Равновесие в рыночной экономике

СОДЕРЖАНИЕ: СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ РЕФЕРАТ по дисциплине: Математическая экономика Тема: Равновесие в рыночной экономике Магистрант: Тууль Артур Сергеевич

СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ

РЕФЕРАТ

по дисциплине: Математическая экономика

Тема: Равновесие в рыночной экономике

Магистрант: Тууль Артур Сергеевич

Код плана: З-ЭМ4-902

Направление: Экономика

Магистерская программа:

Экономика фирмы

Москва 2010 г.

Содержание

Введение. 3

1 Цена равновесия. 4

2 Условия стабильности равновесия. 8

3 Последствия отклонения цены от равновесного уровня. 10

4 Изменение спроса и предложения и их влияние на цену. 12

Заключение. 18

Список использованных источников. 19

Приложение А.. 20

Введение

Как известно, любая система стремится к достижению равновесного состояния и его сохранению. Это характерно и для микроэкономических систем, однако, поскольку их функционирование обеспечивается посредством деятельности людей, наделенных волей, сознанием и разнонаправленными интересами, равновесие не достигается стихийно и имеет специфические законы и условия.

Рыночное равновесие проявляется в количественном соответствии спроса и предложения товаров, услуг и ресурсов и затрагивает интересы домохозяйств как поставщиков ресурсов и потребителей товаров и услуг и предприятий как потребителей ресурсов и производителей товаров и услуг. Другими словами, это оптимальная реализация совокупных экономических интересов в обществе. Здесь можно привести сравнение со здоровым экономическим кровообращением, в котором нет явлений распада, вызываемых болезнями экономики - инфляцией, безработицей и т.п. Идея такого равновесия очевидна и желаема всем обществом, поскольку означает полное удовлетворение потребностей без излишне затраченных ресурсов и нереализованного продукта.

В данной работе предлагается изложение понятий как равновесия и цены равновесия, условия стабильности равновесия, дефицит и излишек, влияние на рыночную цену.


1 Цена равновесия

На рынке интересы покупателей сталкиваются с интересами продавцов. Экономический интерес покупателя состоит в том, что­бы купить качественный товар, но по более дешевой цене и удовлетворить свою потребность. Ему противостоит произво­дитель-продавец, который заинтересован в продаже това­ров с максимальной прибылью. Потребители приходят на рынок с определенным объемом совокупного дохода, пред­назначенного для приобретения товаров. Стремясь купить товар подешевле, потребители понимают, что продавец хо­чет продать его подороже. Поэтому потребители предлага­ют за товары цены, равные так называемым ценам спроса. Под ценой спроса понимается та предельная максимальная цена, за которую покупатели еще согласны взять товар. Вы­ше этой цены рыночная цена подняться не может — у пот­ребителей больше нет денег на покупку. Чем ниже цена спроса, тем большее количество товара желает и может приобрести покупатель за одну и ту же сумму денег.

У производителей-продавцов другие интересы. Они за­интересованы в продаже товара подороже и поэтому пред­лагают цены предложения — такие предельные минималь­ные цены, по которым производители-продавцы еще гото­вы продавать свои товары. Рыночная цена не может опуститься ниже цены предложения, потому что тогда про­изводство и сбыт становятся нерентабельными. Это несов­местимо с экономическим интересом производителя-продавца. Чем ниже цена предложения, тем меньшее количестве товаров поступит в продажу. У многих производителей издержки производства и сбыта окажутся выше этой цены, а поэтому они понесут убытки.

На рынке происходит конкурентная борьба между продавцами и поку­пателями за более выгодную для них цену и удовлетворение своих интере­сов. Когда интересы производителей и потребителей совпадают, возникает равновесие рынка. Его можно определить как ситуацию, когда предложение и спрос совпадают при приемлемой для потребителя и производителя цене. Экономический смысл данного равновесия заключается в том, что оно отражает единство продавцов и покупателей, равенство их возможностей и желаний.

Для более подробного раскрытия понятий можно привести график (рис. 1). Для чего совместим кривые спроса и предложения одного и того же товара на этом графике. Линия Dесть графическое изображение спроса от цены, линия S – графическое изображение функции предложения от цены. Точка их пересечения – это точка равновесия E. В данной ситуации объем спроса равен объему предложения (Qd = Qs), а цена спроса равна цене предложения (Pd= Ps), то есть рынок сбалансирован. Состояние рынка, при котором спрос и предложение уравновешены на определенном уровне цены, называется равновесным. Координатами точки пересечения кривых спроса и предложения E является равновесная цена Peи равновесный объем производства Qe. В таких условиях производителям данного товара невыгодно дальнейшее расширение производства, а значит, и предложения, так как товар не найдет спроса. В свою очередь покупатели этого товара именно на такой объем предложения и рассчитывали, цена предложения их также устраивает.

Рис. 1 Рыночное равновесие по Вальрасу

Рассмотренная модель, иллюстрирующая одновременное взаимодействие спроса и предложения определенного товара, получила в экономической теории название модели частичного рыночного равновесия (равновесия на рынке одного товара).

Приведенная характеристика равновесия в экономической теории известна как «равновесие по Вальрасу». Существует и другой подход к описанию равновесия — «равновесие по Маршаллу». Отличие этих моделей в следующем: если Вальрас делает акцент на соотношении величины спроса и величины предложения в установлении равновесия, то Мар­шалл — на соотношении цены спроса и цены предложения в данном процессе.

Равновесие по Маршаллу можно проиллюстрировать на сле­дующем графике (рис. 2).

Допустим, что объем предложения ниже равновесного (Q1 Qe), тогда цена спроса будет выше цены предложения (Р1 P4). Это бу­дет побуждать продавцов наращивать объем предложения. Если же объем предложения превышает равновесный уровень(Q2 Qe) ,то цена предложения превысит цену спроса, то есть P2 P3, и продав­цы станут снижать объем предложения. При равновесном объеме производства цена спроса совпадает с ценой предложения.

Рис. 2 Рыночное равновесие по Маршаллу

Модель Маршалла больше применима к анализу установле­ния равновесия в длительном периоде, когда объем предложения в состоянии адекватно отреагировать на изменение рыночной цены спроса. Вместе с тем обе модели показывают естественную способность рынка «самонастраиваться» путем непрерывного «поиска» соответствий между спросом и предложением.

Рисунки 1 и 2 иллюстрируют единственность рыночного равновесия, когда линии рыночного спроса и рыночного пред­ложения пересекаются в единственной точке Е.

Точка пересечения кривых спроса (D) и предложения (S) есть точка равновесия (Е). В этой точке объем спроса равен объему предложения. Здесь фиксируется формирующаяся при этих условиях равновесная цена.

Равновесие — закон для каждого конкурентного рын­ка. Благодаря равновесию на каждом товарном рынке, под­держивается стабильность экономической системы в целом.

Словарь определяет слово равновесие как ситуацию, в которой уравновешиваются разнонаправленные силы. Данное определение описывает и рыночное равновесие. Различают стабильное (устойчивое) и нестабильное (не­устойчивое) рыночное равновесие. Стабильное имеет место тогда, когда нарушенное равновесное состояние восстанав­ливается вновь; нестабильное — когда нарушенное равно­весие рынка остается таковым на протяжении длительного периода времени. Если в экономической системе, выведенной по каким-либо причинам из равновесия, имеются факторы, возвращающие ее в исходное равновес­ное состояние, то такое равновесие стабильно; при отсутствии подобных факторов равновесие является нестабильным.

В условия конкуренции взаимодействие рыночного спроса и рыночного предложения корректирует цену до того момента, пока величина спроса и величина предложения не совпадут. Это равновесная цена. Соответствующее количество (продукта) – это равновесное количество. Равновесная цена разгружает рынок, не оставляя обременительный излишек у продавцов и не создавая ощутимых нехваток у покупателей.

При цене равновесия устанавливается равенство не покупок и продаж—такое равенство существует при любой цене. При цене равновесия количество продукции, в пределах которого потребители намерены продолжать делать закупки, будет соответствовать тому количеству продукции, которое производители намерены продолжать поставлять на рынок.


2 Условия стабильности равновесия

Достижению равновесия способствует ценовой механизм. В результате колебания цен происходит выравнивание спроса и предложения товаров: в точке их пересечения устанавливается равновесная цена. Равновесие через посредство ценового механизма может устанавливаться как для отдельных товаров, так и в масштабе народного хозяйства на основе согласования агрегированного спроса и агрегированного предложения, иными словами, как на микро-, так и на макроуровне.

На макроуровне принято различать общее и частичное равновесие. Частичное равновесие – это количественное соответствие (равенство) двух взаимосвязанных параметров или сторон экономики. Например, частичное равновесие выступает в виде равновесия производства и потребления, покупательной способности и товарной массы, доходов и расходов госбюджета, спроса и предложения и т.п.

В отличие от частичного, общее равновесие означает соответствие (согласованное развитие) всех сфер экономической системы. В основе общего экономического равновесия лежит, прежде всего, соответствие между спросом и предложением товаров и услуг, причем соответствие между спросом и предложением не только потребительских благ, но и средств производства, рабочей силы и т.д. Иначе говоря, условием устойчивого и стабильного развития экономической системы является равновесие не только на рынке товаров, но и на всех остальных рынках.

Равновесие системы не сводится только к рыночному равновесию. Во-первых, рыночные факторы не следует отделять от производственных. Диспропорции, нарушения в сфере производства неизбежно ведут к неравновесности на рынках. Во-вторых, экономическую систему только в теории можно рассматривать изолированно. В реальной действительности наряду с рыночными воздействиями экономика испытывает влияние других, нерыночных факторов: политических, социальных, демографических. Существенное влияние оказывают методы государственного регулирования, которые не являются чисто рыночными.

Исходя из вышесказанного, выделим наиболее важные предпосылки стабильности общего равновесия:

1 Соответствие общественных целей экономическим возможностям. Цели и приоритеты общественного развития меняются, изменяются и потребности в ресурсах, а следовательно, происходят изменения в пропорциях, возникает необходимость в обеспечении нового равновесного состояния.

2 Наиболее полное использование ресурсов (рабочей силы, средств производства. Конечно, должны сохраняться резервы мощностей и нормальный уровень занятости. Но в равновесной экономике не должно быть ни изобилия простаивающих мощностей, ни избыточной продукции, ни чрезмерного перенапряжения в применении ресурсов. Если, к примеру, капиталовложений недостаточно, то не будет своевременно заменяться изношенное оборудование, произойдет сокращение производства.

3 Структура производства приведена в соответствие со структурой потребления. Скажем, отсутствие на протяжении длительного времени нормальных ценовых пропорций между промышленностью и сельских хозяйством вело к систематическому отставанию последнего.

4 Наконец, как отмечалось выше, условием общего равновесия в экономике служит рыночное равновесие, равновесие спроса и предложения на всех основных рынках.

Теоретиком общего экономического равновесия считается Л. Вальрас. Он пришел к выводу, что общее равновесие предполагает наличие ряда условий, в том числе свободную конкуренцию, равенство всех покупателей на рынке, неизменность экономических ситуаций, замкнутость экономических систем. Теория экономического равновесия имеет важное практическое значение. Положения и выводы этой теории кладутся в основу экономической политики; они используются для выработки наиболее эффективных методов хозяйственного регулирования.


3 Последствия отклонения цены от равновесного уровня

При отклонении рыночной цены от равновесного уровня происходит нарушение рыночного равновесия.

Предположим, что в силу каких-то причин спрос на данный товар резко возрос. Реальная ры­ночная цена товара превысила равновесную, поднявшись с Pе до P1 (рис. 1). Согласно закону предложения, рост рыночной цены инициирует производство и предложение. Из рисунка видно, что величина предложения Q2 превысит величину спроса Q1 . Возни­кает товарный избыток, равный Q1 Q2 . Этот избыток в результате конкуренции продавцов будет способствовать снижению цены. Снижение цены, в свою очередь, приведет к сокращению товар­ного предложения и расширению круга покупателей. Установле­ние цены на уровне Pе уравновесит спрос и предложение.

Если же рыночная цена P2 окажется ниже равновесной, то ве­личина спроса превысит величину предложения и возникнет то­варный дефицит, равный Q1 Q2 . В этом случае конкуренция поку­пателей будет способствовать повышению рыночной цены, что будет побуждать производителей расширять производство данно­го товара. Дефицит станет постепенно исчезать. В точке Eопять произойдет уравновешивание интересов покупателей и продав­цов, и цена установится на уровне Pе .

Избыток товара. Предположим, что по какой-то причине покупатели и продавцы ожидают, что цена будет выше равновесной и соответственно этим ожиданиям планируют свою деятельность. Когда величина предложения превосходит величину спроса на товар, то возникает избыток.

Избыток и товарные запасы. Когда существует избыток продукта, то продавцы не могут продать все, что они надеялись продать по данной цене. В результате их товарные запасы увеличиваются и вскоре превышают тот уровень, который был запланирован на случай нормальных изменений спроса. Продавцы ответят на рост запасов изменением своих планов. Одни из них сократят выпуск товара. Другие понизят цены, чтобы поощрить покупателя потреблять больше, и таким образом уменьшат свои чрезмерные запасы. Третьи сделают и то, и другое. В результате этих изменений произойдет перемещение влево и вниз по кривой предложения. Так как чрезмерные товарные запасы оказывают давление на цену сверху, то покупатели также меняют свои планы. Убедившись, что товар стоит дешевле, чем они ожидали, они двигаются вниз и вправо по кривой спроса, рынок приходит в состояние равновесия (рис. 1).

Товарный дефицит. Когда величина спроса превосходит величину предложения товара, то разница называется величиной избыточного спроса, или дефицитом. На большинстве рынков первым признаком дефицита является резкое уменьшение товарных запасов, то есть тех фондов товаров, которые уже произведены и готовы к продаже или использованию. Продавцы обычно держат часть товаров в запасе, чтобы оперативно реагировать на незначительные изменения спроса. Когда количество запасов уменьшается и падает ниже запланированного, то продавцы меняют свои планы. Они могут попытаться восполнить запасы, наращивая выпуск или, если они сами не производят товар, они могут увеличить заказ производителю. Некоторые продавцы будут извлекать выгоду из возросшего спроса, увеличивая цену, так как они знают, что покупатели готовы заплатить больше. Но каковы бы ни были детали, в результате произойдет движение вверх по кривой предложения, так как цена и количество товара возрастут. Так как дефицит оказывает давление на цену снизу, то покупатели тоже будут вынуждены менять свои планы. Двигаясь влево и вверх по кривой спроса, они будут урезать свое потребление. В результате изменения планов покупателей и продавцов рынок приходит к равновесию (рис. 1).

Дефицит и очереди. На большинстве рынков продавцы обладают товарными запасами. Однако существуют и исключения. Запасы невозможны на рынках услуг - в парикмахерских, прачечных и тому подобных предприятиях. Продавцы на рынках этих товаров не начинают производства, пока не заключат договор с покупателями.

На рынках, где не существует товарных запасов, признаком дефицита является очередь покупателей. Очередь - это признак того, что при существующей преобладающей цене покупатели желают потреблять товар быстрее, чем производители планируют его предлагать на рынок.


4 Изменение спроса и предложения и их влияние на цену

Проанализируем нарушение рыночного равновесия вслед­ствие сдвигов кривых спроса и предложения.

Допустим, что уменьшение доходов потребителей вызвало сдвиг кривой спроса влево: из положения Dв положение D1(рис. 3а). При начальной цене P1 и том же объеме предложе­ния появится избыток товаров, равный Q1Q3,станут расти товар­ные запасы. Цена не может и далее оставаться на уровне P1. В ре­зультате конкуренции производителей начнется «давление» на нее сверху, и она станет снижаться. С падением цены производи­тели станут сокращать объем производства. Двигаясь по кривой Sсверху вниз, они достигнут точки Е2 , где их планы опять совпа­дут с планами потребителей. Точка Е2 станет новой точкой рав­новесия.


Рис. 3 Сдвиги кривой спроса

Если же доходы потребителей увеличатся, это вызовет сдвиг кривой спроса вправо: из положения Dв положение D1(рис. 3б). При начальной цене Р1и том же объеме предложения (Q1) воз­никает товарный дефицит, равный Q1Q3. Повышенный спрос бу­дет стимулировать рост объема производства, но одновременно и рост цен. В результате установится новая равновесная цена (P2) и новый равновесный объем производства (Q2).

Таким образом, увеличение спроса при прочих равных усло­виях вызывает рост равновесной цены и рост объема производ­ства; уменьшение спроса — соответственно снижение равновес­ной цены и уменьшение объема производства.

Теперь предположим, что изменяется предложение, а спрос остается постоянным.


Допустим, что удорожание топливно-энергетических ресурсов привело к росту производственных издержек, и предложение какого-то товара сократилось. Кривая предложения сдвинулась из положения S в положение S1 (рис. 4а). При прежней рыноч­ной цене P1 и том же спросе возникает товарный дефицит, равный Q1Q3. Товарные запасы станут сокращаться, спрос превысит предложение. В результате конкуренции потребителей начнется «давление» на цену снизу, и она станет расти. По мере роста цен, в соответствии с законом предложения, производители будут наращивать производство, а потребители, двигаясь по кривой Dснизу вверх, должны будут соглашаться на более высокую цену. Со временем растущие цены вызовут сокращение объема спроса. В итоге рынок придет к новому равновесному состоянию Е2 при цене Р2 и объеме производства Q2 .


Рис. 4 Сдвиги кривой предложения

На рис. 4бпоказана обратная ситуация. Если, например, произошло усовершенствование технологии производства како­го-то товара, то его предложение увеличится, то есть кривая пред­ложения Sсместится в положение S1. При прежней рыночной це­не Р1 и том же спросе возникнет товарный излишек, равный Q1Q3.Станут нарастать товарные запасы, обострится проблема реализа­ции товаров. Предложение превысит спрос. В результате конку­ренции производителей начнется «давление» на цену сверху, и она станет снижаться. Снижение цены вызовет сокращение производства и, естественно, уменьшение предложения. В итоге рынок придет к новому равновесному состоянию E2 при цене Р2и объеме производства, равном Q2.

Итак, увеличение предложения, при прочих равных условиях, ведет к понижению цены и росту количества производимого про­дукта; уменьшение предложения — соответственно к росту цены и понижению объема предложения. Мы наблюдаем обратную связь между изменением предложения и вызванным им изменением равновесной цены, однако связь между изменением предложения и вызванным им изменением объема производства останется прямой.

Вполне реальна ситуация, когда под воздействием различ­ных неценовых факторов происходит одновременный сдвиг кри­вых спроса и предложения. При этом могут иметь место следую­щие, ситуации.

Предположим, что спрос и предложение изменяются в про­тивоположных направлениях. Здесь возможны два случая. Сна­чала рассмотрим вариант, когда спрос увеличивается, а предло­жение снижается (рис. 5а).

Что касается цены, то в данном случае наблюдаются два эф­фекта ее повышения: эффект увеличения спроса и эффект сниже­ния предложения. Если же говорить о равновесном объеме про­изводства, то воздействие на него со стороны изменения спроса и предложения разнонаправлено и зависит от соотношения па­раметров изменения спроса и предложения. Если в большей сте­пени возрос спрос, чем снизилось предложение (как это показано на рис. 5а),равновесный объем производства увеличится по сравнению с первоначальным. Если же возрастание спроса от­носительно меньше, чем падение предложения, то равновесный объем производства окажется меньше первоначального.

Рис. 5 Одновременные сдвиги кривых спроса и предложения

Рис. 5бпоказывает ситуацию, когда спрос падает, а пред­ложение растет. Как это скажется на равновесной цене? В дан­ном случае имеют место два эффекта ее снижения: эффект уменьшения спроса и эффект повышения предложения. Что же касается равновесного объема производства, то последствия из­менений спроса и предложения разнонаправлены: уменьшение спроса ведет к снижению равновесного объема выпуска, тогда как увеличение предложения — к его увеличению. В конечном итоге направление изменения равновесного объема производ­ства будет зависеть от соотношения параметров изменения спро­са и предложения.

Что происходит с равновесной ценой и равновесным объе­мом производства, если спрос и предложение изменяются в од­ном и том же направлении?

Здесь также возможны два случая. На рис. 5впредставле­на ситуация, когда и спрос, и предложение увеличиваются. Вли­яние этих процессов на направление изменения цены будет за­висеть от соотношения эффекта повышения цены в результате повышения спроса и эффекта ее понижения врезультате роста предложения. Если параметры увеличения спроса больше пара­метров роста предложения, равновесная цена будет расти; если же параметры повышения предложения будут больше парамет­ров роста предложения, равновесная цена будет снижаться.

Из рис. 5г следует, что в данном случае и спрос, и пред­ложение уменьшаются. Если параметры снижения предложения выше, чем параметры снижения спроса (эта ситуация показана на рисунке), то равновесная цена возрастает. Когда же имеет место обратная ситуация, то равновесная цена снижается. Что касается равновесного объема производства, то в данном случае можно однозначно утверждать, что он будет снижаться.

Приведем таблицу, в которой покажем зависимость изменения спроса и предложения от различных факторов и влияние на цену (Приложение А). Из таблицы видно, что график спроса смещается вправо (рис. 3б) под воздействием изменения следующих уровней: возрастания числа покупателей, увеличение доходов покупателей, при спросе на нормальный товар, возрастания предпочтение товара покупателями, при росте цен заменяющего товара, в условиях инфляции или инфляционного ожидания. Изменение этих условий можно конкретизировать или даже дополнить применительно к исследуемому рынку и предприятию.

Влево график смещается под влиянием таких условий, как уменьшение спроса на низшие товары (хлеб, картофель и т.д.) при росте доходов покупателей, а также тогда, когда растут цены на дополняющий товар (рис. 3а). Конечно, и здесь уместно более детальное изучение реакции цены и рынка применительно к данному предприятию.

Сдвиг вправо графика предложения(рис. 4б) означает рост предложения при данной цене, а влево, наоборот, его уменьшение в расчете на прежний уровень цен. Сдвиг вправо графика предложения происходит под влиянием увеличения числа поставщиков, появления более эффективной технологии, роста цен на заменяющие товары, предоставления государственных дотаций, субсидий или кредитов.

Влево график предложения смещается в силу роста цен на ресурсы, повешение цен на дополняющий товар, увеличение налогов, амортизационных норм (рис. 4а).


Заключение

Рыночный процесс состоит из множества актов обмена товарами и услугами. В каждом таком акте участвует продавец, на стороне которого выступает предложение товара, и покупатель, представляемый спросом на товары. Спрос и предложение выступает главным регулятором равновесной цены. Которая при равном объеме спроса и предложения приводит рынок к рыночному равновесию. Таким образом, рыночное равновесие — это состояние рынка, при котором объем спроса равен объему предложения.

В данной работе были раскрыты цены, условия стабильности рыночного равновесия. Также описаны последствия отклонения цены от равновесного уровня. Предлагается изложение понятий как равновесия и цены равновесия, условия стабильности равновесия, дефицит и излишек, влияние на рыночную цену.

Список использованных источников

1 Борохов В. Б. Основы экономической теории, -М., 2000.

2 Ивашковский С.Н. Экономика: микро- и макроанализ. –М.: Дело, 2001

3 Нуреев Р.М. Основы экономической теории: Микроэкономика. –М., 1996.

4 Максимова В. Ф. Рыночная экономика. Теория рыночной экономики. Часть I. – М.: “СиминтЭк”,1992.

Приложение А

Таблица 1. Условия, вызывающие общие изменения спроса и предложения

Факторы Изменения Сдвиг графика (Л – влево, П – вправо)
Цены Спроса, предложения
А . Влияющие на спрос
1 Возрастает число покупателей Рост Увел. П
2

Увеличиваются доходы покупателей:

а) нормальный товар;

б) низший товар

Рост

Сниж.

Увел.

Уменьш.

П

Л

3 Растет предпочтение товара покупателям Рост Увел. П
4 Рост цен замещающего товара Рост Увел. П
5 Рост цен дополняющего товара Сниж. Уменьш. Л
6 Ожидание потребителей Разное Разное Л или П
7 Инфляция и инфляционное ожидание Рост Разное П
Б . Влияющие на предложение
1 Увеличение числа поставщиков Сниж. Увел. П
2 Рост цен на ресурсы Рост Уменьш. Л
3 Появление эффективной технологии Сниж. Увел. П
4 Рост цен замещающего товара Рост Увел. ЛП
5 Рост цен дополняющего товара Сниж. Уменьш. Л
6 Увеличение налогов Увел. Уменьш. Л
7 Государственные дотации, кредит Сниж. Увел. П
8 Ожидание поставщиков Разное Разное Л или П
9 Инфляция и инфляционные ожидания Рост Разное Л или П

Скачать архив с текстом документа