Производство швейных товаров

СОДЕРЖАНИЕ: Детальная характеристика швейных товаров: потребности населения в одежде, ее свойства. Описание материалов для изготовления швейных товаров: ткани, мех, кожа, подкладочные, клеевые и прикладные материалы. Потребительские свойства в процессе изготовления.

Содержание

1.Основные сведения о швейных товарах

1.1 Факторы, формирующие потребности населения в одежде

1.2 Потребительские свойства одежды

2. Материалы для изготовления швейных товаров и их ассортимент

2.1 Ткани

2.2 Исскуственный мех

2.3 Исскуственные кожи и замша

2.4 Натуральная кожа

2.5 Подкладочные материалы

2.6 Утепляющие материалы

2.7 Материалы для скрепления деталей одежды

2.8 Клеевые материалы

2.9 Прикладные материалы

3. Формирование потребительских свойств в процессе изготовления

3.1 Типология населения и проектирование одежды

3.2 Размерно-ростовочно-полнотный ассортимент одежды

3.3 Проектирование одежды

3.4 Моделирование одежды

3.5 Групировка одежды по конструкции

3.6 Детали одежды

4.Классификация швейных изделий и их ассортимент

4.1Мужская верхняя одежда

4.2 Женская верхняя одежда

4.3 Детская верхняя одежда

4.4 Лёгкое платье

4.5 Бельё

4.6 Бельё постельное и столовое

4.7 Швейные головные уборы

4.8 Чулочно-носочные изделия

4.9 Перчаточные изделия

4.10 Головные уборы и шарфы

5.Качество швейных товаров

5.1 Требования к изготовлению одежды

5.2 Дифекты швейных изделий

5.3 Контроль качества швейных изделий

5.4 Определение сортности швейных товаров

Литература


1. Основные сведения о швейных товарах

К одежным товаром относятся различные виды верхней одежды, лёгкого платья, белья, головных уборов, а также перчатки и варежки.

Одежду, выработанную по технологии швейного производства, называют швейными изделиями. Основную массу швейных товаров составляет бытовая, спортивная и производственная одежда.

Факторы, формирующие потребности населения в одежде.

Важнейшими факторами, влияющими на формирования потребностей в одежде, являются её производство, материальный и культурный уровень населения, численность населения, его половозрастной и социальный состав, типология, природно-климатические условия.

На перспективу предусмотрено создание товаров с учётом дифференциации ассортимента одежды – для детей, молодёжи, лиц пожилого возраста, спорта, туризма и т.д. Значительное внимание будет уделяться улучшению художественного оформления тканей, моделированию и конструированию швейных изделий.

Для правильного прогнозирования производства, формирования структуры ассортимента требуются данные о численности, составе населения, роде его занятий. На качественный и количественный состав набора одежды оказывает влияние соотношение числа городов и сельских жителей, род их занятий.

К важным факторам, влияющим на формировании в потребности в одежде, относятся природно-климатические условия.

Потребительские свойства одежды.

Основные потребительские свойства одежды удовлетворяющие следующие требования:

1.эргономические;

2.эстетические (нематериальные);

3.надёжность.

Свойства, удовлетворяющие эргономические требованиям, обеспечивают защиту тела человека от неблагоприятных воздействий окружающей среды и создание температурных условий, необходимых для нормальной деятельности организма. Эстетические свойства способствуют самовыражению человека в общественной среде. Одежда выявляет и подчёркивает лучшие черты внешности человека, скрывает его недостатки, кроме того, выполняет функцию знаковости. Особенности набора предметов одежды, манера их одевать и носить всегда отражали социальную, обрядовую, профессиональную специфику определенного социума.

1. Эргономические свойства определяют особенностями человека и характеристиками среды. Наиболее важными требованиями являются:

- антропометрические;

- гигиенические;

- психофизиологические.

Антропометрические свойства определяют соответствие конструкции изделия и его элементов форме и размерам тела человека. Одежда не должна стеснять движений.

Гигиенические свойства предусматривают обеспечение безопасных и безвредных условий жизнедеятельности человека при его взаимодействии с предметами одежды и со средой.

Для обеспеченья нормального микроклимата в пододежном пространстве одежды должны быть изготовлена из материалов, обладающих таким свойствам, как гигроскопичность.

Теплозащитные свойства одежды зависят от теплофизических свойств материалов, основными из которых являются теплопроводность и теплоёмкость.

Газопроницаемость одежды необходима для удаления из пододежного пространства углекислого газа и водяных паров и поступления из внешней среды воздуха, обогащенного кислородом. Наибольшее значение здесь имеет воздухо- и паропроницаемость материалов, которая в свою очередь определяется степенью пористости.

К важным гигиеническим требованиям относится безвредность. Одежда не должна выделять вредных веществ, вызывать аллергию, электризоваться.

Психофизиологические свойства предполагают эстетичность изделий, хорошую посадку на фигуре, создание комфортных условий.

Для удовлетворения физиологических требований важное значение имеют масса одежды, жёсткость и трение между слоями пакета одежды и кожи человека.

2. Эстетические свойства одежды предполагают соответствие изделия социальным потребностям, сложившемуся стилевому направлению и моде. Одежда должна быть практичной и в то же время украшать человек. На эстетические требования к одежде большое влияние оказывают стиль и мода.

Стиль - историческисложившаяся устойчивая общность системы формальных средств и приёмов художественной выразительности. Основой современного стиля в одежде является общеевропейский. Ведущие признаки такого стиля – предельная целесообразность, чистота, ясность, четкость и совершенство форм и линий.

Мода – временная общность средств художественной выразительности. Мода в одежде – это непродолжительное господство в определенной общественной среде тех или иных вкусов, проявляющихся во внешних формах. Возникновение моды в одежде связано с потребностью человека в постоянное обновлении, улучшении изделий. Мода определяется появлением, а затем и преобладанием в определенном периоде времени, например в сезоне, новых форм одежды, новых тканей, материалов, отделок.

При оценке эстетических свойств одежды необходимо обращать внимание на форму, силуэт, покрой одежды, цветовое решение, фактуру и туше материалов, целостность композиции: ритм, пропорции (симметрия и асимметрия), массу, ансамблевое единство и т.п.

3. Надежность - способность одежды удовлетворять материальные и нематериальные потребности во времени. Одежда должна в течение определенного промежутка времени соответствовать предъявляемым к ней требованиям. Эти требования характеризуются такими свойствами одежды, как долговечность, сохраняемость и ремонтопригодность.

Долговечность характеризуется временем работоспособности изделия до его разрушения и зависит от сопротивления физическому износу. Определяется она безотказностью изделия. Срок службы изделий зависит от стойкости одежды к физическому износу, т. е. к различным механическим и физико-химическим воздействиям (истирание, многократное растяжение, изгиб и т. п.).

Социальная долговечность отдельных видов одежды определяется процессом их морального старения. Моральный износ (социальное устаревание) выражается в том, что изделие при сохранении достаточно высоких физических свойств не отвечает изменившимся требованиям потребителей по форме, цвету, фактуре материала или перестает отвечать форме и размерам тела потребителя. Социальная долговечность одежды должна быть оптимальной и обеспечивать высокую общественную эффективность ее использования.

Формоустойчивость - способность одежды быстро восстанавливать первоначальную форму. Она зависит от упругости исходных материалов и их жесткости, наличия упругих прокладочных материалов (флизелин, поролон и др.), конструкции и механической обработки (стежка лацканов, подворотников, поясов и др.).

Большое значение для удобства одежды в процессе ее эксплуатации имеют ремонтопригодность и размероустойчивость.

Ремонтопригодность – возможность повторно использования одежды. Ремонту подлежат швейные изделия, имеющие 10-12% поврежденной местными дефектами площади материалов.

Физическая надежность одежды зависит от стойкости материалов к воздействующим факторам физической среды при транспортировании, хранении и эксплуатации.


2.Материалы для изготовления швейных товаров и их ассортимент

Для верха изделий используются все виды текстильных, кожевенных материалов и искусственного меха.

2.1 Ткани

Бельевые изделия (нательное и постельное белье) чаще всего изготовляют из хлопчатобумажных и льняных тканей, которые обладают высокой прочностью, износостойкостью, легкостью и отличаются разнообразием расцветок и рисунков.

К сорочечно-платьевым тканям относятся ситцы, сатины и платьевые хлопчатобумажные ткани. Типичные платьевые ткани - кашемир, фай, ткани платьевые, а так же полушерстяные ткани с хлопчатобумажными и искус ственныминитями. Ассортимент шелковых тканей из натуральных, искусственных и синтетических нитей очень богат. Это креп-шифон, креп-жоржет, крепдешин, файдешин, полотно, креп-сатин, маркизет, фасонные жаккардовые и другие ткани.

Для детских платьев чаще всего используются ткани из вискозных комплексных нитей, ацетатных нитей в сочетании с вискозными и др.

Для изготовления верхних сорочек используют ткани из хлопка, шелка, шерсти, льна, искусственных и синтетических волокон и нитей в различных их сочетаниях.

Ассортимент костюмных тканей также весьма разнообразен. Прежде всего, это шерстяные и полушерстяные ткани. Камвольные ткани с отчетливо выраженным рисунком переплетения составляют классический ассортимент для пошива мужских костюмов (бостоны, крепы, трико). Распространение получили фланели - ткани саржевого или полотняного переплетения с фулеровкой, а также габардиноподобные ткани. Из искусственных тканей для мужского костюма используются облегченные рыхлые ткани из однониточной пряжи.

Хлопчатобумажные костюмные ткани представлены молескинами, коверкотами, трико костюмными, вельветом, сукном, замшей и вельветоном. Используются также чистольняные, льнолавсановые ткани, вырабатываемые из крученой пряжи полотняным переплетением. Для изготовления мужских, женских и детских пальто в основ ном применяют чистошерстяные и полушерстяные (пальтовые и плащевые) ткани, драпы.

Для непромокаемых пальто и плащей подходят ткани с химической водоотталкивающей пропиткой на основе смол и силикатов, прорезиненные ткани с водонепроницаемыми пленочными покрытиями, дублированные материалы, искусственная кожа и замша и т. п. Пленочные материалы для одежды получают на базе поливинилхлоридных, полиэфирных и полиамидных смол, полиэтилена.

2.2 Искусственный мех

Для изготовления одежды применяют также искусственный мех - текстильное изделие, состоящее из каркаса и волокнистого слоя. В зависимости от способа изготовления и строения различают мех на трикотажной или на тканой основе, с клеевым закреплением ворса на ткани, прошивной. Искусственный мех имеет высокие гигиенические показатели, хорошие эксплуатационные свойства.

2.3 Искусственные кожи и замша

Эти материалы состоят из волокнистой основы (ткани, трикотажные полотна) и лицевого покрытия из полимерных материалов. Искусственные кожи для одежды выпускают в основном с тремя видами покрытий - поливинилхлоридным, винилуретановым и полиуретановым. Искусственную замшу вырабатывают двух типов - электростатическую и солевую (вымывную). Она выпускается различных расцветок, имеет красивый внешний вид, удовлетворительные эксплуатационные показатели. Гигиенические свойства ее недостаточно высокие.

2.4 Натуральные кожи

Классическими материалами для одежды, которые характеризуются своеобразным внешним видом, хорошими гигиеническими свойствами и пользуются высоким спросом у покупателей, являются натуральная кожа и замша. По виду сырья различают кожи из шкур полукожника, бычка (яловки легкой, сред ней, тяжелой), бычину легкую и тяжелую кожи из свиных шкур.

2.5 Подкладочные материалы

Ткани, используемые в качестве подкладки в одежде, в процессе эксплуатации изделий подвергаются интенсивному трению поэтому они прежде всего должны обладать прочностью, к истиранию. Их чаще всего вырабатывают атласным, сатиновым или саржевым переплетением.

Из хлопчатобумажных тканей в качестве подкладочных используют главным образом сатины. Вырабатываются также подкладочные ткани, выполненные полностью из вискозных комплексных нитей, ткани с ацетатными и триацетатными нитями в утке. В качестве подкладочного материала при изготовлении верхней одежды применяют искусственный мех - тканый, трикотажный и нетканый тканепрошивной.

По поверхностной плотности подкладочные ткани, делят на группы:

легкие - до 90 г/м2;

средние - 90-110 г/м2;

тяжелые 110-130 г/м2.

Подкладочные материалы во всех видах одежды должны иметь гладкую поверхность с малым, коэффициента ми трения, чтобы одежду можно было легко надевать и снимать, чтобы она не стесняла движения.

Прокладочные материалы. Для придания формы от дельным деталям швейных изделий, обеспечения ее сохранности в процессе носки, а также для упрочения деталей швейных изделий и предотвращения их растяжимости используют разнообразные прокладочные материалы. Это классические прокладочные ткани - льняные, полу льняные бортовки, хлопчатобумажная бортовая ткань, бортовые ткани с добавлением волокон, волосяные ткани, коленкор, флизелин и др.

Особенностью прокладочных материалов является повышенная жесткость, которая обеспечивается структурой, аппретированием или пропитками. Некоторые про кладочные материалы имеют клеевое покрытие.

2.6 Утепляющие материалы

Для изготовления утепляю щей подкладки в одежде используют вату, ватин, иглопробивные теплоизоляционные одежные материалы, иглопробивные одежные и клеевые объемные утеплители, пенополиуретан (поролон) и др.

2.7 Материалы для скрепления деталей одежды

Различают ниточные и клеевые, сварные и комбинированные соединения деталей и узлов швейных изделий.

Основным материалом для соединения деталей являются швейные нитки. В зависимости от волокнистого состава они бывают из натуральных волокон - хлопчатобумажные, шелковые (швейный шелк) и из химических волокон и нитей - полиамидные, полиэфирные, анидные.

Текстурированные швейные нитки вырабатывают из полиамидных и полиэфирных текстурированных нитей: эластика, мэрона, мэлана и петличных нитей таслан (с ма лым и большим удлинением). Их свойства обеспечивают прочные, растяжимые, эластичные швы в изделиях из. эластичных материалов.

Штапельные нитки вырабатывают из полинозных или полиэфирных (иногда из вискозных или полиамидных) волокон. Они отличаются повышенным блеском. Благодаря прочности, теплостойкости, стойкости к химической чистке, эластичности штапельные нитки получили широкое применение при изготовлении одежды из трикотажных полотен.

Полипропиленовые (растворимые) нитки представляют собой моно- или комплексные нити, которые предназначены для временного скрепления деталей при изготовлении швейных изделий.

Кроме ниточных применяют и клеевые соединения де талей и узлов швейных изделий. Используют следующие основные виды клеев: полиамидные (ПА), полиэтилен высокого давления (ПЭВД), поливинилхлоридные и поли-винилбутиралевые. Их вырабатывают в виде порошков, паст, пленок.

2.8 Клеевые материалы

Используют при изготовлении одежды различного назначения из тканей (от тонких, легких до самых тяжелых), трикотажных полотен, искусственной кожи и замши, натуральной кожи, натурального и искусственного меха, дублированных и нетканых материалов, а также при изготовлении погон и головных уборов.


2.9 Прикладные материалы

К отделочным материалам относятся ленты, тесьма, шнуры, кружева, а также ткани, кожа, замша, мех, пуговицы, бисер и пр.

Отделочные ленты и кружева применяют для отделки белья, платьев и костюмов, головных уборов. Прикладные ленты и тесьма служат для отделки изделия с внутренней стороны, придания ему законченного вида, увеличения срока носки отдельных деталей. Это брючные, корсажные ленты. К одежной фурнитуре относятся пуговицы, крючки, петли, пряжки, кнопки, застежки-молнии.


3.Формирование потребительских свойств в процессе изготовления

3.1 Типология населения и проектирование одежды

С целью максимального удовлетворения спроса потребителей на швейные и трикотажные изделия предприятия изготовляют одежду на типовые фигуры, которые наиболее часто встречаются среди населения.

Размерная типология населения и проектирование одежды представлены измерениями, называемыми раз мерными признаками. Размерные характеристики тела включают обхваты, продольные и поперечные измерения.

Измерения дают представление о типах телосложения и осанке. Тип телосложения характеризует внешнюю форму тела человека и зависит от степени развития мускулатуры и жироотложений, а осанка - главным образом от формы позвоночника. Основные типы осанки - сутулая, нормальная, перегибистая. Они определяются формой изгибов позвоночника, а также степенью выступания лопаток, развитием мускулатуры и жироотложений в области шеи, спины, ягодиц.

Количество типовых фигур определяется не только числом ведущих размерных признаков, но и величиной промежутка (интервала) между соседними номерами по каждому ведущему признаку. Величины интервалов между смежными вариантами размера, роста и полноты устанавливаются опытным путем и соответствуют интервалу без различия. Интервал безразличия - это промежуток, в ко тором разница между размерами не ощущается. При производстве одежды эти интервалы составляют: по обхватам груди и бедер - 4 см, обхвату талии - 4 см и росту - 6 см.

Размер фигуры определяется величиной обхвата груди в сантиметрах. Принята следующая классификация типовых фигур по размерам :

мужчины: 84-88-92-96-100-104-108-112-120-124-128;

женщины: 84-88-92-96-100-104-108-112-116-120-124-128-132-136.

Интервал между смежными размерами - 4 см.

Рост - длина человека без обуви от верхушечной точки головы до пола в сантиметрах. Типовые фигуры по рос там :

мужчины: 158-164-170-176-182-188;

женщины: 146-152-158-164-170-176.

Интервал между смежными ростами - 6 см. Предприятия торговли имеют право заказывать, а промышленность должна вырабатывать одежду особо больших размеров и ростов.

Полнота характеризует тип телосложения и возрастную изменчивость фигуры взрослого человека. Полнотным показателем являются обхват талии у мужчин и обхват бедер с учетом выступания живота у женщин. По этому показателю различают следующие варианты фигур: мужчины: 70-74-78-82-86-90-94-98-102-106-110-114-118-122-126-130;

женщины: 88-92-96-100-104-108-112-116-120-124-128-132-136-140-144.

Типовые фигуры женщин подразделены на четыре полнотные группы, мужчин - на пять. Разница в полнотных показателях типовых фигур одного и того же размера и роста в смежных полнотных группах равна 4 см по обхвату талии у мужчин и 4 см по обхвату бедер у женщин.

Типовые фигуры детей объединены в пять возрастных групп:

ясельная (от 6 месяцев до 3 лет);

дошкольная (3-6,5 года);

младшая школьная (6,5-12 лет);

старшая школьная (12-15,5 года);

подростковая (15,5-18 Лет).

Ведущим размерным признаком у детей является рост. В каждой группе для каждого варианта роста выделяются определенные размеры. Для мальчиков приняты следующие варианты:

рост - от 98 до 188 см;

обхват груди - от 52 до 104 см;

обхват талии - от 48 до 90 см.

Для девочек:

рост - от 98 до 176 см;

обхват груди - от 52 до 104 см;

обхват талии - от 48 до 84 см.

Интервал по росту - 6 см, по обхвату груди - 4 см, по обхвату талии - 3 см.

3.2 Размерно-ростовочно-полнотный ассортимент одежды

Материалы антропометрических обследований позволили установить процентное соотношение размеров, пол нот и ростов в общем контингенте потребителей, т. е. шкалы типоразмеров.

Под размерно-ростовочно-полнотным ассортиментом понимают выраженное в процентах количественное соотношение отдельных видов одежды разных размеров, ростов и полнот. Этот показатель учитывается изготовителя ми, торгующими организациями и при отгрузке товара.

Количество размеров, ростов и полнот одежды принято устанавливать в процентном соотношении на 100 изделий.

Для удовлетворения спроса населения и организации снабжения торговой сети швейными товарами ежегодно разрабатывается и утверждается типовая шкала размеров, ростов и полнот в процентном соотношении. При заключении договоров на поставку одежды она утверждается для каждого вида одежды.

3.3 Проектирование одежды

Проектирование одежды включает процессы моделирования и конструирования. Проектированием в настоящее время в основном занимаются дома моделей, а также опытно-конструкторские лаборатории крупных производственных объединений, фабрик и фирм.

Промышленное производство одежды включает разработку модели (проектирование) и ее изготовление (тира жирование). Процесс изготовления состоит из следующих этапов:

1. создание моделей одежды и утверждение их на художественном совете;

2. разработка конструкции лекал на модели массового производства;

3. проверка конструкции лекал в условиях массового производства;

4. подготовка материалов к раскрою и раскрой деталей одежды;

5. изготовление и отделка изделий.

Первых два этапа изготовления одежды выполняются в основном домами моделей, а остальные - на фабриках.

3.4 Моделирование одежды

При массовом производстве швейные изделия изготовляют по определенным утвержденным образцам - моделям, которые разрабатываются в установленном порядке. Этот процесс называется моделированием и состоит из двух последовательных этапов -разработки проекта (эскиза) и выполнения проекта в материале (изготовление модели). Модель представляет собой художественный замысел художника-модельера, воплощенный в материале.

При разработке швейного изделия важное значение имеют его силуэт и форма, композиция, цветовое решение. При создании композиции художник-модельер учитывает назначение модели, пол и возраст потребителя, материал, характер производства, особенности изготовления, направление развития моды.

Моду в одежде определяет силуэт (от фр. silhoutte -плоскостное изображение, очертание предмета). Силуэтом называют внешние очертания, т. е. контур, подобный тени изделия (рис. 1).

Рис. 1. Виды силуэтов плечевых изделий:

- I, V- прямой;

- II, VI– полуоблегающий;

- III- плотно облегающий;

- IV– трапеция

Силуэт характеризуется высотой и шириной плеч, степенью прилегания изделия к фигуре по линии талии, длиной и шириной изделия внизу.

По степени прилегания различают четыре основных силуэта: плотно облегающий фигуру в талии; сглаженный в талии с отвесными боковыми линиями; прямой -изделие одинаково по линии груди, талии и низу; трапециевидный - изделие расширяется книзу от плеча по линии груди, талии и низа. Каждый силуэт может иметь различные варианты (например, Нобразный вариант - узкий прямой с подчеркнутой поясом талией).

Линия бедер может быть плавно очерченной или акцентированной (подчеркнутой).

Длина и ширина изделий зависят от назначения одежды, пола и возраста ее потребителей. Женская одежда делится по длине на три группы: «макси» - длинная юбка, доходящая до щиколоток; «миди» - юбка ниже колен, до середины икр; «мини» - выше колен, до середины бедер. С изменением моды меняются длина и ширина изделий.

Низ изделий также может быть оформлен по-разному: прямой, расширенный, «клеш», «колокол» и т. п.

По форме различают изделия строгие и «фантази». Для строгих изделий характерны несложная конструкция, прямые сдержанные линии, втачной рукав, простой или отложной воротник, прилегающий силуэт, неслож ная отделка или отсутствие таковой. Одежда формы «фантази» разнообразна. Ей свойственны подчеркнутая декоративность форм и деталей, сложные конструктивные линии, нарядные виды отделки (шитье, кружева, мех и др.). Силуэт и форма изделия являются основой модели и решаются покроем. Покрой одежды зависит от формы рукава, воротника, застежки, карманов. Каждый силуэт характеризуется многообразием фасонов. Фасоном изделия называют детальную разработку основной формы с помощью различного покроя, швов, складок и др. Конструктивное решение объемно-пространственной структуры формы называется покроем.

Кроме объемно-пространственной структуры форма характеризуется композицией, т. е. таким построением и сочетанием элементов - объемов, линий, пропорций, цвета, фактур, орнамента, которые создают определенное зрительное впечатление. Композиция должна производить впечатление единого целого. Линии создают общий и отдельные кон туры модели. В одежде различают три вида линий - силуэтные, конструктивные и декоративные. Пропорции в одежде - это правильное сочетание размеров отдельных частей одежды между собой, а также изделия в целом.

Материал как один из основных факторов воздействия занимает ведущее место в одежде. Его фактура, туше и окраска создают впечатление тепла или холода, монолитности, рыхлости, большого объема, массивности, стойкости, легкости и др. Цвет материала, его колорит (впечатление от сочетания цветов) являются самыми сильными вы разительными средствами одежды, формируют определенный эмоциональный настрой.

Отделка всегда дополняет и украшает модель. Для этой цели используют:

- машинную строчку,

- тесьму,

- ленту,

- вышивку,

- аппликации,

- кружева,

- фурнитуру,

- ткани,

- трикотаж,

- натуральную и искусственную кожу и т. п.

Части и элементы формы могут быть согласованы в различном порядке. Согласование частей одежды в определенном порядке называется ритмом. Он вносит в одежду выраженные эмоциональные оттенки.

После утверждения на художественно-техническом совете на каждую модель, рекомендуемую в производство, составляется техническое описание. В нем производится зарисовка модели, характеристика ее внешнего вида (силуэт, покрой, форма, цвет верха, подкладка, фурнитура), приводятся перечень технических требований к модели, спецификация материалов, перечень деталей, сложность обработки, рекомендуемые размеры и роста, таблица измерений площади лекал материала верха в готовом виде и другие сведения о модели.

Конструирование одежды - важный этап швейного производства. Оно заключается в разработке по образцу модели технических чертежей для всех деталей изделия, а также в изготовлении и проверке лекал (выкроек), которые используют для раскроя материала на детали при массовом, серийном и индивидуальном производстве одежды. Конструкция одежды представляет собой соединение деталей и частей изделия в единое целое для создания объемной формы. От правильной разработки конструкции одежды в большой степени зависят удобство ее в носке, правильность посадки на фигуре, надежность в эксплуатации, сохранение формы, возможность ремонта и т. п.

Конструирование одежды осуществляют расчетно-графическим и муляжным способами.

При расчетно-графическом способе строят чертежи от дельных деталей одежды. При этом используют данные о размерах фигуры человека. Построение чертежей производится на бумаге согласно меркам фигуры человека и рисунку модели с выполнением соответствующих расчетов и графических построений. Конструкции любых моделей по единой методике строятся на основании расчетных формул, выведенных аналитически.

При муляжном способе размеры и форму деталей определяют, прикладывая ткань к манекену и очерчивая их контуры на бумаге или ткани. По эскизу или зарисовке де талей размеры уточняют при раскрое, шитье и примерке образца на фигуре. Муляжный способ используют при конструировании изделий сложных фасонов, где встречается много деталей, вытачек, драпировок сложной формы. По чертежам деталей изделия вырезают лекала-оригиналы (эталоны). На швейных фабриках их размножают и получают комплекты рабочих лекал всех размеров, ростов и полнот.

В настоящее время на предприятиях легкой промышленности широко используются современные технологии (робототехника, лазерные технологии, ЭВМ и др.).

3.5 Группировка одежды по конструкции

В зависимости от характера опорной поверхности на фигуре и степени покрытия тела человека одежда делится на пять групп:

1. плечевая одежда – опирается на плечевой пояс фигуры, покрывает туловище, руки и шею. Это пальто, полу пальто, куртки, пиджаки, жакеты, джемперы, свитеры, комбинезоны, платья, верхние сорочки, халаты и др.;

2. поясная одежда - опирается на тазобедренный пояс (нижнюю опорную поверхность тела), покрывает полностью или частично нижнюю часть туловища и ноги (брюки, шорты, юбка, рейтузы, плавки, панталоны, трусы);

3. головные уборы - швейные или трикотажные изделия, покрывающие голову (шапки-ушанки, кепи, фуражки, шляпы, береты, тюбетейки, пилотки, капоры и др.);

4. чулочно-носочные изделия - трикотажные изделия, надеваемые непосредственно на тело и покрывающие нижнюю часть туловища и ноги, включая ступни (чулки, получулки, носки, гетры, колготки и подследники);

5. перчаточные изделия - швейные или трикотажные изделия, надеваемые непосредственно на тело и покрывающие нижнюю часть руки (варежки, перчатки, рукавицы, рукавички).

3.6.Детали одежды

Деталь изделия - цельная или составная часть швейного (трикотажного) изделия определенной формы, изготовленная из материала.

Узел изделия - сложное соединение деталей швейного (трикотажного) изделия.

Все детали одежды подразделяются на детали верха, отделки, подкладки и прокладки (рис.2).

Различают основные и вспомогательные детали верха. К основным деталям верха относятся следующие: для плечевых изделий - полочки (две), спинка, рукава, ворот ник; для платьев - лиф (перед и спинка), рукава, ворот ник; для поясных изделий - верхняя и нижняя половинки брюк; полотнища юбок, пояс; детали головных уборов - головка, донышко, стенка, околыш, бортик, поля (широкая деталь головного убора для оформления нижнего края головки), налобник, полуналобник.

Детали отделки - бейка, воланы, рюши, оборки, рулики, канты, вставки, аппликации.

Детали подкладки аналогичны по названию деталям верха изделий, однако размеры их несколько больше.

Детали прокладки применяют для придания устойчивости бортовым краям полочек и сохранения формы изделия. К ним относятся волосяная и бортовая прокладки, задние и передние плечевые накладки, прокладка воротника, пояса, прокладка под петли, бортовая кромка, доле вики под карманы.

В зависимости от модели основные детали имеют раз личную форму и размеры. Они могут состоять из одной или нескольких частей.

Раскройный процесс. Цель раскройного процесса - изготовление комплекта деталей (кроя) для определенной модели одежды. Одним из основных требований, предъявляемых к раскройным операциям, является изготовление всех деталей в соответствии с формой и размерами рабочих лекал.

Пошивочный процесс. Основная задача пошивочного процесса - предварительная обработка выкроенных дета лей, сборка изделия из отдельных деталей, придание ему объемной формы и товарного вида.

В пошивочном цехе в определенной последовательности происходит соединение выкроенных деталей одежды в соответствии с заданной моделью и конструкцией. Изде лию при этом придают необходимый товарный вид, объемную форму, соответствующую модели. Форму изделию придают с помощью конструктивных линий, вытачек, сборок и влажно-тепловой обработки. Технологический процесс изготовления швейных изделий включает следующие операции: заготовку и обработку деталей и подготовку их к соединению (монтажу); соединение (монтаж) деталей изделия; влажно-тепловую обработку; заключительную отделку и маркировку.


Рис.2Детали пиджака:1 ~ полочки и спинка; 2 - рукав; 3 - воротник, подборт, клапан и обтачка бокового кармана, листочка; 4 - внутренние части детали: а - долевик под карманы; б- плечевая прокладка; в - плечевая накладка; г - сводка волоса (хлопчатобумажная ткань); д - бортовая парусина; е - волос; ж - прокладка под петли; з - бортовая кромка


4.Классификация швейных изделий и их ассортимент

Под ассортиментом швейных и трикотажных товаров понимают состав и соотношение отдельных видов изделий в выпуске продукции определенного вида и наименования по количеству или сортам, размерам, внешней отделке и другим признакам.

В настоящее время единой классификации на одежду не существует. Принято несколько классификаций для швейных изделий и продукции трикотажной промышленности: по Межгосударственному классификатору для стран СНГ, классификатору Республики Беларусь.

В основу межгосударственной классификации швейных и трикотажных товаров положена десятичная система классификации, состоящая из шестизначных чисел (табл.1). Первые две цифры обозначают класс, третья - подкласс, четвертая - группу, пятая - подгруппу, шестая - вид изделия, остальные - характеристику разновидностей.

Таблица 1 Структура кодового обозначения

Высшие классификационные группировки Дальнейшая конкретизация видовой группировки продукции
Класс Подкласс Группа Подгруппа Вид Внутривидовые группировки

Продукция швейной промышленности по признаку отраслевой принадлежности относится к 85-му классу. По назначению швейные изделия подразделяют на 7 подклассов: 1-й - верхняя одежда; 2-й - костюмные изделия; 3-й -платьевые изделия; 4-й - бельевые изделия и одеяла; 5-й -головные уборы (кроме фетровых и трикотажных); 6-й -изделия рабочие и специального назначения; 7-й - прочие. Подклассы делятся на номенклатурные группы (от первой до десятой), объединяющие изделия, близкие по модельно-конструктивным признакам и употреблению.

В свою очередь, каждую группу по выполняемым социальным функциям и основному материалу подразделяют на подгруппы, подгруппы - на виды изделий по половозрастному признаку, виды - на разновидности, характеризующиеся следующими признаками: наименованием изделий, фасоном, сложностью обработки.

Продукция трикотажной промышленности отнесена к 84-му классу. По назначению трикотажные изделия под разделяют на 8 подклассов: 1-й - бельевой трикотаж; 2-й - верхний трикотаж; 3-й - чулочно-носочные изделия; 4-й - платочно-шарфовые изделия, головные уборы; 5-й -перчаточные изделия; 6-й - трикотажное полотно; 7-й - утепляющие материалы; 8-й - резервный подкласс. Каждый подкласс подразделяют на группы (от первой до десятой) по применяемому сырью. Каждая группа по половозрастному признаку и назначению подразделяется на подгруппы, подгруппы - на виды изделий, а виды - на разновидности.

В соответствии с классификатором Республики Беларусь ОК РБ 007-98 классификация швейных и трикотажных изделий имеет следующую структуру. Продукция подразделяется на разделы, группы, классы, категории, подкатегории, виды, подвиды.

В соответствии со стандартной классификацией трикотажные изделия бытового назначения классифицируются по следующим признакам: назначению, виду применяемо го сырья, структуре трикотажных переплетений, способам изготовления, отделки и обработки изделий и полотен.

Изделия, входящие в группы по половозрастному признаку, делятся на подгруппы: одежда мужская, женская, для мальчиков и девочек подросткового и старшего школьного возраста, мальчиков и девочек дошкольного и младшего школьного возраста, мальчиков и девочек ясельного возраста, новорожденных.

По сезонным признакам различают следующие виды изделий бытового назначения: зимние, демисезонные, летние, внесезонные (не зависящие от сезона).

По выполняемым социальным функциям одежду под разделяют на торжественную, повседневную, домашнюю, спортивно-бытовую.

Виды швейных изделий можно характеризовать следующими признаками: наименованием одежды (платье, костюм и т. д.); половозрастным делением; сезонностью; видами тканей и материалов верха, применяемых при изготовлении изделий; сложностью.

Виды швейных изделий подразделяются на разновидности, которые характеризуются наименованием изделия, фасоном, покроем и видом обработки.

Фасон изделий определяется его силуэтом, формой, покроем и обработкой. Сложность фасона определяется по НСО-87, который предусматривает 10 и более групп сложности. Сложность обработки определяется количеством баллов по узлам обработки изделий. Группа сложности указывается в техническом описании модели и в артикуле изделий.

Силуэт одежды может быть прилегающим, полуприлегающим, расширенным книзу, прямым, трапециевиным, Х-образным и др.

По форме одежду подразделяют на классическую (строгую), спортивную и «фантази».

Покрой одежды определяется покроем рукавов (реглан, втачные, широкие, объемные, комбинированные), формой воротника (отложной, стойка, апаш и др.), видом застежки (высокая двубортная, однобортная), вырезом горловины (фигурный, каре, лодочка и др.). Обработка изделий бывает жесткой, полужесткой и мягкой.

Разновидности одежды характеризуются размерными признаками - ростом, обхватом груди (размером), полно той (для мужчин - обхват талии, для женщин - обхват бе дер). Размерные признаки для детской одежды (от 3 до 18 лет) - рост, обхват груди и талии. Размеры головных уборов обозначают по их внутренней окружности. Указываются вид подкладки, утепляющего материала, мехового . приклада и отделки.

Групповой ассортимент одежды

Групповой ассортимент - это перечень товаров, объединенных по назначению, применяемому сырью, условиям использования. Различают производственный и торговый ассортимент.

4.1 Мужская верхняя одежда

К мужской верхней одежде относятся следующие виды изделий: пальто, полупальто, плащ, плащ-пальто, тренч, куртка, бушлат, шинель, пиджак, блейзер, китель, жилет, костюм, брюки, комбинезон, полукомбинезон и др.

Пальто - швейная или трикотажная плечевая одежда с рукавами, воротником или без него, с разрезом спереди донизу, с застежкой, капюшоном или без него. Различают пальто летние, зимние и внесезонные.

Полупальто - укороченное пальто. Выпускают полу пальто одно- и двубортные, полуприлегающие и прямые, с капюшоном и без него, с поясом, хлястиком. Полупальто может быть зимним и демисезонным.

Плащ, плащ-пальто относятся к разновидностям паль то. Их шьют из водонепроницаемой ткани со специальной пропиткой полимерными материалами.

Тренч - армейский плащ с погончиками, шлевками, поясом.

Куртка - швейная или трикотажная плечевая одежда с рукавами, разрезом или застежкой, не имеющая жестко фиксированной формы. В качестве материала верха при меняются плащевые (непромокаемые) ткани и формоустойчивые трикотажные полотна. Длина куртки меньше длины полупальто.

Бушлат - разновидность полупальто; чаще всего это изделие ведомственного назначения. В качестве бытовой одежды его изготовляют для мальчиков дошкольного и школьного возраста и для юношей (молодежная одежда спортивного стиля).

Шинель - разновидность пальто ведомственного назначения. Форма, покрой, материал, цвет шинели определяются ведомствами.

Пиджак - швейная или трикотажная одежда жестко фиксированной формы с рукавами, разрезом, застежкой от верха до низа.

Блейзер - однобортный пиджак подчеркнуто делового стиля, полуприлегающего силуэта, с формоустойчивой прокладкой и подкладкой. Пуговицы обычно металлические, иногда по краям бортов прокладывается кант.

Китель - форменное изделие полуприлегающего силу эта, с отложным воротником или стойкой, с глухой одно бортной застежкой. Фасон, цвет, материал, отделка, знаки различия зависят от ведомства. Китель шьют с погона ми, на сатиновой или шелковой подкладке.

Жилет - швейная или трикотажная плечевая одежда без рукавов.

Костюм - комплект швейной или трикотажной одежды, состоящий из двух или более предметов.

Брюки подразделяют по сезону использования на зимние, демисезонные, летние, внесезонные. По разновидности различают: брюки гражданские - гольф, галифе, бриджи; брюки спортивные - шорты, джинсы, шаровары, бермуды и др.

Комбинезон - швейная или трикотажная одежда, состоящая из лифа с рукавами и брюк, шорт, рейтуз, трусов, объединенных в одно целое.

Полукомбинезон - швейная или трикотажная одежда, состоящая из лифа без рукавов и брюк, рейтуз, шорт, тру сов, объединенных в одно целое.


4.2 Женская верхняя одежда

Ассортимент женской верхней одежды разнообразен и включает пальто, полупальто, плащи, накидки, костюмы, куртки и др.

Пальто шьют однобортные и двубортные, прямого силуэта, прилегающие, полуприлегающие и др. В зависимости от сезона использования различают пальто зимние, демисезонные, летние и внесезонные. Пальто могут быть однослойными и многослойными.

Полупальто короче пальто на 20-30 см. Для его изготовления используют такие же ткани, что и для пальто.

Плащи шьют прямого, полуприлегающего и трапециевидного силуэта, цельнокроеные и отрезные по линии талии, с прямой или расклешенной юбкой, иногда гофрированной.

Накидка - швейная или трикотажная плечевая одеж да свободной формы без рукавов и пройм на шелковой подкладке, с петлей и крючком, с разрезом спереди, с про резями для рук, имитирующими карманы в рамку.

Костюм - классический универсальный тип одежды, который состоит из жакета и юбки или жакета, жилета и юбки.

Джемпер - трикотажная плечевая одежда с рукавами, без застежек или с застежкой вверху, без разреза или с разрезом не до конца.

Свитер - трикотажная плечевая одежда с длинными рукавами, без застежки, с высоким воротником (более . см). Изготовляется двух видов - с цельным и пришившим воротником.

Рейтузы - трикотажная поясная одежда, состоящая из торса и ножек. Они плотно облегают нижнюю часть туловища и ноги до ступней и по длине ножек бывают короткими и Длинными, заканчивающимися штрипками или ластичным переплетением.


4.3 Детская верхняя одежда

В ассортимент детской верхней одежды входят пальто зимние и демисезонные, плащи, куртки, комплекты, состоящие из пальто и брюк, костюмы для мальчиков и девочек. Одежда для детей чаще бывает многослойной, длина детских изделий различна. Основной стиль - спортивный, чаще прямого силуэта.

4.4 Легкое платье

Ассортимент легкого платья отличается разнообразием. Это платье, платье-костюм, платье-пальто, халат, пеньюар, сарафан, фигаро, пелерина, блузка, юбка-брюки, топ и др.

Платье - традиционная одежда для женщин и девочек, состоящая из лифа и юбки, объединенных в одно целое.

По возрастному признаку различают платья для взрослых женщин и девочек (от ясельного до старшего школьного возраста). По сезонности платья подразделяются на летние, зимние, демисезонные и внесезонные. По назначению различают платья повседневные, домашние, спортивно-бытовые, специальные, торжественные. Фасоны платьев различны по крою, вырезу горловины, покрою рукава, воротника, виду застежки, форме карманов, отдел ки. Платья выпускают с рукавами: втачными, реглан, полуреглан, цельнокроеными, рубашечного покроя, волана ми, фонариками, узкими, широкими, с манжетами, фигурными отворотами, различной длины - длинные, короткие, три четверти, семь восьмых. Фасоны воротников разнообразны - шалевый, отложной, стойка, английский, хомутик, драпированный, цельнокроеный и др. Карманы могут быть накладными, с листочком, в рамку с клапана ми, в рельефной линии.

Платье-костюм состоит из платья и жакета или жакета и юбки либо сарафана.

Платье-пальто - легкое женское пальто без подкладки, с разрезом сверху донизу, с застежкой или без нее, с длинными или короткими рукавами.

Халат имеет разрез спереди донизу, может быть с застежкой или поясом. Выпускают халаты свободные и длинные, с подкладкой и без нее; в двубортных халатах одна пола заходит за другую.

Пеньюар - нарядный домашний халат для утреннего туалета из легкой шелковой ткани, с подкладкой или утепляющей прокладкой.

Сарафан - платье без рукавов и воротника, с застежкой и без нее, иногда на бретелях. Его носят с блузкой или жакетом.

Фигаро - короткий жакет по линии талии и даже выше, с длинными или короткими рукавами, с воротником или без него, с застежкой или без нее. Носят поверх блуз ки или платья.

Пелерина - короткая накидка без рукавов различной длины. Можно использовать ее как самостоятельную одежду или как дополнение к платью.

Блузка по характеру оформления похожа на лиф платья. Бывает разъемной и цельной, с рукавами и без них. Воротники блузок могут быть разных фасонов - от ложной, стойка, шалевый, фигурный и т. д. Блузки вы пускают со складками, защипами, отделывают вышив кой, мережкой, кружевами, жабо, тесьмой; носят заправленными в юбку или поверх юбки, с поясом или без него.

Юбка-брюки конструктивно выполняется как брюки и производит впечатление длинной или короткой юбки со складками. Такая одежда не подчеркивает особенностей фигуры, не стесняет движений.

Тон - швейная или трикотажная плечевая девичья и женская одежда, покрывающая туловище частично или полностью, без рукавов, на бретелях (или без них), с застежкой (или без нее), надеваемая на корсетное изделие или непосредственно на тело.

Ассортимент верхнего трикотажа постоянно обновляется и расширяется. Внедряются новые комплекты - платья с жакетами, платья с жилетами, платья с пальто, которые могут быть выполнены из полотен-компаньонов.

4.5 Белье

В ассортимент белья входят: изделия, которые защищают кожный покров от соприкосновения с верхней и легкой одеждой и создают тепловой комфорт (белье верхнее и на тельное); белье постельное и столовое; корсетные изделия.

Верхнее и нательное белье подразделяют на мужское, женское и детское; по сезону использования - на зимнее, демисезонное, летнее, внесезонное; по силуэту изделия могут быть полуприлегающие, прилегающие, прямые. Белье изготовляют строгой, спортивной формы и «фантази»; обработка мягкая.

По виду применяемых материалов различают белье из хлопчатобумажных, шелковых, льняных, шерстяных, искусственных и синтетических тканей. Из нетканых материалов изготовляют только некоторые виды изделий, например, нижние сорочки и пижамы для сна, трусы, корсетные изделия, пеленки. В настоящее время основная доля бельевых изделий приходится на трикотажные. Белье из трикотажных полотен отличается повышенной теплозащитностью, воздухо - и паропроницаемостыо, высокой гигроскопичностью, и, следовательно, хорошими гигиеническими свойствами, легко отстирывается, прочно в носке, мало сминается.

Белье верхнее из тканей. В ассортимент верхнего белья входят сорочки, пижамы, манишки, воротнички, манжеты.

Сорочки верхние мужские и для мальчиков выпускают различных фасонов. В зависимости от конструкции воротника, застежки, длины рукавов, отделки и применяемых материалов различают следующие типы верхних сорочек: с пришитым воротником, с застежкой на пуговицы донизу, с длинными или короткими рукавами, с карманами или без них, прямого или полуприлегающего силуэта.

Большинство сорочек вырабатывается с жесткой клеевой прокладкой в воротнике и манжетах. Фасоны сорочек самые разнообразные: «спорт», офицерская, косоворотка, «украинка», «гуцулка», «ковбойка», «кубанка», сорочка-куртка и т. д.

Пижама представляет собой комплект, состоящий из куртки (или блузы) и брюк. Различают пижамы для сна и отдыха. Куртки пижамные бывают прямые, полуприлегающие, однобортные и двубортные, с застежкой на пуговицы донизу. Выпускаются с двумя карманами на полочке, с хлястиком или поясом. Брюки пижамные вырабатывают длинные и короткие, на поясе или эластичной тесьме. Пижамы для женщин и девочек мало чем отличаются от мужских, но более нарядны по оформлению.

Манишка - легкая мужская и женская одежда без рукавов, с воротником или без него. Надевается поверх нательного белья и заменяет верхнюю сорочку.

Воротнички выпускают одинарные мягкие - под гимнастерку и китель, а также двойные - с прокладочной тканью внутри, жесткие, с уголками и без них.

Белье нательное из тканей. Белье нательное подразделяют на женское и для девочек, мужское и для мальчиков, для новорожденных и детей ясельного возраста.

Белье женское и для девочек. Сорочка нижняя - изделие, которое используют в качестве чехла для платьев. Комбинация - нарядная дневная сорочка с бретелями или без них, длиннее сорочки на 4 см. Гарнитур - на рядное дневное белье из хлопчатобумажных, шелковых или синтетических тканей. В него входят сорочка на бретелях или плечиках, панталоны или трусы. Трусы используют также как составную часть пляжного костюма и спортивной одежды. Сорочка ночная - это нательное белье свободной формы. Пляжный ансамбль - комплект изделий, в который обязательно должен входить купальный костюм. Дополнительными предметами могут быть блузка, сарафан, юбка, халат, головной убор, сумка и другие изделия, предназначенные для пляжа. Нижняя юбка служит чехлом под платье. Ее носят летом вместо сорочки.

Белье мужское и для мальчиков. Сорочка нижняя мужская и для мальчиков - нательное белье с рукавами и застежкой вверху или без нее, с воротником или без него. Кальсоны для мальчиков и мужские состоят из двух передних и двух задних половинок, соединенных между собой боковыми и шаговыми швами и швом сидения. Трусы мужские и для мальчиков шьют из сатина, ситца, саржи. Выпускаются также трусы для занятии спортом - футболом, боксом, гимнастикой. Плавки мужские и для мальчиков - это короткие трусы, плотно облегающие тело. Они могут быть двойные и одинарные, на пуговицах или на шнуровке. Пижамы для сна состоят из куртки и брюк свободной формы. Их шьют из сатина, ситца, штапеля, шелка. Белье для новорожденных и детей ясельного возраста. К такому белью предъявляют высокие гигиенические требования. Изделия должны обладать воздухопроницаемостью, гигроскопичностью, теплозащитными свойствами, а также хорошо отстирываться и гладиться, не стеснять движений ребенка, не нарушать дыхания и кровообращения. В ассортимент белья для новорожденных и детей ясельного возраста входят следующие изделия: распашонки, рубашечки, кофточки, ползунки, песочницы, нагрудники, конверты для новорожденных, пеленки, подгузники, простыни, комбинезоны.

Белье трикотажное. По назначению различают бытовой и спортивный бельевой трикотаж; по половозрастному признаку - женский, мужской, подростковый и детский; по материалу - из хлопчатобумажной, хлопколавсановой пряжи, искусственных нитей, синтетической пряжи и нитей, эластичных и объемных нитей, чистошерстяной и смешанной пряжи и др.

По виду полотна трикотажные бельевые изделия подразделяют на основовязаные и поперечно-вязаные; по сезону - на осенне-зимние и весенне-летние; по способу производства - на вязаные и кроеные. Кроме того, существует классификация по видам, фасонам, росту, обхвату груди, обхвату талии, обхвату бедер и другим признакам.

Ассортимент бельевого трикотажа включает женское, мужское, подростковое и детское белье. Белье для девочек и мальчиков выпускают такое же, как для женщин и мужчин. Детское белье производится для следующих возрастных групп: ясельной, дошкольной, младшей школьной, старшей.

К женским бельевым изделиям относятся комбинации, ночные сорочки, юбки нижние, панталоны и др. Разнообразие моделей комбинаций и сорочек обеспечивается раз личными конструкциями лифа, разной отделкой горловины, пройм и низа изделия. Ассортимент женского белья пополняется благодаря разработке и внедрению полотен новых структур, обладающих комфортностью и модным художественно-колористическим оформлением, а также за счет создания новых видов изделий.

В последнее время отечественная промышленность стала выпускать домашнюю одежду. Домашняя одежда для женщин и девушек - это халаты в комплекте с ночными сорочками или пижамами; туники в комплекте с ночными сорочками; жилеты и юбки с запахом в комплекте с ночными сорочками или пижамами и др.

Домашняя одежда для мужчин и юношей включает ха латы комплекте с пижамами или фуфайками и шортами, куртки типа халата или блузона в комплекте с пижамами.

Корсетные изделия. В ассортимент корсетных изделий входят бюстгальтер, корсет, полукорсет, грация, полу грация, пояс для чулок, трусы корсетные и др.


4.6 Белье постельное и столовое

Ассортимент постельного белья включает пододеяльники, простыни, пеленки, наволочки, одеяла стеганые и др.

Постельное белье шьют из отбеленных, гладкокрашеных и набивных хлопчатобумажных, льняных и полульняных тканей.

Пододеяльник — чехол на одеяло. Пододеяльники бывают двойные, полуторные, для взрослых, детей и подрост ков, четырех типов (А, Б, В, Г), различающихся по форме. Пододеяльники имеют следующие размеры: детские - 121 х 121 см и 143 X 143 см; подростковые -173 х 123 см; для взрослых - 215 х 143 см (полуторные) 215 х 175 см (двойные).

Простыни шьют стачными в полтора или два полотна из хлопчатобумажных тканей - ситца, бязи, мадаполама и цельными - из льняных и полульняных тканей. Шири на одинарных простыней для взрослых при длине 214 см может составлять 126, 130, 135 см, полуторных - 138, 149, 150, 165 см, двойных - 170, 180, 187, 200 см.

Наволочка - швейное изделие в виде чехла с застежкой или клапаном с одной стороны. Наволочки бывают подушечные (верхние и нижние), тюфячные и матрацные.

Верхние наволочки имеют следующие размеры: 40 х. 40 см, 60 х. 60, 70 х. 70, 75 х. 75, 80 х. 80 и 60 х. 54 см; нижние наволочки на 2 см меньше верхних.

Простыни с капюшоном изготовляют из махровых хлопчатобумажных тканей.

Одеяла стеганые состоят из двух слоев ткани и утепляю щей прокладки из ваты, ватина, пуха и других материалов.

Покрывала стеганые имеют размер 210 х. 150 см, 210 х. 170, 210 х. 180 и 210 х. 190 см. Их изготовляют в основном из шелковых тканей с отделкой по низу.

К ассортименту столового белья, которое предназначено для сервировки стола, относятся скатерти, салфетки, полотенечно-платочные изделия.

4.7 Швейные головные уборы

Бытовые головные уборы являются частью костюма. Их основная функция - защита человека от различных воздействий окружающей среды.

Ассортимент головных уборов классифицируется по следующим признакам: по полу и возрасту потребителей - на мужские, женские и детские; по времени использования — на зимние, летние, демисезонные; по виду применяемых материалов; по назначению - на повседневные, на рядные, для летнего отдыха, спортивные; по форме - на строгие, спортивные, «фантази»; по обработке - на мягкие, полужесткие, жесткие; по характеру отделки поверхности - на гладкие, ворсовые, со стриженым и нестриженым ворсом; по расцветке - на гладкокрашеные, набивные, меланжевые и др.

Головные уборы выпускают трех групп сложности - первой, второй и третьей. Размеры головных уборов для взрослых - с 53-го по 62-й, для подростков и детей школьного возраста - с 50-го по 56-й; для детей дошкольного возраста - с 45-го по 47-й. Для определения размера голо вы сантиметровой лентой измеряют всю окружность по выпуклой части затылка и на 1,5-2 см выше ушных раковин и надбровных дуг.

Для производства головных уборов используют разно образные хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые, льняные ткани, искусственный мех, фетр, велюр, кожу, соломку и др. Ворсовые пуховые шляпы подразделяют на следующие виды: замшевые - шляпы с коротко срезанным от шлифованным равномерным ворсом; велюровые - с равно мерно подстриженным густым ворсом высотой до 2 мм.

Для головных уборов используют разнообразные отделочные материалы: цветы из тканей, фетра, эгреты из перьев, банты, ремешки, пряжки и др.

Головные уборы мужские и для мальчиков. Ассортимент головных уборов мужских и для мальчиков включает кепи, кепи-береты, шляпы, шапки-ушанки, береты, матроски, башлыки, фуражки, шлемики, фески и др.

Кепи - мягкий головной убор с козырьком и узким околышем. Основными его деталями являются головка (или колпак), козырек, налобник, подкладка. Верх кепи может быть различного покроя - из клиньев, цельнокроеный, реглан и «фантази».

Кепи-берет - разновидность кепи. Головка имеет форму мягкого или жесткого кроеного берета с козырьком.

Шляпа - головной убор с головками различных форм и размеров, состоящая из отдельных деталей или цельная. Основные ее детали - головка (тулья), поля, подкладка, налобник, детали внутренней прокладки и отделка.

Шапка-ушанка - швейный головной убор с козырьком и бортиком с наушниками.

Берет - мягкий головной убор круглой или овальной формы с околышем или без него. Различают береты формованные (из фетра) и сшитые из ткани, кожи, искусственного меха, на подкладке и без нее. К летним головным уборам для мальчиков относятся жокейка, капитанка, башлык, шлемик, феска, тюбетейка, шляпа-панама. Головные уборы женские и для девочек. Разнообразие женских головных уборов во многом зависит от вида при меняемых материалов (фетр, ткани, искусственная кожа, мех, соломка и др.). Модные силуэты - канотье, шляпы по типу мужских, небольшие, облегающие голову шапочки с овальными бортиками, «ток», береты, кепи-береты, «фантази», «чалма», «болеро», шляпы спортивного типа. В качестве отделки для этих шляп используют шелковую ленту, металлическую фурнитуру, эгреты из перьев, цветы и др.


4.8 Чулочно-носочные изделия

Чулочно-носочные изделия классифицируют по следующим признакам:

по назначению - на бытовые (повседневные и нарядные), спортивные, медицинские;

по видам сырья - из натуральной, смешанной, химической пряжи, в том числе из текстурированных нитей и объем ной пряжи;

по способу изготовления - на изделия, полу чаемые с круглочулочных автоматов, котонных плоских, фанговых и основовязальных машин; цельновязаные, кроеные, со стачными мысками; выработанные ластиком, платированным, плюшевым, жаккардовым (комбинированным, прессовым, рельефным или ажурным) переплетением;

по полу и возрасту потребителей - для женщин, мужчин и детей;

по способу отделки - на отбеленные, гладкокрашеные, пестровязаные, набивные, формирован ные и неформированные;

по видам - на чулки женские, получулки женские, мужские и детские, носки женские, мужские, детские, подследники женские, колготки женские и детские, кюлоты, легинсы.

К спортивным чулочно-носочным изделиям относятся гетры, получулки спортивные, наколенники, голеностопы. Гетры состоят из ластика, паголенка и штрипки, по лучулки спортивные - из тех же частей, что и бытовые по лучулки. Наколенники и голеностопы предохраняют суставы от ушибов.

Размеры чулочно-носочных изделий определяются длиной стопы в сантиметрах.


4.9 Перчаточные изделия

Перчаточные изделия вырабатываются шитые и вязаные. В качестве сырья для их изготовления используют различные виды природных и химических волокон. Перчаточные изделия выпускают для мужчин, женщин, детей. По назначению их подразделяют на спортивные и повседневные (бытовые), для носки в летний, зимний периоды и демисезонные. При их изготовлении используют различные виды переплетений - прессовые, рельефные, жаккардовые, начесные и др.

К перчаточным изделиям относятся перчатки, варежки и рукавички. Перчатки вязаные выпускают пятипалые и двупалые, одинарные и на подкладке. Перчаточные изделия выпускают следующих размеров: перчатки вязаные мужские- 9-14, женские - 8, 5; 9; 9,5, детские - 7, 8; перчатки шитые мужские - 10-14, женские - 8-10, детские - 7-9; варежки вязаные мужские - 9-14, женские -8,5; 9; 9,5, детские - 5,5; 6; 6,5; 7; 8. Размеры перчаток и варежек определяют по обхвату кисти руки в сантиметрах. Измерение проводят посередине ладони между основаниями большого и указательного пальцев.

В зависимости от застежки различают перчатки на кнопке и на резинке; по отделке - пестровязаные, гладкокрашеные, отделанные под замшу, кожу.

4.10 Головные уборы и шарфы

Изделия этой группы вырабатываются следующих видов: шарфы, косынки, шапки, береты, шлемы, чепчики, платки. Ассортимент головных уборов и шарфов группируется следующим образом: по виду сырья - изделия из шерстяной и полушерстяной пряжи, козьего пуха, хлопковой, текстурированной пряжи, синтетических нитей, хлопчатобумажной пряжи (гребенной и кардной), текстурированных полиамидных нитей, полиакрилонитрильной объемной пряжи; по половозрастному признаку - мужские, женские и детские; по способу изготовления - изделия ручной и машинной вязки (регулярные, полурегулярные и кроеные); по отделке - отбеленные, гладко крашеные, набивные и пестровязаные; по конструкции - одинарные и двойные, с бахромой, кистями, каймой; по комплектности - однопредметные изделия, двух-, трех- предметные гарнитуры; по размерам (размеры шарфов и косынок определяются по длине и ширине в сантиметрах без бахромы). Платки выпускают следующих размеров: от 70 х 70 см до 140 х 140 см, головные уборы для взрослых -53-64 см; для детей - 45-56 см.


5. Качество швейных товаров

5.1Требования к изготовлению одежды

Основными нормативно-техническими документами, на которых базируются изготовление и оценка качества одежды в промышленности и торговле, являются стандарты, технические описания моделей, утвержденные образцы (эталоны) изделий.

5.2 Дефекты швейных изделий

Различают дефекты производственного и непроизводственного характера. Дефекты производственного характера, в свою очередь, подразделяются на производственно-швейные и дефекты внешнего вида материалов.

В процессе изготовления швейных изделий могут возникать дефекты кроя (обуженные, укороченные или пере кошенные детали), несовпадение линий рисунка в сим метричных деталях изделия из материалов с рисунком, дефекты соединений (швов, строчек, стежков), дефекты влажно-тепловой обработки и заключительных отделочных операций.

Несоблюдение установленных стандартами и техническими условиями правил упаковки, транспортирования и хранения может привести к возникновению дефектов не производственного характера.

Дефекты внешнего вида материалов, встречающиеся в готовых изделиях, подразделяют на местные, расположенные на ограниченном участке материалов (например, в тканях - утолщенные нити, близна, сбитый рисунок и т. д.), и распространенные, присущие всему изделию или отдельным его деталям.


5.3 Контроль качества швейных изделий

Контроль качества швейных изделий - единый и непрерывный процесс в промышленности и торговле.

Качество швейных изделий контролируют в определенной последовательности. Методы основных и вспомогательных линейных измерений (спинки, переда, воротника, лацканов, рукавов, карманов, брюк, юбки) нормируются ГОСТ 4103 «Изделия швейные. Методы контроля качества», Парные детали изделий (борта, рукава, карманы, концы воротника, половинки брюк и т. п.) должны быть одинаковыми по размерам и симметричными по форме. Контролируют также соответствие фактических размеров изделия размерам, указанным в нормативно-технической документации. Все обнаруженные отклонения (дефекты) от утвержденного образца-эталона или его дубли ката и требований нормативно-технической документации на изделие оценивают в соответствии с установленными нормами.

5.4 Определение сортности швейных изделий

При приемке швейных изделий в торговых организациях необходимо установить, соответствует ли партия швейных изделий по видам, разновидностям, моделям, размерам, ростам и полнотам их заказам; правильно ли выполнена маркировка, соблюдены ли правила упаковки и транспортирования. Обязательно необходимо выявить, в какой степени швейные изделия соответствуют образцу-эталону.

Сорт швейных изделий устанавливают по ограничительной системе в зависимости от характера, размера, места расположения и количества (по наименованиям мест) допустимых дефектов производственного и непроизвод ственного характера, качества применяемых материалов и технологической обработки деталей и изделия в целом.

Изделия, не соответствующие по внешнему виду (фасону, отделке и т. п.), утвержденному образцу-эталону или его дубликату, считаются не соответствующими требованиям стандартов, что отмечается в акте.

В зависимости от места расположения производственно-швейных дефектов и изъянов материала (стандарт на определение сортности) все части и детали изделия под разделяют на открытые (видимые) и закрытые (невидимые) во время носки.

Изделия 1-го сорта должны полностью соответствовать утвержденным образцам-эталонам и показателям, установленным нормативно-технической документацией на изделия. В изделиях 1-го сорта допускаются производственно-швейные дефекты внешнего вида основного мате риала, перечисленные в соответствующих таблицах стандарта для изделий этого сорта, но не более одного (головные уборы) или двух-четырех (пальтово-костюмный и костюмно-платьевый ассортимент, верхние сорочки, белье, изделия для новорожденных, пляжная одежда, корсетные изделия) местных дефектов внешнего вида основного материала в одном изделии или части комплекта в зависимости от вида и роста изделия. Изделия переводят во 2-й сорт при превышении размеров производственно-швейных дефектов, предусмотренных таблицами стандарта для оценки изделий 1-м сортом, если таких превышений более трех.

В соответствии со стандартом в швейных изделиях 1-го и 2-го сортов не допускаются следующие дефекты: расхождение полочек, шлиц или излишний заход одной полочки или одной стороны шлицы на другую; перекосы или заломы; натяжение или излишняя посадка лацканов, подбортов или верхнего воротника, растяжение или из лишняя посадка горловины, слабина в концах воротника и углах лацканов; резкое несоответствие цвета ниток цвету материала в наружных строчках; опал; подплетины, дыры, пробоины, просечки, прощипы, протиры, царапи ны (сдиры) более 1/4 толщины кожи, прорезы, прелины, молеедины, выхваты, кожеедины, оспины, отрыв основы, заломы, накидки-надевки; разноцвет, выцветшая окраска, пожелтение белого материала, ржавчина на металлической фурнитуре; распространенные дефекты внешнего вида материалов (разнооттеночность, мешковатость, засоренность и т. д.).

При переводе в пониженный сорт подкладки изделия сорт всего изделия не снижается.

В комплектных изделиях сорт каждого изделия определяют отдельно; сорт комплектного изделия устанавливают по части, отнесенной к низшему сорту. Например, если в костюме пиджак 1-го сорта, а брюки 2-го сорта, то весь комплект относят ко 2-му сорту.


Литература

1. «Товароведение непродовольственных товаров» В.Е. Сыцко, М.Н. Миклушова 1999г.

2. «Товароведение непродовольственных товаров» В.Е. Сыцко 2006г.

Скачать архив с текстом документа