Психологические учения XVIII века
СОДЕРЖАНИЕ: ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ Кафедра психологии Контрольная работа По дисциплине:ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра психологии
Контрольная работа
По дисциплине:
История психологии
На тему:
«Психологические учения XVIII в.»
Выполнила :
Надешкина
Наталья
Ивановна
Студентка 4курса
Спец.030301
2209-17-06
г.Москва
Содержание
1. Введение________________________________________________2 стр.
2. Основные теории и учения разрабатываемые в ассоциативной
психологии в эпоху Просвещения в Англии______________________3 стр.
3. Суть учения Гартли о психике_______________________________3 стр.
4. Принцип ассоциации Дэвида Юма___________________________6 стр.
5. Природа сознания Джорджа Беркли_________________________7 стр.
6. Становление эмпирического направления во французской психологии XVIII в.____________________________________________8 стр.
7. Суть учения об ощущениях французского
«энциклопедиста» Э. Кондильяка_____________________________9 стр.
8. Психика человека и его потребности по Ж. Ламетри___________10 стр.
9. Причина различия умственных способностей человека
по К. Гельвецию____________________________________________12 стр.
10. Концепция воспитания Ж. Ж. Руссо________________________ 13 стр.
11. Суть учений Дени Дидро и Пьера Кабаниса__________________14 стр.
12. Развитие отечественной психологической мысли_____________15 стр.
13. Понимание природы человека по А. Н. Радищеву____________16 стр.
14. Заключение_____________________________________________17 стр.
15. Библиографический список________________________________18 стр.
Введение
В XVIII в. в Европе, в том числе в Англии, Франции, Германии, продолжался начатый в XVII в. процесс укрепления капиталисти ческих отношений. Ученые, философы вырабатывают новое представление о жизни, новое мышление. Появляется мощное культур ное движение — Просвещение, сопровождаемое расцветом науки и искусства. В ряде стран Западной Европы движение получило ши рокое развитие и влияние, и историческая и философская наука определяла эпоху Просвещения как период безграничной веры в человеческий разум и способности, позволяющие перестроить общество, как эру торжества науки над средневековьем.
Из названия следует, что представители этого движения считали и главной задачей «просветление общества» и как следствие — поднятие его на более высокую ступень эволюционного развития. Суть этого процесса они видели в избавлении общества от древних суеверий, стереотипов, предрассудков и религиозного фанатизма. Взамен устаревших идей и представлений просвети тели предлагали ориентироваться только на разум, на первона чальную природу человека, на его опыт. Эти идеи приобретали в различных странах разную тональность в связи со своеобразием их общественно-исторического развития. Однако наибольшее распространение идеи Просвещения получили в Англии и Фран ции. Это обусловливалось наибольшей подготовленностью усло вий для развития течения Просвещения в этих странах.
Истоки западноевропейского Просвещения следует искать и истории развития человечества в эпоху Возрождения, причем, э то признавали и подчеркивали сами просветители. Наука Про свещения ориентировалась на гуманистические идеалы и свободомыслие Ренессанса, преклонение перед античностью, истори ческий оптимизм. Происходит мощная переоценка прежних ценностей, сомнение в старых феодально-церковных догматах, разрушение традиций и авторитетов. Во многих странах развитие просветительского движения происходило на фоне измене ний в их политической жизни, важнейшим из которых был кри зис феодальной системы, как следствие, появление новых слоев общества и, конечно же, возникновение противоречий между ними. Такая общественно-политическая обстановка в Европе не могла не вызвать реакции у лучших умов человечества того времени. Идеи просветителей носили во многом бунтарский, революционный характер — они выступали против всего фео дального строя с его системой сословных привилегий и, таким образом, имели решающее значение в переходе общества на ка питалистическую основу.
Основные теории и учения разрабатываемые в ассоциативной психологии в эпоху Просвещения в Англии
Основным направлением в развитии английской психологии в XVIII в. становится ассоцианизм, берущий свое начало от эм пиризма Джона Локка. Учеными, развивающими ассоцианисти ческое направление в своих трудах, были: Дейвид Гартли, Джордж Беркли, Давид Юм.
Дейвид Гартли (1705— J 757). Теория Дейвида Гартли, изло женная в книге «Наблюдения за человеком» ( J 749), принадлежит к классическому периоду в развитии ассоцианизма. На его фило софию оказали влияние такие знаменитые предшественники ас социанизма, как Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Готфрид Вильгельм Лейбниц, Исаак Ньютон и Джон Локк. Так, понима ние причин поведения человека как имеющих материальное на чало, а именно: выведение их из законов физики, сближает тео рию Гартли с декартовской психофизиологией. Влияние Спино зы на теорию Гартли сказалось в идее эквивалентности психического и физического, неотделимости одного от другого; влияние Локка — в учении о производное высших интеллекту альных явлений от элементарных сенсорных; влияние Лейбница — в разделении психического и сознательного. Гартли был практику ющим врачом, и поэтому в становлении его теории не последнюю роль сыграли достижения и взгляды медицины и нейрофизиологии того времени, связанные с изучением различных уровней нервной деятельности. Создавая свою теорию, Гартли преследовал одну гло бальную социальную цель: установить точные законы поведения людей и на основе этого знания научиться управлять ими, создав твердые морально-этические и религиозные убеждения, для того чтобы создать идеальное общество. Важно отметить тот факт, что, не смотря на то, что Гартли считал себя противником материализма, его концепция, тем не менее, имеет явные материалистические корни, и наиболее явно это выражено в его понимании психики как взаимо действия вибраций, вышедшей из ньютоновских трудов «Оптика» и «Начала...». Гартли подчинял нервную систему человека физическим законам, а из этого следовало, что все продукты ее деятельности включались в строго причинный ряд, ничем не отличающийся от действия причин во внешнем, физическом мире.
Суть учения Гартли о психике
В своем учении о психике Гартли объяснял психический мир человека, используя ньютоновское понимание человека и отме чая, что психика есть продукт активности организма как маши ны, работающей на основе взаимодействий с вибрациями внешней среды. Гартли подробно описывал работу этой «вибрацион ной машины», предлагая некую поэтапную схему, где ключевым понятием является вибрация, и выделял в психике два круга виб раций — большой и малый.
Работа большого круга вибрации строится следующим обра зом. На первом этапе происходят вибрации в окружающей среде, которые приводят в движение нервы. По нервам стимулы внеш ней среды вызывают вибрации в мозговом веществе, которые, в свою очередь, передаются в мышцы. Параллельно с этим в моз гу возникают, сочетаются и сменяют друг друга психические «спутники» вибраций — от чувствования до абстрактного мыш ления и произвольных действий. Все это происходит на основе закона ассоциаций. Гартли считал, что психический мир челове ка складывается постепенно в результате усложнения первичных сенсорных элементов через формирование ассоциаций во време ни. Таким образом, мы видим одну из попыток создания так на зываемой рефлекторной дуги, объясняющей, как в организме формируется реакция и каковы источники активности.
Наделяя большой круг вибрации функцией регулирования поведения, Гартли определяет малый круг вибрации как основу процессов познания и обучения, а местом его считал белое вещест во мозга. По Гартли, между вибрациями большого и малого кру гов существует тесная взаимосвязь, которая выражается в том, что вибрации большого круга вызывают вибрации в ма лом, оставляя там следы разной силы. Чем сильнее след от вибра ции, тем лучше человек их помнит, и соответственно чем слабее, тем менее осознанными они являются. Гартли соединил понятия рефлекса и ассоциации, и это соединение выразилось в том, что внешнее воздействие, вызывающее рефлекс, запечатлевается в виде следов памяти — ассоциаций, а частое повторение соот ветствующего воздействия ведет к быстрому восстановлению следов по механизму ассоциации.
Такое понимание психики подвело Гартли к признанию существования неосознаваемых представлений и идей, и тем са мым произошло расширение границ сферы душевной жизни, в которую теперь вошли не только сознательные идеи и представления, но и бессознательные следы и образы. Так была со здана одна из первых материалистических теорий бессознатель ного, впоследствии нашедшая свое отражение в теории о дина мике представлений Гербарта.
Очень важным в учении Гартли о характере и природе челове ческой психики является то, что объектом объяснения станови лось поведение целостного организма, а не его отдельных органов или частей. И поскольку психические процессы признавались неотделимыми от своей физиологической основы, они также ставились в однозначную зависимость от характера вибраций.
Рассматривая законы психической жизни человека, построенные на основе механизма ассоциаций, Гартли выделял три ос новных простейших элемента, на основе которых через меха низм ассоциации строится вся душевная жизнь:
1) ощущения, формирующиеся на основе вибрации орга нов чувств;
2) представления (идеации), т. е. идеи ощущений, основан ные на вибрации следов предмета в малом круге, происходящие в отсутствие самого предмета;
3) чувства (аффекции), функцией которых является отраже ние силы вибрации.
Исходя из положения ассоциативной психологии о том, что в основе психических процессов лежат различные ассоциации, Гартли объяснял и способности человека.
Мышление. Гартли считал, что мышления как самостоятель ного процесса в системе психики человека не существует, а обус ловлено оно механизмом ассоциации, в процессе которого со здается связь между образом предмета и словом. Процесс пони мания слова рассматривался как образование ассоциации между словом и значением, и этот процесс устанавливается в детстве из опыта. Возникновение представлений и мнений у человека Гар ли также связывает с понятием ассоциации, т. е. истины пассивно отражаются сознанием на основе механизма ассоциаций, а новые мысли и представления суть — комбинации или разложение старых идей.
Память. При объяснении механизма памяти Гартли разводит два понятия — память и воображение. Память является воспроизведением ощущений по ассоциации в том порядке и отношении, в каком они были получены, в то время как воображение появляется только в том случае, когда этот порядок нарушается. Способность памяти запечатлевать и воспроизводить следы преж них воздействий является, по Гартли, основой обучаемости.
Эмоции, воля. Как и многие другие ученые, Гартли отождеств лял эмоции со страстями и рассматривал их как движущую силу поведения. Достигая определенного порога, силы, они могут определяться как желание или, наоборот, отвращение. Волевая ак тивность происходит в том случае, если страсть, или эмоция, настолько сильна, что приводит к какому-либо действию. В основе формирования воли лежит ассоциативная связь слова и движения, соединение сенсомоторных реакций с речью. Слово (его физический базис — вибрация) присоединяется (по ассоциации) к чувственным впечатлениям, а затем уже само по себе, без этих впечатлений начинает вызывать тот же мышечный акт, который некогда вызвали только они. Способность к волевому действию закладывается у человека в детстве, так как связь между словом и поступком сперва устанавливают взрослые, а затем ребенок сам совершает этот поступок по собственной команде.
В объяснении природы аффекта Гартли также опирается на понятие ассоциации и утверждает, что аффект не является врож денной идеей, но есть продукт воспитания и возникает по ассоциации между представлением о вещи и аффекцией. Однако Гартли делает акцент на том, что в организме имеется набор неких врожденных первичных автоматизмов, из которых образуются
произвольные движения, побуждаемые внешними стимулами. Он различал полупроизвольные, произвольные движения и вторичные автоматизмы. При этом утверждалось, что все психические явления выводятся из внешних впечатлений.
Положение о том, что все содержания и представления психи ки возникают в ней при жизни, давало и соответствующие выво ды о воспитании и развитии человека, впоследствии нашедшие свое сражение в теориях бихевиористов. Так, Гартли считал, что главной задачей воспитания являются формирование и закреп ление у людей таких ассоциативных связей, которые бы вызывали отвращение при совершении безнравственных, антиобществен ных и дурных поступков и доставляли бы удовольствие при совер шении социально полезных, нравственных и добродетельных дел. Этот подход созвучен с идеей о положительных и отрицательных подкреплениях, которая впоследствии стала ключевой в форми ровании концепции и взглядов бихевиоризма.
Принцип ассоциации Дэвида Юма
Свое понимание принципа ассоциации выдвигал Дэвид Юм (1711—1776). Он считал, что источником знания служит образуе мый ассоциациями чувственный опыт. Развивая свой взгляд на понятие ассоциации, он и попытался представить все человеческое познание как ассоциацию идей. Отвечая на вопрос о том, существуют ли физические объекты независимо от человека или между ними всегда есть тесная взаимосвязь, он делал акцент на невозможности теоретического разрешения этой проблемы, однако допускал влияние этих объектов на возникновение у человека различного рода идей и представлений.
По Юму, единственным источником познания является опыт. Рефлексия же не дает истинного знания, так как в процессе самонаблюдения человек видит лишь комплексы перцепций, последовательно сменяющих друг друга, а не впечатления о суб станции или причинности возникших объектов. Структура опыта, а следовательно, и сознания, по Юму, такова: во-первых, он состоит из впечатлений, к которым относятся ощущения и эмоции (или страсти), и, во-вторых, из «идей», которые являются копиями этих впечатлений.
Юм изменил локковское понимание «идеи ощущения», которая имела отношение и к внешнему объекту, и содержанию сознания, приписав ее исключительно второму. Он устранил понимание ощущения как соответствующего внешнему объекту через выделение двух классов феноменов внутри самого сознания. К первому классу принадлежат впечатления и идеи, кото рые, в свою очередь, делятся по субъективным признакам — жив ости, силе и другим качествам — и информацию о которых сознание получает только
через интроспекцию. Ко второму классу принадлежат идеи, или факты сознания, которые зависят от впечатлений (других фактов сознания) и следуют друг за другом по определенным правилам. Юм делает акцент на том, что в
этом течении идей не существует какой-либо необходимости, и лишь паши стереотипы и привычки внушают нам мысль о том, что за одним феноменом обычно появляется другой, т. е. знание о причинности не рассматривается как
изначально данное, а появ ляется у индивида опытным путем. Механизм формирования этого знания следующий: два последовательно или параллельно появив шихся объекта в сознании человека могут иметь некую связь. На пример, удовлетворение чувства голода с помощью хлеба дает индивиду мнение о том, что в будущем хлеб также поможет удовлет ворить ему чувство голода. Юм рассматривает такую причинно-следственную связь как привычную последователь ность действий и отмечает, что на формирование вывода о том, что два явления связаны между собой, влияет принцип ассоциации. Из этого следует, что ассоциация не является продуктом
причинной связи вещей, как представлялось Гоббсу, Спинозе и др. Напротив, исходя из понимания Юмом сути ассоциации, мнение о суще ствовании такого рода связи есть продукт ассоциации.
Понятие ассоциации в теории Юма является ключевым в развенчании популярного в то время представления о душе как особой божественной сущности, отвечающей за соединение отдельных психических феноменов. Такое представление о душе защищал, в частности, Беркли, отвергавший субстанцию материальную. Согласно же Юму душа представляет собой нечто вроде экрана, на котором последовательно отражаются все идеи и впечатления человеческого существования.
Природа сознания Джорджа Беркли
Джордж Беркли (1685—1753), так же как и Локк, ориентировался в своих трудах на ньютоновы представления, но в изучении психики человека он осуществляет анализ представления о физическом пространстве с целью доказать его производность от сознания. Это означает «быть — значит быть в восприятии», т. е. сознание есть то, что человек воспринимает. Такое понимание психики привело Беркли к необходимости объяснить, почему разные люди одинаково воспринимают некоторые внешние объекты, и в объяснении этого явления он использовал категорию особого божественного сознания, которым обладают все люди, именно оно дает одинаковое представление о каком-либо объекте разным людям.
Беркли считал, что источником знания служит образуемый ассоциациями чувственный опыт, который состоит из непосредственно испытываемых субъектом ощущений — зрительных, двигательных, мышечных, осязательных.
Например, пространственные характеристики вещей человек оценивает с помощью мышечных ощущений, возникающих от поворота глаз, от напря жения
глазных мышц. Иными словами, то, что называется зри тельным ощущением, по Беркли, есть на самом деле комбинация ощущений зрительных и осязательных. Таким образом, реальность, постигаемая посредством ощущений, отождествлялась с самими этими ощущениями. Свою теорию познания,
изложенную в книге «Опыт новой теории зрения» (1709), Беркли назвал теорией зрительного восприятия пространства. Согласно этой теории Беркли представлял зрительное восприятие как комбинацию зрительных и осязательных ощущений, происходящих от движений глазных мышц. Беркли считал зрение языком осязания и тем самым подчеркивал его знаковый характер. В своем конкретно-психологическом анализе зрительного восприятия Беркли высказал несколько ценных идей, указав, в частности, на участие осязательных ощущений в построении образа трехмерного пространства (при двухмерности образа на сетчатке).
Анализ чувственных признаков, участвующих в построении образа вещи, ее формы, движения и т. д., затрагивал малоизучен ные в прежних теориях особенности восприятия, но этот анализ служил у Беркли основанием его субъективно-идеалистической доктрины о том, что сознание есть то, что попадает туда посредством восприятия.
Становление эмпирического направления во французской психологии XVIII в.
В XVIII в. во Франции движение Просвещения получило ши рокий резонанс в общественно-политических и научных кругах. В этот период во Франции впервые вышло издание 35-томной «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и реме сел» (1751—1780), где освещались новейшие достижения челове ческого знания и, в частности, с материалистических позиций излагались и вопросы психологии, вокруг которой и объединилось движение сенсуалистов, называвших себя энциклопедистами. Французские сенсуалисты выступали против любых учений, рассматривающих человека и природу как субъектов, на которые могут влиять некие силы, не выводимые из опыта и разума.
В эпоху Просвещения активно развивалась и французская эм пирическая психология, отличительными чертами которой стали внимание к проблемам активности человеческого сознания и зависимость ее от общественных условий. Основателями и вдохновителями французской эмпирической психологии явились такие крупнейшие мыслители Просвещения, как Ж. Ламет ри, К. Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах, Ф. Вольтер, Э. Кондильяк, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо. Век Просвещения во Франции рассматривал человека
как величайшее создание природы, имеющее безграничные возможности совершенствования.
Ответственность за наличие или отсутствие тех или иных ка честв и способностей у человека возлагалась исключительно на противоестественные внешние обстоятельства, а не на ее греховную сущность, которая естественным образом отрицалась. На основе такого подхода к природе человека «энциклопедисты» ви дели главную практическую задачу в утверждении
решающей роли воспитания и законов в формировании человека.
В эпоху Просвещения развитие психологической мысли и изучение сознания шло в двух направлениях. В первом направлении, представителями которого являются Кондильяк, Ламетри, Кабанис, психика определялась как функция высоко организованной материи — головного мозга, что способствовало экспериментальному изучению тех явлений, которые ранее определялись как создания души, имеющей бестелесную, божественную природу. Второе направление, представленное теориями Гельвеция, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, представляло индивидуаль ную психику как результат влияния социальных условий, нравов и обычаев, духовного мира людей, которыми движет собственная энергия культурного творчества.
Теории французских материалистов эпохи Просвещения оказали существенное влияние и подготовили почву для дальнейшего развития психологии, физиологии, нейрофизиоло гии и других наук о природе человека. В своих теориях они утвер дили принцип целостности человека, выражавшийся в нераздельности психических явлений и мозга, - который их производит, а также они отстаивали нераздельную связь человека с социальной и культурной средой. В учениях французских материалистов впервые среда и наследственность рассматривались как основные факторы, определяющие психическое развитие ребенка и влияющие на формирование всех его способностей.
Французский сенсуализм провозгласил чувственный опыт единственным источником и гарантом рационального знания об окружающем мире и доказал, что эмпирическое изучение связей внутри психики, а не умозрительные теоретизирования по этому поводу является единственно верным источником получения на учного знания. Таким образом, энциклопедисты подготовили почву для движения научной мысли следующего столетия в новом, практическом направлении.
Суть учения об ощущениях французского «энциклопедиста» Э. Кондильяка
Французский философ Этьен Бонно де Кондильяк (1715 — 1780), зарекомендовав себя крайним сенсуалистом, отверг разде ление Локка на два источника опыта, признавая лишь один — ощущение. Он поставил задачу объяснить происхождение самих психических процессов — ощущений. В «Трактате об ощущени ях» он выводит все психические способности из обоняния, ис пользуя для этого образ статуи и наделяя ее схожей с человеком внутренней организацией, не обладающей какими-либо врожденными идеями и не способной пользоваться своими чувствами, но имеющей только лишь обоняние, которое и является основой всех идей и психических способностей, включая внима ние, память, сравнение, рассуждение, потребности, воображение,
волю. Кондильяк представил следующую схему формирования всех психических способностей через первичность обоняния.
1. Вначале возникает ощущение запаха и, неоднократно повторяясь, трактуется как опыт, который включает в работу память. Внимание определяется Кондильяком ,как ощущение исходя из силы возникающих ощущений, т. е. оно появляется при определенном, более сильном по сравнению с другими ощущении. С возникновением памяти формируются два ощущения — прошлое и наличное.
2. Следующий этап -суждение — также имеет в своей основе ощущение, так как внимание по отношению к двум ощущениям чает сравнение, результатом которого является выяснение отношений между двумя идеями. Отсюда возникает вывод о том, что суждение есть видоизмененное ощущение.
3. На основе обоняния как первичной функции психики челове ка Кондильяк выводит и его потребности, которые вторичны, так как являются результатом познания. Потребность возникает на ос нове сравнения двух ощущений — удовольствия и неудовольствия, которые тесно взаимосвязаны: без познания второго невозможно понимание первого. Однако понять разницу между ними человек может, только сравнив их, а сравнение есть результат ощущения.
4. Далее на основе потребности возникает воображение, зада ча которого сводится к восстановлению образа, соответствующе го потребности.
5. На основе потребности создаются также воля и желание.
6. Взаимодействие организма со средой также осуществляется с помощью ощущения, которым на этот раз является осязание. Именно через силу воздействия организма на предмет или,наоборот, предмета на организм вначале появляется внутреннее проживание этого воздействия, т. е. внутреннее ощущение, а затем с помощью проекции этих внутренних ощущений появляются понимание и осмысление этого предмета как части окружающей среды.
Понимание Кондильяком мышления опирается на позиции материалистического сенсуализма и не делает различия между мышлением и ощущением. Более того, мышление не только основывается на ощущении, но представляет собой разновидность самого ощущения.
Психика человека и его потребности по Ж. Ламетри
Жюльен Ламетри (1709—1751) был противником дуализма Де карта и наделял материю всеми основными способностями: протяженностью, способностью к движению, ощущению и мышлению. В понимании психики Ламетри использовал механистический подход, предложив для определения сущности человеческой природы некий образ «человека-машины». Он считал, что душа
не является какой-то особой субстанцией, внутри которой сосредоточены все способности человека, а ее свойства обусловлены своеобразной организацией мозговой ткани. Исхо дя из механистической трактовки человеческой природы, Ламет ри отрицал факт божественности души и ее способность регулировать все психическое бытие человека, а доказывал, что чело веческий организм в целом и психические способности в частности являются продуктами его машиноподобных действий. Таким об разом, природа души понимается с материалистических позиций: она не наделена божественной силой, а является лишь одной из составляющих мозга.
Ламетри также развивал идеи о зависимости душевных способ ностей от телесной организации и разделял мнение Локка о том, что только опыт и наблюдения являются источником познания. Сенсуалистическая направленность его взглядов сказалась и на понимании чувственного начала и мышления, которые в его понимании не отделяются друг от друга. Познание, по Ламетри, обеспечивается благодаря двум функциям — воображению, кото рое, опираясь на ощущения, строит в сознании человека опреде ленные образы, и вниманию, задачей которого является внесение в процесс построения образов активности, волевого начала.
Потребности, по Ламетри, являются очень важной стороной душевной жизни, так как обеспечивают наличие ума у человека и формируют его поведение. По Ламетри, потребности и ум пря мо пропорциональны, и они же являются основой его природного существования. То есть важность придается именно удовлетворению органических и телесных потребностей, которые составляют основу счастья и благополучия большинства людей. При этом существуют и высшие удовольствия, которые производны от чувственных и доступны немногим людям.
Такое натуралистическое понимание потребностей и, более того, провозглашение их как основы счастья шло вразрез с обще принятой идеологией христианского аскетизма и отрицания чув ственной природы человека, что, безусловно, не могло не сказаться на дальнейшем расшатывании старых устоев и укреплении но вых буржуазных тенденций. Также это понимание человеческих потребностей впоследствии нашло свое отражение в современных концепциях
мотивации, в частности в теории А. Маслоу.
Важным в понимании Ламетри природы человека является его указание на преемственность в развитии от животных к чело веку, что создает предпосылки возникновения антибожественных представлений о природе человека и отрицании Бога как творца. В противоположность Декарту он считал, что животные также способны чувствовать, но человека от животного отличает, во-первых, иная внутренняя организация, благодаря которой он стоит на высшей ступени развития природы, а во-вторых, социальные условия развития, т. е.
образование и воспитание. При этом процесс воспитания он трактует механистически.
Причина различия умственных способностей человека по К. Гельвецию
Клод Адриан Гельвеций (1715—1771) поставил своей задачей выявление причин различий в умах людей. Теория Гельвеция имеет следующие положения относительно этих различий, логически подводящие его к ответу на поставленный вопрос.
1. Способность к ощущению и сохранению этих ощущений, т. е. к памяти, является у человека врожденной.
2. Ощущения являются базой для всех остальных человеческих способностей, включая интеллектуальные, или умственные, например сравнение и суждение.
3. Внимание является основой для выполнения любых умственных операций, так как обусловливает сравнение идей.
4. Внимание основано на усилии, которое, в свою очередь, обусловлено интересом, заинтересованностью человека в чем-либо.
5. Интерес является движущей силой и формирует стремление человека к счастью, которое определяется как физическое
удовольствие. Таким образом, понимание счастья у Гельвеция схоже с пониманием потребностей у Ламетри.
6. Физические потребности обусловливают и определяют все человеческие поступки, действия и мысли, а также некоторые эмоции, например дружбы и любви.
7. Исходя из первого положения о первичности и врожденном характере способности к ощущению, которая реализуется благодаря работе органов чувств, Гельвеций ставит вопрос о том, что качество и совершенство этих органов и определяет различия между людьми и их мышлением, но сам же и отрицает правомер ность этого утверждения.
8. Это отрицание основано на опытном заключении о том, что люди имеют одинаковый изначальный уровень способно стей к восприятию ощущений.
9. Неравенство умов не заключается и в различиях культуры, географии, национальностей, пищи и темперамента. То есть объективные внешние факторы также не влияют на интересую щие нас различия.
10. Исходя из того что причиной различий не могут быть ни врожденные феномены, т. е. ощущения, ни объективная окружа ющая среда, есть что-то субъективно приобретенное, и именно оно и обусловливает эти различия.
11. Субъективно приобретенным феноменом человеческой пси хики Гельвеций считал, во-первых, страсти, которые и являются движущей силой мышления, и, во-вторых, случайные необъективно происходящие внешние воздействия, иначе говоря, случай.
12. Страстью, побуждающей человека к действию, т. е. разви тию своих мыслительных способностей, является стремление к славе. При этом страсть есть продукт и результат воспитания и, более того, является сублимацией физического наслаждения.
13. Таким образом, воспитание и случай есть две причины различия в умственных способностях у разных людей.
Историческое значение теории Гельвеция об индивидуаль ных различиях умственных способностей заключается в том, что он обнаружил решающее влияние воспитания на процесс фор мирования личности ребенка, что впоследствии нашло свое от ражение во многих современных теориях развития и воспитания.
Концепция воспитания Ж. Ж. Руссо
Жан Жак Руссо (1712—1778), выдающийся мыслитель, фило соф, писатель, создал первую в истории психологии целостную систему воспитания и развития ребенка, сведя и своем сочине нии «Эмиль, или о воспитании» все существующие до этого взгляды на эту проблему.
Руссо считал, что культура и цивилизация оказали негативное воздействие на человека, изначально доброго, способного к со страданию и любви. На основе такого понимания природы чело века Руссо считал, что для создания гармоничной целостной личности необходимо следовать за природой, но не подражать ей внешне, а обращать внимание на естественное развитие ребенка.
В своей теории Руссо выдвигал и научно обосновывал следую щие принципы развития и воспитания ребенка. Во-первых, всег да необходимо учитывать индивидуальные различия ребенка, и взрослый воспитатель должен знать особенности развития каждого ребенка, с тем, чтобы адекватно применять это знание в процессе воспитания. Во-вторых, помимо индивидуальных различий, существуют и общие для всех детей особенности, свя занные с тем или иным возрастным этапом, и эти особенности также должны быть хорошо известны воспитателю, выполняю щему свою главную задачу — формирование личности ребенка. На основе этого утверждения Руссо создал первую возрастную периодизацию, включающую в себя четыре этапа.
1. Первый этап длится с рождения до 2 лет, главной задачей здесь является физическое развитие ребенка, так как в это время речь еще не развита, а следовательно, нет необходимости зани маться умственным воспитанием.
2. Второй этап, длящийся 10 лет — с 2 до 12 лет, должен быть посвящен развитию сенсорных способностей ребенка, в первую очередь развитию способности к ощущению, так как именно ощущение является основой формирования у ребенка мышле ния. В связи с этим Руссо считал, что систематическое обучение может быть успешным только в случае сформированности у ре бенка способности к ощущению и поэтому не должно начинать ся ранее 12 лет.
3. Третий период — с 12 до 15 лет — необходимо посвятить обу чению ребенка, так как основа мышления — ощущение — уже сформирована, и поэтому ребенок способен воспринимать и усваивать полученные знания. Но важно помнить, что в этот период у ре бенка еще не сформированы моральные и этические нормы и чув ства, поэтому знания, получаемые им, должны иметь отношение только к естественным и точным наукам, а не гуманитарным.
4.Четвертый период, длящийся от 15 лет до совершеннолетия, является основой для закладывания главных ценностей, норм и понятий, так как в этот период у ребенка начинает активно формироваться чувственная сфера, что обусловлено накоплением определенного жизненного опыта. Важнейшей задачей для воспи тателя в этот период является формирование правильных, добрых чувств и суждений, а также способности к волевому действию.
Историческое значение теории Руссо заключается в том, что в ней впервые была произведена попытка с научной точки зрения объяснить психическую природу ребенка, и была дана первая в истории психологии возрастная периодизация психического развития. И хотя теория Руссо не учитывала многих факторов, влияющих на становление личности ребенка, она явилась основой для дальнейших разработок в области возрастной психологии.
Суть учений Дени Дидро и Пьера Кабаниса
Дени Дидро (1713—1784), полемизируя с Гельвецием по во просу природы человеческих способностей, отрицал решающее влияние случая на их формирование. Он определял случай как условие, но не ведущую причину, а результат формирования тех или иных способностей зависит в первую очередь от возможно стей самого человека, которые есть продукт естественной истории его развития. Таким образом, Дидро стремится к рассмотрению психики человека в широком биолого-историческом контексте.
Учение французского врача — философа Пьера Кабаниса (1757—1808), исследовавшего опытным путем функции челове ческого мозга, является завершающим этапом в развитии французского материализма. Кабанис через наблюдение за пригово ренными к смертной казни людьми и их поведением сделал вы вод о том, что мышление неразрывно связано с мозгом и является его функцией. Эта связь представляется как процесс выработки мысли — единицы мышления — мозгом, подобно вы работке желчи печенью. В объяснении и происхождении всех че ловеческих способностей, характеров и нравов Кабанис также опирался на физиологические основы природы человека.
Развитие отечественной психологической мысли
Особое влияние на формирование русской философской и психологической мысли оказал господствующий в России фео дально-крепостнический строй. Все прогрессивные мыслители и философы России в своих трудах вели борьбу с государствен ной идеологией крепостничества и религии и важнейшей зада чей ставили изучение человека в гуманистическом, научном ключе, стремясь искоренить из недр общества всевозможные суе верия и предрассудки. Эти идеи соотносились и с популярным в то время и набирающим силу движением Просвещения, глав ной задачей которого было установление власти разума, науки и свободы и искоренение всех старых феодальных идеологий и взглядов. В России в XVIII в. идеи Просвещения исповедовали такие крупнейшие мыслители, и философы своего времени, как Н. Н. Поповский, Н. И. Новиков, В. Н. Татищев, Д. И. Фонви зин, Д. С. Аничков, Я. П. Козельский, П. С. Батурин, С. Е. Дес ницкий, Г. С. Сковорода, А. Н. Радищев и многие другие.
В. Н. Татищев в своих работах развивал идеи зависимости ум ственного развития ребенка от просвещения и обучения. Так, источником индивидуального ума он считал опыт других людей, который передается посредством языка и письменности.
И. Михайлов в своей книге «Наука о душе», ставшей первой в России книгой по психологии, систематизировал весь багаж пси хологических знаний, опираясь на эмпиризм Локка и описывая конкретные, поддающиеся опытному изучению явления человеческой психики — ощущения, волю, мысли как ассоциации пред ставлений, и при этом отметая вопрос о бессмертии души как не поддающийся практическому изучению, а следовательно, и не име ющий решающего значения для понимания природы человека.
М. В. Ломоносов, великий русский ученый, физик, химик, фи лософ, поэт, заложил в России основы материалистического под хода к пониманию природы человека. В своей работе «Слово о происхождении света» (1757) Ломоносов выдвинул трехкомпо нентную теорию цветового зрения, содержащую материалисти ческие объяснения понятий ощущений, восприятия, представлений и структуры мозга. Так, ощущения Ломоносов объяснял как результат воздействия на органы чувств человека предметов внеш ней среды, при этом и первичные, и вторичные качества счита лись объективно существующими, а различение и интерпретация внешних раздражителей зависели от работы мозга. В работе «Краткое руководство к риторике» (1744) Ломоносов развивает в материалистическом ключе свои представления и идеи относи тельно основных познавательных способностей человека, в том числе воображения, представления и речь, а также изучение при роды так называемых страстей и роль ума в борьбе с ними.
Понимание природы человека по А. Н. Радищеву
А. Н. Радищев (1749—1802) в своих трудах наиболее глубоко развивал идеи Ломоносова. Его взгляды имели революционно- демократическую, материалистическую и в то же время ярко вы раженную гуманистическую направленность и были сформиро ваны на основе изучения и анализа теорий Гоббса, Декарта, Спинозы , Локка и французских материалистов.
В понимании Радищевым природы человека можно выделить следующие идеи.
1. Отрицание дуализма Декарта и объяснение существования человека как целостного организма, имеющего в совокупности различные, порой противоположные друг другу характеристики.
2. Душа не рассматривается как совокупность чувств, мыслей и жизненных сил и, выполняя функции жизненно важных орга нов — мозга и нервов, не может быть самостоятельной, так как ее существование невозможно без этих органов.
3. Развитие человеческой психики рассматривается с точки зрения его отличия от животных, а именно неприспособления к природе, а ее преобразования — с помощью речи и прямой по ходки, а также воспитания и влияния общества, которое объяс няется желанием ребенка подражать взрослому. Именно эти факты и способствуют развитию у человека разума.
4. Индивидуальное сознание формируется благодаря веду щей роли языка и речи.
5. Развитие способностей обусловлено не только воспита нием, но и влиянием природы. При этом каждый человек не ог раничен в своем совершенствовании.
6. Своеобразие ощущений человека, которое отличает его от животного, обусловлено воспитанием и образованием, в частно сти занятиями искусством.
7. Вопрос воли рассматривается с точки зрения активной природы мышления, выражением которого является внимание, и именно оно и помогает человеку справляться со своими страс тями, умственными и телесными.
8. Душа как таковая не наделяется бессмертием, но ее спо собность к «мысленности» неразрушима. Таким образом, разум ность как часть души, которая способна к контролю и сдержива нию страсти, является вечной.
Россия в эпоху Просвещения все же находилась на стадии феодально-крепостнического строя, что в некотором смысле от даляло ее от Европы, однако прогрессивные идеи российских ученых и философов подготовили почву для дальнейшего разви тия материалистических и демократических традиций в науке и нашли свое отражение в трудах последователей.
Заключение
Взгляды просветителей, их вера в преобразующую силу ра зума нашли свое отражение и в понимании ими проблемы вос питания. Ими были выдвинуты новые идеи и принципы обу чения и воспитания ребенка. Просветители в соответствии
с представлениями Джона Локка о природе человека считали, что он рождается абсолютно «чистым листом» и решающее влия ние на его развитие и воспитание оказывает внешняя, окружаю щая среда и общество. Они выдвигали принципы
природного равенства способностей всех людей, а также необходимости со ответствия воспитания человеческой природе и естественным склонностям ребенка.
В психологической мысли в эпоху Просвещения существова ло два направления — эмпиризм и сенсуализм, — которые в даль нейшем оказали очень существенное влияние на развитие пси хологии как науки. Эмпирическое направление в психологии, родоначальником которого считается английский философ Дж. Локк, определяло опыт как основополагающий фактор развития человека и изучало механизмы его приобретения, а также вопрос приоритета опыта над разумом. Сенсуализм представлял собой учение о доминировании чувственного познания над ра циональным. При этом и эмпирики, и сенсуалисты отрицали су ществование врожденных и неизменных идей и способностей, доказывали их опытное происхождение и возможность прижиз ненного развития.
Параллельно с развитием этих двух учений продолжает совер шенствоваться и идеалистическое учение о душе, в рамках которо го появляется новое направление — ассоцианизм. Ассоциативная психология представляла собой психологическое направление, в котором единицей анализа психики признана ассоциация. Этот термин, введенный в научно-психологический оборот, использо вался для определения механизма формирования и приобретения опыта. Впоследствии понятие ассоциации становится центральным в изучении основных психических процессов от ощущений до мышления. В рамках этого направления развивается представ ление о рефлексии как особой способности души к самоанализу и самопознанию.
В своем развитии ассоцианизм прошел несколько этапов, для анализа сути которых ключевым является понятие ассоциации.
Библиографический список
1. Лучинин А.С.
История психологии.- Ростов н/Д : «Феникс», 2005._416 с. (Серия «Учебники для
высшей школы»)
2. Галустова О.В.
История психологии в вопросах и ответах : учебное пособие.- М.: ТК Велби, Изд-во
Проспект, 2006.-216 с.
3. Петровский А.В.
История и теория психологии. Ростов н/Д ,1996.255 с.
4. Ждан А.Н.
История психологии . М., 1996.311с.
5. Якунин В.А.
История психологии. Изд. Михайлова В.А., СПб., 1998.187 с.
6. Ананьев Б.Г.
Очерки истории русской психологии 18 -19 вв. М, 1998. 325 с.