Производственная структура предприятия и ее элементы

СОДЕРЖАНИЕ: 1. Производственная структура предприятия и ее элементы Совокупность зданий, сооружений, подвижного состава, оборудования и т.д. составляет производственно-техническую базу АТП. Особенности производственного процесса предприятия определяются его производственной структурой, которая представляет собой комплекс входящих в предприятие производственных единиц (цехов, служб, участков, зон и т. п.), их соотношение и взаимосвязь.

1.Производственная структура предприятия и ее элементы

Совокупность зданий, сооружений, подвижного состава, оборудования и т.д. составляет производственно-техническую базу АТП. Особенности производственного процесса предприятия определяются его производственной структурой , которая представляет собой комплекс входящих в предприятие производственных единиц (цехов, служб, участков, зон и т. п.), их соотношение и взаимосвязь.

Производственная структура каждого АТП устанавливается в соответствии с его мощностью и с учетом степени кооперирования производственного процесса с другими смежными предприятиями.

Расположение (планировка) цехов и служб разрабатывается на основе технологического процесса с учетом объективных факторов местного характера (участка застройки, организации движения по близлежащим улицам и внутри предприятия и др.) и указывается в генеральном плане предприятия.

Планировка каждого цеха и производственного участка разрабатывается на основе принятого технологического процесса цеха с учетом его производственной мощности и взаимосвязи с другими цехами предприятия. Ввиду сравнительно невысокой мощности производственных цехов, а потому и небольшого объема работ по обслуживанию производства часто вспомогательные службы включаются в состав основных производственных цехов и участков.

Факторы, влияющие на производственную структуру предприятия

Анализ, оценка и обоснование направлений совершенствования структур предприятий должны проводиться с учетом факторов их формирования.

Факторы, влияющие на формирование производственной структуры предприятия, можно разделить на несколько групп.

Общеструктурные (народнохозяйственные) факторы определяют комплексность и полноту структуры предприятия. К их числу относятся: состав отраслей хозяйства, соотношение между ними, степень их дифференциации, предполагаемые темпы роста производительности, внешнеторговые связи и т.п.

К числу отраслевых факторов относятся: широта специализации отрасли, уровень развития отраслевой науки и проектно – конструкторских работ, особенности организации снабжения и сбыта в отрасли, обеспеченность отрасли услугами других отраслей.

Региональные факторы определяют обеспеченность предприятия различными коммуникациями: газо- и водопроводами, транспортными магистралям, средствами связи и т.д.

Общеструктурные, отраслевые региональные факторы образуют в совокупности внешнюю среду функционирования предприятия. Эти факторы необходимо учитывать при формировании структуры предприятия.

Значительное число факторов, влияющих на производственную структуру и инфраструктуру являются внутренними по отношению к предприятию. Среди них обычно выделяются:

-особенности зданий, сооружений, используемого оборудования, земли, сырья и материалов;

-характер продукции и методы ее изготовления;

-объем выпуска продукции и ее трудоемкость;

-степень развития специализации и кооперации;

-мощность и особенности организации транспорта;

-оптимальные размеры подразделения, обеспечивающие управляемость ими с наибольшей эффективностью;

-специфика принимаемой рабочей силы;

-степень развития информационных систем и т.д.

При переходе предприятий к рыночным условиям возрастает значение факторов, обеспечивающих коммерческую эффективность производственно – хозяйственной деятельности предприятия, ритмичность производства, снижение издержек.

Основы планирования производственной деятельности АТП

В современных условиях развития рыночных отношений в экономике Украины планирование экономической деятельности всех предприятий является важным условием свободного предпринимательства, эффективного рыночного распределения и потребления продукции.

В рыночной экономике, в которой каждый производитель и предприниматель ориентируется на максимальное удовлетворение потребностей в своих товарах, а также получение наиболее высокой прибыли, внутрихозяйственное и внутрифирменное планирование выполняет новую функцию на всех предприятиях любой организационно – правовой формы.

Суть планирование состоит в конкретизации целей развития всей фирмы и каждого подраздела отдельно на установленный период; определены хозяйственные задания и способы их достижения, сроки и последовательность реализации; выявлены материальные, трудовые и финансовые ресурсы, необходимые для решения поставленных задач. Планирование направлено на оптимальное использование возможностей фирмы, в т.ч. наилучшее использование всех видов ресурсов и предвидение ошибочных действий, которые могут привести к снижению эффективности деятельности фирмы.

Планирование – это один из самых сложных видов деятельности, свойственных людям. Сложность состоит в том, что управление это практическая деятельность, а что и как делать, определяется до того, когда необходимо действовать.

Функция планирования состоит в разработке содержания и последовательности действий для достижения сформулированной цели, отображенной в экономических планах.

Суть внутрихозяйственного планирования состоит в научном обосновании цели развития предприятия и форм хозяйственной деятельности, выборе наилучших способов их осуществления на основе наиболее полного выявления потребностей рынка в товарах, услугах, выполнения работ и установление таких показателей их производства, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению ожидаемых в будущем качественных и количественных результатов.

Внутрифирменное планирование выступает как одна из основных функций управления предприятием и предусматривает не только целостное рассмотрение ряда производственно – хозяйственных, организационно – управленческих, финансово – экономических и многих других проблем, но и ориентацию на будущие решения, которые принимаются. Поэтому, в более узком понимании, планирование выступает как сложный комплекс работ по созданию нормативной базы предприятия, основным заданием которого является интеграция всех членов предприятия для решения задач и выполнения работ, что обеспечивают эффективное достижение конечных результатов, выявление и мобилизации внутрипроизводственных ресурсов.

Планирование служит началом любой направленной экономической деятельности человека или предприятия во время ведения личной хозяйственной деятельности или коллективного бизнеса. Поэтому внутрифирменное планирование является составной частью современной экономической науки, которая изучает проблемы эффективного использования производственных ресурсов или управление ими.

Современное планирование состоит в определении будущего желаемого состояния всего предприятия, экономических показателей или конечных результатов, которые необходимо достичь. Механизм планирования при этом основывается на взаимосвязи процессов микроэкономического исследования действительного состояния предприятия и моделирование прогнозного уровня его развития в будущем.

Методология внутрифирменного планирования охватывает совокупность теоретических выводов, общих закономерностей, научных принципов, экономических положений, современных требований рынка. Методика планирования характеризует состав методов, способов и приемов обоснования конкретных плановых показателей, а также содержание, форму, структуру и порядок разработки внутрифирменного плана.

На практике выделяют 3 направления планирования:

1) Прогрессивное – планирование осуществляется от нижнего уровня к высшему, т.е. низшие структурные подразделы самостоятельно составляют детальные планы своей работы, которые затем интегрируются в высшие подразделы и создают, в результате, план предприятия.

2) Ретроградное – структурные подразделы должны переделывать планы, которые поступили от высших подразделов, в планы своих подразделов.

3) Круговое – разработка плана в 2 этапа. На первом этапе осуществляется текущее планирование по главным целям. На втором – составляется конечный план.

1. Основы планирования производственной деятельности АТП

В современных условиях развития рыночных отношений в экономике Украины планирование экономической деятельности всех предприятий является важным условием свободного предпринимательства, эффективного рыночного распределения и потребления продукции.

В рыночной экономике, в которой каждый производитель и предприниматель ориентируется на максимальное удовлетворение потребностей в своих товарах, а также получение наиболее высокой прибыли, внутрихозяйственное и внутрифирменное планирование выполняет новую функцию на всех предприятиях любой организационно – правовой формы.

Суть планирование состоит в конкретизации целей развития всей фирмы и каждого подраздела отдельно на установленный период; определены хозяйственные задания и способы их достижения, сроки и последовательность реализации; выявлены материальные, трудовые и финансовые ресурсы, необходимые для решения поставленных задач. Планирование направлено на оптимальное использование возможностей фирмы, в т.ч. наилучшее использование всех видов ресурсов и предвидение ошибочных действий, которые могут привести к снижению эффективности деятельности фирмы.

Планирование – это один из самых сложных видов деятельности, свойственных людям. Сложность состоит в том, что управление это практическая деятельность, а что и как делать, определяется до того, когда необходимо действовать.

Функция планирования состоит в разработке содержания и последовательности действий для достижения сформулированной цели, отображенной в экономических планах.

Суть внутрихозяйственного планирования состоит в научном обосновании цели развития предприятия и форм хозяйственной деятельности, выборе наилучших способов их осуществления на основе наиболее полного выявления потребностей рынка в товарах, услугах, выполнения работ и установление таких показателей их производства, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению ожидаемых в будущем качественных и количественных результатов.

Внутрифирменное планирование выступает как одна из основных функций управления предприятием и предусматривает не только целостное рассмотрение ряда производственно – хозяйственных, организационно – управленческих, финансово – экономических и многих других проблем, но и ориентацию на будущие решения, которые принимаются. Поэтому, в более узком понимании, планирование выступает как сложный комплекс работ по созданию нормативной базы предприятия, основным заданием которого является интеграция всех членов предприятия для решения задач и выполнения работ, что обеспечивают эффективное достижение конечных результатов, выявление и мобилизации внутрипроизводственных ресурсов.

Планирование служит началом любой направленной экономической деятельности человека или предприятия во время ведения личной хозяйственной деятельности или коллективного бизнеса. Поэтому внутрифирменное планирование является составной частью современной экономической науки, которая изучает проблемы эффективного использования производственных ресурсов или управление ими.

Современное планирование состоит в определении будущего желаемого состояния всего предприятия, экономических показателей или конечных результатов, которые необходимо достичь. Механизм планирования при этом основывается на взаимосвязи процессов микроэкономического исследования действительного состояния предприятия и моделирование прогнозного уровня его развития в будущем.

Методология внутрифирменного планирования охватывает совокупность теоретических выводов, общих закономерностей, научных принципов, экономических положений, современных требований рынка. Методика планирования характеризует состав методов, способов и приемов обоснования конкретных плановых показателей, а также содержание, форму, структуру и порядок разработки внутрифирменного плана.

На практике выделяют 3 направления планирования:

4) Прогрессивное – планирование осуществляется от нижнего уровня к высшему, т.е. низшие структурные подразделы самостоятельно составляют детальные планы своей работы, которые затем интегрируются в высшие подразделы и создают, в результате, план предприятия.

5) Ретроградное – структурные подразделы должны переделывать планы, которые поступили от высших подразделов, в планы своих подразделов.

6) Круговое – разработка плана в 2 этапа. На первом этапе осуществляется текущее планирование по главным целям. На втором – составляется конечный план.

2.Необходимость планирования деятельности предприятия

Каждое предприятие, независимо от масштаба и вида деятельности, каждая предпринимательская структура в условиях рыночного хозяйствования занимается планированием. Отсутствие плана сопровождается ошибочными маневрами, несвоевременным изменением ориентации, что приводит к потере позиций на рынке, неустойчивому финансовому состоянию, банкротству предприятия.

Практика свидетельствует о том, что планирование создает для субъектов хозяйствования важные преимущества:

- обеспечивает подготовку к использованию будущих благоприятных для предприятия условий;

- предупреждает про возможные проблемы;

- стимулирует управленческий персонал к реализации своих решений в последующей деятельности;

- улучшает координацию действий управленческого персонала предприятия;

- способствует рациональному использованию ресурсов на предприятии.

Для украинских предпринимательских структур можно отнести несколько сфер, где есть необходимая потребность в использовании планирования.

Новосозданные предприятия . Активные процессы развития предпринимательства приводят к созданию новых организаций и предприятий, усиление конкуренции между ними, банкротства и закрытие многих из них. Деятельность новосозданных предпринимательских структур невозможно без научного обоснования плана действий, которым является бизнес – план . Он разрабатывается каждой предпринимательской структурой в период основания. Этот документ дает четкий ответ на множество вопросов и предостерегает новых товаропроизводителей от возможных ошибок и просчетов. Для новосозданных предпринимательских структур разрабатывается:

· маркетинговый план;

· оцениваются реальные конкуренты;

· определяется стратегия развития;

· обосновывается оптимальный объем производства;

· штат работников;

· материальные ресурсы;

· финансовые результаты и т.д.

Потребность в ориентации в текущей рыночной обстановке, в определении своего мест в конкурентной среде, стремление предвидеть будущее обуславливают необходимость планирования каждой предпринимательской структуры рыночного хозяйствования. В бизнес – планировании гибко соединяются производственные и рыночные, финансовые и технические, внутренние и внешние аспекты деятельности предприятия.

Действующие предпринимательские структуры, которые осуществляют реструктуризацию и диверсификацию производства. В условиях конкуренции большинство предпринимательских структур вынуждены постоянно заботиться об усовершенствовании продукции, освоении выпуска новых конкурентоспособных товаров и услуг, которые приводят к значительным структурным изменениям в производстве. Существенные изменения в технике, технологии, организации производства, сбыта продукции влияют на основные параметры деятельности предприятия. Необходимость их определения еще до начала проведения серьезных изменений в производстве вызывает потребность планирования деятельности предприятия в соответствии с условиями, которые сложились или могут сложится в будущем. Полученные в процессе планирования долгожданные параметры деятельности служат основой при принятии соответствующих управленческих решений.

Государственные предприятия. Для этих предприятий функция планирования является традиционной. Однако традиционный характер планирования не предусматривает собственных целей развития, анализа и прогнозирования состояния экономики в зависимости от изменений во внутренней и внешней средах. Поэтому в условиях рынка государственным предприятиям необходимо совершенствовать опыт планирования деятельностью.

Современный рынок предъявляет особые требования к предприятиям. Сложность и динамизм процессов, которые осуществляются в нем, создают новые предусловия для более серьезного применения планирования деятельности предприятий. Кроме этого, масштабы и разнообразие направлений деятельности предприятия требуют особенного внимания к определению:

- видов деятельности (производственная, торговая, исследовательская, коммерческая и т.д.);

- видов продукции (услуг);

- источников и объемов финансирования;

- технологических ресурсов (материалов, энергии, топлива, рабочей силы);

- финансовых результатов от каждого вида деятельности.

Деятельность государственных предприятий пребывают под постоянным контролем и имеют поддержку отраслевых министерств и ведомств, КМУ. Поэтому планирование их деятельности является гарантом эффективности использования государственного имущества, получение и распределение прибыли, организации и оплаты труда.

Предприятия с частью иностранных инвестиций в уставном фонде . Иностранные партнеры, вкладывающие определенные средства в ПД, стремятся иметь гарантии их возврата, соответствующего дохода с учетом ориентированного времени его получения, обеспечение наименьшего хозяйственного риска. Кроме того, в зависимости от части имущества в уставном фонде, они могут непосредственно брать участие в управлении предприятием, принятии управленческих решений. Большинство иностранных инвесторов имеют значительный опыт планирования ПД. Они неохотно воспринимают информацию без соответствующих обоснований и расчетов. Поэтому плодородное сотрудничество с ними требует такого планирования деятельности, которое основывается на принципах и методах, понятных двум сторонам.

3. Принципы планирования

Качество планирования в значительной мере зависит от глубины учета принципов, их количества и действенности.

Далее выделим следующие принципы планирования:

- Принцип единства (системности) предусматривает, что планирование на предприятии имеет системный характер. Экономическая категория «система» характеризуется наличием совокупности элементов, взаимосвязи между ними, общего направления развития и поведения, ориентированного на общую цель.

Каждую предпринимательскую структуру можно рассматривать как сложную экономическую систему, элементами которой служат отдельные подразделы (цехи, участки), взаимосвязь между которыми осуществляется на основе координации на горизонтальном и вертикальном уровнях. Деятельность каждого подраздела предпринимательской структуры нельзя спланировать эффективно, если не увязать ее с функционированием других производственных единиц. Любые изменения в планах одного подразделения обуславливают соответствующие перемены в плановых параметрах деятельности других. Следовательно, главными признаками координации планирования на предприятии является взаимосвязь и одновременность при принятии решений.

Принцип единства предусматривает интеграцию плановой деятельности. На предприятиях разрабатываются несколько относительно самостоятельных видов планов (планы освоения новых видов продукции, маркетинговые планы, планы рекламных мероприятий и т.д.). Однако каждый из них должен базироваться на общей стратегии и быть составным элементом общей плановой системы предприятия.

Единство стратегического и текущего планов предусматривает, что структура текущих планов и основные составные стратегии предприятия должны совпадать; основные цели на текущий период должны вытекать из стратегического плана.

- Принцип непрерывности означает поддержку непрерывной плановой перспективы, взаимосогласование долго-, средне- и краткосрочного планирования, своевременная корректировка планов с учетом изменений во внутренней и внешней средах, в нестабильных условиях хозяйствования.

- Принцип гибкости обеспечивает в процессе планирования возможность корректировки планов в соответствии с изменениями во внутренней и внешней среде.

- Принцип точности предусматривает учет при составлении планов определенной степени точности расчетов, предвидений. Степень конкретизации и детализации зависит от вида плана и уровня неопределенности внешних условий хозяйствования.

Стратегическое, долгосрочное планирование может ограничиваться определением основной цели и наиболее общих направлений деятельности, т.к. количество необходимой информации о будущем является ограниченной, а быстрота изменений – очень высокой.

В краткосрочных планах конкретность и детальность должны быть высокими и обязательными.

Принцип точности должен обеспечивать адекватность плановых мероприятий социально – экономической ситуации в стране, отраслях, территории. Она достигается путем учета большого количества факторов влияния внутренней и внешней среды. Это способствует повышению точности планов, их приближенности к реальным условиям.

- Принцип участия означает, что каждый работник предприятия становится участником планируемой деятельности независимо от должности и функций. Планирование, которое базируется на принципе участия, называется партисипативным .

Реализация принципа участия обеспечивает оперативный обмен внутренне – производственной информацией; переделывает планы предприятия на личные планы каждого работника, что способствует повышению мотивации к труду, созданию корпоративного духа; вызывает большее доверие к планированию как реального и эффективного рычага управления.

- Принцип приоритетности предусматривает ранжирование объектов планирования по их важности для предприятия.

Если основной цель - повышение конкурентоспособности продукции и для ее достижения необходимо решить комплекс задач, связанных с улучшением технической базы производства, использованием новых высококачественных материалов, повышение квалификационного уровня работников. Одновременно решить эти задачи невозможно из – за нехватки финансовых ресурсов. В таком случае руководство предприятия определяет приоритетность заданий и, в зависимости от ситуации на производстве, устанавливает последовательность их решения.

Приоритетность той или иной цели может изменяться в зависимости от действий макроэкономических факторов – экономической политики, экономического состояния, состояния национальной экономики, а также факторов, которые действуют внутри предприятия.

- Принцип оптимальности связан с альтернативностью и многовариантностью планов, которые предусматривают разработку нескольких альтернативных вариантов достижения одной цели и выбора оптимального.

Придерживаться данных принципов планирования очень сложно. Это могут осуществить только крупные товаропроизводители, которые имеют высококвалифицированные кадры, современные информационные технологии. В условиях высокой конкуренции сокращаются термины и горизонты разработки планов, повышается качество планирования, в его основу входит концепция маркетинга, увеличивается роль оперативных и стратегических планов.

4. Система планов предприятия

Планирование – сложный методико – организационный процесс, который обусловливает наличие системы планов (рис. 4.1). Каждый вид плана – сложная модель деятельности предприятия или его структурных подразделений, которая содержит основные показатели их деятельности в будущем.

СТРАТЕГ И ЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

СТРАТЕГЫЧНЕ

Долгосрочное
Среднесрочное
Краткосрочное

Рис. 4.1 Система планов предприятия

Система планов предприятия имеет комплексный характер и включает такие элементы:

- Стратегический или генеральный план предприятия;

- План развития предприятия (текущий, тактический, оперативный);

- Программы (планы - программы) и бизнес – план.

Каждый вид плана имеет свои особенности и порядок составления, систему показателей.

-Стратегический план отображает основную цель развития предприятия и носит концептуальный план.

Он включает миссию, общие цели, способы их достижения и рассчитанный на длительный период их реализации (5 – 10 лет). Стратегия базируется на реальных возможностях предприятия, его реакции на объективные внутренние и внешние обстоятельства предприятия. Стратегическое планирование, как правило, рассчитано на длительный период, оно не просто сосредотачивается на определенном периоде времени, а включает в себя совокупность идей развития предприятия.

Основная цель стратегического планирования состоит в моделировании будущей успешной деятельности предприятия, которая может иметь наступательный или оборонный характер.

Планы развития предприятия предусматривают формирование тактических планов реализации стратегических заданий на определенный период и текущих планов социально – экономического развития предпринимательской структуры. По своему содержанию планы развития предприятия имеют наступательный характер.

- Тактическое планирование - процесс реализации стратегии предпринимательской структуры на определенный период времени (год - два). Тактические планы предусматривают конкретные способы использования ресурсов предприятия, необходимых для достижения долгосрочных целей. Содержание тактических планов детализируется по кварталам и месяцам.

Тактика – термин от греческого происхождения, который означает маневрирование силами, ресурсами, необходимыми для достижения определенных целей. Тактическое планирование связано с оптимальным соединением или распределением ресурсов на короткий период времени.

Основное отличие между стратегическим и тактическим планированием состоит в том, что стратегическое планирование связано с обоснованием генерального направления функционирования предприятия, определением того, что стремиться достичь предпринимательская структура, а тактическое планирование сосредоточено на том, как именно достичь этого состояния. Т.е. основное отличие – это отличие между целями и способами.

Тактические планы являются менее субъективными, потому что при их составлении используют достоверную информацию. Использование таких планов связано с меньшим риском, т.к. эти решения связаны с внутренними проблемами предприятия. Тактические планы выражаются конкретными цифровыми результатами, их легче и проще оценить, они охватывают отдельные подразделы предприятия. Следовательно, тактические планы включают основные показатели деятельности, которые стремиться достичь предприятие до конца планового периода.

- Текущее социально – экономическое планирование предусматривает составление планов предприятия по всем направлениям деятельности и на всех уровнях его управления.

Основное задание текущего социально – экономического планирования состоит в сбалансированности плановых заданий по всем направлениям деятельности (производственная, научно – техническая, финансовая, социальная и т.д.) при условии максимально возможного использования внутренних ресурсов и обеспечение дальнейшего развития предприятия.

При высокой конкуренции первостепенным заданием становится быстрая реакция производства на изменения рыночной конъюнктуры, создание резервов мобильности ресурсов.

Принятие решений на уровне текущего социально – экономического планирования является менее субъективным, т.к. основывается на реальной, конкретной информации, меньше зависит от рыночной неопределенности. Использование текущих решений связано, как правило, с решением внутренних проблем. Текущие планы легче оцениваются, т.к. выражаются конкретными цифровыми результатами, которые разносторонне характеризуют деятельность предприятия.

Разновидностью текущего является оперативно – производственное планирование , которое обеспечивает календарную связь производственного процесса между структурными подразделениями предприятия с учетом последовательности и параметров технологического процесса. Термин «оперативное» подтверждает, что планирование отдельных операций в едином хозяйственном потоке осуществляется в короткие термины (день, неделя, месяц) и охватывает отдельные сферы деятельности предприятия, например, планирование производства, планирование маркетинга, составление бюджетов и т.д.

Программы (план - программы) определяют развитие одного из важных аспектов деятельности предприятия. Это могут быть программы с усовершенствованием технологий, программы выпуска новой продукции, программы переквалификации кадров и т.д.

Бизнес – планы характеризуются всесторонним обоснованием целесообразности внедрения новых идей, предложений, ориентируются на определенный аспект жизнедеятельности и развития предприятия. Они реализуют предпринимательскую идею или их совокупность и предусматривает продвижение на рынок новой продукции, услуг, работ. Составление бизнес – планов выполняется согласно со специальными методиками.

Программы, обработанные результаты бизнес – планов используются при формировании текущих и стратегических планов деятельности предприятия.

В зависимости от временной ориентации рекомендуется выделять 4 типы планирования:

1. Реактивное;

2. Инактивное;

3. Преактивное;

4. Интерактивное.

Реактивное планирование базируется на анализе прошедшего развития, а модели будущего функционирования предприятия разрабатываются путем экстраполяции от результатов прошлого. Предприятие при этом рассматривается как стойкая, стабильная, закрытая экономическая система.

Недостатками такого типа планирования является недостаточный учет в объективных обстоятельствах сегодня и будущего, отсутствие гибкости и игнорирования принципа участия.

Инактивное планирование предусматривает приспособление предприятия к существующим условиям хозяйствования без учета прошлого опыта и обеспечение развития в будущем. Главная задача руководства состоит в сохранении традиционного поведения предприятия и недопущение любых изменений, которые рассматриваются как преграды.

Недостатки инактивного планирования состоят в не учете факторов внешней среды, неполноту использования потенциала работников предприятия, отсутствие прогнозирования.

Преактивное планирование ориентируется на будущие изменения. Руководство стремится ускорить изменения, приблизить будущее. Преактивное планирование связано с ситуационным планированием по целям, поиску оптимальных решений, использованием экономико – математических методов, прогнозирования.

Такое планирование осуществляется «сверху - вниз» и предусматривает разработку стратегии развития, определение ресурсов руководством, которое доводит конкретные задачи подразделам предприятия, которые в свою очередь планируют свое развитие с учетом общих задач.

Недостатки – недостаточность учета опыта прошлых периодов, чрезмерной точности прогнозирования и слабой подготовленности к будущим изменениям.

Интерактивное планирование учитывает опыт прошлого, сегодняшнего и предусматривает будущее при обосновании наилучших предпринимательских идей.

Такой тип планирования обеспечивает создание оптимальных предпринимательских структур, соорентированных на определенные результаты. Оно базируется на принципе участия и предусматривает мобилизацию творческого потенциала всех работников.

Преимущество интерактивного планирования состоит в обеспечении творческой атмосферы в коллективе, функционировании сильных мотивационных факторов. Частично недостатком такого планирования можно считать отсутствие действующей модели управления предпринимательской структурой.

Скачать архив с текстом документа