Расходы на образование
СОДЕРЖАНИЕ: Введение Образование - это инвестиция в человеческий капитал, в свое будущее. Знания - это основа современной экономической системы. Поэтому без инвестиций в образование и науку невозможно избавиться от бедности и успешно конкурировать с производителями других стран. Развитие интеллектуального потенциала страны будет гарантом решения экономических и социальных задач.Введение
Образование - это инвестиция в человеческий капитал, в свое будущее. Знания - это основа современной экономической системы.
Поэтому без инвестиций в образование и науку невозможно избавиться от бедности и успешно конкурировать с производителями других стран. Развитие интеллектуального потенциала страны будет гарантом решения экономических и социальных задач. Белорусская система образования должна быть конкурентной, ориентированной на потребности рынка труда.
В школах бюджетное финансирование должно обеспечить возможность получения учащимися знаний, навыков и умений, соответствующих требованиям общереспубликанским стандартов по различным предметам. Те знания и навыки, которые превышают стандарт, могут предоставляться учащимся за дополнительную плату. Ее вносят родители или она поступает и иных негосударственных источников.
Кроме того, актуальность данной темы заключается в том, что в нашей стране создана правовая база для деятельности благотворительных фондов, но отсутствуют действенные экономические стимулы для перераспределения доходов коммерческих организаций и граждан в пользу таких фондов. В развитых странах государство не только предоставляет налоговые льготы коммерческим организациям и гражданам, финансирующим благотворительные фонды, но и само напрямую вносит существенный вклад в них.
Объектом исследования деятельность СОШ № 49 г. Гомеля. Предмет исследования - процесс планирования расходов на содержание учреждений образования.
Цель работы: изучение методики планирования и порядка финансирования расходов на общеобразовательные школы и на их основе разработка предложений по оптимизации бюджетных расходов на содержание учреждений образования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) дать понятие и определить состав расходов на содержание учреждения образования;
2) изучить состав расходов на образование, их содержание и источники финансирования;
3) изучить порядок планирования и финансирования расходов на общеобразовательные школы;
4) разработать предложения по оптимизации затрат по смете расходов общеобразовательной школы.
В ходе исследования были использованы «Инструкция о порядке применения бюджетной классификации Республики Беларусь»: Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 15.03.2007 г. № 44, «Об утверждении инструкции о порядке планирования, учёта и использования средств, получаемых организациями, финансируемыми из бюджета, от приносящей доходы деятельности»: Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 12.11.2002 г. № 152, «Государственный бюджет»: учебное пособие под ред. М.И. Ткачук, «Государственный бюджет»: учебное пособие под ред. Т.В.Сорокина, а так же различные интернет-источники.
Глава 1. Расходы на образование
1.1 Состав расходов на образование, их содержание и источники финансирования
Расходы на образование выступают как часть затрат, необходимых для воспроизводства рабочей силы.
Расходы на образование включают расходы на функционирование организаций, обеспечивающих получение всех уровней образования:
1) дошкольное образование (расходы на содержание яслей, яслей-садов, детских садов, дошкольных центров развития ребенка всех направлений деятельности их структурных подразделений, а также расходы на финансирование ведомственных дошкольных учреждений в соответствии с законодательством;
2) общее образование (расходы на содержание всех типов общеобразовательных школ, специальных школ для детей, нуждающихся в особых условиях воспитания, лицеев, гимназий и др.;
3) профессионально-техническое образование (расходы на содержание высших технических и профессиональных училищ, профессионально-технических училищ, учебных центров, учебно-курсовых комбинатов и т.д.);
4) среднее специальное образование (расходы на содержание средних специальных учебных заведений (техникумов (училищ), колледжей), училищ олимпийского резерва, высших колледжей, а также структурных подразделений высших учебных заведений, в которых обеспечивается получение среднего специального образования);
5) высшее и послевузовское образование (расходы на содержание высших учебных заведений, включая расходы по аспирантуре, докторантуре, ординатуре, магистратуре);
6) внешкольное воспитание и обучение (расходы на содержание государственных учреждений, обеспечивающих получение внешкольного воспитания и обучения);
7) повышение квалификации и переподготовку кадров (расходы на содержание государственных учреждений обеспечивающих повышение квалификации и переподготовку кадров руководящих работников и специалистов бюджетной сферы, органов государственного управления, агропромышленного комплекса, а также структурных подразделений этих учреждений (общежитий гостиничного типа, аспирантуры, докторантуры и т.п.), а также расходы на повышение квалификации и переподготовку руководящих кадров и специалистов органов государственного управления;
8) прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты в области образования;
9) расходы на содержание и обеспечение деятельности учреждений, осуществляющих руководство и управление в сфере образования;
10)проведение централизованных мероприятий органов управления образования;
11)издание учебников и учебных пособий для организаций, обеспечивающих получение дошкольного и общего среднего образования;
12) государственные программы в области образования;
Основными источниками финансирования расходов на образование являются средства государственного бюджета. Важное место в финансировании расходов на содержание учебных заведений занимают собственные доходы, получаемые от оказания платных образовательных услуг, научной деятельности, а также средства организаций, поступающие безвозмездно.
Согласно целевому назначению доходы из бюджета подразделяются: для обеспечения образовательного процесса; для развития научной деятельности; для других целей (капитальное строительство; реализация президентской программы подготовки кадров; реализация программы издания учебников и т.п.).
По направлениям расходования средств в расходной части бюджета выделяются следующие статьи:
· расходы на оплату труда;
· начисления на фонд оплаты труда;
· трансферты населению (стипендии, пособия, пенсии и др.);
· приобретение предметов снабжения и расходных материалов;
· расходы на командировки и служебные разъезды;
· оплата транспортных услуг;
· оплата услуг по связи;
· оплата коммунальных услуг;
· прочие текущие расходы на закупки товаров;
· приобретение оборудования и предметов длительного пользования;
· капитальный ремонт.
Схематично структура расходов на образование представлена на рис.1.
Рисунок 1.- Расходы на образование.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что расходы на образование выступают как часть затрат, необходимых для воспроизводства рабочей силы.
Расходы на образование включают расходы на дошкольное образование, общее образование, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее и послевузовское образование, государственные программы в области образования, издание учебников и учебных пособий расходы на содержание и обеспечение деятельности учреждений, осуществляющих руководство и управление в сфере образования. Основными источниками финансирования расходов на образование являются средства государственного бюджета.
1.2 Расходы на общеобразовательные школы, их планирование и финансирование
Национальная система образования РБ состоит из государственных и негосударственных образовательных и воспитательных заведений и включает: дошкольное воспитание; общее среднее образование; внешкольное обучение и воспитание; профессионально-техническое образование; среднее специальное образование; высшее образование; подготовку научно и научно-педагогических кадров; самостоятельное образование граждан.
Управление системой образования носит государственно-общественный характер. Учебные заведения независимо от их подчиненности и форм собственности имеют статус юридического лица, самостоятельны в решении вопросов организации учебного процесса, финансово-хозяйственной и других видов деятельности при соблюдении государственных интересов. В целях обеспечения единых подходов в методологии учета и отчетности при представлении информации о фактическом внедрении государственных социальных стандартов в области образования разработана Инструкция о порядке расчета нормативов государственных социальных стандартов в области образования, установленных в денежном выражении.
В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 мая 2003 г. № 724 «О мерах по внедрению системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 64, 5/12556) в области образования утверждены следующие государственные социальные стандарты, установленные в денежном выражении (далее – нормативы):
норматив денежных средств на содержание одного ребенка в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного образования;
норматив бюджетной обеспеченности расходов на обучение одного учащегося в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования;
норматив бюджетной обеспеченности расходов на обучение и воспитание одного учащегося в учреждениях, обеспечивающих получение специального образования на уровнях общего базового и общего среднего образования;
норматив бюджетной обеспеченности расходов на обучение и воспитание одного учащегося в учреждениях, обеспечивающих получение внешкольного воспитания и обучения;
норматив бюджетной обеспеченности расходов на обучение одного учащегося в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического образования.
Норматив бюджетной обеспеченности расходов на обучение и воспитание одного учащегося в учреждениях, обеспечивающих получение специального образования на уровнях общего базового и общего среднего образования, и норматив бюджетной обеспеченности расходов на обучение одного учащегося в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, устанавливаются на уровне области, другие нормативы, указанные в пункте 2 настоящей Инструкции, – на уровне района, города, области (далее – регион).
Норматив денежных средств на содержание одного ребенка в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного образования, определяется путем деления годовых плановых назначений по параграфу 201 «Дошкольное образование» функциональной классификации расходов бюджетов Республики Беларусь, утвержденной приказом Министерства финансов Республики Беларусь от 27 декабря 1999 г. № 378 «О бюджетной классификации Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 22, 8/2611) (далее – функциональная классификация расходов бюджетов), с учетом плановых поступлений родительской платы за питание детей (расходы на содержание яслей, яслей-садов, детских садов, дошкольных центров развития ребенка (дошкольных учреждений) на плановый среднегодовой контингент детей соответствующих учреждений образования.
Отчеты о выполнении нормативов на уровне района (города) представляются в соответствующие управления образования облисполкомов (комитет по образованию Минского горисполкома), на основании которых составляются сводные отчеты по области и г. Минску.
Материальную базу учебных заведений РБ составляют земли, здания, сооружения, оборудование, материалы, переданные им на льготных условиях. На обновление и развитие материальной базы выделяются материальные и финансовые ресурсы, предусматриваются капвложения в форме государственного заказа.
Основным источником финансирования государственных учреждений образования выступают средства государственного бюджета. В соответствии с Законом РБ «Об образовании в РБ» развитие системы образования ради сохранения и умножения интеллектуального потенциала республики обеспечивается государственным финансированием в размере не менее 10% от национального дохода республики с возможностью увеличения за счет сверхплановых средств бюджета. Государственную дотацию могут получать и негосударственные учебные заведения при успешном осуществлении их учебно-образовательной деятельности.
Важное место в финансировании учебных заведений занимают их собственные доходы, полученные от образования платных услуг, производственной и научной деятельности, а также средств организаций и граждан. На республиканском и местном уровнях могут создаваться внебюджетные целевые фонды финансирования образования.
Можно сделать вывод, что управление системой образования носит государственно-общественный характер. В целях обеспечения единых подходов в методологии учета и отчетности при представлении информации о фактическом внедрении государственных социальных стандартов в области образования разработана Инструкция о порядке расчета нормативов государственных социальных стандартов в области образования, установленных в денежном выражении.
1.3 Планирование расходов в высших учебных заведениях
Эффективное управление бюджетными учреждениями и рациональное использования как бюджетных, так и внебюджетных средств напрямую влияет на качество образовательных процессов. Вузы должны развиваться в соответствии с новыми тенденциями и задачами высшего образования, но при этом не забывать о сохранении финансовой стабильности через гарантию качества. В целом финансы вуза можно представить как совокупность денежных отношений, в процессе реализации которых формируются централизованные и децентрализованные фонды денежных средств с целью выполнения задач по успешному развитию вуза с учетом современных образовательных технологий.
Процесс планирования затрат в любой сфере в качестве своей первоосновы предполагает изучение их состава и структуры применительно к конкретному виду деятельности.
Производство образовательных услуг – сложный динамичный процесс, характеризующийся многообразием видов деятельности:
учебная;
научно-исследовательская;
учебно-воспитательная;
административно-хозяйственная.
Многонаправленность деятельности ВУЗа определяет его сложную производственно-организационную структуру. Все подразделения Вуза (кафедры, ректорат, деканат, аспирантура, докторантура, методические кабинеты, административно-хозяйственные подразделения и т.п.) при выполнении своих функций несут определенные затраты.
Каждый из ВУЗов имеет свое содержание затрат, которое определяется формой обучения (стационарная, заочная, вечерняя), профилем учебного заведения (технический, гуманитарный, педагогический), степенью подготовки (бакалавры, магистры), и т.д.
Однако при всех отличительных особенностях затраты высших учебных заведений похожи и делятся на две основные группы:
трудовые;
материальные и приравненные к ним.
Трудовые затраты включают в себя три элемента, которые впоследствии и являются обособленными статьями затрат: заработная плата, начисления на заработную плату, стипендиальный фонд.
Материальные и приравненные к ним затраты – это расходы, связанные с создание материально-технической базы ВУЗа и материальным обеспечением учебного процесса. В их составе выделяются следующие основные статьи:
оплата транспортных услуг;
оплата услуг связи;
оплата коммунальных услуг;
расходы на ремонт зданий, оборудования.
Таким образом, процесс планирования затрат учебных заведений основан на планировании их материальных и трудовых затрат.
Одной из основных статей расходов ВУЗа являются расходы на заработную плату.
При определении планового фонда заработной платы исходят из следующей структуры персонала:
профессорско-преподавательский состав (ППС);
учебно-вспомогательный персонал;
административно-хозяйственный персонал.
Плановый фонд оплаты труда ППС определяется путем умножения установленного оклада на одну педагогическую ставку на число педставок и числа месяцев в году (12).
Размер оклада на одну педагогическую ставку определяется умножением коэффициента для данной категории работника по единой тарификационной сетке на установленную Правительством ставку первого разряда. Полученный таким образом тарифный оклад дополняется системой поощрительных начислений (ученая степень, категория, стаж, персональная надбавка и т.д.).
Аналогичным образом, исходя из среднегодовой численности штатных единиц и оклада одной штатной единицы, рассчитывается плановый фонд оплаты труда учебно-вспомогательного и административно-хозяйственного персонала.
Планирование начислений на заработную плату основано на расчете плановых отчислений в Фонд социальной защиты населения.
Планирование стипендиального фонда осуществляется исходя из установленного государством размера стипендий и количества успевающих студентов.
Планирование материальных и приравненных к ним затрат осуществляется в отдельности по каждой статье расходов. Методика расчета планового объема затрат основана на использовании норм расхода средств на одного человека, одного студента, на одно структурное подразделение и т.п. Множественность этих норм и нормативов осложняет процесс планирования материальных затрат. Нередко на практике процесс их планирования сводится к использованию прошлогодних объемов затрат по отдельным статьям с незначительной их корректировкой на текущий момент.
Механизм финансирования вуза за счет бюджетных средств жестко регламентирован законодательно и формируется с учетом потребностей студентов, сотрудников и страны, продвигая высокое качество образования в соответствии с национальными и региональными потребностями.
Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2007 год» от 29.12.2006 г. №191-3 предусмотрены в целом по республике расходы на высшее образование и послевузовское образование в сумме 716 176 161,0 тыс. руб.
Учреждения образования расходуют выделенные средства на внутренние нужды по статьям бюджетной классификации в соответствии с Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь «О бюджетной классификации Республики Беларусь» от 15.03.2007 г. №44.
В целях эффективного управления бюджетными финансовыми ресурсами, усиления контроля за поступлением и целевым использованием государственных средств в Республике Беларусь создана единая централизованная система органов казначейства с подчинением ее Министерству финансов. Применение казначейской системы исполнения бюджета позволяет сконцентрировать оба потока денежных средств (доходный и расходный) на одном счете. В качестве субъектов казначейской системы выступают органы, исполняющие бюджет (отделения и управления казначейства), бюджетополучатели (учреждения образования), органы управления образованием (Министерство образования Республики Беларусь).
Учреждения образования предоставляют бюджетную заявку (смету доходов и расходов) на очередной финансовый год Министерству образования и имеет право осуществлять расходы и платежи в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и сметы доходов и расходов.
Проект сметы подписывается руководителем (ректором) и главным бухгалтером и предоставляется в Министерство образования в установленный срок. При рассмотрении проекта сметы вышестоящая организация тщательно проверяет правильность определения основных показателей работы учреждения образования, необходимость, целесообразность и обоснованность включения в смету расходов, соблюдение действующего законодательства и установленных норм расходов. После проверки и уточнения расходов намечается поквартальное распределение сумм ассигнований по каждой статье сметы, что позволяет учитывать сезонный характер отдельных расходов (по заработной плате и налогам на фонд оплаты труда, по коммунальным услугам и т.д.).
Смета утверждается вышестоящей организацией после утверждения бюджета, оформляется подписью министра образования, скрепляется печатью. В исключительных случаях в утвержденные сметы учреждений образования могут вноситься изменения в части перераспределения средств между статьями.
Управление казначейства по территориальному расположению вузов доводит показатели бюджетной росписи до учреждений образования, проверяет своевременность и правильность платежных документов и списывает их с бюджетного счета в размере подтвержденного бюджетного обязательства в пользу получателей платежа.
Некоторые особенности имеет финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности университета.
Выделение финансовых ресурсов из бюджета планируется на основании сводной заявки на финансирование научной и инновационной деятельности в целом по вузу в разрезе источников финансирования. Заявка на финансирование приобретения специального научного оборудования и проведение научных конференций формируется отдельно.
Ведомственные организации предоставляют заявку на выделение финансирования из бюджета в Комитет по науке и технологиям, который ежегодно готовит сводную заявку на финансирование научной деятельности за счет средств республиканского бюджета по направлениям исследований и представляет ее в Министерство финансов и Министерство экономики для разработки Прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь и расчета норматива средств в целом по учреждениям образования на очередной год.
Министерство финансов перечисляет в установленном порядке средства республиканского бюджета на текущие счета заказчиков для направления этих ассигнований исполнителям.
Объем финансирования по фундаментальным научным исследованиям определяется в процентах от общего объема бюджетных ассигнований на научную, научно-техническую и инновационную деятельность. Ассигнования из республиканского бюджета на проведение фундаментальных научных исследований предусматриваются отдельно для каждого из заказчиков финансовых средств.
Заказчики, которым выделены средства из республиканского бюджета на осуществление научной, научно-технической и инновационной деятельности, обязаны расходовать эти средства строго по целевому назначению и в порядке, установленном Министерством финансов и Комитетом по науке и технологиям, представлять необходимую информацию об их использовании, а также отчеты о выполненных работах.
Для принятия решений о продлении (или прекращении) финансирования работ проводится оценка результатов научных исследований. Характер и содержание результатов научной деятельности зависят от сферы приложения научного труда (естественные, технические, общественные науки) и видов научных исследований (фундаментальные, прикладные). Результаты научной деятельности могут быть подтверждены соответствующими государственными или общественными формами признания (регистрацией изобретения, выдачей патента, изданием монографии и иными формами) и характеризоваться с помощью системы критериев. Результаты научных исследований оцениваются по критериям новизны, значимости для науки и практики, объективности, доказательности и точности.
В целях осуществления контроля за целевым использованием средств вузы ежемесячно составляют «Отчет по исполнению сметы расходов организаций, финансируемых из бюджета» (форма № 2) с предоставлением в Министерство образования и казначейство по месту нахождения учреждения образования. Неиспользованные в течение календарного года ресурсы полностью изымаются в бюджет.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что каждый из ВУЗов имеет свое содержание затрат, которое определяется формой обучения (стационарная, заочная, вечерняя), профилем учебного заведения (технический, гуманитарный, педагогический), степенью подготовки (бакалавры, магистры), и т.д.Однако при всех отличительных особенностях затраты высших учебных заведений похожи и делятся на трудовые и материальные и приравненные к ним.
Трудовые затраты включают в себя три элемента, которые впоследствии и являются обособленными статьями затрат: заработная плата, начисления на заработную плату, стипендиальный фонд. Материальные и приравненные к ним затраты – это расходы, связанные с создание материально-технической базы ВУЗа и материальным обеспечением учебного процесса. Плановый фонд оплаты труда ППС определяется путем умножения установленного оклада на одну педагогическую ставку на число педставок и числа месяцев в году (12).
Выделение финансовых ресурсов из бюджета планируется на основании сводной заявки на финансирование научной и инновационной деятельности в целом по вузу в разрезе источников финансирования.
Глава 2. Расходы на содержание школ и их планирование
2.1 Анализ состава, структуры и динамики расходов на содержание школ
Основными показателями, которые характеризуют объем работы школ и определяют расходы на их текущее содержание, являются количество классов и число учащихся. Количество классов устанавливается по группам классов: 1-4, 5-9 и 9-11 и зависит от общего числа учащихся и наполняемости классов, т.е. числа учеников в среднем на один класс. В настоящее время предельная наполняемость устанавливается в 1-9 классах до 30 человек, в 10-11 (12) классах до 25 человек.
Фактическая наполняемость нередко не соответствует предельной, что связано с плотностью населения, контингентом учащихся, количеством школ в данной местности, типом школьного здания. В сельских районах с незначительной плотностью населения, где нельзя укомплектовать классы по установленным нормам, начальные классы объединяются в классы-комплекты. Класс-комплект в бюджетных расчетах приравнивается к классу.
Количество школ, классов и учащихся определяется на 01 января и на 01 сентября. Число учащихся и классов на 1 января принимается по фактическому состоянию на последнюю отчетную дату с учетом возможного их изменения до конца текущего года. Число учащихся на 1 сентября планируемого года определяется в плане экономического и социального развития с учетом приема, перевода и выпуска учащихся. Прием в первые классы планируется исходя из числа детей, которым до 1 сентября или в сентябре текущего года исполнится 6 лет. Прием в последующие классы определяется исходя из числа учащихся предшествующих классов.
Для упрощения расчетов расходов по школам исчисляется среднегодовой контингент. Исходный контингент финансируется в течение 8 месяцев ( с 1янв до 1сент), а новый – в течение 4 месяцев (с 1сент до конца года). Отсюда расчет среднегодового контингента может быть произведен по следующим формуле:
где Кс – среднегодовой контингент;
Кн и Кк – контингент на начало и конец года;
К1 – исходный контингент.
Расчет производится по группам классов. Среднегодовое количество классов является исходным показателем для определения расходов на текущее содержание школ.
Произведем расчет среднегодового контингента учащихся СОШ №49 за 2006 – 2007 учебный год.
В 2007 – 2008 учебном году среднегодовой контингент увеличился на 2 человека или 0,4 п.п.
На примере сметы расходов СОШ №49 г. Гомеля, находящейся по адресу П.Бровки 34,представленной в таблице 2.1 рассмотрим состав, структуру и динамику расходов общеобразовательной школы по кварталам.
Всего расходы за 2006 год составили 97 204 270,8 бел. Рублей из них наибольшая часть расходов пришлась на четвертый квартал, что составило 53255160 бел. руб. и на третий квартал - 34 226 006,4 бел. рубля.
Из таблицы видно, что наибольший удельный вес в первые 2 квартала занимают закупка товаров и оплата услуг-99,69% и 89,32% или 45629689,8 бел. рублей и 512391,9 бел. Рублей соответственно. Это связано с приобретение СОШ № 49 нового компьютерного оборудования и комплектующих к ним. Следующей по величине идет заработная плата, которая в первом квартале составляла 45,53%, а во втором квартале произошло увеличение удельного веса до 3,9%. На протяжении всего года удельный вес заработной платы оставался стабильным приблизительно 53,8%. Начисления на заработную плату по кварталам колеблются от 15,8% до 18,3%. Так же немаленькую долю составляют расходы на продукты питания 13,43% , снижение расходов на продукты питания было обусловлено оздоровлением учеников старших и средних классов в санаториях Республики Беларусь. Оплата коммунальных услуг составляет от 17 до 20%. В теплое время года существенно снижается за счет отсутствия оплаты потребления тепловой энергии.
В таблице 2.2. мы можем проследить динамику расходов СОШ № 49 за 2006-2007 год. Видно, что абсолютное изменение суммы текущих расходов составило 14520212,75 бел. рублей или 14,94п.п. Расходы на закупку товаров и оплату услуг снизились на 28п.п, заработная плата рабочих и служащих снизилась на 24,7% п.п. или на 2115130,36, что связано с сокращением численности штата школы. Вследствие снижения заработной платы снизились надбавки и начисления на заработную плату 12,1 п.п. и 27 п.п. соответственно. Снижение капитальных расходов в 2007 году на 40,7 п.п. обусловлено приобретением необходимого количества оборудования и окончанием ремонта зданий в прошлом году.
Таблица 2.2-Динамика расходов в СОШ № 49 г. Гомеля за 2006-2007 гг.
Статьи расхода |
2006 |
2007 |
Отклонения, руб. |
Темпы роста,% |
Текущие расходы |
97204271 |
111724484 |
14520212,75 |
114,94 |
Закупки товаров и оплата услуг |
16960284 |
12380308,7 |
-4579975,654 |
72,996 |
Заработная плата рабочих и служащих |
8565216 |
6450085,64 |
-2115130,36 |
75,306 |
в том числе: основной оклад гражданских |
5174420,4 |
4753583,89 |
-420836,5116 |
91,867 |
Надбавки к заработной плате гражданских |
2077087,2 |
1827483,99 |
-249603,2136 |
87,983 |
Дополнительная оплата гражданских служащих |
275785,2 |
269026,932 |
-6758,268 |
97,549 |
Оплата труда внештатных сотрудников |
0 |
0 |
0 |
0 |
Прочие денежные выплаты гражданским |
1928557,2 |
1455625,25 |
-472931,952 |
75,477 |
Начисления на заработную плату |
2929308 |
2140191,3 |
-789116,7 |
73,061 |
в том числе: Обязательные страховые взносы |
2921444,4 |
2122425,06 |
-799019,34 |
72,65 |
Страховые взносы в фонд обязательного страхования |
7863,6 |
4930,872 |
-2932,728 |
62,705 |
Приобретение объектов снабжения |
2588088 |
1923902,4 |
-664185,6 |
74,337 |
в том числе:канцелярские принадлежности |
172464 |
129403,608 |
-43060,392 |
75,032 |
Мягкий инвентарь и обмундирование |
60000 |
60000 |
0 |
100 |
Продолжение таблицы 2.2 |
||||
Продукты питания |
2348760 |
1723840,34 |
-624919,6608 |
73,394 |
Прочие расходные материалы и предметы |
6864 |
6864 |
0 |
100 |
Командировки и служебные разъезды |
26606,118 |
27384 |
777,882 |
102,9 |
В том числе:Командировки и служебные разъезды |
14484 |
13633,8 |
-850,2 |
94,13 |
Оплата транспортных услуг |
423972 |
403578 |
-20394 |
95,19 |
Оплата услуг по связи |
199980 |
192680,046 |
-7299,954 |
96,35 |
Оплата коммунальных услуг |
2311440 |
1426340,59 |
-885099,4128 |
61,708 |
В том числе: оплата потребления тепловой энергии |
1617516 |
997163,011 |
-620352,9888 |
61,648 |
Оплата потребления газа |
112968 |
112968 |
0 |
100 |
Оплата потребления электрической энергии |
375480 |
309155,52 |
-66324,48 |
82,336 |
Прочие коммунальные услуги |
418776 |
280835,744 |
-137940,2556 |
67,061 |
Прочие текущие расходы по закупке товаров |
73632 |
43295,28 |
-30336,72 |
58,8 |
Оплата текущего ремонта оборудования |
42060 |
27265,08 |
-14794,92 |
64,824 |
Оплата текущего ремонта зданий и помещений |
8904 |
801,36 |
-8102,64 |
9 |
Прочие текущие расходы |
22668 |
11407,68 |
-11260,32 |
50,325 |
Субсидии и текущие трансферты |
52920 |
38471,712 |
-14448,288 |
72,698 |
Субсидии |
0 |
0 |
0 |
0 |
Трансферты населению |
52920 |
38483,3856 |
-14436,6144 |
72,72 |
В том числе: Выплаты пенсий и пособий |
0 |
0 |
0 |
0 |
прочие трансферты населению |
207624 |
75119,2594 |
-132504,7406 |
36,18 |
Капитальные расходы |
1440000 |
853920 |
-586080 |
59,3 |
Капитальные вложения в основные фонды |
1440000 |
345888 |
-1094112 |
24,02 |
Приобретение оборудования и предметов |
240000 |
51576 |
-188424 |
21,49 |
приобретение непроизводственного оборудования |
240000 |
177912 |
-62088 |
74,13 |
Капитальный ремонт |
1200000 |
864240 |
-335760 |
72,02 |
Капитальный ремонт объектов социального назначения |
1200000 |
583590 |
-616410 |
48,633 |
Итого: |
98644271 |
112578404 |
13934132,75 |
114,13 |
Из вышесказанного можно сделать вывод, расходы на образование подразделяются на три основные группы: текущие расходы, на оборудование и капитальный ремонт, капитальные вложения. К текущим расходам относятся: заработная плата, начисления на заработную плату, стипендии, расходы на питание, приобретение мягкого инвентаря и прочие расходы. Эта группа расходов является самой большой. Наибольший удельный вес в ней занимает заработная плата. В целом же структурные различия в затратах связаны с особенностями деятельности отдельных учреждений образования, видами материального обеспечения учащихся и студентов.
2.1 Планирование расходов на оплату труда в общеобразовательных школах
При планировании фонда заработной платы в школах, где она выплачивается два раза в месяц (городские школы), среднегодовое количество классов исчисляется иначе: исходное число классов умножается на 8,5, новое – на 3,5 и сумма полученных произведений делится на 12.
Фонд оплаты труда составляет примерно половину всех расходов на содержание общеобразовательных школ. Он включает заработную плату учителей, заработную плату административно-хозяйственного и учебно-воспитательного персонала, дополнительные виды выплат и премиальный фонд. Рассчитывается отдельно для педагогического, административно-хозяйственного и учебно-воспитательного персонала.
Ставка заработной платы устанавливается в зависимости от вида квалификационной категории (при наличии высшего образования) и образования (при отсутствии квалификационной категории). Квалификационные категории бывают: высшая, первая, вторая. Право присвоения второй категории дано совету школы. Первая и высшая категория устанавливается по решению аттестационной комиссии. Учителям, имеющим среднее специальное образование и которым решением аттестационной комиссии присвоена квалификационная категория, ставка заработной платы устанавливается на 10% ниже ставок, предусмотренных для учителей, имеющих высшее образование и соответствующую категорию. Ставки заработной платы повышаются на 25% минимальной заработной платы педагогическим работникам, владеющим иностранным языком и применяющим его в практической работе, а также занятым в школах для детей и подростков с недостатками в физическом и умственном развитии, нуждающихся в особых условиях или длительном лечении, до 40% минимальной заработной платы в месяц.
Заработная плата учителя зависит от объема учебной работы, определяемой учебными планами школ, в которых предусматривается число часов занятий в неделю по всем предметам и по каждому классу. Полная ставка зарплаты выплачивается при выполнении установленной нормы учебной нагрузки в неделю: учителям 1-4 классов 20 ч, 5-11 классов – 18ч. Месячная зарплата учителя определяется путем умножения ставки зарплаты на его фактическую нагрузку в неделю и деления полученного произведения на установленную норму часов.
Фонд заработной платы учителей в смете определяется исходя из количества педагогических ставок и размера средней ставки учителя по группам классов. Эти показатели рассчитываются по данным тарификационного списка, составляемого директорами школ на 1 сентября каждого года.
Определим количество пед. ставок для:
0-3 классов:
Для 5-9 классов количество пед. ставок составит:
Рассчитаем месячный фонд оплаты труда учителя СОШ № 49 за период 01.01.2007года, имеющего высшего образование и 2 категорию, ставка 267 004 бел. рублей, нагрузка 22 часа в 5-9 классах.
Надбавка за стаж (10%) = 205 504 * 0,1= 20 550 бел. рублей
Пед. зарплата = 267 004*22/18=326 338 бел. рублей.
Надбавка за категорию(11,6%)=326 338*0,116=37 676 бел. рублей.
Заработная плата к выдаче составит:
326 338+37 676 =364 014 бел. рублей.
Число часов по ученому плану может быть увеличено за счет дополнительных часов в связи с освобождением учителей начальных классов по состоянию здоровья от уроков физкультуры и пения, делением старших классов на группы для занятия по иностранному языку, физкультуре, трудовом обучению.
Учителям общеобразовательных школ производится дополнительная оплата за проверку тетрадей. Классное руководство, заведование кабинетами, учебно-опытными участками, мастерскими, проведение внеклассной работы и др.
Размеры доплат дифференцированы по их видам, группам классов и установлены в процентах к минимальной заработной плате в месяц. Так, за проверку тетрадей предусмотрены следующие: учителям 1-4 классов – 20%, 5-11 (12) классов по русскому, белорусскому языкам, литературе – 30%, иностранному языку и стенографии – 10, химии, физике, биологии – 10%.
Если учитель имеет нагрузку более 18ч в неделю по предметам, по которым установлена дополнительная оплата за проверку письменных работ, то доплата соответственно увеличивается.
Фонд заработной платы административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала общеобразовательных школ определяется на основе типовых штатов и устанавливаемых должностных окладов. рассчитывается путем умножения среднегодового числа ставок на средний должностной оклад. Зарплата директорам школ и их заместителям устанавливается в зависимости от числа учащихся в школах. При этом число учащихся учитывается по списочному составу по состоянию на начало учебного года.
Рассчитаем месячный фонд оплаты труда директора СОШ № 49 за период 01.01.2007года, тарифный разряд которого - 16, а тарифный коэффициент- 3,72:
Тарифный оклад=65 000 * 3,72=241 800 бел.руб.
Надбавка за стаж работы по специальности составляет 30% от тарифной ставки:
241 800 * 0,3=72 540 бел.руб.
Повышения за работу 0,63 % от минимальной заработной платы и составят 40 950 бел. рублей.
Таким образом, должностной оклад составит:
241 800+72 540 + 40 950=355 290 бел. рублей.
Должностные оклады руководителей школ могут увеличиваться за работу в особых условиях, при наличии в школе двух и более групп продленного дня, знание и применение в практической работе иностранного языка. Рассчитаем месячный фонд оплаты труда воспитателя СОШ № 49 за период 01.01.2007года, тарифный разряд которого - 13, а тарифный коэффициент- 3,04:
Тарифный оклад=67600 * 3,04=205 504 бел.руб.
Надбавка за стаж работы по специальности составляет 10% от тарифной ставки:
205 504 * 0,1=20 550 бел.руб.
Повышения за работу 0,63 % от минимальной заработной платы и составят 40 950 бел. рублей.
Таким образом, должностной оклад составит:
205 504 +20 550 + 40 950=267 004,40 бел. рублей.
Так как воспитатель имеет категорию, то ему положена доплата в размере 30 826 бел. руб.
Таким образом, заработная плата к выплате составит:
267 004,40+30 826=297830,4 бел. рублей.
Сумма расходов на зарплату педагогическую, учебно-вспомогательного и административного персонала составляет плановый фонд заработной платы. Для премирования, выплаты надбавок за высокие творческие и производственные достижения, выполнение особо важных работ предусмотрено создание премиального фонда в размере 10% планового фонда заработной платы. Общий итог фондов заработной платы и премиального составит фонд заработной оплаты труда работников школы, отражаемый в смете по статье «Заработная плата».
Расходы по статье «Начисления на заработную плату» представляют затраты, связанные с уплатой взносов по государственному социальному страхованию. Определяются в установленном проценте к сумме фонда оплаты за труд.
Рассчитаем сумму отчислений от суммы годового ФОТ педагогического, учебно-вспомогательного и административного персонала в ФСЗН(35%) в 2007 году:
(20473138+21193843)*0,35=14583443,35 бел. руб.
Рассчитаем сумму страховых взносов в фонд обязательного медицинского страхования(3%) от суммы годового ФОТ педагогического, учебно-вспомогательного и административного персонала в 2007 году:
(20473138+21193843)*0,03=1250009,43 бел. руб.
На примере сметы расходов СОШ № 49 г. Гомеля можно сделать вывод, что фонд оплаты труда составляет примерно половину всех расходов на содержание общеобразовательных школ. Он включает заработную плату учителей, заработную плату административно-хозяйственного и учебно-воспитательного персонала, дополнительные виды выплат и премиальный фонд. Фонд заработной платы административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала общеобразовательных школ определяется на основе типовых штатов и устанавливаемых должностных окладов. рассчитывается путем умножения среднегодового числа ставок на средний должностной оклад. Зарплата директорам школ и их заместителям устанавливается в зависимости от числа учащихся в школах.
2.3 Планирование расходов по другим статьям сметы учреждений в общеобразовательных школах
В школах с группами продленного дня предусмотрено двухразовое питание, оплачиваемое в основном за счет родителей. Исполкомам местных Советов дано право освобождать от платы за питание детей из малообеспеченных семей в количестве 25% всех учащихся, из них 10 – полностью и до 15% - до половины стоимости питания. Среднегодовое число учащихся, освобожденных от платы за питание, определяется отдельно по полностью и частично освобожденным. На базе этих показателей рассчитывается среднегодовое число освобожденных от платы за питание в перерасчете на полностью освобожденных. Сумма расходов на питание определяется путем умножения установленных норм расходов на одного учащегося, на среднегодовое число учащихся и на количество дней питания в году.
Бесплатное питание учащихся предусмотрено в школах, расположенных в зонах повышенной радиации, в соответствии с Законом РБ «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС» за счет средств, выделенных на ликвидацию последствий.
Затраты на приобретение оборудования и инвентаря для вновь строящихся школ включается в состав расходов на капитальное строительство и предусматриваются в централизованном порядке. Действующим школам ассигнования на эти затраты представляются по их заявкам в пределах общей суммы средств, предусмотренной на указанные цели по бюджету местного Совета.
В сметах школ с продленным днем и имеющих группы продленного дня предусматриваются расходы на приобретение мягкого инвентаря и оборудования (ст14). В основном они связаны с приобретением постельных принадлежностей для учащихся. Их планирование осуществляется на основе перечня приобретаемого инвентаря с учетом его фактического наличия и степени износа, а также в пределах выделенных ассигнований. В 2007 году затраты СОШ № 49 на приобретение мягкого инвентаря составили 6000тыс.бел.рублей.
По расходам на капремонт (ст16) составляется подробный расчет, в котором перечисляются все необходимые работы, их расценки и стоимость. При этом также учитывается сумма выделяемых бюджетных ассигнований.
К прочим расходам (ст18) относятся расходы на хозяйственное обслуживание, оплату командировок и служебных разъездов персонала, учебные и другие, связанные с текущим содержанием школ. Командировочные расходы рассчитываются путем умножения расходов по факту за прошлый год на коэффициент. Рассчитаем сумму командировочных расходов СОШ № 49 за 2007 год:
26606,118*1,02924=27384тыс.бел.руб.
В группу расходов на хозяйственное обслуживание включаются расходы на отопление, освещение, коммунальные услуги и прочие хоз. нужды, а по школам, расположенным в сельской местности, также ассигнования на бесплатное предоставление педагогическим работникам и членам их семей квартир с отоплением и освещением. Рассчитаем расходы на коммунальные платежи за 2007 год:
997163,011+112968+309155,52=1426340 бел. руб.
Оплата услуг связи рассчитывается путем умножения количества радио- точек на абонентскую плату. В 2007 году оплата услуг связи составила 192680,046 бел. руб.:
48170*4=192680,045 бел.руб.
Планирование учебных расходов, связанных с приобретением книг для библиотек, материалов и письменных принадлежностей для учебных работ, классных журналов и т.д., осуществляется по нормам, которые установлены на 1 класс по группам классов. Бюджетные ассигнования, выделяемые на бесплатное предоставление учебников, отражаются в смете на централизованные мероприятия, составляемой в отделе образования исполкома. Прочие расходы на текущее содержание предусмотрены на проведение культурно-просветительной и спортивно-массовой работы среди учащихся, выдачу похвальных листов и медалей. Они планируются по денежным нормам на среднегодовое количество классов в школе.
В общеобразовательных школах создается фонд всеобуч, средства которого предназначены для оказания материальной помощи учащимся 1-11 классов в виде бесплатного питания, приобретения одежды, обуви и др. Он образуется за счет бюджетных ассигнований в размере не менее 1% суммы расходов на текущее содержание школ, а также средств колхозов, профсоюзных и кооперативных организаций. В фонд всеобуча может поступать часть средств, получаемых школами от платных концертов и вечеров, сбора макулатуры и металлолома, доходов от пришкольных хозяйств и учебно-опытных участков.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что по направлениям использования расходы делятся на текущие и капитальные. Наибольший удельный вес занимают текущие расходы, в которые включаются расходы на заработную плату с начислениями и оплата коммунальных платежей. Затраты на приобретение оборудования и инвентаря для вновь строящихся школ включается в состав расходов на капитальное строительство и предусматриваются в централизованном порядке. По расходам на капремонт (ст16) составляется подробный расчет, в котором перечисляются все необходимые работы, их расценки и стоимость. При этом также учитывается сумма выделяемых бюджетных ассигнований.
Глава 3. Оптимизация расходов на содержание учреждений образования
Проблемы финансирования являются ключевыми при осуществлении реформы системы образования. Поэтому вполне закономерно встают вопросы: насколько обоснованны действующая система финансирования образования и методика прогнозирования расходов и насколько эффективно используются выделяемые учреждениям образования бюджетные средства?
Существует несколько подходов к финансированию образования. В советской бюджетной системе практиковался метод постатейного финансирования. В дореформенный период этот метод, основанный на использовании нормативов по различным видам расходов, был вполне оправдан. Нормативы служили для определения минимального объема финансирования, требуемого для выполнения конкретных задач. Бюджетные нормы не только облегчали составление бюджета, но и обеспечивали механизм контроля в процессе исполнения бюджета.
Понятно, что к настоящему времени эти нормативы устарели. Более того, их применение непосильно для бюджета. Поэтому вполне обоснованно встают проблемы определения действительно необходимых объемов финансировании, наиболее эффективного распределения имеющихся ресурсов и обеспечения гибкости в их использовании.
Бюджетное финансирование на такой основе, помимо простоты исчисления, обладает рядом других преимуществ. Во-первых, данный подход обеспечивает прозрачность финансовых потоков как для руководства и учителей, так и для учащихся и их родителей. Во-вторых, позволяет более гибко использовать выделяемые средства, потому что осуществляется в зависимости от численности учащихся (воспитанников), а не по нормативам. В ходе проведенных исследований разработаны конкретные рекомендации для всех направлений образования – дошкольного, среднего общего, специального, профессионального и высшего.
Учреждения дошкольного, среднего общего и частично среднего специального образования финансируются из районных и городских бюджетов через отделы народного образования.
Значительная доля расходов в таких организациях приходится на питание. Поэтому региональные различия в расходах на одного их воспитанника обусловлены несовпадением цен на основные продовольственные товары. В связи с этим при введении нормативов расходов на каждого ребенка целесообразно все средства, выделяемые на дошкольное воспитание, разделить на две группы – (1) на питание и (2) прочие – и по каждой из них ввести единый среднереспубликанский норматив с соответствующей корректировкой на региональные особенности. По расходам на питание такой норматив надо скорректировать через областные поправочные коэффициенты на цены.
Что касается общеобразовательных школ, то с учетом структуры расходов и региональных различий по ним, все расходы в этой сфере (исключая капитальные) предлагается разделить на три группы, по каждой из которых надо определять норматив на одного учащегося. В первую группу следует включить заработную плату и начисления на социальное страхование, во вторую – оплату коммунальных услуг, в третью – прочие расходы. На зарплату учителей ощутимо влияют надбавки, установленные в отдельных регионах, а также доплаты за проверку тетрадей и за классное руководство. Для учета обусловленной такими надбавками и доплатами разницы в зарплате необходимо ввести нормативы расходов на одного учащегося и единый поправочный коэффициент, отражающий уже сложившиеся региональные различия в расходах на зарплату. Такой же подход рационален и в отношении расходов на коммунальные услуги, которые тоже различаются по регионам из-за неодинаковых цен на некоторые виды услуг (подача теплоэнергии, воды, отопление и т.д.). Здесь на первом этапе тоже рекомендуется ввести нормативы расходов на коммунальные услуги в расчете на одного учащегося и единый поправочный коэффициент, рассчитываемый по каждому району. Прочие затраты могут финансироваться на основе единого среднереспубликанского норматива, т.к. не имеют значимых региональных расхождений.
Финансирование учреждений среднего специального, среднего профессионального и высшего образования имеет свои специфические особенности. Несмотря на то, что академические лицеи создаются практически во всех областях и ориентированы на местный уровень, их финансирование осуществляется из республиканского бюджета. При этом большинство из них в соответствии с их профессиональным направлением прикреплено к соответствующим вузам, чем и обусловлено их финансирование из республиканского бюджета. Подобная разобщенность в ведомственной принадлежности, безусловно, усложняет систему финансирования лицеев и их отчетность. Учитывая к тому же, что подготовка специалистов в средних специальных учебных заведениях ориентирована на региональный уровень, целесообразно все полномочия по их финансированию передать местным бюджетам. Это позволит применять в академических лицеях те же нормативы, что и в общеобразовательных школах.
Другой особенностью сферы среднего профессионального и высшего образования является то, что структура расходов входящих в нее учебных заведений обусловлена не столько региональными факторами, сколько профессиональными направлениями. Из этого и следует исходить при обосновании нормативов для них: для гуманитарных – одних, а для технических – других. Ведь если в педагогических колледжах основной удельный вес затрат приходится на выплату заработной платы, то в технических – на приобретение учебно-методического оборудования.
В вузах вводить нормативы по трем группам расходов (на заработную плату, на коммунальные услуги и прочие) нет смысла, поскольку при недостаточном бюджетном финансировании вузы могут восполнить его из дополнительных источников средств – обучения на платно-контрактной основе, сдачи помещений в аренду и др.
Опыт других стран показывает, что переход на нормативное финансирование может принести хорошие плоды. А чтобы свести к минимуму издержки такого перехода (без них, как правило, не обходится), внедрение новых нормативов следует осуществлять не сразу на всех уровнях бюджетной системы, а поэтапно, после апробирования на отдельных уровнях и регионах с последующим распространением по республике.
Одна из основных целей реформирования системы образования – улучшение его качества. Действенным рычагом в ее достижении является совершенствование механизмов материального стимулирования. Несмотря на то, что значительная часть государственных средств, выделяемых на сферу образования, идет на заработную плату преподавателей, это не оказывает существенного влияния на качество образования. При существующих тарифных ставках дифференцировать оплату труда преподавателей в соответствии с его качеством довольно сложно. Но делать это необходимо.
В мировой практике существуют различные модели оплаты труда педагогов, предусматривающие увеличение вознаграждения за более качественную работу. Наиболее распространены единая шкала оплаты труда, шкала затрат с учетом услуг, а также с учетом качества работы учебного заведения в целом. Рассмотрим каждую из этих моделей подробнее.
При использовании первого варианта устанавливается базовая зарплата учительских кадров, не имеющих стажа работы в учебном заведении. Надбавки к ней зависят от квалификации и стажа. В счет базовой зарплаты учитель должен отработать установленное минимальное количество часов в неделю (в Германии, например, 24 часа, в Польше – 26). Часы работы сверх утвержденной нормы оплачиваются отдельно. Размер заработка учителя может зависеть и от места работы (город или село), и иметь региональные вариации. Так, в США он выше в городах, а в некоторых странах сельским учителям выплачивают дополнительные надбавки к зарплате или предоставляют иные льготы (чаще всего, жилье). Единую шкалу оплаты труда критикуют, прежде всего, за отсутствие в ней механизмов стимулирования учителей на улучшение работы и соответствующих инструментов в распоряжении школьной администрации, позволяющих поощрять педагогов за более качественный труд.
Главная особенность применения шкалы затрат с учетом услуг – оплата в соответствии с индивидуальным качеством работы преподавателя. Однако такую шкалу проще разработать в теории, чем применять на практике из-за сложностей, возникающих при оценке педагогического труда. Так, несмотря на усилия специалистов, до сих пор неясно, каким способом проводить классификацию учителей и определять разницу в их зарплате в зависимости от разряда (категории) и внутри одного разряда. Правда, в некоторых штатах США введена дифференцированная оплата труда педагогов, но она более приемлема для высшего, нежели для среднего образования. Не случайно во многих странах зарплата вузовских преподавателей (как в государственном, так и в частном секторе) уже давно зависит от качества их работы, определяемого учебным заведением. При установлении ее размера во внимание берутся не только сугубо преподавательская деятельность (на основании оценки студенческих знаний), но и исследовательская работа (например, наличие публикаций в ведущих журналах).
В большинстве стран ОЭСР серьезное значение при оплате преподавательского труда придается качеству работы учебного заведения в целом. Существует также практика выделения государственных средств университетам, исходя из оценки работы преподавательского состава каждого факультета. Так, в Великобритании периодически проводят аттестацию вузов, в ходе которой сотрудникам тех или иных факультетов присуждается определенная категория (в основном на базе исследовательской работы), которая учитывается при распределении государственных средств, делая его эффективнее, а оплату труда педагогов – более справедливой.
Подобный опыт имеет большое значение для Республики Беларусь, особенно в период реформирования системы образования. Однако необходимо учесть, что улучшение материального стимулирования требует дополнительных средств, в связи, с чем остро встает вопрос о расширении источников финансирования данной сферы.
В большинстве стран мира успешно функционируют негосударственные учебные заведения. Это позволяет улучшать систему образования за счет конкуренции и частично снять нагрузку с государственного бюджета.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что существуют проблемы в определении обоснованности действующей системы финансирования образования и методики прогнозирования расходов, а так же эффективности использования выделяемых учреждениям образования бюджетных средств. В связи с этим предлагается переход на нормативное финансирование учреждений образования, опираясь ни мировой опыт. А чтобы свести к минимуму издержки такого перехода, внедрение новых нормативов следует осуществлять не сразу на всех уровнях бюджетной системы, а поэтапно, после апробирования на отдельных уровнях и регионах с последующим распространением по республике.
Также одной из основных целей реформирования системы образования является совершенствование механизмов материального стимулирования преподавателей, что поможет существенно повысить качество образования.
ВУЗы, лицеи, гимназии могут получать доход из дополнительных источников средств – обучения на платно-контрактной основе, сдачи помещений в аренду, проведение подготовительных курсов и др., тем самым, обеспечивая частичное самофинансирование и позволяя снизить расходы бюджета на их содержание.
Опыт других стран показывает, что переход на нормативное финансирование может принести хорошие плоды.
Заключение
Расходы на образование включают расходы на дошкольное образование, общее образование, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее и послевузовское образование, государственные программы в области образования, издание учебников и учебных пособий, расходы на содержание и обеспечение деятельности учреждений, осуществляющих руководство и управление в сфере образования. Основными источниками финансирования расходов на образование являются средства государственного бюджета, правление системой образования носит государственно-общественный характер. В целях обеспечения единых подходов в методологии учета и отчетности при представлении информации о фактическом внедрении государственных социальных стандартов в области образования разработана Инструкция о порядке расчета нормативов государственных социальных стандартов в области образования, установленных в денежном выражении.
Трудовые затраты включают в себя три элемента, которые впоследствии и являются обособленными статьями затрат: заработная плата, начисления на заработную плату, стипендиальный фонд. Материальные и приравненные к ним затраты – это расходы, связанные с создание материально-технической базы ВУЗа и материальным обеспечением учебного процесса. Плановый фонд оплаты труда ППС определяется путем умножения установленного оклада на одну педагогическую ставку на число педставок и числа месяцев в году (12).
Выделение финансовых ресурсов из бюджета планируется на основании сводной заявки на финансирование научной и инновационной деятельности в целом по вузу в разрезе источников финансирования.
Фонд оплаты труда составляет примерно половину всех расходов на содержание общеобразовательных школ. Он включает заработную плату учителей, заработную плату административно-хозяйственного и учебно-воспитательного персонала, дополнительные виды выплат и премиальный фонд. Фонд заработной платы административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала общеобразовательных школ определяется на основе типовых штатов и устанавливаемых должностных окладов. рассчитывается путем умножения среднегодового числа ставок на средний должностной оклад. Зарплата директорам школ и их заместителям устанавливается в зависимости от числа учащихся в школах.
По направлениям использования расходы делятся на текущие и капитальные. Наибольший удельный вес занимают текущие расходы, в которые включаются расходы на заработную плату с начислениями и оплата коммунальных платежей. Затраты на приобретение оборудования и инвентаря для вновь строящихся школ включается в состав расходов на капитальное строительство и предусматриваются в централизованном порядке. По расходам на капремонт (ст16) составляется подробный расчет, в котором перечисляются все необходимые работы, их расценки и стоимость. При этом также учитывается сумма выделяемых бюджетных ассигнований.
Существуют проблемы в определении обоснованности действующей системы финансирования образования и методики прогнозирования расходов, а так же эффективности использования выделяемых учреждениям образования бюджетных средств. В связи с этим предлагается переход на нормативное финансирование учреждений образования, опираясь ни мировой опыт. А чтобы свести к минимуму издержки такого перехода, внедрение новых нормативов следует осуществлять не сразу на всех уровнях бюджетной системы, а поэтапно, после апробирования на отдельных уровнях и регионах с последующим распространением по республике.
Также одной из основных целей реформирования системы образования является совершенствование механизмов материального стимулирования. Преподавателей, что поможет существенно повысить качество образования.
ВУЗы, лицеи, гимназии могут получать доход из дополнительных источников средств – обучения на платно-контрактной основе, сдачи помещений в аренду, проведение подготовительных курсов и др., тем самым, обеспечивая частичное самофинансирование и позволяя снизить расходы бюджета на их содержание.
Опыт других стран показывает, что переход на нормативное финансирование может принести хорошие плоды.
Список литературы
1. Инструкция о порядке применения бюджетной классификации Республики Беларусь: Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 15.03.2007 г. № 44.
2. Об утверждении инструкции о порядке планирования, учёта и использования средств, получаемых организациями, финансируемыми из бюджета, от приносящей доходы деятельности: Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 12.11.2002 г. № 152.
3. Об утверждении методических рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости научно-технической продукции: Приказ Государственного комитета по науке и технологиям РБ от 31.08.1998 г. № 156.
4. Об утверждении Положения о порядке финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности за счет средств республиканского бюджета: Постановление Совета Министров РБ от 10.07.1998 г. № 1084 (в редакции от 15.03.2004 г. № 282).
5. О некоторых вопросах платного обучения в государственных учреждениях, обеспечивающих получение высшего и среднего специального образования: Указ Президента Республики Беларусь от 28.02.2006 г. № 126.
6. Государственный бюджет: учебное пособие/ под ред. М.И. Ткачук. - Мн.: 1995.-240с.7. Государственный бюджет: учебное пособие/ под ред. Т.В. Сорокина. - Мн.: БГЭУ, 2003. -289 с.8. Енин Ю.И., «Система бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики в Республике Беларусь», Мн.,1999,99с.9. http://www.review.uz/page/article/118.htm
10. http://charko.narod.ru/tekst/an11/1.htm
11. http://www.czech.belembassy.org/Obrazovanie-i-nauka?artsuite=1