Разработка программы рисования замкнутых многоугольников на языке С++, с использованием библиотеки VCL

СОДЕРЖАНИЕ: Разработка программы для рисования различных правильных многоугольников с помощью объектно-ориентированного языка программирования. Использование для разработки среды C++ Builder 6 и библиотеки VCL. Разработка интерфейса приложения и алгоритма его работы.

Министерство Образования Республики Беларусь

УО “Витебский Государственный Технологический Университет

Пояснительная записка

к курсовому проекту на тему “Разработка программы рисования замкнутых многоугольников на языке С++, с использованием библиотеки VCL

Витебск - 2009

Содержание

Введение.

Разработка интерфейса приложения

Разработка алгоритма работы приложения, его реализация на языке С++

Заключение

Список литературы

Введение.

В записке приведено описание программы, разработанной в соответствии с заданием на курсовое проектирование по теме “Разработка программы рисования замкнутых многоугольников на языке С++, с использованием библиотеки VCL. Программа предназначена для рисования различных правильных многоугольников.

Разработка программы производилась в среде C++ Builder 6, т.к данная среда удобна для разработки, интерфейсы, создаваемые C++ Builder 6 наглядны и просты для использования.

Результаты тестирования подтверждают, что программа правильно выполняет все реализованные, в соответствии с заданием, функции.

Разработка интерфейса приложения

Под графическим интерфейсом пользователя (Graphical User Interface - GUI) подразумевается тип экранного представления, при котором пользователь может выбирать команды, запускать задачи и просматривать списки файлов, указывая на пиктограммы или пункты в списках меню, показанных на экране. Действия могут, как правило, выполняться с помощью мыши, либо нажатием клавиш на клавиатуре. Типичным примером графического интерфейса пользователя является Windows.

C++Builder предоставляет разработчику приложения широкие возможности быстрого и качественного проектирования графического интерфейса пользователя - различных окон, кнопок, меню и т.д.

Интерфейс программы разрабатывался в стиле простейшего графического редактора.

На панели инструментов расположатся элементы для работы непосредственно с холстом. Так, в результате, нескольких проб, собираем форму которая нас удовлетворяет.


Исследование классов библиотеки VCL, используемых в приложении.

Библиотека визуальных компонентов - VCL-библиотека (Visual Component Library) - является репозитарием компонентов, используемых для создания приложений с помощью C++ Builder. Компонентом называется объект, используемый для создания программы, - флажок, комбинированный список или рисунок. Эти компоненты выбираются с помощью щелчка левой кнопкой мыши и перемещаются в рабочую область. Компоненты VCL-библиотеки представляют собой код, который скомпилирован для выполнения определенных операций, что избавляет разработчика от необходимости всякий раз создавать его заново.

Все компоненты обладают свойствами, которыми можно управлять с помощью кода или пакета C++ Builder. Свойства компонента определяют способ его работы, внешний вид, набор функциональных возможностей и т.д.

Компоненты используемые для построения нашего интерфейса можно представить в виде следующего списка:

TForm - форма, окно, которое в большинстве случаев является пользовательским интерфейсом создаваемого приложения.

TMainMenu - не визуальный компонент, главное меню.

TOpenDialog - предназначен для создания окна диалога Открыть файл.

TSaveDialog - предназначен для создания окна диалога Сохранить файл.

TPanel - является контейнером для группирования органов управления.

TLabel - отображение текста, который не изменяется пользователем. Никакого оформления текста не предусмотрено, кроме цвета метки и текста.

TEdit - отображение, ввод и редактирование однострочных текстов.

TUpDown - кнопка-счетчик, в сочетании с компонентами TEdit и другими позволяющая вводить цифровую информацию.

TRadioGroup - комбинация группового окна GroupBox с набором радиокнопок RadioButton; служит специально для создания групп радиокнопок. Можно размещать в компоненте несколько радиокнопок, но никакие другие органы управления не разрешены.

TRadioButton - предлагают пользователю набор альтернатив, из которых выбирается одна. Набор реализуется требуемым количеством радиокнопок, размещенных в одном контейнере.

TImage - используется для отображения графики: пиктограмм, битовых матриц и метафайлов.

TStatusBar - представляет собой ряд панелей, отображающих полосу состояния в стиле Windows. Обычно эта полоса размещается внизу формы.

Разработка алгоритма работы приложения, его реализация на языке С++

Целью данной работы является разработка программы рисования замкнутых многоугольников с помощью объектно-ориентированного языка программирования, с использованием его графических функций и методов.

В разработанной программе реализованы следующие возможности:

помещение фигуры на холст (количество граней задается численно, положение на холсте - с помощью мыши);

вращение фигур на холсте (положение на холсте центра вращения указывается с помощью мыши, угол задается численно);

перемещение фигур на холсте с помощью;

очистку холста от фигур;

сохранение в файл коллекции фигур;

загрузка коллекции фигур из файла в двух вариантах: дополнение, или полная замена уже имеющейся на холсте коллекции (предусмотрена фильтрация файлов нужного типа в диалоге Открытие файла).

Созданная программа в процессе деятельности может быть представлена рядом состояний, которые осуществляют те или иные действия. В программе можно выделить некоторое начальное и конечное состояние. Анализ системы следует начать с жизненного цикла: вначале работы программы пользователь создает или открывает (импортирует) коллекцию фигур, далее следует выбор одного из действий: создание, перемещение и поворот фигуры:

создание фигуры - пользователю необходимо сначала задать количество углов и размер, после чего произвести щелчок левой кнопкой мыши по холсту, в результате чего на указанном месте появится заданный многоугольник;

перемещение фигуры - пользователю необходимо просто навести курсор на фигуру, которую он хочет переместить и нажать левую кнопку мыши, после чего переместить курсор в нужную позицию и отпустить кнопку.

вращение фигуры - пользователю необходимо сначала задать угол поворота, после чего произвести щелчок левой кнопкой мыши по фигуре в месте, где пользователь хочет расположить центр вращения.

После выполнения одного, либо нескольких из вышеописанных действий пользователь может завершить работу, предварительно сохранив в файл коллекцию фигур.

Для реализации поставленных задач был написан класс Polygone, которым описываются все многоугольники на форме. Класс реализован следующим образом:

class Polygone {

friend ostream operator (ostream output, Polygone polygon);

friend istream operator (istream input, Polygone polygon);

private:

int n;

double size;

TPoint center;

TPoint fulcrum;

int lenX,lenY;

double angle;

public:

Polygone ();

Polygone (int n, double size, TPoint center);

Polygone (int n, double size, TPoint center, TPoint fulcrum,

double angle);

int getAmtAngles ();

double getSize ();

TPoint getCenter ();

TPoint getFulcrum ();

double getAngle ();

TPoint *getPoint ();

void setAmtAngles (int n);

void setSize (double size);

void setCorCenter (TPoint center);

void setFulcrum (TPoint fulcrum);

void setAngle (double angle);

};

Класс имеет несколько закрытых переменных для хранения значений количества углов, размера, координат центра и точки вращения, а также угла, на который повернут многоугольник относительно точки вращения. Далее идет вполне стандартное описание конструкторов и необходимых нам функций, предназначение большинства из них не вызывает вопросов, т.к они являются обычными геттерами и сеттерами, которые возвращают нам значения закрытых переменных. Интересной для рассмотрения является функция getPoint (), возвращающая указатель на массив типа TPoint, хранящий в себе массив точек (вершин), многоугольника. Рассмотрим ее реализацию:

TPoint *Polygone:: getPoint () {

TPoint *point = new TPoint [this-n] ;

double alpha = ALPHA_FULL/this-n;

for (int i=0; in; i++) {

int x = this-center. x + this-size*cos (alpha*M_PI/ALPHA_HALF);

int y = this-center. y + this-size*sin (alpha*M_PI/ALPHA_HALF);

point [i] = Point (x,y);

alpha += ALPHA_FULL/n;

}

if (angle) {

for (int i=0; in; i++) {

double R = sqrt (pow (this-fulcrum. x-point [i]. x,2) +

pow (this-fulcrum. y-point [i]. y,2));

double beta = (ALPHA_HALF/M_PI) *acos ( (point [i]. x-

this-fulcrum. x) /R);

if (this-fulcrum. ypoint [i]. y)

beta = ALPHA_FULL - beta;

double gamma = beta - this-angle;

int x = this-fulcrum. x + R*cos (gamma*M_PI/ALPHA_HALF);

int y = this-fulcrum. y + R*sin (gamma*M_PI/ALPHA_HALF);

point [i] = Point (x,y);

}

}

return point;

}

Для нахождения вершин многоугольника воспользуемся полярной системой координат с центром в центре многоугольника.

В первой строке данной функции происходит создание массива типа TPoint, размерностью, равной количества углов у многоугольника. Начиная со следующей строки, находится полярный угол и запускается цикл, в котором находятся вершины многоугольника в системе с центром в центре многоугольника, с использованием полярных координат, к этим координатам прибавляется смещение центра относительно начала координат.


Далее, если имеется угол, на который необходимо повернуть фигуру, то запускается цикл, в котором, находится длинна вектора с началом в точке центра вращения, обратным преобразованием находится полярный угол между вектором и плоскостью вращения. К найденному углу прибавляется угол, на который необходимо повернуть многоугольник, и осуществляется преобразование, из полярных координат в декартовы координаты.

Фигуры в памяти хранятся с использованием класса vector. Класс vector является очень удобным методом для хранения неизвестного числа переменных в памяти. При создании нового многоугольника объект класса Polygone добавляется в список, хранящийся в памяти.

Создание многоугольника происходит при нажатии левой кнопки мыши на холсте, в обработчике события происходит обработка следующего кода:

if (RadioButton1-Checked) {

int n = Edit1-Text. ToInt ();

int size = Edit2-Text. ToInt ();

Polygone polygon = Polygone (n,size,TPoint (X,Y));

heap. push_back (polygon);

updateImage (Image1);

}

В первых двух строках происходит считывание данных из текстовых полей, в одном из которых мы указываем количество углов, а во втором размер создаваемого многоугольника.

Следующий этап - создание многоугольника в памяти и занесение его в список. В последней строке происходит обновление холста. Функция обновления холста реализована следующим образом:

void updateImage (TImage *Image) {

int n = heap. size ();

Image-Canvas-FillRect (Rect (0,0, Image-Width, Image-Height));

for (int i=0; in; i++) {

Image-Canvas-Polygon (heap [i]. getPoint (),

heap [i]. getAmtAngles () - 1);

}

}

Вначале запрашиваем размер массива, в котором хранятся многоугольники, т.е. находим количество фигур на форме. Далее происходит очистка холста, и запуск цикла, который поочередно прорисовывает все многоугольники из списка.

Выбор фигуры для перемещения или вращения реализован на принципе нахождения наименьшего расстояния до центра фигур, который осуществляется с помощью функции getNumberMinDistance (int X, int Y), входными параметрами которой являются координаты положения курсора на холсте.


int getNumberMinDistance (int X, int Y) {

int n = heap. size ();

int number = 0;

double minDistance = sqrt (pow ( (X-heap [number]. getCenter (). x),2) +

pow ( (Y-heap [number]. getCenter (). y),2));

for (int i=1; in; i++) {

double distance = sqrt (pow ( (X-heap [i]. getCenter (). x),2) +

pow ( (Y-heap [i]. getCenter (). y),2));

if (minDistancedistance) {

minDistance = distance;

number = i;

}

}

if (heap [number]. getSize () minDistance)

return - 1;

return number;

}

Данная функция рассчитывает расстояния до центра всех фигур, и выбирает из них наименьшее. Расстояние также должно быть меньше радиуса описанной окружности для данной фигуры. Возвращаемое значение равно номеру этой фигуры в списке. Во время перемещения фигуры происходит обработка события MouseMove, в котором для перемещаемой фигуры задается новое положение центра и заново прорисовывается холст.

Разработанная программа имеет возможность сохранения коллекции многоугольников. В файл записываются данные о количестве фигур на холсте, а также данные о самих многоугольниках, такие как - количество углов, размер, координаты центра и т.д. Данный тип записи, позволяет в будущем легко открывать и импортировать необходимые коллекции фигур на холст.

Заключение

Программа, описанная в курсовом проекте, разработана в соответствии с постановкой задачи на курсовое проектирование по теме “Разработка программы рисования замкнутых многоугольников.

Интерфейс созданной программы удобен, прост, наглядно отображает ее возможности.

Тестирование подтвердило, что программа корректно выполняет обработку данных и демонстрацию результатов.

Всё это свидетельствует о работоспособности программы и позволяет сделать вывод о ее пригодности для создания и редактирования замкнутых многоугольников.

Список литературы

1. Язык программирования C++: Б. Страуструп.

2. Программирование в C++ Builder 6: А.Я. Архангельский. -М.: изд. Бином, 2003.

3. Самоучитель C++ Builder: Н.Б. Культин. -СПБ.: БХВ-Петербург, 2004.

4. Вычислительная геометрия и компьютерная графика на C++: М. Ласло пер. с англ.В. Львова. -М.: изд. Бином, 1997.

Скачать архив с текстом документа