Разработка и внедрение проекта интернет-магазина автомобильных шин и дисков ООО Автопробег

СОДЕРЖАНИЕ: Оглавление Таблица 1.4 Отечественные производители автошин 48 Товарный знак предприятия 48 Индекс включаемый в заводской номер шины 48 Наименование и адрес предприятия 48

Оглавление

[1]

Все работы ведутся в строгом соответствии с Техническим Заданием, разрабатываемым специалистами нашей компании совместно с Заказчиком или уполномоченными им специалистами. Разработка технического задания проводится после проведения предпроектного аудита и сама по себе является важным этапом работ по созданию интернет-магазина.

1.3.3 Выбор и обоснование способа приобретения ИС для автоматизации задачи

Существуют различные подходы к решению проблемы приобретения основного инструмента электронного бизнеса — сайта Интернет-магазина:

- аутсорсинг;

- приобретение готовой системы;

- использование прототипов;

- разработка новой системы «под себя».

Аутсорсинг предполагает передачу всех функций по созданию, техническому обслуживанию и развитию сайта Интернет-магазина сторонней IT-компании.

Аутсорсинг выгоден в тех случаях, когда в штате торговой компании нет IT-специалистов, обладающих опытом ведения сложных проектов электронной коммерции, к которым относятся Интернет-магазины.

Преимущества аутсорсинга:

- позволяет организации сконцентрироваться на основных видах деятельности;

- высокое качество оказания услуг благодаря профессиональной специализации аутсорсинговой компании;

- снижение стоимости разработки Интернет-магазина и владения им по сравнению с содержанием собственной IT-службы;

- отсутствие необходимости содержать собственное IT-подразделение, решать проблемы обучения и текучести кадров;

- обеспечивает большую гибкость компании в случае изменения рыночной ситуации или потребительских предпочтений за счет возможности смены аутсорсинговой IT-компании;

- прозрачность расходов на IT-сервисы.

Недостатки аутсорсинга:

- компании-аутсореру, как правило, предаются конфиденциальные сведения;

- существует риск прекращения деятельности компании-аутсорсера;

- может повыситься стоимость услуг компании-аутсорсера;

- риск получения некачественных услуг.

Сегодня разработано много готовых систем для управления Интернет-магазином. Покупка готового решения позволяет сэкономить средства на ее разработку.

Однако приобретение готовой системы не всегда является наилучшим решением. При использовании готового Интернет-магазина могут возникнуть следующие проблемы:

- несоответствие бизнес-процессов, реализованных в готовой системе, бизнес-процессам, сложившимся в компании;

- сложность или невозможность внесения изменений в функциональность и дизайн готовой системы;

- использование шаблонных решений не дает возможности выделиться среди конкурентов;

- сложность адаптации шаблонного решения для продажи некоторых видов товаров.

Интернет-магазины, как правило, развиваются и существуют в динамике. Готовые системы не следует рассматривать как законченные программные продукты, поэтому торговая компания должна быть готова потратить значительные средства на их доработку и развитие.

Следует учесть, что такая доработка может быть невозможна без непосредственного участия компании-разработчика. Поэтому при выборе готового программного обеспечения для Интернет-магазина необходимо убедиться в надежности компании-разработчика. Уход этой компании с рынка может привести к невозможности дальнейшей эксплуатации приобретенной системы.

Подход, связанный с использованием прототипов заключается в том, что компания приобретает некое готовое решение и дорабатывает его в соответствии со своими требованиями. В качестве прототипа может быть выбрана коммерческая или бесплатная система с открытыми исходными текстами. Возможность использования системы в качестве прототипа должна быть оговорена в лицензионном соглашении.

При использовании такого подхода следует учитывать, что доработка системы, созданной другой компанией, может быть сопряжена со значительными трудностями, связанными с отсутствием или неполнотой технической документации и сложностями во взаимодействии с разработчиками системы-прототипа. Эти проблемы острее всего встают при использовании в качестве прототипа бесплатных решений с открытыми исходными текстами, так как за работоспособность бесплатной системы никто не несет ответственности.

Модификация прототипа и дальнейшее сопровождение модифицированной системы требует усилий квалифицированных IT-специалистов. Торговая компания, применяющая подход использования прототипов, должна создать свое IT-подразделение или обратиться к компании-аутсорсеру.

Подход, при котором торговая компания самостоятельно разрабатывает новую систему под свои требования — самый дорогостоящий. Он предполагает наличие в компании отдела информационных технологий. Для разработки информационной системы Интернет-магазина необходимо привлечь на постоянной основе квалифицированных специалистов, знакомых с проблематикой электронной торговли и владеющими Интернет-технологиями. Эти специалисты должны не только разработать Интернет-магазин, но и выполнять его дальнейшее сопровождение и развитие.

Компания может выбрать такой подход по следующим причинам:

- в компании уже есть IT-отдел со специалистами необходимой квалификации или она собирается его создать по стратегическим соображениям;

- компания не желает передавать конфиденциальную информацию сторонним разработчикам;

- сложность бизнес-процессов компании диктует необходимость тесного взаимодействия IT-специалистов и менеджеров других подразделений компании.

Некоторые компании могут выбрать этот подход ошибочно, переоценивая свои возможности в управлении IT-проектами или недооценивая сложность проблематики. Поэтому если торговая компания не обладает собственным опытом ведения Интернет-разработок, то для открытия Интернет-магазина ей лучше всего использовать подход аутсорсинга.

Из предложенных выше способов приобретения В2В – системы было решено выбрать третий способ - разработка новой системы «под себя», т.к. данный способ более приемлем для автоматизации сложных бизнес-процессов ООО «Автопробег» и большую часть работы по созданию и внедрению В2В – системы могут производить сотрудники отдела интернет – коммуникаций, что существенно сократить расходы проекта.

1.4 Обоснование проектных решений

1.4.1 Обоснование проектных решений по техническому обеспечению

- При выборе программного и аппаратного обеспечения в качестве определяющих были выбраны следующие критерии:

- надежность решения;

- низкие расходы на сопровождение и модификацию программного и аппаратного обеспечения;

- использование технологий с открытым исходным кодом[2] .

Для Интернет-магазина компании ООО «Автопробег» выбрана многоуровневая архитектура, в основе которой находится сервер, расположенный на площадке провайдера.

Физический сервер Интернет-магазина расположен на площадке провайдера. На нем работает Web-сервер, сервер СУБД и сервер электронной почты.

Сотрудники торговой компании ООО «Автопробег» работают как в офисе компании, так и на дому. При этом они имеют доступ к закрытой части Web-сайта Интернет-магазина, предназначенной для выполнения управляющих функций. Сотрудники, работающие на дому, занимаются наполнением каталога товаров. Остальные операции выполняются в офисе торговой компании.

У компании ООО «Автопробег» есть несколько партнеров — оптовых поставщиков товаров. Программное обеспечение Интернет-магазина автоматически загружает с Web-сайтов компаний-партнеров информацию о наличии товаров на складах, ценах и сроках поставки.

Покупатели просматривают каталог товаров и оформляют заказы через Интернет, обращаясь к открытой части Web-сайта Интернет-магазина.

К аппаратному обеспечению сервера Интернет-магазина предъявляются требования по быстродействию и надежности, а также совместимости с выбранным программным обеспечением.

В качестве аппаратной платформы выбран сервер HP ProLiant DL380 модель 407549-421, отвечающий требованиям надежности и производительности.

Для увеличения надежности системы памяти диски сервера предлагается сконфигурировать в виде зеркального массива. Резервное копирование данных обеспечивается при помощи встроенного стримера.

В качестве рабочих станций сотрудников ООО «Автопробег» рекомендуется использовать любые персональные компьютеры или ноутбуки, допускающие установку операционной системы Microsoft Windows XP.

Требования к рабочим станциям посетителей Интернет-магазина не оговариваются. Сайт витрины Интернет-магазина должен быть создан таким образом, чтобы с ним можно было работать, используя все наиболее распространенные на сегодняшний день браузеры.

В качестве операционной системы сервера Интернет-магазина рекомендуется использовать FreeBSD, которая распространяется бесплатно с исходными текстами и отличается высокой надежностью.

Сервер базы данных должен быть реализован с использованием СУБД MySQL версии 4.1, которая также распространяется свободно. Версия 4.1 этой СУБД поддерживает транзакции, что необходимо для надежной работы Интернет-магазина.

Для реализации почтового сервера Интернет-магазина рекомендуется использовать бесплатную программу SENDMAIL, входящую в состав FreeBSD.

Web-сервер Интернет-магазина должен быть реализован на базе программного обеспечения Apache, поставляющегося в составе операционной системы FreeBSD.

1.4.2 Обоснование проектных решений по информационному обеспечению

Интернет-магазин используется в качестве способа доставки информации о товаре потенциальному заказчику и получения уведомления о его намерениях. Основа онлайн-магазина – это каталог продукции и система публикации на сайте этого каталога. Первым делом нужно создать грамотный и строго классифицированный каталог товаров.[3]

Структура каталога в той или иной мере окажет какое-то влияние на структуру интернет-сайта. Даже если размещать товар правильно, согласно товарной номенклатуре, принятой в отрасли, это не даст гарантии для клиентов удобства поиска. При разработке сайта необходимо учитывать представления о систематизации товаров этой группы сложившиеся у клиентов.

В ходе создания товарного каталога необходимо изучить все самые популярные фирменные классификаторы. Если сразу использовать их в качестве некоторого стандарта отрасли, то на этом этапе можно будет увидеть, что названия некоторых разделов абсолютно ни о чем не говорят клиенту. Также нужно избегать не понятных потребителю классификаторов. Поэтому рекомендуется совмещать принятые у производителей товаров классификации с бытовыми характеристиками.Примеры классификации шин отечественного производства представлены в таблице 1.4.

Таблица 1.4Отечественные производители автошин

Товарный знак предприятия Индекс включаемый в заводской номер шины Наименование и адрес предприятия
Бр ОАО Барнаульский шинный заводРФ, г. Барнаул, пр.Космонавтов, 12
Бел Белорусский шинный комбинат БелшинаБел., г.Бобруйск, Могилевской обл., Минское шоссе
Бц ПО БелоцерковшинаУкр., г.Белая церковь, Киевская обл., пр.Леваневского, 91
Вл ОАО ВолтайрРФ, г.Волжский, Волгоградской обл.
В ОАО ВоронежшинаРФ, г.Воронеж, ул.Ростовская, 41
Д ОАО ДнепрошинаУкр., г.Днепропетровск, ул.Кротова, 24
К ОАО Кировский шинный завод РФ, г.Киров, ул.Энергетиков, 15
Бц Белоцерковский шинный завод №2Укр., г.Белая церковь, пр.Леваневского, 83
Кя ОАО Красноярский шинный заводРФ, г.Красноярск, ул.Тамбовская, 5
Л ЗАО ПетрошинаРФ, г.Санкт-Петербург, Старо-Петергофский пр.20
М ОАО Московский шинный завод РФ, г.Москва, ул.Шарикоподшипниковая, 11
Нк АО НижнекамскшинаРФ, Татарстан, г.Нижнекамск
О ОАО ОмскшинаРФ, г.Омск, ул.5-я Кордная, 2 (СП Матадор-Омскшина)
С АООТ Уральский шинный завод (АО Уралшина)РФ, г.Екатеринбург, ул.Благодатная, 76
Я ОАО Ярославский шинный заводРФ, г.Ярославль, ул.Советская, 81

В маркировке размеры обозначаются числовым выражением вида XXX /YY RZZ (например 165/70 R13). Здесь:

– XXX (165) – условная ширина профиля в мм;

– YY (70) – отношение высоты профиля шины к ее ширине в %. Это обозначение может не ставиться по умолчанию, если отношение равно 80 – 82 %. Но уже начиная с 75 и далее с шагом 5 этот показатель обязательно входит в маркировку. И чем меньше это число, тем шина является более низкопрофильной и плоской;

– R – радиальная шина;

– ZZ (13) – внутренний (посадочный) диаметр.

Безусловно, структура сайта не должна ограничиваться товарными категориями, также нужны разделы по информации об интернет-магазине, помощь клиентам в покупке и навигации, разнообразные подсказчики и советники. Это сервис, который ожидает получить клиент, заходя на сайт онлайн-магазина.

На сегодня редко можно встретить в интернет-магазинах форум покупателей. Это связано с тем, что, к сожалению, психология покупателей такова, что из сотни безукоризненно обслуженных покупателей найдется только один, который выразит свою благодарность, а вот из десятка не обслуженных по каким-то причинам покупателей чуть ли не каждый из них выложит какую-то гадость в отзывах. С этим ничего не поделаешь, приходится соглашаться, потому что клиенты должны видеть позицию онлайн-магазина.

Разумеется, качество сервиса и ценовая политика интернет-магазина, – это очень важно. Но нельзя не обращать внимания на тот фактор, насколько навигация сайта понятна и дружелюбна, достаточно ли хорошо читаемый текст описаний и меню, какое впечатление производят графические элементы и цвета сайта. Все эти обстоятельства зависят от вашего дизайнера, это должен быть не просто человек с концептуальным видением и художественным образованием. Это должен быть специалист, который представляет себе изнутри функционирование интернет-магазина, он должен воспринимать сайт как элемент единой системы.[4]

Несомненно, особенность товара много в чем определяет дизайн сайта. Тем не менее, главное правило создания интерфейса интернет-магазинов, которое является общим для всех – это функциональность. Главная задача дизайнера - это придать онлайн-магазину привлекательный и характерный внешний вид, сохранив при этом его функциональность.

Следующий шаг – отображение товаров из созданного каталога на сайте интернет-магазина и организация управления сайтом. Для этой цели нужен некоторый механизм, который даст возможность отображать на сайте товары и группу товаров, определять место отображения (каталог, витрина, рекламное предложение) и метод представления (название, цена, описание, размеры, фотографии и др.).

Также, помимо информации о товарах, нужно публиковать новости, справочные и познавательные материалы, все, что может быть полезно и интересно аудитории.

Управление сайтом должен осуществлять специалист, который обладает знаниями в интернет-технологиях на достаточном уровне. Как правило - это будет товаровед или менеджер по продажам.

Модернизация и разработка такого механизма, зачастую, продолжается также после того, как онлайн-магазин уже открыт, так как постоянно возникают новые задачи, такие как: модерация форума, проведение акций и конкурсов, разные распродажи и т. п.

Таким образом, мы сформировали ту часть онлайн-магазина, которая дает возможность преподнести информацию о товарах потенциальным заказчикам. Следующим шагом нужно рассмотреть вопрос приема и обработки данных о намерениях клиентов.

В основном, сам процесс приобретения товаров в онлайн-магазине осуществляется в три этапа: поиск нужного товара, перемещение выбранного товара в корзину и оформление заказа. Все эти этапы проходят на сайте онлайн-магазина и в голове покупателя. Главная цель – покупатель должен нажать кнопку «оформить заказ» и содержимое корзины покупателя, и информация о нем придет к менеджерам.

Куда конкретно попадут эти данные и что с ними будет делаться дальше, зависит от конструкции части онлайн-магазина, называемой BackOffice. Эта часть чрезвычайно нужна и полезна, кроме этого, при интенсивной торговле заменить ее может только большое количество менеджеров, которые все время теряют заказы и, таким образом, клиентов. Грамотно построенный BackOffice должен включать в себя как базу данных полученных заказов с отметкой об их выполнении, так и базу покупателей с их историей кредита.

Отдельно стоит остановиться на системе автоматического хранения и учета. Это может быть собственная разработка или же можно подключиться к программам, ранее использовавшимся в организации.

Разработка или приспособление всех программ, которые входят в Back Office, потребует значительной части работы разработчиков, бухгалтеров, товароведов и программистов.

Интернет-магазин является единой системой, где процессы, которые совершаются на интернет-сайте, интегрированы в бизнес - процессы организации.[5]

1.4.3 Обоснование проектных решений по программному обеспечению

Сегодня для создания Интернет-магазина предлагается множество программных решений. Рассмотрим наиболее популярные из них:

1. 1С-Битрикс. Управление сайтом — система управления сайтом под проприетарной лицензией, разрабатываемая компанией 1С-Битрикс. Является лауреатом премии Рунета за 2006 и 2008 г. Система ориентирована на корпоративные сайты, информационные и справочные порталы, социальные сети, интернет-магазины, сайты СМИ, пригодна для создания других видов веб-ресурсов. Для хранения данных сайта используется реляционная СУБД. Поддерживаются следующие СУБД: MySQL, Oracle, MS SQL. Продукт работает на Microsoft Windows и UNIXподобных платформах, включая GNU/Linux.

Недостатки 1С-Битрикс:

- По сравнению с бесплатными аналогами (такими как Joomla или Drupal) Битрикс достаточно медленная и требовательная к ресурсам система. Может генерировать чересчур сложные SQl запросы.

- Недостаточная гибкость в настройке. Над большинством вопросов в Битрикс приходится изрядно потрудиться. Часто это сложнее чем в других CMS-системах.

- Некоторая сложность, перегруженность системы для пользователя.

- Нестабильность системы, в частности возможны проблемы после обновления версии CMS.

- Хотя Битрикс и рекламируется как очень надёжная система, в ней были обнаружены (и позднее исправлены) ряд потенциальных уязвимостей.

2. Interchange — система для создания интернет-магазинов, разработанная Interchange Development Group. Под управлением одной системы могут одновременно работать несколько интернет-магазинов (каталогов). Interchange представляет собой свободное программное обеспечение и распространяется бесплатно под лицензией GNU GPL.

Система позволяет программировать собственный интернет магазин с помощью т. н. тэгов — специальных команд, выполняющих те или иные действия или включать куски кода на языке программирования Perl. В инсталяционный пакет входит демо-версия интернет-магазина с Backendом. Пример Interchange-кода с включениями на языке Perl

3. Magento — интернет-магазин с открытым исходным кодом, распространяющееся в соответствии с Open Software License (OSL 3.0). Это программное обеспечение создано с использованием Zend Framework. На конкурсе Sourceforge Community Choice Awards 2008 Magento занял первое место в номинации «лучший новый проект».

Недостатки Magento:

- нестабильную работу,

- проблемы с производительностью,

- проблемы с безопасностью,

- проблемы с обновлениями,

- некачественно написанный код,

- трудности модификации,

- и пр.

И множество менее популярных программ: NetSuiteERP; osCommerce; eCommerce и Ubercart для Drupal; Virtuemart для Joomla; WebAsystShop-Script; Amiro.CMS; AdLabs.CMS, которые имеют свои достоинства и недостатки.

Изучив имеющиеся программные обеспечения, можно выбрать наиболее подходящую. В нашем случае это система Interchange, т.к. эта система бесплатная и может поддерживать несколько интернет-магазинов, что возможно понадобится в будующем.

Прикладное программное обеспечение Web-сервера предлагается создавать с использованием языка программирования Perl. Интерпретатор этого языка поставляется в составе FreeBSD. При выборе языка программирования учитывалось, что Perl представляет собой хорошо разработанную платформу, которая развивалась продолжительное время. Для Perl существует большая библиотека свободно распространяемых программных модулей, написано много учебной и справочной литературы, в том числе переведенной на русский язык.

Для того чтобы не разрабатывать функциональные модули Интернет-магазина «с нуля», рекомендуется использовать в качестве прототипа одно из решений компании ООО «АйТи-Матрикс», в наибольшей мере отвечающее требованиям к функциональности. Для разработки и последующего сопровождения Интернет-магазина рекомендовано использовать компанию-аутсорсера. Для сопровождения системного программного обеспечения, а также для обслуживания сервера Интернет-магазина рекомендуется привлечь компанию-провайдера, на площадке которой размещается этот сервер. Такой подход позволит увеличить надежность работы сервера за счет привлечения опытного персонала провайдера, и сократить расходы на администрирование.

Сопровождение аппаратного и программного обеспечения рабочих станций, установленных в офисе компании ООО «Автопробег» выполняется специалистами отдела интернет- коммуникаций. Компьютеры сотрудников ООО «Автопробег», работающих на дому, устанавливаются и сопровождаются этими сотрудниками самостоятельно.

II ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ

2.1 Разработка проекта интернет - магазина ООО «Автопробег»

2.1.1 Этапы жизненного цикла проекта интернет – магазина

Жизненный цикл проекта создания интернет - магазина начинается в момент принятия решения о его создании и заканчивается в момент выведения его из эксплуатации.

Существует международный стандарт, регламентирующий жизненный цикл информационных систем — ISO/IEC 12207. Standard for Information Technology, а также ГОСТ 34.601-90 «Автоматизированные системы. Стадии создания». Стандарт ГОСТ 34.601-90 на создание и развитие автоматизированных систем (АС) — обобщенные, но воспринимаемые как весьма жесткие по структуре ЖЦ и проектной документации. Но эти стандарты многими считаются бюрократическими до вредности и консервативными до устарелости. Поэтому в нашем проекте ориентация будет направлена на более новый, даже можно сказать «модный» стандарт ISO/IEC 12207:1995.

Международный стандарт ISO/IEC 12207:1995 «Information Technology — Software Life Cycle Processes» является основным нормативным документом, регламентирующим состав процессов жизненного цикла ПО. Он определяет структуру жизненного цикла, содержащую процессы, действия и задачи, которые должны быть выполнены во время создания ПО.

Каждый процесс разделен на набор действий, каждое действие — на набор задач. Каждый процессс, действие или задача инициируется и выполняется другим процессом по мере необходимости, причем не существует заранее определенных последовательностей выполнения. Связи по входным данным при этом сохраняются.

Разработка интернет-магазинов состоит из нескольких этапов:

Первый этап разработки интернет-магазина - предпроектная подготовка

1. Предпроектные исследования

Прежде чем приступить к созданию интернет-магазина, необходимо собрать полную информацию о компании и услугах, проработать концепцию сайта, чтобы в итоге посетители сайта попали на удобный, красивый и функциональный интернет-магазина.

На ставятся довольно важные задачи, решение которых в последствии позволит быстро и качественно реализовать конечные цели создания интернет-магазина. Составляется функциональное задание, в котором отразятся аспекты проекта:

Цели создания интернет-магазина – основываясь на предварительном задании, анализ ставящейся перед сайтом цели и прогноз их достижимости.

Конкуренты создаваемого интернет-магазина выявляются путем простого исследования ресурсов потенциальных конкурентов с анализом их сильных и слабых сторон, и с их учетом составление рекомендаций к общим принципам построения ресурса для достижения наилучших результатов.

Партнеры создаваемого интернет-магазина – проводится обзор основных информационных и аналитических ресурсов в нужной отрасли с целью их потенциального использования в бизнесе компании.

Потребители создаваемого интернет-магазина – анализ и описание целевой группы потребителей, в ходе чего из всей аудитории Интернета будет выделена и изучена аудитория, удовлетворяющая интересам заказчика.

Источники для создания интернет-магазина – выдаются рекомендации по поисковым направлениям, через которые будущий сайт будет выходить на рынок, а также по поисковым словам, через которые пользователь будет попадать в интернет-магазин через поисковые системы.

Пути и средства создания интернет-магазина – исходя из имиджа компании выбирается стиль, позиционирование сайта в сети, даются рекомендации по формированию такого стиля, рекомендации по выбору «хорошего» доменного имени для будущего проекта.

2. Разработка технического задания

На основании функционального задания разрабатывается техническое задание на создание интернет-магазина, в котором сочетаются программные, дизайнерские и пользовательские интересы.

Структура интернет-магазина – формирование непосредственно структуры сайта, так называемого «дерева интернет-магазина», построение иерархии разделов интернет-магазина, подразделов, рубрик интернет-магазина с учетом удобства наполнения, администрирования, поиска информации в интернет-магазине.

Оптимизация навигации интернет-магазина – построение навигации по интернет-магазину с учетом комфортности серфинга интернет-магазина пользователем, разработка систем меню и подменю с учетом удобства пользователей - «юзабилити».

Стилевое решения и эскиз интернет-магазина – с учетом вышеперечисленных факторов, а также факторов, влияющих на «дружественность» поисковикам, при создании сайта формируется стиль страниц и разрабатывается несколько эскизов сайта, которые предоставляются заказчику.

Формирование контента интернет-магазина – текстовое наполнение сайта формируется исходя из наиболее благоприятных условий для дальнейшего продвижения сайта во всемирной сети, статьи оптимизируются под нужные поисковые слова.

Второй этап разработки интернет-магазина - разработка и согласование дизайна

1. Дизайн-концепция интернет-магазина (креативный дизайн)

В данном этапе разработки сайта создается основная графическая концепция дизайна сайта и показывается на примере главной страницы. Осуществляется интеграция элементов фирменного стиля клиента для сайта.

Не лишний раз будет сказать о том, что для любого продукта важна визуальная составляющая. Ведь именно по внешнему виду складывается первое впечатление о компании, о ее продукте. Важна не только хорошая креативная идея, но и адекватная профессиональная реализация этой идеи.

На этом этапе разрабатывается и утверждается окончательное техническое задание, в нем четко должны прописываться требования к дизайну и к технической части проекта. После чего разрабатывается структура сайта (карты сайта).

Для удобства пользования необходимо «унифицировать» страницы сайта. В нашем случае, левая часть страниц будет содержать локальные навигационные элементы (поисковая форма), верхняя и нижняя часть – общее навигационное меню сайта (разделы интернет-магазина), а центральная зона страницы – главная информационная зона, в которой отображается специфическая для данной страницы информация.

Основное меню интернет-магазина будет содержать опции быстрого перехода по страницам сайта.

Краткий список основных страниц сайта

- начальная страница (default.asp);

- регистрационная форма (regForm.asp);

- страница результатов поиска товаров (search.asp);

- страница с текущим заказом (order.asp);

- список заказов (orderList.asp).

Дополнительные страницы (доступны только менеджерам):

- список пользователей (userList.asp);

- карточка товара (wareCard.asp).

Будет сделана простая и предельно удобная навигация, с тем чтобы пользователь оперативно получал ответы, на любые вопросы по тематике сайта. Не найдя нужной информации, посетитель может просто уйти, так и не получив четкого представления о нужном ресурсе.

Цветовая гамма будет ориентированна на светлые серо-синие тона, удачно гармонирующие с черным цветом текста.

2. Технический дизайн

Создание графических шаблонов типовых страниц интернет-магазина на основе утвержденной концепции дизайна и фирменного стиля.

Третий этап разработки интернет-магазина - верстка

После разработки интернет-магазина в графическом виде производится верстка html-страниц интернет-магазина на основе утвержденного дизайна типовых страниц. Функциональные модули исполняются сервером и реализуются в виде текстовых файлов с расширением ASP (ASP-файлы или ASP-страницы).

ASP-файл может содержать команды подключения других файлов, текст программы, HTML-коды.

Текст программы может быть написан с использованием таких скриптовых языков, как: JavaScript, VBScript, Perl.

Четвертый этап разработки интернет-магазина - программная часть проекта

1. Интеграция интернет-магазина с системой управления

Ни один современный сайт уже не обходится без системы управления сайтом, так как важна не только красивая внешняя оболочка этого сайта, но и возможность удобной работы с ним. Это особенно важно для тех сайтов, где разветвленная структура и большой объем данных. В этот этап разработки сайта входит: интеграция с системой управления сайтом, программная часть, настройка сервера, обеспечение безопасности проекта. Контроль работоспособности программных модулей.

2. Программирование, запуск проекта

На этом этапе дорабатывается функциональные модули интернет-магазина, которые не были включены в стандартный состав системы управления сайтом.

Пятый этап разработки сайта - информационное наполнение интернет-магазина

На этом этапе разработки интернет-магазина проходит информационное наполнение интернет-магазина необходимыми фотографиями, оригинальными статьями (контентом) и другими материалами. Важно ответственно подойти к этому этапу, заранее подготовив всю необходимую информацию для интернет-магазина.

Шестой этап разработки интернет-магазина - тестирование интернет-магазина в Интернете

Тестирование работоспособности интернет-магазина на наличие ошибок, тестирование html-страниц на корректность работы в различных браузерах (Mozilla Firefox, Opera, Netscape, Safari, Internet Explorer).

Седьмой этап разработки интернет-магазина - сдача сайта в эксплуатацию

Организация работ по размещению интернет - проекта в сети на домене клиента. Финальное тестирование проекта. Обучение персонала клиента или отдельно выделенного должностного лица работы с системой управления интернет-магазина.

Восьмой этап разработки интернет-магазина - оптимизация для поисковых систем, продвижение интернет-магазина

В настоящее время, уже мало разработать качественный интернет-магазина с удобной структурой и навигацией. Важно обеспечить этому интернет-магазину высокую посещаемость. На данном этапе необходимо обеспечить легкий поиск ресурса магазина в поисковых системах, для этого необходимо что бы интернет-магазин занимал верхние позиции по результатам поиска.

2.2.2 Ожидаемые риски на этапах жизненного цикла и их описание

Среди факторов риска при внедрении технологий электронного бизнеса можно отметить следующие:

- Неготовность персонала;

- Проблемы безопасности при передаче данных;

- Несовершенство законодательства по электронной торговле;

- Наличие коммерческих данных, которые не могут быть общедоступными;

- Неготовность контрагентов;

- Невысокая потребность в инновационных каналах сбыта.

Придется столкнуться с серьезными, специфическими для нашей страны, проблемами. Дело в том, что развитие проектов В2В на Западе опирается на богатый опыт, полученный компаниями при разработке и эксплуатации корпоративных сайтов и информационных систем. В России же такого опыта нет. Как нет и привычки тщательно планировать и разрабатывать стратегию своего бизнеса. Это препятствует крупным инвестициям в В2В-проекты, поэтому многие из них живут долгое время лишь на бумаге.

Традиционная непрозрачность больших корпораций, а также неготовность делиться с конкурентами являются основными причинами неразвитости электронной коммерции B2B в России. Высокая степень концентрации и вертикальной интеграции ключевых российских рынков не способствуют стремлению игроков включить электронную торговлю в разряд первоочередных задач.

Другими причинами рисков при внедрении B2B-систем является неготовность менеджмента к сложному процессу внедрения B2B, недостаток в IT-специалистах, хорошо понимающих бизнес-процессы, отсутствие интернет-законодательства и общий скептицизм, связанный с падением NASDAQ.

Для того, чтобы компания могла вести успешный бизнес в Интернет, она должна иметь современную систему управления и планирования производства (ERP - Enterprise Resource Planning). Именно такая внутренняя информационная система является своеобразной стартовой площадкой для перехода на системы электронного взаимодействия с клиентами, поставщиками и партнерами.

Еще одна проблема внедрения технологий В2В связана с тем, что в России большой дефицит приемлемых технологических решений для организации торговых площадок в Интернет и для интеграции в них корпоративных управленческих систем. Западные системы требуют серьезной адаптации к российским условиям.

Подводя итоги сказанному, можно отметить, что для создания действительно «настоящего» рынка B2B в России, необходимо будет решить следующие, чисто российские проблемы.

Для минимизации рисков компания должна оценить и отобрать те процессы, которые имеют жизненно важное значение для ее деловой активности, а также сосредоточиться на эффективном внедрении этих процессов с целью придания процессу оптимизации максимальной значимости.

Руководитель проекта внедрении интеренет-магазина должен предпринять все возможное, чтобы обеспечить принятие стандартизированной системы во всех автоматизируемых процессах магазина. Меры, направленные на достижение этого могут быть следующими:

- Быстрое внедрение на пилотном участке.

- Быстрое разворачивание на остальных участках производства.

- Делегирование ключевых работников всех подразделений компании для участия во внедрении на пилотном участке, даже если есть риск чрезмерной комплектации команды проекта.

- Взвешенный, обдуманный отбор и документирование функциональностей для внедрения на пилотном участке.

- Демократичный, прозрачный процесс стандартизации на основе заранее заданных критериев повышения эффективности, качества, оперативности, снижения затрат, ориентации на потребителя и т. д.

- Конфигурация и настройка максимально возможной функциональности на пилотном участке с оглядкой на практики и процессы, принятые на остальных участках деятельности магазина.


2.2 Информационное обеспечение задачи

2.2.1 Информационная модель и её описание

Область 1 отображает процесс просмотра пользователями каталога товаров на сайте, статей сайта, наличия товаров на складе, регистрации клиента, выбора интересующих товаров, формирования корзины покупателя, оформления заказов, авторизованного доступа к персональным разделам и сервисам для покупателя.

Область 2 отображает действия администратора интернет- магазина.

Администратор выполняет следующие операции:

- обновляет и формирует справочники интернет – магазина;

- выкладывает на сайт статьи;

- синхронизирует работу баз данных.

Администратор имеет доступ ко всем ресурсам интернет- магазина.

Область 3 отображает процесс контроля и обработки заказов, ведение каталогов. При оформлении заказа, каждому покупателю назначается персональный менеджер по продажам. Посредствам авторизованного доступа менеджеры могут просматривать закрепленные за ними заказы, для дальнейшей их обработки и выполнения.

Область 4 отображает поступление денежных средств в Платежные системы.

2.2.2 Используемые классификаторы и системы кодирования

Справочник является списком возможных значений того или иного реквизита. Справочники используются в тех случаях, когда необходимо исключить неоднозначный ввод информации. Например, для того, чтобы покупатель, продавец, кладовщик, директор понимали, о каком товаре идет речь, каждый должен называть его одинаково. И в этом случае необходим справочник. Обычно в торговом предприятии он имеет вид прайс-листа, а если такой справочник хранится в компьютере, то в него заносят всю возможную номенклатуру товаров, с которыми работает торговая фирма.

При решении задачи работы с заявками используется ряд классификаторов и кодов, которые представлены в таблице 2.1. Краткие обозначения систем кодирования представлены в таблице 2.2. Краткие обозначения видов классификаторов представлены в таблице 2.3.

Таблица 2.1Перечень обозначений систем кодирования

Система кодирования Краткое обозначение
Порядковая П
Серийно-порядковая СП
Разрядная (позиционная) Р
Комбинированная (смешанная) К

Таблица 2.2Перечень обозначений видов классификаторов

Вид классификатора Краткое обозначение
Общегосударственный ОГ
Отраслевой О
Локальный Л
Международный М

Таблица 2.3Краткие обозначения видов классификаторов представлены в таблице

п/п

Наименование объекта кодируемо го

множества

Значность кода

Система

кодирования

Вид классификатора Список кодов и их значения
Код Значение
1 2 3 4 5 6 7
1 Код заявки 13 Р Л 19990604/10

19990604 дата регистрации

заявки 10 - номер заявки за день

2

Код

товара

1 П Л 1D9

Порядковые номера

товаров

3

Код

клиента

5 П Л 00001 99999 Порядковые номера клиентов
4 Код срока выполнения заявки 2 П Л 01 99 Порядковые номера сроков выполнения работ
5 ИНН организации 10 Р ОГ 77/30/006009

77 - код города

30 – номер налоговой

инспекции

006009 - порядковый

Номер организации

6 ОКОНХ 5 Р ОГ 2/3/4/5/7 2-отрасль народного хозяйства, 3-подортасль, 4-вид, 5-группа, подгруппа

2.2.3 Характеристика нормативно-справочной, входной и оперативной информации

При машинной реализации задачи автоматизации для формирования входного оперативного файла используются данные из первичного документа – «Справочник шин».

В котором указаны следующие данные:

1.Типы рисунка протектора:

- Дорожный;

- Универсальный;

- Повышенной проходимости;

- Продольные рёбра;

- Гладкий

- Карьерный;

- Зимний;

- Всесезонный;

- Дождевой.

2.Типоразмер автошин:

А) Пневматические шины для легковых автомобилей, мотоциклов и др.:

Диагональные шины с отношением высоты профиля к его шинирне, равным 0,88 и более, имеют дюймовое обозначение:

8,40-15,

где 8,40 - обозначение номинальной ширины профиля (в дюймах); 15 - обозначение номинального посадочного диаметра обода (в дюймах).

Диагональные шины с отношением высоты профиля к его шинирне, равным 0,82 имеют смешанное обозначение (в миллиметрах и дюймах):

155-13/6,15-13,

где 155 и 6,15 - обозначение номинальной ширины профиля (в милиметрах и дюймах); 13 - обозначение номинального посадочного диаметра обода (в дюймах).

Радиальные шины имеют смешанное обозначение, буквенный индекс R и дополнительный индекс серии, обозначающий отношение высоты профиля к его шинирне:

05/70R14,

где 205 - обозначение номинальной ширины профиля (в милиметрах); 70 - номинальное отношение высоты прифиля шины к его ширине в процентах; 14 - обозначение номинального посадочного диаметра обода (в дюймах).

Если в конце записи типоразмера стоит индекс C это означает, что покрышка предназначена для легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости.

Пример: 215/90R15С

Б)Пневматические шины для тракторов и сельскохозяйственных машин:

Диагональные шины обычного профиля:

11,2-20,

диагональные низкопрофильные:

18,4L-30 или 16,5/70-18,

В)Пневматические шины для грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов и дорожно-строительных машин:

12,00-20; 12,00R20.

Возможно, также, обозначение этих же шин в миллиметрах:

320-508; 320R508;

или двойное обозначение:

320-508(12,00-20); 320-508Р(12,00Р20).

Низкопрофильные шины в обозначении содержат значение высота профиля/ ширина профиля:

315/80R22,5.

Особое отличие в обозначении имеют лишь широкопрофильные шины:

1300х530-533,

где 1300 - условный наружный диаметр (в мм); 530 - условная ширина профиля (в мм); 533 - условный диаметр обода (в мм).

3.Радиальная/Диагональная автошина

Обозначение RADIAL либо буквами Р русского или R латинского алфавитов в обозначении типоразмера шины.

4. Камерная/Бескамерная автошина

Обозначение бескамерной шины - TUBELESS, а камерной - TUBE TYRE.

Входной документ «Справочник дисков» содержит следующие данные:

Пример маркировки колесного диска: 5Jx13 ET=29 PCD=4x98 DIA=58,6.

ET=29 - вылет. Может быть меньше стандартного на 10 мм и зависит от ширины обода. Чем меньше величина вылета, тем шире колесная база.

13 - размер (диаметр) обода колеса в дюймах. Может быть различным для одного и того же автомобиля и зависит от размера монтируемой шины.

DIA=58,6 - диаметр ступичного отверстия в мм.

PCD=4х98 - количество и диаметр расположения (в мм) крепежных отверстий. Должны полностью соответствовать стандартным.

5J - ширина колеса в дюймах. Может быть различным для одного и того же автомобиля и зависит от размера монтируемой шины. J - указывает на наличие одного буртика.

В процессе описания структуры записи файлов для описания типа полей записи используются сокращенные обозначения, приведенные в таблице 2.4.

Таблица 2.4Перечень обозначений типов полей записи базы данных

Наименование типа поля записи Полное название Краткое обозначение
Символьный тип Character С
Числовой тип Numerical N
Календарная дата Date D

Структура файлов БД нормативно-справочной информации представлена в таблицах 2.5. - 2.7.

Таблица 2.5Структура БД «Справочник клиентов»

Наименование поля Идентификатор Тип Значность
1 Логин LOG C 15
2 Пароль PAR C 15
3 Код клиента KЦD KL N 12
4 Ф.И.О. клиента FIO KL С 30
5 Адрес клиента ADR KL С 30
6 Телефон клиента TEL KL N 15
7 Электронный адрес EMAIL KL С 30
8 Название организации NAS ORG С 100
9 Юридический адрес организации UADR ORG С 30
10 Фактический адрес организации FADR ORG С 30
11 ИНН организации INN ORG N 10
12 Номер счета № S ORG N 12
13 ОКОНХ OKOHX ORG N 5

Таблица 2.6Структура БД «Справочник шин»

Наименование поля Идентификатор Тип Значность
1 Наименование продукции NAIM PROD C 30
2 Производитель PAR C 20
3 Сезон CES C 4
4 Ошиповка OSH C 8
5 Радиус PAD N 3
6 Стоимость COST C 10

Таблица 2.7Структура БД «Справочник дисков»

Наименование поля Идентификатор Тип Значность
1 Наименование продукции NAIM PROD C 30
2 Марка MAR C 20
3 Ширина обода SHIR OB C 4
4 Диаметр диска DIAM DIS N 8
5 Кол-во отверстий (PCD) PCD N 3
6 Вылет (ET) ET N 3
7 Стоимость COST C 10

2.2.4 Характеристика результатной информации

В Данном разделе описаны итоговые данные полученные после выполнения запросов поставленной задачи.

Результативной информацией при покупке через интернет-магазин является выходной документ «Счет на оплату».

Выходной документ «Счет на оплату» содержит следующие данные:

- Наименование получателя платежа;

- ИНН получателя платежа;

- Номер счета получателя платежа;

- БИК;

- Номер кор.счета банка получателя платежа;

- ФИО плательщика;

- Адрес плательщика;

- Сумма платежа;

- Сумма оплаты за услуги;

- Итого.

Макет выходного документа «Счет на оплату» представлена на рис.2.2. Код страницы представлен в приложении 16.


2.2.5 Формализация расчётов показателей

В данном пункте осуществляется формализация решения подзадач, которая сводится к рассмотрению последовательности проведения расчетов, а также выделению алгоритмов расчета показателей на каждом этапе, перечисленных разделе «Сущность задачи».

Рассмотрим основные показатели, где перечислены все входные элементы.

Таблица 2.8Формализованное описание входных показателей

№ п/п Наименование входного показателя Идентификатор входного показателя
1. Количество новых заявок от i-ого клиента в месяц – d Qdi
2. Количество данных i-ого клиента на j-ый заказ в месяц – d Xdij
3. Количество поступивших документов в месяц d Zd

Таблица 2.9Таблица формализованного описания результатных показателей

№ п/п Наименование результатного показателя Идентификатор результатного показателя Алгоритм расчета
1 Количество новых заявок от i-ого клиента с начала месяца – d Qri , где D1 – 1е число r-того месяца, а D2 текущее число
2 Количество данных i-ого клиента на j-ый заказ в месяц – d Xdij , где D1 – 1е число r-того месяца, а D2 текущее число
3 Количество поступивших документов в месяц d Zd , где D1 – 1е число r-того месяца, а D2 текущее число

Система после расчета данных будет формировать их в виде отчета. Пример отчета о количестве новых заявок от i-ого клиента с начала месяца приведен на рисунке 2.3.

2.3 Программное обеспечение задачи

2.3.1 Общие положения (дерево функций и сценарий диалога)

В связи с тем, что при решении задачи используется технология обработки информации в режиме диалога, взаимодействие пользователя с программой можно представить в виде схемы диалога (см. приложение 14).

Диалог, реализованный в программе относится к типу менюориентированных диалогов. Схема диалога представляет собой общую конструкцию диалога, т.е. требуемую последовательность обмена данными между пользователем и системой. В верхнем уровне схемы располагается главное меню, инициирующее задачу, затем происходит разветвление различной степени в зависимости от числа вариантов ответа пользователя на запрос ЭВМ или возможных реакций ЭВМ на конкретные сообщения.

Заходя на сайт интернет – магазина открывается главная страница, вначале необходимо зарегистрироваться (получить логин и пароль), сообщив определенные данные о себе. Для того, чтобы оформить заказ, необходимо выбрать товар и нажать кнопку «Купить», после чего он будет помещен в список выбранных товаров, условно называемый «пользовательской корзиной». На содержимое корзины можно оформить заказ, выполнив команду на оформление заказа. При оформлении заказа покупателю предлагается уточнить вариант доставки и оплаты.

После подтверждения параметров заказа покупателю сообщается идентификационный номер заказа и место на сайте продавца, где можно отслеживать ход его выполнения.

При постоянном использовании определенного магазина обычно клиенту предоставляются дополнительные услуги. Например, «Быстрый заказ» - в этом случае заказу автоматически будут присвоены выбранные ранее стандартные параметры: адрес доставки, вид оплаты и т.п.

Все варианты оплаты услуг Интернет-магазина можно разделить на онлайновые и офлайновые.

После выбора товара зарегистрированному пользователю предложат выбрать способ оплаты и способ доставки товара. Проверив все данные, необходимо будет подтвердить заказ.

Покупатель выбирает товар в Интернет-магазине, заполняет форму (размещает заказ), информация о сделанном заказе просматривается менеджером магазина и передается на выполнение.

2.3.2 Характеристика базы данных

База данных – это организованная структура, которая служит для хранения информации. В наше время, в базах данных хранятся не только данные, но и информация.

В результате взаимодействия данных, содержащихся в базе, с методами, доступными конкретным сотрудникам, образуется информация, которую они потребляют и на основании которой в пределах собственной компетенции производят ввод и редактирование данных. С понятием базы данных тесно связано понятие системы управления базой данных. Это комплекс программных средств, предназначенных для создания структуры новой базы, наполнение ее содержимым, редактирование содержимого и визуализации информации.

Под визуализацией информации базы понимается отбор отображаемых данных в соответствии с заданным критерием, их упорядочение, оформление и последующая выдача на устройства вывода или передачи по каналам связи.

В мире существует множество систем управления базами данных. Несмотря на то, что они могут по-разному работать с разными объектами и предоставляют пользователю различные функции и средства, большинство СУБД опираются на единый устоявшийся комплекс основных понятий.

Дает нам возможность рассмотреть одну систему и обобщить ее понятия, приемы и методы на весь класс СУБД. В качестве такого учебного объекта мы выберем СУБД Microsoft Access, входящую в пакет Microsoft Office.[6]

База данных состоит из шести основных таблиц:

1. Каталог шин. В данной таблице будут собираться данные, характеризующие технические показатели представленных в магазине автошин. Такие как: наименование товара, производитель, сезон шин, ошиповка, радиус, и стоимость товара.

2. Каталог дисков. Таблица с данными о имеющихся в магазине дисках: наименование товара, марка, ширина обода, диаметр диска, количество отверстий, вылет.

3. Сотрудники. Содержит данные о сотрудниках магазина. Их фамилии, должность и рабочий телефон.

4. Клиенты. Таблица с данными, указанными покупателями при регистрации: логин, пароль, фамилия, адрес доставки, адрес электронной почты и телефон.

5. Текущая скидка. В эту таблицу администратор вносит данные о имеющихся в данный момент скидках на определенные товары.

6. Таблица заказ формируется на основе данных указанных клиентом и уже имеющихся в других БД.

2.3.4 Структурная схема пакета (дерево вызова программных модулей)

При помощи браузера покупатель заходит на web-сайт интернет-магазина. Сайт содержит электронную витрину, на которой представлен каталог товаров и необходимые элементы интерфейса для ввода регистрационной информации, формирования заказа, проведения через Интернет платежей, оформления доставки, получения информации о компании-продавце и интерактивной помощи.

Регистрация покупателя производится либо при оформлении заказа, либо при входе в магазин. После выбора товара ему требуется заполнить форму, в которой указывается, каким образом будет осуществлена оплата и доставка. Для защиты персональной информации взаимодействие должно осуществляться по защищенному каналу, например, по протоколу SSL. По окончании формирования заказа и регистрации вся собранная информация о покупателе с электронной витрины поступает в торговую систему интернет-магазина. Там осуществляется проверка наличия затребованного товара на складе, инициируется запрос к платежной системе. При отсутствии товара на складе направляется запрос поставщику, а покупателю сообщается о времени задержки.

В том случае, если оплата осуществляется при передаче товара покупателю, необходимо подтверждение факта заказа. Чаще всего это происходит посредством электронной почты или по телефону.

Если магазин имеет возможность оплаты покупки по сети, тогда на этапе оплаты подключается платежная система. После сообщения о проведении виртуального платежа торговой системой формируется заказ для службы доставки.

В целом, систему электронной торговли можно разделить на три основных элемента: интернет-магазин с электронной витриной и торговой системой, система оплаты покупки, система доставки товара.

Рассмотрим каждую из этих составляющих более подробно.

Основные функции программного обеспечения интернет-магазинов

Web-витрина представляет собой совокупность каталога, системы навигации и оформления заказа с последующей передачей менеджеру для дальнейшей обработки. На этом этапе работа с заказом переходит к менеджеру по продажам.

Рассмотрим основные функции, выполняемые программным обеспечением интернет-магазина.

В общем случае в их перечень входит информационное обслуживание покупателя, обработка заказов, проведение платежей, а также сбор и анализ различной статистической информации.

Обслуживание покупателей

Элементами, на основе которых строится взаимодействие покупателя с электронным магазином, являются каталог товаров, дополнительная справочная информация, работа с виртуальной корзиной, а также процедура регистрации.

В процессе выбора товара формируется список отобранного товара — виртуальная торговая корзина. Как и в случае с реальной корзиной, любой товар по желанию покупателя может быть в любой момент изъят с последующим пересчетом общей стоимости покупки. И, разумеется, необходимо, чтобы текущее содержимое корзины постоянно отображалось перед пользователем. После окончания выбора товара наступает момент оформления заказа с определением метода оплаты и доставки, а также регистрация покупателя. В тех случаях, когда выбор условий доставки произведен покупателем заранее, ее стоимость может сразу учитываться при расчете общей стоимости покупки.

Регистрация может происходить до или после выбора товаров. В первом случае создается регистрационный вход, которым могут воспользоваться постоянные клиенты магазина. Для них реализуется специальная система обслуживания и схема оплаты. Возможность регистрации после выбора товара позволяет клиенту сохранить анонимность и экономит время, если он не принял решения о покупке. Во время регистрации система обеспечивает безопасность личной информации покупателя, пользуясь при передаче данных защищенными методами, например, протоколом SSL.

Обработка заказов

Процесс обработки заказа начинается с проверки наличия товара и резервирования его на складе. При отсутствии части заказа система информирует покупателя о возможной задержке. Затем инициируется запрос к выбранной платежной системе и при подтверждении оплаты происходит оформление заказа на доставку товара. Покупатель со своей стороны может получать информацию о его прохождении.

Оплата товара

В целом можно выделить два варианта оплаты купленного товара: оплату в момент его получения (при доставке курьером, по почте наложенным платежом или визите покупателя в реальный магазин) и на предварительную оплату (при передаче информации через Интернет, доставке обычной или экспресс-почтой, магистральным транспортом). К варианту предварительной оплаты также можно отнести различные схемы, связанные с резервированием суммы покупки на счете покупателя с действительным переводом средств только после осуществления доставки (так называемые защищенные сделки).

Существующие способы осуществления платежей:

- наличными курьеру при доставке товара или при визите покупателя в реальный магазин;

- банковским переводом, то есть путем перечисления средств на расчетный счет (для иностранных граждан — валютный счет) электронного магазина;

- наложенным платежом в почтовом отделении при получении товара согласно действующим почтовым правилам;

- почтовым (телеграфным) переводом;

- при помощи платежных систем Интернета.

Доставка товара

Существуют следующие способы доставки товаров покупателю:

- международной курьерской службой;

- собственной курьерской службой магазина или при помощи профессиональной курьерской службы;

- почтой (по предоплате или наложенным платежом);

- с использованием магистрального транспорта;

- международной почтовой службой;

- самовывозом — клиент приезжает за заказанным товаром сам;

- по телекоммуникационным сетям — для информационного содержания, программных средств или других продуктов, имеющих «электронную» природу.

Принимать оплату виртуальной покупки фирма может своими силами, используя банковский перевод или наличный расчет. Счет для оплаты банковским переводом может быть составлен на web-сервере с последующей распечаткой покупателем на локальном принтере. Также можно воспользоваться услугами различных платежных систем, основные технические и организационные параметры которых приведены в главе «Инфраструктура интернет-маркетинга».

2.3.5 Описание программных модулей

Рассмотрим более подробно процесс работы программных модулей программы при обработке заявок сотрудниками магазина. Она отражает структуру программного комплекса, организацию диалога задачи и показывает связь модулей программы между собой. Названия всех модулей и их описание представлены в таблице 2.10.

Таблица 2.10Модули и базы данных программного комплекса

№ п/п Идентификатор программного модуля Выполняемые функции
1 2 3
1 Arm_ur Головной модуль выполняющий все необходимые настройки среды для работы программы и вызывающий главное меню
2 Urist Управляющий модуль, обеспечивающий взаимодействие всех остальных модулей, он выводит начальную информацию на экран в виде головного меню
3 Zayavka Экранная форма содержащая реквизиты заявки для добавления их в БД заявок
4 Editez Экранная форма с помощью которой осуществляется выбор заявки из списка заявок для дальнейшей ее корректировки
5 Vоewz Модуль осуществляющий вывод заявки на экран и печать
6 Zayav Шаблон заявки
7 View_p Модуль осуществляющий формирование и вывод на экран и печать пачек заявок
8 Zayavki1 Шаблон пачек заявок сформированных по клиентам
9 Zayavki2 Шаблон пачек заявок сформированных по срокам выполнения заявок
10 Zayavki3 Шаблон пачек заявок сформированных по специалистам, выполняющим эти заявки
11 Otv Экранная форма с помощью которой осуществляется выбор заявки из списка заявок, выбор типа ответа и запрос на вид ответа: текстовый или из файла; при выборе текстового ответа осуществляется вызов текстового редактора, а при выборе файла запрашивается его имя, и файл копируется в папку с ответами
12 Edit_otv Экранная форма с помощью которой осуществляется выбор заявки из списка заявок, выбор типа ответа и открытие файла с выбранным ответом в окне текстового редактора
13 Form_ch Экранная форма с реквизитами используемыми для формирования и вывода на экран и печать счета за товар
14 Chet Шаблон счета
15 Klients Экранная форма с помощью которой осуществляется выбор клиента из списка клиентов, редактирование реквизитов этого клиента или удаление его из справочника клиентов
16 Addklnt Экранная форма содержащая реквизиты клиента для добавления их в справочник клиентов
17 Otrasl Экранная форма с помощью которой осуществляется выбор товара из списка товаров, редактирование редактирование данных или удаление его из справочника
18 Addotr Экранная форма содержащая данные о товаре для добавления их в справочник товаров

2.4 Технологическое обеспечение задачи

2.4.1 Организация технологии сбора, передачи, обработки и выдачи информации

Технологический процесс машинной обработки экономической информации представляет собой совокупность операций, осуществляемых в строго определенной последовательности с начального момента до окончательного получения заданных результатов. Его можно подразделить на четыре укрупненных этапа: первичный, подготовительный, основной и заключительный. На первичном этапе осуществляется сбор исходных данных, их регистрация и передача для ввода. Подготовительный этап охватывает операции по приему, контролю и регистрации входной информации и переносу ее в базу данных. Основной этап обеспечивает непосредственную обработку информации. На заключительном этапе осуществляется передача результатной информации потребителю.

В условиях диалоговой обработки внемашинная и внутримашинная технологии тесно связаны друг с другом и не имеют четкой границы, также как и нет четкого разграничения подготовительного, основного и заключительного этапа технологического процесса. Это происходит по причине того, что работа в диалоговом режиме не имеет заранее определенной последовательности действий. Поэтому схема технологического процесса в диалоговом режиме представляет собой совокупность технологических операций, соответствующих схеме диалога задачи и представлена в виде схемы работы системы.

2.4.2 Схемы технологического процесса сбора, передачи, обработки и выдачи информации

Отдельные части (блоки) схемы реализуют выполнение пунктов меню, соответствующих схеме диалога. Рассмотрим подробнее режим работы сотрудников с заявками.

2.5 Контрольный пример реализации проекта и его описание

В поисковую систему вводим название интернет- магазина. Из списка подученных страниц выбираем нужный сайт.

В центральной части главной страницы интернет- магазина, предлагается выбрать шины и диски для легковых и грузовых автомобилей. Выбираем нужную нам позицию. Попадаем в каталог дисков, где по определенным параметрам можно выбрать нужный нам товар. После ввода параметров дисков, система осуществляет отбор товаров и выдает результаты поиска, в котором указывается: параметры дисков, цена, наличие, код товара. Кликаем кнопку «В корзину», после чего система предлагает перейти в корзину или осуществить подбор шин. Таким же образом осуществляем подбор шин. Далее нажимаем «Перейти в корзину» и на экран выводится бланк оформления заказа. В бланке заказы выводится информация о выбранных товарах, выбирается способ доставки (доставка или самовывоз). Способы оплаты (наличными, безналичным расчетом или через банк).

После того как выбран способ оплаты и доставки, предлагается произвести регистрацию в системе. После регистрации заказу присваивается номер, и он отправляется на обработку.

Далее система формирует счет на оплату товаров и услуг, который покупатель может распечатать и о нему оплатить товары в сбербанке .


III ОБОСНОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА

3.1 Выбор и обоснование методики расчёта экономической эффективности

Под эффективностью в общем случае понимается степень соответствия системы поставленным перед ней целям. Экономическая эффективность - это мера соотношения затрат на разработку, внедрение, эксплуатацию и модернизацию системы и прибыли от ее применения.

При оценке эффективности ЭИС используют обобщающие и частные показатели.

К основным обобщающим показателям экономической эффективности относятся:

- годовой экономический эффект;

- расчетный коэффициент эффективности капитальных вложений;

- срок окупаемости системы.

Годовой экономический эффект от разработки и внедрения ЭИС служит для сравнения различных направлений капитальных вложений и рассчитывается по формуле:

Э = П - К * Ен

где Э - годовой экономический эффект;

П - годовая экономия(годовой прирост прибыли), руб.;

К - единовременные капитальные затраты, руб.;

Ен - нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений.

Значение Ен принимается равным 0.15. Ен представляет собой минимальную норму эффективности капитальных вложений, ниже которой они нецелесообразны.

Расчетный коэффициент эффективности капитальных вложений определяется по формуле:

Ер = П / К

Полученное значение сравнивается со значением Ен . Если Ер Ен , то капитальные затраты можно считать целесообразными, в противном случае они экономически необоснованны.

Срок окупаемости Т представляет собой период времени (в годах), в течение которого капитальные затраты на разработку ЭИС полностью окупятся, и рассчитывается по формуле:

Т = К / П

Данный способ расчета выбран потому, что при внедрении интеренет-магазина известна только расходная часть (затраты на лицензии, услуги консультантов, техническую поддержку), а входящие денежные потоки (выгоды, полученные в результате внедрения) не могут быть определены с достаточно точно.

3.2 Расчёт показателей экономической эффективности проекта

Единовременные затраты на создание и внедрение интернет магазина приведены в таблице 2.11.

Таблица 2.11Единовременные затраты на создание и внедрение интернет магазина

№ п/п Затраты проекта Стоимость
1 Сервер HP ProLiant DL380 модель 407549-421 32700
2 СУБД MySQL версии 4.1 8000
3 Программа SENDMAIL 0
4 Ноутбук 3 шт. 60000
5 Разработка сайта 20000
6 Услуги Web-дизайнера 6000
Итого: 126 700

Ожидаемый экономический результат от внедрения интернет - магазина ООО «Автопробег» составит мин. 1500 тыс.руб.

Годовой экономический эффект от разработки и внедрения интернет- магазина составит:

Э = П - К * Ен = 500 000 – 126 700*0,15 = 480 995 руб.

Расчетный коэффициент эффективности капитальных вложений:

Ер = П / К = 500 000/126 700=3,94

Ер Ен , это значит, что капитальные затраты можно считать целесообразными.

Срок окупаемости проекта:

Т = К / П =126 700/500 000=0,25 года или 4 месяца.

По мнению аналитиков Goldman Sachs, путем интернетизации торгово-закупочной деятельности предприятия различных отраслей индустрии могут обеспечить и уже обеспечивают экономию своих производственных расходов в пределах от 2% до 40%. Практика электронного бизнеса успела со всей очевидностью доказать, что преимущества Интернета в деле минимизации издержек и, соответственно, «коэффициента трения» торговых процессов проявляются не только в сфере розничных операций.

В соответствии с оценками ООО «Автопробег», перенос организации приобретения товаров в интернет-магазине позволит снизить затраты на одну среднестатистическую торговую сделку с 4000 до 300 рублей.

А данные ООО «Автопробег» свидетельствуют, что внутренние издержки компании, связанные с выполнением заказов, уменьшатся в результате интернетизации со 4400 до 1400 рублей.

При параллельном сокращении времени исполнения заказа с 4 дней до 1,25 дня.

К 2013 году компания предполагает, что более 90% заказов будут обрабатываться с помощью интернет-магазина.

В заключении можно сказать, что точные показатели эффективности от внедрения интернет-магазина будут получены только после разработки и полного его внедрения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время Интернет стал одним из основных инструментов ведения бизнеса. Это объясняется как популярностью Интернета, так и его преимуществами для ведения коммерческой деятельности. Присутствие торговой компании в Интернете необходимо для успешной конкурентной борьбы в современных условиях.

Основной инструмент электронной торговли — это Интернет-магазин. Однако открытию Интернет-магазина должна предшествовать разработка стратегии открытия бизнеса в Интернете. Среди важнейших вопросов, которые предстоит решить компании, можно отметить разработку ассортиментной политики, организацию системы доставки, разработку бизнес-процессов и организационной структуры, выбор способа разработки и сопровождения информационной системы Интернет-магазина, организацию маркетинговой деятельности.

При создании Интернет-магазина в существующей компании требуется провести реинжениринг бизнес-процессов для их адаптации к электронному бизнесу. Наибольшей эффективности можно добиться, если провести полный реинжениринг бизнес-процессов, начиная от описания процессов «как есть» до разработки процессов «как должно быть».

При открытии Интернет-магазина в существующей компании необходимо внести изменения в организационную структуру. В частности, следует привлечь специалистов в области электронной торговли, а также руководителя Интернет-проекта, отвечающего за успех торговой деятельности через Интернет. В традиционной торговой компании целесообразно создать подразделение или филиал организации для ведения электронного бизнеса.

Информационная система Интернет-магазина может быть разработана как силами самой торговой компании, так и силами компании-аутсорсера. Последний вариант более предпочтительный, если у торговой компании нет опыта ведения сложных IT-проектов.

Настоящая дипломная работа показала актуальность развития электронного бизнеса в современных условиях, наметила пути открытия такого бизнеса или перехода к нему. В работе приведены конкретные рекомендации, позволившие добиться успеха на этом пути компании ООО «Автопробег».

Следуя разработанной стратегии, компания ООО «Автопробег» создала подразделение Интернет-торговли и открыла Интернет-магазин.

Предварительные работы, связанные с разработкой информационной системы Интернет-магазина, подготовкой материалов для размещения на электронной витрине, а также с созданием нового подразделения заняли три месяца.

Первые два месяца Интернет-магазин активно рекламировался в электронных ресурсах. Большинство покупателей приходило на сайт с платных Интернет-каталогов, таких как Яндекс-Маркет, Рамблер-Покупки и другие. В дальнейшем количество посещений с платных и бесплатных поисковых ресурсов выровнялось.

Представление каталога товаров в Интернете привело к увеличению продаж через традиционный розничный салон компании. Это связано с тем, что значительная часть посетителей выбирает товары в Интернет-магазинах, но делает покупки в традиционных магазинах. При этом зачастую покупатель выбирает тот магазин, где нашел нужный товар.

Реализация бизнес-процессов происходила постепенно. Информационная система Интернет-магазина была создана с поддержкой разработанных бизнес-процессов, что помогало в обучении новых сотрудников, и переобучении сотрудников, перешедших из других подразделений. Однако на выполнение бизнес-функций первое время тратилось больше времени, чем планировалось.

Программное и аппаратное обеспечение было выбрано в соответствии с рекомендациями. Информационная система была разработана и сопровождается аутсорсинговой компанией.

При увеличении количества заказов, принимаемых через Интернет-магазин, потребовалась расширить функциональность модуля аналитики. Система была дополнена следующими отчетами:

- о продажах с детализацией по товарам (моделям, типам, брэндам), способам оплаты и доставки, а также по регионам;

- о работе с транспортными компаниями;

- о работе курьеров и менеджеров каталога;

- о закупках товаров и состоянии склада;

- о посещаемости и эффективности посещений Интернет-магазина с платных ресурсов.

Планируемая автоматическая загрузка прайс-листов с сайтов поставщиков была реализована только для нескольких поставщиков. Остальные поставщики не поддерживают актуальное состояние прайс-листов на своих сайтах. Прайс-листы от них приходят по электронной почте и импортируются в систему вручную менеджером по закупкам.

Поставленные цели открытия Интернет-подразделения в компании ООО «Автопробег» были достигнуты. В настоящее время целями Интернет-подразделения является поддержание конкурентоспособности Интернет-магазина и увеличение количества продаж через Интернет.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Специальная научная литература:

1. Алексунин В.А., Родигина В.В. Электронная коммерция и маркетинг в Интернет.- Учебное пособие. - М.: «Дашков и К0», 2005.

2. Быков В.А. Электронный бизнес и безопасность /.-М.:Радио и связь,2000.-200 с.:ил.

3. Завалеев В. Курс ЦИТ «Internet-технологии в проектах с пластиковыми карточками», Центр Информационных Технологий,2007.

4. Информатика: Учебник для вузов (Гриф МО РФ) / Острейковский В.А., М: Высшая школа, 2001.- 511 с.

5. Информатика: Учебник для вузов / Козырев А.А.- СПб: издательство Михайлова В.А., 2002.- 511 с.

6. Кавторева Я. Интернет магазин. Организация, налогообложение, учет. – Фактор, 2009 – 119 с.

7. Киселев Ю.Н. Электронная коммерция: практическое руководство.- СПб: ООО «ДиаСофтЮП», 2006.

8. Маршавин Р.А., Ляпунов С.И. Глобальный бизнес и информационные технологии, Учебное пособие. М.:2005 г.

9. Орлов Л. Как создать электронный магазин в Интернет, 2_е изд., М.: Бук. пресс, 2006. - 384 с.

10. Эффективная работа с СУБД А. Рубен, А. Горев, С. Макшарипов СПб.: Питер, 2009. – 822 с.


Методические, справочные и нормативные материалы, статьи периодической печати:

1. Алексеев А. Будущее электронной коммерции //Инфобизнес,2009. № 48

2. Ашманов И. С. Национальные особенности поисковых систем // Журнал «Компьютер в школе», № 01, 2009 год // Издательство «Открытые системы»

3. Ездаков А. Российские электронные витрины // Сети. 2008. № 9

4. Малевский П., Чернышев А., Дубина А. Системы электронной коммерции для операторов связи // ПаРаДис. 2009. № 1

5. Создание и поддержка Интернет-магазина на базе WWWB Сервера Журнал «Главбух», 2009. №4

Названия и адреса Интернет-ресурсов:

1. Ивашов А. Электронные магазины: от сельпо до супермаркета - http:// archives. maillist.ru/ 72200/ 181108. html

2. Малышева Н. Виртуальные покупки Электронная версия еженедельника «Аргументы и факты» - http://www.aif.ru

3. Методика создания интернет-магазина - http://www.delna.ru/ page/ shop. html

4. Сайт Fodex - Этапы разработки интернет-магазина - http://www.fodex.ru


[1] Сайт Fodex - Этапы разработки интернет-магазина - http://www.fodex.ru

[2] Орлов Л. Как создать электронный магазин в Интернет, 2-е изд., М.: Бук. пресс, 2006. - с.28-29

[3] Методика создания интернет-магазина - http://www.delna.ru/page/shop.html

[4] Методика создания интернет-магазина - http://www.delna.ru/page/shop.html

[5] Методика создания интернет-магазина - http://www.delna.ru/page/shop.html

[6] Информатика: Учебник для вузов (Гриф МО РФ) / Острейковский В.А., М: Высшая школа, 2001.- 511 с.

Скачать архив с текстом документа