Расчет и проектирование привода (редуктор) с клиноремённой передачей
СОДЕРЖАНИЕ: Разработка редуктор для передачи крутящего момента от электродвигателя к рабочей машине через муфту и клиноременную передачу. Проектирование редуктора для привода машины или по заданной нагрузке и передаточному числу без указания конкретного назначения.Содержание
1. Задание по курсовому проектированию...........................................3
2. Введение..............................................................................................4
3. Расчет ременной передачи.................................................................6
4. Расчет редуктора.................................................................................8
5. Расчет валов
а) Быстроходный вал.........................................................................12
б) Тихоходный вал.............................................................................18
6. Выбор подшипников..........................................................................23
7. Выбор шпонок....................................................................................26
1.Задание по курсовому проектированию.
Разработать редуктор для передачи крутящего момента от электродвигателя к рабочей машине через муфту и клиноременную передачу.
Тип электродвигателя RA160L4;
Мощность двигателя Рдв = 15кВт;
Число оборотов в минуту nдв = 1460 об/мин;
Тип ременной передачи – клиноременная,
Редуктор – цилиндрический косозубый;
Передаточное число ременной передачи Uрем = 2,8;
Передаточное число редуктора Uред = 5,6;
КПД редуктора ред = 0,97;
КПД муфты муф = 0,97;
КПД ременной передачи рем.пер . = 0,94;
Время работы привода L = 15000 часов.
Режим работы – двухсменный.
Схема привода.
Электродвигатель асинхронный — клиноременная передача — редуктор.
Рабочая машина;
Клиноременная передача;
Редуктор;
Муфта;
Электродвигатель.
2. Введение.
Редуктором называют зубчатый, червячный или зубчато-червячный передаточный механизм, выполненный в закрытом корпусе и предназначенный для понижения угловой скорости, а, следовательно, повышения вращающего момента. Механизмы для повышения угловой скорости, выполненные в виде отдельных агрегатов, называются мультипликаторами. В редукторах обычно применяют зубчатые колеса с эвольвентным зацеплением, иногда используют зацепление М.Л.Новикова.
Редуктор проектируется для привода данной машины или по заданной нагрузке и передаточному числу без указания конкретного назначения.
Редуктора классифицируют:
- По виду передач –на цилиндрические с параллельными осями валов; конические с перекрещивающимися осями валов; червячные с перекрещивающимися осями валов; комбинированные конически-цилиндрические; зубчато-червячные и другие.
- По числу пар –одноступенчатые цилиндрические с прямозубыми колесами с
u 7 , с косозубыми или шевронными колесами при u10 и Р50 кВт; одноступенчатые конические с прямыми, косыми и криволинейными зубьями при u 5 и Р 100кВт; одноступенчатые червячные при u = 8...80 и Р 50кВт; многоступенчатые.
Зубчатая передача, оси валов которой пересекаются, называется конической. Конические зубчатые колеса изготавливают с прямыми, косыми и криволинейными зубьями и применяют там, где возникает необходимость передачи момента с одного вала к другому с пересекающимися осями. Конические зубчатые редуктора проектируют сравнительно небольших мощностей, так как консольное расположение шестерни на валу при значительных силах в зацеплении приводит к большим деформациям, нарушающим точность зацепления и нормальную работу передачи. Иногда применяют конические передачи, в которых шестерня расположена между опорами, а не консольно. Такая конструкция сложнее и дороже.
3. Рассчет ременной передачи.
Рассчитываем момент на ведущем валу
Твед = Тэд = Рэд 103 30/ nдв
Твед = 15103 30/1460 =100 Нм
Выберем диаметр ведущего шкива.
Пусть D1 = 140 мм.
Рассчитаем скорость ремня:
= D1 nдв /60103
= 1401460/(60103 ) = 11 м/с
По мощности двигателя
Рдв = 15кВт и nдв = 1460 об/мин
Выбираем стандартный тип ремня:
тип Б;
Рассчитываем диаметр ведомого шкива:
D2 = D1 Uрем (1-)
D2 = 1402,8 (1-0,01) = 388 мм
Выбираем ближайшее значение из нормального ряда чисел:
D2 = 400 мм
Рассчитываем фактическое передаточное число ременной передачи:
Uфакт = D2 / D1 (1-)
Uфакт = 400/140(1-0,01) = 2,89
Рассчитываем межосевое расстояние:
Примем его равным D1 +D2 = 140+400 = 540 мм.
Длина ремня:
Lр = 2 а + (D1 +D2 )/2 + (D2 - D1 )2 /4 а
Lр = 2540 + /2(140+400) + 2602 /4(140+400) = 1959,53 мм
Выбираем ближайшее из нормального ряда чисел:
Lр = 2000 мм
Тогда уточняем межосевое расстояние по стандартной длине:
а = (2L - (D1 +D2 ) + [(2L - (D1 +D2 ))2 – 8(D2 - D1 )2 ]1/2 )/8
а = (2 2000 – 3,14(140+400) + [(22000 – 3,14 (140+400))2 – 8(140+400)2 ]1/2 )/8 = 540,24 мм=
= 540 мм
Определяем угол обхвата ремня:
= 180 – (D1 -D2 ) 57°/a
= 180 – 260 57°/540 = 152,56° 150°. Значит, коэффициент угла обхвата, соответствующий углу обхвата равному 150° С = 0,92
Коэффициент, учитывающий длину ремня:
Lр / L0 = 2000/2240 = 0,89 -CL = 0,98
Коэффициент режима работы при двусменном режиме работы:
Среж = 1,38
Мощность, передаваемая при стандартных условиях ремнем Б, длиной
L0 = 2240 мм P0 = 2,90 кВт.
Допустимая нагрузка на ремень:
Рдопуст = Р0 С СL / Среж
Рдопуст = 2,90 0,920,98/1,38 = 1,9 кВт
Определение числа ремней:
Z = Рдв /Рдопуск Сz ,
где Сz = 0,9
Z = 15/1,9 0,9 = 8,7.
БеремZ = 9
Усилие, действующее со стороны ременной передачи
FP = 1,7 Рдв 103 Среж sin(рем /2)/ ремня С Сz = 3635 Н,
где
Рдв = 15 кВт
Среж = 1,38
рем = 152,56
ремня = 11 м/с
С = 0,95
Сz = 0,9
Проверочный расчет:
4. Расчет редуктора.
Сталь 40Х. Термообработка. Улучшенная. | |||
Шестерня | НВ1 = 270 НВ | в = 900н/мм2 , | г =750 н/мм2 |
Колесо | НВ2 = 240 НВ | в = 780н/мм2 , | г =540 н/мм2 |
Выбираем сталь:
Определяем число оборотов валов:
Ведущий вал:
n1 = nдв /Uрем
n1 = 1460/2,8 = 505 об/мин
Ведомый вал:
n2 = n1 /Uред
n2 = 505/5,6 = 90 об/мин
Определяем базовое число циклов:
NНО1 = 30 НВ1 2,4
NНО2 = 30 НВ2 2,4
NНО1 = 30 2702,4 = 20106 циклов
NНО2 = 302402,4 = 15106 циклов
Предельное напряжение при базовом числе циклов:
н limb 1 = 2НВ1 + 70
н limb 2 = 2НВ2 + 70
н limb 1 = 2270 + 70 = 610 н/мм2
н limb 2 = 2240 + 70 = 550 н/мм2
Число циклов нагружения:
NНЕ1 = 60 n1 L1
NНЕ2 = НЕ1 / Uред
NНЕ1 = 60 n1 L1 = 6050515000 = 60,6106 циклов
NНЕ2 = NНЕ1 / Uред = 60,6/5,6 = 10,8106 циклов
Коэффициент долговечности:
КHL = 1, т.к. NНЕ NНО
Предельное напряжение:
н lim 1 = н limb 1 КHL
н lim 2 = н limb 2 КHL
н lim 1 = 6101 = 610 н/мм2
н lim 2 = 5501 = 550 н/мм2
Допускаемое напряжение:
НР1 = 0,9 н lim 1 / Sн
НР2 = 0,9 н lim 2 / Sн
НР = 0,45 (НР1 + НР2 )
НР min = НР2
НР1 = 0,9610/1,1 = 499,1 500 Нм
НР2 = 0,9550/1,1 = 450 Нм
НР = 0,45 (500+ 450) = 225,45 Нм
НР min = НР2 = 450 Нм
Рассчитываем межцентровое расстояние зубчатой передачи:
аw = Ка (Uред + 1) [Т1 Кн /ва Uред НР 2 ]1/3
Ка = 430 – коэффициент межцентрового расстояния
Т1 = 270 Нм
ва = в d 2/(Uред + 1) – коэффициент отношения ширины зуба к межцентровому расстоянию.
в d = 1 Кн = 1,05 – коэффициент отношения ширины зуба к диаметру.
Тогда, следовательно,
ва = 0,303
аw = 430 (5,6 + 1) [270 1,05/(0,3035,64502 )]1/3 = 266,18 мм
Выбираем из нормального ряда чисел по ГОСТ 2144 – 76:
аw = 315 мм
аw = (Z1 +Z2 )mn /2 cos
Примем = 10°
Определяем модуль зацепления
mn = 2 аw cos/Z1 (1+Uред )
Определяем числа и угол наклона зубьев, предварительно задав угол наклона
Примем = 10°
Возьмем Z1 = 20 зубьев.
Тогда
mn = 2315cos10/(20 (1+5,6)) = 4,7 мм
Выбираем из нормального ряда чисел для модуля зацепления, беря меньший по значению:
mn = 4,5 мм
Найдем суммарное число зубьев
(Z1 +Z2 ) = 2 аw cos/ mn
(Z1 +Z2 ) = 2 315cos10/ 4,5= 138 зубьев
Тогда:
Z1 = (Z1 +Z2 )/ (1+Uред )
Z2 = (Z1 +Z2 ) - Z1
Z1 = 138/ (1+5,6) = 21
Z2 = 138 – 21 = 117 зубьев.
Найдем фактическое передаточное число редуктора:
Uред. факт = Z2 / Z1 = 117/21 = 5,57
Uред. факт = 117/21 = 5,57
Найдем косинус угла наклона зубьев:
Cos = (Z1 +Z2 )mn / 2 аw
Cos = 1384,5 / 2315= 0,9857
Считаем:
d1 = mn Z1 / cos
d2 = mn Z2 / cos
d1 = 4,521/ 0,9857 = 95,87 мм
d2 = 4,5117/ 0,9857 = 534,13 мм
Проверка:
d1 + d2 = 95,87+534,13 = 630 мм = 2 аw . Верно.
Тогда ширина колес:
b2 = ва аw
b1 = b2 + (2..4) mn
b2 = 0,303315 = 95,445 95 мм
b1 = 95 + 2 4,5 = 104 мм
Проверка:
b2 sin4mn
95 sin44,5
16,80018
Неверно. Следовательно, нужно изменить mn или угол .
Возьмем mn =4,0 мм
Найдем суммарное число зубьев:
(Z1 +Z2 ) = 2 аw cos/ mn
(Z1 +Z2 ) = 2 315cos10/ 4,0= 155 зубьев
Тогда:
Z1 = (Z1 +Z2 )/ (1+Uред )
Z2 = (Z1 +Z2 ) - Z1
Z1 = 155/ (1+5,6) = 23 зуба
Z2 = 155-23 = 132 зуба
Найдем фактическое передаточное число редуктора:
Uред. факт = Z2 / Z1
Uред. факт =132/23 = 5,74
Найдем косинус угла наклона зубьев:
Cos = (Z1 +Z2 )mn / 2 аw
Cos = 1554,0/ 2315= 0,9841;
Тогда:
= 10,23
Считаем:
d1 = mn Z1 / cos
d2 = mn Z2 / cos
d1 = 4,023/ 0,9841= 93,48 мм
d2 = 4,0132/0,9841= 536,52 мм
Проверка: d1 + d2 = 93,48+536,52 = 630 мм = 2 аw . Верно.
Тогда ширина колес:
b2 = ва аw
b1 = b2 + (2..4) mn
b2 = 0,303315 = 95,445 95 мм
b1 = 95 + 24,0 = 103 мм 100 мм
Проверка:
b2 sin4mn
95sin44
16,87316 Верно.
Определяем диаметры вершин зубьев da и впадин df зубчатых колес:
da = d + 2 mn
df = d – 2,5 mn
da1 =93 + 2 4 = 101 мм
da2 = 537 + 2 4 = 545 мм
df1 = 93 – 2,5 4 = 83 мм
df 2 = 537 – 2,5 4 = 527 мм
5. Расчет валов :
5.1 Быстроходный вал.
Так как df 1 = 83 мм – принимаем вал-шестерню.
Момент на ведущем валу:
Т1 = Тдв Uфакт рем.пер
Т1 = 1002,890,94 = 271,66 Н м 270 Нм
Проведем подборку диаметров составляющих вала:
d= (T1 103 /0,2[])1/3
d= (270103 /0,210)1/3 = 51,3 мм.
Выбираем из стандартного ряда чисел:
d= 50 мм
d1 = d1 + (4..5) мм = 55 мм
dп d2 + (4..5) мм = 60 мм
d2 = dп + 5 мм = 65 мм
d4 = d3 + (6..10) мм = 75 мм
Проведем подборку длин составляющих вала:
L0 = (1,6..2) d = 100 мм
L1 = 20..25 мм = 25 мм
Lп 0,5 dп = 30 мм
L2 = 10..12 мм = 12 мм
L3 = b2 = 95 мм
L4 = L2 = 12 мм
L5 = L1 = 25 мм
Тогда:
L = 149 мм
а = 90 мм
Расчет зубчатой пары: (Расчет вала на прочность)
Окружная сила
Ft = 2T1 103 /d1
Ft = 2270103 /55 = 9818 Н
Осевое усилие
Fa = Ft tg
Fa = 9818 tg10,23 = 1771 Н
Радиальная нагрузка
Fr = Ft tg / cos
Fr = 1771tg20/cos10,23 = 655 Н
Рассчитываем число оборотов первого (быстроходного) вала редуктора:
nвед (быстроходный вал редуктора) = nдв / Uфакт
nвед (быстроходный вал редуктора) = 1460/2,89 = 505 об/мин
Построение эпюр:
l
Rb A = 0,5 Fr + Fa d1 /2L
Rb B = 0,5 Fr - Fa d1 /2L
Rb A = 0,5655 + 177150/2149 = 333,44 Н
Rb B = 0,5655 – 177150/2149 = 321,56 Н
Проверка : Rb A + Rb B - Fr = 0
333,44+321,56 – 655 = 0 Верно.
М1 = Rb A L/2
М = Rb B L/2
М1 = 333,44149/21000 = 24,84 Нм
М = 321,56149/21000 = 23,96 Нм
М1 = 333,44149/21000 = 24,84 Нм
М = 321,56149/21000 = 23,96 Нм
RГ А = RГ В = 0,5Ft
М2 = Ft L/4
RГ А = RГ В = 0,5 9818 = 4909 H
М2 = 9818149/41000 = 365,72 Нм
Проверка: RГ А + RГ В - Ft = 0
4909 + 4909 – 9818 = 0 Верно.
а
RAP = FP (L + a)/L
RBP = FP a/L
MP = FP a
RAP = 3635 (149 + 90)/149 = 5831 H
RBP = 3635 90/149 = 2196 H
MP = 363590/1000 = 327,15 Нм
Рассчитаем общий момент:
MОБЩ = [(M1 )2 + (M2 )2 ]1/2
MОБЩ = [(24,84)2 + (365,72)2 ]1/2 = 366,56 Нм
Проверочный расчет ведущего вала .
Сталь 40х улучшенная.
Шестерня НВ1 = 270 НВ в = 900н/мм2 , г =750 н/мм2
Колесо НВ2 = 240 НВ в = 780н/мм2 , г =540 н/мм2
Коэффициент запаса для нормальных напряжений:
n = -1 /(K p a + m ),
где -1 – предел выносливости гладкого образца при симметричном цикле напряжений изгиба. -1 = 410 МПа
a – амплитуда номинальных напряжений изгиба, a МОБЩ /0,1dп 3 = 64,1 МПа
m – среднее значение номинального напряжения, m = 0.
K p – эффективный коэффициент концентрации напряжений для детали.
БЕРЕМ ИЗ ТАБЛИЦЫ 3,5
Тогда:
n = 410/(3,5 64,1) = 1,83
Коэффициент запаса для касательных напряжений:
n = -1 /(K p a + m ),
где -1 – предел выносливости гладкого образца при симметричном цикле напряжений кручения. -1 = 240 МПа
a – амплитуда номинальных напряжений кручения,
m – среднее значение номинальных напряжений, a = m = 1/2 = 10,1
K p – эффективный коэффициент концентрации напряжений для детали.
БЕРЕМ ИЗ ТАБЛИЦЫ 2,5
= 0,1
Тогда:
n = 240/(2,510,1 + 0,1 10,1) = 9,21
Общий коэффициент запаса прочности на совместное действие изгиба и кручения:
n = n n /[ (n )2 + (n )2 ]1/2
n = 1,839,21 /[1,832 + 9,212 ]1/2 = 1,81
Проверка соблюдения условия прочности:
nmin [n], где [n] = 1,5..3,5
1,81 1,5
5.2 Тихоходный вал.
Проведем подборку диаметров составляющих вала:
Момент на тихоходном валу:
T2 = T1 Uред ред = 2705,60,97 = 1466,64 Нм 1500 Нм
d= (T2 103 /0,2[])1/3 = (1500103 /0,220)1/3 = 72,1 мм.
Выбираем из стандартного ряда чисел:
d = 71 мм
d1 = d1 + (4..5) мм = 75 мм
dп d2 + (4..5) мм = 80 мм
d2 = dп + 5 мм = 85 мм
d3 = d2 + 2 мм = 87 мм
d4 = d3 + (6..10) мм = 95 мм
Проведем подборку длин составляющих вала:
L0 = (1,6..2) d = 142 мм
L1 = 20..25 мм = 25 мм
Lп 0,5 dп = 40 мм
L2 = 10..12 мм = 12 мм
L3 = b1 = 100 мм
L4 = L2 = 12 мм
Тогда:
L = 164 мм
а = 115 мм
Окружная сила
Ft = 2T2 103 /d1 = 21500103 /71 = 40000 Н
Осевое усилие
Fa = Ft tg = 40000 tg10,23 = 7219 Н
Радиальная нагрузка
Fr = Ft tg / cos = 40000tg20/cos10,23 = 14794 Н
Построение эпюр:
l
Rb A = 0,5 Fr + Fa d1 /2L
Rb B = 0,5 Fr - Fa d1 /2L
Rb A = 0,514794 + 7219/2164 = 7419 Н
Rb B = 0,514794 – 7219/2164 = 7375 Н
Проверка: Rb A + Rb B - Fr = 0
7419+7375 - 14794 = 0 Верно.
М1 = Rb A L/2
М = Rb B L/2
М1 = 7419164/21000 = 608,4 Нм
М = 7375164/21000 = 604,8 Нм
RГ А = RГ В = 0,5Ft
М2 = Ft L/4
RГ А = RГ В = 0,5 40000 = 20000 H
М2 = 40000164/41000 = 1640 Н
Проверка: RГ А + RГ В - Ft = 0
20000+20000 - 40000 = 0 Верно.
а
RAM = FM (L+a)/L
RBM = FM a/L
FM = 125 (T2 )1/3
FM = 125(1500)1/3 = 1430,9 Н
RAM = 1430,9(164+115)/164 = 2434,3 Н
RBM =1430,9 115/164 = 1003,4 Н
Мм = FM а
Мм = 1430,9115/1000 = 164,6 Н
Найдем общий момент:
MОБЩ = [(M1 )2 + (M2 )2 ]1/2 + 0,5Мм
MОБЩ = [(608,4)2 + (1640)2 ]1/2 + 0,5164,6 = 1831,5 Н
Проверочный расчет ведомого вала .
Сталь 40х улучшенная.
Шестерня НВ1 = 270 НВ в = 900н/мм2 , г =750 н/мм2
Колесо НВ2 = 240 НВ в = 780н/мм2 , г =540 н/мм2
Коэффициент запаса для нормальных напряжений:
n = -1 /(K p a + m ),
где -1 – предел выносливости гладкого образца при симметричном цикле напряжений изгиба. -1 = 410 МПа
a – амплитуда номинальных напряжений изгиба, a МОБЩ /0,1dп 3 = 1831,5/0,1803 =
= 35 МПа
m – среднее значение номинального напряжения, m = 0.
K p – эффективный коэффициент концентрации напряжений для детали.
БЕРЕМ ИЗ ТАБЛИЦЫ 3,0
Тогда:
n = 410/(3,0 35,77) = 3,82
Коэффициент запаса для касательных напряжений:
n = -1 /(K p a + m ),
где -1 – предел выносливости гладкого образца при симметричном цикле напряжений кручения. -1 = 240 МПа
a – амплитуда номинальных напряжений кручения,
m – среднее значение номинальных напряжений, a = m = 1/2 = 10,1
K p – эффективный коэффициент концентрации напряжений для детали.
БЕРЕМ ИЗ ТАБЛИЦЫ 2,3
= 0,1
Тогда:
n = 240/(2,310,1 + 0,1 10,1) = 9,9
Общий коэффициент запаса прочности на совместное действие изгиба и кручения:
n = n n /[ (n )2 + (n )2 ]1/2
n = 3,829,9 /[3,822 + 9,92 ]1/2 = 3,56
Проверка соблюдения условия прочности:
nmin [n], где [n] = 1,5..3,5
3,56 1,5
6.Выбор подшипников.
Так как у нас косозубая передача в редукторе, то следует выбрать шариковые радиальные подшипники, которые можно использовать при небольшой
(до 30%) свободной осевой нагрузке.
Выбираем шариковый радиальный однорядный подшипник №112
по ГОСТ 8338-75 для быстроходного вала.
Основные характеристики подшипника средней серии:
Наружный диаметр:
D = 130 мм;
Ширина:
b = 31 мм;
Фаска:
r = 3,5 мм
Базовая динамическая грузоподъемность:
Сr = 92,3кН;
Базовая статическая грузоподъемность:
Соr = 48 кН;
Время работы:
LH = 15000 ч.
Выбираем самую нагруженную опору:
RA = [(RГ А )2 + (Rb А )2 ]1/2
RB = [(RГ B )2 + (Rb B )2 ]1/2
RA = [49092 + 333,442 ]1/2 = 4920,3 Н
RB = [49092 + 321,562 ]1/2 = 4919,5 Н
Значит, самая нагруженная опора А.
FA / Соr = 1771/48103 = 0,036 -e = 0,22;
Так как FA / RA = 1771/4920,3 = 0,36 e = 0,22 -X= 0,56; Y = 1,99
Произведем расчет нагрузки на подшипник:
Fэкв = (XVFR + YFA ) K KT ,где
X – коэффициент восприятия радиальной нагрузки. X= 0,56
Y – коэффициент восприятия осевой нагрузки. Y = 1,99
V – коэффициент, учитывающий вращения кольца по отношению к нагрузке. V = 1.
K – коэффициент безопасности. K = 1,3
KT – температурный коэффициент. KT = 1.
Fэкв = (0,56 1,99 4920,3 + 1,99 1771) 1,31 =11709,7 Н
Определяем базовый расчет ресурса подшипника LH :
LH = 106 [Cr / Fэкв ]3 /60n1
n1 = nдв /Uрем = 1460/2,8 = 505 об/мин
LH = 106 [92300/ 11709,7]3 /60505 = 16163,1 ч.
Этот ресурс нас удовлетворяет, значит, оставляем этот подшипник.
Выбираем шариковый радиальный однорядный подшипник №216 по ГОСТ 8338-75 для тихоходного вала.
Основные характеристики подшипника легкой серии: Основные характеристики подшипника средней серии:
Наружный диаметр:
D = 140 мм;
Ширина:
b = 26 мм;
Фаска:
r = 3 мм
Базовая динамическая грузоподъемность:
Сr = 57,0 кН;
Базовая статическая грузоподъемность:
Соr = 45,4 кН;
Время работы:
LH = 15000 ч.
Выбираем самую нагруженную опору:
RA = [(RГ А )2 + (Rb А )2 ]1/2
RB = [(RГ B )2 + (Rb B )2 ]1/2
RA = [200002 + 74192 ]1/2 = 21332 Н
RB = [200002 + 73752 ]1/2 = 21316 Н
Значит, самая нагруженная опора А.
FA / Соr = 7219/45,4103 = 0,15 -e = 0,32;
Так как FA / RA = 7219/21322 = 0,36 e = 0,32 -X= 0,56; Y = 1,31
Произведем расчет нагрузки на подшипник:
Fэкв = (XVFR + YFA ) K KT ,где
X – коэффициент восприятия радиальной нагрузки. X= 0,56
Y – коэффициент восприятия осевой нагрузки. Y = 1,31
V – коэффициент, учитывающий вращения кольца по отношению к нагрузке. V = 1.
K – коэффициент безопасности. K = 1,3
KT – температурный коэффициент. KT = 1.
Fэкв = (0,56 1,31 14794 + 1,31 7219) 1,31 =26402 Н
Определяем базовый расчет ресурса подшипника LH :
LH = 106 [Cr / Fэкв ]3 /60n1
n2 = n1 /Uред = 505/5,6= 90 об/мин
LH = 106 [57000/ 26402]3 /6090 = 16352,2 ч.
Этот ресурс нас удовлетворяет, значит, оставляем этот подшипник.
7.Выбор шпонки.
7.1 Быстроходный вал.
Проверяем прочность шпоночного соединения под ведомым шкивом ременной передачи d = 50 мм
Берем шпонку призматическую:
Сталь 60
b = 16 мм – ширина шпонки
Lш = 45..180 мм.- рабочая длина
h = 10 мм – высота шпонки
t1 = 6 мм – глубина погружения в вал
t2 = 4,5 мм – высота выпирания шпонки.
Возьмем Lш = 60 мм
Проверим шпонку на смятие:
см = 2Т1 /(h– t1 )dLш [см ] = 100 МПа
см = 2270103 /(10 – 6)5060 = 45 МПа 100 МПа
Проверяем прочность шпоночного соединения под колесом тихоходного вала
d = 87 мм.
Берем шпонку призматическую:
Сталь 60
b = 25 мм – ширина шпонки
Lш = 70..280 мм.- рабочая длина
h = 14 мм – высота шпонки
t1 = 9 мм – глубина погружения в вал
t2 = 5,4 мм – высота выпирания шпонки.
Возьмем Lш = 70 мм
Проверим шпонку на смятие:
см = 2Т1 /(h– t1 )dLш [см ] = 100 МПа
см = 21500103 /(14 – 9)8770 = 98 МПа 100 МПа
Проверяем прочность шпоночного соединения под полумуфтой тихоходного вала d = 71 мм.
Берем шпонку призматическую:
Сталь 60
b = 20 мм – ширина шпонки
Lш = 50..220 мм.- рабочая длина
h = 12 мм – высота шпонки
t1 = 7,5 мм – глубина погружения в вал
t2 = 4,9 мм – высота выпирания шпонки.
Возьмем Lш = 100 мм
Проверим шпонку на смятие:
см = 2Т1 /(h– t1 )dLш [см ] = 100 МПа
см = 21500103 /(12 – 7,5)71100 = 93,8 МПа 100 МПа
Выбранные нами шпонки проверены на смятие. Все они удовлетворяют нас.
Результирующая таблица выбранных шпонок:
Шпонка | b | h | L | t 1 | t2 |
Под колесом | 25 | 14 | 70 | 9 | 5,4 |
Под муфтой | 20 | 12 | 100 | 7,5 | 4,9 |
Под рем.пер. | 16 | 10 | 60 | 6 | 4,5 |
12. Список литературы :
1. Чернилевский Д.В.
Курсовое проектирование деталей машин и механизмов: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1980 г.
2. Дунаев П.Ф., Леликов О.П.
Конструирование узлов и деталей машин. Учебное пособие для вузов. М.: Высшая школа, 1985 г.
3. Иванов М.И.
Детали машин: Учеб. Для студентов высших технических учебных заведений. – 5-е изд., перераб. – М.: Высш. шк., 1991 г.