Административное право России
СОДЕРЖАНИЕ: Административное право как отрасль права и наука. Административно-правовые нормы. Административная ответственность. Понятие и виды административных взысканий.Московская Государственная
Юридическая
Академия
РЕФЕРАТ
АДМИНИСТРАТИВНОЕ правО
РОсСИИ
Ерофеев Андрей
2 курс 4 группа ЗФОЦП
Москва ‘97-98
Административное право как отрасль права и как наука.
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО - отрасль права, совокупность правовых норм, которыми регулируются общественные отношения в сфере исполнительной власти .
Норма административного права выражает сущность регулируемого ею общественного отношения, является «кирпичиком» конкретного административно-правового нормативного акта(Закона, Указа Президента, постановления Правительства и др.)
Административно-правовая норма есть установленное или санкционированное государством (Федеральным Собранием Российской Федерации, органом исполнительной власти) правило поведения с целью регулирования общественных отношений в сфере исполнительной власти (государственного управления).
Нормы административного права определяют границы должного, допускаемого или рекомендуемого поведения людей, деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц, а также предприятий, учреждений, организаций и трудовых коллективов в сфере исполнительной власти. Нормы устанавливают правовой режим взаимоотношений субъектов государственного управления и местного самоуправления, порядок осуществления управленческой (организационно-управленческой) деятельности, определяют права и обязанности граждан в сфере исполнительной власти и гарантии их реализации. Значительное место занимают нормы об ответственности (административной, дисциплинарной и материальной).
Существуют различные виды административно-правовых норм. Основаниями их деления на виды являются: содержание , форма выражения установленных правил ; положение участников правоотношения ; порядок реализации прав и обязанностей участников правоотношений ; порядок действия во времени, в пространстве и по кругу лиц .
По содержанию административно-правовые норма группируются в правовые институты, т.е. совокупности определённых правовых норма, родственных по содержанию регулируемых ими правоотношений.
Административно-правовые норма подразделяются на группы (виды) норм:
· закрепляющие права и обязанности граждан и их объединений в сфере исполнительной власти;
· определяющие порядок образования, задачи, функции, структуру и компетенцию органов исполнительной власти;
· определяющие основные положения об организации и правовом положении предприятий, учреждений и организаций;
· определяющие формы и методы осуществления исполнительной власти;
· закрепляющие основные положения о государственной службе;
· регулирующие способы обеспечения законности в сфере исполнительной власти; устанавливающие ответственность за различные правонарушения, не являющиеся преступлениями;
· определяющие основные положения по управлению хозяйственной, социально-культурной и административно—политической сферами и межотраслевому управлению.
По форме выражения административно-правовые нормы бывают: запрещающие , обязывающие , уполномочивающие , стимулирующие (поощрительные) и рекомендательные .
С точки зрения положения участников правоотношения (адресатов предписаний) различаются нормы:
· устанавливающие взаимные права и обязанности субъектов, не подчинённых друг другу;
· устанавливающие порядок взаимоотношений государственных и негосударственных органов;
· устанавливающие права и обязанности граждан в сфере исполнительной власти;
· определяющие правовое положение государственных служащих;
· устанавливающие правовые положения предприятий, учреждений, организаций.
В зависимости от порядка прав и обязанностей участников административно-правовых отношений различаются;
· материальные нормы, определяющие систему и подсистемы, компетенцию, права и обязанности органов и должностных лиц управления;
· процессуальные нормы, определяющие методы (способы, порядок, процедуру деятельности по реализации прав и обязанностей (разделы Кодекса об административных правонарушениях КоАП).
Деление по порядку действия во времени , в пространстве и по кругу лиц.
Общим правилом является - административно-правовые нормы вступают в силу, то есть начинают действовать с момента их доведения до сведения исполнителей - опубликования нормативного акта. В отдельных случаях они вступают в силу в срок, указанный в нормативном акте.
Действие норм права вообще рассчитано на неопределённый период времени, но могут устанавливаться и условия их действия, при введении чрезвычайного положения на определённой территории и на определённый срок.
Действие в пространстве связано с положением органа, издавшего акт. Есть нормы действующие на территории РФ, субъектов Федерации и местного характера, нормы общего и отраслевого характера; различаются также нормы (и акты) локального (внутриорганизационного) характера.
По кругу физических лиц действие административно-правовых норм связано с распространением устанавливаемых ими правил либо на всех граждан, либо на отдельные группы (военнослужащие, беженцы, работники определённого министерства) - это специальные субъекты.
Состоят также из гипотезы , диспозиции и санкции . А-пр. норма не тождественна содержанию статьи или параграфа того или иного акта. Специфика а-пр. нормы заключается в том, что санкция (в ряде случаев и гипотеза) не всегда выражена непосредственно в содержании того акта, в который включена данная норма, зачастую она предусмотрена другим актом.
Источниками административного права являются - акты органов законодательной и исполнительной власти, которые содержат административно-правовые нормы, регулирующие общественные отношения в сфере исполнительной власти.
Видами источников административного права - актов России являются: Конституция, законы (федеральные конституционные и федеральные), в которых содержатся административно-правовые нормы; соответствующие кодексы (КоАП, таможенный и другие отраслевые кодексы); постановления Федерального Собрания (ранее Съезда народных депутатов и Верховного Совета), содержащие административно-правовые нормы; нормативные акты Президента РФ, правительства, федеральных министерств и их федеральных органов исполнительной власти; нормативные акты органов законодательной и исполнительной власти субъектов и органов местного самоуправления.
АдминистративнАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.
Административная ответственность - это применение государственными органами, должностными лицами и представителями власти установленных государством мер административного воздействия к гражданам, а в соответствующих случаях - и к организациям за нарушение законности, государственной дисциплины .
Административная ответственность - вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение .
Основанием административной ответственности является - административное правонарушение . Уголовной - преступление, дисциплинарной - дисциплинарный проступок, и т.п.
Субъектами могут быть как физические лица , так и коллективные образования (организации) .
За административные правонарушения предусмотрены административные взыскания .
Административные взыскания применяются - уполномоченными органами и должностными лицами,: исполнительной власти, местного самоуправления, судами .
Административные взыскания налагаются органами и должностными лицами на неподчинённых им правонарушителей .
Применение административного взыскания не влечёт судимости и увольнения с работы .
ПРИЗНАКИ административного правонарушения:
1) антиобщественность;
2) противоправность;
3) виновность;
4) наказуемость деяния.
ПРИЗНАКИ (элементы) состава административного правонарушения:
1) объект;
2) объективная сторона;
3) субъект;
4) субъективная сторона.
Объект - общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.
Объективная сторона заключается в действие или бездействии, запрещённом административным правом.
Субъект - физические лица (должностные лица, водители транспортных средств, работники торговли и др.), организации.
Субъективная сторона - психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям. Вина - умысел и неосторожность .
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ВЗЫСКАНИЙ. СИСТЕМА ВЗЫСКАНИЙ.
Административное взыскание - мера ответственности за административное правонарушение.
Основные виды:
1) предупреждение;
2) штраф;
3) возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения административного правонарушения или непосредственным объектом этого правонарушения;
4) конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;
5) лишение специального права, предоставленного гражданину (права управления транспортным средством, права охоты);
6) исправительные работы;
7) административный арест;
8) административное выдворение из пределов РФ иностранных граждан и лиц без гражданства.
А также отзыв лицензии или квалификационного аттестата (Таможенный кодекс).
Предупреждение - взыскание морального характера.
Штраф - денежное взыскание
Возмездное изъятие - принудительное изъятие предмета, который являлся орудием совершения или непосредственным объектом совершённого правонарушения. Изъятый предмет реализуется с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета.
Конфискация - принудительное безвозмездное обращение предмета - орудия правонарушения, в собственность государства. (Таможенный кодекс).
Лишение специальных прав - право управления транспортного средства, право охоты - применяется на срок до трёх лет за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этими правами.
Принудительные работы - на срок до двух месяцев с отбыванием их по мету постоянной работы лица, совершившего административное правонарушение., и с удержанием до 20 % его заработка в доход государства. Срок принудительных работ не может быть менее 15 дней.
Административный арест - сроком до 15 суток. При чрезвычайном положении до 30 суток, в том числе и к должностным лицам. Применяют - за мелкое хулиганство, злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции или народного дружинника, за распитие спиртных напитков в общественных местах, за незаконное приобретение или хранение без цели сбыта наркотических средств в небольших размерах, потребление наркотических средств.
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ.
Для этих мер характерен, как правило, внесудебный порядок, но есть и судебный порядок.
По целевому назначению делятся - административно-предупредительные , административно-пресекательные и меры административной ответственности .
Административно-предупредительные:
1) контроль и надзорные проверки;
2) досмотр вещей и личный досмотр (таможенный, милицейский);
3) проверка документов, удостоверяющих личность;
4) административное задержание;
5) введение карантина;
6) прекращение движение транспорта и пешеходов при угрозе общественной безопасности;
7) освидетельствование медицинского состояния лиц и санитарного состояния предприятий общественного питания;
8) реквизиция имущества;
9) закрытие участков государственной границы.
Административно-пресекательные:
1) требование прекратить противоправные действия;
2) непосредственное физическое воздействие;
3) применение специальных средств - резиновые палки, слезоточивый газ, наручники, водомёты при массовых беспорядках и групповых действиях, нарушающих работу транспорта и т.п.;
4) административное задержание лица для составления протокола об административном правонарушении;
5) применение оружия (для остановки транспортного средства);
6) принудительное лечение лиц, страдающих заболеваниями, опасными для окружающих;
7) временное отстранение от работы инфекционных больных,
8) запрещение эксплуатации транспортных средств, техническое состояние которых не отвечает установленным требованиям;
9) запрещение или ограничение ремонтно-строительных работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются правила по обеспечению общественной безопасности.