Психологическая коррекция отклоняющегося развития у детей
СОДЕРЖАНИЕ: Московский Государственный Институт им. Е.Р. Дашковой Факультет психологии Контрольная работа По дисциплине: «Психологическая коррекция отклоняющегося поведения»Московский Государственный Институт им. Е.Р. Дашковой
Факультет психологии
Контрольная работа
По дисциплине: «Психологическая коррекция отклоняющегося поведения»
Выполнила:
Шеберстова Е.Ю.
3 курс заочн. ускор.
Проверила:
Кравцова Е.М.
Москва 2010
Содержание
1. Исследование зрительной памяти. 4
2. Исследование особенностей внимания. 4
3. Исследование особенностей зрительного восприятия. 5
3.1. Узнавание перечеркнутых изображений. 5
4. Исследование невербального и вербально-логического мышления. 6
4.1. Узнавание конфликтных изображений-нелепиц. 6
4.3. Понимание переносного смысла метафор, пословиц и поговорок. 7
4.4. Составление рассказа по последовательному ряду картинок, объединенных единым сюжетом. 8
6. Понимание сложных логико-грамматических речевых конструкций. 9
6.1. Узнавание и понимание инвертированных и пассивных речевых конструкций9
6.2. Понимание временных последовательностей и интервалов времени. 10
Анкета испытуемого
ФИО ребенка : Белышев Кирилл Сергеевич
дата рождения : 06.04.2002 г.
Состав семьи : мать (32 года), отец (34 лет), старшая сестра (2000 г.р.)
К школе был готов : хорошо читал, знал счет, выполнял простые арифметические действия, в школе учится нравиться.
1. Исследование зрительной памяти
Цель : исследование особенностей зрительного запоминания
Ход исследования : ребенку предъявляется колонка из трех абстрактных зрительных стимулов, находящаяся в правой части листа на 15 – 30 секунд. При этом левая часть листа с таблицей стимулов закрыта. Через несколько секунд после окончания показа ребенку предъявляется таблица стимулов, среди которых он должен опознать три стимула, предъявленных ранее. При этом правая часть листа с тестовыми стимулами закрыта.
Результат : все три стимула были узнаны верно и достаточно быстро за 13 секунд.
Выводы : зрительная память развита и находится в норме, ребенок способен удерживать в памяти ряд зрительных стимулов.
2. Исследование особенностей внимания
Таблица Шульте
Цель : исследование темповых характеристик сенсомоторных реакций и особенностей внимания у детей, а так же инертности психических процессов в целом.
Ход исследования : ребенку предлагается показать по порядку числа от одного до двадцати пяти, называя их вслух. Сравнивается время, затрачиваемое ребенком на поиск цифр от 1 до 12 и от 12 до 25.
Результат : - время затраченное на выполнение таблицы 2 минута.
- время затраченное на поиск цифр от 1 до 12 – 35 секунд
- время затраченное на поиск цифр от 12 до 25 – 28 секунд
- ребенок справился с заданием, внимание было устойчивым, задание выполнялось с интересом
- ошибок узнавания цифр сходных по оптическому или по пространственному признаку не наблюдалось, наблюдалось незначительное замедление в поиске цифр(3,11,16).
Выводы : сенсомоторные реакции у ребенка в норме, он способен сосредоточится на задании и удерживать внимание.
3. Исследование особенностей зрительного восприятия
3.1. Узнавание перечеркнутых изображений
Цель : исследование особенностей зрительного восприятия.
Ход исследования : ребенку предлагают узнать изображенный на листе перечеркнутый предмет и дать ему название. На листе слева направо расположены: в верхнем ряду – бабочка, лампа, ландыш; в нижнем ряду – молоток, балалайка, расческа.
Результат : задание выполнялось с интересом, стратегия направления обзора справа налево, не было допущено не одной ошибки, за короткий промежуток времени были названы все предметы.
Выводы : зрительное восприятие сформировано, ребенок способен узнавать перечеркнутые изображения, может адекватно выделять фигуры.
3.2. Буквенный гнозис
Цель : исследование особенностей зрительного восприятия.
Ход исследования : ребенку предлагается назвать различным образом расположенные буквы и выделить правильно, неправильно, сложно расположенные буквы.
Результат : Испытуемый справился с заданием легко, но во время его выполнения отвлекался на посторонние стимулы. Все буквы в различных шрифтах узнаны верно. Узнавание наложенных и перечеркнутых букв так же не вызвало затруднений. В узнавании букв в зеркальном изображении были допущены две ошибки: во тором ряду в буквах «Р.К» и «А.К» было названо по одной букве, в обоих случаях пропущена буква «К».
Выводы : зрительное восприятие ребенка в норме и только в зеркальном отражении незначительные сложности.
4. Исследование невербального и вербально-логического мышления
4.1. Узнавание конфликтных изображений-нелепиц
Цель : исследование особенностей зрительного гнозиса и возможности критического анализа предъявляемых «нелепых» изображений. Выявление у ребенка чувства юмора.
Ход исследования : Испытуемому предлагается узнать и назвать, что изображено на рисунках.
Результат : ребенок выполнял задание с удовольствием и оживлением и заметным интересом. Направление зрительного восприятия слева направо. Все конфликтные изображения были узнаны и нелепицы понятны. Однако следующие названия предметов лопата, трубка, чашка, вилка, веник, были названы без добавлений «нелепых» элементов. Чашка с блюдцем (названа как кастрюля).
Выводы : наличие здорового чувства юмора не наблюдается, но возможно желание именно лучше и по взрослому обозначить данные предметы, помешало рассказать в полной мере о «нелепых» изображениях.
4.2. Простые аналогии
Цель : выявление характера установления логических связей и отношений между понятиями.
Ход исследования : ребенку предъявляется пара слов из левого столбца, и его просят подобрать такое слово из нижних пяти справа, которое так же будет относиться к верхнему слову справа, как нижнее слово из левой части относится к своему верхнему (по аналогии).
Результат : задание было выполнено частично. Ребенок часто отвлекался, давал ответы достаточно медленно, после наводящих вопросов и обдумывания давался правильный ответ.
Выводы : наблюдаются трудности с удержанием инструкций и анализом большого количества печатного материала. Выявление ребенком логических связей и отношений между понятиями в норме, но из-за отсутствия интереса к заданию и частой отвлекаемости сложности с выполнением задания по аналогии. Для большей сосредоточенности необходима поддержка и помощь взрослого.
4.3. Понимание переносного смысла метафор, пословиц и поговорок
Цель : исследование особенностей мышления – целенаправленности, критичности, возможности понимания ребенком скрытого смысла и подтекста.
Ход исследования : ребенку предлагают объяснить смысл метафор, пословиц и поговорок. Оценивается доступность понимания отвлеченного смысла их или склонность к отражению предметов с их фактическими наглядными связями, т.е. конкретная трактовка метафор или пословиц.
Результат : Смог объяснить самостоятельно 1, 2, 3,5,6,10 - метафоры и 3, 6, 7, 8 и 10 поговорки. После уточняющих вопросов пояснил смог объяснить и пословицы, и метафоры на которые дал ответ, причем наблюдалось образное мышление, приводились примеры из жизни по аналогии. Остальное задание вызвало затруднение, он не хотел задумываться над смыслом метафор и поговорок, которые не знал и ему были непонятны. Однако была выявлена заинтересованность в получении новых знаний.
Выводы : возможность понимания скрытого смысла и подтекста не достаточно сформирована, для понимания в большинстве случаев необходима помощь взрослого, которая воспринимается с радостью и интересом.
4.4. Составление рассказа по последовательному ряду картинок, объединенных единым сюжетом
Цель : оценка возможностей составления связного рассказа по серии картинок, объединенных единым сюжетом и установления связи событий, отраженных на этих картинках.
Ход исследования : ребенку предлагается рассмотреть серию картинок с последовательным развертыванием сюжета и составить рассказ. Ребенок должен выделить существенные детали и их изменение на разных картинках для оценки смысловой линии сюжета.
Результат : задание было доступно и выполнялось с удовольствием. Причинно-следственные и временные связи установлены, смысл понятен полностью. Испытуемый сразу понял задание и сюжетно составил рассказ. Речь была продуктивна без использования лишних слов, а стиль рассказа был в виде сказки. Подмечались все фрагменты на рисунках, например: « что мама вырывает сорняки, а не траву чтобы посадить с папой цветы» и т.д.
Выводы : речевое развитие в норме, зрительное восприятие и целенаправленное мышление развиты. Ребенок способен выделять существенные детали и их изменение на разных картинках для оценки смысловой линии сюжета. Образное мышление развито очень хорошо задание выполнялось с большим удовольствием и без помощи взрослого.
5. Исследование сформированности пространственных представлений Понимание и употребление предлогов и слов, обозначающих пространственное взаиморасположение объектов
Цель : выявление трудностей в понимании и употреблении предлогов при анализе взаиморасположения объектов.
Ход исследования : ребенку предлагается на картинке «Звери идут в школу» рассказать о расположении животных (первый, последний, ближе всего к…, дальше всего от…, предпоследний, следующий за… и т.п.)
Результаты : все задания были выполнены, отлично с добавлением эмоционального фона, например: «обезьяна бежит радостно, что-то показать, волк хочет слона догнать» и т.д.
Выводы : трудностей в понимании и употреблении предлогов не возникает, ребенок хорошо ориентируется во взаиморасположении объектов. Дает самостоятельно объяснения как в целом по всей картинке, так и по каждому отдельному персонажу.
6. Понимание сложных логико-грамматических речевых конструкций
6.1. Узнавание и понимание инвертированных и пассивных речевых конструкций
Цель : выявить понимание пассивных речевых конструкций
Ход исследования : ребенок должен показать на картинку, соответствующую высказыванию. Например: «Покажи: скатертью накрыта клеенка… мальчик спасен девочкой… книгой накрыта газета» и т.п.
Результаты : задание было с легкостью выполнено ребенком без ошибок и помощи взрослого. Все конструкции были понятны.
Выводы : у ребенка правильное понимание пассивных речевых конструкций.
6.2. Понимание временных последовательностей и интервалов времени
Цель : оценить правильное понимание ребенком временных последовательностей и временных интервалов и его умение их анализировать.
Ход исследования : ребенок должен дать ответ на ряд вопросов, которые либо прочитываются им самостоятельно, либо предъявляются на слух.
Результаты : вопросы не вызвали затруднений, однако наблюдалось некоторое затруднение в выборе рисунка, где газета лежит сверху книги была затруднена узнаваемость предмета (газета). В остальных вопросах путаница не возникла, и они были решены самостоятельно.
Выводы : пространственно-временные представления сформированы.
Выводы и рекомендации
Во время обследования ребенок вел себя спокойно и с интересом выполнял задания, иногда отвлекался на родителей.
Не сосредоточенность испытуемого во время выполнения задания «простые аналогии» связана с отсутствием интереса к данному упражнению. В задании: «Понимание переносного смысла метафор, пословиц и поговорок» наблюдалось отсутствие желания познать не известное и понять, задуматься самостоятельно. В исследовании невербального и вербально-логического мышления прослеживается не высокое чувство юмора, возможно именно стремление обозначить предметы именно такими, какие они встречаются в жизни и утвердиться как взрослый человек в своих выводах и обозначениях предметов, помешало ребенку описать данные предметы именно такими, какие они изображены.
В процессе исследования было выявлено, что ребенок обладает хорошим зрительным восприятием и памятью, высоким уровнем речевого развития, внимателен, обладает хорошей реакцией и образным мышлением, способен сосредоточится на задании, если оно ему интересно. Он обладает, развитым воображением, любознателен и общителен. Испытуемый с удовольствием идет на контакт, легкий в общении, с улыбкой признает свои ошибки и старается сразу их исправить.
В качестве слабых сторон можно отметить трудности с удержанием инструкций и анализом большого количества печатного материала, что скорее связано с детской не усидчивостью. Пробелы в знании метафор, пословиц и поговорок, которые компенсируются любознательностью и активностью ребенка. Обратить внимание на вербально-логическое мышление, это связано с «доверием» к близким.
Рекомендации: расширение кругозора ребенка с помощью игр, книг и развивающих детских передач. Поддерживать любознательность ребенка и всячески его стимулировать. Больше времени уделять внимания ребенку родителям, разговаривать, читать сказки и просто общаться, узнавая его интересы, чтобы он максимально чувствовал их участие и дружескую атмосферу.