Работа участника всероссийского интернет-проекта «Педагогический опыт. Инновации, технологии, разработки» всероссийского педагогического портала методкабинет. Рф
СОДЕРЖАНИЕ: Работа участника всероссийского интернет-проекта «Педагогический опыт. Инновации, технологии, разработки» всероссийского педагогического портала методкабинет. Рф (www методкабинет рф)_
Мамишева Мерем Юсуфовна
учитель биологии
МБОУ «Средняяя общеобразовательная школа №4» а.Хачемзий, Кошехабльский район, Республика Адыгея
«Инновационный подход в организации экологического воспитания школьников»
Наш клуб «Экологи»
Девиз клуба:
Любить природу!
Охранять природу!
Изучать природу!
Быть в гармонии с ней!
Клуб « Экологи» создан на основе интеграции двух предметов - химии и биологии.
Цель создания клуба : выработка экологического мышления, сознания школьников и воспитания их экологической культуры, т.е. повышение уровня экологического образования и воспитания.
Экологическая проблема – одна из важнейших проблем человечества. Вот почему сегодня перед школой стоит острая проблема повышения уровня экологического образования и воспитания учащихся. Каждый выпускник школы должен обладать экологическим мышлением, сознанием, экологической культурой, т.е. сформировано экологическое мировоззрение, чувство ответственности за состояние окружающей среды, развиты практические природоохранные навыки.
Все новации учителей в последние годы направлены на решение этой проблемы т.е. на перестройку учебно- воспитательной работы по этому направлению. Как повысить уровень экологического образования и воспитания учащихся?
Мною была разработана программа работы клуба «Экологи». При этом я применила эдоровьесберегающую технологию и технологию интеграции, основанную на межпредметных связях.
Так был создан совместный химико-биологический клуб « Экологи». Клуб имеет эмблему и девиз.
Умело организованная работа такого объединения приносит большую пользу в воспитании экологического образования и воспитания учащихся, вызывает неподдельный интерес учащихся к предмету, творческую активность, самостоятельность учащихся- членов клуба.
Цель этого клуба- используя творческую активность, инициативу, способствовать экологическому образованию и воспитанию всех остальных учащихся школы.
Учащиеся- члены клуба вместе со мной организуют широкую сеть мероприятий, которые являются самыми массовыми, вовлекаются в эти мероприятия все учащиеся школы.
Учителю приходится глубоко продумывать планы проведения этих мероприятий. Самое главное- нужно так организовать работу с учащимися в объединении, чтобы вызвать интерес к предмету , вызвать творческую активность, самостоятельность, с учетом индивидуальных способностей, интересов учащихся.
По моей программе можно провести не экологический месячник, или четверть, а целый экологический год. Экологический год- это длительный период, можно перейти от теории к практике.
Как организовать работу такого клуба?
Члены клуба – учащиеся 8-11 классов.
В первую очередь выбрали руководителя клуба и его заместителей. Формируем Совет клуба. Совет клуба с учителем составляет планы мероприятий( с учетом интересов) . Учитель направляет работу членов клуба- учащихся 8-11 классов, а они организуют работу с учащимися 1-7 классов.
Мероприятия, проводимые учащимися самые массовые в школе, дети с удовольствием на занятиях клуба изучают экологические проблемы человечества, причины, последствия.
В программу работы включено много мероприятий практического характера. Рейды по очистке территории школы, аула, территории вокруг мусоросвалки. Большое внимание уделяется озеленению территории школы и аула.
Важным является расчистка родника. Намечено: нанести родник около леса на карту Адыгеи.
Исследовательская работа в школе играет важную роль в экологическом образовании и воспитании учащихся. Наши учащиеся с удовольствием участвуют в исследованиях в области биологии, экологии и охраны природы. Темы разные: « Определение видового кактусов», « Опыты с кактусами по гидропонике», « Влияние биополя плодовых деревьев на организм человека», « Исследования по получению суперурожая огурцов.», А опыты с тропиками? – « Исследования с мексиканским огурцом-чайотом». Цель : выяснить оптимальные условия для выращивания чайота в Адыгее. А последняя наша тема в области исследований « Повышение махровости календулы». По этой работе мы заняли 1 место на районной научно-исследовательской конференции и 2- в республике.
Экологические мероприятия- самые массовые в школе, где принимают участие все учащиеся школы. В программы этих мероприятий включены:
1. Общешкольные линейки ( выступления учащихся, учителя биологии)
2. Беседы в классе ( организация лекторской группой)
3. конкурсы стихов( замечательный вид конкурса- ученик не может не запомнить с глубины души, идущие строки)
Например: Приложи своё ухо к планете.
Ты услышишь, как стонет она.
Мать-Земля еще только в расцвете,
А изранена вся и больна.
4. Конкурс песен ( немало песен сложено о красоте природы, родных просторах. С удовольствием наши дети поют такие песни).
5. Выставка научно-популярной литературы.
6. Конкурс экологических сценок. ( Ученик в этом конкурсе должен прийти на помощь природе, которой наносят урон).
7. Конкурс на лучший осенний букет ( Учащиеся должны составить букет, показать красоту каждого цветка в букете, дать название).
8. Защита рефератов. ( Участвующий в конкурсе должен написать реферат, а еще так представить, чтобы понравился другим. Интересным, например, был материал о Кавказском заповеднике, о восстановлении численности зубров.).
9. Конференции « Человек и Природа: сегодня, завтра», « Судьба Природы в руках человека».
Проведение экологических четвертей, месячников, экологического учебного года имеет большое значение в воспитании у учащихся экологического мышления и сознания, навсегда запоминаются учащимися. Члены клуба провели множество мероприятий экологического характера:
1. Выступление учащихся на линейки по теме « Угроза экологической катастрофы» ;
2. Экологическая линейка « В защиту живого»;
3. Вечер « В защиту Земли!», « Судьба Природы- в руках человека», « Мать-Земля еще только в расцвете, а уже…» ;
4. Конкурсы стенгазет на разные темы : « Лес- легкие планеты», « Их осталось мало», « Заповедники» и т.д.
5. Анкетирование учащихся, с помощью которого выясняются взгляды наших учащихся на экологические проблемы.
6. Экологические викторины.
7. Конкурсы Эрудитов.
8. Конкурсы рефератов
Переходя от теории к практике, была организована школьная экологическая тропа к лесу, роднику.
Члены клуба участвуют в районных и республиканских « Слетах юных друзей природы», занимаем призовые места. Готовимся долго. Подготовка проводится по различным направлениям:
1. Водная экология
2. Почвоведение и геология
3. Ботаника
4. Зоология
5. Теоретический этап.
В учебном году члены клуба « Экологи» дважды встречаются с учащимися 1-7 классов. Первая встреча в 1-ой четверти. С учащимися 1-4 классов проводится праздник « Золотая осень». В программу праздника включены игры, конкурсы. Нашим учащимся младших классов нравится этот праздник. А с учащимися 5-7 классов проводится месячник « Осенний марафон». В рамках месячника проводятся :
1. Конкурсы песен.
2. Конкурс Эрудитов.
3. Конкурс стихов.
4. Конкурс на лучшую модель осенней одежды.
5. Конкурс композиций из природных материалов.
6. Конкурс « Дары Природы».
7. Экологическая викторина.
8. Конкурс «Загадки и пословицы о Природе».
9. Конкурс « Кто лучше знает растения, животных?».
Наши учащиеся с удовольствием участвуют в этих конкурсах.
Для членов клуба « Экологи» тоже проводятся конкурсы в месячнике « Осенние напевы», вечер
« Золотая Осень». В программу включены:
1. Конкурс композиций « Осенние фантазии».
2. Конкурс осенней одежды « Осень-2009».
3. Конкурс « Кольцовка осенних песен».
4. Экологическая викторина.
5. Конкурс « Дары Осени».
6. Конкурс « Осенний салат».
7. Конкурс на лучшую стенгазету.
8. Конкурс Эрудитов.
9. Конкурс стихов.
Затем подводятся итоги осенних праздников, отмечают отличившихся.
Вторая встреча организуется в марте. 4 марта- День Птиц. Члены клуба и учащиеся 1-7 классов готовятся к этому празднику. Ведь это праздник, когда нужно показать знания в области орнитологии. Пред учащимися выступают члены клуба по теме: « Птицы- наши друзья», « Птицы, которых уже нет на Земле» ( о Черной книге природы).
Проводится беседа: ”Как помочь птицам зимой?” Рассказывают о том, как приготовить кормушки, домики для птиц, показывают уже готовые кормушки скворечники, синичники.
В программу праздника включены конкурсы:
1. Конкурс стихов о птицах.
2. Конкурс песен о птицах.
3. Викторина “Мир птиц”
4. Загадки о птицах.
5. Конкурс “Кто лучше знает птиц”
6. Для учащихся 6-7 классов включается конкурс эрудитов по теме “Мир птиц”.
В конце праздника подводятся итоги.
В этот день развешиваются скворечники, синичники.
Надолго запоминаются детям такие праздники.
В клубе работает лекторская группа. Члены лекторской группы организуют беседы во всех классах на разные экологические темы: ” Книги Природы”, ”Угроза экологической катастрофы” (8-11кл.), “Шумовое загрязнение окружающей среды” (8-11кл.), “Птицы наши друзья” (1-7кл.), “Питание и здоровье человека” (8-11кл.).
Невозможно представить работу клуба без проведения экологических конференций. Темы самые разные:”Природа и мы”, “Судьба природы- наша судьба”, “Человек и природа: сегодня, завтра”. Цель этих конференций: познакомить учащихся с основными экологическими проблемами, показать зависимость всего живого от деятельности человека; помочь осознать роль биологии в решении глобальных проблем современности.
А конкурсы рефератов? Лучшие из них используются для выступления перед учащимися школы.
Каждый год члены клуба проводят анкетирование учащихся, выясняют отношение обучающихся к проблемам охраны природы на земле, к экологическим проблемам аула.
Много разработано и проведено игр: “Клуб всезнаек”, ”Счастливый случай”, ”Игра эрудитов”, экологические КВНы, экологическая викторина.
Всё это способствует развитию у учащихся экологического сознания, мышления, воспитанию экологической культуры.
В заключение скажу, что необходимо вооружиться экологическими знаниями, во всех странах необходимо формировать экологическое мировоззрение. Всегда нужно помнить о том, что охрана природы - проблема глобальная и решить её можно только всем землянам.
Годовой план
работы клуба «Экологи »
МОУ СОШ №4 а.Хачемзий
7) |
Подготовка и участие в районной и республиканской научно-практической конференциях по теме « Увеличение махровости календулы». ( Конкурс исследований в области биологии, экологии и охраны природы.) |
Конец октября- начало ноября |
Учитель биологии |
|
8) |
Изучение экологии района и Адыгеи |
В т.г. |
Учитель биологии. |
|
9) |
Изучение экологического состояния а. Хачемзий. Экологические проблемы аула и их решение. |
В т.г. |
Учитель биологии. |
|
II |
Занятие « Итоги первой четверти » и задачи клуба « Экологи» во второй четверти |
декабрь |
Учитель биологии, руководитель клуба «Экологи» |
|
1) |
Подготовка учащихся 7-11 классов к районной олимпиаде по биологии и химии |
Декабрь- январь |
Учитель биологии |
|
2) |
Подготовка учащихся к республиканской олимпиаде по биологии |
Декабрь-январь |
Учитель биологии |
|
3) |
Подготовка уч-ся лекторской группы к беседам на экологические темы. ( на классных часах в 1-11 классах) |
2 четверть |
Учитель биологии |
|
4) |
Проведение бесед во всех классах по экологической тематике |
2-3 четверти |
Учитель биологии, руководитель лекторской группы |
|
5) |
Подготовка и участие в республиканском этапе российского национального конкурса водных проектов старшеклассников |
Декабрь-январь |
Учитель биологии |
|
III |
Занятие « Итоги работы клуба « Экологи» во 2 четверти». Задачи на 3 четверть. основная работа: 1. Участие в заочной олимпиаде 2. Подготовка учащихся лекторской группы для бесед по экологии во всех классах |
январь |
Учитель биологии |
|
1) |
Проведение общешкольной линейки « Защита живого» |
февраль |
Учитель биологии, совет клуба |
|
2) |
Подготовка ответов на вопросы заочной олимпиады « Соседи по планете» |
Февраль- до 5 марта |
Члены совета клуба |
|
3) |
Подготовка и проведение встречи членов клуба с учащимися 1-7 классов по теме « Мир птиц»: встреча с учащимися 1-4 кл. Проведение праздника « Птицы – наши друзья.» Мероприятия в рамках праздника: выступление членов клуба по теме « Нет жизни на Земле без птиц» В рамках праздника – конкурсы, игры. Беседа членов клуба « Как помочь птицам зимой?» Показ кормушек и домиков для птиц; рассказ о том, как их приготовить. |
1 марта |
Совет клуба |
|
4) |
Встреча членов клуба с учащимися 5-7 кл. Проведение Дня Птиц в школе. Намеченные мероприятия включают конкурсы: а) стихов б) песен в) загадки о птицах г) книги природы и птицы. О птицах, исчезнувших с лица Земли. д) викторина « Мир птиц» е) конкурс эрудитов в области орнитологии ж) подведение итогов. |
арта |
Учитель биологии, совет клуба |
|
5) |
Участие в конкурсе на лучшую постановку экологического образования и воспитания обучающихся Республики Адыгея. Оформление отчетов . |
Февраль-март |
Учитель биологии |
|
6) |
Проведение экологической конференции (в виде ролевой игры) « Человек и Природа…» |
март |
Учитель биологии, совет клуба |
|
7) |
Конкурс рефератов на экологические темы. Экологическая конференция « Человек и природа: сегодня, завтра». |
март |
Учитель биологии, совет клуба |
|
8) |
Анкетирование учащихся « Твоё отношение к природе» |
март |
Учитель биологии |
|
9) |
Проведение цикла бесед на экологические темы на классных часах во всех классах.(1-11 кл) |
март |
Лекторская группа клуба « Экологи» |
|
10) |
Проведение вечера « Мать-Земля еще только в расцвете, а уже…» |
Март |
совет клуба |
|
11) |
Проведение экологической викторины ( в рамках вечера) |
март |
Учитель биологии |
|
12) |
Конкурс эрудитов ( 8-11кл) |
март |
Учитель биологии |
|
13) |
Занятие « Итоги работы клуба « Экологи» за 3 четверть», задачи на 4 четверть. Основная работа: подготовка к экологическому слету. Направления работы по этапам: водная экология, почвоведение и геология, зоология, ботаника, теоретический этап. |
апрель-май |
Учитель биологии |
|
14) |
Митинг, посвященный Дню Защиты Природы |
июнь |
Учитель биологии |
|
15) |
Расчистка родника. Участие в Общероссийском проекте « Водам России- жизнь!» |
апрель |
Учитель биологии, совет клуба |
|
16) |
Участие в районном слете юных друзей природы |
май |
Учитель биологии |
|
17) |
Участие в региональном конкурсе « Это мои горы», организованном Союзом охраны природы и биоразнообразия NABU ( Германия) и природоохранным центром НАБУ- Кавказ |
апрель- май |
Учитель биологии |
|
18) |
Подведение итогов работы клуба « Экологи» |
май |
Учитель биологии |
Работа членов клуба с учащимися школы
Месячник «Осенние напевы»
(проводят члены клуба «Экологи»)
План проведения:
1) Праздник «Золотая осень» - для учащихся 1 – 4 классов. Сценарий проведения для малышей. Готовятся к празднику и малыши и члены клуба. В программе праздника – конкурсы, игры.
2) Осенний марафон – для учащихся 5 – 7 классов. Каждый класс – отдельная команда. Заранее объявляются конкурсы. В программе:
- Конкурс эмблем и девиза каждой команды;
- конкурс экологических стихов;
- конкурс на лучший осенний наряд. Выборы королевы осени;
- конкурс эрудитов;
- конкурс песен;
- игры.
Подготовка и все конкурсы проходят под руководством членов клуба.
Осенний бал – для уч-ся 8 – 11 классов проводится советом клуба, учителем биологии и организатором внеклассной работы. В программе конкурсы:
- Конкурс «Дары осени»
- Составить правильно пословицу, выбрать правильный ответ
- Конкурс «Кольцовка осенних песен»
- Конкурс композиций «Осенние фантазии»
- Конкурс осенних моделей одежды «Осень – 2009 год»
- Конкурс «Осенний салат»(домашнее задание)
- Конкурс «Найди себе пару»
- Экологическая викторина.
Подведение итогов.
В месячнике принимают участие все учащиеся школы. Далее: экологическая викторина к месячнику.
Конкурс эрудитов.
«Мир птиц»
I. Встреча членов клуба с учащимися 1 – 4 классов по теме «Мир птиц» в марте. Проведение праздника «Птицы – наши друзья».
Мероприятия в рамках праздника:
- выступление членов клуба по теме «Нет жизни на земле без птиц»
- в рамках праздника – конкурсы, игры
- беседа членов клуба «Как помочь птицам зимой?»
- показ кормушек и домиков для птиц; рассказ о том, как их приготовить.
II. Встреча членов клуба с учащимися 5 – 7 классов. Проведение Дня Птиц в школе. Намеченные мероприятия включают в себя конкурсы:
а) стихов
б) песен
в) загадки о птицах
г) книги Природы и птицы. О птицах, исчезнувших с лица Земли.
д) викторина «Мир птиц»
е) конкурс эрудитов в области орнитологии
ж) подведение итогов
Праздник День птиц
Стало традицией проведения 1 марта массового веселого детского праздника - Дня птиц. Этот праздник должен отличаться торжественностью, неповторимостью, ведь в нем нашли отражение экологические традиции многих народов встречать птиц по весне.
« Птицы- наши друзья,- говорим мы. Почему? Многие птицы полезны. Они уничтожают насекомых вредителей сада, поля, огорода. Птицы- часть природы, как и мы. Трудно представить землю без птиц, без их пения.
К этому празднику наши учащиеся готовятся долго. Помогают учителю биологии члены клуба Экологи. Заранее дети знают, какие конкурсы будут включены в программу праздника:
1) конкурсы песен
2) конкурсы стихов
3) загадки о птицах
4) викторина Мир птиц (для 1-4кл.)
5) конкурс эрудитов в области орнитологии ( 5-7кл.)
6) Книги Природы и птицы. О птицах, исчезнувших с лица Земли.
Стихи, песни, загадки подбирают для учащихся 1-7 классов старшеклассники.
Программу праздника составляет совет клуба под руководством учителя.
Праздник открывают ведущие. Затем слово предоставляется учителю биологии. Дети из рассказа учителя узнают, что существует наука орнитология, которая занимается изучение птиц. Далее учитель рассказывает, как стали отмечать День птиц, где впервые стал проводиться ( в Соединенных Штатах Америки), для чего нужно отмечать и т. д.
Далее слово предоставляется членам клуба, которые рассказывают, что зимой птицам нужно помогать, кормить их. Старшеклассники рассказывают о кормушках для птиц, о корме. Показывают их. Еще показывают различные домики для птиц, которые нужны будут в период гнездования.
После этого все идет по программе для этого праздника, т. е. начинаются конкурсы.
Один из членов клуба рассказывает, что многие дети, не зная о пользе птиц, разоряют гнезда, беспокоят птиц в период гнездования, убивают их.
Затем ведущий читает стихотворение Е. Воронковой:
Отнимите рогатку!
Пристыдите мальчишку!
Беззащитную птицу не дайте убить!
Отнимите рогатку
Научите мальчишку птицу любить
Покажите мальчишке
Хорошие книжки
Рек весенних разливы,
Цветы на лугу,
Зори мирного неба
Степь под золотом хлеба,
Все, что люди для мира
На Земле берегут.
Отнимите рогатку,
Пристыдите мальчишку!
Беззащитную птицу
Не дайте убить!
Отнимите рогатку,
Научите мальчишку
Жизнь любить.
В конце праздника подводятся итоги, награждаются отличившиеся.
В этот день развешивают в школьном саду кормушки, домики для птиц.
Итак: День птиц- массовый праздник, в нем принимают участие все школьники.
Викторина
Вопросы по теме
«Птицы» для 1 – 4 классов
1. Какая птица самая крупная! (страус)
2. Весь день долбит, а голова не болит. Кто это? (дятел)
3. Чем отличается ворона от сороки? ( У сороки черно – белое оперение, а у вороны черно – серое)
4. Может ли аист петь? ( нет , у него нет голосовых связок )
5. Есть ли птицы, которые не несут яйца? (нет )
6. Птица – барабанщик? (дятел)
7. Есть ли зубы у голубя? (нет)
8. Правда ли что птицы линяют? (да)
9. Почему сороку зовут воровкой? ( Она любит таскать к себе в гнездо блестящие предметы)
10. Есть ли у птиц руль? (Да, это хвост )
11. Что для птиц страшнее: голод или холод? (Голод, сытая птица в состоянии перенести даже сильные морозы)
12. Лучший певец среди птиц? (соловей)
13. Птица с самым красивым хвостом? (павлин)
14. Белобокая птица? (сорока)
15. У каких птиц птенцов называют цыплятами? ( у кур )
16. Птица – лесной доктор? (дятел )
17. Правда ли, что филин – это муж совы? (нет )
18. Розовая птица? (фламинго )
19. Стрижи спят на лету? (да)
20. Как ласточки предсказывают погоду? (Ласточки перед дождем летают низко над землей, т.к. насекомые тоже опускаются вниз)
Конкурс эрудитов по орнитологии (5 – 7 кл)
1. Какая птица самая крупная! (страус)
2. Весь день долбит, а голова не болит. Кто это? (дятел)
3. Чем отличается ворона от сороки? ( У сороки черно – белое оперение, а у вороны черно – серое)
4. Может ли аист петь? ( нет , у него нет голосовых связок )
5. Есть ли птицы, которые не несут яйца? (нет )
6. Птица – барабанщик? (дятел)
7.Есть ли зубы у голубя? (нет)
8. Правда ли что птицы линяют? (да)
9. Почему сороку зовут воровкой? ( Она любит таскать к себе в гнездо блестящие предметы)
10.Есть ли у птиц руль? (Да, это хвост )
11. Что для птиц страшнее: голод или холод? (Голод, сытая птица в состоянии перенести даже сильные морозы)
12. Лучший певец среди птиц? (соловей)
13. Птица с самым красивым хвостом? (павлин)
14. Белобокая птица? (сорока)
15. У каких птиц птенцов называют цыплятами? ( у кур )
16. Птица – лесной доктор? (дятел )
17. Правда ли, что филин – это муж совы? (нет )
18. Розовая птица? (фламинго )
19. Стрижи спят на лету? (да)
20. Как ласточки предсказывают погоду? (Ласточки перед дождем летают низко над землей, т.к. насекомые тоже опускаются вниз)
21. Самая маленькая птица? (Колибри)
22. Город в России, носящий имя птицы? (Орел)
23. Кого называют пернатыми? (птиц)
24. Правда ли, что ворон – «муж» вороны? (Нет, это 2 разные птицы )
25. Птица – фрукт (Киви)
26. «Муж» утки? (Селезень )
27. Какие кожные железы есть у птиц? (одна, кожная железа )
28. Кто такой археоптерикс? (Первая птица )
29. Самая южная птица? (Пингвин)
30. Чьи гнезда употребляют в пищу? ( В Голландии едят гнезда ласточек )
31. Главная птица Австралии? (Страус )
32. Почему пингвинов не едят белые медведи? (Они живут в разных полюсах )
33. Сколько камер имеет сердце птицы(четыре )
34. Есть ли у вороны воронья кость? (нет)
35. От каких организмов, по мнению биологов, произошли птицы? ( От рептилий )
36. Какая птица никогда на землю не садится? (Стриж)
37. О верности этих птиц слагаются песни? (Лебеди)
38. Птица, у которой название указывает на рогатого родича? (Носорог)
39. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (Кукушка)
40. Какая птица в момент опасности прикрывается тряпочкой? (Удод)
41. Какая птица названа в честь музыкального инструмента? (лирохвост )
42. Какая птица свое болото хвалит? (кулик)
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА
- Как при помощи озеленения можно уменьшить загрязненность воздуха в промышленных районах?
- Какого человека можно назвать экологически культурным?
- Как с помощью озеленения уменьшить загазованность воздуха в районе жилых построек?
- Что ты знаешь о памятниках природы? Какие памятники Адыгеи ты знаешь?
- Что ты знаешь о Книгах природы? С какой целью они созданы?
- Как бутылка лес погубила? (осколок стекла на поляне, фокусируя лучи, срабатывает как зажигалка)
- Полезную службу несут деревья в городе, оберегая людей от пыли и бактерий. Но и сами страдают от дурного воздуха. Так, вяз, выросший в лесу живет 300 лет, а в городе…, липа в лесу живет – 400 лет, в городе - … ( 45 лет, 50 – 80 лет)
- Человек – часть природы или ее властелин?
- По предложению какого ученого списки видов, находящихся под угрозой исчезновения, получили название красной книги? (англ. Биолог П. Скотта)
- Какие животные занесены в Черную книгу из перечисленных: бизон, азиатский тигр, тур, снежный барс, странствующий голубь, бескрылая гагарка, дальневосточный белый аист?
- Что такое заповедник, заказник, национальный парк. Чем они отличаются друг от друга?
- Что ты знаешь о шумовой болезни? Как защитить себя от нее?
Экологическая конференция«Человек и природа: сегодня и завтра».
Конференция «Человек и природа: сегодня и завтра».
Цель проведения: познакомить учащихся с основными экологическими проблемами; показать зависимость живого от деятельности человека, помочь осознать учащимся роль биологии в решении глобальных проблем современности.
Конференция проходит в форме ролевой игры.
Ход конференции:
Вед. Уважаемые дамы и господа! Мы собрались для того, чтобы обсудить воздействие человека на окружающую среду. И это воздействие приняло сегодня угрожающие масштабы. На нашей конференции присутствуют ведущие специалисты – экологи: это биологи, химики, астрофизики, технологи, экологи, почвоведы, лесоводы.
Вед. Изменения биосферы в результате человеческой деятельности стали стремительными. Сегодня человек выступает в качестве могучей геологической силы, преобразующей лик Земли.
Проблемам глобального характера посвящена наша конференция. Кто перечислит основные экологические проблемы биосферы?
Ответы из зала: Это , прежде всего, проблемы загрязнения воздуха, воды, почвы. Сюда же можно отнести проблемы температурного режима Земли, озонового экрана и сохранения видового разнообразия жизни.
Вед. Но, чтобы, в корне улучшить положение, понадобятся целенаправленные и продуманные действия. Хотелось, хотя бы кратко, ознакомиться с некоторыми проблемами. Кто начнет выступление?
Эколог -1. Человек издавна влиял на климат своей деятельностью. На климате сказывались вырубка лесов, орошение засушливых земель, создание искусственных каналов и плотин. В результате хозяйственной деятельности в последние десятилетия в атмосферу выбрасывается огромное количество химических соединений. Ежегодное поступление их оценивается величинами до 2000 млн.лет. Увеличение содержания углекислого газа, образующегося при сжатии углеродного топлива, и атмосферных аэрозолей, выделяющееся тепло от ТЭЦ и АЭС вызывает парниковый эффект. Угроза развития парникового эффекта связан на 80% с углекислым газом.
Эколог – 2. Ярким примером воздействия антропогенного фактора на глобальный климат планеты является значительное уменьшение содержания озона в атмосфере и возникновение «озоновой дыры» над Антарктидой!
Основной причиной истощения озонового слоя является применение фреонов, широко используемых в производстве и быту в качестве хладореагентов, пенообразователей, растворителей. Фреоны разрушают озон. Сокращение производства фреонов в мире позволит сохранить защитный слой атмосферы.
Эколог – 3. Благодатные капли дождя всегда радовали человека. Но сейчас возникла сложная и трудная проблема кислотных дождей, что связано с техногенными выбросами сернистых соединений. Такие дожди отрицательно влияют на почву и растения. Кислые осадки снижают продуктивность лесных экосистем. Усиливают выщелачивание элементов питания из листьев. Особенно они токсичны для хвойных пород.
Почвовед. Человеческая деятельность оказывает существенное влияние на биологический круговорот. Это круговая циркуляция веществ между почвой, растениями, животными и микроорганизмами. По данным ЮНЕП, ежегодно в мире безвозвратно теряется около 7 млн гектаров пахотных земель. Чрезмерное применение удобрений и пестицидов увеличивает накопление вредных компонентов в сельскохозяйственных растениях.
Эколог – 4. Одна из грозных глобальных проблем современности = опустынивание. Этот процесс быстротечно проходи в засушливых регионах земли. Особенно интенсивно эти процессы проходят в Африке. Здесь наступление пустынь наблюдается в 100 странах и сказывается на жизни 850 млн. человек.
Лесовод – Одной из самых сложных глобальных экологических проблем современности является массовое истребление лесов., что приводит к эрозии почвы. Уменьшение площади лесов нарушает баланс кислорода и углерода в атмосфере. Ведь только 1 га леса дает нам в течение года до 20 млн. куб.м воздуха. Особенно страдают влажные тропические леса. Сведение лесов влечет за собой гибель их богатейшей фауны. В последние годы во многих странах стали проводиться работы по искусственному лесоразведению. Особенно значительных успехов достигли европейские страны.
Вед. Спасибо всем за представленную информацию. Серьезный ущерб наносит биосфере энергетика. Каждые 10 – 12 лет количество потребляемой энергии удваивается, а каждый потребленный киловатт – час энергии сопровождается выбросом в атмосферу трех с лишним киловатт часов тепловой энергии.
Мы должны иметь в виду, что на нашей планете развивать энергетику свыше определенного предела нельзя, но развитие человеческой цивилизации невозможно без роста энергопотребления. Каким же может быть решение энергетической проблемы?.
Астрофизик. Полагаю, что человеку остается единственный путь: убрать энергосистемы за пределы атмосферы и подавать энергию в такой форме, которая исключает взаимодействие с атмосферой. Убрав энергосистемы в космос, мы не только избавим атмосферу от перегрева, но и перейдем к использованию первичного энергоисточника – Солнца..
Вед. Проблема окружающей среды – это в первую очередь проблема загрязнения. Вдумайтесь в такой факт. Объем промышленной продукции на планете удваивается каждые 8 -10 лет. Соответственно растет и загрязнение. Проблема отходов – одна из серьезнейших глобальных проблем современности.
Технолог. Все отходы можно разделить на 2 группы: отходы производства, отходы потребления. Отходы потребления включают в себя бытовые отходы и крупногабаритный мусор. Важные части бытового мусора – кухонные отбросы, печатные материалы, плстмасса, текстиль, дерево, кожа, стекло, металл.
Пока человечество придумало 3 разных пути: организация свалок, выборочное использование, сжигание мусора. Надо помнить: не всякий мусор горит, и не все, что горит, можно сжигать без риска для окружающей среды.
Единственный выход из создавшегося положения – создать безотходные производства.
Эколог -5. Американский ученый Барри коммонер в книге «Замкнутый круг» сформулировал четыре основных закона экологии.
1. Все связано со всем. Вред, наносимый одному компоненту экосистемы, может привести к большим неблагоприятным последствиям в функционировании всей экосистемы.
2. Все должно куда – то деваться, все химические элементы и вещества биосферы включены в хорошо отложенные циклы – круговороты.
3. Природа знает лучше. Нельзя покорять природу, с ней надо сотрудничать.
4. За все надо платить. Все что было извлечено из глобальной системы человеческим трудом, должно быть возмещено.
Человечество нарушает эти законы, поэтому это неизбежно приводит к тому, что экологические проблемы, имевшие в прошлом местный, локальный характер, приобретают в наши дни глобальные масштабы.
Вед. Биосфера – экологическая система Земли 1 порядка. Она – главный регулятор жизни на планете. Полагают, что за время существования биосферы на Земле не менее 1 млрд видов. Каковы число и распределение видов, составляющих биологическое разнообразие планеты? Каково их значение? Слово биологам.
Биолог. В настоящее время существует миллионы видов живых организмов. По оценкам специалистов их не менее 5 млн, но последние данные позволяют предполагать, что одних только насекомых в тропических лесах может достигать 30 млн. Возможно 90% их сосредоточено в них. Если мы не сохраним природу тропиков, то рано или поздно погибнем с ней.
Географ. Говоря о ценности генофонда, его изумительном разнообразии, нельзя ограничиться лишь его полезностью. Ценность каждого живого организма имеет универсальное значение – научное, эстетическое, нравственное, экономическое. Открытие многих загадок и тайн живой природы имеет большое значение для человека.
Например, относительно недавно мы узнали, что волосы полярного медведя не белые. Это лишенные пигмента тонкие полые трубочки кажутся белыми из – за того, что имеют неровную внутреннюю поверхность, которая отражает ультрафиолетовые лучи. Это позволяет белому медведю использовать их для согревания собственного тела. Используя эту особенность, мы научились делать специальную одежду для работы в холодном климате. Подобные знания помогают нам и в области медицины.
Вед. Спасибо за интересную информацию. Такие примеры все убеждают нас в наличии тесных связей между человеком и живой природой. Какие же существуют способы сохранения и восстановления видового разнообразия?
Биолог -2. Генеральная линия в борьбе за сохранение видового разнообразия жизни – создание территорий, на которых частично или полностью запрещается хозяйственная деятельность. Такие территории называются заповедниками. Возможны более «мягкие» формы охраны – территории с ограниченным использованием – это заказники.
Еще одна возможность сохранения редких, видов заключается в увеличении числа зоопарков, ботанических садов, разведении исчезающих видов в условиях неволи с последующим возвращением вида в природную среду. Одним из примеров успешного сохранения видов является восстановление численности европейского зубра.
Вед. Благодарим за представленную информацию. Итак, по – прежнему полностью зависит от биосферы, так как черпает из нее необходимые продукты питания, кислород и воду и сырье для промышленности. Последствия непродуманных действий человека могут быть печальными столь, что у людей все более уменьшается право на риск для действия «вслепую», методом проб и ошибок, что же остается?
Химик -1. Остается научное предвидение, которое может быть обеспечено многочисленными исследованиями. Большое значение имеет мониторинг окружающей среды (природной). Цель мониторинга – выявление антропогенных изменений.
Мониторингом называется система наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей природной среды. Мониторинг охватывает наблюдения за источниками и факторами антропогенных воздействий – химическими, биологическими, за реакцией биологических систем на эти воздействия. Создание глобальной системы мониторинга окружающей среды позволит оценить современное состояние биосферы. Биосферу познать необходимо, от этого зависит наше будущее благополучие.
Химик 2. Важным фактором в решении экологических проблем должно стать глобальное воспитание. Одна из причин экологических бедствий – экологическое невежество, непонимание того, что происходит. Экологическое воспитание нужно начинать с раннего детства. А каждый выпускник школы должен обладать экологическим мышлением, экологическим сознанием, экологической культурой. Только так сегодня можно решить экологическую проблему.
Вед. Заканчивая нашу конференцию, хочется сказать о том, что глобальные проблемы как бы стягивают наш противоречивый и чрезвычайно многообразный мир в единое целое, рождая новые идеи и проекты. Сегодня нас должна объединять новая задача – разработка согласованных проектов по преодолению наиболее грозных проявлений экологического кризиса сохранению систем жизнеобеспечения человека, в первую очередь генетического разнообразия биосферы.
Спасибо всем принявшим активное участие в нашей конференции.
Игра «Клуб всезнаек» (биология + химия + экология + география)9 – 11 кл.
В игре участвуют 3 команды по 2 ученика от каждого класса.
Команды выбирают капитанов, придумывают название, эмблему, девиз, связанные с тематикой.
Жюри: учителя химии, биологии, экологии и географии.
Команды садятся за игровые столы.
- Представление команд (1 балл), эмблема (1 балл), соответствие эмблемы названию команды, содержание (1 балл)
- (простые и трудные)
0,5балла 1,5 балла
Вопросы команде №1
- Какой химический элемент был открыт сначала на Солнце, зареем на Земле? (гелий)
- Как называется водная оболочка Земли? (гидросфера)
- Кто такие консументы? (организмы, не создающие органические вещества, а питающиеся уже готовыми)
- Какое озеро находится в центре Сахары? (Чад)
- Что такое мониторинг окружающей среды? (система длительных наблюдений за окружающей средой и процессами в экосистемах и биосфере)
- Что такое «царская водка»? (смесь азотной и соляной кислот)
Вопросы команде №2
- Как называется сожительство 2-ух организмов полезных друг другу? (симбиоз)
- Столицей какого государства является Дели? (Индия)
- Какую кислоту называют хлебом химической промышленности? (серную)
- Какие животные спят с открытыми глазами? (рыбы и змеи)
- Где находится Долина Смерти? (в Северной Америке)
- Какой русский ученый еще в детстве получил прозвище «великий химик»?
Вопросы команде №3
- Какая птица может лететь хвостом вперед? (колибри)
- Что такое торнадо? (ураган разрушительной силы)
- Какие организмы называют автотрофы? (синтезирующие органические вещества)
- Какой металл самый пластичный? (золото)
- Что такое сельва? (экваториальный лес в Южной Америке)
- Что такое ноосфера? (новое состояние биосферы, при котором главным фактором ее развития становится человеческая деятельность)
Конкурс капитанов (макс.балл – 2 балла; ответ с помощью команды – 1 балл; неверный ответ – 0)
- Что такое гваякол? (это органическое вещество)
- Что такое эпидот? (минерал)
- Что такое граптолиты? (ископаемые организмы)
III.Подведение итогов жюри. Проведен в МОУ СОШ №4
Кошехабльского района.
Учитель биологии Мамишева М.Ю.