Административное право и управление в административно-политической сфере Республики Казахстан
СОДЕРЖАНИЕ: МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСТИТЕТ ИМ. С. АМАНЖОЛОВА Кафедра гражданского права и гражданского процессаМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСТИТЕТ
ИМ. С. АМАНЖОЛОВА
Кафедра гражданского права и гражданского процесса
Специальность Юриспруденция
Максимова В.П.
РЕФЕРАТ
на тему Административное право и управление в административно-политической сфере
Научный руководитель А.А. Сабитова
«____»_________2011г.
Зав. кафедрой гражданского права
и гражданского процесса,
к.ю.н. А.А.Сабитова
«____»__________2011г.
Усть-Каменогорск, 2011
Содержание
Вступительная часть
1. Административно-правовое регулирование управления обороной
2. Административно-правовое регулирование управления безопасностью
Заключительная часть
1 . АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОНОЙ
Под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Республики Казахстан, целостности и неприкосновенности ее территории.
Оборона организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией РК, конституционными законами и иными нормативными актами. Основным нормативным актом, определяющим организацию обороны, полномочия органов государственной власти Казахстана, функции органов государственной власти субъектов РК, органов местного самоуправления и организаций, обязанности должностных лиц, права и обязанности граждан РК области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны, является Закон «Об обороне».
В целях обеспечения обороны создаются Вооруженные Силы РК. К обороне привлекаются Пограничные войска Казахстана, внутренние войска МВД Казахстана, Железнодорожные войска Казахстана, войска правительственной связи и информации при Президенте Республики Казахстан, войска гражданской обороны.
Для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при органах исполнительной власти. Служба внешней разведки РК, органы государственной службы безопасности, органы пограничной службы РК и др.
Однако основой обороны являются Вооруженные Силы Казахстана, которые призваны защищать суверенитет, территориальную целостность и другие важные интересы РК в случае совершения вооруженной агрессии против нее. Они могут быть также использованы для выполнения миротворческих и иных задач, вытекающих из международных обязательств Казахстана. Организация и управление обороной включают:
· прогнозирование и оценку военной опасности и военной угрозы;
· разработку основных направлений военной политики и положений военной доктрины Казахстана;
· правовое регулирование в области обороны;
· строительство, подготовку и поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, а также планирование их применения;
· разработку, производство и совершенствование систем управления Вооруженными Силами, другими воинскими формированиями и органами вооружения и военной техники, создание их запасов, а также планирование использования радиочастотного спектра;
· планирование перевода органов государственной власти, органов местного самоуправления и экономики страны на работу в условиях военного времени;
· мобилизационную подготовку;
· создание запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов;
· планирование и осуществление мероприятий по гражданской и территориальной обороне, оперативное оборудование территории в целях обороны;
· развитие науки в интересах обороны;
· финансирование расходов на оборону;
· международное сотрудничество в целях коллективной безопасности и совместной обороны и другие мероприятия в области обороны.
Полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций. Обязанности должностных лиц. Права и обязанности граждан в области обороны
Полномочия Президента Республики Казахстан. Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Казахстан. Президент РК: определяет основные направления военной политики; утверждает военную доктрину РК; осуществляет руководство Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями и органами; объявляет общую и частную мобилизацию; вводит военное положение, отдает приказ о ведении военных действий; вводит в действие правовые акты военного времени и прекращает их действие; формирует и упраздняет органы исполнительной власти на период военного времени.
Президент назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил, утверждает планы строительства и дислокации Вооруженных Сил; присваивает высшие воинские звания; утверждает общевоинские уставы, положения о Министерстве обороны и Генеральном штабе Вооруженных Сил РК, а также положения об органах управления других войск, воинских формирований и органов; издает указы о призыве на военную службу, военные сборы, а также об увольнении с военной службы граждан Казахстана, проходящих военную службу по призыву в порядке, предусмотренном; осуществляет иные полномочия в области обороны, возложенные на него Конституцией РК, государственными конституционными законами, законами РК.
Постоянно действующим совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РК в области военного строительства, реализацию решений Совета Безопасности РК по стратегическим вопросам оборонной политики, является Совет обороны РК, возглавляемый Президентом Казахстана.Полномочия Совета обороны определены в Положении о нем.
Полномочия Правительства РК в области обороны. Правительство осуществляет меры по обеспечению обороны и несет в пределах своих полномочий ответственность за состояние и обеспечение Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов; разрабатывает и представляет предложения по расходам на оборону в государственном бюджете; организует оснащение Вооруженных Сил и других войск, воинских формирований и органов вооружением и военной техникой по их заказам; организует обеспечение их материальными средствами, энергетическими и другими ресурсами и услугами; обеспечивает выполнение государственных программ и планов развития вооружения, создания инфраструктуры Вооруженных Сил; организует разработку и реализацию мобилизационных планов, планов накопления мобилизационных ресурсов; утверждает положения о воинском учете, призыве на военную службу, подготовке граждан к военной службе, проведении военных сборов, военно-врачебной экспертизе; определяет организацию, задачи и осуществляет общее планирование гражданской и территориальной обороны; ведет международные переговоры по вопросам военного сотрудничества и заключает соответствующие межправительственные соглашения, а также осуществляет иные полномочия в области обороны, возложенные на него Конституцией РК, законодательством Казахстана и указами Президента РК.
Функции органов исполнительной власти субъектов РК и органов местного самоуправления в области обороны. Органы исполнительной власти субъектов Республики и органы местного самоуправления во взаимодействии с органами военного управления в пределах своей компетенции: организуют и обеспечивают исполнение законодательства в области обороны; участвуют в разработке республиканской государственной программы оперативного оборудования территории Казахстана и обеспечивают в пределах своих территорий выполнение мероприятий по ее реализации и подготовке коммуникаций в целях обороны; организуют и обеспечивают воинский учет и подготовку граждан к военной службе, их призыв на военную службу, военные сборы и призыв по мобилизации; обеспечивают учет и мобилизационную подготовку транспортных и других технических средств в целях обороны; организуют работу по военно-патриотическому воспитанию граждан; обеспечивают исполнение законодательства о социальных гарантиях, установленных для граждан в связи с военной службой, их участием в военных действиях, а также для членов их семей; участвуют в планировании мероприятий по гражданской и территориальной обороне и обеспечивают их выполнение; обеспечивают выполнение государственного оборонного заказа организациями в пределах своих территорий; координируют и согласовывают свою деятельность в области обороны с органами военного управления, а также выполняют иные функции в области обороны в соответствии с законодательством.
Функции организаций и обязанности их должностных лиц в области обороны. Организации независимо от форм собственности в соответствии с законодательством выполняют договорные обязательства, предусмотренные государственным контрактом, заключенным на выполнение государственного оборонного заказа, на создание объектов военной инфраструктуры, обеспечение энергетическими и другими ресурсами, производство, поставку и ремонт вооружения и вооруженной техники, другого военного имущества, а также договорные обязательства по подрядным работам и предоставлению услуг для нужд Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов; выполняют мобилизационные задания по подготовке и созданию на военное время специальных формирований; обеспечивают выполнение мероприятий по гражданской и территориальной обороне и принимают в них участие; исполняют военно-транспортную обязанность; осуществляют воинский учет; предоставляют для нужд обороны здания, сооружения, транспортные средства и т.п.
Должностные лица организаций исполняют свои обязанности в области обороны, предусмотренные законодательством; создают работникам условия для выполнения ими воинской обязанности; оказывают содействие в создании организаций, деятельность которых направлена на укрепление обороны.
Права и обязанности граждан Казахстана в области обороны. Граждане исполняют воинскую обязанность в соответствии с законодательством; принимают участие в мероприятиях по гражданской и территориальной обороне; могут создавать организации и общественные объединения, содействующие укреплению обороны. Граждане предоставляют в военное время для нужд обороны по требованию государственных органов исполнительной власти здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящееся в их собственности, с последующей компенсацией понесенных расходов.
Система и правовое положение органов военного управления
Вооруженные Силы РКсостоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил, в Тыл Вооруженных Сил и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил РК.
Управление Вооруженными Силами осуществляет министр обороны РК через Министерство обороны РК (Минобороны Казахстана) и Генеральный штаб Вооруженных Сил РК, являющийся основным органом оперативного управления Вооруженными Силами.
Министерство обороны является государственным органом исполнительной власти, отвечающим за развитие и состояние Вооруженных Сил, их боеготовность, воинскую дисциплину подчиняясь в своей деятельности Президенту РК. В соответствии с законодательством и Положением о Минобороне Казахстана, которое определяет правовой статус Министерства.
Минобороны Казахстана обеспечивает социальную защиту военнослужащих, гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Оно представляет Президенту Казахстана проекты общевоинских уставов и других нормативных актов, регулирующих управление в области обороны; координирует деятельность органов исполнительной власти, органов исполнительной власти РК по вопросам обороны; сотрудничает с военными ведомствами иностранных государств, а также осуществляет иные полномочия, предусмотренные Положением о Министерстве обороны РК.
Генеральный штаб Вооруженных Сил РК разрабатывает предложения по военной доктрине, план строительства Вооруженных Сил и координирует разработку планов строительства и развития Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов; разрабатывает с участием органов исполнительной власти, в составе которых или при которых имеются другие войска, воинские формирования и органы. План применения Вооруженных Сил, Мобилизационный план Вооруженных Сил и государственную программу оперативного оборудования территории Казахстана в целях обороны.
Генеральный штаб координирует оперативную и мобилизационную подготовку войск, организует планирование и осуществление мероприятий по обеспечению ядерной безопасности и предотвращению несанкционированного применения ядерного оружия. Он анализирует и координирует проведение в стране мероприятий по воинскому учету, подготовке граждан к военной службе и их призыву на военную службу и военные сборы.
Генеральный штаб осуществляет разведывательную деятельность в целях обороны и безопасности; организует проведение мероприятий по поддержанию боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил РК; участвует в разработке Плана гражданской обороны; организует мобилизационное и стратегическое развертывание Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, а также осуществляет иные полномочия в области обороны в соответствии с Положением о Генеральном штабе Вооруженных Сил РК.
Органы управления родами войск, военными округами, округами противовоздушной обороны, флотами, войсковыми соединениями и частями. Управление сухопутными войсками, ракетными войсками стратегического назначения, войсками противовоздушной обороны, воздушно-десантными войсками, Военно-Морским Флотом, соответственно, осуществляют главнокомандующие .
Во главе военных округов, округов противовоздушной обороны и флотов стоят командующие войсками округов (флотов).
Военный округ — это территориальное объединение воинских частей, соединений, военных учебных заведений, военных учреждений. При этом территория военного округа не совпадает с той или иной национально-территориальной или административно-территориальной единицей, а может охватывать территорию нескольких республик, краев, областей. В отличие от военного округа флот является не территориальным, а оперативным объединением Военно-Морского Флота РК.
Командующий военным округом (флотом) осуществляет свою деятельность через соответствующие штабы, управления, отделы округа (флота), подчиняясь министру обороны и командующему соответствующим видом Вооруженных Сил.
Важная роль в руководстве Вооруженными Силами принадлежит военным советам, которые действуют на постоянной основе и являются совещательными органами в видах Вооруженных Сил, в родах войск, в военных округах, на флотах. Военные советы разрабатывают предложения и рекомендации, связанные с реализацией государственной военной политики в войсках и на флотах, со строительством Вооруженных Сил, с проведением в жизнь мероприятий по обеспечению боевой готовности войск, с укреплением правопорядка и повышением воинской дисциплины.
Военные советы взаимодействуют с соответствующими территориальными органами государственной власти по вопросам обеспечения выполнения нормативных правовых актов в области обороны, социально-правовой защиты военнослужащих и членов их семей, по подготовке территорий в целях обороны, по призыву на военную службу и др.
Управление войсковыми соединениями и частями (армиями, дивизиями, полками и др.) осуществляют командиры соответствующих соединений, воинских частей, их заместители и подчиненные им штабы и службы. Обязанности и права указанных военных должностных лиц, осуществляющих функции командования, определены воинскими уставами. Органы управления соединений и частей несут полную ответственность за боеспособность соединения (части), за боевую подготовку, за организацию войскового хозяйства и сохранность имущества. Основным органом командира по управлению соединением (частью) является штаб, который непосредственно и оперативно организует управление соединением (частью).
Конституция РК устанавливает, что защита Отечества является долгом и обязанностью граждан РК, которые реализуются, как правило, посредством прохождения действительной военной службы в Вооруженных Силах РК.
Порядок и организация комплектования Вооруженных Сил Казахстана регулируются законами: «О воинской обязанности и военной службе» , «Об обороне» , а также Положением о воинском учете.
Воинская обязанность предусматривает: воинский учет; подготовку к военной службе; поступление на военную службу; прохождение военной службы; пребывание в запасе (резерве); военное обучение в военное время.
Законодательством установлено, что гражданин вправе в соответствии с законом вместо прохождения военной службы проходить альтернативную службу. От воинской обязанности освобождаются граждане: мужского пола моложе 16 лет и старше 60 лет; женского пола моложе 18 лет и старше 50 лет; не годные к военной службе по состоянию здоровья.
На военную службу призываются граждане в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете и не имеющие право на освобождение от призыва на военную службу или его отсрочку.
Призыв граждан на военную службу организует глава администрации района или города совместно с военным комиссаром района или города. Для организации и проведения призыва в районах и городах образуются призывные комиссии, на которые возлагается организация медицинского освидетельствования граждан, подлежащих призыву, и принятие в отношении каждого изних индивидуального решения. Такими решениями могут быть: о призыве гражданина на военную службу; о направлении на альтернативную службу; о предоставлении отсрочки от призыва; об освобождении от призыва на военную службу; об освобождении от воинской обязанности. В случае уклонения гражданина от призыва на военную службу призывная комиссия направляет соответствующие материалы в следственные органы.
Призывная комиссия принимает также решение о виде, роде войск Вооруженных Сил или других войск, в котором гражданин будет проходить военную службу. Решение комиссии может быть обжаловано в призывную комиссию субъекта РК или в суд.
Комплектование Вооруженных Сил посредством контракта предполагает добровольное заключение письменного договора о прохождении военной службы между гражданином и Министерством обороны РК (министерством, ведомством, в которых законодательством предусмотрена военная служба) в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы.
Первый контракт о прохождении военной службы вправе заключать граждане мужского пола в возрасте от 18 до 40 лет и граждане женского пола в возрасте от 20 до 40 лет. Предварительно желающие служить по контракту подлежат медицинскому освидетельствованию. Их данные: общеобразовательный ценз; уровень профессиональной подготовки; морально-психологические качества; физическая подготовка должны соответствовать также требованиям, установленным законом. При соответствии предъявляемым требованиям граждане могут заключить контракт о прохождении военной службы. Отказ в заключении с гражданином контракта может быть обжалован в суд.
Законом о воинской обязанности и военной службе установлены три вида контрактов: а) контракт о прохождении военной службы в кадрах Вооруженных Сил РК, других войск, органов внешней разведки или в органах службы безопасности; б) контракт о прохождении военной службы в кадрах конкретной воинской части; в) контракт о прохождении военной службы на конкретной должности в конкретной воинской части.
Успешное комплектование Вооруженных Сил РК во многом зависит от организации подготовки гражданина к военной службе. Эту подготовку, которая предусматривает получение необходимых знаний по вопросам обороны, воинской обязанности граждан, приобретение навыков в области гражданской обороны, занятия военно-прикладными видами спорта, овладение военными специальностями и т.д., граждане могут получить в образовательных учреждениях.
Военная служба подразделяется на действительную службу и службу в запасе. Действительная служба — это служба граждан в Вооруженных Силах РК, других войсках, частях, подразделениях, учебных заведениях и других военных органах. Лица, проходящие действительную военную службу, являются военнослужащими. Лица, пребывающие в запасе, могут призываться на военные сборы для подготовки или переподготовки к военной службе. Продолжительность каждого военного сбора не может превышать двух месяцев.
Военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные пользуются политическими, социально-экономическими правами и свободами и несут обязанности граждан РК. Особенности правового статуса военнослужащих в обществе определяются возложенными наних обязанностями по вооруженной защите государства, связанными с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни.
Права и льготы военнослужащих. С учетом особенностей военной службы им предоставлены определенные льготы. Так, военнослужащие получают за счет государства денежное довольствие, продовольственный паек (денежную компенсацию вместо выдачи пайка), обеспечиваются вещевым имуществом. Они имеют право на бесплатный проезд и почтовые отправления, пользуются льготами по налогам, имеют льготы по оплате жилья. Для военнослужащих предусмотрены льготные условия при трудоустройстве. Граждане, уволенные с военной службы, пользуются преимущественным правом поступления в государственные образовательные учреждения.
Обязанности военнослужащих подразделяются на общие, должностные и специальные. К общим обязанностям относятся: защита суверенитета и территориальной целостности Казахстана, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения и другие, которые составляют существо воинского долга. Военнослужащий обязан: быть верным Военной присяге, строго соблюдать Конституцию РК, законы, требования общевоинских уставов Вооруженных Сил РК, беспрекословно выполнять приказы командиров (начальников); совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество; быть бдительным, хранить государственную и военную тайну и др.
Должностные обязанности военнослужащих и порядок их исполнения определяются законодательными актами, воинскими уставами и другими нормативными документами. Военнослужащие, находящиеся на боевой службе (дежурстве), в суточном и гарнизонном нарядах, привлеченные для ликвидации последствий стихийных бедствий, а также при других чрезвычайных обстоятельствах. выполняют специальные обязанности. Для выполнения специальных обязанностей военнослужащие могут наделяться дополнительными правами (на применение оружия, силы, предъявлять требования, обязательные к исполнению, и др.), которые определяются законодательством.
Ответственность военнослужащих. В зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность.
2. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ
Безопасность — это неприкосновенность государственного суверенитета, территориальной целостности и обороноспособности Республики Казахстан, ее конституционного строя, прав, свобод и законных интересов личности.
Управление безопасностью представляет деятельность государственных органов по обеспечению безопасности личности, общества и государства, состоящую в осуществлении контрразведывательных и разведывательных мероприятий; в предупреждении, пресечении и раскрытии деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя РК и предусмотренных законом других преступлений; в обеспечении защиты сведений, составляющих государственную тайну; в охране Государственной границы Казахстана.
Органы государственной службы безопасности являются составной частью сил обеспечения безопасности РК и в пределах предоставленных им полномочий обеспечивают безопасность личности, общества и государства.
Руководство деятельностью органов государственной службы безопасности осуществляют Президент РК и Правительство РК.
Административно-правовой статус органов государственной службы безопасности. Правовую основу деятельности упомянутых органов составляют Конституция РК, Закон РК «Об органах государственной службы безопасности в Республике Казахстан», Положение о государственной службе безопасности РК.
Закон об органах государственной службы безопасности в РК определяет назначение, систему, правовые основы, принципы, направления деятельности, полномочия, силы и средства органов безопасности, а также порядок контроля и надзора за их деятельностью.
Основные направления деятельности органов государственной службы безопасности:
Контрразведывательная деятельность — это деятельность по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Казахстана.
Борьба с преступностью. Органы безопасности в соответствии с законодательством осуществляют оперативно-розыскную деятельность, направленную на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, дознание и предварительное следствие по делам, которые отнесены законом к их ведению. Эта деятельность осуществляется в соответствии с законом «Об оперативно-розыскной деятельности в РК», уголовным и уголовно-процессуальным законодательством, а также законом «Об органах государственной службы безопасности в РК».
Разведывательная деятельность осуществляется органами безопасности в пределах своих полномочий и во взаимодействии с органами внешней разведки РК. Порядок проведения разведывательных мероприятий, а также использования негласных методов и средств при осуществлении разведывательной деятельности определяется нормативными актами.
Государственнаяграница — есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Республики Казахстан, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета Республики Казахстан.
Охрана государственной границы является составной частью государственной системы обеспечения безопасности Казахстана и заключается в осуществлении политических, правовых, экономических, военных, оперативных, организационных, технических, экологических, санитарных и иных мер по:
- недопущению противоправного изменения прохождения государственной границы;
- обеспечению соблюдения юридическими и физическими лицами режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через границу;
- защите на этой границе иных жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.
Литература:
Основная:
1. Коренев А.П. Административное право России. Часть 1. Учебник. М., 2001.
2. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право РФ. Учебник. М., 2001.
3. Бахрах Д.Н. Административное право. Общая часть. Учебник. М., 2002.
4. Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишаев З.А. Российское административное право. Учебник. М., 1996.
5. Попов Л.Л ., Административное право. Учебник. М.,2002г.
Дополнительная:
1. Конституция Республики Казахстан.
2. Закон РК “ О чрезвычайном положении “.
3. Закон РК“ О военном положении”.