Психология трудных школьников

СОДЕРЖАНИЕ: Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д.Ушинского Ростовский филиал ОТЧЕТ по психолого-педагогической практике Выполнила студентка 5 курса факультета ИПП специальность педагог-психолог шифр 0344 Сапункова Вера Проверила Ледовская Т.В Ростов, 2010г.

Федеральное агентство по образованию

Ярославский государственный педагогический университет

им.К.Д.Ушинского

Ростовский филиал

ОТЧЕТ

по психолого-педагогической практике

Выполнила

студентка 5 курса

факультета ИПП

специальность педагог-психолог

шифр 0344

Сапункова Вера

Проверила

Ледовская Т.В

Ростов, 2010г.


Психолого-педагогическая характеристика личности трудного ученика

1. Общие сведения об учащемся

Лариончиков Александр Дмитриевич, ученик 8 «А» класса школы №3. Возраст — 14 лет, родился 15 августа 1995 года, до смерти своего опекуна (дедушки) проживал в деревне Хмельники Ростовского района. Состояние здоровья — здоров, но имеет хронические заболевания нервной системы (невроз), возможно это связано с потерей родителей, близких родственников. В свободное от учебы время посещает спортивную секцию, любит играть в компьютерные игры в игровых клубах.

2. Характеристика условий воспитания

Мальчик является сиротой, так как родители погибли в автокатастрофе в 1999 году. До 2007 года опекунами Саши были бабушка и дедушка, но в 2007 году дедушка умер, а бабушка Левченко Мария Николаевна, не имеет возможности самостоятельно воспитывать внука в связи с состоянием здоровья и маленькой пенсией, поэтому временно мальчик проживает в социально-реабилитационном центре с марта 2009 года и обучается в школе №3.

Из беседы с бабушкой Саши можно определить, что «бабушка воспитывала внука как могла», методы воспитания бабушки – физическое наказание (ремнем), внушение, крик. В социально-реабилитационном центре воспитанием Саши занимаются социальные педагоги и воспитатели.

В центре Саша живёт в старшей группе мальчиков, количество которых составляет 6 человек. В комнате порядок и чистота, у каждого ребёнка есть своя постель, тумбочка, рабочее место для выполнения домашних заданий.Социально-реабилитационный центр является идеальным местом для необходимого ребёнку в сложившейся ситуации прохождения реабилитационного периода. Материально-бытовые условия, а так же питание очень хорошие, за детьми осуществляется постоянный надзор. Воспитатели очень хорошо отзываются о мальчике, говорят, что он «во всём положительный».

Методы: беседа с бывшим опекуном (бабушкой), социальным педагогом и воспитателями социально-реабилитационного центра г.Ростова, беседа с самим мальчиком.

3. Характеристика классного коллектива, членом которого является учащаяся

Мальчик в классе имеет несколько друзей, по данным социометрического исследования она принадлежит к статусу принятых.(см.Приложение 1)

Проведенное социометрическое исследование показало: эмоциональный климат в классе положительный. Ученики открыты, терпимы к чужому мнению. Сильной изоляции полов не выявлено. Характерной особенностью возраста является активное формирование коллективных групп, что социально-ориентированные ученики, очень зависимы от мнения группы, легко подчиняются требованиям. В случае, если референтной для них станет группа, например, характеризующаяся нарушением поведения, то эти ученики могут усвоить нормы этой группы. В этой связи, необходимо следить за сферой общения этих детей.

В основном друзьями Саши являются мальчики. К девочкам подросток относится с пренебрежением. Со своими друзьями Саша доброжелателен, но шутит и веселится очень редко, держится постоянно только одного друга, который так же является воспитанником социально-реабилитационного центра, с другими ребятами в классе контакты плохо налажены.

В силу природного ума мальчик сообразителен. Эти качества отмечает классный руководитель и многие одноклассники Саши, в основном девочки.

Помимо школьных друзей у Саши есть друзья в реабилитационном центре, которые проживают с ним в комнате. Как правило это ребята сверстники. По словам Саши, ему интересно общение с ними, поскольку они близки ей по образу мыслей, проблемам, понимают его. К взрослым людям, педагогам относится неоднозначно: некоторых педагогов в школе не любит, поэтому иногда грубо отвечает, перебивает на уроке. К воспитателям в центре относится более уважительно, чем к учителям в школе, не позволяет лишних высказываний, грубых выражений, ведет себя спокойно, не так нервничает, как в школе.

Методы: социометрия, беседа с классным руководителем, социальным педагогом в школе, центре, самими подростком.

4. Отношение учащегося к коллективу

Александр не очень любит свой класс, ему нравится общаться только с некоторыми ребятами, но по отношению к всему классу вобщем он дружелюбен, иногда инициативен, отзывчив.(Приложение 1) Саша является относительно активным членом коллектива, не всегда активно проявляет себя в коллективных делах, праздниках, мероприятиях. Если ему что-то не нравится в коллективных решениях или делах, она открыто высказывает это, не скрывает, не таит злобу. Считает, что с одноклассниками необходимо быть откровенным и честным. В дела класса Саша погружается редко, восновном помогает когда попросят. Часто раздражается по пустякам. Его считают в классе замкнутым, немного закрытым человеком, к которому редко можно обратиться за поддержкой, пониманием, советом. Он часто нервничает и раздражается, отмечают одноклассники.

Методы: социометрия, беседа с классным руководителем, беседа с одноклассниками.


5. Направленность личности учащегося

Направленность личности — личная. Саша не очень общительный, знает много интересных историй, шуток, но редко с другими ребятами редко делится. Активен в физической, трудовой деятельности. В классе его назначили физорогом, но он не очень хорошо справляется со своими обязанностями. Характеризуя направленность личности Александра необходимо отметить, что основными ценностями, которые являются для подростка первостепенными, выступают общение с некоторыми мальчиками в плане собственного самоутверждения, сила, некоторое превосходство. По словам подростка, если будешь сильным, то у тебя будет все: и деньги, и положение, и друзья и хороший дом с машиной.

Наиболее устойчивые интересы у Александра: спорт, компьютерные игры. Саша любит быть сильным, превосходить больше других физической силой, чем умственной или творческой.

Что касается развития способностей, то у Саши они выражены не достаточно хорошо, особенно художественные, эстетические, яснее выражены спортивные. Однако специального развития эти способности не получают, так как у подростка не возникаете желание записаться в спортивную школу, он занимается в детско-юношеском центре.

Методы: анализ документов, беседа с классным руководителем, социальным педагогом, самими подростком, наблюдение, анализ творчества подростка.

6. Уровень притязаний учащегося

Уровень притязаний у Саши заниженный. Самооценка так же занижена.(Приложение 2) Причиной этого может быть так же его социальное, материальное положение в обществе. Подросток от многого отказывается, когда ему что-либо предлагают. Он часто говорит, что у него ничего не получается, ему не везет, он никогда не будет счастлив. Даже когда воспитатели или учителя его хвалят, он практически не отвечает на эти положительные отзывы, как будто это его не касается. Самовоспитание проявляется у подростка восновном в спорте, так как есть стремление к преодолению сложностей, трудностей, в соревнованиях проявляется его воля к победе, сила. В делах бытовых так же проявляется терпение и выдержка.

Методы: беседа с подростком, с воспитателями, социальным педагогом, классным руководителем; наблюдение. Методика для изучения самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан.

7. Отношение ученика к различным видам деятельности

А) К учебе Александр относится не очень добросовестно. Дисциплинированность на среднем уровне, иногда позволяет себе грубые выражения в адрес одноклассников и учителей, но не агрессивно. Интерес к учебе низкий, нравятся и интересуют лишь несколько предметов (физика, алгебра, физическая культура, труд), другие же предметы, особенно иностранный язык не интересуют Сашу, по многим дисциплинам он имеет отрицательные оценки. Определить это помог опросник «Изучение отношения к учебным предметам», опросник и результаты в Приложении 3.

Б) К трудовой деятельности Александр относится добросовестно, это отмечают и учителя в школе и воспитатели в социально-реабилитационном центре. Никогда не отказывается от физического труда – поездки на колхозные работы, летние трудовые лагеря, не отказывает в помощи, когда просят что-то починить, принести, сделать. Отсюда можно сделать вывод, что Саша любит трудиться физически больше, чем умственно.

В) Общественная активность достаточно на низком уровне. В общешкольных и классных мероприятиях Александр участвует крайне редко, только если это спортивные соревнования или поездка в колхоз, планетарий. Даже порученная ему функция физорга в классе не поднимает его общественной активности, он скептически относится к этому распределению обязанностей в классе. В олимпиадах, осенних балах, праздничных мероприятиях Александр никогда не принимает участия, остается дома. А если приходит, то сидит тихо где-нибудь на дальних рядах.

Г) Выбор профессии для Александра не является проблемой. Он уже определился с профессией, с его слов – это профессия строителя(Сельскохозяйственный техникум).Его профессиональные предпочтения – строитель, спортсмен, электрик, водитель(Приложение 4).

8. Характеристика познавательной деятельности

А) Особенности восприятия, наблюдательности Александра были определены с помощью теста Мюненберга , результаты проведенной диагностики показали, по типу восприятия Саша – кинестетик. Кинестетики — «чувствуют» окружающий мир. Люди этой категории не умеют скрывать свои чувства, их выдают глаза, поэтому они часто их опускают. Ответы на вопросы просты, прямолинейны.Прикосновения они воспринимают лучше, чем слова, и обожают серьезные дискуссии. В свой внутренний мир они пускают только «избранных».

Б) Для определения особенностей памяти, типа памяти была использованы 2 методики: методика «Оперативная память» и «Образная память». Методика «Оперативная память» применяется для изучения кратковременной памяти в тех случаях, когда кратковременная память несет основную функциональную нагрузку. Испытуемому вручается бланк, после чего экспериментатор дает инструкцию по запоминанию чисел. Александр успешно справился с этим тестом, результаты показали, что у подростка очень развита кратковременная память, он полностью справился с заданием. (Приложение 5А) Результаты проведенной методики «Образная память» показал, что память на запоминание образов у Саши значительно слабее, чем память на числа, его результат ниже среднего.(Приложение 5Б) Исходя из результатов проведенных тестов, можно сделать вывод: Александр обладает хорошей оперативной памятью, краткосрочной, достаточно развита память на числа, логическую информацию, менее развита образная память. Ее необходимо развивать, для этого необходимо читать книги, пересказывать, описывать происходящее.

В) Продиагностировав внимание Саши при помощи методик на определение переключения и устойчивости внимания, а так же исходя из наблюдений за учащимся можно сделать вывод, что внимание у Александра неустойчивое(Приложение 5В), он достаточно часто отвлекается на уроках, это же относится и к переключению внимания. Ему трудно удержать внимание на длительный промежуток времени на каком-либо конкретном задании, предмете, даже если это его заинтересовало, интерес пропадает очень быстро и он отвлекается на все подряд. На самостоятельных и контрольных работах Саша не погружается в работу, а пытается списать, отвлечь других ребят, восновном сидящих поблизости. Неустойчивое внимание возможно сформировалось еще в дошкольном возрасте, так как ребенком практически никто не занимался. Не смотря на некоторую закрытость, замкнутость Саша очень часто открыто мешает и отвлекает других на уроках, переключая на себя внимание педагога. Рассеянность его внимания так же присутствует (из наблюдений). На вопросы учителя Саша часто отвечает невпопад или говорит на абсолютно неподходящие темы, так же отвечает не сразу, включается в заданный ему вопрос спустя некоторое время, это свидетельствует о рассеянности внимания. Возможно, чтобы устранить или хотя бы исправить некоторые трудности в внимании Саши, необходима работа социального педагога школы, классного руководителя и учителей, больше заинтересовывать предметом, давать творческие задания, в которые он мог бы погрузится полностью, напоминать постоянно о том, что надо быть внимательным, слушать.

Г) На основе результатов диагностики воображения Александра (Приложение 5Г) можно сделать вывод, что оно недостаточно развито, это может зависеть от воспитания ребенка, условий, в которых его воспитывали, от недостаточного кругозора, слабого восприятия. В процессе обучения у него сложилось воссоздающее воображение (результат тестирования), элементы творчества практически отсутствуют. Придумать, вообразить что-то необычное, новое Саша практически не способен, он только воссоздает уже существующее. Фантазия плохо развита, это показали наблюдения на уроках по изобразительному искусству, музыке. На уроке ИЗО ребятам предлагалось пофантазировать и нарисовать наш мир в далеком будущем. Мир нарисованный Александром ничем не отличался от сегодняшнего, современного – чего-то оригинального Саша не придумал, в отличие от других ребят, которые нафантазировали массу новых вещей, технологий, конструкций. Это подтверждает его больше воссоздающее воображение, чем творческое.

Д) По результатам диагностики преобладающий тип мышления – словесно-логический. Александру доступно понимание сложных логических отношений и выделение логических связей. Среди особенностей его мышления можно выделить умение устанавливать логический порядок в решении конкретных вопросов (это касается больше таких предметов, как физика, математика, химия); гибкость – умение быстро оценивать ситуацию, быстро обдумывать и принимать необходимые решения; критичность, характеризующуюся умением не считать верной первую пришедшую в голову мысль, принимать решения, только взвесив все «за» и «против». Образное мышление развито слабо - это доказали и тесты на воображение. Саша умеет рассуждать на заданную тему, но часто его речь непоследовательна, одна мысль сбивает другие, получается некоторый сумбур в речи и выражении мыслей. Но положительных результатов больше, чем отрицательных, поэтому можно сделать вывод, что мышление у Александра хорошо развито, но останавливаться на достигнутом нельзя, необходимо совершенствоваться.

Е) Из наблюдений на различных уроках (литература ,русский язык, история) можно сделать вывод о том, что у Александра небольшой словарный запас, он иногда испытывает трудности в точной передаче своих мыслей. Речь бывает несколько непоследовательная, с паузами. Иногда, когда волнуется, начинает говорить быстрее обычного. Больше развита речь письменная, на бумаге он более отчетливо, грамотно, последовательно выражает свои мысли, идеи, соображения.

Методы: наблюдение на уроках, беседа с классным руководителем, учителями-предметниками; тест Мюненберга; методика «Оперативная память»; методика «Образная память»; методика «Изучение переключения внимания»; методика «Особенности творческого воображения»; тест Липпмана «Логические закономерности».

9. Особенности эмоционально-волевой сферы

Эмоционально-волевая сфера у Александра ясно выражена. Реакция на педагогическое воздействие активна, иногда это выражается в грубых словах в адрес педагога. Саша старается сдерживать больше положительные эмоции, чем отрицательные (из наблюдений). На замечания учителя реагирует резко, с раздражением. Высокая степень возбудимости эмоций. Более развиты интеллектуальные чувства, менее моральные, эстетические чувства закрыты. Возможно Саша скрывает эстетические чувства, комплексует, боится их выразить. Смена эмоций медленная, так как требуется достаточно много времени, чтобы успокоиться после всплеска как правило отрицательных эмоций. Саша крайне редко выражает эмоциональное переживание, в этом он замкнут и закрыт, если какие-либо переживания и владеют им, он старается изо всех сил не показывать это. После эмоционального всплеска быстро уходит в себя, становится молчаливым, закрытым и вывести его из этого состояния сложно. Со слов педагогов «лучше его не трогать после эмоционального всплеска». Если случаются неудачи в учении, в общении с одноклассниками и учителями, Саша эмоционально неустойчив, может нагрубить, обозвать и сразу же закрыться и длительное время молчать. Мальчик полностью самостоятелен – все домашние задания выполняет сам, хотя часто и не выполняет их, отчего страдает его успеваемость. В реабилитационном центре воспитатели указывают на его целеустремленность и самостоятельность. Он любит физическую работу, соглашается на любую ее форму. Выполняет все добросовестно. Однако в школе его целеустремленности в учении не видно. Он не стремится достичь каких-то результатов в предметах. Со слов Саши: «я не люблю учиться, мне это не надо». Так как мальчик страдает хроническим неврозом его эмоционально-волевая сфера неустойчива, низкий уровень самообладания.

Методы: наблюдение в школе, реабилитационном центре; беседа с классным руководителем, учителями-предметниками, социальным педагогом в школе и центре, воспитателями;

10. Способности

Диагностика способностей дает возможность человеку выбрать вид деятельности, наиболее соответствующий его возможностям и склонностям. Это, безусловно влияет на формирование положительной профессиональной мотивации, удовлетворенности трудом, и , как следствие на удовлетворенность в целом. Согласно результатам диагностики на определение способностей (см. Приложение 4) , у Александра ярче выражены общие способности, то есть в равной степени овладение знаниями и умениями, наиболее относится к специальным - это способность к долговременному физическому труду, меньше творческих способностей, изобретению, новому прочтению чего-либо. Способности – результат развития в какой- либо деятельности, такой деятельностью для Александра является физический труд, спорт, активный интерес он выражает конкретно к этому, мыслительная, эстетическая, общественная деятельность ему не интересна. Возможно способности к чему-то более интеллектуальному проявятся позже.

Методы: наблюдение, беседа с учащимся; методика «Карта интересов»

11. Темперамент

Понятие темперамент обозначает одну из важных подструктур индивидуальности, которая оказывает значительное влияние на особенности деятельности и поведения человека. Темперамент имеет разнообразные жизненные проявления, которые необходимо учитывать при индивидуальном подходе к обучению и воспитанию. Различия темперамента проявляются в особенностях эмоциональной сферы, общении, психических процессах и тех способах, которыми человек реализует свою деятельность. Согласно Методике диагностики темперамента Айзенка, по типу темперамента Александр – меланхолик.(см.Приложение 7) Ему трудно сосредоточится на чем-либо, его реакция часто не соответствует силе раздражителя. Сильные воздействия вызывают у него продолжительную тормозную реакцию, либо всплеск раздражительности, нервозности. При нормальных условиях – он сдержанный, тихий, при неблагоприятных – замкнутый, тревожный, раздражительный. По шкале интроверсии и экстраверсии Саша – интроверт. Он спокоен, застенчив, склонен к самоанализу, предпочитает общению с людьми компьютер, сдержан и отдален от всех, кроме конкретных людей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям. Он серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок, как правило старается контролировать свои чувства, но нередко поступает агрессивно, выходит из себя. Обладает пессимистичностью. Так же результаты тестирования показали высокий нейротизм Саши, его эмоциональную неустойчивость, нестабильность. В сочетании с интроверсией, эмоциональная неустойчивость и вызывает трудности в воспитании подростка, трудности в общении с учителями, одноклассниками, проблемы с учебой. Нейротизм, по некоторым данным связан с показателями лабильности нервной системы. На полюсе эмоциональной нестабильности находится тип личности, характеризующийся чрезвычайной нервозностью, неустойчивостью, плохо адаптированный тип подростка.

Методы: Методика диагностики темперамента Айзенка.

12. Характер

Подростковый возраст называют «трудным». В этот период у ребенка заканчивают свое формирование важнейшие функциональные структуры головного мозга (электроэнцефалографические показатели у детей этого возраста становятся сходными со взрослыми). Ребенок за сравнительно короткое время становится сходным со взрослыми и по телесной организации. Мощный скачок в развитии происходит часто на фоне изменений в поведении, в котором могут проявляться раздражительность, утомляемость, негативные реакции, могут возникать различного рода психопатии. Согласно проведенной диагностике (см.Приложение 8)на определение акцентуации характера по методике Шмишека, по типу акцентуации характера Саша относится к дистимному типу. Подростки с дистимным типом характера отличаются серьезностью, даже подавленностью настроения, пессимистическое отношение к будущему; в беседе обычно немногословны, либо молчаливы, испытывают трудность в возникновении беспечно-веселого настроения. Общества, шумной компании обычно избегает. Отличительная черта – угрюмость. По отношению к учению характер Александра проявляется только на тех предметах, которые его интересуют, при этом свой интерес к ним он очень скрывает, с его слов, это боязнь привлечь к себе внимание своими успехами, а он не хочет выделяться. Классные часы, чаепития и праздники Саша игнорирует, не любит веселье, часто угрюм и раздражителен. К положительным чертам характера подростка можно отнести - любовь и интерес к физическому труду, ответственное отношение к такому труду, серьезность, активность в некоторых сферах жизни, помощи воспитателям и воспитанникам реабилитационного центра. К отрицательным чертам – молчаливость, угрюмость, замкнутость, подавленность, иногда внезапную агрессию, нервозность, безынициативность в школе, небрежное отношение к учителям в школе, к определенным предметам.

Методы: беседа с подростком, учителями; наблюдение; Методика диагностики акцентуации характера Шмишека.

13. Педагогические выводы

Проведя ряд исследований, было выявлено и подтверждено, что Александр является трудным подростком, так как у него плохо складывается социальная адаптация в школе, натянутые отношения с педагогами. Для корректировки поведения в школе, необходимо, на мой взгляд, давать нагрузку и задания по тем предметам, которые его активно интересуют, на которых он ведет себя адекватно, спокойно. Если его не интересуют и не привлекают гуманитарные дисциплины (английский, история, литература), то заставлять его выполнять задания наравне со всеми в классе не нужно. Задания должны быть – необходимый минимум, без напряжения и большой нагрузки. Так как подросток вырос восновном в неблагоприятной социальной обстановке (бабушка и дедушка не занимались воспитанием внука, при этом часто выпивали), то воспитателям реабилитационного центра нужно обратить внимание на снижение эмоциональной неустойчивости, нервозности, раздражительности. Больше общения, возможно, помочь сможет поездка в санаторий, лагерь. Если подросток любит физически трудиться, необходимо поощрять и хвалить его в этой деятельности, благодарить за помощь, даже за самую маленькую, чаще поручать ответственные дела, устроить летом на работу через социальное агентство молодежи. Учителям в школе необходимо быть лояльнее к подростку, не вступать с ним в спор, не отвечать на агрессию, а наоборот стараться успокаивать его, не давать повода к раздражительности, нервозности. Необходимо наблюдение врача невропатолога, психолога, социального педагога.

Профориентационная работа с учащимися старших классов.

1. Таблица данных профдиагностического обследования учащихся. Исследуемой группой является – 11 класс шк.№2 г.Ростов

ФИО учащегося Результаты профдиагностического обследования
ДДО Карта интересов ОПП
1. Антипов Григорий ЧЧ Физика, техника Р, П
2. Афанасьева Настя ЧП Биология, география С, П
3. Булычева Маша ЧХО Журналистика, искусство С, П
4. Бусырева Ксения ЧП Биология, лесное хозяйство С, А
5. Волкова Анна ЧП Биология, геология С, А
6. Захарова Ксения ЧЗ Филология, искусство С, П
7. Кузин Артем ЧТ Физика, техника Р, С, П
8. Михайловский Саша ЧХО Математика, искусство Р, С, П
9. Парфенов Савва ЧЧ Математика, химия Р, П
10. Смирнов Игорь ЧЗ Транспорт, рабочие специальности Р, П
11. Сопова Алена ЧЧ Геология, география С, К
12. . Терехова Олеся ЧЧ Биология, искусство С, К
13. Томачинский Серафим ЧХО Сельское хозяйство, искусство Р, С, П
14. Хлимакова Алеся ЧП Медицина,журналистика С, А
15. Ярошкина Анна ЧЧ Медицина, право С, А
16. Яркова Анна ЧХО Искусство, география С, К

Интерпретация полученных результатов проведенных диагностик.

Подростковый и ранний возраст отличается ростом самосознания, возрастающим интересом к собственному «Я». Учет этого обстоятельства оказывается принципиально важным в плане организации профессиональной ориентации школьников, поскольку способность к осознанному и уверенному выбору профессии в этом возрасте тесно связана с формирование такого психологического качества, как образ «Я». В качестве одного из методических средств, способствующих целенаправленной передаче учащимся нового типа знания, а именно «знания о самом себе», выступает психологическая диагностика. В работе с учащимися используется комплекс психологических методик, обеспечивающих, во-первых, возможность получения каждым учащимся информации о своих индивидуальных психологических качествах и степени их соответствия требованиям той или иной профессии (диагностические методические процедуры) и во-вторых, возможность развития этих психологических качеств (развивающие методические процедуры в виде элементов интеллектуального и социально-психологического тренинга, психотехнических, сюжетно-ролевых и деловых игр).Развивающая психологическая диагностика выступает в качестве важнейшего элемента в системе профориентационной работы, поскольку именно в условиях психологического самоизучения у учащихся формируется
«образ «Я» в единстве трех основных составляющих (когнитивной, эмоциональной, регуляторной). В свою очередь, повышение уровня cамосознания (рефлексии) обеспечивает, с одной стороны, возможность осознанного и обоснованного выбора учащимися профессий с учетом собственных психологических особенностей и, с другой - возможность более полной профессиональной самореализации в будущей профессиональной деятельности с учетом жестких требований рыночной экономики. Цель профоринтационного занятия состояла в поиске закономерностей, влияющих на выбор профессии в подростковом возрасте.

С этой целью были проведены 3 методики: Дж. Холланда (ОПП) и Е.А Климова (ДДО), методика «Карта интересов». Для выявления возрастной динамики выбора профессии было проведено эмпирическое исследование, в котором принимали участие учащиеся 11 класса.

Методика ДДО предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых. Содержание методики: испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+».

Интерпретация результатов (результаты см.Приложение 9)

Таблица 1. Сравнительная таблица средних значений по методике Е.А. Климова

Методика ДДО
П. Т. Ч. З.С. Х.О.
Мальчики 3,6 4,2 3,7 5,2 3,5
Девочки 4,1 1,7 4,4 2 4,6

П.- природа

Т.- техника

Ч.- человек

З. С.- знаковая система

Х.О.- художественный тип

Анализируя результаты средних значений, для всей выборки учащихся 11 классов можно отметить преобладание гуманитарной направленности в выборе сферы деятельности.

Направленность на сферу деятельности Человек-человек в 11 классе преобладает над направленностью на сферу деятельности Человек-Техника. При этом ведущий тип личности социальный, а самым менее значимым являются реалистичный и предпринимательский типы личности. Возможно это связано с возрастными особенностями: ведущая деятельность в данном возрасте- это развитие взаимоотношений с людьми, обществом и усвоение норм этих взаимоотношений. Выборка может быть рассмотрена как репрезентативная, так как учебная успешность у учащихся 11 класса близка как в области гуманитарных, так и естественных учебных дисциплин.

Проводя сравнительный анализ средних значений показателей у выборки мальчиков и девочек было обнаружено ряд статистически достоверных различий между средними значениями измеряемых показателей.

Так подтвердились различия, полученные при качественном анализе. Направленность на сферу деятельности Человек- Техника у мальчиков выше, чем у девочек. А направленность на сферу деятельности Человек- Человек у девочек выше, чем у мальчиков.

Таким образом мальчики больше всего направлены на такие сферы деятельности как техника и знаковая система, а девочки на человек и художественный образ. Это связано с тем, что подростки типизируют многие профессии по полу как женские и реже как мужские. Подобные представления подростков о профессиях как женских или мужских также влияет на их ценностные ориентации и профессиональное самоопределение.

Методика ОПП Дж. Холланда - данный тест разработан для исследования профессиональных интересов и предпочтений человека. Он поможет соотнести склонности, способности и интересы с различными, конкретными профессиями, более точно определить круг запросов в профессиональной сфере и окажет содействие при планировании профессиональной карьеры.

Анализ результатов.

Таблица 2. Сравнительная таблица средних значений по диагностике Дж. Холланда

Тип личности методика ОПП
Р. И. С. К. П. А.
Мальчики 5,8 6,5 4,7 6 5,3 5,3
Девочки 3,3 5,2 6,9 4,7 3,7 4,4

Р.- реалистичный

И.- интеллектуальный

С.- социальный

К.- конвенциальный

П.- предпринимательский

А.- артистичный


Анализируя преобладающий тип личности у выборки учащихся 11 класса мы видим, что мальчики имеют более реалистичный тип личности, чем девочки, более интеллектуальный. И в то же время у девочек более выражен социальный тип личности, по сравнению с мальчиками. У девочек ведущий тип личности социальный, а самым менее значимым являются реалистичный и предпринимательский типы личности. Возможно, это связано с возрастными особенностями: ведущая деятельность в данном возрасте - это развитие взаимоотношений с людьми, обществом и усвоение норм этих взаимоотношений.

Методика «Карта интересов» - данный тест разработан для исследования профессиональных интересов и предпочтений человека. Результаты исследований в 11 классе показали, что мальчики отдают предпочтение точным наукам (физике, математике, химии, техническим специальностям, профессиям), меньший процент по карте интересов приходится на гуманитарное направление и искусство. Больший процент девочек интересуется биологией, искусством, медициной, меньший процент географией и точными науками. Это хорошие показатели, так как нет ребят, которые вообще не определились с выбором профессии, с интересами, интересы соответствуют полу и возрасту.

Выводы.

Сравнивания результаты были сделаны следующие выводы:

· - мальчики больше направлены на сферу деятельности Человек-Техника, Человек- Знаковая система;

· - девочки больше направлены на сферу деятельности Человек-Человек, Человек- Художественный образ;

· преобладание социального типа личности.

· преобладание интересов к точным наукам, искусству.

Полученные результаты можно использовать при профориентации учащихся старших классов, при организации личностно-ориентированного подхода в процессе обучения, для повышения мотивации по отдельным предметам, связанных с областью выбора будущей профессиональной деятельности.

Трудности профессионального самоопределения возникают обычно у двух категорий ребят. Первые пока не нашли в этой жизни ничего интересного. Так сложилось, что учителя не сумели создать у них любовь к каким-либо предметам, а таланты пока еще зарыты в землю. Такие ребята могут хорошо учиться, но они ничем не увлекаются, жизнь их довольно скучна или просто монотонна. Вот и не могут определиться, чем хотелось бы заниматься - потому что из того, что окружает их в мире, ничто не влечет особенно. Да и из чего выбирать? Как правило, они не знают, кем работает их папа, кто такой ихтиолог - и вообще мало ориентируются в мире профессий. Вторая категория ребят очень активна и в учебе, и в различных других формах активности. Им интересно все, они посещают одновременно три кружка, пять факультативов и десять спортивных секций. Более того, у них все получается. Как говорится, если человек талантлив - он талантлив во всем. За что ни возьмется этот чудо-ребенок - во всем добивается успеха. Однако, он тоже не может определить, что нравится ему больше, с чем он хотел бы связать свою жизнь.

При выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. Профессия должна быть интересна. Если подростку нравятся животные, растения, то ему будет интересно в своей профессиональной деятельности сталкиваться с объектами живой природы. Если он любит технику - интерес к ней будет поддерживать его в деятельности инженера-конструктора или физика-теоретика.

Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые профессионально важные качества - например, корректору важно внимание, художнику - образное мышление и т.д. Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли у выпускника способности, соответствующие профессионально важным качествам. В ситуации сомнения выбирать надо ту профессию, где способности будут максимально реализованы, в этой деятельности можно добиться наибольшего успеха. Тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с личностным, характерологическим типом. Если подросток общителен - ему больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами, а если эмоционально неустойчив - не сможет выполнять рутинные виды деятельности, требующие концентрации в течение длительного времени. Профессия должна приносить удовольствие (положительные эмоции ребенку) и обеспечивать максимальную реализацию его возможностей (пользу обществу).

Исходя из результатов качественного и количественного анализа эмпирического исследования были получены следующие результаты:

· В подростковом возрасте прослеживается возрастная динамика в осознанном выборе круга профессий;

· наиболее значимыми субъектами, влияющими на профессиональное самоопределение современного подростка являются сам ученик и родители;

· для большинства подростков мотивом выбора профессии выступает мотив реализации своего Я;

· трудности выбора будущей профессии, подросток связывает с низким уровнем информированности, а также низким уровень ресурсного обеспечения в освоении выбираемых профессий;

· обнаруженные различия оказывают влияние на профессиональное самоопределение в подростковом возрасте:

В результате проведенных исследований, на основе анализа результатов преобладает гуманитарной направленности в выборе профессиональной сферы деятельности и социального типа личности.


План – конспект групповой профессиональной консультации

Групповая профессиональная консультация проводилась в 11 классе школы №2.

План.

1. Информация о мире профессий (краткие справки).

2. Опрос учащихся по сформированности профессиональных планов.

3. Беседа о выраженных склонностях и интересах по результатам проведенных методик.

4. Беседа о возможных путях профессионализации учащихся (информация о учебных заведениях, куда на какую профессию поступать).

Конспект.

Психолог: Здравствуйте, старшеклассники! Я психолог и сегодня проведу с вами профориентационную консультацию. Итак, поднимите пожалуйста руки, кто уже определился с выбором профессии после получения аттестата. (из 17 человек руки подняли 8 )

Психолог: Хорошо. Менее половины из вас еще видимо не определились с выбором будущей профессии. В этом я могу вам помочь. Давайте побеседуем с вами о мире профессий, которые существуют и каких интересов они касаются. И каждый из вас в это время пусть сравнивает и думает, какая из профессий ему ближе всего. Все профессии делятся на 5 типов и первый из них это тип Человек – Природа. Как вы думаете, какие профессии относятся к такому типу?

Старшеклассники: Колхозник, доярки, животновод, лесник, тракторист, комбайнер…

Психолог: Верно. Вы правы. Это те профессии, которые имеют отношение к природе, сельскому хозяйству, лесу, полям, животным. Так же вы еще не назвали ветеринара, геолог, пчеловод, эколог. Второй тип профессий – Человек – Техника. Какие профессии относятся к нему?

Старшеклассники: Электрик, токарь, машинист, водитель, строитель, маляр…

Психолог: Отлично. Действительно. Это профессии, связанные с техникой, оборудованием, станками. Сюда можно добавить токаря, фрезеровщика, автомеханика, слесаря, повар. Третий тип – Человек- Человек. Какие профессии относятся к нему?

Старшеклассники: Все, что связано с людьми. Учитель, воспитатель в детском саду, менеджер, тренер, продавец, психолог, врач, официант, юрист, парикмахер, косметологи …

Психолог: Верно. Их огромное множество таких профессий. Как правило, это работа с людьми, предоставление услуг, обслуживание клиентов, пациентов. Итак, следующий тип профессии – Человек – Знак. Кто к ним отностится?

Старшеклассники: Программисты, инженеры, конструкторы, секретарь, контроллер, кассир, бухгалтер…

Психолог: Молодцы. Верно. К такому типу так же относят музыкантов, так как ноты это знаки, архитекторов, работа с обозначениями, линиями. Последний тип – это Человек – Художественный образ. Кто же может работать в данной сфере?

Старшеклассники: Актеры, художники, дизайнеры, веб-дизайнеры, фотограф…

Психолог: Молодцы. Вы все прекрасно понимаете. Итак, мы погрузились с вами на время в огромный мир профессий, которые так же постоянно изменяются и появляются новые специальности. Сейчас я по результатам проведенной на прошлом занятии профоринтационной диагностики оглашу результаты каждому из вас,и подскажу кому какая профессия подойдет, к какому типу относитесь вы. (оглашаются результаты диагностик)

Психолог: Вот теперь вы примерно знаете в какую сферу вам окунуться, какие профессии вам подойдут. А теперь вы мне расскажите, кто из вас кем хотел бы стать после окончания школы и какие профессии вам нравятся? (проводится небольшой опрос, где учащиеся свободно по желанию отвечают, ответы дали все 17 человек)

Психолог: Есть ли у вас ребята, вопросы по мире профессий, о какой профессии вы бы хотели знать конкретнее? (старшеклассники задали около 9 вопросов о различных профессиях и получили разъяснения, информацию).

Психолог: В современное время востребованность разного рода профессий так же разная, мало учителей, врачей, воспитателей, архитекторов, так как обучение на этих специальностях сложное, и еще сложнее работать с людьми. Поэтому, выбирая будущую профессию необходимо как можно больше узнать об этой профессии. После окончания школы вы можете пойти в средние учебные заведения (колледжи, профтехучилища, техникумы), либо в высшие учебные заведения (институты, университеты, академии). Так же можно пойти учиться на различные курсы, таковых сейчас много. После окончания высшего учебного заведения можно продолжить свое обучение в аспирантуре, докторантуре, бакалавриате, получить кандидатскую степень. Профессий огромное количество, важно уже сейчас подумать и определиться с выбором профессии. А результаты тестов помогут вам с этим определением.

До свиданья.


Приложение 1 Результаты социометрии в 8 «Г»

Испытуемые: было опрошено 26 школьников – девятиклассников (15 16 лет) школы № 3 г.Ростова

Процедура: каждому давался заранее приготовленный лист, давалась инструкция. После сбора ответы обрабатывались и были сделаны выводы. Задание: «У вас через несколько дней вечер в классе, с конкурсами и КВНом. С кем из присутствующих в классе вы бы хотели пойти на праздник?» Необходимо написать последовательно трех человек в зависимости от величины вашего интереса к нему.

Обработка результатов:

1. Хитрова Юля | | | | | |3| | | | | | | | | | | | | | | | | |2|1| |

2. Голованова Люда | | | | |1| | | | | 2| |3| | | | | | | | | | | | |

3. Веркина Марина | | | | | | | | | | | | | | | |2 | | | | | |3| |1|

4. Бондарь Саша | | | | | | | | | | |2| | | | | | | |1|3| | | | | | |

5. Артамонова Оля | |3| | | | | | | | |1| |2| | | | | | | | | | | | | |

6. Янина Даша | | | | | | | | | | | | | | | | | |1| | | | | |2| |3|

7. Будаева Надя | | | | | |2| | | | | | | | | |1| | | | | | | | | |3|

8. Шанин Данил | | | | | | | | | | | |3| | | | | | |2| |1| | | | | |

9. Карпенко Олег | | | |3| | | | | | | | | | |1| | | | | |2| | | | | |

10. Макарова Настя | | | | | | | | | | | | | | | | |3| | | | |1|2| | | |

11. Колесникова Алена | |3| | |2| | | | | | | |1| | | | | | | | | | | | | |

12. Нарбеков Наиль | | | | |3| | | | | |1| |2| | | | | | | | | | | | | |

13. Альбикова Эльвира | |3| | |2| | | | | |1| | | | | | | | | | | | | | | |

14. Живицы Миша | | | | | | | | | | |3|2| | | | | | | |1| | | | | | |

15. Головин Антон | | | | | | | | |1| |2| | |3| | | | | | | | | | | | |

16. Игошкина Кристина | | | | | | |1| | | | | | | | | |2|3| | | | | | | | |

17. Нафиева Эльвира | | |2| | | | | | |3| | | | | | | | | | | | | | | |1|

18. Левицкова Маша | | | | | |1| | | | | | | | | | |3| | | | | | |2| | |

19. Уфимов Роман | | | | | | |3| | | | | | | | | | |2| |1| | | | | | |

20. Улитин Игорь | | | | | | | |3| | | |2| | | | | | |1| | | | | | | |

21. Лариончиков Саша | | | | |3| | |1| | |2| | | | | | | | | | | | | | | |

22. Ефимова Маша | | | | | | | | | | | | | | | | |3| | | | | |1|2| | |

23. Андреева Наташа | | | | | | | | | | | | | | | | |2| | | | |1| | | |3|

24. Попова Лида | | | | | |2| | | | |3| | | | | | |1| | | | | | | | |

25. Белоногова Наташа |1| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |3|2| | | |

26. Евдокимова Алена | | |2| | | | | | | | | | | | | |1| | | | | |3| | | |

Итого: |2|9|4|3|1|8|4|4|1|3|1|7|8|3|1|1|1|7|4

Социометрические группы: (16-17) Лидеры группы: Колесникова Алена, Нафиева Эльвира;

(11-9) Популярные члены группы: Артамонова Оля, Голованова Люда, Попова Лида,

(5-9) Принятые члены группы: Евдокимова, Альбикова, Лариончиков, Улитин, Уфимов

(1-4) Отверженные члены группы: Белоногова Наташа, Головин Антон, Игошкина Кристина,

Карпенко Олег, Хитрова Юля.


Приложение 2

Результаты диагностики самооценки по методике Дембо -Рубенштейна в модификации А.М.Прихожан

Параметр Шкалы
Ум Способности Авторитет у сверстников Умелые руки Внешность Уверенность в себе
Уровень притязаний учащегося 9,1 6,5 6,2 13,1 8 9,6
Уровень само оценки учащегося 5,5 7,1 5,1 10,3 7,7 6

Уровень притязаний Саши – 52,5 балла

Уровень самооценки Саши – 41, 7 балла

Результат менее 60 баллов («низкие» притязания) свидетельствует о заниженном уровне притязаний. Если такой результат характеризует средний показатель уровня притязаний испытуемого, то он является индикатором неблагоприятного развития личности. Чем ниже уровень притязаний, тем больше он свидетельствует о неблагополучии.

Если отмечен очень высокий или очень низкий уровень притязаний на одной из шкал, то это может характеризовать повышенную значимость (или декларируемое пренебрежение) того или иного качества для школьника.

Уровень самооценки - количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Школьников с такой самооценкой очень мало, и все они составляют с точки зрения личностного развития «группу риска», заслуживают пристального внимания со стороны школьного психолога. Как показывают исследования, за низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе, т.е. отношение к себе как к ни к чему не способному, неумелому, никому не нужному и «защитная», когда декларирование (в том числе и самому себе) собственного неумения, отсутствия способностей, того, что «все равно ничего не выйдет» позволяет не прилагать никаких усилий.


Приложение 3

Результаты диагностики по опроснику «Изучение отношения к учебным предметам»

Отношение к учебным предметам (любимые, нелюбимые) Причины, которые характеризуют отношение к предмету «Почему ты вообще учишься?»

1.Любимые предметы: физика, математика, химия, физическая культура, труд, черчение, геометрия.

2. Нелюбимые предметы: английский язык, русский язык, литература, музыка, география, биология, история.

1. Люблю эти предметы потому что: они интересные, нужны для будущей работы, интересны отдельные факты, влияют на хорошие отношения с учителями, учителя хорошие, объясняют интересно, нравится физическая нагрузка.

2. Не люблю эти предметы потому что: они неинтересны, не нравится как преподает учитель, трудно усваивается, плохие отношения с учителями по этим предметам, вообще не интересно, скучные предметы, не нужны в жизни.

Я учусь потому что: это мой долг, все учатся и я тоже, классный руководитель заставляет.

Приложение 4

Результаты диагностики по методике «Карта интересов»

ФИО 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Результаты
1.Лариончиков Александр 4 5 4 2 2 2 1 0 1 2 1 0 3 0 2 2 4 3 5 3 3 2 5 5 1;2;3;17;19; 23; 24;

1. Физика. 2. Математика.3. Химия. 4. Астрономия. 5. Биология. 6. Медицина. 7.Сельское хозяйство. 8. Лесное хозяйство. 9. Филология. 10. Журналистика.

11. История. 12. Искусство. 13. Геология. 14. География. 15. Общественная работа.

16. Право. 17. Транспорт. 18. Педагогика. 19. Рабочие специальности.20. Сфера обслуживания. 21. Строительство. 22. Легкая промышленность.23. Техника.

24. Электротехника.


Приложение 5 (А)

Результаты диагностики по методике «Оперативная память»

Методика применяется для изучения кратковременной памяти в тех случаях, когда кратковременная память несет основную функциональную нагрузку. Зачитываются числа, которые испытуемый должен запомнить и высчитать заданную комбинацию (см.методику).

Называемые числа:

Числа внесенные испытуемым

1 7, 9,8, 5
2 8, 9 ,6 ,7
3 8, 5 ,7, 5
4 8, 8, 7, 8
5 7, 7, 7, 8
6 6, 5, 4, 5
7 4, 6, 7, 8
8 5, 9, 7, 5
9 7, 8, 9, 6
10 1,6, 8, 9

Подсчитывается число правильно найденных сумм, максимальное их число - 40.

Число правильных сумм испытуемого – 35. Близко к высокому результату. Это говорит о его хорошей логической, числовой памяти. Кратковременной памяти.


Приложение 5 (Б)

Результаты диагностики по методике «Образная память»

Предназначена для изучения образной памяти. Сущность методики заключается в том, что испытуемому экспонируется таблица с 16 образами в течение 20 секунд. Образы необходимо запомнить и в течение минуты воспроизвести на бланке. Оценка результатов тестирования производится по количеству правильно воспроизведенных образов. Норма — 6 правильных ответов и больше. Методика используется в группе и индивидуально.

Количество правильных ответов у испытуемого – 5. Это ниже нормы. Значит образная память развита слабо.


Приложение 5 (В)

Результаты диагностики по методике «Красно-черная таблица»

Методика предназначена для оценки переключения внимания. Обследуемый должен находить на предложенной им таблице красные и черные числа попеременно и записывать только буквы, соответствующие этим числам, причем красные числа нужно находить в убывающем порядке, а черные — в возрастающем. Обследуемому зачитывается соответствующая инструкция.

Количество правильных ответов - 31. Норма диагностики от 40. Показатель переключения внимания испытуемого ниже нормы.


Приложение 5 (Г)

Результаты диагностики по методике «Особенности творческого воображения»

Задача этой методики выяснить некоторые особенности творческого воображения, выраженного в словесной форме, проследить особенности воображния

1) Испытуемый прослушивает начало рассказа. «Темнело, Шел нудный дождь. На трамвайной остановке под зонтиком стояли две девушки. Они о чем-то тихо разговаривали. Вдруг..»

Необходимо придумать продолжение и окончание рассказа. Время на работу - 10 минут.

В качестве критерия оценки используются следующие показатели: законченность рассказа, яркость и оригинальность образов, необычность поворота сюжета, неожиданность концовки.

2) Испытуемый записывает слова: ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь. Необходимо составить логически связанный рассказ, используя все данные слова. Критерий оценки тот же.

3) Испытуемым предлагается начертить в тетради кружок диаметром 2 см в центре чистого листа. Затем прибавить к нему сколько угодно штрихов и получить осмысленный законченный рисунок предмета.

Воображение развертывается на основе какого-либо исходного материала (слова текста, чертежа, схемы, знака); точность и яркость образов зависят от знаний человека, умения извлекать их из памяти, увязать с задачей и исходными данными; воображение играет существенную роль в процессе усвоения знаний.

По трем заданиям испытуемый показал низкий уровень творческого воображения, преобладает воображение воссоздающее, очень мало элементов творчества во 2 и 3 задании.

Приложение 6

Результаты диагностики по методике «Диагностика темперамента Айзенка»

Опросник состоит из 60 вопросов, из которых 24 – по шкале интраверсии – экстраверсии, 24 – по шкале нейротизма и 12 по шкале лжи.

Интраверсия и экстраверсия Эмоциональная стабильность и нестабильность
11 18

По оценочной таблице «Экстраверсия – интроверсия» показатель испытуемого в пределах умеренной интроверсии. По оценочной шкале «Нейротизм» показатель испытуемого в пределах высокой эмоциональной нестабильности.

По данной таблице испытуемый определяется по типу темперамента - меланхолик

Меланхолик трудно сосредотачивается на чем-либо, его реакции часто не соответствуют силе раздражителя. Сильные воздействия вызывают у него продолжительную тормозную реакцию. При нормальных условиях меланхолик глубокий, содержательный. При неблагоприятных – может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного человека.


Приложение 8

Результаты диагностики по методике «Акцентуация характера Шмишека»

Опросник составлен из 88 вопросов, ответы на которые проставляются на регистрационном бланке, соответственно «+», если ответ утвердительный «ДА», и «–», если ответ отрицательный «НЕТ».

Методика позволяет выявить десять типов акцентуаций:

1. гипертимность,

2. застреваемость,

3. эмотивность,

4. педантичность,

5. тревожность,

6. циклотимичность,

7. демонстративность,

8. возбудимость,

9. дистимность,

10. экзальтированность.

Согласно результатам проведенного опросника, подсчитав результаты по количеству ответов, тип акцентуации у испытуемого - дистимный.

Дистимный тип (ответы «ДА» на вопросы: 9, 21, 42, 75, 87 и «НЕТ» на вопросы: 31, 53, 65).

Отличаются серьезностью, даже подавленностью настроения, пессимистическое отношение к будущему; в беседе обычно немногословны, либо молчаливы, испытывают трудность в возникновении беспечно-веселого настроения. Общества, шумной компании обычно избегает. Отличительная черта – угрюмость.

Приложение 9

Результаты диагностики по методике «Дифференциально-диагностический опросник»

ФИО учащихся I II III IV V Тип профессии
1.Антипов 3 3 6 2 3 Человек-человек
2. Афанасьева 5 2 2 3 2 Человек-природа
3. Булычева 2 4 4 2 6 Человек-худ. образ
4. Бусырева 7 1 3 3 3 Человек-природа
5. Волкова 6 2 3 2 4 Человек-природа
6. Захарова 3 1 3 6 3 Человек-знак
7. Кузин 3 7 4 3 2 Человек-техника
8. Михайловский 3 2 3 4 7 Человек-худ. образ
9. Парфенов 2 3 6 3 2 Человек-человек
10. Смирнов 3 4 1 5 2 Человек-знак
11. Сопова 3 3 7 5 5 Человек-человек
12. Терехова 3 2 6 3 3 Человек-человек
13. Томачинский 3 2 6 2 7 Человек-худ. образ
14. Хлимакова 6 3 3 2 3 Человек-природа
15. Ярошкина 3 4 7 2 2 Человек-человек
16.Яркова 2 3 5 2 6 Человек-худ. образ

Название типов профессий по столбцам.

I. «Человек—природа» — все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством.

II. «Человек—техника» — все технические профессии.

III. «Человек—человек» — все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением.

IV. «Человек—знак» — все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности.

V. «Человек—художественный образ» — все творческие специальности.


Приложение 10

Результаты диагностики по методике «Карта интересов»

ФИО 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Результаты
1.Антипов 4 3 3 2 2 2 1 0 1 2 1 0 3 0 2 2 1 3 2 4 3 2 5 5 1; 23; 24;
2.Афанасьева 3 1 2 0 5 2 3 5 3 3 2 2 0 4 1 2 2 1 3 0 3 2 2 1 5; 8; 14;
3.Булычева 2 2 1 3 3 2 1 1 1 5 0 5 1 2 2 2 3 4 3 1 3 1 2 2 10; 12; 18;
4.Бусырева 2 2 3 3 5 2 2 5 2 0 2 0 5 1 1 3 2 3 4 3 2 3 3 2 5; 8; 13;
5.Волкова 1 1 0 2 4 2 3 5 3 3 3 2 5 0 2 2 2 3 3 0 3 2 1 1 5; 8; 13;
6.Захарова 3 3 3 5 2 1 2 2 5 0 0 4 2 3 2 1 3 2 3 3 1 1 2 2 4; 9; 12;
7.Кузин 5 3 2 0 0 2 3 5 2 1 1 2 3 3 3 3 2 1 3 0 2 2 5 5 1; 9; 23;24;
8.Михайловский 3 4 2 2 3 1 2 2 3 2 5 3 4 0 1 1 3 2 2 2 4 2 2 2;12; 22
9.Парфенов 1 5 4 2 2 1 3 2 4 3 2 2 2 2 0 1 0 2 2 3 2 3 3 4 2;3; 10; 24;
10.Смирнов 3 3 1 3 2 0 0 2 2 3 1 2 3 1 2 2 4 4 5 3 4 2 1 2 17; 19; 20;
11.Сопова 3 2 2 1 0 2 2 3 2 1 2 1 4 4 4 3 4 2 2 3 1 2 3 1 13; 14; 18;
12.Терехова 2 2 1 2 4 2 2 0 3 3 3 4 3 2 1 3 2 0 4 3 2 1 2 2 5;12; 19;
13.Томачинский 3 1 1 2 2 4 4 3 1 2 0 3 5 4 2 1 4 3 2 3 1 0 2 3 7;8; 12;
14.Хлимакова 2 2 2 3 2 4 3 5 2 3 5 3 1 2 3 3 3 3 2 2 0 3 2 2 6; 8; 10;
15.Ярошкина 2 1 1 0 3 4 2 2 2 4 5 3 1 2 1 4 1 1 0 0 2 2 0 0 6; 10; 16;
16.Яркова 1 1 0 2 1 2 4 3 2 3 3 5 2 4 3 3 1 1 2 3 1 1 0 0 7; 12; 14;

1. Физика. 2. Математика.3. Химия. 4. Астрономия. 5. Биология. 6. Медицина. 7.Сельское хозяйство. 8. Лесное хозяйство. 9. Филология. 10. Журналистика.

11. История. 12. Искусство. 13. Геология. 14. География. 15. Общественная работа.

16. Право. 17. Транспорт. 18. Педагогика. 19. Рабочие специальности.20. Сфера обслуживания. 21. Строительство. 22. Легкая промышленность.23. Техника.

24. Электротехника.


Приложение 11

Результаты диагностики по методике «Опросник профессиональных предпочтений»

ФИО учащихся I II III IV V VI Тип профессии
1.Антипов 8 5 6 7 10 6 Р, П
2. Афанасьева 6 7 10 8 9 7 С, П
3. Булычева 5 5 11 6 9 7 С, П
4. Бусырева 5 6 10 6 8 10 С, А
5. Волкова 5 3 13 9 9 10 С,А
6. Захарова 4 7 11 9 11 9 С, П
7. Кузин 9 8 9 5 12 7 Р,С, П
8. Михайловский 10 7 10 6 14 8 Р, С, П
9. Парфенов 12 9 8 6 10 8 Р, П
10. Смирнов 9 7 8 4 9 7 Р, П
11. Сопова 6 4 10 4 8 6 С, К
12. Терехова 7 5 12 5 8 7 С, К
13. Томачинский 12 3 9 4 9 9 Р, С, П
14. Хлимакова 7 6 9 6 6 10 С, А
15. Ярошкина 8 8 13 8 7 11 С, А
16.Яркова 6 9 11 9 7 5 С, К

I - реалистичный

II - интеллектуальный

III- социальный

IV - конвенциальный

V - предпринимательский

VI - артистичный


Список используемой литературы.

1. Взаимодействие общеобразовательной школы и специальных учебных заведений в профессиональной ориентации молодежи: Межвузовский сборник научных трудов. – Ярославль: ЯГПИ им. К. Д. Ушинского, 1984, стр. 98;

2. Захаров Н.Н. «Профессиональная ориентация школьников: учебное пособие для студентов». – М.: Просвещение, 1988 – 272 стр.;

3. Карелин А. Большая энциклопедия тестов.- М.: «Академия», 1999. - 160с.

4. Кон И. С. Психология ранней юности.- М., 1989

5. Личко А. Е. Типы акцентуаций характера и психопатий

у подростков. - М., 1999

6. Овчарова Р.В. Практическая психология в школе. М.,- 1999.

7. «Профессиональная ориентация молодежи и организация приема в высшие учебные заведения»/ Гусев Н. Г., Н. П. Калашников, А. В. Качанов и др. – М.: Высшая школа, 1982 – 128 стр.;

8. Степанов В. Г. Психология трудных школьников. – М., 1988

9. Трудный подросток: причины и следствия / Под редакцией

Татенко В. А. - Киев, 1985

10. Фельдштейн Д. И. Психология воспитания подростка. – М. :Знание, 1978

11.»Школа и выбор профессии»/ под ред. В.А. Полякова, С.Н. Чистяковой, Г.Г. Агановой.-М.: Педагогика, 1987-176 стр. (Библиотека учителя и воспитателя).

Скачать архив с текстом документа