных нарушений и в недостаточной степени уделяет внимание оценке и отражению соответствия систем, при которых эти нарушения могут иметь место.

Цель аудита заключается в формировании мнения и последующего предоставления пользователям аудиторского заключения по финансовым отчетам. Для достижения этого аудитор должен руководствоваться стандартами, определяющими единые качественные критерии сравнения результатов аудиторской деятельности и позволяющими достичь наибольшей объективности в выражении аудиторского мнения по поводу достоверности финансовой отчетности и ее соответствия общепринятым принципам ведения бухгалтерского учета.

Успешное внедрение системы аудита предполагает решение следующих первоочередных задач:

новое законодательное определение аудита и установление на переходный период государственного регулирования в части формирования нормативной базы аудиторской деятельности, организации аттестации и лицензирования;

определение основ осуществления государственного контроля, позволяющих создать систему государственного аудита, который может проводиться в форме внутреннего контроля за работой государственных учреждений, направленного прежде всего на выявление нарушения и недостатков, а также аудита, целью которого является независимая оценка эффективности деятельности органов, содержащихся за счет государственного бюджета.

Необходимо организовать работу по разработке и утверждению стандартов аудита как для частного, так и для государственного сектора с учетом характеристик различных типов аудируемых субъектов и потребностей тех, для кого предназначаются отчеты по аудиту.

Для частного сектора необходимо разработать стандарты, определяющие:

цель и общие принципы аудита финансовой отчетности;

условия проведения аудита;

документальное оформление процедур аудита;

условия составления аудиторского заключения о проверке финансовой отчетности;

механизм контроля качества осуществления аудита;

информацию, предоставляемую аудируемым субъектом аудиторам, и информацию, предоставляемую аудиторами в процессе осуществления аудита аудируемому субъекту.

Для государственного сектора необходимы стандарты, ориентирующие на определение экономичности и рациональности деятельности государственных организаций:

оценку эффективности государственных программ в целом или их отдельных компонентов;

оценку пригодности управленческой системы контроля для определения эффективности программы.

В целях успешного проведения реформы в области аудита следует на должном уровне организовать подготовку, переподготовку и аттестацию претендентов на получение квалификационного свидетельства аудитора, систему непрерывного профессионального образования аудиторов, а также информационное и методическое обеспечение аудиторов.

Раздел VI. Создание института профессиональных

бухгалтеров

С переходом к рынку принципиально меняется роль самой многочисленной группы финансовых работников - бухгалтеров. Изменение роли бухгалтера ведет к неуклонному росту общественного интереса к этой профессии, с одной стороны, и повышению их ответственности за грамотное вхождение субъекта в рыночную экономику, с другой.

Одним из важнейших направлений последующего образования в Казахстане сегодня становится профессиональное образование бухгалтеров, особая роль которых признается сегодня во всех странах с развитой рыночной экономикой.

Это обусловлено рядом причин:

во-первых, расширение круга знаний, необходимых для выполнения работы бухгалтера, причем данный процесс в будущем будет идти возрастающими темпами;

во-вторых, принятие стандартов и других нормативных правовых актов, которые в той или иной степени регулируют действия бухгалтера;

в-третьих, изменение технологии работы бухгалтера под влиянием применения компьютерной техники и необходимости использования в каждодневной работе количественных методов анализа для расчетного обоснования управленческих решений;

и, наконец, повышение роли бухгалтера в жизни общества, что накладывает на него соответствующие обязанности и ответственность за качество работы.

В то же время в стране непрерывное профессиональное образование не получило достаточно высокого уровня. В большинстве случаев обучение проводится на уровне краткосрочных курсов. Нет методического центра по повышению квалификации практических работников.

В этой связи необходимо поднять на новый уровень систему повышения квалификации бухгалтеров, исходя из реальных потребностей в ближайшем будущем и на данном этапе в овладении стандартами бухгалтерского учета, новыми компьютерными технологиями, что должно обеспечивать готовность специалистов успешно выполнять свои функции при любых изменениях в бухгалтерском учете и в развитии рыночных отношений в республике, на получение навыков решения ситуации, с которыми предстоит встретиться специалистам в практической деятельности.

Для реализации задач по повышению квалификации практических работников необходимо создать институт профессиональных бухгалтеров, который должен стать центром непрерывного профессионального образования бухгалтеров, повышения профессионального уровня бухгалтеров, аттестации бухгалтеров, сертификации учебных программ и учебных центров по переподготовке кадров.

Система переподготовки кадров должна быть основана на принципах:

системности, непрерывности, многоступенчатости системы повышения квалификации кадров;

личной заинтересованности специалистов в повышении своего профессионального уровня;

интеграции с системой повышения квалификации бухгалтеров зарубежных стран.

В части создания института профессиональных бухгалтеров необходимо разработать к утвердить учебный план, учебные программы, квалификационные требования к переподготовке профессиональных бухгалтеров.

Основные направления деятельности института профессиональных бухгалтеров сводятся к следующему:

разработка и утверждение квалификационных требований к профессиональной деятельности бухгалтера;

определение новых видов профессиональной деятельности бухгалтеров, а также правил и стандартов такой деятельности;

создание за счет средств безвозмездной помощи от республиканских и международных организаций учебных центров, осуществляющих обучение бухгалтеров с последующей сертификацией.

Основная задача в осуществлении работы по переподготовке кадров - это разработка единой программы переподготовки бухгалтеров по следующим направлениям:

переподготовка бухгалтеров (для предприятий малого бизнеса, для средних и крупных предприятий, бухгалтеров-аналитиков, главных бухгалтеров, бухгалтеров аудиторов, руководителей организаций, управлений, государственных предприятий и других учреждений, преподавателей колледжей и вузов);

развитие связей с зарубежными обучающими центрами для прохождения стажировок бухгалтеров за рубежом;

регулирование со стороны государства межвузовской координации в вопросах подготовки кадров для финансовой сферы, разработки типовой программы обучения;

создание учебников на казахским и русском языках (по теории бухгалтерского учета, по бухгалтерскому учету, по аудиту, по финансовому анализу, словаря бухгалтерских терминов на казахском и русском языках).

Раздел VII. Международное сотрудничество

С 1993 года республика является членом Координационного совета стран Содружества Независимых Государств по вопросам бухгалтерского учета и аудита, основной целью которого является проведение работ по реформированию системы учета и аудита.

Важным шагом данного Совета явилась разработка и принятие документов Основные принципы бухгалтерской (финансовой) отчетности в странах Содружества Независимых Государств, Общие положения формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятий в странах-членах Содружества Независимых Государств.

В то же время для успешной работы по разработке стандартов бухгалтерского учета, их гармонизации, отстаиванию национальных интересов, избежанию дублирования необходимо участие в международных профессиональных организациях по бухгалтерскому учету и аудиту.

В целях продвижения национальных стандартов бухгалтерского учета и стандартов аудита, координации работы по техническому исследованию в области финансовых вопросов, отстаивания государственных интересов необходимо развивать международные связи и интегрироваться в мировое сообщество.

Членство и участие в международных организациях по бухгалтерскому учету и аудиту позволит:

влиять на разработку стандартов по бухгалтерскому учету и аудиту и стремиться отстаивать региональные интересы республики;

квалифицированно подходить к выработке требований по взаимному признанию квалификации бухгалтеров и определенного типа международно признанной квалификации бухгалтеров.

В области развития международных связей и интеграции в мировое сообщество необходимо стать членами:

Международной Федерации Бухгалтеров;

Межправительственной рабочей группы экспертов по разработке международных стандартов учета и отчетности.

Вместе с тем, следует и в дальнейшем развивать отношения с другими международными профессиональными союзами.

Необходимо также определить основные направления совершенствования бухгалтерского учета и аудита и реализовать их через активное участие в работе Координационного совета стран Содружества Независимых Государств по вопросам бухгалтерского учета и аудита, а также развить информационную сеть по обмену информацией по бухгалтерскому учету, аудиту, налогообложению и другим финансовым вопросам.

Актуальные вопросы перехода с Казахстанских Стандартов Бухгалтерского Учета (КСБУ)

на Национальный Стандарт Финансовой Отчетности № 2 (НСФО № 2)

Алимбетов Нурлан

Председатель Палаты

Профессиональных Бухгалтеров и Аудиторов РК

І. Нормативные предпосылки перехода на национальные стандарты финансовой отчетности (НСФО).

Согласно закона РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», от 28.02.2007 года, в Казахстане бухгалтерский учет и финансовая отчетность должны осуществляться в соответствие с национальными стандартами финансовой отчетности и международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). Национальные стандарты финансовой отчетности - стандарты финансовой отчетности, утвержденные уполномоченным органом. На сегодня разработаны и утверждены приказом МФ РК, национальный стандарт финансовой отчетности № 1 и национальный стандарт финансовой отчетности № 2.

Национальный стандарт финансовой отчетности № 1, разработан в соответствии с Законом Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», с целью определения порядка ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности субъектами малого предпринимательства, определяемых в соответствии с Законом Республики Казахстан «О частном предпринимательстве», применяющие согласно налоговому законодательству Республики Казахстан специальные налоговые режимы для крестьянских или фермерских хозяйств, юридических лиц – производителей сельскохозяйственной продукции, а также на основе упрощенной декларации.

Национальный стандарт финансовой отчетности № 2, является определение порядка осуществления бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности субъектами малого и среднего предпринимательства, определяемыми в соответствии с Законом Республики Казахстан «О частном предпринимательстве», некоммерческими организациями, филиалами и представительствами иностранных юридических лиц, зарегистрированными на территории Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан и государственными предприятиями, основанными на праве оперативного управления (казенные предприятия).

ІІ. Национальный стандарт финансовой отчетности № 2, происхождение и применение.

1. Происхождение Национального Стандарта Финансовой Отчетности № 2 (НСФО № 2)

При разработке НСФО № 2, Министерством финансов Казахстана, за основу был взят проект стандарта для малого и среднего бизнеса (SME) [1], разработанного комитетом по МСФО, об этом сообщила директор департамента управления государственными активами Айтжанова Ж.М.; «Она уточнила, что принять этот документ комитет предполагает в 2007 году. А у нас, как только законопроект О бухгалтерском учете и финансовой отчетности будет принят, малый и средний бизнес будет освобожден от МСФО, и, чтобы этот вакуум заполнить, мы не будем ждать принятия нового международного стандарта для этих видов бизнеса, мы сами их будем разрабатывать. Директор департамента пояснила, что соответствующий документ будет разрабатываться на основе проекта международного комитета по стандартам учета и концептуально от него отличаться не будет, чтобы потом, когда международный стандарт для малого и среднего бизнеса примут, легко можно было перейти на него. [2] Перевод данного проекта для МФ РК был осуществлен корпорацией «Прагма», занимающегося проектом развития бухгалтерского учета в Казахстане.

2. Нормативное регулирование перехода с Казахстанских Стандартов Бухгалтерского Учета (КСБУ) на Национальный Стандарт Финансовой Отчетности (НСФО № 2)

Министерством Финансов Республики Казахстан был утвержден приказ № 217 от 21.06.2007 года «Об утверждении Национального стандарта финансовой отчетности № 2».[3] НСФО № 2 состоит из 36 разделов и трех приложений. Надо отметить, что это единственный подзаконный акт, который регулирует введение НСФО № 2, и нет никаких разъяснений, методических рекомендаций, которые были сделаны например для Международных Стандартов Финансовой Отчетности (МСФО). Малое количество нормативных актов, рекомендаций и разъяснений, ставит бухгалтеров в очень трудное положение, в вопросах практического перехода на НСФО № 2. На НСФО № 2 организации должны перейти с 01.01.2008 года, поэтому нужно много усилий, чтобы осуществить переход.

Небольшой анализ НСФО № 2 автором;

«Стандарт для малого и среднего бизнеса (SME) КМСФО, на основе которого был принят НСФО № 2, подвергся большой критике в Европейском Союзе.[4] Он был признан очень сложным для малого и среднего бизнеса и последовал отказ от его применения. Автор согласен с данным мнением, так как при знакомстве с НСФО № 2, так и в оригинале SME, сразу видно, что этот труд почти на 80% воспроизводит МСФО и если даже сравнивать два стандарта в печатном виде, оба они не уступают друг другу».

3. Каким образом, практически, осуществить переход с КСБУ на НСФО № 2?

Для бухгалтеров, работающих на предприятиях, которые должны перейти на НСФО № 2, встал очень трудный вопрос, каким образом это осуществить? Подзаконных актов, кроме самого текста НСФО № 2, нет. Уполномоченный орган, введя своим приказом в действия НСФО № 2 с 01.01.2008 года, больше никаким образом, этот процесс перехода нормативно не регулирует, если не считать раздел № 36 НСФО № 2 (Замечание: «В тексте НСФО № 2 который официально размещении на сайте МФ РК [5], название данного раздела № 36 звучит как «Переход на МСФО для субъектов, впервые применяющих МСФО», мне кажется, что была допущена ошибка, вместо термина МСФО должен быть термин Стандарт, который подразумевает НСФО № 2»). В этом случае бухгалтер имеет право применить подзаконные нормативные акты и рекомендации, которые регулируют схожие отношения. Отношения в вопросах перехода на МСФО являются схожими с отношениями в вопросах перехода на НСФО № 2, тем более что данный стандарт был разработан (применен) на базе SME КМСФО. При сравнительном анализе НСФО № 2, IFRS1 и методических рекомендаций к IFRS1, очень много одинаковых предложений, понятийный и категориальный аппараты идентичны. НСФО № 2 был принят 21.06.2007 года и вводится в действие с 01.01.2008 года, поэтому у бухгалтера нету времени и он может применить только один механизм перехода с КСБУ на НСФО № 2, это трансформация. Трансформация - преобразование, изменение вида, формы, существенных свойств чего-либо.[6] Должна быть произведена трансформация статей и разделов финансовой отчетности с КСБУ на НСФО № 2.

Все действия по трансформации КСБУ на НСФО № 2 можно описать в виде пошаговой инструкции;

Шаг № 1.

Необходимо внимательно изучить Закон РК «О бухгалтерском учете финансовой отчетности».

Для того чтобы правильно применить требования законодательства о введение бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, а также требования МСФО, НСФО № 2, НСФО № 1, на предприятии необходимо для начала определить к какому кругу субъектов оно относится. Ведь может оказаться, что предприятие вообще освобождено от ведения бухгалтерского учета.

Шаг № 2.

Если в результате выполнения шага № 1 компания пришла к выводу, что она должна применять требования НСФО № 2, то требуется провести тест на предмет определения вероятности того, что в ближайшие 1-3 года, компания может стать субъектом крупного предпринимательства или организацией публичного интереса. Так как для субъектов крупного предпринимательства или организаций публичного интереса в обязательном порядке требуется применение МСФО в полном объеме.

Если по результатам проведенного теста будет определено, что вероятность стать субъектом крупного предпринимательства или организацией публичного интереса все же существует, то имеет смысл перехода сразу на МСФО. Данная мера позволит избежать затрат по переходу с НСФО № 2 на МСФО.

Обратите внимание, что действующим законом «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» разрешено применение МСФО в добровольном порядке любым из хозяйствующих субъектов.

Шаг № 3.

Если компания решила, что будет применять НСФО№ 2, то нужно начинать с составления и утверждения учетной политики в соответствие с НСФО № 2.

В большинстве случаев НСФО № 2 предоставляет субъектам право выбора в отношении порядке признания, оценки, способов учета отдельных активов, обязательств, операций и т.д. Выбор субъекта одного из альтернативных вариантов должен быть зафиксирован в учетной политике.

В случаях, когда НСФО № 2 не содержит конкретных указаний по учету операции, события или обстоятельства, руководству следует руководствоваться собственным суждением для разработки и применения такой учетной политики, которая приводит к появлению информации, которая:

a) уместна для потребностей пользователей при принятии экономических решений;

b) надежна в том, что финансовые отчеты:

· достоверно представляют финансовое положение, финансовые результаты деятельности и движение денежных средств субъекта;

· отражают экономическое содержание операций, прочих событий и условий, а не только их юридическую форму;

· являются нейтральными, но не содержащими в себе предвзятости;

· являются консервативными; и

· являются полными во всех существенных отношениях.

Встречаются случаи, как, например, в параграфе 74, когда НСФО № 2 предлагает выбор в своей учетной политике, на основании чего следует вести учет финансовых активов и финансовых обязательств:

a) на основании положений, содержащихся в НСФО № 2; либо

b) на основании МСФО (IAS) 39 «Финансовые инструменты: признание и раскрытие» для учета всех своих финансовых инструментов.

Таком образом субъект, применяющий НСФО № 2, может выбирать одновременное применение МСФО (IAS) 39. При этом он должен будет производить раскрытия информации в финансовых отчетах в соответствии с МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты».

Этот, предлагаемый НСФО № 2 выбор, еще раз говорит о большой идентичности НСФО № 2 и МСФО.

Результатом этого шага должна стать сформированная и утвержденная учетная политика.

Шаг № 4.

Прежде чем начинать процесс трансформации бухгалтеру необходимо измерить и оценить объем работ. Это позволит принять решение по поводу того, делать ли трансформацию самостоятельно, силами своих сотрудников или прибегнуть к услугам сторонней организации.

Только после того как бухгалтером будет принято данное решение можно браться за трансформацию, которая состоит из следующих действий:

a) признать все активы и обязательства, признание которых требуется НСФО № 2;

b) не признавать статьи в качестве активов или обязательств, если НСФО № 2 не разрешает такое признание;

c) переклассифицировать статьи, признанные им в соответствии с предыдущей основой подготовки финансовой отчетности, как один вид актива, обязательства или компонента капитала, но являющиеся другим видом актива, обязательства или компонента капитала согласно НСФО № 2; и

d) применять НСФО № 2 при измерении всех признаваемых активов и обязательств.

При этом сам процесс трансформации должен производиться на дату перехода на НСФО № 2 (то есть на начало самого раннего периода представления отчетности).

Шаг № 5.

Если Вы приняли решение, сделать трансформацию самостоятельно, то нужно сделать таблицу по трансформации, результатом которой будет входящий баланс на 01.01.2008 года по НСФО № 2.

Механизм трансформации входящего баланса по НСФО № 2 будет состоять из шагов, перечисленных при рассмотрении предыдущего шага в отношении всех показателей (статей) финансовой отчетности.

При проведение данной работы нужно учитывать требования раздела 36 НСФО № 2, а именно то, что при первом применении НСФО № 2, организации не должны изменять порядок учета, использованный в рамках предыдущей основы подготовки финансовой отчетности, в отношении следующих операций:

a) прекращения признания финансовых активов и финансовых обязательств;

b) учета хеджирования;

c) расчетных оценок; и

d) активов, классифицированных как предназначенные для продажи, и прекращенной деятельности.

Помимо этого компании могут использовать для финансовых отчетов, впервые подготовленных в соответствии с НСФО № 2, следующие освобождения от требований:

a) Объединения бизнеса.

b) Справедливая стоимость или переоцененная стоимость в качестве себестоимости.

c) Накопленные разницы от перевода из одной валюты в другую.

d) Комбинированные финансовые инструменты.

e) Операции платежей, основанных на акциях.

f) Отложенный налог на прибыль.

ІІІ. Последствия применения Национального Стандарта Финансовой Отчетности № 2

В рамках одной статьи нельзя охватить все аспекты перехода на НСФО № 2, поэтому будет проводиться постоянная работа уполномоченным органом и профессиональным сообществом по этому вопросу.

Положительными моментами применения НСФО № 2 будет являться то, что;

· организации применяющие НСФО № 2 будут максимально готовы для перехода на МСФО,

· НСФО № 2 сделаны на базе стандарта для малого и среднего бизнеса (SME) КМСФО, который будет применяться не только в Казахстане, но и в других странах. Это применение даст большой опыт в методологии, который смогут применять у себя казахстанские предприятия.

Алматы

Ноябрь 2007 года.

Организационные аспекты перехода на международные стандарты бухгалтерского учета в республике Казахстан

К содержанию номера журнала: Вестник КАСУ №4 - 2006

Автор: Литвиненко В.С.

Вопросы применения МСФО для составления финансовой отчетности организации волнуют все бухгалтерское сообщество нашей страны, несмотря на поэтапность перехода.

Закон РК от 26.12.1999 года №2732 «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» исходит из того, что «Бухгалтерский учет представляет собой систему сбора регистрации и обобщения информации об операциях и событиях предпринимателей и организации, регламентированную законодательством РК о Бухгалтерском учете и финансовой отчетности, СБУ, а также учетной политикой организации» [1]. Процесс реформирования бухгалтерского учета и отчетности и постепенного перехода на МСФО в Казахстане начался с приобретения независимости и с подписанием Президента РК Указа «О бухгалтерском учете» в декабре 1995 года, а также утвержден новый Типовой план счетов бухгалтерского учета (приказ Министерства финансов от 18 сентября 2002 года). Принятие впоследствии приближенных или основанных на международных казахстанских стандартов бухгалтерского учета (КСБУ) послужило основой перестройки мышления «счетовода» и адаптации к новой философии профессии бухгалтера. Современный бухгалтер должен заниматься подготовкой качественной информации для принятия эффективных управленческих решений, определяющих рыночную стратегию и тактику организации, связанных с финансовой стороной. Надо отметить, что именно КСБУ сыграли определенную роль при переходе к рыночной экономике.

Изменение системы общественных отношений, а также гражданско-правовой среды предопределяет необходимость трансформации бухгалтерского учета. Связь бухгалтерского учета с целями управления и контроля финансовой деятельности, с одной стороны, и с системой использования всех имеющихся экономических ресурсов организации, с другой, меняет функциональное отношение бухгалтерских служб в организации, превращая их из регистров фактов хозяйственной жизни в финансового аналитика, консультанта или менеджера.

Следует помнить, что цель совершенствования бухгалтерского учета - приведение национальной системы учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и МСБУ.

Несмотря на поэтапность перехода, ни для кого не секрет, что наши бухгалтеры ждут методологических разъяснений МСФО и порядка их первого применения от уполномоченного по вопросам бухгалтерского учета органа. Следует отметить, что применение МСФО будет основываться на выборе из предлагаемых стандартами вариантов отражения в учете и отчетности активов, обязательств, доходов, расходов и капитала. И поэтому нельзя надеяться лишь только на помощь Министерства финансов, а нужно активно формировать собственное бухгалтерское суждение, заниматься самообразованием, изучать стандарты - в общем, осмысленно готовиться к применению МСФО, исходя из задач и интересов предприятия.

Сложившиеся мировые тенденции обусловливают необходимость полного и безоговорочного принятия МСФО. Переход на международные стандарты позволит организациям повысить качество управления и внутренний контроль, облегчит доступ к капиталу, а также обеспечит качественной, надежной и сопоставимой информацией как внутренних, так и внешних пользователей.

Так, на прошедшей 19 ноября 2004 года в г. Алматы конференции по «Практическим аспектам перехода на МСФО в РК» выступила заместитель директора Департамента методологии бухгалтерского учета и аудита Министерства финансов РК Айтжанова Ж.Н.: «МСФО, как современный стиль, необходимый для всеобщего и единообразного понимания финансовой отчетности, служит основой для интеграции капитала, ускоренного развития экономики, является составляющей конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности казахстанских предприятий и, как следствие, всей экономики Казахстана. А знание МСФО и умение работать по ним становятся необходимым качественным штрихом имиджа не только современного бухгалтера и аудитора, но и руководителя» [5].

После анализа состояния развития бухгалтерского учета предусмотрены основные направления развития бухгалтерского учета в РК:

1. Государственное регулирование учета в стране путем принятия нового «Закона о бухгалтерском учете и аудиторской деятельности в РК». Необходимость принятия нового закона о бухгалтерском учете и аудиторской деятельности диктуется рядом причин:

- подтверждение обязательности ведения и организации бухгалтерского учета и аудиторской проверки всех коммерческих и некоммерческих организаций, то есть закон раскрыл бы норму, ранее закрепленную в части гражданского кодекса РК;

- закрепление структуры системы нормативного регулирования учета и аудиторской деятельности;

- создание упрощенной системы налогообложения, а также учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства.

Предполагается конкретизировать в новом Законе такие проблемы:

1) Где и кем осуществляется методическое руководство бухгалтерским учетом;

2) Порядок аудиторской проверки, а также другие решения в области оценки и использования активов;

3) Публичность содержания финансовой отчетности, перечень отдельных видов организации, публикующих свои финансовые отчеты;

4) Степень ответственности руководителя в случае уклонения от ведения бухгалтерского учета, за искажение показателей бухгалтерской отчетности, несоблюдения сроков предоставления;

5) Порядок учреждения бухгалтерской службы, права и обязанности главного бухгалтера.

Переход к МСФО также даст толчок к развитию финансового и фондового рынков, поскольку как потенциальные инвесторы, так и кредиторы заинтересованы в предоставлении информации, характеризующей реальное положение экономической деятельности организации и дающей возможность оценить ее эффективность в соответствии с современными методиками. Законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности», подписанным Президентом РК 11 июня 2004 года №526-11, определены окончательные сроки перехода на МСФО для акционерных обществ с 1 января 2005 года, для остальных организаций – с 1 января 2006 года [5].

Таким образом, новый закон о бухгалтерском учете будет содействовать объективному отражению в отчетности и учете реального финансового состояния организации и займет соответствующее место в системе финансовых отношений.

2. Нормативные акты должны характеризовать и расчленять содержание фактов хозяйственной жизни организации и создавать работникам бухгалтерской службы стабильное положение. В нормативных документах должны проявиться новые подходы и правила, заложенные в законе о Бухгалтерском учете и Налоговом кодексе РК. То есть организации, переходящие с 1 января 2005 года, ведут бухгалтерский учет и составляют полный пакет финансовой отчетности за 2004 год, в соответствие с КСБУ. 2005 год является годом перехода, корректировки или сравнительных данных в соответствии с МСФО, но отчетность за 2005 год не является первой финансовой отчетностью по МСФО, а таковой будет являться отчетность за 2006 год.

Практическое исполнение нормативно–правовых актов следует возложить на регулирующие органы правительства, то есть это означает, что по вопросам организации и методологии бухгалтерского учета и аудита должен заниматься так называемый «Координационный Совет по делам бухгалтерского учета и аудита РК». Такая общественная организация занималась бы разработкой официальных документов, регулированием профессиональной деятельности и кодекса профессиональной этики бухгалтеров. Придание законного статуса общественному объединению бухгалтеров поднимало бы роль и авторитет бухгалтерских кадров и создавало бы профессионализм в области ведения бухгалтерского учета на основе МСБУ и принципов учета.

В выполнении этой важной задачи необходимо создать условия, чтобы принципы деятельности профессиональной, общественной организации были понятны, прежде всего, бухгалтерам, правительству и широкой общественности, которые изъявили бы готовность поддержать такую организацию.

Для того, чтобы организовать и одновременно поднять престиж Координационного Совета по делам бухгалтерского учета, со всеми соответствующими комитетами, и добиться его общественного признания, необходимо наличие соответствующих законодательно-правовых рамок, определяющих статус данной организации. Общественные объединения учетных работников будут пользоваться большим уважением в обществе, если оно зарекомендует себя как организация, которая заинтересована в высоком качестве услуг, предоставляемых бухгалтером, и если его официальное заявление и политика будут отвечать интересам общества.

С целью оказания практической помощи организациям при переходе на МСФО, Департаментом бухгалтерского учета и аудита сейчас разрабатываются методические рекомендации по применению МСФО в РК. Для этой работы привлечены ведущие аудиторские компании страны и международные консультанты.

Сегодня бухгалтерская отчетность становится не конечным продуктом бухгалтерской службы, а информационной основой последующих финансовых расчетов для принятия оптимально–эффективных управленческих решений. Собственники тех предприятий, которые входят в Евразийскую промышленную ассоциацию, тратят определенные средства для того, чтобы на этих предприятиях переход на МСФО все–таки осуществился. В этом и заключается самый верный интерес инвесторов и собственников, чтобы те активы, которыми они владеют, приносили им доходы, а не убытки. Это и есть цель того, для чего нужны МСФО.

3. Профессия бухгалтера в нашей стране стала более престижной, благодаря чему за последние годы изменились контингенты обучающихся и обучаемых по специальности «Бухгалтерский учет и аудит».

Подготовка бухгалтерских кадров в РК переживает в данное время важное радикальное преобразование, прежде всего, в качественном отношении. Подготовка кадров по бухгалтерскому учету осуществляется почти в каждом вузе и во всех колледжах. В условиях повышенного спроса на специалистов бухгалтерско–финансового профиля решение проблемы их подготовки осуществляется пока на низком уровне. Основные недостатки в подготовке бухгалтеров сводятся к неразработанной концепции перестройки бухгалтерского образования и в том, что вузовские стандарты и программы не отвечают пока требованиям МСБУ, а также отсутствие качественных учебников и пособий. Процесс подготовки кадров в стране начался 3 года назад. Была развернута программа обучения для всех казахстанских бухгалтеров, при этом, главные бухгалтера проходили обучение в Москве и в Лондоне. Это первое, что было сделано. Кроме того, была создана группа, которая готовит к переходу предприятий на МСБУ. Возможность идти в ногу со временем и быть востребованным специалистом предопределяет возможность изучения английского языка, а молодому поколению, которое выбирает профессию бухгалтера, нужно говорить об этом как о профессиональной необходимости.

Бухгалтеры становятся сегодня финансовыми директорами, участниками управления активами организации и эффективного распределения ресурсов. Сегодня бухгалтерская отчетность становится не конечным продуктом бухгалтерской службы, а информационной основой последующих финансовых расчетов для принятия управленческих решений.

Таким образом, необходимо перенять опыт мировой практики и создать профессиональную организацию учетных работников в целях создания стабильного положения в обществе. Профессиональная организация может включать самые разнообразные направления, начиная от содействия развитию профессиональных контактов между учетными работниками и заканчивая представлением информации и специальных знаний, пропагандой и внедрением профессиональных стандартов и норм профессиональной этики. Такая организация занималась бы предоставлением квалифицированных услуг потребителям, а также защищать общественные интересы бухгалтеров, а также развитием теории и практики бухгалтерского учета. Профессиональное объединение учетных работников будет пользоваться большим уважением в обществе, если оно зарекомендует себя как организация, которая заинтересована в высоком качестве услуг, предоставляемых членам этой организации.

Главной целью объединения деятельности научных и научно–практических работников учета является мобилизация республиканского потенциала в области учета на решение качественно новых задач подготовки специалистов. Необходимо способствовать повышению бухгалтерской профессии в соответствии с ролью бухгалтерского учета в управлении производством, эффективном использовании финансовых ресурсов.

Таким образом, совершенствование казахстанского бухгалтерского учета – это процесс достаточно сложный и длительный. С каждым годом появляется целый комплекс новых проблем, требующих скорейшего разрешения. И, тем не менее, большая часть работы уже выполнена.

ЛИТЕРАТУРА

1. Закон Республики Казахстан «О бухгалтерском учете» от 26.12.1995 № 2732

2. Стандарты бухгалтерского учета Республики Казахстан/ Составитель В.И Скала. Сборник документов,- Алматы, ТОО «ЛЕМ», 2004.

3. Основы международных стандартов финансовой отчетности и их сопоставление с Казахстанскими стандартами бухгалтерского учета /Э. Нурсеитов // Бюллетень бухгалтера, 48 ноябрь 2004.

4. «Перспективы развития экономики в Казахстане» /А.А. Абдыманов // Бухгалтерский учет, №6, 2003

5. Конференция по МСФО: первое применение МСФО, организация реального сектора экономики // Бюллетень бухгалтера, 49 декабрь 2004.

Следует подчеркнуть, что деление на модели учёта весьма условно - не существует и двух стран с полностью идентичными системами учёта. С другой стороны, в силу объективных процессов в мировой экономике очевидна необходимость международной стандартизации бухучёта.

Проблемами унификации стандартов учёта и отчётности занимается ряд организаций:

Комитет по международным стандартам финансовой отчётности (International Accounting Standards Committee, КМСФО) - это ведущая организация в мире по разработке единых учётных стандартов. Именно стандарты КМСФО были выбраны в России как основа для создания новых российских стандартов.

Межправительственная рабочая группа экспертов по международным стандартам учёта и отчётности при ООН была создана в 1982 г. и занимается изучением проблем учёта в международном аспекте, содействием стандартизации учёта на национальном и международном уровне, помощью развивающимся странам во внедрении стандартов. Группа тесно взаимодействует с международными организациями (ООН, ОЭСР, КМСФО).

Европейская Комиссия занимается гармонизацией учёта в рамках Европейского Союза. Этот процесс осложняется наличием существенных различий в бухгалтерской практике стран - членов Союза: в Голландии, Великобритании и Ирландии - бухгалтерский учёт ориентирован, прежде всего, на кредиторов и собственников, в Германии, Бельгии и Люксембурга - на банки, во Франции бухучёт сильно зависит от макроэкономического планирования. Как ожидается, переход на МСФО затронет большинство европейских компаний, акции которых торгуются на биржах. Данный шаг, по мнению Европейской Комиссии, положит конец Вавилонской башни в сфере финансовой отчетности, улучшит конкуренцию и прозрачность, а также облегчит свободное движение капитала на европейских рынках.

Комиссия по ценным бумагам и биржам США(Securities and Exchange Commission) - правительственная организация США, чья юрисдикция распространяется на все компании, продающие ценные бумаги в США (включая иностранные). Поэтому Комиссия может оказывать определённое влияние на методику бухгалтерской отчётности.

Совет по разработке финансовых учётных стандартов(Financial Accounting Standards Board) занимается разработкой американских учётных принципов. Как правило, стандарты этой неправительственной организации получают распространение в странах англо-американской модели, однако сейчас эта организация рассматривается как потенциальный конкурент КМСФО в разработке международных стандартов финансовой отчётности. Одной из целей Совета является обеспечение международной сравнимости и качества американских стандартов.

Комитет по МСФО (КМСФО). Процесс разработки МСФО

К

омитет по МСФО - международным стандартам финансовой отчётности (КМСФО) был основан в 1973 г. в результате соглашения профессиональных организаций 10 стран: Австралии, Канады, Франции, Германии, Японии, Мексики, Нидерландов, Великобритании, Ирландии и США. В 1983-2000 г. членами КМСФО являлись все члены Международной Федерации бухгалтеров (International Federation of Accountants (IFAC)). В 2001 г. структура Комитета была реформирована, и теперь он называется Правление КМСФО (в дальнейшем также именуемое как КМСФО).

Работа КМСФО финансируется за счёт взносов профессиональных объединений бухгалтеров, различных компаний, финансовых организаций, а также за счёт прибыли от публикаций стандартов. В 2002 г. бюджет КМСФО составил около 15 млн. долларов.

В настоящее время структура Комитета выглядит следующим образом:

Попечительский совет Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (International Accounting Standards Committee Foundation);

Правление КМСФО (International Financial Standards Board);

Консультативный Совет по стандартам (Standards Advisory Council);

Комитет по интерпретациям МСФО (International Financial Reporting Interpretations Committee).

Попечительский совет

Попечительский совет - это некоммерческая организация, которая была зарегистрирована по законам американского штата Делавэр 6 февраля 2001 г..

Учредителями Попечительского совета являются доверенные лица (Trustees), имеющие богатый опыт работы в различных сферах деятельности и обладающие необходимыми знаниями для разработки высококачественных стандартов финансовой отчетности для их использования на международных рынках капитала.

Цели совета

Основные цели попечительского совета это:

Формулировать и публиковать, исходя из общественных интересов, высококачественные, понятные и осуществимые глобальные стандарты финансовой отчётности, предусматривающие представление высококачественной, прозрачной и сравнимой информации в финансовой отчетности для того, чтобы пользователи финансовой отчетности могли принимать экономические решения;

Проводить работу по более широкому использованию и точному применению стандартов;

Способствовать сближению МСФО и национальных стандартов финансовой отчетности.

Правление КМСФО

Функции совета

Попечительский совет выполняет следующие функции:

назначение членов Правления КМСФО, Консультативного Совета по стандартам, Комитета по интерпретациям МСФО;

ежегодный анализ эффективности стратегии Правления КМСФО;

одобрение бюджета Правления; рассмотрение стратегических вопросов, затрагивающих международные стандарты финансовой отчетности, повсеместное продвижение целей КМСФО;

утверждение оперативных процедур Правления КМСФО, Консультативного Совета по стандартам, Комитета по интерпретациям МСФО;

утверждение поправок к Конституции в соответствии с установленными процедурами.

Консультативный Совет по стандартам

Следует отметить, что Попечительский совет не занимается вопросами разработки международных стандартов, это является исключительной прерогативой Правления КМСФО.

Правление КМСФО

Правление КМСФО - это основной орган, занимающийся разработкой международных стандартов финансовой отчётности (в некоторых источниках International Accounting Standards Board переводится как Совет по международным стандартам финансовой отчетности). Представители Правления должны обладать отвечать жестким критериям, таким как высокий уровень знаний и практического опыта в сфере бухгалтерского учета, приверженность целям КМСФО и общественным целям, знание общеэкономической конъюнктуры и т.п. Члены Правления избираются на 5 лет.

Правление выполняет следующие основные функции:

Разработка международных стандартов финансовой отчетности, Проектов МСФО, утверждение Интерпретаций, разработанных Комитетом по интерпретациям МСФО;

Публикация всех Проектов МСФО, Проектов изложения принципов и прочих документов для публичного осуждения;

Решение всех технических вопросов, включая их совместное обсуждение с национальными организациями по разработке стандартов;

Разработке процедур по анализу комментариев по вопросам, вынесенным на публичное обсуждение;

Создание групп специалистов для технических консультаций по крупным проектам;

Совместная работа с Консультативным Советом по стандартам по основным проектам.

Совет состоит приблизительно из 45 членов, избираемых на 3 года, и включает специалистов с различным опытом и представляющих различные географические регионы. Совет проводит встречи с Правлением КМСФО минимум три раза в год. Совет может вносить в повестку работы Правления актуальные проекты, а также проводить совместные консультации по текущим проектам КМСФО.

Комитет по интерпретациям МСФО

В задачи Комитета входит рассмотрение вопросов бухгалтерского учёта, которые не получили отражения в существующих стандартах или могут иметь неоднозначное толкование. Работа Комитета осуществляется в тесном взаимодействии с аналогичными национальными комитетами.

Комитет занимается неудовлетворительной практикой учёта в рамках международных стандартов и возникновением новых обстоятельств, не учтённых при разработке существующих стандартов. Интерпретации утверждаются Правлением КМСФО.

Постоянный Комитет по интерпретациям состоит из 12 голосующих членов, избираемых на 3 года. Представители Европейской комиссии и Международной организации комиссий по ценным бумагам являются наблюдателями Комитета без права голоса.

Процесс разработки МСФО

Для того чтобы обеспечить самое высокое качество стандартов, а, следовательно, их широкое применение в мире, Комитет выработал многоступенчатую процедуру их разработки и принятия.

Разработка МСФО международных стандартов осуществляется в несколько этапов:

Создание Подготовительного комитета (AdvisoryCommittee) из широкого круга специалистов различных сфер для осуждения вопросов, внесенных в повестку Правления. Правление также проводит консультации с Консультативным Советом по стандартам.

Разработка и публикация документа для публичного обсуждения (срок для обсуждения - 90 дней).

Подготовка рабочего проекта положений стандарта с учетом комментариев, полученных от всех заинтересованных сторон на втором этапе. На основе этого анализа Правление готовит Проект международного стандарта финансовой отчётности (Exposure Draft), а также предлагаются альтернативные решения и аргументы в пользу их принятия или отклонения. В течение 90 дней все заинтересованные стороны вправе вносить свои замечания и предложения в рабочий проект. В определённых случаях ещё до Проекта изложения принципов Правление может предложить вопрос на обсуждение.

Выпуск окончательного международного стандарта финансовой отчетности, который готовится в результате обсуждения Проекта МСФО.

Интерпретация МСФО, Проект стандарта и непосредственно сам стандарт должен быть утвержден как минимум 8 членами Правления из 14. Для прочих решений достаточно простого большинства голосов членов Правления, при этом требуется присутствие 7 членов на заседании.

Заседания Правления, Консультативного совета и Комитета по консультациям являются открытыми, хотя некоторые процедурные вопросы (в основном касающиеся персонала) могут решаться в закрытом режиме. Повестка заседаний также публикуется заранее.

Помимо стандарта Правление публикует Основу для выводов (Basisfor Conslusions), где объясняется, каким образом Правление пришло к тем или иным выводам для того, чтобы помочь пользователям использовать стандарты. Правление также публикует альтернативные мнения, в которых высказываются мнения оппонентов предложенного правила учета.

Цели финансовой отчётности

М

еждународные стандарты носят рекомендательный характер и страны могут самостоятельно принимать решения об их использовании. Но поскольку МСФО это, по сути, обобщённая практика учёта наиболее развитых учётных систем в мире (американской и европейской), то совершенно очевидно, что их слепое копирование зачастую может негативно сказаться на национальной практике бухучёта. Поэтому принципиальной основой перехода на международные стандарты, прежде всего, должно быть признание общих Принципов подготовки и составления финансовой отчётности (Framework for the Preparation and Presentation of Financial Statements).

Принципы подготовки и составления финансовой отчётности сформулированы в виде отдельного документа. Данный документ не является стандартом и не содержит обязательных требований и рекомендаций. Если какие-нибудь положения стандартов противоречат Принципам, то применяются положения стандарта. В то же время, по мнению КМСФО, при разработке будущих и пересмотре существующих стандартов число расхождений будет последовательно уменьшаться.

В соответствии с Принципами цели финансовой отчётности состоят в предоставлении информации о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении компании. Эта информация нужна широкому кругу пользователей при принятии экономических решений. К пользователям финансовой отчётности Принципы относят инвесторов, работников, займодавцев, поставщиков и других торговых кредиторов, покупателей, правительства и их органы, общественность.

Помимо целей, концептуальные основы определяют общие принципы составления финансовой отчётности, правила признания и оценки отдельных элементов финансовой отчётности. Общие принципы международных стандартов были приняты Правлением в апреле 1989 г. и их можно разделить на 2 группы: основополагающие допущения и качественные характеристики информации.

Основополагающие допущения международных стандартов

М

еждународные стандарты основаны на 2 основных допущениях.

Основные допущения МСФО:

Метод начисления (accrual basis)

Непрерывность деятельности (going concern)

Метод начисления (accrual basis) означает, что хозяйственные операции отражаются в момент их совершения, а не по мере получения или выплаты денежных средств и их эквивалентов. Таким образом, операции будут учитываться в том отчётном периоде, в котором они возникли. Данный принцип даёт возможность получить объективную информацию о будущих обязательствах и будущих поступлениях денежных средств, т.е. позволяет прогнозировать будущие результаты предприятия. Возможное неполучение части объявленных к получению денежных средств может корректироваться своевременным начислением резерва на сомнительные долги за счёт уменьшения финансовых результатов отчётного периода.

Непрерывность деятельности (going concern) предполагает, что предприятие продолжит свою деятельность в обозримом будущем. А поскольку у предприятия нет намерения ликвидироваться или существенно сокращать масштабы деятельности, то его активы будут отражаться по первоначальной стоимости без учёта ликвидационных расходов. В противном случае финансовая отчетность должна составляться на другой основе, и эта основа должна быть раскрыта.

Качественные характеристики информации

Д

ля того чтобы информация могла использоваться на международном уровне, она должна отвечать определенным качественным характеристикам.

Качественные характеристики

Международные стандарты устанавливают определённые ограничения уместности и надежности информации.

Ограничения уместности и надежности

В результате последовательного применения качественных характеристик информации и при условии соответствия бухгалтерским стандартам обеспечивается достоверное и объективное представление отчетности

Элементы отчётности МСФО

Э

лементы финансовой отчётности - это экономические категории, которые связаны с предоставлением информации о финансовом состоянии предприятия и результатах его деятельности. Выделяются 5 элементов финансовой отчётности:

Элементы фин. отчетности

Международными стандартами предполагаются различные варианты оценки активов и обязательств предприятия.

Варианты оценки активов и обязательств

Характеристика МСФО

М

еждународные стандарты широко используются во всём мире. Можно выделить несколько уровней их применения:

Уровни применения МСФО

Многие финансовые институты уже сейчас осуществляют кредитование предприятий только при предоставлении отчётности, составленной в МСФО. Например, предоставляя кредит российскому предприятию, Европейский банк реконструкции и развития (вложивший в российскую экономику порядка 3 миллиардов долларов) требует:

предоставлять ЕБРР заверенную аудитором годовую финансовую отчётность, подготовленную в соответствии с МСФО;

поддерживать определённый уровень финансовых коэффициентов, рассчитываемых с использованием данных МСФО;

обеспечивать адекватную работу систем учёта затрат, бухгалтерского учёта и управления информацией, достоверно и точно отражающих финансовое состояние компании и результаты её деятельности.

Аналогичной практики придерживаются МВФ и Всемирный банк.

В России выбран один из наиболее рациональных способов применения МФСО - их адаптация к национальным стандартам. Она предполагает постепенное совершенствование российских правил учета и отчетности, направленное на формирование финансовой информации высокого качества в соответствии с требованиями международных стандартов.

В настоящее время отчетность по международным стандартам готовят крупнейшие российские компании: ОАО Газпром, РАО ЕЭС России, ОАО ГМК Норильский никель, ОАО ВАЗ, ОАО Северсталь, ОАО Ростелеком, ОАО Российские железные дороги, ОАО Аэрофлот и многие другие.

Несмотря на всё большее распространение МСФО ряд стран пока не спешит переходить на новые стандарты. Это, прежде всего, США и Канада. Американская система учёта (US GAAP) является одной из ведущих в мире. Она занимает прочные позиции, в первую очередь, благодаря самому крупному и развитому рынку в мире, предлагающему самые выгодные условия привлечения капитала.

Поэтому многие иностранные компании, желающие разместить свои ценные бумаги на американском рынке, идут на значительные затраты по трансформации отчётности в соответствии с GAAP. Комитет по стандартам финансового учёта США (FASB) неоднократно высказывался о том, что именно эта организация должна издавать международные стандарты для использования на рынках капитала.

В то же время среди американских участников рынка нет однозначного мнения в отношении того, насколько выгодно американскому рынку, пусть даже самому крупному и развитому, противопоставлять всему остальному рынку свою систему финансовой отчётности, создавая, таким образом, для входа на рынок иностранных компаний барьеры в виде дополнительных транзакционных издержек на трансформацию отчётности в соответствии с GAAP. Как показала практика, американские стандарты являются далеко не самыми совершенными.

Первый стандарт был разработан в 1974 г. и вступил в силу со следующего года. В настоящее время действуют 41 стандарт.

Каждый стандарт включает следующие элементы:

Необходимо отметить, что существующие стандарты периодически пересматриваются в рамках проекта по улучшению МСФО.

Общепринятые принципы бухгалтерского учета (GAAP) - основа МСФО

О

бщепринятые принципы бухгалтерского учета (GAAP) - основные правила финансовой отчетности. Эти принципы обеспечивают общую структуру, определяющую, какая информация включается в отчеты и как эта информация должна быть представлена. Фраза общепринятые принципы бухгалтерского учета, или стандарты GAAP охватывает основные цели финансового сообщения, ряд концепций и множество детальных правил. Таким образом, такие термины, как “цели”, “стандарты”, “концепции”, “предположения”, “методы” и “правила”, часто используются для описания общепринятых принципов.

Необходимо подчеркнуть, что не имеется никакого полного списка общепринятых принципов бухгалтерского учета GAAP (не путать с US GAAP, UK GAAP и др.). Фактически, новые принципы бухгалтерского учета появляются непрерывно, по мере вовлечения фирм в новые формы деловой активности.

Принципы бухгалтерского учета GAAP различаются в разных странах.

Фраза общепринятые принципы бухгалтерского учета относится к концепциям, которые легли в основу национальной системы бухгалтерского учета Соединенных Штатов (US GAAP).

Система обладает иерархической структурой, включает большое количество документов, подготовленных в разное время и различными профессиональными организациями. Общепринятость принципов обеспечивается либо их принятием уполномоченным общественным органом (например ССФУ), либо их длительным использованием на практике. Чаще всего GAAP используется как синоним американских стандартов в области учета.

Однако, эти принципы в Канаде, Великобритании и ряде других стран весьма схожи. Кроме того, иностранные компании, импортирующие капитал из США, обычно составляют финансовую отчетность в соответствии с принципами бухгалтерского учета США.

В соответствии с Принципами «цель финансовой отчётности состоит в предоставлении информации о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении компании. Эта информация нужна широкому кругу пользователей при принятии экономических решений». К пользователям финансовой отчётности Принципы относят: инвесторов, работников, займодавцев, поставщиков и других торговых кредиторов, покупателей, правительства и их органы, общественность.

Принципы раскрывают общие подходы к содержанию стандартов, способствуют выработке национальных подходов к стандартизации бухгалтерской отчетности.

Общепринятые принципы бухгалтерского учета GAAP, являются основой МСФО и национальных стандартов разных стран.

Место МСФО в системе стандартов финансового учета и отчетности.

Скачать архив с текстом документа