Административная ответственность 11
СОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ В данной работе хотелось бы осветить такие вопросы, как особенности административной ответственности и ее отличие от остальных видов юридической ответственности, поднять вопрос об административном наказании и обстоятельствах, смягчающих и отягчающих ответственность, о дисциплинарной и материальной ответственности.ВВЕДЕНИЕ
В данной работе хотелось бы осветить такие вопросы, как особенности административной ответственности и ее отличие от остальных видов юридической ответственности, поднять вопрос об административном наказании и обстоятельствах, смягчающих и отягчающих ответственность, о дисциплинарной и материальной ответственности.
Что такое административная ответственность? Административная ответственность – это применение судьей, уполномоченным органом или должностным лицом установленных государством административного наказания на основании закона и в порядке, определяемом законом к физическим и юридическим лицам за административные правонарушения, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также осознанная готовность виновного лица понести это наказание.
Также административная ответственность – это вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченными органами административного наказания к гражданам и юридическим лицам, совершившим административное правонарушение. Данное определение более простое.
Сама административная ответственность имеет все черты, присущие юридической ответственности. Также она имеет общие черты со всеми остальными видами юридической ответственности, а именно направленность на воспитание правонарушителей и профилактике правонарушений, а иногда в принудительном порядке мер воздействия на правонарушителей, публично отрицательной оценке их поведения.
1. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ЕЕ ОТЛИЧИЕ ОТ ИНЫХ ВИДОВ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ПРАВЕ
Под административной ответственностью понимается такая разновидность юридической ответственности (наряду с уголовной, дисциплинарной и материальной), которая выражается в применении полномочным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение. Административная ответственность обладает признаками, свойственными юридической ответственности вообще.
Административная ответственность характеризуется в первую очередь множественностью правовых норм, регулирующих разнообразные аспекты деятельности органов государственного управления в различных отраслях и сферах государственного управления. Еще одной характерной чертой является то, что административная ответственность носит всеобщий характер, иначе говоря, ее нормы и правила обязательны для всех без исключения.
Принципами административной ответственности являются:
- законность;
- целесообразность ответственности;
- ответственность за вину;
- неотвратимость наказания в случае привлечения к ответственности;
- индивидуализация мер ответственности;
- гуманизм;
- гласность.
Основаниями административной ответственности служат:
Нормативное основание – нарушение административно-правового запрета.
Фактическое основание - совершение административно-правового нарушения.
Процессуальное – издание правоприменительного акта.
2. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ АДМИНИСТРАТИВНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Законодатель выделяет ряд обстоятельств, которые могут исключить административную ответственность либо освободить от нее.
К обстоятельствам, исключающим административную ответственность, относятся:
1. Недостижение установленного законом возраста.
2. Невменяемость лица, совершившего правонарушение, т. е. лицо вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния не могло давать себе отчета в своих действиях или руководить ими.
3. Крайняя необходимость – противоправное деяние, совершенное для устранения опасности, угрожающей государственному или общественному порядку, собственности, правам и свободам граждан, установленному порядку управления, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный.
3. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ. ПРАВИЛА ИХ НАЛОЖЕНИЯ
Административное наказание – это мера ответственности, применяемая в установленном законом порядке к лицу, совершившему административное правонарушение.
Административное взыскание всегда выражает отрицательную оценку государством совершенного правонарушения. Оно, являясь принудительной мерой, в то же время содержит в себе и воспитательную ель.
Нормы ст. 3.2 КоАП РФ закрепляют систему видов административных наказаний: предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права, представленного физическому лицу, административный арест, административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, дисквалификация.
Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства в соответствии с положениями ст. 3. 3 КоАП РФ, могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных административных взысканий. Другие административные наказания, перечисленные ранее, могут применяться только в качестве основных.
За одно административное правонарушение уполномоченным на то органом или должностным лицом может быть наложено либо только основное взыскание, либо основное и дополнительное взыскания вместе.
Предупреждение как мера административного взыскания выноситься в письменной форме. Устное замечание не является административным взысканием.
Административный штраф есть денежное взыскание. В системе административных взысканий – это самая распространенная мера, которая применяется почти за все виды административных правонарушений.
В настоящее время санкциями правовых норм предусмотрены несколько вариантов исчисления величины штрафа:
- во-первых, величина, кратная минимальному размеру оплаты труда на момент окончания или пресечения правонарушения (без учета районных коэффициентов);
- во-вторых, величина, кратная стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения правонарушения;
- в-третьих, сумма неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумма незаконной валютной операции.
Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения состоит в его принудительном изъятии и последующей его реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета.
Однако необходимо помнить о том, что возмездное изъятие огнестрельного оружия и боевых припасов не может применяться к лицам, для которых охрана является основным источником существования.
Возмездное изъятие следует отличать от реквизиции. Разница в том, что возмездное изъятие – это мера административной ответственности за правонарушения, в то время как основанием для реквизиции является не правонарушение, а государственная необходимость.
Принудительное изъятие предмета, явившегося объектом правонарушения, может быть обращено в пользу собственника, например, изъятие незаконно выловленной рыбы для возвращения собственнику.
Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства. Причем, как подчеркивается в ст. 3.7 КоАП РФ, конфискованы могут быть лишь предметы, находящиеся в личной собственности нарушителя, если иное не предусмотрено законодательными актами.
Конфискация допускается только по судебному решению. Конфисковано может быть не вообще имущество нарушителя, а лишь те предметы, которые являются орудиями или объектами административных проступков. Конфискация служит как основной, так и дополнительной, например, к штрафу, мерой административного наказания.
Законодатель определяет категории лиц, к которым не применятся конфискация в процессе административного разбирательства. Так, например, конфискация огнестрельного оружия и боевых припасов, иных орудий охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования.
Лишение специального права, предоставленного данному гражданину, предполагает лишения права управлять транспортными средствами, права охоты, права пользования на эксплуатацию радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств сроком от одного месяца до двух лет за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом.
Указанная мера применяется только к лицам, имеющим специальный административный статус.
Лишение права управления средствами транспорта относится к наиболее строгим административным взысканиям. Его применение влечет для водителя-профессионала запрет на определенный срок работать по специальности, а для водителя-любителя – в течение установленного срока управлять принадлежащим ему транспортным средством.
Однако и здесь законодатель делает исключение для определенной категории лиц. Так, в соответствии со ст. 3.8 КоАП РФ данное взыскание не может применяться к лицам, которые пользуются этими средствами в связи с инвалидностью, кроме случаем управления в состоянии опьянения, невыполнения требований работников милиции об остановке транспортного средства, оставления в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого они являются, уклонения от прохождения в установленном порядке освидетельствования на состояние опьянения.
Лишения права охоты применяется к тем лицам, которые грубо нарушили правила охоты, например, охота без надлежащего на то разрешения, или в запрещенных местах, либо в запрещенные сроки, запрещенными орудиями или способами и т.д.
Лишения права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования (п. 4 с. 3.8 КоАП РФ).
Административный арест применятся в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений на срок до 15 суток. А за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррорестической операции – до 30 суток.
Административный арест назначается судьей (ст. 3.9 КоАП РФ). Лица, к которым применяется административный арест, лишаются на его срок свободы, содержатся под стражей в специально предназначенных для этой цели учреждениях органов внутренних дел (изолятор временного содержания или спецприемник).
Также законодатель в статье 3.9 КоАП РФ определяет, что административный арест не может применяться: к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, к лицам, не достигшим 18-летнего возраста, к инвалидам первой и второй групп.
Применение административного ареста не влечет судимости и не является основанием для увольнения с работы.
Срок административного задержания включается в срок административного ареста.
Административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства состоит в принудительном и контролируемом перемещении лиц через государственную границу за пределы страны, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - контролируемом самостоятельном выезде выдворенных из РФ.
Дисквалификация – это новый вид административного взыскания, который заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности и исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей. Данный вид административного наказания может быть применен только к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, том числе к арбитражным управляющим.
Наказания за административное правонарушение налагаются в пределах, установленных нормативным актом, предусматривающим ответственность за совершение правонарушений, в точном соответствии с законом.
В главе 4 КоАП РФ определены общие правила наложения административных наказаний, которыми обязаны руководствоваться все органы и должностные лица. Общие правила призваны обеспечить законность и индивидуализацию наложения взысканий.
Принцип законности проявляется в следующем:
- орган или должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, может наложить на виновного только то наказание, которое установлено законодательством, и только в пределах санкции нормативного акта, предусматривающего ответственность за совершенное правонарушение;
- основанием привлечения лица к административной ответственности и применения к нему мер административного наказания является противоправность деяния;
- противоправные деяния должны быть правильно квалифицированны;
- органы или должностные лица вправе рассматривать лишь им подведомственные дела, избирать вид и размер наказания лишь в рамках предоставленных полномочий.
Принцип индивидуализации выражается в том, что при наложении наказания учитывается характер правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
Индивидуализация взыскания предполагает смягчение или усиление его на основе оценки всех обстоятельств дела и личности виновного.
Одним из условий применения административного наказания является соблюдение сроков давности. При определении их законодательство исходит из необходимости быстрого реагирования на административные нарушения.
Перед лицом, которое правомочно наложить административное наказание ставится задача установления юридически значимых обстоятельств, определения сроков давности совершенного правонарушения. Для этого ему необходимо учесть:
- установленный законом размер срока;
- когда и с какого юридического факта срок начинает исчисляться;
- когда и какой юридический акт прекращает исчисление срока;
- какое время закон не включает или, наоборот, включает в исчисляемый срок.
По общему правилу, административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении – двух месяцев со дня его обнаружения (ст. 4.5 КоАП РФ).
Длящимися признаются такие правонарушения, которые непрерывно осуществляются в течение более или менее продолжительного времени (например, нарушение правил хранения огнестрельного оружия, проживание без регистрации и др.).
В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения административное наказание может быть наложено не позднее месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении. Таким образом, в ст. 4.5 КоАП РФ названы три варианта определения начала срока давности: день совершения, день обнаружения проступка и день вынесения постановления о прекращении уголовного дела.
В настоящее время четко определен срок погашения административного взыскания (ст. 4.6 КоАП РФ). Лицо считается не подвергнутым административному наказанию, если в течение года со дня окончания исполнения наказания не совершило нового административного правонарушения.
Поэтому, с истечением этого срока совершение этим же лицом однородного правонарушения исключает возможность его квалификации как повторного. Совершение же нового административного правонарушения прерывает течение давностного срока для погашения административного взыскания.
При совершении одним лицом двух и более административных правонарушений административное наказание налагается за каждое правонарушение в отдельности. Если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых одновременно рассматриваются одним и тем же органом или должностным лицом, наказание налагается в пределах только одной санкции. Несмотря на то, что законодатель в новом Кодексе не дает разъяснения, какой именно санкции, можно предположить, что по аналогии с ранее действующими правилами это будет санкция, установленная за более серьезное нарушение.
Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административное правонарушение
Обстоятельства, смягчающие ответственность за административное правонарушение, предусмотрены законодателем в статье 4.2 КоАП РФ, к таковым относятся в частности:
- раскаяние лица, совершившего административное правонарушение (лицо осознало и самостоятельно раскаялось в совершенном им правонарушении);
- совершения правонарушения несовершеннолетним;
- совершение правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка;
- предотвращение виновным вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда;
- совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств.
Законодательством могут быть предусмотрены и иные смягчающие обстоятельства. Орган или должностное лицо, правомочные рассматривать дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в законодательстве.
К обстоятельствам, отягчающим ответственность за административное правонарушение, относят по ст. 4.3 КоАП РФ:
- продолжение противоправного поведения, несмотря на требования уполномоченных на то лиц прекратить его;
- повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному наказанию;
- вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
- совершение административного правонарушения группой лиц;
- совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или других чрезвычайных обстоятельствах;
- совершение правонарушение в состоянии опьянения. Однако в данном случае, необходимо учитывать, что орган или должностное лицо, налагающее административное наказание, в зависимости от характера правонарушения, может не признать данное обстоятельство отягчающим.
Перечень обстоятельств, отягчающих ответственность, указанный законодателем, является исчерпывающим.
А также необходимо учитывать, что перечисленные в п. 1 ст. 4.3 КоАП РФ обстоятельства не могут учитываться в качестве отягчающих, если они предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения.
4. ДИСЦИПЛИНАРНАЯ И МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВЕ
Административное право выполняет различные функции в установлении и реализации дисциплинарной ответственности. Так, оно определяет круг субъектов и полномочия органов управления или должностных лиц в осуществлении дисциплинарной власти.
Применительно к установлению дисциплинарной ответственности ряда категорий государственных служащих, военнослужащих и приравненных к ним в дисциплинарном отношении лиц функции административного права более обширны. Его нормами определяются основания дисциплинарной ответственности, ее меры и порядок их применения.
В отношении большинства работников дисциплинарная ответственность регламентируется комплексом норм трудового и административного права.
Дисциплинарная ответственность некоторой категории лиц полностью опосредуется административным правом, например, военнослужащих срочной службы.
Это объясняется необходимостью наряду с общими началами учитывать особые требования дисциплины в отношении определенных категорий лиц и установления специфики их дисциплинарной ответственности.
В общем, дисциплинарная ответственность характеризуется тес, что:
- ее основанием является дисциплинарный проступок;
- за такой проступок предусмотрены дисциплинарные взыскания;
- они применяются в порядке подчиненности уполномоченными органами или должностными лицами;
- пределы дисциплинарной власти этих органов или должностных лиц определяются правом.
Дисциплинарный проступок образует противоправное, виновное нарушение дисциплины, не влекущее уголовной ответственности по нормам уголовного права.
По нормам трудового права под нарушением дисциплины понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором или правилами трудового распорядка.
Субъектами таких проступков является основная масса работников, но не все. Обязанности определенных категорий государственных служащих, реализующих свои властные полномочия вне рамок трудовых отношений, военнослужащих, определяются законами, указами Президента РФ, утвержденными полномочными органами, уставами и положениями.
Нередко основанием дисциплинарной ответственности признается нарушение служебной дисциплины, объем и содержание которой определяется различными способами.
Основные виды дисциплинарных взысканий, которые могут применяться за нарушение трудовой дисциплины определены Трудовым кодексом РФ, однако нельзя забывать о том, что законодательством и уставами о дисциплине могут быть предусмотрены для отдельных категорий рабочих и служащих также и другие взыскания.
Дисциплинарные взыскания налагаются уполномоченными органами или должностными лицами на подчиненных им в той или иной форме нарушителей. Объем их дисциплинарной власти регламентируется административным правом.
Установление и реализация мер материальной ответственности не составляет специальную функцию административного права. Это область гражданского и трудового права.
Тем не менее административное право, хотя и своеобразно, но проявляет себя и этой области. Прежде всего, с помощью его норм определяются полномочия органов и должностных лиц, связанные с возмещением материального ущерба в административном порядке:
Во-первых, при отказе работника от добровольного возмещения ущерба, причиненного предприятию, учреждению, организации, он возмещается по распоряжению администрации путем удержания из заработной платы, если сумма ущерба, подлежащая взысканию, не превышает его среднего месячного заработка;
Во-вторых, взыскание в административном порядке сумм, полученных в результате незаконного повышения цен на продукцию;
Законодательством предусматриваются также случаи, когда материальная ответственность устанавливается именно в контексте административного права.
Субъектами такой ответственности признаются, в первую очередь, военнослужащие и приравненные к ним лица. За причиненный вред, связанный с выполнением обязанностей службы, такие лица несут материальную ответственность на общих основаниях.
В соответствии с нормами административного права они несут материальную ответственность в случае причинения ими материального ущерба воинской части, учреждению, с которыми военнослужащие состоят в служебных и приравненных к ним отношениях, при исполнении ими обязанностей службы.
Материальная ответственность военнослужащих за вред, причиненный ими государству при исполнении обязанностей военной службы, наступает в соответствии с ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» от 12 июля 1999 года № 161 – ФЗ.
Имущественная ответственность сотрудников органов внутренних дел, налоговой полиции и некоторых иных категорий служащих может предусматриваться контрактами о службе.
При увольнении из органов внутренних дел, налоговой полиции по основаниям, установленным в нормативно-правовых актах (например, за грубое нарушение дисциплины, за совершение проступков, на совместимых со служебным статусом и другие), с сотрудника подлежит взысканию в бесспорном порядке стоимость выданной ему форменной одежды с учетом степени износа.
Отдельным органам исполнительной власти или должностным лицам предоставляется законодательное право применения санкций имущественного характера.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, видно, что административная ответственность, несмотря на то, что она имеет общие черты с другими видами юридической ответственности, она имеет и свои особенности. Подведем итоги, какие именно особенности принадлежат ей.
Административная ответственность за совершенные административные правонарушения устанавливают не только органы законодательной власти в форме федерального закона, КоАП РФ, и законом субъектов РФ об административных правонарушениях, но в объеме своих полномочий административную ответственность в подзаконных актах могут устанавливать органы исполнительной власти и их уполномоченные должностные лица.
Наложение административных наказаний осуществляется судьями, органами, уполномоченными должностными лицами. В отличие от дисциплинарной ответственности нет прямой соподчиненности между правонарушителем и субъектом.
Административная ответственность отличается и по субъектам ответственности. К ним относятся не только физические лица, но и юридические. Также имеются специальные субъекты административной ответственности, определенные в ст. 2.5 КоАП РФ.
Само административное правонарушение является деянием, причиняющий вред интересам физических и юридических лиц, обществу и государству, и оно всегда противоправно.
Некоторые составы административных правонарушений можно назвать формальными, так как административная ответственность наступает независимо от того, наступили ли отрицательные последствия от данного правонарушения или нет.
Также при совершении нескольких административных правонарушений, совершенных одним лицом, взыскание налагается за каждое правонарушение в отдельности, за исключением случаев, когда эти дела рассматриваются одним и тем же органом, взыскание налагается в пределах санкции, установленной за более серьезное правонарушение.
Библиография
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, «Кодекс», Москва, 2003 год.
2. Бровко Н. В. «Административное право», учебник для вызов, «Март», Москва – Ростов-на-Дону, 2003 год.
3.Четвериков В. С, Четвериков В. В. «Административное право: учебное пособие», РИОР, Москва, 2004 год.
4. Четвериков В. С. «Административное право», учебник, «ФОРУМ- ИНФА-М», Москва, 2005 год.