Адаптация и самоадаптация в теории Эриксона
СОДЕРЖАНИЕ: Эрик Г. Эриксон – американский психолог и психотерапевт, автор теории жизненного цикла. Понятие об адаптации и самоадоптации. Психическое развитие как основа развития личности по Э. Эриксону. Психосоциальные стадии развития и фазы жизни личности.Реферат по психологии на тему:
«Адаптация и самоадаптация в теории Эриксона»
План
Введение
1. Теории адоптации и самоадоптации
А) Понятие об адаптации и самоадоптации
Б) Психическое развитие, как развитие личности по Эриксону
В) Психосоциальные стадии развития личности
Вывод
Библиография
Словарь
Введение
Психология – наука о душе. Прогрессивное развитие общества невозможно без решения психологических задач. Профессиональная деятельность любого специалиста так или иначе связана с людьми (подчиненными, коллегами, партнерами, пациентами). И требует от него умения ставить и решать определенные психологические задачи. Совершенно понятно, что эффективность его деятельности зависит от того, насколько успешно он справляется с подобными задачами. В некоторых случаях психологические задачи занимают ведущее место в структуре профессиональной деятельности. Психология обладает огромным воспитательным потенциалом. Высокий уровень ее развития позволяет человеку;
- правильно ориентироваться в окружающих людях.
- В совершенстве владеть необходимым репертуаром способов психологического воздействия и разумно пользоваться им в условиях социальной жизни.
- Знать и понимать самого себя, то есть иметь адекватный образ «Я».
- В совершенстве владеть приемами самоуправления, саморегуляции, адаптации и самоадаптации , позволяющие в максимальной степени реализовать свой жизненный потенциал.
- Правильно (на гуманистических позициях) относится к людям и строить благоприятные отношения с ними. ( 3, стр. 3 – 4).
Всю свою жизнь человек проходит этапы адоптации к изменившимся условиям существования. Наиболее ярко этот процесс протекает в дошкольном и подростковом возрасте. Дети составляют более половины населения земного шара. Развитие ребенка является важнейшей предпосылкой развития духовной и психической сферы будущей деятельности взрослого человека. ( 4, стр. 4). Адаптация неизбежна в тех ситуациях, когда возникает противоречие между нашими возможностями и требованиями среды. Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяет необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособится.
Эрик Г. Эриксон – американский психолог и психотерапевт, автор одной из первых психологических теорий жизненного цикла, создатель психоисторической модели социального познания. В 30 годы посещал в Вене семинары Анны Фрейд, специализировался в области детского психоанализа. С 1933 года – член Венского психоаналитического общества Международной психоаналитической ассоциации. В годы нацизма эмигрировал в США, где работал в качестве консультанта в ряде медицинских центров страны, участвовал в полевых исследованиях кульнатурантропологов, преподавал в Беркли, Пеле, Гарварде. ( 1 , стр. 162).
В нарушении строгих правил Американской психологической ассоциации, был принят в ее ряды, не имея формального медицинского или психологического образования; многие годы был почетным профессором гарвардского университета. В основе прочтения Эриксоном теории Фрейда лежит общая для неофрейдизма тенденция социокультурного переосмысления классического психоанализа, смягчению исходной концепции исключительно конфликтного, биологически детерменированного развития личности и стремление предварить клиникотерапевтическую работу, работа над осмыслением проблемы человека в социальном мире. В соответствии с теорией (1963) основы личностного развития человека закладываются в 8 этапов, которые длятся всю жизнь. Преодоление проблемных ситуаций является необходимым этапом для развития личности, через возрастные кризисы. Эриксон наиболее ярко смог показать зависимость адаптации и самоадаптации в развитии личности человека на протяжении всей его жизни, и особенно полноценно отразил детский и юношеский возраст.
Цель реферата – наиболее полно отразить содержание теории Эрика Г. Эриксона о значении адаптации и самоадаптации в развитии личности, особенности ее в детском и подростковом возрасте и влияние ее на дальнейшую жизнь человека.( 1, стр.164).
1. Теория адаптации и самоадаптации
А) Понятие об адаптации и самоадаптации
Адаптация психическая – психические явления, выражающиеся в перестройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды.
Адаптация социальная - 1) активное приспособление человека к изменившейся среде с помощью различных социальных средств, которое характеризуется тем, что человек, сам осознав необходимость изменений в отношении со средой, формирует новые способы поведения, направленные на гармонизацию отношений с окружающими.
2) оптимизация отношений личности и группы, сближение целей их деятельности, ценностных ориентаций, усвоение индивидом норм и традиций группы, вхождение в ее ролевую структуру.
3) процесс и результат освоения ребенком новых для него социальных ролей и позиций, значимых для самого ребенка и его социального окружения – родителей, учителей, сверстников, других людей, всего социума.
Адаптированость – уровень фактического приспособления к жизни, взаимодействия его социального статуса и удовлетворенности или неудовлетворенности собой. Человек может быть гармоничен и адоптирован или дисгармоничен и дезадоптирован. ( 3, стр. 132).
Самоадаптация - умение человека самостоятельно приспособится к изменившимся жизненным условиям для удовлетворенности собой и гармоничности.
Адаптация – от латинского adapto – ghbcgjcj, приспособлятся - определяется как приспособление строения и функций организма, его клеточных систем, органов к условиям окружающей среды.
Адаптация человека имеет два аспекта адаптации (часто – биологический и психический. Психологический аспект обозначаемый понятием социальной адаптации) – это приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами, интересами. Психологическая адаптация осуществляется путем усвоения норм и ценностей: как в широком смысле, так и применительно к ближайшему социальному окружению, общественной группе, трудовому коллективу. Основные проявления психологической адаптации взаимодействие человека с окружающими людьми и его активная деятельность, важнейшим средством его достижения является общее воспитание и образование, а так же трудовая и профессиоанальная подготовка. Процесс психологической адаптации проходит каждый человек в ходе своего индивидуального развития.( 5, стр.3).
Адаптативность образовательной среды – способность образовательной среды устанавливать соответствия между предлагаемыми образовательными услугами и образовательными запросами семьи, общественности и отдельных граждан, создавать и поддерживать условия для продуктивной работы педагогических кадров, управленческого и обслуживающего персонала. Проявляется для каждого ребенка и взрослого в открытом и дружественном характере информационной и социальной среды во всех образовательных учреждениях; в разнообразии образовательных программ и согласованных с ними педагогических технологий, учитывающих индивидуальные особенности и интересы обучающегося, в полноценности духовно – нравственного, интеллектуального, физического развития, гражданского и профессионального становления. Функции - мотивационно – стимулирующая, свободного самоопределения, пропедевтико – реабилитационная, коррекционно – компенсаторная. ( 3, стр. 7).
Таким образом, социальная адаптация – постоянный интерес активного приспособления индивида к условиям социальной среды. Хотя социальная адаптация идет непрерывно, это понятие обычно связывается с периодом кардинальных изменений деятельности индивида и его окружения. С понятием «адаптация» тесно связано такое явление как социализация. Социализация - это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общей деятельности. ( 5, стр.4).
Адаптация выражает приспособление человека к новой для него предметной деятельности, являясь условием социализации, понимаемой как процесс становления личности.
Процесс адаптации ребенка в первые годы его жизни обладает очевидными особенностями. К ним относятся показатели адаптации, адаптированности, а так же факторы, влияющие на процесс адаптации и результат. Детское развитие есть фактический переход от эгоцентрической позиции в психическом развитии ребенка к объективной.
Важной формой адоптивных процессов в этот период являются психологические защитные механизмы – продукт онтогенетического развития и научения, которые действуют, как правило, в рамках неосознаваемой психической деятельности. Эти механизмы развиваются как специфические средства психосоциальной адаптации, они предназначены для «совпадения» с эмоциями в тех случаях, когда опыт индивида сигнализирует ему о вероятных негативных последствиях их переживаниях и непосредственного выражения (З.Фрейд). То ест путь к переживанию лежит через эмоции. Эмоции являются базисным адаптивным паттерном. Однако сами переживания детерменированы внешними по отношению к ребенку факторами, во всяком случае, на первых стадиях онтогенеза. Наиболее важными из них, влияющими на психическое развитие ребенка, является атмосфера в семье, наличие эмоционального контакта с родителями, позиция ребенка в структуре семьи, стиль воспитания. Именно в семье человек получает первый опыт психологического взаимодействия. С первых дней своей жизни ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений со взрослыми (родителями, воспитателями в детском саду, родственниками и другими взрослыми). Между ребенком и взрослым складываются межличностные связи, которые определяют весь душевный и психологический строй личности: отношение человека к себе, к миру, к разнообразных переживаний, познавательные и творческие способности. В семье в процессе жизнедействия ребенка с родителями закладываются основы личности – ее потребности и интересы, отношение к себе и другим, закрепляется их относительно устойчивая направленность. Основу психологической адаптации формирует у ребенка в первый год жизни чувства привязанности к близким взрослым. Первый год жизни, а именно период новорожденности – этовремя адаптации ребенка к новым внеутробным условиям жизни. В первые месяцы жизни устанавливается тесная эмоциональная связь между матерью и ребенком, которая не сводима ни к сексуальному, ни к инстинктивному поведению. Мать является надежной защитой, своеобразной базой, которую он время от времени покидает, стремясь исследовать окружающий мир. Привязанность – как мотивационно – поведенчекая система ( 5, стр. 4 – 5).
Складывается к концу первого года и становится базисом, на котором происходит дальнейшее развитие личности. Ребенок воспринимает себя через отношение к нему близкого взрослого, а этого взрослого (фигуру или персону привязанности) через то , как он к нему относится. Например, в случае надежной и безопасной привязанности ребенок воспринимает себя как любимого, достаточно уважаемого , смелого, умного, а близкого взрослого – как источник любви, зашиты и уважения. Если его привязанность ненадежна и небезопасна, он относится к себе как к отвергнутому, нелюбимому, ни к чему не способному, а предмет его привязанности становится источником страха и опасности. Таким образом, отношение ребенка к себе и его представлениям оссебе определяют его отношение к близким взрослым (прежде всего матери). Поэтому дети, растущие атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, возникающие в процессе адаптации, а так же связанные со здоровьем трудностей с обучением в школе, общении со сверстниками, и , наоборот, как правило, нарушение детско – родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.( 5, стр. 4 – 5). Выделяют три стиля, с помощью которых человек может адаптироваться к среде:
1. Творческий стиль – когда человек старается активно изменить условия среды, приспосабливая ее к себе, и таким образом приспосабливаясь сам – самоадаптация.
2. Комфортный стиль – когда человек просто привыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства среды.
3. Избегающий стиль – когда человек пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспосабливатся к ним.
Наиболее оптимальным является творческий стиль, наименее оптимальным – избегающий. К сожалению, попытки рассмотреть проблему адаптации остаются на уровне только теоретических исследований и сводятся к рекомендации перед приходом ребенка в сад максимально приблизительно домашний режим дня к режиму дошкольного учреждения. В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса.
1.Острая фаза – сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, более частым респираторным заболеваниям, нарушение сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии; фаза длится в среднем один месяц.
2.Подострая фаза – характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются по отдельным параметрам, на фоне замедленного темпа развития, особенно психического по сравнению со средними возрастными нормами: фаза длится 3 – 5 месяцев.
4. Фаза компенсации – характеризуется убыстрением темпа развития, и дети к концу учебного года преодолевают указанную вышке задержку в развитии.
При этом различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного развития.
- легкая адаптация – поведение нормализуется в течение 10 –15 дней; ребенок соответственно норме прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, не болеет в течении первого месяца посещения дошкольного учреждения.
- Адаптация средней тяжести – сдвиги нормализуются в течении месяца, ребенок на короткое время теряет в весе; может наступить однократное заболевание длительностью 5 – 7 дней, то есть признаки психическго стресса.
- Тяжелая адаптация – длится от 2 до 6 месяцев; ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки; может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.
При полноценном психическом развитии личность ребенка развивается, способствуя развитию других и наоборот. (5, стр.171).
Б) Психическое развитие как развитие личности по Эриксону
Американский психолог Э. Эриксон (1902 – 1994) известен как представитель направления эго – психологов. Эриксон пересмотрел некоторые важные психоаналитические положения, сделал акцент на развитие. Я индивид. С одной стороны, Эриксон придерживался псианалитических представлений о значении адаптации человека к своему социальному окружению, признавал биологические и социальные основы возникновения мотивационных систем и личностных качеств, лпирался на структурную модель личности, разработанную Фрейдом. Стадии развитии личности представлены генетически, порядок их развертывания по мере созревания неизменен. Однако в отличии от фредийщского подхода, основное внимание в эго – психологии отводится нормальному, здоровому, личностному развитию, которое связано с осознанным решением жизненных проблем. Теорию развития личности Эриксона принято называть – психосоциальной – так как в центре ее – рост компетентности человека во взаимодействии с социальным окружением. По – новому рассмотрено влияние культуры с ее системой ценностей и нормоативных предписаний. Эриксон подчеркивал значимость исторического и культурного контектса развития личности, его не сводимость к индивидуальной взаимосвязи с родителями в раннем возрасте. Сделать такой вывод помогли методы исследования
Методы исследования в работах Э.Эриксона.
Помимо традиционных для психоаналитиков клинической практики с проблемными детьми и содержательного анализа конкретных случаев, Эриксон проводил лонгитюдное изучение (– длительное и. ( 6, стр.72 - 73) систематическое наблюдение в ходе учебно – воспитательного процесса одних и тех же психологических явлений ,позволяющие их глубоко изучить и проанализировать и на основе этого сделать определенные выводы здоровых детей. Он так же использовал кросскультурный ( этнографический метод) – изучал особенности воспитания детей в племенах американских индейцев и в условиях современного технологического американского общества. Это позволило ему обстоятельно анализировать воздействие разных культур на становление личности. Был поставлен вопрос о различиях в достижении индивидумом идентичности в тех обществах, чьи социальные роли глубоко регламентированы, и в демократических обществах с гораздо более широким спекторомпотенциальных возможностей (профессиональных, политических, идеологических и так далее). Получили известность исследования Эриксона, посвященные выдающимся личностям, таким, например, как Мартин Лютер илиМахатма Ганди. В этом случае Эриксон пытался соотнести основные темы жизни человека с историческими событиями и обстоятельствами, то есть использовал психоисторический метод. Эриксон показывает единство процесса человеческой жизни, в которой три важных аспекта (соматический, личностный, социальный) взаимосвязаны и вычленяются лишь для удобства анализа и изучения. Человек во все времена есть организм, член общества и ЭГО ( Я личность). Огромное значение Эриксон придавал периоду детства, подчеркивая, что именно человеку свойственно длительное детство: «Продолжительное детство делает из человека вертуоза в техническом и интеллектуальном смысле, но оно так же оставляет в нем на всю жизнь след эмоциональной незрелости……..иррациональные страхи, происходящие из самого состояния детства».
Однако взгляды Эриксона на возможности личностного роста и способности человека преодолевать трудности, более оптимистичны, чем в традиционном психоанализе. Он считает, что человек способен к саморазвитию, к тому, чтобы на новом уровне справится с неадекватно разрешенным ранее конфликтом, - и за пределами генетальной стадии, вплоть до самых преклонных лет. Теория развития Эго, сформированная Эриксоном, охватывает все жизненное пространство индивида (от младенчества до зрелости и старости); неслучайно ее иногда называют концепцией жизненного пути личности.
Центральное понятие для Э.Эриксона – понятие идентичности – (6, стр. 74). – приобретение психологических черт и особенностей поведения человека. ( 3, стр.46).
Личностная идентичность – набор черт или индивидуальных характеристик (постоянных или хотя бы преемственных во времени и пространстве, которая делает человека подбным самому себе и отличается от других людей, это «самая сердцевина, ядро личности».
Эго – идентичность – это субъективное чувство целостности собственной личности, непрерывности и устойчивости (6, стр. 73) собственного Я.
Групповая идентичность – это чувство принадлежности к данной социальной жизни.
Эго – идентичность и групповая идентичность формируются пожизненно и согласованно. Приобретение эго - идентичности, становление Я – концепции, образа Я в современном мире более важны для молодежи, чем проблема сексуальности в фрейдовском понимании. Один из важных механизмов формирования идентичности Эриксон считает; Ритуализацию – повторяющиеся формы поведения, осуществляющие взаимосвязь людей, обмен сообщениями. Ритуализация имеет врожденную основу, постепенно усложняется и обогащается на протяжении всей жизни.
В) Теория Эриксона об адаптации и самоадаптации - психосоциальные стадии развития личности
Центральное положение теории Эриксона состоит в том, что каждый человек на протяжении жизни проходит восемь стадий, на каждой из которых ему выдвигается социальное требование. Проблема, встающая перед индивидом в его социальном развитии, создает кризисную ситуацию.
Кризис – это поворотный момент развития, из которого человек может выйти как более адекватным, сильным, так и ослабленным, не справившимся с решением конфликта. Успешное разрешение кризиса связано с установлением определенного компромисса между крайностями, между противоположными состояниями сознания, балланса в пользу позитивного компонента. Благоприятный результат – включение в ЭГО нового позитивного качества (например, инициативность или трудолюбие). Но исход конфликта может оказаться и неудачным, и тогда в структуру Эго встраивается негативный компонент (базовое недоверие или вина). Неразрешимая задача переносится на следующую стадию, где справится с нею тоже возможно, но это гораздо труднее и требует большого напряжения сил. Таким образом, люди преодолевают характерные противоречия стадий с разным успехом и разной скоростью – в этом состоит эпигенетический принцип концепции Эриксона.
Общество одобрительно относится к расширению возможностей человека, пытается поддержать его в этой тенденции роста. Эриксон считает, что в каждой культуре присутствует «решающая координация» между развитием индивидуума и его социальным окружением - «зубчатое колесо жизненных циклов». Согласно закону согласованного развития, общество оказывает помощь развивающейся личности и поддерживает ее именно тогда когда она особенно в этом нуждается (ребенок испытывает потребность в опеке, а родитель стремится опекать и заботится). Таким образом, с точки зрения Эриксона, потребности и возможности поколений симметричны, что ( 6, стр. 74 - 75) отражено в его концепции взаимозависимости. По Эриксону, необходимо изучать условия успешного разрешения каждого кризиса, ибо только в результате интеграции достижений формируется здоровая адаптированная личность: «Психологическая идентичность развивается из постепенной интеграции всех идентефикаций». Взаимодействие между биологическими потребностями индивида и требованиями общества задает направление и содержание развития.
Психосоциальные стадии развития личности.
1. Младенчество: базальное доверие/базальное недоверие.
Первая психосоциальная стадия – от рождения до конца первого года – соответствует оральной стадии по Фрейду. В этот период закладываются основы здоровой личности в виде общего чувства доверия «уверенности», «внутренней определенности». Главным условием выработки чувства доверия к людям. Эриксон считает качество материнской заботы – способность матери так организовывать жизнь своего маленького ребенка, чтобы у него возникло ощущение последовательности, преемственности, узнаваемости переживаний. Главный из ритуалов – взаимное узнавание, которое сохраняется всю последующую жизнь и пронизывает все отношения с другим людьми. Надежда – ( оптимизм в отношении своего культурного пространства) – это первое положительное качество ЭГО, приобретаемое в результате успешного разрешения конфликта «доверие – недоверие».
2. Ранее детство: автономия/стыд и сомнение.
Этот период продолжается от 1 до 3 лет и соответствует анальной стадии по Фрейду. Постепенно расширяются возможности к самостоятельным действиям. Идентичность ребенка на этой стадии может быть обозначена формулой: «Я сам» и «Я то, что я могу». Биологическое созревание создает основу для появления новых возможностей самостоятельного действия ребенка в целом ряде областей (например, стоять, ходить, карабкаться, умываться, одеваться, есть). Разумная дозволенность способствует автономии ребенка. Таким образом, при удачном разрешении конфликта ЭГО включает в себя волю, самоконтроль, а при негативном исходе – слабоволие. Важным механизмом на этом этапе является критическая ритуализаци, опирающаяся на конкретные примеры добра и зла, хорошего и плохого, разрешенного и запрещенного, красивого и безобразного.
3. Возраст игры: инициативность/вина.
В дошкольном периоде, который Эриксон назвал «возрастом игры» ,от 3 до 6 лет, разворачивается конфликт между инициативой и виной. Дети начинают интересоваться различными трудовыми занятиями, пробовать новое, контактировать со сверстниками. В это время социальный мир требует от ребенка активности, решения новых задач и ( 6, стр. 76 – 77) приобретение новых навыков, у него появляется дополнительная ответственность за себя, за более младших детей и домашних животных. Это возраст, когда главным чувством идентичности становится «Я – то, что я буду делать».
Складывается драматическая (игровая) составляющая ритуала ,с помощью которой ребенок воссоздает, исправляет и научается предвосхищать события. Инициативность связна с качеством ааптивности, предприимчивости и стремлением «атаковать» задачу, испытывая радость от самостоятельного движения и действия. На этой стадии ребенок легко идентифицирует себя со значимыми людьми ( не только с родителями), с готовностью поддается обучению и воспитанию, ориентируясь на конкретную цель. На этой стадии в результате принятия социальных запретов формируется Супер – Эго, возникает новая форма самоограничения. Родители, поощряя энергичные и самостоятельные начинания ребенка, признавая его права на любознательность и фантазию, способствует становлению инициативности, расширения границ независимости, развития творческих способностей. Близкие взрослые, жестко ограничивающие свободу выбора, чрезмерно контролирующие и наказывающие детей, вызывают у них слишком сильное чувство вины. Дети охваченные чувством вины, пассивны, скованны и в будущем мало склонны к продуктивному труду.
4. Школьный возраст: трудолюбие/неполноценность.
Четвертый психосоциаллный период соответствует латентному периоду в теории Фрейда. Соперничество с родителями своего пола уже преодолены. В возрасте от 6 до 12 лет происходит выход ребенка за пределы семьи и начинается систематическое обучение, в том числе приобщение к технологической стороне культуры. Универсальным в концепции Эриксона признается именно стремление и восприимчивость к обучению чему – то, что значимо в рамках данной культуры (умению обращаться с инструментами, оружием, ремесленничеству, грамоте и научным знаниям). Термин «трудолюбие», «вкус к работе» отражает основную тему данного периода, дети в это время поглощены тем, что стремятся узнать, что из чего получается и как оно действует. Эгоцентричность ребенка теперь выражается так: «Я – то, чему я научился». Обучаясь в школе, дети приобщаются к правилам осознанной дисциплины, активного участия. Связанный со школьными порядками ритуал – совершенство исполнения. Опасность этого периода состоит в проявлении чувства неполноценности, или некомпетентности, сомнения в своих способностях или в статусе среди сверстников.
5. Юность эго – идентичности / ролевое смешение.
Юность, пятая стадия в схеме жизненного цикла Эриксона, считается считаеться самым важным периодом в психосоциальным развитии человека: «Юность – это возраст окончательного ( 6, стр. 77 – 78). становления доминирующей позитивной идентичности Эго. Именно тогда будущее, в обозримых пределах, становится частью сознательного плана жизни».
Эриксон уделили очень большое внимание подростковому и юношескому возрасту, считая его центральным в формировании психологического и социального благополучия человека. Уже не ребенок, но еще и не взрослый (от 12 – 13 лет до примерно 19 – 20 в американском обществе), подросток сталкивается с новыми социальными ролями и связанными с ними требованиями. Подростки оценивают мир и отношение к нему. Они размышляют, могут придумать идеальную семью, религию, философскую систему, общественное устройство. Осуществляется стихийный поиск новых ответов на важные вопросы: «Кто я?», «Куда я иду?», «Кем я хочу стать?». Задача подростка состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самих себе (какие они сыновья или дочери, студенты, спортсмены, музыканты и так далее) и создать едины образ себя (эго – идентичность), включающий осознание как прошлого, так и предполагаемого будущего. Восприятие себя молодым человеком должно подтверждаться опытом межличностного общения. Реализация становится импровизацией – нахождение неожиданных решений в ходе процесса и мгновенное его воплощение. Кроме того в ней вычленяется идеологический аспект – процесс насильственного подчинения общественного сознания официальным идеологическим концепциям и установкам властных структур. Составная часть политики тоталитарного режима. Согласно Эриксону:
Идеология – это неосознанный набор ценностей и посылок, отражающий религиозное, научное и политическое мышление той или иной культуры.
Идеология предоставляет молодым людям упрощенные, но четкие ответы на главные вопросы, связанные с конфликтом идентичности. Резкие социальные, политические и технологические изменения, неудовлетворенность общепринятыми социальными ценностями Эриксон рассматривает как фактор, который так же может серьезно мешать развитию идентичности, способствуя возникновению чувства неопределенности, тревоги и разрыва связи с миром. Подростки испытывают пронзительное чувство своей бесполезности, душного разлада и бесценности, иногда кидаются в сторону «негативной» идентичности, деликвентного (отклоняющегося поведения). В случае негативного разрешения кризиса возникает «ролевое смещение», расплывчатость идентичности у индивидуума. Кризис идентичности, или ролевая спутанность, приводит к неспособности выбрать карьеру или продолжить образование, иногда к сомнениям к собственной половой идентификации. ( 6, стр. 78 – 79).
Причиной этого может быть и чрезмерная идентификация с популярными героями ( кинозвездами, суператлетами, рок – музыкатами) и представителями контрукльтуры (революционные лидеры, «бритоголовые», деликвентные личности), вырывающая «расцветающую идентичность» из ее социального окружения, тем самым подавляющая и ограничивающая ее.
Положительное качество, связанное с успешным выходом из кризиса периода юности – это Верность – способность сделать свой выбор, найти свой путь в жизни и оставаться верным взятым на себя обязательствам, принять общественные устои и придерживаться их.
6. Молодость; достижение близости/изоляция.
Шестая психосоциальная стадия продолжается от поздней юности до ранней зрелости (от 20 до 25 лет), обозначает формальное начало взрослой жизни. В целом это период получения профессии («устройства»), ухаживания, раннего брака, начала самостоятельной семейной жизни.
Эриксон использует термин интимность – достижение близости как многоплановый процесс, но главное при этом – поддержание взаимности в отношениях, слияние с идентичностью другова человека без опасения потерять самого себя. Именно этот аспект интимности Эриксон рассматривает как необходимое условие прочного брака. Главная опасность на этой психосоциальной стадии заключается в излишней поглощенности собой или в избегании межличностных отношений. Неспособность установить спокойные и доверительные личные отношения ведет к чувству одиночества, социального вакуума и изоляции.
Положительное качество, которое связано с нормальным выходом из кризиса «интимность /изоляция», - это любовь. (6, стр. 79 – 80).
Любовь – напряженная потребность в данном человеке, влечение к нему, страстное желание обладать им, заботится о нем быть ему нужным. Интимное глубокое чувство, включающее в себя два аспекта: психологический и физический (сексуальный). Потребность любить и быть любимым взаимодействует с потребностью в самоутверждении, с характером, темпераментом, самосознанием личности, играет большую роль в ее формировании, становлении. Обнаружено, что любовь между людьми положительно влияет на их самочувствие, способствует развитию интеллекта. Неудовлетворенные потребности в любви приводит к ухудшению соматического и психического состояний. Воспитание способности любить – одна из ведущих задач полового воспитания растущего человека. Ребенок, испытывающий недостаток в любви в семье, близком окружении, вырастает с большим количеством различных комплексов и проблем. ( 3, стр.76).
Любовь к детям .
1) Положительное эмоциональное отношение к ним: специфическая деятельность по усилению личностного начала в каждом ребенке, развитию способностей к самоопределению и самореализации, самостоятельной выработке системы жизненных ценностей и отношений;
2) Одно из важнейших свойств, необходимое для человека, избирающего педагогическую деятельность. ( 3, стр.76).
Эриксон подчеркивает важность романтической, эротический, сексуально составляющих, но рассматривает истинную любовь и близость шире – как способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если они потребуют уступок или самоотречения, готовность разделить с ним все трудности. Этот тип любви проявляется в отношении взаимной заботы, уважения и ответственности за другого человека.
7. Зрелость: продуктивность/инертность.
Седьмая стадия приходится на средние годы жизни (от 26 до 64 лет); ее основная проблема – выбор между продуктивностью и инертностью.
Продуктивность – забота более старшего поколения о тех, кто придет им на смену, - о том, как помочь им упрочится в жизни и выбрать верное направление. Хороший пример в данном случае – чувство самореализации у человека, связанное с достижениями его потомков.
Если у взрослых людей способность к продуктивной деятельности настолько выражена, что преобладает над инертностью, то проявляется положительное качество данной стадии – Забота
Те взрослые люди, кому не удается стать продуктивными, постепенно переходит в состояние поглощенности собой, когда основной предмет заботы – их собственные личные потребности и удобства. Эти люди не заботятся ни о ком и ни о чем, они лишь потворствуют своим желаниям. С утратой продуктивности прекращаются функционирование личности как деятельного члена общества, жизнь превращается в удовлетворение собственных нужд, обедняются межличностные отношения. Это явление – «кризис старшего возраста» - выражается в чувстве безнадежности, бессмысленности жизни. . Старость: целостность эго/отчаяние.
Последняя психосоциальная стадия (от 65 лет до смерти) завершает жизнь человека. Практически во всех культурах этот период знаменует начало старости, когда человека одолевают многочисленные нужды: приходится приспосабливаться к тому, что убывает физическая сила и ухудшается здоровье, привыкать к более скромному материальному положению и уединенному образу жизни, адаптироваться к смерти супруга и близких друзей, а так же к установлению отношений с людьми своего возраста. В это время фокус внимания человека сдвигается от забот о будущем к прошлому опыту, люди оглядываются назад и пересматривают свои жизненные решениях, вспоминая(6, стр. 80) о своих достижениях и неудачах. Эриксона интересовала эта внутренняя борьба, этот внутренний процесс переосмысления собственной жизни.
По убеждению Эриксона, для этой последней фазы жизни не столько новый психосоциальный кризис, сколько суммирование, интеграция и оценка всех прошлых стадиях развития Эго.
« Только у того, кто каким то образом заботился о делах и людях, кто переживал триумфы и поражения в жизни, кто был вдохновителем для других и выдвигал идеи – только у того могут постепенно созревать плоды семи предшествующих стадий. Я не знаю лучшего определения для этого, чем эго – интеграция – целостность.»
Чувство интеграции Эго основывается на способности человека оглядеть всю свою прошлую жизнь ( включая брак, детей и внуков, карьеру, достижения, социальные отношения) и смиренно, но твердо сказать себе: « Я доволен». Неотвратимость смерти больше не страшит, поскольку такие люди видят продолжение себя или в потомках, или в творческих достижениях. Эриксон полагает, что только в старости приходит настоящая зрелость и полезное чувство «мудрости прожитых лет». Но в то же время он отмечает.
« Мудрость старости отдает себе отчет в относительности всех знаний, приобретенным человеком на протяжении жизни в историческом периоде. Мудрость – это осознание безусловного значения самой жизни перед лицом самой смерти».
На противоположном полюсе находятся люди, относящиеся к своей жизни как к череде нереализованных возможностей и ошибок. Теперь, на закате жизни, они осознают, что уже слишком поздно начинать все сначала или искать какие – то новые пути, чтоб ощутить целостность своего Я.
Недостаток или отсутствие интеграции проявляется у этих людей в скрытом страхе смерти, ощущение постоянной неудачливости и озабоченности тем, что «может случится». Эриксон выделяет два преобладающих типа настроения у раздраженных и негодующих пожилых людей: сожадение о том, что жизнь нельзя прожить заново ,и отрицание собственных недостатков и дефектов путем проецирования их на внешний мир. В книге «Жизненные вовлеченность в старость» (1986), написанной в соавторстве, Эриксон рассуждает о путях оказания помощи пожилым людям в достижении чувства Эго – интеграции. Книга основа на изучении истории многих людей в возрасте старше семидесяти лет. Эриксон прослеживал истории их жизни, анализировал, как они справлялись с жизненными проблемами на предыдущих стадиях. Он приходит к выводу о том, что пожилые люди должны участвовать в таких видах деятельности, как воспитание внуков, политика, оздоровительные физкультурные программы, если они хотят сохранить жизнеспособность в преддверие снижения физических и психических способностей. Коротко говоря, Эриксон настаивает на том, что если пожилые люди заинтересованы в сохранении целостности своего Я, то они должны гораздо больше делать, чем просто размышлять о прошлом.(6, стр.82 –83).
Вывод
С понятием «адаптация» и «самоадаптация» тесно связано такое явление как социализация. Социализация – это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении деятельности. Адаптация является этапом социализации личности, ее части. Другие рассматривают адптацию и социализацию как единый процесс взаимодействия личности и общества.
«Нам представляется, что выработка полноценного научного определения социально – психической адаптации личности – пишет А.Налчанджан, - возможна только на основе онтогенетической социализации, если определение этого понятия, в свою очередь, правильно отражает тот реальный и чрезвычайно сложный процесс, благодаря которому индивид превращается в личность, обладающую некоторыми основными чертами социально – психической зрелости. Онтогенетическую социализацию можно определить как такой процесс взаимодействия как такой процесс взаимодействия индивида и социальной среды, в ходе которого, оказываясь в различных проблемных ситуациях, возникающих в сфере межличностных отношений, индивид приобретает механизмы и нормы социального поведения, установки, черты характера и их комплексы и другие особенности подструктуры, которые в целом имеют адаптивное значение. Самое непосредственное отношение к проблеме социальной адоптации ребенка имеет и теория развития личности Э.Эриксона, который выделил восемь основных этапов в онтогенезе личности ребенка , основой которой является ее идентичность и цельность. Эти этпы представляют собой серию критических периодов, которые должны быть преодолены в течении всей жизни. При этом конкретный этап не только формирует новое, необходимое для социальной жизни качества, но и подготавливает ребенка к следующему жизненному периоду. В качестве ведущего детерминанта такого процесса выступает семья. Семья может быть и должна быть ближайшим и благожелательными помощниками детей в сложном и жизненно важном для них процесса адаптации. (5, стр. 3 –5). Модель психосоциального развития личности представляет значительный интерес для психологии личности и возрастной психологии. Несмотря на некоторую абстрактность основных понятий и положений теории, идеи Эриксона получили широкую известность ,дали толчок некоторым эмпирическим исследованиям (например , работам Д.Марсиа по изучению предпосылок и последствий формирования идентичности у подростков), нашли практическое применение в области индивидуального и профессионального конструирования, в сфере образования и социальной работы. ( 6, стр. 83)
Библиография
1. Педагогика и практическая психология. Пособия для предподавателей высших и средних специальных учебных заведений/ Басова Н.В., Феникс, - Ростов н/Д, - 2000.
2. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов./ Мухина В.С/ Под редакцией Л.А.Венгера, - 2 издание переработанное и дополненное, - М., Просвещение, -1985.
3. Педагогический словарь. Для студентов высших и средних педагогических учебных заведений/ Коджаспирова Г.М., Коджаспирова А.Ю., - М., Издательский центр «Академия», - 2003.
4. Практикум по общей психологии. Учебное пособие / Под редакцией Романова К.М., - 2- е изд, стер. – М., , Издательство Московского психолого – социального института, - Воронеж, Издательство НРО «МОДЕК», - 2002.
5. Педагогика и психология. Учебное пособие/ Проскурякова Ю.С., Белкина В.Н, Просвещение, - М., - 1998.
6. Возрастная психология. Психология развития и возрастная психология. Учебник для студентов ВУЗов/ Шаповаленко И.В, - М., Гардарики, - 2007.
Словарь
Психология – наука о душе.
Адаптация психическая – психические явления, выражающиеся в перестройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды.
Адаптация социальная - 1) активное приспособление человека к изменившейся среде с помощью различных социальных средств, которое характеризуется тем, что человек, сам осознав необходимость изменений в отношении со средой, формирует новые способы поведения, направленные на гармонизацию отношений с окружающими.
2) оптимизация отношений личности и группы, сближение целей их деятельности, ценностных ориентаций, усвоение индивидом норм и традиций группы, вхождение в ее ролевую структуру.
3) процесс и результат освоения ребенком новых для него социальных ролей и позиций, значимых для самого ребенка и его социального окружения – родителей, учителей, сверстников, других людей, всего социума.
Адаптированость – уровень фактического приспособления к жизни, взаимодействия его социального статуса и удовлетворенности или неудовлетворенности собой. Человек может быть гармоничен и адоптирован или дисгармоничен и дезадоптирован.
Самоадаптация - умение человека самостоятельно приспособится к изменившимся жизненным условиям для удовлетворенности собой и гармоничности.
Адаптация – от латинского adapto – ghbcgjcj, приспособлятся - определяется как приспособление строения и функций организма, его клеточных систем, органов к условиям окружающей среды.
Социальная адаптация – это приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами, интересами.
Адаптативность образовательной среды – способность образовательной среды устанавливаеть соответствия между предлагаемыми образовательными услугами и образовательными запросами семьи, общественности и отдельных граждан, создавать и поддерживать условия для продуктивной работы педагогических кадров, управленческого и обслуживающего персонала.
Социальная адаптация – постоянный интерес активного приспособления индивида к условиям социальной среды. Хотя социальная адаптация идет непрерывно, это понятие обычно связывается с периодом кардинальных измененений деятельности индивида и его окружения. С понятием «адаптация» тесно связано такое явление как социализация.
Социализация - это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общей деятельности.
Твореческий стиль – когда человек старается активно изменить условия среды, приспосабливая ее к себе, и таким образом приспособливаясь сам – самоадоптация.
Комфортный стиль – когда человек простопривыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства среды.
Избегающий стиль – когда человек пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспосабливатся к ним.
Личностная идентичность – набор черт или индивидуальных характеристик (постоянных или хотя бы преемственных во времени и пространстве, которая делает человека подбным самому себе и отличается от других людей, это «самая сердцевина, ядро личности».
Эго – идентичность – это субъективное чувство целостности собственной личности, непрерывности и устойчивости собственного Я.
Групповая идентичность – это чувство принадлежности к данной социальной жизни.
Эго – идентичность и групповая идентичность формируются пожизненно и согласованно. Приобретение эго - идентичности, становление Я – концепции, образа Я в современном мире более важны для молодежи, чем проблема сексуальности в фрейдовском понимании. Один из важных механизмов формирования идентичности Эриксон считает;
Ритуализацию – повторяющиеся формы поведения, осуществляющие взаимосвязь людей, обмен сообщениями. Ритуализация имеет врожденную основу, постепенно усложняется и обогащается на протяжении всей жизни.
Кризис – это поворотный момент развития, из которого человек может выйти как более адекватным, сильным, так и ослабленным, несправившимся с решением конфликта.
Надежда – ( оптимизм в отношении своего культурного пространства) – это первое положительное качество ЭГО, приобретаемое в результате успешного разрешения конфликта «доверие – недоверие» (эго – идентичность), включающий осознание как прошлого, так и предполагаемого будущего. Восприятие себя молодым человеком должно подтверждаться опытом межличностного общения. Реализация импровизацией – нахождение неожиданных решений в ходе процесса и мгновенное его воплощение.
Идеалогический аспект – процесс насильственного подчинения общественного сознания официальным идеологическим концепциям и установкам властных структур. Составная часть политики тоталитарного режима.
Идеология – это неосознанный набор ценностей и посылок, отражающий религиозное, научное и политическое мышление той или иной культуры
Верность – способность сделать свой выбор, найти свой путь в жизни и оставаться верным взятым на себя обязательствам, принять общественные устои и придерживаться их.
Интимность – достижение близости как многоплановый процесс, но главное при этом – поддержание взаимности в отношениях, слияние с идентичностью другого человека без опасения потерять самого себя.
Любовь – напряженная потребность в данном человеке, влечение к нему, страстное желание обладать им, заботится о нем быть ему нужным. Интимное глубокое чувство, включающее в себя два аспекта: психологический и физический (сексуальный). Потребность любить и быть любимым взаимодействует с потребностью в самоутверждении, с характером, темпераментом, самосознанием личности, играет большую роль в ее формировании, становлении. Обнаружено, что любовь между людьми положительно влияет на их самочувствие, способствует развитию интеллекта. Неудовлетворенные потребности в любви приводит к ухудшению соматического и психического состояний. Воспитание способности любить – одна из ведущих задач полового воспитания растущего человека. Ребенок, испытывающий недостаток в любви в семье, близком окружении, вырастает с большим количеством различных комплексов и проблем.
Любовь к детям .
3) Положительное эмоциональное отношение к ним: специфическая деятельность по усилению личностного начала в каждом ребенке, развитию способностей к самоопределению и самореализации, самостоятельной выработке системы жизненных ценностей и отношений;
Одно из важнейших свойств, необходимое для человека, избирающего педагогическую деятельность.
Продуктивность – забота более старшего поколения о тех, кто придет им на смену, - о том, как помочь им упрочится в жизни и выбрать верное направление
Мудрость – это осознание безусловного значения самой жизни перед лицом самой смерти.