Расходы бюджетов РФ на национальную оборону
СОДЕРЖАНИЕ: Курсовая работа По дисциплине “Бюджетная система” На тему: «Расходы бюджетов РФ на национальную оборону» Содержание: Введение ..3Курсовая работа
По дисциплине “Бюджетная система”
На тему:
«Расходы бюджетов РФ на национальную оборону»
Содержание:
Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1.Экономическая сущность расходов бюджетов…………………..5
1.1. Сущность и функции бюджета…………………………….………..7
1.2. Классификация расходов бюджетов РФ………………………..….11
1.3. Характеристика расходов на национальную оборону…………
Глава 2.Анализ расходов федерального бюджета на национальную оборону за 2007-2008 г…………………………………………………………….…16
Глава 3.Прогноз расходования средств на национальную оборону
в 2009-2011г…………………………………………………………..…….22
Заключение………………………………………………………………….26
Список использованной литературы……………………………….……..28
Введение
Федеральный бюджет – это имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год, он занимает центральное место в системе государственных финансов. В соответствии со статьей 6 БК РФ Бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач.
Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т. к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования .
Необходимость осуществления расходов на национальную оборону предопределяется одной из важнейших задач государства по созданию и укреплению системы национальной безопасности, гарантирующей сохранение России в качестве суверенного государства и её территориальной целостности, неприкосновенности исторических, культурных и духовных ценностей. Поддержание национальной обороны должно обеспечиваться на базе соответствия военной политики государства, военной доктрины, долгосрочных планов строительства Вооруженных Сил финансово-экономическим и материальным возможностям страны.
Установление жесткого уровня расходов на национальную оборону направлено на решение задачи перехода к планированию расходов не на основе заявленных потребностей, а исходя из возможностей бюджета.
Военный бюджет — часть федерального бюджета. Поэтому включение непосредственных военных расходов в единую систему государственных расходов предполагает соблюдение общих требований по рациональному и экономному определению потребностей.
Военный бюджет представляет собой группировку расходов, связанных с обеспечением обороны государства, по наиболее существенным признакам, принятую как военным ведомством, так и государственными плановыми и финансовыми органами, а также отвечающую определенным международным требованиям.
Планирование расходов на национальную оборону является неотъемлемой частью планирования расходов федерального бюджета на предстоящий финансовый год, а также формируемого прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и разрабатываемых проектировок основных расходов федерального бюджета на среднесрочную перспективу в два последующих финансовых года.
Целью курсовой работы является рассмотрение расходов на национальную оборону.
В связи с поставленной целью решаются следующие задачи:
- рассмотреть экономическую сущность расходов бюджета,
- проведение анализа расходов на национальную оборону
- прогнозирование расходов на национальную оборону в 2009-2011 г.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Экономическая сущность и расходы бюджетов
1.1. Сущность и функции бюджета
Бюджет это система отношений, которая опосредствует процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства. Именно это свидетельствует о том, что бюджет является экономической категорией, которая выражает две стороны финансовых отношений – государство с одной стороны и юридические и физические лица с другой.
Бюджетная система Российской Федерации включает федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты и бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Бюджетный кодекс определяет бюджет как форму образования и использования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
По материальному содержанию бюджет является формой образования и использования централизованного фонда денежных средств.
По социально-экономической сущности бюджет выступает как орудие перераспределения национального дохода.
Бюджет выступает важнейшей финансовой категорией, и как финансовая категория бюджет выражает совокупность денежных отношений между различными субъектами воспроизводства в процессе формирования и использования основного централизованного фонда денежных средств.
Этот фонд дает возможность регулировать пропорции и преодолевать периодически возникающие в процессе производства диспропорции.
Бюджет тесно взаимодействует со всеми сферами и звеньями финансовой системы.
Как важнейший финансовый план бюджет обусловлен тем, что он утверждается как закон. Бюджет увязан со всеми финансовыми планами юридических и физических лиц через налоговую систему.
Бюджет обеспечивает распределение и перераспределение ВВП.
Бюджет связан с кредитной системой и со всеми кредитными планами, поскольку бюджет тесно взаимодействует с ЦБ.
Бюджет занимает центральное место в финансовой системе. Во-первых, на него приходится значительная доля ресурсов страны. Федеральный бюджет осуществляет финансирование внешнеэкономической деятельности. Бюджет выступает главным инструментом финансового контроля за формированием и использованием всех финансовых ресурсов страны.
Бюджет выступает мощным рычагом регулирования экономики. С его помощью государство управляет экономическим процессами. Необходимость регулирования через бюджет вытекает из особенностей самого процесса производства, т.к. производство должно регулироваться.
Бюджет выполняет следующие функции:
1. Перераспределительная. Эта функция включает две стороны. Первая – это мобилизация средств. Вторая сторона – это использование мобилизованных средств. Бюджет вынужден осуществлять перераспределение материальных ценностей между двумя сферами – сферой материального производства и сферой нематериального производства. Необходимость этой функции также связана с неравномерностью развития отраслей хозяйства, неравномерностью распределения по территориям и отсутствием социального равенства. Особенность этой функции состоит в следующем:
- Одна и та же часть национального дохода проходит многократно через бюджет.
- Масштабность движения денежных потоков через бюджет. Доля всех бюджетов в национальном доходе составляет 30-40%.
- Распределение через бюджет идет не в порядке первичного распределения, а в порядке вторичного перераспределения.
2. Регулирование и стимулирование экономики. Государство с помощью бюджета осуществляет прямое и косвенное влияние на процесс производства.
3. Социальная функция.
4. Контрольная функция. Вообще некоторые функции финансов и бюджета перекликаются, т.к. бюджет – основное звено финансовой системы.
1.2 Классификация расходов бюджета
Классификация расходов бюджетов представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней и отражает направление бюджетных средств на выполнение единицами сектора государственного управления и местного самоуправления основных функций, решение социально-экономических задач.
Код классификации расходов занимает 20 знаков и имеет следующую структуру:
1) код главного распорядителя бюджетных средств;
2) код раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов;
3) код классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.
Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.
Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделами и подразделами классификации расходов бюджетов являются:
1) общегосударственные вопросы, в нем отражаются расходы на:
функционирование Президента Российской Федерации, функционирование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и муниципального образования, функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований, функционирование Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций, судебная система, обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора, обеспечение проведения выборов и референдумов, международные отношения и международное сотрудничество, государственный материальный резерв, фундаментальные исследования, обслуживание государственного и муниципального долга, резервные фонды, прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов, другие общегосударственные вопросы;
2) национальная оборона, в нем отражаются расходы, связанные с обеспечением национальной обороны:
расходы на содержание и обеспечение деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, модернизацию Вооруженных Сил Российской Федерации и воинских формирований, мобилизационную и вневойсковую подготовку, мобилизационную подготовку экономики, подготовку и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности, ядерно-оружейный комплекс, реализацию международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества, прикладные научные исследования в области национальной обороны, другие вопросы в области национальной обороны;
3) национальная безопасность и правоохранительная деятельность. В данном разделе отражаются расходы на содержание и обеспечение деятельности
органов прокуратуры, органов внутренних дел, внутренние войска, органов юстиции, системы исполнения наказаний, органов безопасности, органов пограничной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона, обеспечение пожарной безопасности, миграционная политика, модернизация внутренних войск, войск гражданской обороны, а также правоохранительных и иных органов, прикладные научные исследования в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности, другие вопросы в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности;
4) национальная экономика, отражает расходы на обеспечение деятельности отраслей экономики:
общеэкономические вопросы, топливно-энергетический комплекс, исследование и использование космического пространства, воспроизводство минерально-сырьевой базы, сельское хозяйство и рыболовство, водное хозяйство, лесное хозяйство, транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика, прикладные научные исследования в области национальной экономики, другие вопросы в области национальной экономики;
5) жилищно-коммунальное хозяйство, отражаются расходы на содержание и обеспечение деятельности жилищно-коммунальной отрасли экономики:
жилищное хозяйство, коммунальное хозяйство, благоустройство, прикладные научные исследования в области жилищно-коммунального хозяйства, другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства;
6) охрана окружающей среды, включает в себя расходы на экологический контроль, сбор, удаление отходов и очистка сточных вод, охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания,
прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды,
другие вопросы в области охраны окружающей среды;
7) образование, предусматривает дошкольное образование, общее образование, начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации, высшее и послевузовское профессиональное образование, молодежная политика и оздоровление детей, прикладные научные исследования в области образования, другие вопросы в области образования;
8) культура, кинематография, средства массовой информации, отражает расходы на предоставление услуг в этой сфере:
Культура, кинематография, телевидение и радиовещание, периодическая печать и издательства, прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии, средств массовой информации, другие вопросы в области культуры, кинематографии, средств массовой информации;
9) здравоохранение, физическая культура и спорт включает в себя такие расходы как стационарная медицинская помощь, амбулаторная помощь, медицинская помощь в дневных стационарах всех типов, скорая медицинская помощь, санаторно-оздоровительная помощь, заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов, санитарно-эпидемиологическое благополучие, физическая культура и спорт, прикладные научные исследования в области здравоохранения, физической культуры и спорта, другие вопросы в области здравоохранения, физической культуры и спорта;
10) социальная политика отражает расходы на пенсионное обеспечение, социальное обслуживание населения, социальное обеспечение населения, охрана семьи и детства, прикладные научные исследования в области социальной политики, другие вопросы в области социальной политики;
11) межбюджетные трансферты включают в себя дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии), субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
иные межбюджетные трансферты, межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов.
Перечень и коды целевых статей и видов расходов бюджета утверждаются в составе ведомственной структуры расходов законом (решением) о бюджете либо в установленных настоящим Кодексом случаях сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета.
Целевые статьи и виды расходов бюджетов формируются в соответствии с расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов.
Каждому публичному нормативному обязательству, долгосрочной целевой программе (подпрограмме), обособленной функции (сфере, направлению) деятельности органов государственной власти (органов местного самоуправления), присваиваются уникальные коды целевых статей и (или) видов расходов соответствующего бюджета.
Порядок формирования перечня и кодов целевых статей и видов расходов бюджетов в части, относящейся к публичным нормативным обязательствам, а также обеспечению деятельности (выполнению полномочий) органов государственной власти (государственных органов) и органов местного самоуправления устанавливается Министерством финансов Российской Федерации.
Перечень и коды целевых статей и (или) видов расходов бюджетов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенций или межбюджетных субсидий, определяются в порядке, установленном финансовым органом, осуществляющим составление и организацию исполнения бюджета, из которого предоставляются указанные субвенции и межбюджетные субсидии.
Перечень и коды целевых статей и (или) видов расходов федерального бюджета в части, касающейся финансового обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение военной и правоохранительной службы, должны обеспечивать сопоставимость и соблюдение единых принципов отражения соответствующих расходов.
1.3. Характеристика расходов на национальную оборону
Необходимость осуществления расходов на национальную оборону, предопределяется одной из важнейших задач государства по созданию и укреплению системы национальной безопасности, гарантирующей сохранение России в качестве суверенного государства и её территориальной целостности, неприкосновенности исторических, культурных и духовных ценностей.
В процессе планирования расходов на национальную оборону учитываются первоочередные мероприятия военной реформы: сокращение численности Вооруженных Сил, совершенствование их структуры, оптимизация структуры расходов путем совершенствования оснащения войск военной техникой и вооружением, переход к комплектованию Вооруженных Сил на контрактной основе, создание гарантированной системы материального и социального обеспечения военнослужащих и лиц, увольняемых с военной службы.
Установление жесткого уровня расходов на национальную оборону направлено на решение задачи перехода к планированию расходов не на основе заявленных потребностей, а исходя из возможностей бюджета.
Военный бюджет — часть федерального бюджета. Поэтому включение непосредственных военных расходов в единую систему государственных расходов предполагает соблюдение общих требований по рациональному и экономному определению потребностей.
Планирование расходов на национальную оборону является неотъемлемой частью планирования расходов федерального бюджета на предстоящий финансовый год, а также формируемого прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и разрабатываемых проектировок основных расходов федерального бюджета на среднесрочную перспективу в два последующих финансовых года.
Рассмотрение ассигнований, направляемых на национальную оборону проходит в четырех чтениях и утверждается Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в составе федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год. Планирование осуществляется в соответствии с бюджетной классификацией расходов федерального бюджета.
Раздел 0200 Национальная оборона состоит из девяти подразделов и аккумулирует расходы, связанные с обеспечением национальной обороны, в том числе: расходы на содержание и обеспечение деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, мобилизационную и вневойсковую подготовку, мобилизационную подготовку экономики, подготовку и участие Российской Федерации в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности, реализацию связанных с обеспечением национальной обороны мероприятий ядерно-оружейного комплекса, прикладные научные исследования, а также другие вопросы в области национальной обороны.
По подразделу 0201 Вооруженные Силы Российской Федерации подлежат отражению расходы на обеспечение деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации в сфере наземной, морской, военно-воздушной, противоракетной и космической обороны в целях обеспечения необходимого уровня обороноспособности государства и транспортные расходы мобилизационной и вневойсковой подготовки.
Указанный подраздел отражает также расходы, связанные с содержанием аппаратов военных атташе при посольствах Российской Федерации за границей, а также обеспечением деятельности военных прокуратур в установленной сфере деятельности.
По подразделу 0202 Модернизация Вооруженных Сил Российской Федерации и воинских формирований подлежат отражению расходы, связанные с модернизацией Вооруженных Сил Российской Федерации, а также расходы по обеспечению деятельности военных прокуратур за счет средств выделяемых на эти цели в соответствии с бюджетным законодательством.
По подразделу 0203 Мобилизационная и вневойсковая подготовка подлежат отражению расходы, связанные с боевой и мобилизационной подготовкой Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск, обеспечением воинского учета и призыва в армию.
По подразделу 0204 Мобилизационная подготовка экономики отражаются расходы по осуществлению комплекса мероприятий по мобилизационной подготовке экономики государства к работе в период мобилизации и в военное время.
По подразделу 0205 Подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности подлежат отражению расходы, связанные с руководством вопросами военной помощи и управлением миссиями по оказанию военной помощи, предоставлением военной помощи в виде грантов, предоставлением оборудования на взаимообразной основе, предоставлением Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности, обеспечением коллективной безопасности на долевой основе со странами СНГ.
По подразделу 0206 Ядерно-оружейный комплекс подлежат отражению расходы по реализации мероприятий ядерно-оружейного комплекса в области обеспечения национальной обороны.
По подразделу 0207 Реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества отражаются расходы по реализации международных соглашений со странами СНГ и другими зарубежными странами в сфере военно-технического сотрудничества.
В подразделе 0208 Прикладные научные исследования в области национальной обороны подлежат отражению расходы, связанные с обеспечением деятельности государственных учреждений, осуществляющих прикладные исследования и экспертные разработки, связанные с национальной обороной, а также оплата работ по государственному оборонному заказу в части научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, экспериментальных разработок, связанных с обороной, утилизацией и ликвидацией вооружения, военной техники, химического оружия и др.
В подразделе 0209 Другие вопросы в области национальной обороны подлежат отражению расходы на руководство, управление и поддержку в отношении таких видов деятельности, как разработка общей политики, планов, программ и бюджетов, связанных с обороной, оборонным заказом, специальным строительством, военно-техническим сотрудничеством, по выполнению функций и руководству указанной деятельностью, а также расходы на вопросы национальной обороны, не отнесенные к другим подразделам.
Глава 2. Анализ расходов федерального бюджета на национальную оборону за 2007-2008 г.
В 2007 году расходы федерального бюджета составили 6 531 389 321, 7 тыс. рублей. Из них расходы на национальную оборону составили 839 102 587,6 тыс. рублей, что составляет примерно 7,8 процентов от всего объема расходов.
В 2008 году расходы федерального бюджета составили 5 781 044 997,2 тыс. рублей, из них национальная оборона составила 509 102 209,2 тыс. рублей, это 11,35 процентов. Таким образом, удельный вес раздела в общих расходах федерального бюджета повысился с 7,5 процентов в 2007 году до 11,35 процентов в 2008 году, но в целом расходы снизились на 330 000 378, 4 тыс. рублей, или в 1,6 раза.В диаграммах 1 и 2 можно увидеть, как происходит изменение расходов федерального бюджета.
Диаграмма 1. Динамика расходов федерального бюджета
на национальную оборону ( в млрд. руб.)
Диаграмма 2. Удельный вес раздела в общих
расходах федерального бюджета ( в %)
Основные направления расходов в сфере национальной обороны:
(млрд. руб)
2007 г. |
2008 г. |
Темп роста (%) | Прирост | |
Боевая подготовка | 17,2 | 22,3 | 129,6 | 5,1 |
Материально-техническое обеспечение | 96,2 | 100,1 | 104 | 3,9 |
Воинские формирования (органы, подразделения) | 218,6 | 270,6 | 123,8 | 52 |
Военный персонал | 121,3 | 161,8 | 133 | 40,5 |
Обеспечение функционирования Вооруженных Сил Российской Федерации | 74,7 | 77,7 | 104 | 3 |
По данной таблице видно, что основные направления расходов в сфере национальной обороны имеют хороший темп роста и прирост в сумме равен 104,5 млрд. рублей, что нельзя не отметить. По приросту можно заметить, что военный персонал и воинские формирования являются приоритетными направлениями в сфере национальной обороны.
Рассмотрим расходы по подразделам раздела “Национальная оборона”:
(млрд. руб.)
подразделы | 2007 г. |
2008 г. |
Прирост |
Вооруженные Cилы Российской Федерации | 606,1 |
419,9 |
-186,2 |
Мобилизационная и вневойсковая подготовка | 4,2 |
5,2 |
1 |
Мобилизационная подготовка экономики | 4,7 |
- |
- |
Подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности | 0,11 | 0,84 | 0,73 |
Ядерно-оружейный комплекс | 12,1 |
- |
- |
Реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества | 6,6 | - | - |
Прикладные научные исследования в области национальной обороны | 122,7 |
9 |
-113,7 |
Другие вопросы в области национальной обороны | 82,4 |
74,7 |
-7,7 |
Из таблицы видно, что в 2008 году расходы на национальную оборону резко сократились. По подразделу «Вооруженные Силы Российской Федерации», расходы были сокращены в 1,5 раза и по подразделу «Прикладные научные исследования в области национальной обороны» в 13,5 раз. Но все-таки удельный вес расходов в общем объеме отчислений из федерального бюджета на национальную оборону в 2007 составил 7,8 %, а в 2008 году - 11,3%. Таким образом можно утверждать что государство не оставляет свою политику по развитию военной сферы деятельности.
Финансирование федеральных целевых программ в области национальной обороны в 2007-2008г., млн. руб.:
Наименование программ, подпрограмм | 2007 год |
2008 год |
Федеральная целевая программа Глобальная навигационная система | 3 440,0 |
3 093,0 |
Подпрограмма Обеспечение функционирования и развития системы ГЛОНАСС | 3 440,0 |
3 093,0 |
Федеральная целевая программа Развитие российских космодромов на 2006 - 2015 годы | 1 831,7 |
3 489,9 |
Государственная программа Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006 - 2008 годы | 37,7 |
20,0 |
Федеральная целевая программа Реструктуризация запасов ракет, боеприпасов и взрывчатых материалов, приведение системы их хранения и эксплуатации во взрывопожаробезопасное состояние на 2005 - 2010 годы | 32,9 |
26,7 |
Президентская программа Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации | 364,8 |
413,0 |
Федеральная целевая программа Промышленная утилизация вооружения и военной техники (2005 - 2010 годы) | 379,4 |
367,7 |
Подпрограмма Промышленная утилизация атомных подводных лодок, надводных кораблей с ядерными энергетическими установками, судов атомного технологического обслуживания и реабилитация береговых технических баз (2005 - 2010 годы) | 66,8 |
71,0 |
Федеральная целевая программа Мировой океан | 61,2 | 66,5 |
Федеральная целевая программа Государственная граница Российской Федерации (2003 - 2010 годы) | 82,0 |
102,4 |
Федеральная целевая программа Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 - 2009 годы | 45,8 |
46,8 |
Основное место в структуре расходов по разделу за 2007-2008г. занимают расходы на Вооруженные Силы РФ:
(в процентах к общему объему расходов по разделу)
Подразделы | 2007г. |
2008г. |
Вооруженные Силы Российской Федерации |
72,24 | 82,48 |
Мобилизационная и вневойсковая подготовка | 0,45 | 1,02 |
Мобилизационная подготовка экономики | 0,55 | - |
Подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности |
0,01 | 1,5 |
Ядерно-оружейный комплекс | 1,44 | - |
Реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества |
0,8 | - |
Прикладные научные исследования в области национальной обороны | 14,66 | 1,55 |
Другие вопросы в области национальной обороны | 9,85 | 13,45 |
Итого по разделу | 100,0 | 100,0 |
Проанализировав расходы федерального бюджета на национальную оборону за 2007-2008гг. подведем итоги: хотя расходы федерального бюджета в 2008 году были намного меньше чем в 2007, удельный вес расходов на национальную оборону в процентном соотношение был значительно выше. Судя по этим бюджетам можно сделать вывод, что национальная оборона является одним из приоритетных направлений в общих расходах государства РФ.
Несмотря на положительный темп роста расходов на национальную оборону, сумма расходов резко сократилась по отношению к предыдущему году, но все основные направления дают хороший темп роста и прирост составил 104,5 млрд. руб. по данным направлениям. Расходы на федеральные программы не претерпели каких-либо изменений, это дает понять, что они имеют стабильный характер при любом бюджете.
Глава 3 Прогноз расходования средств на национальную оборону
в 2009-2011 годах
Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» расходы на обеспечение обороны и безопасности государства по сравнению с 2008 годом увеличены: в 2009 году на 34,7%, в 2010 году на 36,9% и в 2011 году на 43,9%.
Расходы по разделу «Национальная оборона» по сравнению с 2008 годом увеличены: в 2009 году - на 320,7 млрд. рублей (на 31,5 %); в 2010 году - на 374,0 млрд. рублей (на 36,8 %) и составляют 1 390,7 млрд. рублей; в 2011 году - на 463,8 млрд. рублей (на 45,6 %) и составляют 1 480,5 млрд. рублей.
В 2009 году расходы федерального бюджета по разделу «Национальная оборона» составят 1 337,4 млрд. руб., в том числе по подразделу «Вооруженные Силы Российской Федерации» - 962,4 млрд. руб., по подразделу «Ядерно-оружейный комплекс» - 22,4 млрд. руб., по подразделу «Прикладные научные исследования в области национальной обороны» - 174,1 млрд. руб. и по подразделу «Другие вопросы в области национальной обороны» - 164,0 млрд. рублей.
Следует отметить, что в процессе обсуждения проекта федерального закона произошло увеличение расходов федерального бюджета по большинству подразделов по сравнению с утвержденными показателями на 2009 год Федеральным законом № 198-ФЗ от 24.07.2007 года. Так расходы по подразделу «Вооруженные Силы Российской Федерации» возросли на 164,5 млрд. руб., по подразделу «Прикладные научные исследования в области национальной обороны» на 46,2 млрд. руб., по подразделу «Другие вопросы в области национальной обороны» на 62,2 млрд. рублей.
В части денежного довольствия в бюджетных ассигнованиях на 2009-2011 годы предусмотрены средства на дальнейшее повышение окладов по воинской должности и воинскому званию (в августе 2009 г. – на 8,5 %, в январе 2010 г. – на 7,0 %, в январе 2011 г. – на 6,8 %). Вместе с тем, в бюджете не предусмотрены меры по устранению дисбаланса в размере денежного довольствия между военнослужащими Центрального аппарата и войскового звена, продолжает сохраняться дисбаланс в размерах денежного довольствия военнослужащих - контрактников, проходящих службу в различных соединениях и частях постоянной готовности.
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации в федеральном бюджете предусмотрено образование поощрительного фонда Министра обороны Российской Федерации для осуществления дифференцированной ежемесячной денежной выплаты военнослужащим, проходящим военную службу в частях постоянной готовности, несущим боевое дежурство и внесшим значительный вклад в обеспечение боевой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации. Однако данная мера не решает системных проблем денежного довольствия военнослужащих Вооруженных Сил и может привести к дальнейшему увеличению дисбаланса в оплате воинского труда офицеров и росту социальной напряженности среди военнослужащих.
В федеральном бюджете с 1 января 2009 г. увеличен в 1,3 раза фонд оплаты труда работников бюджетной сферы для введения новой системы оплаты труда гражданского персонала Минобороны России, других силовых структур и органов. Новая система оплаты труда предусматривает: увеличение базовых окладов оплаты труда; введение системы компенсационных выплат и введение системы стимулирующих выплат.
В части денежной компенсации за наем жилья выделены дополнительные бюджетные ассигнования на увеличение с 1 января 2009 г. в 3 раза, выплачиваемой военнослужащим денежной компенсации за наем жилых помещений, а в городах Москве и Санкт-Петербурге – до 15,0 тыс. рублей. В 2009 году предусмотрено увеличение в 2,0 раза норм возмещения суточных расходов и компенсации стоимости проживания при нахождении в служебных командировках на территории Российской Федерации.
Средства, полученные в результате прогнозируемого в 2009-2011 гг. сокращения численности личного состава, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации планируется направить на материальное стимулирование военнослужащих в виде дополнительных выплат.
Ко второму чтению проекта федерального закона членами Комитета была внесена поправка по увеличению размера накопительного взноса в 2009 году на одного участника накопительно-ипотечной системы военнослужащих до 168 тыс. руб. (вместо 101,2 тыс.руб.). Данная поправка учтена в федеральном бюджете на 2009 год. Вместе с тем, в целях эффективного функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих необходимо привести размер накопительного взноса на одного участника накопительно-ипотечной системы в соответствие с реальным уровнем рыночной стоимости 1 кв. метра жилья.
Исходя из анализа операции по принуждению Грузии к миру, в федеральном бюджете на 2009-2011 годы учтено предложение членов Комитета о выделении дополнительных денежных средств по линии гособоронзаказа. В целом гособоронзаказ на 2009 год составляет 1,3 трл. рублей. С учетом его корректировки в 2009 году он увеличен на 60 млрд. руб., в 2010 году – на 30 млрд. руб. и в 2011 году – на 70 млрд. рублей.
В 2009 году Правительством Российской Федерации предлагаются меры, направленные на оптимизацию структуры денежного довольствия с целью повышения удельного веса окладов денежного содержания за счет сокращения количества дополнительных выплат. Сегодня оклады денежного содержания составляют от 8% до 22% от общей суммы денежного довольствия военнослужащих, проходящих службу на офицерских должностях. Согласно поручению Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2008 года № ВП-П4-5552 срок подготовки и согласования предложений о структуре и размере денежного довольствия военнослужащих и сотрудников, а также предоставления в Правительство Российской Федерации концепции законопроекта по данному вопросу установлен до 1 октября 2009 года.
В результате недостаточного выделения бюджетных средств на капитальный и текущий ремонт произошло значительное старение эксплуатируемого фонда Министерства обороны Российской Федерации. Около 40% зданий требуют значительного капитального ремонта.
Сложившаяся «непрозрачность» структуры расходов Минобороны России делает практическим не поддающимися анализу расходы по оплате транспортных и квартирно-эксплуатационных услуг, услуг электросвязи и некоторые другие. Также требуют большей адресной детализации расходы, связанные с реализацией Государственной программы вооружения.
Несмотря на общее увеличение финансирования оборонных расходов на 2009-2011 годы недостаточные объемы финансирования по ряду отдельных ключевых видов и статей федерального бюджета создают проблемы с выполнением Вооруженными Силами Российской Федерации стоящих перед ними задач.
Заключение
Бюджет Российской Федерации является важнейшим звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.
Федеральный бюджет должен стать надежным инструментом реализации экономической и социальной политики Правительства РФ.
Важнейшая задача - обеспечить его прозрачность для всех членов общества. Необходимо добиться, чтобы федеральный бюджет стал средством стабилизации государственных финансов. Он должен превратиться в надежную опору и гаранта для всех определенных законом получателей средств. Решить названные задачи можно, лишь объединив усилия Президента Российской Федерации, Правительства РФ и палат Федерального Собрания. Правительство РФ должно стать организующим центром этой работы.
Осуществления расходов на национальную оборону одна из важнейших задач государства по созданию и укреплению системы национальной безопасности, основной составляющей которой является военно-экономическая. Ее состояние определяется, главным образом: степенью удовлетворения военно-экономических потребностей военной организации государства и негативными (преднамеренными и случайными) организационно-экономическими воздействиями на:
• его военно-бюджетную политику, определяющую уровень милитаризации экономики;
• комплекс общегосударственных мероприятий по военной защите страны.
В связи с этим под военно-экономической безопасностью можно понимать защищенность потребностей военной организации государства в финансово-экономическом обеспечении, необходимом для ее строительства, содержания и устойчивого развития.
Расходы на национальную оборону – это один из самых крупных видов расходов.
Раздел “Национальная оборона” выглядит следующим образом:
0201 Вооруженные Силы Российской Федерации
0202 Модернизация ВС РФ и воинских формирований
0203 Мобилизационная и вневойсковая подготовка
0204 Мобилизационная подготовка экономики
0205 Подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности
0206 Ядерно-оружейный комплекс
0207 Реализация международных обязательств в сфере военно- технического сотрудничества
0208 Прикладные научные исследования в области национальной обороны
0209 Другие вопросы в области национальной обороны
Трехлетнее бюджетное планирование - достаточно новое для России явление. В 2006 году президент Владимир Путин потребовал принимать бюджет сразу на трехлетний период и уже в следующем году внес изменения в Бюджетный кодекс. Бюджетная политика России выходит на новый, качественно иной уровень, создавая надежную основу для качественной реализации жизни населения. На данный момент, в условиях экономического кризиса, очень трудно спрогнозировать бюджет. Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» расходы на обеспечение обороны и безопасности государства по сравнению с 2008 годом увеличены, но несмотря на общее увеличение финансирования оборонных расходов на 2009-2011 годы недостаточные объемы финансирования по ряду отдельных ключевых видов и статей федерального бюджета создают проблемы с выполнением Вооруженными Силами Российской Федерации стоящих перед ними задач.
Список использованной литературы
1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст. – М.: Маркетинг, 2001. – 40 с.
2. Российская Федерация. Законы. Бюджетный кодекс Российской Федерации. М.: Издательство «Омега-Л», 2007. – 277 с. – (Кодексы Российской Федерации.)
3. Афанасьев М. Основы бюджетной системы. Учебное пособие. - М: ГУ ВШЭ, 2006. - 243 с.
4. Брайчева, Т.В. Государственные финансы.– СПб.: Питер, 2001.– 288с.
5. Бухвальд, Е.М. Российский федерализм на критическом рубеже развития // Вопросы экономики,2008, № 9. – С. 70-83
6. Бюджетная система Российской Федерации. Учебник / Под ред. Врублевской О.В., Романовского М.В. - М.: Юрайт-Издат, 2006. - 838 с.
7. Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации. Учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и Ко, 2006. - 344 с.
8. Гаврилов, В. Федерализм и его российская интерпретация // Федерализм, 2008, №4(48).– С.13-19
9. Игудин, А.Г., Харубин, А.В. Об основах разграничение расходных полномочий и доходных источников // Финансы, 2008, №2.– С.10-19
10. Миронова, Т.А. Проблемы межбюджетных отношений в Российской Федерации в контексте проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2009 год» // Тенденции развития межбюджетных отношений в Российской Федерации, 2008, Аналитический вестник №23 (311) – С.4-16
11. Швецов Ю. Эволюция российского бюджетного федерализма // Вопросы экономики. - 2008. -№ 8. - С. 76 - 83.
12. www.minfin.ru
13. www.fin-izdat.ru
14. www.finance.rambler.ru
15. Федеральный закон О федеральном бюджете на 2007 год
16. Федеральный закон О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов
17. Федеральный закон О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов