Разработка методики проведения урока практического обучения художественной обработке материалов
СОДЕРЖАНИЕ: Правительство Москы Московский департамент образования МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра машиноведения Курсовая работаПравительство Москы
Московский департамент образования
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра машиноведения
Курсовая работа
По дисциплине «Теория и методика обучения технологии
и предпринимательству»
Тема: Разработка методики проведения урока практического обучения художественной обработке материалов.
Студента группы ТП-32 Страхова Юлия Александровна
Руководитель работы доц. Устименко Владимир Константинович
Москва
2011 г.
1. Введение
Слово «технология» происходит от древнегреческого techne — «искусство, мастерство, умение» и латинского lоgos — «учение, слово, наука».
Под технологией понимают совокупность приемов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в процессе производства продукции. Технологией (или технологическими процессами) называют также определенную последовательность производственных операций, действий, обеспечивающих изготовление какой-либо продукции заданного качества. Точное выполнение всех операций и соблюдение их последовательности являются гарантией выпуска продукции заданного качества и в нужном количестве.
Технология как наука занимается выявлением физических, химических, биологических закономерностей с целью разработки и использования наиболее эффективных и экономных производственных процессов. Это основные определения. Технологий много. Каждая сфера деятельности человека имеет свои специфические технологии.
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С учетом сложившейся в стране системы подготовки учащихся к последующему профессиональному образованию и труду и с целью удовлетворения образовательных склонностей и познавательных интересов учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ по технологии изучается в рамках одного из трех направлений: «Технология. Технический труд», «Технология.
Обслуживающий труд», «Технология. Сельскохозяйственный труд (агротехнологии)». Целями технологии являются:
· Формирование и развитие основ технологической культуры;
· Формирование культуры делового общения;
· Воспитания творческого подхода к труду;
· Формирование экономического и экологического мышления;
· Обеспечение профессионального самоопределения.
Данная курсовая работа направлена на реализацию данных целей урока.
В ходе трудового процесса, а именно выполнения резьбы по дереву, формируется и развивается основы технологической культуры.
В течении всего урока также формируется культура делового общения, т.к. происходит непосредственный контакт между учителем и учащимися (при проведении вводного инструктажа, актуализации, самостоятельной работе, заключительного инструктажа).
На уроке практического обучения учащиеся развивают навыки, закрепляют и формируют умения, что в последствии может им помочь в профессиональном самоопределении.
Разработка методики проведения урока практического обучения, темой которого является «Выполнение резьбы по дереву», расчитана для учащихся 7 класса.
2. Определение целей урока
Цели урока можно разделить на учебные, воспитательные и развивающие.
Учебные цели направлены на усвоение учащимися теоретических знаний, на формирование у них умений и навыков в объеме, предусмотренном программой.
Воспитательные цели предполагают развитие нравственно-волевых качеств личности.
Развивающие цели направлены на развитие мыслительной сферы личности учащихся.
Учебные цели:
- Сформировать умение выполнять перенос орнамента на заготовку
-Сформировать умение выполнять резьбу по дереву
-Сформировать умение выполнять отделку поверхности изделия
Развивающие цели:
- Формирование умения анализировать
Воспитательные цели:
- Воспитание трудолюбия.
3. Разработка содержания учебного материала урока
План изложения нового материала
1. Перенос орнамента на заготовку
2. Выполнение резьбы по дереву
3. Отделка поверхности изделия
Порядок выполнения резьбы по дереву
1.1 Перенос орнамента на заготовку.
1.1.1. Выпиливание заготовки заключается в том, что бы от цельного куска древесины вырезать заготовку необходимой форму. Распил производится стандартной ножовкой по дереву (см. рис. 1).
Рис. 1. Схема распила заготовки.
1.1.2. Перевод орнамента на заготовку осуществляется с помощью копировальной бумаги и карандаша. Для начала копировальную бумагу нужно положить на заготовку переводящей стороной вниз, сверху на нее нужно положить листок с изображением необходимого орнамента, потом проводя карандашом по орнаменту, он будет переводиться на заготовку.
Однако прежде чем перейти к выполнению задачи учитель задает вопрос: «Почему именно карандашом мы переводим орнамент на заготовку?».
Ожидаемый ответ: «Потому, что карандаш легко стирается с поверхности дерева».
1.2. Выполнение резьбы по дереву
1.2.1 Крепление обрабатываемых заготовок на верстаке должно быть надежным. Для этого учитель должен выдвинуть переставные клинья, так что бы прижимная доска зафиксировала заготовку (см. рис. 2). При этом клин должен выступать над крышкой стола на высоту, меньшую, чем высота заготовки.
Рис. 2. Устройство верстака: 1) крышка, 2) переставные клинья (гребенки), 3) обрабатываемая деталь, 4) прижимная доска, 5) болт с воротком.
1.2.2. Подбор необходимых инструментов это одна из важнейших частей работы, т.к. от выбора инструментов зависит качество и удобство работы. Для выполнения разных орнаментов необходимы разные стамески. Поэтому из всех предложенных нужно выбрать необходимый, для конкретной работы. Далее представлена схема, изображающая с помощью какой стамески можно добиться необходимого результата (см. рис. 3). Так же используют и ножи, строение, которого показано на рис. 4.
Рис. 3. Виды стамесок.
Рис. 4. Нож для резьбы дерева.
1.2.3.На данном этапе работы выполняется непосредственно резьба по дереву. Выполняется она с помощью стамески, реже с помощью долото и киянки. При выполнении рисунка геометрической резьбы вырисовывают прямоугольники, квадраты, треугольники (см. рис. 5).
Все выемки (углубления) вырезают ножом сначала поперек волокон, а затем вдоль волокон.
Рис. 5. Выполнение рисунка ножом.
Нож берут правой рукой. Носком лезвия нож ставят на линию разметки с небольшим наклоном к себе и, врезая лезвие в древесину, движением на себя прорезают линию. Так прорезают все средние линии.
При вырезании наклонных граней нож наклоняют вправо (см. рис. 6а) или влево (см. рис. 6в) на угол 30-40°. Вначале наклоном ножа вправо прорезают правые грани, затем наклоном ножа влево прорезают левые грани, при этом нельзя перерезать линию разметки. Резать надо медленно, плавно, с равномерным нажимом на нож. Нож держат крепко правой рукой, иногда придерживая левой, чтобы его не уводило по направлению волокон. При вырезании трехгранных выемок нож держат вертикально и надрезают стороны вырезаемых треугольников от вершины к основанию. У вершины треугольника делают глубокий надрез, уменьшая его до нулевой глубины к основанию треугольника.
Рис. 6. Выполнение вырезания наклонных граней.
1.3Отделка поверхности изделия.
Перед тем как переходить к следующему этапу учитель задает вопрос: «Для чего изделие обрабатывается наждачной бумагой?»
Ожидаемый ответ: «Для того, что бы отшлифовать возможные заусенцы и неровности».
1.3.1. Шлифование поверхности производится с помощью наждачной бумаги. Для ровных поверхностей используют брусочек для шлифования (см. рис. 7), а углубления и выступы шлифуют вручную круговыми движениями, просто зажав наждачную бумагу между пальцами (см. рис. 8).
Рис. 7. Брусочек для шлифования.
Рис. 8. Схема шлифовки поверхности.
1.3.2. Перед тем как приступить к покрытию изделия защитным средством его необходимо очистить от опилок. Изделия часто окрашивают акварелью или гуашью. Применяют и специальные красители — морилку, бейц. Иногда изделия из древесины покрывают лаком — он придает ей красивый внешний вид и защищает поверхность от влаги. Независимо от вида красителя его наносят кистью или тампоном — кусочком ваты, завернутым в марлю (см. рис. 9). Покрывают поверхность сначала вдоль волокон, затем поперек.
Рис. 9. Покрытие изделия защитным средством.
4. Выбор и обоснование методов обучения
Методы обучения – способы совместной деятельности учителя к учащемся, направленные на достижение целей обучения. С их помощью реализуется учебная, развивающая и воспитательная функции обучения. При выборе методов обучения, необходимо ориентироваться на те из них, которые стимулируют познавательную деятельность учащихся, формируют знания, содействуют становлению творческой личности. Существует много различных классификаций методов обучения, одной из самых распространённых является классификация в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся. Характер познавательной деятельности — это уровень мыслительной активности учащихся.
I. Объяснительно – иллюстративно - рецептивный метод . Учитель объясняет новый специально отобранный материал, иллюстрирует и показывает образцы действием с этими материалами, учащиеся воспринимают, осмысливают и частично запоминают.
II. Репродуктивный метод. Учащиеся выполняют систему упражнений, заранее подготовленную учителем, формирую у себя соответствующие умения.
III. Проблемное изложение. Его суть заключается в том, что проблемную ситуацию создает сам учитель, решая ее.
IV. Частично-поисковый метод . Путь разрешения проблемы разбивается на отдельные задачи, часть из которых решает учитель, другую – учащиеся.
V. Исследовательский метод. Проблемную ситуацию создаёт и решает ученик, а учитель является консультантом.
На данном уроке применяются следующие методы:
1)Вводный инструктаж:
а) Использование объяснительно-иллюстративного метода необходимо при проведении первичного инструктажа, так как мы объясняем, показываем и рассказываем учащимся, что они должны будут сделать.
б) Так же используется метод проблемного изложения. С его помощью мы включим учащихся в мыслительный процесс, предоставив им возможность самостоятельной деятельности, в частности поиска нужного ответа.
2Самостоятельной работы учащихся:
Основным методом проведения самостоятельной работы учащихся будет репродуктивный метод, так как на данном этапе у учащихся должны сформироваться новые умения, а умения формируются только в процессе деятельности.
3) Заключительного инструктажа:
На данном этапе учитель пользуется частично-поисковым методом, так как при проведении заключительного инструктажа учитель повторяет основные элементы выполнения резьбы по дереву и ему нужно вовлечь учащихся в совместную работу, предоставляя им возможность самим находить ответы на возникающие вопросы.
5. Выбор формы организации деятельности учащихся
Организационная форма трудового обучения - это способы организации ученического коллектива для учебной работы, формы руководства деятельностью школьников, а также структуру построения учебных занятий.
Существует несколько таких форм:
1) Индивидуальная форма . Она имеет место в том случае, когда содержание учебного материала вполне доступно для самостоятельного изучения школьников. Познавательная задача в этом случае не выступает перед классом как общая и решается индивидуальными усилиями каждого ученика самостоятельно, без непосредственного его общения с другими учащимися.Успех ее определяется правильным подбором заданий и систематическим контролем учителя за их выполнением.
2) Фронтальная форма познавательной деятельности. Она предполагает одновременное выполнение общих заданий всеми учениками класса для достижения ими общей познавательной задачи.
3) Групповая форма организации познавательной деятельности. Групповой формой познавательной деятельности является организация таких учебных занятий, при которых единая познавательная задача ставится перед определенной группой школьников. Величина группы различна, в зависимости от содержания и характера работы, она колеблется от 2 до 6 человек, но не более, ибо в более многочисленных группах невозможно обеспечить активную работу всех членов группы. При групповой форме деятельности отдельные ученики уже ставятся в положение учителя, появляется возможность оказания реальной помощи друг другу.
Для проведения нашего урока лучшей формой организации будет фронтальная, т.к. нам необходимо, что бы каждый учащийся проделал набор действий по выполнению резьбы по дереву. Так же данная форма позволит нам уменьшить количество времени необходимое на объяснение материала и проверку качества усвоения.
6. Учебно-материальное оснащение на уроке
Наименование |
Количество |
Доски 200 x 25 x 6000 |
2 шт |
Ножовка по дереву |
20 шт |
Нож для дерева |
20 шт |
Стамеска-уголок |
20 шт |
Плоская стамеска |
20 шт |
Киянка |
20 шт |
Шлифовальный брусочек |
20 шт |
Наждачная бумага 100 x 100 |
20 шт |
Лак |
2,5 кг |
Кисточки |
20 шт |
7. Проведение организационной части урока(4 мин.)
7.1 . Описание роли организационной части урока.
Организационная часть необходима для подготовки учащихся к предстоящему уроку, их психологической и технической готовности к нему. Цель организационной части - создать рабочую обстановку на уроке.
7.2 . Обоснование приёмов подготовки учащихся к работе, которые планируются использоваться на уроке.
· Приветствие создает благоприятную атмосферу в классе и дружелюбные отношения между учащимися и учителем.
· проверка явки, так как необходимо вести контроль посещаемости учащихся (воспитывает у детей ответственность и дисциплинированность), а так же знать точное количество учащихся на случай ЧП;
· проверка наличия специальной одежды, она нужна для того, чтобы во время работ не испортить школьную форму;
· сообщение темы и целей урока нужно для того, чтобы учащиеся были настроены на восприятия нового материала.
8. Проведение вводного инструктажа(10 мин.):
8.1. Формирование мотивации(3 мин.):
8.1.1 . Описание роли и сущности мотивации учения.
Мотивация – это эмоциональное состояние, которое побуждает к действию. Мотивация делает обучение более интересным и эффективным. Мотивация играет роль движущей силы в процессе обучения. Сущность её заключается в стремлении человека усвоить и выполнить действие.
Для формирования мотивации необходимо создать у учащихся:
1) Понимание чему новому и полезному они научатся на уроке.
2) Понимание, где результаты могут быть использованы.
3) Понимание преимуществ качественного усвоения материала.
8.1.2. Описание видов мотивов и оценка их влияния на познавательную деятельность учащихся.
Существует два вида мотивов: внутренние и внешние.
-Внутренние мотивы направлены на познание, ученик хочет узнавать, стремится к этому. Внешние не направлены на познания, в их основе лежат интересы, которых человек хочет достигнуть через процесс обучения, преследует выгоду.
-Внешние мотивы плохо работают на эффективность учения, в отличие от внутренних мотивов, т.к. в основе внутренних мотивов лежит познание. Внешние мотивы являются не постоянными.
8.1.3 . Обоснование выбора приемов мотивации.
На данном уроке будут использованы следующие приемы:
-показ образцов качественно выполненных работ
- показ значимости новый знаний и умений,
- показ привлекательности приобретаемой профессии.
Используя выбранные приемы можно наиболее быстро и легко добиться поставленных целей.
8.1.4. Описание процессов формирования мотивации
Сообщается тема и цели урока, затем идет показ значимости новых умений. Учитель рассказывает о важности изучения данной темы, что, изучив этот материал, учащиеся смогут самостоятельно выполнять резьбу по дереву, не прибегая к помощи специалиста, тем самым сэкономить свой бюджет. А также можно подработать резчиком по дереву и не плохо этим зарабатывать, так как это всегда востребовано и хорошо оплачивается. В ходе рассказа о значимости новых умений учитель показывает образцы качественно выполненной работы.
8.2. Проведение актуализации знаний и умений(7 мин.)
8.2.1 . Описание роли и сущности актуализации.
Актуализация – это восстановление в памяти учащегося изученной ранее информации, использование которой необходимо на данном уроке.
Необходимо:
1. Проверить уровень качества подготовки учащегося по теме урока;
2. Восстановить в памяти ученика информацию;
3. Определить характер деятельности учителя по результату проверки.
При актуализации оценки не ставятся.
8.2.2 Содержание учебного материала, требующего актуализации.
– Умение определять последовательность процесса переноса орнамента на заготовку;
-Умение определять последовательность процесса резьбы по дереву;
-.Умение определять последовательность процесса отделки поверхности изделия;
- Умение выполнять подбора необходимых инструментов.
8.2.3 Описание применяемых методов актуализации и обоснования их выбора
Из традиционных методов актуализации для первых трех умений был выбран индивидуальный опрос с целью получения полного и развернутого ответа, что позволит проверить глубину и полноту знаний. Для четвертого умения был выбран фронтальный опрос с целью получения краткого ответа для проверки поверхностных (общих) знаний.
Из программированных методов актуализации для первых трех умений были выбраны тесты-задачи, с целью проверки знания алгоритма. Для четвертого умения – тесты на выборку, с целью быстрой проверки знаний учащихся.
8.2.4 . Перечень вопросов, заданий, задач по каждому принятому методу актуализации
1.Определить последовательность процесса переноса орнамента на заготовку?
2. Определить последовательность процесса выполнения резьбы по дереву?
3. Определить последовательность процесса отделки поверхности изделия лаком?
4.Определить какие инструменты необходимо применять для резьбы по дереву?
8.2.5 . Перечень тестов с правильными ответами
1.Определить последовательность процесса переноса орнамента на заготовку?
А-разметка орнамента на заготовке;
Б- отпиливание заготовки.
Ответ: Б, А.
2.Определить последовательность процесса выполнения резьбы по дереву?
А-подбор необходимых инструментов;
Б- резьба
В-закрепление заготовки на верстаке.
Ответ: А,В,Б.
3.Определить последовательность процесса отделки поверхности изделия лаком?
А-покрытие изделия защитными средствами;
Б- шлифование поверхности.
Ответ: А,Б.
4. Определить какие инструменты необходимо применять для резьбы по дереву?
А- лезвие
Б- нож и стамеска
В-пилы
Ответ:Б.
8.2.6 . Описание процесса актуализации.
Учитель задает вопрос учащимся, если желающих ответить нет, спрашивает по списку. В том случае, когда ответ полный учитель переходит к следующему вопросу, когда неполный вызывают другого ученика для дополнения ответа. Если же ответ неправильный, то этот же вопрос задается ученикам еще раз с целью получения правильного ответа.
Учитель раздает тестовые задания учащимся, дает время на их выполнения.
8.3 . Создание первоначального образа объекта усвоения(11 минут).
8.3.1. Описание рабочего места учителя.
Учитель показывает выполнение трудового действия на столярном верстаке (см. рис. 9). Ученики должны стоять так, чтобы всем было видно, как работает учитель.
Рис. 9. Рабочее место учителя: 1) столешница, 2) настольная лампа, 3) стамески и ножи, 4) ящик для инструментов, 5) ванночка для жидкостей, 6) лоток для мусора, 7) киянка.
8.3.2 . Описание сущности словесных и наглядных приемов изложения.
Под наглядными приёмами понимаются такие, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств.
-Действия с реальными объектами. Суть приема заключается в том, учащиеся работают с образцами материалов, с инструментами, приспособлениями и т.д., являющимися источником информации. При этом выявляются их внешние существенные отличительные признаки (форма, цвет, размер, запах, вкус и т.п.);
-Действия с изображениями реальных объектов. Суть приема заключается в том, что работает не с реальными объектами, а с их изображениями (фото, рисунки) отображающие внешние признаки объектов. Они выполняют ту же функцию что и реальные объекты – расширение чувственного опыта;
-Действия с моделями. Модель – это заместитель объекта изучения и в существенном должна ему соответствовать. Модель создается в том случае, когда изучение оригинала невозможно (модель двигателя внутреннего сгорания, модель ядра атома и т.д.). Модель представляет собой единство единичного и общего. Модель экскаватора может быть похожа на машину определенной марки. Но главное в ней – отражение общих признаков, характеризующих экскаватор;
Действия с моделью учащиеся могут получить информацию о принципах устройства экскаватора, закономерностях его работы и т.д.
-Действия с графиками и схемами. Схема и график являются средством представления ненаблюдаемых сущностей. Схема может отразить внутреннюю структуру объекта (схема технологических процессов), а график отражает зависимость между различными назначениями (нарастание прочности бетона с течением времени, характер роста деформации образца в зависимости от нагрузки).
К словесным приемам относятся рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с книгой. Рассмотрим каждый из приемов по отдельности:
Рассказ - живое, эмоциональное, образное изложение материала
Существует несколько видов рассказа:
- рассказ-вступление,
- рассказ-изложение,
- рассказ-заключение.
Целью первого будет подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала.. Во время такого рассказа в доступной форме сообщаются задачи деятельности учеников на уроке.
Целью второго, раскрытие содержание новой темы, осуществляется изложение по определенному логически развивающемуся плану, в четкой последовательности, с вычленением главного, существенного, с применением иллюстраций и убедительных примеров.
Целью же третьего является резюмирование главной мысли, делаются выводы и обобщения, даются задания для дальнейшей самостоятельной работы по этой теме.
Лекция- цели лекции является обобщение таких сведений и данных которые не могут быть в обработанном виде, полученные учащимися из других источников. В отличии от рассказов и объяснения характеризуется больше строгостью изложения.
Объяснение - это последовательное строгое в логическом отношении изложение.
Беседа – суть этого приема в том, что учащиеся обдумывая ответы, вспоминают факты, формируют положения и правила. Следовательно, в ходе беседы учащиеся получают новую информацию. Очень эффективный прием, но томный для учителя, требует подготовленности учителя.
. Работа с книгой - (учебники, учебные пособия, справочная и нормативная литература) Смысл в том, что информацию ученик получает не со слов учителя, а берет из книг
Под наглядными приемами обучения понимаются такие приемы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные приемы так же делятся на четыре типа:
8.3.3 . Обоснование выбора приемов обучения.
В каждом пункте показа трудового действия будут использоваться: метод объяснения и метод действия с реальными объектами, так как необходимо продемонстрировать работу с каждым рабочим предметом и объяснить выполнение работ и ее строгую последовательность.
8.3.4 . Подробное описание процесса применения словесных и наглядных приемов.
Выполняя каждое трудовое действия, учитель использует необходимые инструменты, демонстрируя правильность выполнения работы, тем самым использует метод действия с реальными объектами. При этом, параллельно, он объясняет, как правильно держать инструмент, как стоять, как избежать дефектов работы, в какой последовательности должны выполняться работы, что подразумевает использование метода объяснения.
8.3.5. Описание процесса введения (создания) ориентировочной основы действия.
Ориентировочная основа действий (ООД) – необходимый компонент любого действия. Эта система условий, на которую опирается человек при выполнении действий. От того, в какой степени он ориентируется на эти условия зависит успешность любого действия.
Действия включают в себя два компонента:
-Ориентировочная часть, направленная на правильное и рациональное построение исполнительной части и выбор одного из возможных исполнений данного действия;
-Исполнительная часть. ООД выполняется в виде технологических карт. Введение ориентировочной основы действий предлагается в виде учебной карты.
Процессом введения ориентировочной основы действия является проведение вводного инструктажа.
Учебная карта
для выполнения процесса резьбы по дереву.
№ п/п |
Наименование действия |
Схема |
Последовательность выполнения |
1 |
Перенос орнамента на заготовку |
1.1.Отпиливание заготовки. 1.2. Перевод орнамента на заготовку. |
|
2 |
Выполнение резьбы |
2.1.Закрепление заготовки на верстаке. 2.2. Подбор необходимых инструментов. 2.3. Непосредственно резьба. |
|
3 |
Отделка поверхности изделия лаком |
3.1. Шлифование поверхности. 3.2. Покрытия изделия защитными средствами. |
8.3.6 . Описание процесса реализации межпредметных связей.
Для более подробного объяснения процесса нанесения лака на поверхность, его ровного нанесения на изделие, можно обратиться в раздел физики «Смачиваемость поверхности». Шлифовка перед лакированием повышает свойства смачиваемости поверхности, что в свою очередь обеспечивает лучшую адгезию между лаком и деревом.
8.3.7 Описание процесса реализации развивающих целей урока.
Чтобы реализовать развивающие цели урока, следует включить мыслительную деятельность учащегося в процессе обучения. Для этого создаются проблемные ситуации. На данном уроке задаются вопросы о выборе техники перевода рисунка на заготовку и вопрос о назначении шлифования поверхности изделия (см. пункт 3). Тип первой проблемной ситуации основан на необходимости использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях. Тип второй проблемной ситуации основан на недостаточности прежних знаний для объяснения нового факта. Обдумывая ответ на заданные вопросы, учащийся будет анализировать, учиться оперировать уже имеющимися знаниями, оценивать и выделять наиболее важное в них, что способствует реализации развивающих целей.
8.3.8 Описание процесса реализации воспитательных целей урока
Процесс реализации воспитательных целей урока можно разбить на два этапа:
-Усвоение знаний;
-Формирование представление о моральных ценностях общества.
В процессе усвоения знаний о резьбе по дереву и выполняя трудовой процесс у учащихся, формируется такая моральная ценность, как трудолюбие.
8.3.9. Описание процесса проверки степени понимания учащимися новой учебной информации.
Проверка степени понимания учащимися новой учебной информации проводится путем анализа производственных ситуаций. При объяснении новой информации учащиеся могут задавать вопросы, что показывает степень их понимания, так же и сам учитель может задавать вопросы, контролируя понимание. Понимание – это установление причинно-следственных связей между отдельными отрезками (элементами) учебного материала
9. Организация самостоятельной работы учащихся (16 мин.).
9.1. Разработка системы упражнений.
9.1.1 . Раскрытие требований, предъявляемых к системе упражнений
При разработке систем упражнений необходимо учитывать ряд требований:
- Целенаправленность и строгая последовательность.
- Постепенное повышение сложности заданий.
- Постепенное повышение степени самостоятельности.
- Вариативность упражнений.
Упражнения должны быть составлены так, что бы обеспечить окончательное понимание осмысление учащимися изложенного материала. Все упражнения должны располагаться по возрастной сложности. Они должны сформировать у учащихся умение применять полученные знания, как выполнению заданных упражнений, так и в практической деятельности.
9.1.2. Направленность упражнений.
1.Умение выполнять перенос орнамента на заготовку
2. Умение выполнять резьбу по дереву
3.Умение выполнять отделку поверхности изделия
9.1.3 . Содержание разработанных заданий для упражнений
На данном уроке выполняется три задания:
- Перенесите орнамент на заготовку.
- Выполните резьбу по дереву.
- Выполните отделку поверхности изделия лаком.
9.1.4. Подробное описание последовательности выполнения каждого упражнения.
Последовательность выполнения упражнений полностью описывается в учебной карте (см. пункт 8.3.5).
9.2 . Описание рабочих мест учащихся с приведением схемы размещения средств обучения.
Рабочее место учащихся должно быть организованно так же, как рабочее место учителя при показе выполнения трудового действия (см. пункт 8.3.1).
9.3 . Проведение текущего инструктирования.
9.3.1 . Перечень целевых обходов.
За период самостоятельной работы учитель проводит ряд целевых обходов:
1) Проверить, организованны ли рабочие места и начата ли работа каждого из учеников.
2) Проверить все ли учащиеся выполняют работу в соответствии с учебной картой.
3) Проверить качество выполнения производимых работ, при необходимости помощь в объяснении ошибок производимых учащимся.
9.3.2. Распределение целевых обходов по времени урока.
Первый обход производиться через четыре минуты после начала самостоятельной работы, каждый последующий через каждые шесть минут.
10.Объяснение домашнего задания.
Раздел не разрабатывался в соответствии с методическими указаниями.
11. Проверка качества усвоения.
Раздел не разрабатывался в соответствии с методическими указаниями.
12. Проведение заключительного инструктажа( 7мин)
12.1 . Описание деятельности учителя на заключительном инструктаже.
Заключительный инструктаж проводится в конце урока с целью подведения итогов. Учитель сообщает учащимся отметки за выполнение работы, обязательно комментируя их, еще раз вскрывает допущенные ошибки и показывает пути их предупреждения и устранение, демонстрирует качество проделанных работ.
12.2. Разработка норм оценивая результатов усвоения.
Выполненная работа оценивается на «5», если она выполнена качественно: на поверхности изделия не видны следы от разметки, вырезанный орнамент соответствует шаблону, нету сколов и лишних углублений, слой лака лежит ровно без подтеков.
На отметку «4» работа выполнена, если есть маленькие недочеты: видны следы от разметки, вырезанный орнамент в некоторых местах не соответствует шаблону, слой лака лежит не равномерно.
Отметка «3»ставится, если видны следы от разметки, вырезанный орнамент не соответствует шаблону, слой лака лежит не равномерно, а так же видны сколы и ненужные углубления и царапины.
Работа оценивается на отметку «2» если следы от разметки не стерты, вырезанный орнамент не соответствует шаблону, слой лака покрыл не все изделие, видны сколы, углубления и царапины.
12.3 . Объяснения домашнего задания.
На данном уроке домашнее задание не выдается.
13.Список использованной литературы.
1. Методика обучения технологии / Под ред. В.Д. Симоненко. Изд-во Ишимского государственного педагогического института, 1998.
2. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. М.: Педагогическое общество России, 2000.
3. Мельникова Л.В., Осипова Л.В., Фридман Т.Б. Методика трудового обучения. М.: Просвещение, 1985 г.
4. Требования к уровню подготовки выпускников основной и средней школы.
5. Примерные программы по направлениям образовательной области «Технология».
6. Завершинский В.В. Практика резьбы по дереву. Изд-во Народное творчество, 2005.
7. http://www.technoinschool.info/
8. http://www.lobzik.pri.ee/modules/news/
14.Приложение.
Лекции по предмету «Теория и методика обучения технологии и предпринимательству».
Оглавление
1. Введение._________________________________________________________
2. Определение целей урока.___________________________________________
3. Разработка содержания учебного материала урока.______________________
4. Выбор и обоснование методов обучения._____________________________
5. Выбор формы организации деятельности учащихся. ____________________
6. Учебно-материальное оснащение урока. ______________________________
7. Проведение организационной части урока.____________________________
8. Проведение вводного инструктажа.__________________________________
9. Организация самостоятельной работы учащихся._____________________
10. объяснение домашнего задания.____________________________________
11. Проверка качества усвоения._______________________________________
12. Проведение заключительного инструктажа.__________________________
13. Список используемой литературы.__________________________________
14. Приложение.____________________________________________________