Программы элективных курсов по технологии

СОДЕРЖАНИЕ: Одическое пособие, составленное для учителей технологии, работающих в профильных классах, содержит необходимые сведения по разработке программ элективных курсов. Авторами представлены примеры учебных программ элективов, которые можно использовать в учебном процессе в классах технологического профиля

ЕЛАБУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ

О. В. Шатунова, А. Б. Сергеева

ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ

ПО ТЕХНОЛОГИИ

Учебно-методическое пособие

для учителей технологии

Елабуга

2009

УДК 620 (07)

ББК 74.268

Ш 29

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Елабужского государственного педагогического университета

(Протокол № 38 от 26.112009)

Рецензенты: А.Э. ИСЛАМОВ,

зам. декана технолого-экономического факультета

Елабужского государственного педагогического университета;

М.И. ДЕВЯТОВА,

учитель технологии высшей квалификационной категории

СОШ № 34 г. Набережные Челны

Шатунова, О. В. Программы элективных курсов по технологии : учебно-методическое пособие для учителей технологии / О. В. Шатунова, А. Б. Сергеева. – Елабуга : Изд-во ЕГПУ, 2009. – 42 с.

Учебно-методическое пособие, составленное для учителей технологии, работающих в профильных классах, содержит необходимые сведения по разработке программ элективных курсов. Авторами представлены примеры учебных программ элективов, которые можно использовать в учебном процессе в классах технологического профиля

© О.В. Шатунова, А.Б. Сергеева

© Издательство ЕГПУ, 2009

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ.. 4

РОЛЬ И МЕСТО ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ В ПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ.. 6

ТИПЫ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ.. 8

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ.. 9

УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ ПО ТЕХНОЛОГИИ 16

АРАНЖИРОВКА ЦВЕТОВ.. 16

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЦВЕТОВ ИЗ ТКАНИ.. 21

ПРЕССОВАННАЯ ФЛОРИСТИКА (ОШИБАНА) 24

ИЗДЕЛИЯ В ТЕХНИКЕ ДЕКУПАЖ.. 28

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ КОСТЮМА.. 30

КОНСТРУКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ.. 34

ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ.. 37

ПРЕДИСЛОВИЕ

В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования обозначены цели перехода к профильному обучению, среди которых основной является решение проблемы по созданию условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий. Для реализации этой цели помимо профильных общеобразовательных курсов были введены элективные курсы – обязательные по выбору учащихся. Элективные курсы обладают большим потенциалом в реализации нового содержания образования: они мобильны, создают ситуацию выбора для учащихся и учителей, стимулируют их на принятие решений, анализ результатов, осознанный выбор будущей образовательно-профессиональной траектории.

Старшая ступень общеобразовательной школы должна способствовать профессиональному самоопределению старшеклассника, его успешной социализации, обеспечить преемственность между школьным и профессиональным образованием. Необходимо создавать для учащихся условия для осознанного выбора будущей профессии, давать им возможность пробовать себя в различных видах деятельности. Это возможно осуществить в рамках реализации различных элективных курсов.

Элективные курсы по существу являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий, так как в значительной степени связаны с выбором каждым старшеклассником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, послешкольных жизненных планов.

Результативность элективных курсов будет достигнута только в том случае, если у учащихся появится возможность осознанного выбора элективного курса. Для обоснования выбора элективного курса учащимся нужны определенные условия. Во-первых, они должны ясно осознавать свои интересы, планы. Во-вторых, учащиеся должны иметь возможность заранее познакомиться с содержанием предложенных элективных курсов, изучив их краткие аннотации в виде учебно-методических комплектов. В-третьих, учителю, который будет реализовывать элективный курс, необходимо провести презентацию элективного курса для того, чтобы старшеклассники имели полное представление о содержании предлагаемого элективного курса. Основная особенность элективных курсов – вариативность, что предоставляет учащемуся возможность свободного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей профессиональному самоопределению старшеклассника. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана и носят авторский характер.

Однако на практике учителям не всегда удается грамотно и кратко уложить необходимый учебный материал в рамки небольшого по объему элективного курса. Данное учебно-методическое пособие содержит рекомендации по проектированию программ элективных курсов, предназначенные для учителей технологии. Кроме того, в данном пособии представлены примеры программ элективов по технологии, которые можно использовать в учебном процессе в профильных классах.

РОЛЬ И МЕСТО ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ

В ПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ

В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом № 2783 Министерства образования России от 18.07.02, обозначены цели перехода к профильному обучению, одной из которых является цель создания условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ. С этой целью помимо профильных общеобразовательных предметов в старшей школе вводятся элективные курсы – обязательные для посещения по выбору учащихся.

Набор профильных и элективных курсов на основе базовых общеобразовательных предметов составляет индивидуальную образовательную траекторию для каждого школьника.

Элективные курсы – обязательные курсы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения, входящие в состав профиля обучения. Элективные курсы выполняют три основных функции:

1) являются «надстройкой» профильного курса , когда такой дополненный профильный курс становится в полной мере углубленным (а школа (класс), в котором он изучается, превращается в традиционную школу с углубленным изучением отдельных предметов);

2) развивают содержание одного из базисных курсов , изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получить дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена по выбранному предмету на профильном уровне;

3) способствуют удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека.

В Концепции профильного обучения четко обозначено:

1. Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.

2. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана, предназначены для содержательной поддержки изучения основных профильных предметов или служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий.

3. Количество элективных курсов должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся.

Элективные курсы должны быть направлены на решение следующих задач:

· способствовать самоопределению ученика и/или выбору дальнейшей профессиональной деятельности;

· создавать положительную мотивацию обучения на планируемом профиле;

· познакомить учащихся с ведущими для данного профиля видами деятельности;

· активизировать познавательную деятельность школьников;

· повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся.

То, что набор элективных курсов определяют сами школьники, ставит учащихся в ситуацию самостоятельного выбора индивидуальной образовательной траектории, профессионального самоопределения.

Основные мотивы выбора, которые следует учитывать при разработке и реализации элективных курсов:

· подготовка к ЕГЭ по профильным предметам;

· приобретение знаний и навыков, освоение способов деятельности для решения практических, жизненных задач, уход от традиционного школьного «академизма»;

· возможности успешной карьеры, продвижения на рынке труда;

· любопытство;

· поддержка изучения базовых курсов;

· профессиональная ориентация;

· интеграция имеющихся представлений в целостную картину мира.

Соотношение объёмов базовых, профильных и элективных курсов в процентах может быть примерно таким: 50-30-20.

ТИПЫ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ

Можно условно выделить следующие типы элективных курсов.

I. Предметные курсы, задача которых – углубление и расширение знаний по предметам, входящих в базисный учебный школы.

В свою очередь, предметные элективные курсы можно разделить на несколько групп.

1) Элективные курсы повышенного уровня, направленные на углубление того или иного учебного предмета , имеющие как тематическое, так и временное согласование с этим учебным предметом. Выбор такого элективного курса позволит изучить выбранный предмет не на профильном, а на углубленном уровне. В этом случае все разделы углубляются курса более или менее равномерно.

2) Элективные курсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса , входящие в обязательную программу данного предмета.

3) Элективные курсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса , не входящие в обязательную программу данного предмета.

4) Прикладные элективные курсы , цель которых – знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний на практике, развитие интереса учащихся к современной технике и производству.

5) Элективные курсы, посвященные изучению методов познания природы .

6) Элективные курсы, посвященные истории предмета , как входящего в учебный план школы (история физики, биологии, химии, географических открытий), так и не входящего в него (история астрономии, техники, религии и др.).

7) Элективные курсы, посвященные изучению методов решения задач (математических, физических, химических, биологических и т.д.), составлению и решению задач на основе физического, химического, биологического эксперимента.

II. Межпредметные элективные курсы, цель которых – интеграция знаний учащихся о природе и обществе.

III. Элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план.

Элективные курсы, хотя и различаются целями и содержанием, но во всех случаях они должны соответствовать запросам учащихся, которые их выбирают.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ

Прежде чем приступить к процессу проектирования элективных курсов для предпрофильной и профильной подготовки школьников учителю необходимо поставить перед собой ряд вопросов, решение которых во многом облегчит их работу. Предлагаем их содержание:

· На каком содержательном материале и через какие формы работы можно наиболее полно реализовать задачи предпрофильной и профильной подготовки?

· Чем содержание элективных курсов будет отличаться от базового курса? (исключить дублирование).

· Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен этот курс (в библиотеке, у учителя …)?

· Какие виды деятельности возможны в работе с данным содержанием?

· Какие виды работы могут выполнить учащиеся для подтверждения своей успешности в будущем обучении?

· Какова доля самостоятельности ученика, в чем он может проявить инициативу?

· Какие критерии позволяют оценить успехи в изучении данного курса (оценка за курс ставится, но в портфолио можно поместить отзыв, результат).

· Чем может завершиться для ученика изучение курса? Какова форма отчетности?

После того, как учитель ответит на поставленные вопросы, ему необходимо приступить к разработке программы. При разработке программы элективного курса необходимо:

· Проанализировать содержание учебного предмета в рамках выбранного профиля.

· Определить, чем содержание элективного курса будет отличаться от базового или профильного курса.

· Определить тему, содержание, основные цели курса, его функцию в рамках данного профиля.

· Разделить содержание программы курса на модули, разделы, темы, определить необходимое число часов на каждый из них.

· Выяснить возможность обеспечить данный курс учебными и вспомогательными материалами: учебниками, хрестоматиями, дидактическими материалами, лабораторным оборудованием, реактивами и т.д. Составить список литературы для учителя и учащихся.

· Выделить основные виды деятельности учащихся, определить долю самостоятельности учащихся при изучении курса. Если программа предполагает выполнение практических работ, лабораторных опытов, проведение экскурсий, выполнение проектов, то их описание должно быть представлено в программе.

· Определить образовательные продукты, которые будут созданы учащимися в процессе (результате) освоения программы курса (Образовательный продукт – это материалы, которые будут разработаны учащимися в ходе познавательной, исследовательской деятельности – конспект, тезисы, эксперимент, серия опытов, исторический анализ, доказательство, стихи, очерки, песня, фотография, модель, макет, схема, компьютерная программа и др.).

· Определить критерии, позволяющие оценить успешность освоения программы.

· Продумать форму отчетности по итогам освоения программы курса.

Структура программы элективного курса должна выглядеть следующим образом:

1. Титульный лист.

2. Пояснительная записка.

3. Учебно-тематический план.

4. Содержание образования (полная, детальная характеристика каждой темы – знания, опыт познавательной деятельности, опыт эмоционально-ценностных отношений и т. д.).

5. Список литературы для учителя и учащихся.

6. Учебно-материальная база.

7. Приложения (темы творческих работ, проектов, планы проведения лабораторных работ, экскурсий и т.д.)

Титульный лист включает:

- наименование образовательного учреждения;

- сведения о том, где, когда и кем утверждена программа;

- название элективного курса;

- класс, на который рассчитана программа;

- ФИО, должность автора (авторов) программы;

- название города, населенного пункта;

- год разработки программы.

Пояснительная записка включает:

- аннотацию, обоснование необходимости введения данного курса в школе;

- указание на место и роль курса в профильном обучении (важно показать, каково место курса в соотношении как с общеобразовательными, так и с базовыми профильными предметами: какие межпредметные связи реализуются при изучении элективных курсов, какие общеучебные и профильные умения и навыки при этом развиваются, каким образом создаются условия для активизации познавательного интереса учащихся, профессионального самоопределения);

- цель и задачи элективного курса (цель курса – для чего он изучается, какие потребности субъектов образовательного процесса удовлетворяет: учащихся, учителей, школьного сообщества, общества; задача курса – что необходимо для достижения целей);

- сроки реализации программы (продолжительность обучения, этапы);

- основные принципы отбора и структурирования материала;

- методы, формы обучения, режим занятий (результат изучения элективного курса – это ответ на вопрос: какие знания, умения, навыки, необходимые для построения индивидуальной образовательной программы в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании, будут получены, какие виды деятельности будут освоены, какие ценности будут предложены для усвоения);

- предполагаемые результаты;

- инструментарий для оценивания результатов.

Учебно-тематический план включает:

- перечень разделов, тем;

- количество часов на изучение каждой темы;

- вид занятий.

Содержание изучаемого курса включает перечень тем и их реферативное описание.

Методические рекомендации включают:

- основные содержательные компоненты по каждому разделу или теме;

- описание приемов и средств организации учебно-воспитательного процесса, форм проведения занятий;

- дидактические материалы.

Литература включает список литературы, а также других видов учебно-методических материалов и пособий, необходимых для изучения курса как для учителя, так и для учащихся.

К программам элективных курсов предъявляются следующие требования:

По соответствию положению концепции профильного и предпрофильного обучения. Программа позволяет осуществлять пробы, оценить свои потребности и возможности и сделать обоснованный выбор профиля обучения в старшей школе.

По степени новизны для учащихся. Программа включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах.

По мотивирующему потенциалу программы. Программа содержит знания, вызывающие познавательный интерес учащихся и представляющие ценность для определения ими профиля обучения в старшей школе.

По полноте содержания. Программа содержит все знания, необходимые для достижения запланированных в ней целей обучения.

По научности содержания. В программу включены прогрессивные научные знания и наиболее ценный опыт практической деятельности человека.

По инвариантности содержания. Включенный в программу материал может применяться для различных групп (категорий) школьников, что достигается обобщенностью включенный в нее знаний; их отбором в соответствии с общими для всех учащихся задачами предпрофильного обучения; модульным принципом построения программы.

По системе обобщенности содержания. Степень обобщенности включенных в программу знаний соответствует поставленным в ней целям обучения и развития мышления школьников.

По практической направленности курса. Программа позволяет осуществлять эвристические пробы и сформировать практическую деятельность школьников в изучаемой области знаний.

По связности и систематичности учебного материала. Развертывание содержания знаний в программе структурированного таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими, а между частными и общими знаниями прослеживаются связи.

По соответствию способа развертывания учебного материала стоящим в программе задачам. Способ развертывания содержания учебного материала соответствует стоящим в программе целям обучения: формирования теоретического или эмпирического мышления обучающихся и определяется объективным уровнем развития научных знаний.

По выбору методов обучения. Программа дает возможность проведения эвристических проб, что обеспечивается ее содержанием и использованием в преподавании активных методов обучения.

По степени контролируемости. Программа обладает достаточной для проведения контроля:

· операциональностью и иерархичностью описания включенных в нее знаний;

· контрольностью определения результатов подготовки по каждой из ведущих тем или по программе в целом.

По чувствительности и возможным сбоям. Программа дает возможность установить степень достижения промежуточных и итоговых результатов и выявить сбой в прохождении программы любой момент процесса обучения.

По реальности с точки зрения ресурсов. Материал программы распределен во времени с учетом его достаточности для качественного изучения знаний и получения запланированных результатов; устранения возможных при прохождении программы сбоев; использования наиболее эффективных (активных) методов обучения.

По эффективности затрат времени на реализацию учебного курса. Программой определена такая последовательность изучения знаний, которая является более «коротким путем» и достижений целей. Это последовательность, при которой на восстановление забытых или уже утраченных знаний не нужно будет опираться на недавно пройденный и легко восстанавливающийся в памяти учебный материал.

Мы приводим примеры учебных программ элективных курсов по технологии для учащихся 10-11 классов, составленные на основе Программ основного общего образования по технологии. Данные программы предназначены для знакомства учащихся с основами проектной деятельности, методами развития творческих способностей, основами профессиональной деятельности по различным профессиям, с видами декоративно-прикладного творчества.

УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ

ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ ПО ТЕХНОЛОГИИ

АРАНЖИРОВКА ЦВЕТОВ

Пояснительная записка

«Дыханье роз и шепот лилий вошли мне в душу», – писал средневековый поэт, восхищаясь цветущим монастырским садом. Собственно, из восхищения цветами и родилась много веков назад флористика – наука о составлении букетов, цветочных композиций, оформления цветами сообразно определенным правилам.

Человек издавна осознавал величайшее эстетическое значение цветов и стремился ввести их в свой быт. В Древнем Египте и Древней Греции цветы были важными культовыми атрибутами – ими украшали святилища богов, статуи, декорировали костюмы, готовясь к знаковым церемониям. Из цветов изготавливались благоухающие гирлянды, венки.

У славянских народов цветы – точнее, сплетенные из них венки – считались не только украшением, но и обрядовыми элементами – на венках гадали, опуская их на воду. Если венок пристанет к берегу, девушка в этом году встретит суженого, если поплывет дальше – будет одинока, если же венок утонет – ее ждет несчастье. Позднее этот обычай стал одной из особенностей праздника Ивана Купала, когда принято было сплетать венки из двенадцати трав. Тот факт, что плетение венков подчинялось правилам, можно считать одной из предпосылок возникновения флористики.

В Европе история использования букета в качестве декоративного средства восходит к XIV-XV веку. Само слово «букет» в переводе с французского означает «красиво составленная группа цветов». Французов можно считать не только родоначальниками моды, но и искусства составления букета – именно во Франции зародились правила оформления букетов.

Эти правила предписывали использовать только венчики цветов. Отделенные от стебля, они «усаживались» на проволоку, декорировались ленточками, кружевами, щедро умащивались благовониями и составлялись в букеты. В центре – венчики определенного цвета, а вокруг них кругами размещали бутоны прочих оттенков, в зависимости от того символического значения, которое букет должен был выражать, согласно языку цветов. Получившуюся композицию упаковывали в специальный фарфоровый чехольчик или же просто помещали в накрахмаленную кружевную розетку. Традиция использовать только цветочные головки, прикрепленные к проволочке, была пересмотрена только в 1900 году. Флористы открыли для себя и для всего мира, что лепестки и стебли цветов способны стать полноправными участниками аранжировки, изысканно оттеняя красоту и пышность цветочных бутонов.

И все-таки родиной флористики считается Япония – страна, в которой цветы и умение составлять из них изысканные композиции (икебана) считаются неотъемлемой частью культуры. Много веков назад в Киото буддийские монахи научились «оживлять цветы», создавая из них и прочих природных материалов удивительные композиции. С этой традицией связана такая легенда. Однажды, после особенно жестокой грозы, уничтожившей много цветущих садов, монахи воззвали к милосердию Будды, возложив к подножию его статуи сломанные цветы и ветки деревьев. Монахи умоляли Будду воскресить то, что уничтожила непогода. И вскоре сады оправились от разрушений – деревья вновь стали плодоносить, распустились цветы. С тех пор в буддистских храмах стали специально устанавливать эффектные асимметричные композиции, которые получили название «икебана», что переводится как «оживление цветов».

Что важнее – лепестки или бутоны? У некоторых народов мира ценится и используется в обрядовых целях только часть цветка – лепестки или бутоны. К примеру, жители Южной Азии не признают цветов на стеблях — они отделяют бутоны, которые затем продаются на вес. Цветочные головки складываются в затейливые пирамиды, крепятся к узким лентам, которыми декорируются помещения, костюмы.

В наши дни искусство цветочных аранжировок очень популярно – будь то плоскостные картины, выполненные из цветов и природных материалов или букеты. Принято выделять четыре стиля флористики: вегетативный, декоративный, форма-линейный и параллельный.

Вегетативный стиль предполагает аранжировки, выполненные из срезанных цветов и зелени, подобранных с учетом их индивидуальных особенностей, среды обитания, формы роста. Такие композиции выглядят очень гармонично, естественно и поражают природным очарованием используемых компонентов и мастерством флориста, сумевшего уловить и передать это очарование.

Декоративный стиль направлен на создание из большого количества различных цветов, единой композиции, которая будет смотреться как целое, вобрав в себя индивидуальность компонентов и явив миру нечто новое, необычное.

Форма-линейный стиль проповедует, как правило, асимметричную расстановку. В отличие от декоративного стиля, форма-линейный ставит во главу угла особенности всех используемых материалов, причем их количество минимально. Что касается форм, используемых при создании форма-линейных композиций, то здесь имеет место и плоскость листа, и различные геометрические фигуры (шар, куб).

Параллельный стиль предполагает создание композиций из срезанных цветов и трав, расположенных рядами (горизонтально или вертикально). Каждый из рядов составляется из растений определенного вида и цвета. Композиции, выполненные в параллельном стиле, очень эффектно выглядят в высоких декоративных вазонах или плошках.

Выделяют также такие направления как бизнес-, свадебная, ритуальная флористика. Цветы сопровождают всю жизнь человека – и так будет до тех пор, пока они растут на Земле.

Целью курса является приобщение учащихся к духовной культуре; формирование и развитие специальных умений и навыков путем обучения технологическим приемам работы по аранжировке цветов; развитие у школьников творческого потенциала; формирование основ культуры труда.

Задачи курса:

- развитие индивидуальных и творческих способностей; познавательной активности и самостоятельности;

- развитие интереса к культуре и искусству;

- формирование технологической, художественной и цветовой культуры;

- повышение уровня эстетического развития;

- воспитание терпеливости, усидчивости, аккуратности, бережливости;

В результате изучения данного элективного курса учащиеся должны знать:

- понятия «аранжировка цветов», «букет», «композиция»;

- правила аранжировки цветов;

- основные художественно-композиционные принципы аранжировки цветов;

- цветовые сочетания;

- биологические особенности растений, приемы их подготовки, обработки и расстановки;

- основные способы заготовки растений;

уметь:

- работать с режущим и колющим садовым инструментом;

- владеть техникой крепления растений;

- правильно заготавливать растительный материал;

- применять правила аранжировки цветов;

- соблюдать правила безопасности труда.

Методические рекомендации

Чтобы вести занятия по аранжировке цветов в кабинете технологии необходимо иметь фотоальбомы с вариантами цветочных композиций, эскизы букетов, выполненные учащимися, а также технологические карты по аранжировке цветов.

Курс предусматривает практическую работу по составлению цветочных композиций, которая требует определенных материальных затрат. Чтобы сделать их минимальными, желательно использовать полевые или садовые цветы, а в холодное время года – искусственные или засушенные. Поэтому в начале учебного года нужно с учащимися собрать и засушить растения, которые в дальнейшем можно будет использовать при аранжировке цветов на практических занятиях. Также для занятий понадобятся различные аксессуары: бусинки, ленточки, веточки и т.д.

Завершением курса должно стать выполнение учащимися творческих проектов и их защита. Кроме самого букета или композиции выполнение творческих проектов должно включать и составление дизайн-папки, в которой необходимо поместить эскизы будущих работ, перечень инструментов, приспособлений и материалов, технологическую карту составления композиции, фотографию готовой композиции, расчет стоимости проекта.

На защиту проектов можно пригласить не только всех учащихся класса, но и родителей, учителей, других гостей. Можно приурочить защиту творческих проектов к какому-либо празднику, в этом случае композиции можно выполнить на одну тему.

Учебно-тематический план

п/п

Наименование тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

История возникновения искусства аранжировки цветов. Правила безопасности труда

2

2

2

Понятие цветочной аранжировки. Композиционные средства выражения

2

2

3

Материалы и инструментарий для аранжировки

4

1

3

4

Восточная аранжировка (икебана; школа Согэцу)

2

0,5

1,5

5

Европейская школа цветочной аранжировки

2

0,5

1,5

6

Виды аранжировки

2

1

1

7

Выполнение творческих проектов

2

2

8

Защита проектов

2

2

Итого

18

7

11

Содержание занятий

Тема 1. История возникновения искусства аранжировки цветов. Правила безопасности труда.

Искусство цветочных украшений в Европе и на Востоке (Япония).

Правила техники безопасности при выполнении цветочных композиций.

Тема 2. Понятие цветочной аранжировки. Композиционные средства выражения.

Понятие цветочной аранжировки. Композиция и ее средства: точка, линия, масса, форма, цвет, контраст, пропорции, нюанс. Основные правила и приемы построения цветочной композиции. Варианты композиций.

Тема 3. Материалы и инструментарий аранжировки

Материалы для аранжировки; подготовка растительного материала; сохранение срезанных цветов; инструментарий.

Практическая работа. Сбор и укладка на хранение растительного материала (цветов, листьев, трав и др.).

Тема 4. Восточная аранжировка (икебана; школа Согэцу).

Практическая работа. Составление эскиза цветочной композиции в восточном стиле.

Тема 5. Европейская школа цветочной аранжировки.

Элементы и формы «Русского букета». Формы европейского букета.

Практическая работа. Составление эскиза цветочной композиции в европейском стиле.

Тема 6. Виды аранжировки.

Корзины. Букеты. Гирлянды. Венки. Бутоньерки. Декоративные композиции.

Практическая работа. Составление декоративной композиции.

Тема 7. Выполнение творческих проектов.

Тема 8. Защита проектов.

Темы проектов

1. Цветочная композиция в восточном стиле.

2. Европейский букет.

3. Русский букет.

4. Букет из полевых цветов.

5. Букет из садовых цветов.

6. «Фруктовая» композиция.

7. Цветочная гирлянда.

8. Свадебный букет.

9. Новогодняя композиция.

10. Букет «Для мамы».

Инструменты, приспособления и материалы: цветочный секатор, садовые ножницы, нож, кусачки для проволоки, черенки, проволочная сетка, флористическая лента, нитки, бечевка

Литература

1. Бегония, Р. Школа флористики / Р. Бегония. – М. : Эксмо, 2006. – 112 с.

2. Блэклок, Дж. Аранжировка цветов / Дж. Блэклок. – М. : Фаир-пресс, 2000. – 252 с.

3. Задворная, Т.Д. Аранжировка цветов / Т.Д. Задворная. – М. : Эллис Лак, 1994. – 192 с.

4. Обрывкова, А.А. Аранжировка цветов / А.А. Обрывкова // Школа и производство. – 1994. – №3. – С. 71-75.

5. Прайк, П. Современная аранжировка цветов / П. Прайк. – М. : Арт-Родник, 2006. – 192 с.

6. Славская, Г.Е. Факультатив «Фитодизайн» (9-10 классы) / Г.Е. Славская // Школа и производство. – 1995. – №3. – С. 89.

Контрольные вопросы

1. Перечислите основные периоды становления искусства аранжировки цветов.

2. Расскажите об основных правилах и приемах построения цветочной композиции.

3. Дайте характеристику материалов, инструмента и приспособлений для аранжировки цветов.

4. Расскажите о способах высушивания и хранения растительного материала для цветочных композиций.

5. Назовите особенности восточной аранжировки цветов.

6. Назовите особенности европейской аранжировки цветов.

7. Расскажите об основных видах аранжировки.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЦВЕТОВ ИЗ ТКАНИ

Пояснительная записка

В настоящее время все большую популярность получает профессия дизайнера. Особенно популярны становятся дизайнерские аксессуары для украшения одежды, мебели, интерьера. Не последнее место в этом ряду принадлежит искусственным цветам, а именно, цветам из ткани.

Люди пытались создать искусственные цветы еще с древнейших времен, используя для этого бумагу, перья, фарфор и даже драгоценные камни. Эти растения зачастую были весьма красивы, но мало походили на живые. В наше время создатели искусственных цветов, используя современные материалы, добились полной схожести с природными аналогами. Для изготовления искусственных цветов используют экологически безопасные натуральные материалы.

Программа курса «Изготовление цветов из ткани» рассчитана на привлечение учащихся к продолжению образования в области дизайна.

Цель курса – ознакомить с теоретическими и практическими основами изготовления цветов и цветочных композиций из ткани.

Задачи курса:

- развитие у школьников художественного и эстетического вкуса;

- формирование у учащихся умений по подготовке элементов декоративных цветов и их сборке в композиции.

В результате изучения курса учащиеся должны знать:

- отличительные особенности строения цветов различных видов;

- основные способы окрашивания тканей для декоративных цветов, технологию обработки ткани желатином;

- основные приемы гофрирования лепестков и листьев декоративных цветов и их сборки;

уметь:

- окрашивать ткань и обрабатывать ее желатином;

- изготавливать выкройки и раскраивать детали цветов;

- гофрировать лепестки и листья цветов различными способами;

- собирать цветы и цветочные композиции.

Методические рекомендации

Изучение данного курса предполагает наличие в кабинете технологии электрических плит для нагревания инструментов.

При выполнении творческих проектов учащиеся изготавливают какое-либо изделие, оформляют дизайн-папку, в которой обязательно должны быть представлены детали кроя данного цветка.

Для наглядности на занятиях можно использовать презентации, созданные в программе Microsoft PowerPoint. Каждая презентация должна содержать слайды, иллюстрирующие поэтапное выполнение работы.

Учебно-тематический план

№ п/п

Темы занятий

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Инструменты, приспособления и материалы для изготовления цветов

2

1

1

2

Изготовление деталей цветов

2

1

1

3

Обработка лепестков и листьев

2

1

1

4

Выполнение творческих проектов по изготовлению цветов и цветочных композиций

18

-

18

Итого

24

3

21

Содержание занятий

Тема 1. Инструменты, приспособления и материалы для изготовления цветов.

Основные инструменты: бульки, кольца, ножи, вырубки. Материалы для цветов: ткань, проволока, желатин, клей, вата, гофрированная бумага, клеевая паутинка. Обработка ткани желатином и крахмалом.

Практическая работа. Обработка ткани желатином.

Тема 2. Изготовление деталей цветов.

Изготовление лекал и раскрой деталей. Изготовление стебельков из проволоки и гофрированной бумаги. Подготовка тычинок и сердцевинок из пата, манной крупы, бисера.

Практическая работа. Раскрой лепестков и листьев розы. Изготовление стебельков.

Тема 3. Обработка лепестков и листьев.

Окрашивание лепестков и листьев различными способами. Подготовка красителей. Окрашивание раскроенных деталей и ткани в полотне. Крашение прикладных материалов. Гофрирование лепестков и листьев с помощью булек, ножей, колец или лоскута ткани.

Практическая работа. Окрашивание лепестков розы. Гофрирование листьев розы.

Тема 4. Изготовление цветов и цветочных композиций.

Основы сборки цветов из отдельных лепестков, лепестковых кругов, удлиненных лепестков. Сборка бутоньерок и других украшений из цветов.

Практическая работа . Выполнение творческих проектов (изготовление крученой розы, розы из отдельных лепестков, бутоньерки из фиалок, астры, мака, создание цветочной композиции).

Инструменты, приспособления и материалы для изготовления цветов

Инструменты и приспособления : бульки, специальные ножи и крючки, пинцет, ножницы, шило, резиновые подложки, кисти.

Материалы: ткань, проволока, цветная бумага, вата, поролон, клей, пуговицы, нитки, краски, желатин

Контрольные вопросы

1. Какие инструменты применяются для изготовления цветов из ткани? Для чего предназначен каждый инструмент?

2. Какие лучше всего использовать материалы для цветов?

3. Как правильно обработать ткань желатином?

4. Какие есть способы гофрировки деталей цветка?

5. Как правильно выполнить выкройку лепестков?

6. Какие способы изготовления тычинок вы знаете?

7. Какие правила необходимо соблюдать при окрашивании ткани для цветов?

8. Как правильно гофрировать листья?

9. Какова последовательность сборки цветов?

10. Какими способами можно изготовить розы?

Литература

1. Богатова И.В. Оригами. Цветы / И.В. Богатова. – М. : Мартин, 2009. – 144 с.

2. Гликина, Н. Цветы из ткани для украшения одежды и интерьера / Н. Гликина. – М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2007. – 112 с.

3. Котова, Т.В. Стильные штучки из кожи и ткани / Т.В. Котова. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2007. – 120 с.

4. Лущик, Л.И. Декоративные цветы из ткани, бумаги, кожи, бисера / Л.И. Лущик, Т.Б. Несмиян. – М. : Эксмо, 2007. – 63 с.

5. .Череда, Н.С. Цветы из ткани: Техника. Приемы. Изделия. / Н.С. Череда. – М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2008. – 136 с.

ПРЕССОВАННАЯ ФЛОРИСТИКА (ОШИБАНА)

Пояснительная записка

Одним из элективных курсов, преподаваемых в профильных классах технологического направления, может быть курс «Прессованная флористика». Этот электив целесообразно предложить учащимся наряду с другими элективными курсами, которые знакомят их с различными видами декоративно-прикладного творчества и дизайнерской деятельности.

Большинству людей хорошо знакомо слово «икебана», которое служит названием древнего искусства составления букетов из срезанных и (или) засушенных растений. Но есть и похожее на него слово «ошибана», которое не так часто приходится слышать.

Художественное творчество мастеров ошибаны, или прессованной флористики, основано на использовании особого материала – цветов, листьев, трав, коры деревьев, искусно засушенных под прессом и сохранивших благодаря этому свои природные форму и цвет.

Это древнее искусство, как и искусство икебаны, возникло в Стране Восходящего Солнца – Японии – много веков назад и с тех пор уверенно завоевывает все больше поклонников по всему миру. В России зачинателем нового вида искусства считают художницу Зинаиду Мамонтову, которая посвятила много времени и сил разработке технологии засушивания растений и пришла к выводу, что почти все цветы, листья и травы удается засушить, сохранив при этом их природные цвет и форму.

Композиции из высушенных в специальной гербарной сетке или под прессом растений покоряют зрителя тонкостью, изяществом, и неожиданными художественными находками. Раскрыв секреты этого удивительного искусства, овладев им, можно творить шедевры буквально из ничего – природа щедра на подарки, нужно только искусно распорядиться ее дарами. Идя от простых идей и технологий к более сложным, можно научиться с помощью доступных инструментов и вспомогательных материалов создавать свои неповторимые композиции, которые могут украсить любой стильный интерьер или послужить прекрасным подарком.

Целью курса является ознакомление учащихся с ошибаной – техникой прессованной флористики, приобщение их к декоративно-прикладному искусству, профильная ориентация школьников на продолжение образования по специальности «Дизайн».

Задачи курса :

- изучение техники ошибаны;

- знакомство с материалами, инструментами и приспособлениями для засушки растений;

- развитие цветовой культуры, художественного вкуса;

- формирование умений изготовления изделий из засушенных растений.

В результате изучения данного курса учащиеся должны знать:

- историю возникновения ошибаны;

- инструментарий техники прессованной флористики;

- основные правила засушки и хранения растений;

- последовательность выполнения композиций из засушенных растений;

- приемы цветоведения и колористики;

- основы проектных работ;

уметь:

- пользоваться инструментарием ошибаны;

- сушить и хранить растения;

- рационально использовать растительный материал для создания композиций;

- применять основные законы цветоведения и колористики при создании художественных панно и других изделий;

- выполнять проектные работы на предложенные учителем темы, а также авторские творческие работы в технике прессованной флористики.

Методические рекомендации

Для занятий данного элективного курса учителю необходимо иметь папку с образцами работ учащихся, с эскизами художественных панно, фотографиями готовых работ, выполненных мастерами, работающих в технике прессованной флористики.

Завершением курса должно стать выполнение учащимися творческих проектов и их защита. Кроме изготовления художественного панно выполнение творческого проекта предполагает и составление дизайн-папки, в которой должны быть эскизы будущих работ, перечень инструментов, приспособлений и материалов, последовательность работы, фотографию готового изделия, расчет стоимости проекта.

Учебно-тематический план

п/п

Темы занятий

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

История возникновения ошибаны – прессованной флористики

1

1

2

Инструменты и приспособления для ошибаны

1

1

3

Правила засушки и хранения растений

2

1

1

4

Последовательность выполнения работ

2

1

1

5

Приемы цветоведения и колористики для создания художественных панно

1

1

6

Проектная работа

3

-

3

7

Защита проектов

2

-

2

Итого

12

5

7

Содержание занятий

Тема 1. История возникновения ошибаны – прессованной флористики.

Понятие и представление об искусстве «ошибана». Развитие ошибаны в России.

Тема 2. Инструменты и приспособления для ошибаны.

Инструменты и приспособления для прессованной флористики: ножницы, резец, пинцет, кисти; сушилки для растений, папки для хранения растений. Материалы: клей, картон, бумага, ткань.

Тема 3. Правила засушки и хранения растений.

Виды растений, используемых для выполнения работ, способы их засушки и хранения.

Практическая работа. Сбор и засушка растений.

Тема 4. Последовательность выполнения работ.

Этапов изготовления картин, художественных панно и других изделий из засушенных растений. Техника накладывания растений на основу.

Практическая работа. Выполнение художественной открытки в технике прессованной флористики.

Тема 5. Приемы цветоведения и колористики для создания художественных панно

Приемы цветоведения и колористики для композиций из засушенных растений, правила гармоничных сочетаний цветов. Правила цветового оформления работ.

Тема 6. Проектная работа.

Подбор эскизов, материала, подготовка и подбор нужных инструментов, планирование проектной работы.

Практическая работа. Выполнение проектной работы (художественного панно).

Тема 7. Защита проектов.

Демонстрация и защита проектных работ.

Инструменты, приспособления и материалы: ножницы, резец, пинцет, кисти; сушилки для растений, папки для хранения растений; клей ПВА, картон, бумага, ткань, основа для открыток и панно; засушенные цветы, листья, травы и др. растительный материал.

Контрольные вопросы

1. Расскажите об истории возникновения ошибаны.

2. Какие необходимы инструменты, приспособления и материалы для создания композиций в технике ошибаны?

3. Какие существуют правила засушки и хранения растений?

4. Расскажите о последовательности выполнения композиции из прессованного растительного материала.

5. Охарактеризуйте основные особенности составления композиций из засушенных растений.

6. Дайте характеристику основных приемов цветоведения и колористики при составлении композиции из засушенных растений.

Литература

1. Белецкая, Л.Б. Прессованная флористика : картины из цветов и листьев / Л.Б. Белецкая. – М. : Эксмо, 2006. – 64 с.

2. Маркова, Е.А. Флористика : картины из лепестков и листьев / Е.А. Маркова // Школа и производство. – 2006. – №5. – С. 48-56; №6. – С. 46-54.

ИЗДЕЛИЯ В ТЕХНИКЕ ДЕКУПАЖ

Пояснительная записка

Дизайнерские вещи, сделанные своими руками и в единственном экземпляре всегда ценились очень высоко. Освоить различные виды дизайна и изготовить какие-либо предметы интерьера можно и самим, т.к. издается специальная литература, выходят телевизионные передачи. Но научиться профессионально какому-либо виду искусства можно только под руководством знающего человека.

Декупаж – это оклеивание различных предметов бумажными картинками. Эта техника позволяет украсить любой предмет почти настоящей ручной росписью, причем для этого не нужны способности художника.

Программа курса «Изделия в технике декупаж» рассчитана на привлечение учащихся к продолжению образования в области дизайна интерьера.

Цель курса – познакомить учащихся с теоретическими и практическими основами изготовления изделий интерьера в технике декупаж.

Задачи курса:

- активизация процесса профессионального и личностного самоопределения учащихся;

- ознакомление учащихся с основами работы в технике декупаж;

- развитие у учащихся образного мышления, фантазии, творческих способностей.

В результате изучения данного курса учащиеся должны знать:

- основные материалы и инструменты техники декупаж;

- основные приемы декорирования изделий в технике декупаж;

- характерные особенности данной техники при декорировании различных изделий;

уметь:

- пользоваться инструментарием техники декупаж;

- применять различные способы декорирования в технике декупаж;

- выполнять декупаж различных изделий.

Методические рекомендации

Изучение данного курса предусматривает выполнение творческих проектов. Выполнение творческого проекта заключается в декорировании изделий из различных материалов (керамики, металла, дерева, ткани). При декорировании учащиеся могут использовать как готовые декупажные карты, так и подручные материалы (цветные трехслойные салфетки, рисунки, вырезанные из ткани и др.).

Учебно-тематический план

№ п/п

Содержание

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Основные материалы и инструменты

1

1

-

2

Основные приемы декорирования изделий в технике декупаж

6

2

4

3

Декупаж керамики и глиняной посуды

2

-

2

4

Выполнение творческого проекта

3

-

3

Итого

12

3

9

Содержание занятий

Тема 1. Основные материалы и инструменты.

История возникновения техники декупаж. Основные материалы и инструменты для окрашивания, склеивания, золочения, отделки.

Тема 2. Основные приемы декорирования изделий в технике декупаж.

Основные приемы вырезания элементов из бумаги. Приемы декорирования изделия под мрамор, золото, лазурит. Техника кракле.

Практическая работа. Изготовление и декорирование подарочных открыток. Декорирование пасхальных яиц, подносов, рамок для фотографий, шкатулок.

Тема 3. Декупаж керамики и глиняной посуды.

Практическая работа. Декорирование посуды из керамики, цветочных горшков.

Тема 4. Выполнение творческого проекта.

Инструменты, приспособления и материалы: ножницы, кисти, поролон, трехслойные бумажные салфетки, декупажные карты, клей ПВА, акриловые краски, акриловый лак.

Контрольные вопросы

1. Особенности подготовки поверхности из дерева, стекла и металла под декорирование.

2. Приемы окрашивания, используемые в технике декупаж: сплошное окрашивание, окрашивание с пробелами, окрашивание двумя и более красками.

3. Основные приемы вырезания и наклеивания мотивов.

4. Основные приемы декорирования изделий: кракелирование, золочение, объемный декупаж.

5. Окончательная отделка изделий.

Литература

1. Все о декупаже: техника и изделия / Под ред. М. Лупато. – М. : Ниола-Пресс, 2007. – 128 с.

2. Зайцева, А.А. Декупаж / А.А.Зайцева. – М. : Дрофа-Плюс, 2008. – 144 с.

3. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества: учебно-методическое пособие / Под ред. С.В. Астраханцевой. – Ростов н/Д. : Феникс, 2006. – 347 с.

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ КОСТЮМА

Пояснительная записка

В настоящее время все более возрастают требования к качеству одежды, одним из критериев которого является художественное оформление (дизайн). Одежда должна быть как красивой по форме, так и качественной по исполнению. Все это диктуется законами рынка и жесткой конкуренцией. Для того чтобы изготовить современное швейное изделие, необходимо обладать знаниями по моделированию и художественному оформлению швейных изделий, конструированию одежды и технологии швейного производства, так как все эти дисциплины взаимосвязаны и являются последовательными этапами процесса создания современной одежды.

Программа курса «Основы композиции костюма» рассчитана на привлечение учащихся к продолжению образования в области технологии изготовления одежды.

Цель курса – ознакомить с теоретическими и практическими основами разработки композиции костюма при проектировании одежды различного назначения.

Задачи курса:

- активизация процесса профессионального и личностного самоопределения учащихся;

- ознакомление учащихся с закономерностями композиции костюма;

- развитие у учащихся образного мышления, фантазии, творческих способностей.

В результате изучения данного курса учащиеся должны знать:

- основные понятия композиции костюма;

- основные закономерности композиции;

- понятия «форма», «линия», «силуэт» в композиции костюма»;

- законы цветоведения, применяемые в одежде;

- основные зрительные иллюзии в одежде;

уметь:

- рисовать эскизы моделей костюмов с использованием различных средств композиции;

- подбирать текстильные материалы различных цветов для конкретных моделей одежды, на конкретную фигуру;

- подбирать модели и ткани для создания моделей костюма с учетом зрительных иллюзий.

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Понятие о композиции костюма

1

1

2

Элементы, свойства и средства композиции

1

1

3

Закономерности композиции

2

1

1

4

Форма, силуэт и линии в костюме

2

1

1

5

Цвет в одежде

3

1

2

6

Зрительные иллюзии в одежде

3

1

2

7

Выполнение творческого проекта

4

-

4

Итого

16

6

10

Содержание занятий

Тема 1. Понятие о композиции костюма.

Понятие композиции в искусстве. Виды композиции. Значение и особенности композиции в дизайне костюма. Этапы создания новых моделей одежды.

Тема 2. Элементы, свойства и средства композиции.

Элементы, свойства и средства композиции костюма: контраст, нюанс, тождество, масштаб, масштабность.

Тема 3. Закономерности композиции.

Пропорции в костюме. Основные пропорциональные отношения в моделировании одежды. Ритм в костюме. Метрический и динамический ритм. Симметрия и асимметрия в организации костюма. Виды симметрии: зеркальная, центрально-осевая, симметрия винта и спирали. Пути выражения асимметрии в костюме.

Практическая работа . Создание эскизов моделей с использованием различных пропорциональных и ритмических решений.

Тема 4. Форма, силуэт и линии в костюме.

Понятия «форма костюма», «силуэт», «линия». Прямой, расширенный, прилегающий силуэт. Вертикальные, горизонтальные и диагональные линии в композиции костюма.

Практическая работа. Создание эскизов моделей различных силуэтных форм.

Тема 5. Цвет в одежде.

Основные сведения о цвете. Особенности восприятия цветов. Цветовая гармония в костюме. Особенности структуры, фактуры и цвета ткани.

Практическая работа. Подбор текстильных материалов различных цветов для конкретных моделей одежды, на конкретную фигуру.

Тема 6. Зрительные иллюзии в одежде.

Виды зрительных иллюзий, используемых в моделировании: иллюзия переоценки вертикали, иллюзия заполненного пространства, иллюзия контраста, иллюзия полосатой ткани.

Практическая работа. Подбор моделей и ткани на конкретную фигуру с учетом зрительных иллюзии.

Тема 7. Выполнение творческого проекта.

Методические рекомендации

Изучение курса предполагает выполнение творческих проектов по следующим темам:

1. Творчество советских и российских модельеров.

2. Известные французские модельеры.

3. Итальянская мода.

4. Появление моды «от кутюр» и создание Синдиката высокой моды.

5. Симметрия и асимметрия в композиции костюма

6. Использование ритма и метра к композиции костюма

7. Зрительные иллюзии в костюме.

В проектах должны быть представлены эскизы моделей одежды по теме проекта.

Контрольные вопросы

1. Что такое композиция?

2. Каковы основные свойства композиции?

3. Что такое форма?

4. Что такое силуэт и как он связан с формой предмета?

5. Какие виды силуэтных форм существуют в современном костюме?

6. Какие линии характеризуют композицию костюма?

7. Как пластические свойства швейных материалов определяют характер линий в костюме?

8. Дайте определение понятию «пропорция». Как пропорции костюма связаны со строением фигуры человека?

9. Что такое масштабность и как она связана с пропорциями костюма?

10. Дайте определение понятиям «симметрия», «асимметрия», «диссимметрия».

11. Как симметрия и асимметрия могут проявляться в костюмной композиции?

12. Дайте определение понятиям «контраст», «нюанс», «тождество».

13. Чем обусловлен выбор контрастного или нюансного решения в композиции костюма?

14. Как контраст или нюанс проявляются в форме, конструкции, пластике, тональном и цветовом решении костюма?

15. Что такое «ритм» и «метр»? Как ритм и метр могут проявляться в костюмной композиции?

Литература

1. Амирова, Э.К. Конструирование одежды: Учебник для студентов учреждений сред. проф. образования / Э.К. Амирова, О.В. Саккулина, Б.С. Саккулин. – М.: Мастерство, 2001. – 496 с.

2. Ермилова, В.В. Моделирование и художественное оформление одежды: Учет. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Ермилова, Д.Ю. Ермилова. – М. : Мастерство, 2001. – 184 с.

3. Козлова, Т.В. Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды / Т.В. Козлова. – М. : Легпромбытиздат, 1990. – 120 с.

4. Рачинская, Е.И. Моделирование и художественное оформление одежды / Е.И. Рачинская, В.И. Сидоренко. – Ростов н/Д. : Феникс, 2002. – 608 с.

5. Рогов, П.И. Конструирование женской одежды для индивидуального потребителя: Учеб. пособие для студ. средних учеб. заведений / П.И. Рогов, Н.М. Конопальцева. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 400 с.

6. Сафина, Л.А. Дизайн костюма / Л.А. Сафина, Л.М. Тухбатуллина, В.В. Хамматова. – Ростов н/Д: «Феникс», 2006. – 390 с.

КОНСТРУКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Пояснительная записка

Прогресс человечества неразрывно связан с его умением обрабатывать и производить жизненно важные материалы.

Содержание элективного курса «Конструкционные материалы» должно, с одной стороны, соответствовать познавательным возможностям учащихся по данной дисциплине, а с другой стороны, предоставляя ученику возможность опыта работы на уровне повышенных требований, развивать его учебную мотивацию.

Цель курса: познакомить учащихся с основными видами конструкционных материалов и областью их применения.

Задачи курса:

- развитие у учащихся представлений о многообразии конструкционных материалов, их свойствах и области применения;

- ознакомление учащихся со способами производства конструкционных материалов на современных предприятиях;

- формирование умений определять состав сталей, чугунов, цветных сплавов по их маркировке;

- воспитание технологической культуры учащихся.

В результате изучения данного элективного курса учащиеся должны знать:

- историю развития науки о материалах;

- классификацию материалов;

- основные свойства и область применения черных и цветных металлов;

- структуру, свойства и область применения керамики, полимеров и композиционных материалов;

- перспективы развития материаловедения;

уметь:

- классифицировать основные конструкционные материалы;

- определять состав сталей, чугунов и цветных сплавов по их маркировке;

- выполнять основные элементы проектной работы по материаловедению.

Учебно-тематический план

п/п

Темы занятий

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

История развития науки о материалах

1

1

2

Классификация материалов

1

1

3

Черные металлы и их свойства

2

1

1

4

Применение черных металлов

1

1

5

Цветные металлы и их свойства

2

1

1

6

Использование цветных металлов и их сплавов

1

1

7

Керамика

2

1

1

8

Полимеры

2

1

1

9

Композиционные материалы

1

1

10

Перспективы развития материаловедения

1

1

11

Современные машиностроительные предприятия

2

2

(экскурсия)

12

Итоговое занятие: защита проектов

2

2

Итого

18

10

8

Содержание занятий

Тема 1. История развития науки о материалах.

Предмет и значение материаловедения. История развития материаловедения в России и за рубежом.

Тема 2. Классификация материалов.

Материалы, структура, критерии оценки. Виды материалов. Металлические и неметаллические материалы.

Тема 3. Черные металлы и их свойства.

Сплавы железа с углеродом. Зависимость свойств железоуглеродистых сплавов от содержания углерода и постоянных примесей. Чугуны и стали, их маркировка. Влияние легирующих компонентов на свойства сталей.

Практическая работа. Определение состава сталей и чугунов по их маркировке.

Тема 4. Применение черных металлов.

Применение чугунов и сталей в различных областях промышленного производства продукции. Свойства изделий из чугуна и стали.

Тема 5. Цветные металлы и их свойства.

Основные цветные металлы и их сплавы. Свойства цветных металлов и сплавов на их основе.

Практическая работа. Определение состава цветных сплавов по их маркировке.

Тема 6. Использование цветных металлов и их сплавов.

Применение цветных металлов и сплавов в промышленности, медицине, быту.

Тема 7. Керамика.

Классификация и свойства керамических материалов. Применение керамики.

Практическая работа. Определение свойств керамических материалов.

Тема 8. Полимеры.

Классификация, структура и свойства полимеров. Использование полимеров.

Практическая работа: определение свойств полимеров.

Тема 9. Композиционные материалы.

Принципы создания композиционных материалов. Структура, свойства и применение композитов.

Тема 10. Перспективы развития материаловедения.

Тенденции и перспективы развития материаловедения. Новые материалы и технологии.

Тема 11. Современные машиностроительные предприятия (на примере предприятия, имеющегося в городе, в нашем случае – ОАО «ЕлАЗ»).

История создания завода. Организация производства на ОАО «ЕлАЗ». Материалы, используемые в производстве продукции (экскурсия).

Тема 12. Итоговое занятие: защита проектов.

Методические рекомендации

При изучении данного элективного курса мы предлагаем следующую тематику творческих и исследовательских проектов :

1. Легкие металлы и их применение.

2. Тугоплавкие металлы и их применение.

3. Благородные металлы в производстве промышленной продукции.

4. Редкие металлы.

5. Применение сталей на ОАО «ЕлАЗ».

6. Применение пластмасс на ОАО «ЕлАЗ».

7. Применение керамики на ОАО «ЕлАЗ».

8. Применение лакокрасочных материалов на ОАО «ЕлАЗ».

9. Виды атомно-кристаллических решеток (выполнение натурных моделей).

10. Новые материалы и их перспективы.

11. Развитие нанотехнологий в России и за рубежом.

Литература

1. Волков, Г.М. Материаловедение / Г.М. Волков, В.М. Зуев. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 400 с.

2. Давыдова, И.С. Материаловедение : Учебное пособие / И.С. Давыдова, Е.Л. Максина. – М. : РИОР, 2006. – 240 с.

3. Конструкционные материалы: справочник / Б.Н. Арзамасов [и др.]. - М. : Машиностроение, 1990. – 684 с.

4. Сажин, В.Б. Основы материаловедения / В.Б. Сажин. – М. : Теис, 2005. – 155 с.

ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

Пояснительная записка

Элективный курс «Основы управления качеством» дает представление о том, что такое «качество», чем занимаются специалисты в области качества, как быть грамотным руководителем, заботящимся об улучшении деятельности своего предприятия. Этот курс может изучаться как в 9 классе в рамках предпрофильной подготовки, так и в 10-11 классе технологического профиля.

Данный электив относится к типу элективных курсов, которые ставят своей задачей ввести учащихся в атмосферу конкретных, но чрезвычайно широко применяющихся видов профессиональной деятельности. Примером таких конкретных видов деятельности является менеджмент и, в частности, менеджмент качества. Несмотря на то, что эти виды деятельности всегда имеют определенную специфику в каждой отдельно взятой социально-экономической сфере, в мире разработаны и используются отдельные квалификации, в основе которых лежит менеджмент. Учитывая растущую популярность этих квалификаций и значительную долю занятых в этой области, представляется вполне оправданным предложить учащимся познакомиться с ними поближе через элективный курс.

Интерес к проблеме качества сильно возрос в последние годы. В течение последних двух десятилетий границы требований к специалистам, владеющим теорией и методологией управления качеством, а также умеющим эффективно применять их на практике, существенно расширились. Это вызвано значительными изменениями, происходящими в мировом сообществе в целом, а также в социально-экономических и политических сферах отдельных регионов и стран.

Большинство организаций имеет серьезную потребность в применении последовательных подходов к обеспечению качества не только товаров, услуг и соответствующих процессов, но и всех аспектов и областей взаимодействия со всеми заинтересованными в их деятельности сторонами. Каждая организация ищет новые пути, подходы и методы, которые позволили бы ей развиваться, быть лидером в условиях конкуренции. Многие современные концепции повышения эффективности деятельности организаций базируются на теории, методологии и практике управления качеством.

Целью курса является ознакомление учащихся с основными понятиями в области качества, приобретение первоначальных умений и навыков использования методов и инструментов управления качеством.

Задачи курса :

1. Изучение многоаспектности категории «качество».

2. Знакомство с основными исследованиями в области качества в нашей стране и за рубежом.

3. Определение основных принципов и функций управления качеством.

В результате изучения данного элективного курса учащиеся должны знать:

- эволюцию понятия качества;

- современные подходы к понятию «качество»;

- основные группы характеристик продукции;

- принципы, функции, методы и инструменты управления качеством;

- роль управленческого персонала в обеспечении качества на предприятии;

уметь:

- давать характеристику продукции;

- определять конкурентоспособность отдельных видов продукции;

- использовать методы и инструменты управления качеством в различных ситуациях.

Учебно-тематический план

п/п

Темы занятий

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Качество в русской философии и культуре

1

1

2

Современные подходы к понятию «качество»

1

1

3

Характеристики продукции

2

1

1

4

Конкурентоспособность продукции

2

1

1

5

Принципы и функции управления качеством

2

2

6

Методы и инструменты управления качеством

2

1

1

7

Роль управленческого персонала в обеспечении качества

2

1

1

Итого

12

8

4

Содержание занятий

Тема 1. Качество в русской философии и культуре.

Эволюция понятия «качество». Идеи качества в трудах русских философов и мыслителей. И.А. Ильин о качестве и дальнейшей судьбе России.

Тема 2. Современные подходы к понятию «качество».

Многоаспектность понятия «качество». Развитие категории «качество» в исследованиях зарубежных ученых. Взгляды Дж. Харрингтона, У. Шухарта, Дж. Джурана, У.Э. Деминга, Г. Тагути и др. на проблемы качества.

Тема 3. Характеристики продукции.

Понятие «продукция» Виды продукции. Услуга как особый вид продукции. Качественные и количественные характеристики продукции. Виды потребительских свойств продукции.

Практическая работа. Определение характеристик различных видов продукции по группам показателей.

Тема 4. Конкурентоспособность продукции.

Причины усиления конкуренции на рынках сбыта. Понятие «конкурентоспособность» продукции. Понятие о стандартизации и сертификации.

Практическая работа. Определение конкурентоспособности различных видов продукции.

Тема 5. Принципы и функции управления качеством.

Управление качеством как наука и сфера деятельности. Характеристика принципов управления качеством. Основные функции управления качеством.

Тема 6. Методы и инструменты управления качеством.

Классификация методов управления качеством. Характеристика организационных, экономических, социально-психологических, технологических, экспертных методов. Применение методов управления качеством в различных ситуациях.

Практическая работа. Применение метода Исикавы, метода экспертных оценок в конкретных ситуациях.

Тема 7. Роль управленческого персонала в обеспечении качества.

Понятие «управленческий персонал». Функции управленческого персонала в процессах обеспечения качества. Условия, способствующие улучшению деятельности предприятия.

Практическая работа. Решение проблемных ситуаций в области управления.

Методические рекомендации

Проведение занятий по программе курса предполагает использование таких активных методов обучения как деловая игра, эвристическая беседа, эвристический семинар, метод «мозговой атаки», метод проектов.

Учителю необходимо иметь навыки составления диаграммы Исикавы и знать основные инструменты и методы управления качеством.

Литература

1. Адлер, Ю.П. Должна ли страна быть бедной? / Ю.П. Адлер, Л.А. Моховикова. – Тольятти: ПП «Современник», 1998.

2. Антология русского качества / Под ред. Б.В. Бойцова, Ю.В. Крянева. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2000.

3. Бойцов, Б.В. Качество жизни / Б.В. Бойцов. – М.: Изд-во МАИ, 2004.

4. Васильев, А.Л. Россия в XXI веке. Качество жизни и стандартизация / А.Л. Васильев. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2003.

5. Гибсон, Дж.Л. Организации: поведение, структура, процессы / Дж.Л. Гибсон. – М.: ИНФРА-М, 2000.

6. Гличев, А.В. Основы управления качеством продукции / А.В. Гличев. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2001.

7. Деминг, У.Э. Выход из кризиса / У.Э. Деминг. – Тверь: Альба, 1994.

8. Друкер, П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения / П. Друкер. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.

9. Исикава, К. Японские методы управления качеством / К. Исикава. – М.: Экономика, 1988.

10. Куликов, Г.В. Японский менеджмент и теория международной конкурентоспособности / Г.В. Куликов. – М.: Экономика, 2000.

11. Мазур, И.И. Управление качеством / И.И. Мазур. – М.: Высшая школа, 2003.

12. Салимова, Т.А. История управления качеством / Т.А. Салимова. – М.: КНОРУС, 2005.

13. Салимова, Т.А. Управление качеством / Т.А. Салимова. – М.: Омега-Л, 2008.

14. Философия качества по Тагути. – М.: НТК «Трек», 1997.

15. Харрингтон, Дж. Управление качеством в американских корпорациях / Дж. Харрингтон. – М.: Экономика, 1990.

Контрольные вопросы и задания

1. Перечислите известные вам типы качества.

2. Назовите основные аспекты качества, которые рассматривали в своих работах русские и зарубежные ученые и философы.

3. Раскройте содержание современных подходов к определению качества, укажите достоинства и недостатки каждого из них.

4. Дайте определения понятиям «продукция», «процесс», «услуга».

5. Назовите основные категории продукции.

6. Дайте характеристику классов промышленной продукции.

7. Какие свойства характеризуют продукцию?

8. Что такое конкурентоспособность?

9. Перечислите базовые принципы управления качеством. Охарактеризуйте возможности их применения в целях управления качеством деятельности вашего класса.

10. Какой принцип управления качеством, на ваш взгляд, наиболее значим? Обоснуйте свой ответ.

11. Дайте характеристику основных функций управления качеством. Приведите примеры реализации одной из них в деятельности вашего класса.

12. Приведите классификацию конкретных методов управления качеством. Раскройте содержание каждой группы методов.

13. Какие из приведенных методов, по вашему мнению, играют наиболее существенную роль в процессе управления качеством:

а) на промышленном предприятии;

б) в школе;

в) в больнице;

г) в гостинице?

14. Определите роль руководителя предприятия, организации в процессе улучшения деятельности.

15. Охарактеризуйте этапы совершенствования деятельности организации.

16. В чем выражается сущность коллективного метода управления?

17. Определите условия эффективности системы коллективного управления.

18. Почему обучение по вопросам повышения качества является необходимым процессом в каждой организации?

19. Для чего проводится самоаттестация?

Скачать архив с текстом документа