Расчёт и анализ надёжности системы восстанавливаемых объектов
СОДЕРЖАНИЕ: ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ Кафедра : «Электроснабжение железнодорожного транспорта»ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
Кафедра : «Электроснабжение железнодорожного транспорта»
Дисциплина : «Основы теории надёжности»
Курсовая работа
« Расчёт и анализ надёжности системы
восстанавливаемых объектов »
Вариант-077
Выполнил:
студент гр. ЭНС-04-2
Иванов А. К.
Проверил:
канд. техн. наук, доцент
Герасимов Л. Н.
Иркутск 2008
РЕФЕРАТ
В данной курсовой работе произведён расчёт и анализ надежности технической системы без учета нагрузки.
Курсовая работа содержит:
формул 2,
таблиц 4,
рисунков 4.
Введение
Системы электроснабжения относятся к классу сложных технических систем и определяются множеством свойств, из которых к числу важнейших относится свойство надежности технической системы.
Надежная работа устройств системы электроснабжения является необходимым условием обеспечения качественной и устойчивой работы железнодорожного транспорта. Анализ и обеспечение работоспособного состояния систем электроснабжения на этапах проектирования и эксплуатации – сложная задача, для решения которой используется математический аппарат теории надежности.
Задание на расчёт
· Определить оценки показателей надежности (коэффициент готовности) для элементов системы, показанной на схеме замещения, по данным статистки отказов и восстановления за период эксплуатации N лет, с учетом паспортных данных.
· Составить модель структуры сети для анализа надежности логико-вероятностным методом и определить значения ее показателей. Рассчитать и построить графики зависимости коэффициента готовности системы и вероятности отказа питания от каждого источника генерации на L последующих лет эксплуатации, с разбивкой по кварталам.
· Сделать выводы о необходимости технического обслуживания по критерию минимально допустимого уровня надежности.
Условия расчета : пренебречь ненадежностью источников питания и шин 110 и 10 кв. Законы распределения отказов и восстановления принять экспоненциальными, отказы элементов - независимыми. Для двухцепных ЛЭП учитывать только отказ 2-х цепей. Для трансформаторов учитывать только восстановление аварийным ремонтом.
Принять в данной задаче, что пропускная способность всех устройств сети выше максимальной нагрузки.
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ
Схема замещения заданной подстанции показана на рис 1, ее описание и исходные данные приведены в табл. 1.
![]() |
Описание схемы и параметры расчета:
· Длина линий: Л1 = 42 км; Л2 = 142 км. Линия Л2 – двухцепная.
· Выключатели: В1 и В2 - масляные, В3 – воздушный.
· Период эксплуатации N = 6 лет; период прогнозирования L = 3 года.
· Минимально допустимый уровень надежности kГдоп = 0.89 .
Все выключатели и отделители включены.
Таблица 1
Исходные данные по элементам схемы
Элемент |
– частота отказов, откл/год |
t в - ср. время восстановления, 10-3 лет/отказ |
Число отказов |
Время восстановления 10-3 лет/отказ |
|||
Паспортные данные |
Статистика отказов |
||||||
В1 |
0.01 |
2.5 |
2 |
26.8; 12.6 |
|||
В2 |
0.01 |
2.5 |
3 |
31.5; 17.6; 23.7 |
|||
В3 |
0.07 |
2.5 |
0 |
- |
|||
В4 |
0.01 |
2.5 |
2 |
18.6; 42.2 |
|||
Л1 |
0.592 |
0.5 |
1 |
16.4 |
|||
Л2 |
0.625 |
3.0 |
0 |
- |
|||
От1 |
0.013 |
0.4 |
0 |
- |
|||
От2 |
0.013 |
0.4 |
0 |
- |
|||
От3 |
0.013 |
0.4 |
0 |
- |
|||
Т1 |
0.01 |
60.0 |
0 |
- |
|||
Т2 |
0.01 |
60.0 |
0 |
- |
|||
Т3 |
0.01 |
60.0 |
0 |
- |
Решение
Жирным шрифтом (табл. 1) выделены параметры линий, пересчитанные на их конкретную длину:
Л1 : |
1.41(42 км/100 км) = 0.592 откл/год; |
Л2 : |
0.44(142 км/100 км) = 0.625 откл/год. |
По данным статистики отказов, рассчитаем оценки частоты отказов и среднего времени их восстановления.
g = N /M ; i * = (1-g) · i + g ·(ni \N); t
в
i
*
= (1-g) · t
в
i
+ g ·
( |
|
(1) |
где N -
период эксплуатации; M=
N+15
– полное «время старения» априорных данных;
i
– номер элемента, ni
– число отказов i-го
элемента за период эксплуатации; j
- индекс; - время восстановления i-го
элемента при j
-м отказе. Верхним индексом * отмечены оценки параметров – эти значения должны быть использованы в формуле коэффициентов готовности элементов.
kг
=. (2)
Приведем пример расчета для одного из отказавших элементов (выключатель В1 ):
· вес измерений определим как «коэффициент старения информации»:
g = 6/(6+15) = 0.28; (1- g ) = 0.72;
· оценки параметров найдем по формулам (1.4) и (1.3):
*( В1 ) = (1- g ) · ( В1 ) + g · ( 2/6 ) =
= 0.720.01 + 0.280.33 = 0.1005 откл/год;
t *в (В1 ) = (1- g ) · t в ( В1 ) + g · [(26.8+ 12.6)/2] =
= 0.72 2.5 + 0.28 19.7 = 7.316 ·10-3 лет/отказ.
k г (В1 ) = 1 / (1+ 0,10057.31610-3 ) = 0.99926
В табл. 2 приведены результаты расчетов. При отсутствии данных об отказах, остаются паспортные (априорные) значения. В таблицу введен дополнительный столбец «переменная xi », который будет заполнен далее.
Таблица 2
Результаты расчета показателей по статистике отказов
Элемент |
Переменная xi |
* – частота отказов, откл/год |
t *в - ср. время восстановления 10-3 лет/отказ |
Кг -коэфф. готовности |
В1 |
x 1 |
0,1005 |
7,316 |
0,99926 |
В2 |
X 5 |
0,1472 |
8,594 |
0,99873 |
В3 |
x 23 |
0,07 |
2,5 |
0,99982 |
В4 |
x34 |
0,1005 |
10,312 |
0,99896 |
Л1 |
x 1 2 |
0,4729 |
4,952 |
0,99766 |
Л2 |
x45 |
0,625 |
3 |
0,999 |
От1 |
x 2 6 |
0,013 |
0,4 |
0,99999 |
От2 |
x 3 7 |
0,013 |
0,4 |
0,99999 |
От3 |
x48 |
0,013 |
0,4 |
0,99999 |
Т1 |
x6 |
0,01 |
60,0 |
0,9994 |
Т2 |
x7 |
0,01 |
60,0 |
0,9994 |
Т3 |
x8 |
0,01 |
60,0 |
0,9994 |
Исходя из заданной схемы замещения, составим ЛФР, учитывая все возможные пути от источника к потребителю. Для этого преобразуем исходную схему к структурной для анализа надежности, введя дополнительные узлы и переменные состояния xi . Отметим, что понятия «узлы» и «связи» для схем замещения и структурной могут не совпадать: так, отделитель «От1 » представлен в структурной схеме «связью» x 26 , см. рис 2. Кроме того, так как объекты генерации и шины 10 кв., по условию задачи, абсолютно надежны, при составлении схемы для анализа надежности их можно не учитывать, если они не являются элементами связи или ветвления (например – шины 110 кв должны быть введены в структурную схему как узлы ветвления 2 и 3).
Переменные структурной схемы описаны в таблице соответствия 3.
Таблица 3
Соответствие параметров состояния структурной схемы элементам схемы замещения
x 1 : состояние выключателя В1 , |
х5 : состояние выключателя В2 , |
x 12 : состояние линии Л1 , |
x 26 : состояние отделителя От1 , |
x 2 : состояние шин 110 кв , |
х6 : состояние трансформатора Т 1 , |
x 23 : состояние выключателя ШСВ В3 |
х 37 : состояние отделителя От2 , |
x 3 : состояние шин 110 кв , |
х7 : состояние трансформатора Т2 , |
x 34 : состояние выключателя ШСВ В4 |
х 48 : состояние отделителя От3 , |
х4 : состояние шин 110 кв, |
х8 : состояние трансформатора Т3 . |
x 45 : состояние линии Л2 , |
Рис 2. Структурная схема анализа надёжности
Из схемы на рис 2 видно, что ЛФР системы представляет дизъюнкцию ЛФР шести путей электропитания (в индексе пути использованы только номера узлов структурной схемы):
Z = Z1-2-6 + Z1-2-3-7 + Z1-2-3-4-8 + Z5-4-8 + Z5-4-3-7 + Z5-4-3-2-6 .
Раскрывая ЛФР правой части, получим
Z = ( x 1 x 12 x 2 x 26 x 6 )+( x 1 x 12 x 2 x 23 x 3 x 37 x 7 )+ ( x 1 x 12 x 2 x 23 x 3 x 34 x 4 х48 х8 )+ +( x 5 x 45 x 4 x 48 x 8 )+( x 5 x 45 x 4 x 34 x 3 x 37 x 7 )+ ( x 5 x 45 x 4 x 34 x 3 x 23 x 2 х26 х6 ).
Упростим данное выражение, учитывая, что x 2 =1, x 3 =1 и х4 =1,
Z = ( x 1 x 12 )·( x 26 x 6 + x 23 ·( x 37 x 7 + х34 х48 х8 ))+ ( x 5 x 45 )·( x 48 x 8 + x 34 ·( x 37 x 7 + +х23 х26 х6 )) = Z 1-2 · ( Z 2-6 + Z 2-3 ( Z 3-7 + Z 3-8 )) + Z 5-4 ·( Z 4-8 + Z 4-3 ( Z 3-7 + Z 3-6 ))
Структурная схема представления ЛФР показана на рис. 3.
Рис 3. Схема представления ЛФР
Раскроем выражения составляющих ЛФР P( Z = 1), для ее конкретного представления и заданного экспоненциального закона распределения:
· Для блоков последовательных элементов на рис. 3:
P(Z1-2
=1 ) = P(x1
=1)·P( x12
=1) = p1-2
= ,
P(Z5-4
=1 ) = P(x5
=1)·P( x45
=1) = p5-4
=
,
P(Z2-3
=1 ) = P(x23
=1) = p2-3
=
,
P(Z4-3
=1 ) = P(x43
=1) = p4-3
=
.
· Для блоков параллельных элементов на рис. 3:
P
(
) =
P
(
26
=1)·
P
(
6
=1) =
q
2-6
=
,
P
(
) =
P
(
37
=1)·
P
(
7
=1) =
q
3-7
=
,
P
(
) =
P
(
34
=1)·
P
(
48
=1)·
P
(
8
=1) =
q
3-8
=
,
P
(
) =
P
(
48
=1)·
P
(
8
=1) =
q
4-8
=
,
P
(
) =
P
(
23
=1)·
P
(
26
=1)·
P
(
6
=1) =
q
3-6
=
,
Введем промежуточные обозначения:
p 3-7-8 = 1- q 3-7-8 = 1- q 3-7 q 3-8 - ВБР блока параллельных элементов Z 3-7 + Z 3-8 ,
p 3-7-6 = 1- q 3-7-6 = 1- q 3-7 q 3-6 - ВБР блока параллельных элементов Z 3-7 + Z 3-6 ,
q 2-7-8 = 1- p 2-7-8 = 1- p 2-3 p 3-7-8 - вероятность отказа блока последовательных элементов Z 2-3 ( Z 3-7 + Z 3-8 ) ,
q 4-7-6 = 1- p 4-7-6 = 1- p 4-3 p 3-7-6 – вероятность отказа блока последовательных элементов Z 4-3 ( Z 3-7 + Z 3-6 ),
p 2-6-7-8 = 1- q 2-6-7-8 = 1- q 2-6 q 2-7-8 – ВБР питания на пути от узла №2 на схеме замещения,
p 4-8-7-6 = 1- q 4-8-7-6 = 1- q 4-8 q 4-7-6 - ВБР питания на пути от узла №4 на схеме замещения,
q 1* = 1 - p 1-2 p 2-6-7-8 - ВО питания на пути от узла №1 на схеме замещения,
q 5* = 1 – p 5-4 p 4-8-7-6 - ВО питания на пути от узла №2 на схеме замещения.
В итоге, записываем окончательно
Q = q1* q5* ; kГ ( t) = P( Z = 1) = 1 – Q.
Расчеты, выполненные по полученным формулам, приведены в табл. 4. Данные таблицы характеризуют изменение составляющих ЛФР на заданном периоде предстоящей эксплуатации (L = 3 года) с поквартальной разбивкой. На рис. 4. показаны графики изменения трех основных показателей надежности данной системы: q 1* ( t ), q 5* ( t ) , k Г ( t ), построенные по данным табл. 1.4. Такой вид изменения показателей во времени типичен для экспоненциального закона распределения.
На основании полученных результатов следует провести качественный анализ надежности заданной схемы электропитания и сделать выводы о необходимости технического обслуживания на рассматриваемом периоде эксплуатации.
Точное значение tдоп может быть получено решением уравнения
kГ (tдоп ) = kГдоп ,
любым из численных методов, но для планирования сроков технического обслуживания достаточно указать интервал времени, в котором первый раз нарушается критерий, так как зависимость kГ (tдоп ) является монотонно убывающей.
Из таблицы и графиков видно, что критерий нарушается уже в третьем квартале 1-го года последующей эксплуатации:
kГ ( 0.5) kГдоп kГ ( 0.75), или: 0.9199 0.9 0.8458,
поэтому tдоп = 0.5 и техническое обслуживание (профилактическое) следует назначить во втором квартале.
Таблица 4
Формула Z(*) |
1-й год |
2-й год |
3-й год |
||||||||||
0,25 |
0,5 |
0,75 |
1 |
1,25 |
1,5 |
1,75 |
2 |
2,25 |
2,5 |
2,75 |
3 |
||
p12
= |
0,57344 |
0,866442 |
0,750722 |
0,650457 |
0,563583 |
0,488312 |
0,423094 |
0,366587 |
0,317626 |
0,275205 |
0,238449 |
0,206602 |
0,179009 |
p5-4
=
|
0,7722 |
0,824441 |
0,679703 |
0,560374 |
0,461996 |
0,380888 |
0,31402 |
0,258891 |
0,21344 |
0,175969 |
0,145076 |
0,119606 |
0,098608 |
p2-3
=
|
0,07 |
0,982652 |
0,965605 |
0,948854 |
0,932394 |
0,916219 |
0,900325 |
0,884706 |
0,869358 |
0,854277 |
0,839457 |
0,824894 |
0,810584 |
p4-3
=
|
0,10053 |
0,97518 |
0,950976 |
0,927372 |
0,904355 |
0,881909 |
0,86002 |
0,838674 |
0,817858 |
0,797559 |
0,777763 |
0,758459 |
0,739634 |
q
2-6
=
|
0,023 |
0,005734 |
0,011434 |
0,017102 |
0,022738 |
0,028341 |
0,033912 |
0,039451 |
0,044958 |
0,050434 |
0,055878 |
0,061291 |
0,066673 |
q
3-7
=
|
0,023 |
0,005734 |
0,011434 |
0,017102 |
0,022738 |
0,028341 |
0,033912 |
0,039451 |
0,044958 |
0,050434 |
0,055878 |
0,061291 |
0,066673 |
q
3-8
=
|
0,12353 |
0,030411 |
0,059898 |
0,088488 |
0,116208 |
0,143085 |
0,169145 |
0,194412 |
0,218911 |
0,242665 |
0,265697 |
0,288028 |
0,30968 |
q
4-8
=
|
0,023 |
0,005734 |
0,011434 |
0,017102 |
0,022738 |
0,028341 |
0,033912 |
0,039451 |
0,044958 |
0,050434 |
0,055878 |
0,061291 |
0,066673 |
q
3-6
=
|
0,093 |
0,022982 |
0,045435 |
0,067373 |
0,088806 |
0,109747 |
0,130207 |
0,150196 |
0,169726 |
0,188808 |
0,20745 |
0,225664 |
0,24346 |
p 3-7-8 =1- q 3-7 q 3-8 |
- |
0,999826 |
0,999315 |
0,998487 |
0,997358 |
0,995945 |
0,994264 |
0,99233 |
0,990158 |
0,987761 |
0,985153 |
0,982346 |
0,979353 |
p 3-7-6 = 1- q 3-7 q 3-6 |
- |
0,999868 |
0,99948 |
0,998848 |
0,997981 |
0,99689 |
0,995584 |
0,994075 |
0,992369 |
0,990478 |
0,988408 |
0,986169 |
0,983768 |
q 2-7-8 =1- p 2-3 p 3-7-8 |
- |
0,017519 |
0,035056 |
0,052582 |
0,07007 |
0,087497 |
0,10484 |
0,12208 |
0,139198 |
0,156178 |
0,173006 |
0,189668 |
0,206152 |
q 4-7-6 =1- p 4-3 p 3-7-6 |
- |
0,024949 |
0,049518 |
0,073696 |
0,097471 |
0,120834 |
0,143778 |
0,166296 |
0,188383 |
0,210036 |
0,231253 |
0,252032 |
0,272372 |
p 2-6-7-8 =1- q 2-6 q 2-7-8 |
- |
0,9999 |
0,999599 |
0,999101 |
0,998407 |
0,99752 |
0,996445 |
0,995184 |
0,993742 |
0,992123 |
0,990333 |
0,988375 |
0,986255 |
p 4-8-7-6 =1- q 4-8 q 4-7-6 |
- |
0,999857 |
0,999434 |
0,99874 |
0,997784 |
0,996575 |
0,995124 |
0,99344 |
0,991531 |
0,989407 |
0,987078 |
0,984553 |
0,98184 |
q 1* = 1 - p 1-2 p 2-6-7-8 |
- |
0,133645 |
0,249579 |
0,350128 |
0,437315 |
0,512899 |
0,57841 |
0,635179 |
0,684362 |
0,726963 |
0,763856 |
0,7958 |
0,823452 |
q 5* = 1 – p 5-4 p 4-8-7-6 |
- |
0,175677 |
0,320682 |
0,440332 |
0,539028 |
0,620416 |
0,687512 |
0,742808 |
0,788368 |
0,825895 |
0,856799 |
0,882241 |
0,903182 |
k Г ( t )=1 – q1* q5* |
- |
0,976522 |
0,919964 |
0,845828 |
0,764275 |
0,681789 |
0,602337 |
0,528184 |
0,460471 |
0,399605 |
0,345529 |
0,297913 |
0,256273 |
Заключение
В курсовой работе были показаны методы исследования и обеспечения надежности технических систем и получение практических навыков в определении отдельных показателей надежности применительно к устройствам электроснабжения. Нами рассматривался логико-вероятностный метод построения модели сложной системы для расчета и анализа надежности заданного объекта электроснабжения.
Литература
1. Надежность и диагностика систем электроснабжения железных дорог: учебник для ВУЗов ж\д транспорта / А.В. Ефимов, А.Г. Галкин.- М: УМК МПС России, 2000. - 512с.
2. Китушин В.Г. Надежность энергетических систем: учебное пособие для электроэнергетических специальностей вузов.- М.: Высшая школа, 1984. – 256с.
3. Ковалев Г.Ф. Надежность и диагностика технических систем: задание на контрольную работу №2 с методическими указаниями для студентов IV курса специальности «Электроснабжение железнодорожного транспорта». – Иркутск: ИРИИТ, СЭИ СО РАН, 2000. -15с.
4. Дубицкий М.А. Надежность систем энергоснабжения: методическая разработка с заданием на контрольную работу. – Иркутск: ИрИИТ, ИПИ, СЭИ СО РАН, 1990. -34с.
5. Пышкин А.А. Надежность систем электроснабжения электрических железных дорог. – Екатеринбург: УЭМИИТ, 1993. - 120 с.
6. Шаманов В.И. Надежность систем железнодорожной автоматики и телемеханики: учебное пособие. Иркутск: ИрИИТ, 1999. 223с.
7. Гук Ю.Б. Анализ надежности электроэнергетических установок. - Л.: Энергоатомиздат, Ленинградское отд., 1988. – 224с.
8. Маквардт Г.Г. Применение теории вероятностей и вычислительной техники в системе энергоснабжения.- М.: Транспорт, 1972. - 224с.
9. Надежность систем энергетики. Терминология: сборник рекомендуемых терминов. - М.: Наука, 1964. -Вып. 95. – 44с.