Акты прокурорского реагирования на нарушение закона, их назначение и содержание 2

СОДЕРЖАНИЕ: Сущность, задачи и правовая основа прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность Прокурорский надзор в сфере оперативно-розыскной деятельности представляет собой одно из направлений прокурорского надзора в сфере уголовной юстиции.

Сущность, задачи и правовая основа прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

Прокурорский надзор в сфере оперативно-розыскной деятельности представляет собой одно из направлений прокурорского надзора в сфере уголовной юстиции. Вместе с тем он имеет свои особенности, касающиеся объекта, предмета, организации и полномочий.

Под оперативно-розыскной деятельностью понимают вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченными на то законом в пределах их компетенции посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Сущность прокурорского надзора . Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, является составной частью прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Выделение данной функции прокуратуры в качестве самостоятельного направления деятельности обусловлено тем, что при осуществлении оперативно-розыскной деятельности затрагиваются (ограничиваются) основные права и свободы личности, закрепленные в Конституции РФ. Ограничение прав и свобод возможно только по основаниям, установленным законом.

Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью — это вид деятельности, осуществляемой уполномоченными работниками прокуратуры в пределах их компетенции по средствам использования определенных законом методов проверки и средств реагирования в целях обеспечения исполнения на территории РФ законов всеми оперативно-розыскными органами.

Прокурорский надзор нацелен:

способствовать выполнению органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, обязанностей по предупреждению, своевременному выявлению, пресечению и раскрытию преступлений; изобличению виновных; розыску лиц без вести пропавших, а также скрывающихся от органов дознания, предварительного следствия или суда, либо уклоняющихся от уголовного наказания;

содействовать комплексному и активному осуществлению оперативными подразделениями всего объема оперативно-розыскных мероприятий, разрешенных Законом об оперативно-розыскной деятельности;

содействовать надлежащему документированию результатов оперативно-розыскной деятельности и использованию их в процессе доказывания по уголовным делам.

Задачи прокурорского надзора за исполнением закона органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность:

охрана и защита прав и свобод личности;

обеспечение верховенства закона при проведении оперативно-розыскных мероприятий;

обеспечение мер по раскрытию преступлений и привлечению виновных к ответственности;

предупреждение и пресечение нарушений со стороны органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Оперативно-розыскная деятельность включает в себя оперативно-розыскные мероприятия. Их исчерпывающий перечень дан в ст. 6 Закона об оперативно-розыскной деятельности. В этом случае к задачам прокурорского надзора можно отнести выявление и предупреждение случаев проведения оперативно-розыскных мероприятий, не предусмотренных законом, а также превышения оперативно-розыскными подразделениями определенной законом компетенции. Эти задачи тесно связаны с его предметом.

Сущность, задачи и правовая основа прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие

Сущность прокурорского надзора заключается в организации непрерывного надзора за законностью производства дознания и предварительного следствия, используя предоставленные законом полномочия, в том числе властно-распорядительного характера, чтобы ни одно произведенное действие или принятое решение органов дознания и предварительного следствия не расходилось с законом, что в свою очередь обеспечивает успешную реализацию назначения уголовного судопроизводства.

Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, — деятельность соответствующих прокуроров в досудебных стадиях уголовного судопроизводства (возбуждение уголовного дела и предварительное расследование) в пределах их компетенции с использованием предоставленных законом полномочий по обеспечению законности при расследовании преступлений.

Задачи прокурорского надзора заключаются в том, чтобы:

обеспечивалась защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений;

никто не подвергался незаконному и необоснованному обвинению и ограничению прав и свобод;

лицо, совершившее преступление, не избежало ответственности, установленной законом;

соблюдалась установленная законом процессуальная форма (порядок возбуждения и расследования уголовных дел, сроки расследования, права участников уголовного судопроизводства и т.д.);

выявлялись причины совершения преступлений и способствовавшие им условия, принимались меры к их устранению.

Правовую основу прокурорского надзора составляют:

Закон о прокуратуре (ст. ст. 29,30);

УПК РФ;

приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, МЧС РФ, Минюста РФ, ФСБ РФ, Минэкономразвития и Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 29.12.2005 г. № 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений»;

приказ Генерального прокурора РФ от 06.09.2007 г. № 136 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания»;

приказ Генерального прокурора РФ от 06.09.2007 г. № 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования» и др.

Предмет, пределы и объекты прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

Предмет прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, сформулирован в ст. 29 Закона о прокуратуре. Предметом прокурорского надзора на этом направлении деятельности является:

1) соблюдение прав и свобод человека и гражданина при проведении оперативно-розыскных мероприятий;

2) соблюдение установленного порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий;

3) законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Указанные направления детализируются в нормах оперативно-розыскного законодательства.

Объекты прокурорского надзора — оперативные подразделения государственных органов исполнительной власти, наделенных федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности:

1) органы внутренних дел РФ;

2) органы Федеральной службы безопасности;

3) Федеральные органы государственной охраны;

4) органы Федеральной таможенной службы РФ;

5) Службы внешней разведки РФ;

6) органы Федеральной службы исполнения наказаний;

7) органы Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков.

Оперативное подразделение органа внешней разведки Министерства обороны РФ проводит оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения собственной безопасности и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий иных объектов надзора.

Все остальные государственные органы, уполномоченные законом на ведение оперативно-розыскной деятельности, могут осуществлять ее для решения тех задач, которые поставлены перед ними соответствующими законами и другими правовыми актами.

Перечень объектов прокурорского надзора является исчерпывающим и может быть изменен или дополнен только законом (ч. 3 ст. 13 Закона об ОРД).

Предел прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, определяется содержанием закона об оперативно-розыскной деятельности, приказами и указаниями Генерального прокурора РФ.

В предмет прокурорского надзора не входят:

сведения об организации, тактике, методах и средствах осуществления оперативно-розыскной деятельности;

проверка законности решения судьи по результатам рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий (ст. 9 Закона об ОРД). К числу таких мероприятий, например, относится прослушивание телефонных переговоров;

сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются соответствующим прокурорам только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности (ч. 3 ст. 21 Закона об ОРД);

сведения о лицах, оказывающих или оказывавших органам федеральной службы безопасности содействие на конфиденциальной основе, а также об организации, о тактике, методах и средствах осуществления деятельности органов федеральной службы безопасности (ст. 24 ФЗ о ФСБ);

исполнение предписаний подзаконных актов (приказов, распоряжений, инструкций, указаний).

Пределы полномочий органов прокуратуры . Прокуратура не должна вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных органов.

Исполнению подлежат только законные требования прокурора, вытекающие из его полномочий по надзору за оперативно-розыскной деятельностью (ч. 5 ст. 21 Закона об ОРД). Это означает, что неисполнение всех иных, хотя и законных, требований прокурора, но не связанных с предметом прокурорского надзора, не влечет для исполнителей ответственности.

Прокурор не вправе лично проводить оперативно-розыскные мероприятия или участвовать в их подготовке.

Прокурор не вправе вмешиваться в принятие решений, имеющих оперативно-технический характер (последовательность проведения оперативно-розыскных мероприятий, применение тех или иных оперативно-технических средств, определение круга участников и т.п.).

В органах внешней разведки Министерства обороны РФ прокурор вправе изучать только те оперативно-служебные документы, которые заведены в связи с обеспечением собственной безопасности.

Осуществляя прокурорский надзор, уполномоченный прокурор не подменяет руководителя органа, оперативные подразделения которого вправе осуществлять оперативно-розыскную деятельность.

Прокурор не наделен правом самостоятельной отмены незаконных и необоснованных решений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Предмет, пределы и объекты прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие

Предмет прокурорского надзора (в соответствии со ст. 29 Закона о прокуратуре) включает:

1) соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

2) соблюдение установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о преступлениях;

3) соблюдение установленного порядка проведения предварительного расследования;

4) законность решений, принимаемых органами дознания и предварительного следствия.

Объекты прокурорского надзора . В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством органы предварительного расследования подразделяются на органы дознания и органы предварительного следствия.

К органам дознания относятся (ст. 40 УПК РФ):

органы внутренних дел РФ;

органы Федеральной службы безопасности;

Федеральные органы государственной охраны;

органы Федеральной таможенной службы РФ;

Службы внешней разведки РФ;

органы Федеральной службы исполнения наказаний;

органы Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков;

Главный судебный пристав РФ, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта РФ, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ;

командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

Кроме этого, при определенных обстоятельствах возбуждение уголовного дела и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:

капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;

глав дипломатических представительств и консульских учреждений РФ — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Предварительное следствие производится следователями Следственного комитета при прокуратуре РФ; следователями органов Федеральной службы безопасности; следователями органов внутренних дел; следователями органов по контролю за оборотом наркотиков (ст. 151 УПК РФ).

Пределы прокурорского надзора. В сферу прокурорского надзора не входят решения судьи, принимаемые в досудебном производстве, о проведении процессуальных действий и принятии решений (ч. 2 ст. 29 УПК РФ). Например, только суд правомочен принимать решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога; о проведении обыска и выемке в жилище, контроле и записи переговоров; о наложении ареста на имущество и др.

Прокурор не вправе возбуждать уголовное дело и проводить предварительное расследование, избирать меры принуждения и осуществлять следственные действия.

При осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов органами предварительного следствия прокурор не наделен полномочиями по прямому устранению выявленных нарушений. Исключение составляет обязанность прокурора немедленно освободить всякого незаконно задержанного, или лишенного свободы, или незаконно помещенного в медицинский или психиатрический стационар, или содержащегося под стражей свыше срока, предусмотренного законом (ч. 2 ст. 10 УПК РФ).

Прокурор не компетентен отменять незаконные и необоснованные постановления следователя; разрешать отводы, заявленные следователю; отстранять следователя от дальнейшего производства расследования; продлевать срок предварительного следствия; утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу. В настоящее время данные полномочия переданы руководителю следственного органа, поэтому требование об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор направляет руководителю следственного органа.

Полномочия прокурора по осуществлению прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

Осуществляя прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, уполномоченный прокурор обладает следующими полномочиями:

проводить проверки исполнения законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, на основании информации о неисполнении органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, требований закона, либо на основании жалоб граждан, а также в плановом порядке с учетом состояния законности в этой сфере деятельности;

знакомиться с документами, содержащими сведения об основаниях, порядке и решениях оперативно-розыскных мероприятий (право требовать представления оперативно-служебных документов, включающих в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационной документации и ведомственных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий);

требовать письменные объяснения от должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, если они допустили нарушение закона;

давать письменные указания дознавателю о направлении расследования, в том числе об осуществлении по уголовным делам комплекса оперативно-розыскных мероприятий, либо требовать их прекращения;

отменять незаконные или необоснованные постановления органа дознания (дознавателя) о возбуждении уголовного дела, вынесенного в соответствии с п.3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ на основании оперативно-розыскных мероприятий;

направлять в суд жалобы, проверка которых относится исключительно к компетенции судей;

опротестовывать незаконные и необоснованные постановления руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в том числе о передаче результатов оперативно-розыскной деятельности следователю (органу дознания, дознавателю, в суд);

опротестовывать противоречащие закону ведомственные правовые акты руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

вносить представления об устранении нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

требовать от руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, отстранения подчиненных им оперативных работников от дальнейшего ведения оперативных проверок в случае нарушения ими закона;

при обнаружении признаков преступления прокурор выносит мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства сотрудниками оперативных подразделений.

При проведении проверок прокуратуры знакомятся с материалами секретного делопроизводства. При крайней необходимости прокурору можно снимать с них копии и делать выписки. В случае неосторожного обращения и утечки секретной информации проводится служебное расследование.

В ходе осуществления прокурорского надзора прокуроры требуют предоставления подлинных оперативно-служебных документов.

Отказ в предоставлении документов рассматривается как невыполнение требований прокурора или воспрепятствование его законной деятельности. В данном случае при наличии оснований прокурор принимает меры по привлечению виновных должностных лиц к ответственности (ч. 5 ст.21 Закона об оперативно-розыскной деятельности).

Полномочия прокурора по осуществлению прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания

Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание, обладают характерной чертой, носят властно-распорядительный характер.

В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

продлевать срок проверки сообщения о преступлениях по ходатайству дознавателя до 10 суток, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий до 30 суток;

выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;

давать дознавателю согласие на возбуждение уголовного дела частного и частно-публичного обвинения, при отсутствии заявления потерпевшего или его законного представителя, если преступление совершенно в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы, включая случаи совершения преступления лицом, данные о котором отсутствуют;

получать копию постановления о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела, о приостановлении дознания и прекращении уголовного дела и (или) уголовного преследования;

разрешать споры о подследственности (ч. 8 ст. 151 УПК РФ);

требовать от органов дознания устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания;

давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;

давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения, либо о производстве процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб судом;

получать уведомление о начале производства следственного действия, в исключительных случаях без судебного решения (ч. 5 ст. 165 УПК РФ);

получать сообщение о произведенном задержании в течение 12 часов с момента фактического задержания;

давать согласие на отмену или изменение меры пресечения, избранной дознавателем с его согласия;

получать копию уведомления о подозрении в совершении преступления;

получать копию постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого. При невозможности составить обвинительный акт в течение 10 суток со дня избрания меры пресечения в виде заключения под стражу дознаватель вправе предъявить лицу обвинение по правилам, предусмотренным для производства предварительного следствия (ч. 3 ст. 24 УПК РФ);

продлевать срок дознания;

отменять незаконные или необоснованные постановления дознавателя;

разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;

отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК РФ;

изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;

передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому в соответствии с правилами подследственности, установленными ст. 151 УПК РФ;

давать согласие дознавателю на прекращение уголовного дела (уголовного преследования) в связи с примирением сторон, деятельным раскаянием, прекращение уголовного преследования и возбуждение перед судом ходатайства о применении к несовершеннолетнему принудительной меры воспитательного воздействия;

утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;

утверждать обвинительный акт по уголовному делу. При утверждении обвинительного акта прокурор вправе своим постановлением исключить из него отдельные пункты обвинения либо переквалифицировать обвинение на менее тяжкое;

возвращать уголовное дело дознавателю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного акта и устранения выявленных недостатков;

рассматривать жалобы на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя (ст. 124 УПК РФ) и др.

Полномочия прокурора, предусмотренные законом, осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами.

Указания прокурора обязательны для дознавателя (ст. 41 УПК РФ). При этом они могут быть обжалованы вышестоящему прокурору.

Указания Генерального прокурора РФ по вопросам дознания, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения (п. 2 ст. 30 Закона о прокуратуре).

7.4.

Полномочия прокурора по осуществлению прокурорского надзора за исполнением законов органами предварительного следствия

Прокурор при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие, в ходе досудебного производства по уголовному делу уполномочен:

проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;

требовать от следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия;

рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решения;

участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб судом;

получать уведомления о начале производства следственного действия следователем в исключительных случаях без судебного решения (ч. 5 ст. 165 УПК РФ);

изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи. Прокурор может давать письменное указание о передаче уголовного дела для производства предварительного следствия по делам подследственным органам дознания (ч. 4 ст. 151 УПК РФ);

предавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому в соответствии с правилами подследственности, установленными ст. 151 УПК РФ, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его следователю Следственного комитета при прокуратуре РФ с обязательным указанием оснований такой передачи;

разрешать споры о подследственности (ч. 8 ст. 151 УПК РФ);

получать сообщение о произведенном задержание в течение 12 часов с момента фактического задержания;

получать копию постановления о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела, о приостановлении предварительного следствия, прекращении уголовного дела и (или) уголовного преследования, о привлечении в качестве обвиняемого;

утверждать постановления следователя о прекращении уголовного преследования и о направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера (ч. 5 ст. 439 УПК РФ);

утверждать обвинительное заключение;

возвращать уголовное дело следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;

отменять меру пресечения — заключение под стражу — при установлении на этапе рассмотрения поступившего от следователя уголовного дела с обвинительным заключением нарушения требований закона о предоставлении материалов уголовного дела для ознакомления обвиняемому, содержащемуся под стражей, и его защитнику не позднее чем за 30 суток до окончания предельного срока содержания под стражей (ч. 2 ст. 221 УПК РФ);

рассматривать жалобы на действия (бездействие) и решения следователя (ст. 124 УПК РФ) и др.

Полномочия прокурора осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами.

Генеральный прокурор РФ или его заместитель в ходе досудебного производства принимают решение о выдаче либо отказе в выдаче иностранному государству иностранного гражданина или лица без гражданства, находящихся на территории РФ, для уголовного преследования (ст. 462 УПК РФ).

Организация работы органов прокуратуры по осуществлению прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

Специфика оперативно-розыскной деятельности, обусловливающая особенности организации прокурорского надзора, заключается в том, что она в значительной мере имеет негласный характер и осуществляется с применением тактических приемов, методов и средств, сведения о которых составляют государственную тайну.

Прокурорский надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности осуществляется Генеральным прокурором РФ и уполномоченными им прокурорами.

Непосредственные субъекты по осуществлению прокурорского надзора именуются «уполномоченные прокуроры». Уполномоченный прокурор — прокурор, компетентный осуществлять прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, имеющий для работы с документами допуск, оформленный надлежащим образом; прокуроры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуроры; прокуроры городов и районов; другие территориальные, военные и иные специализированные прокуроры; в Генеральной прокуратуре РФ — заместители Генерального прокурора РФ; Главный военный прокурор и его заместители; начальники управлений и отделов и их заместители (старшие помощники и помощники); старшие прокуроры и прокуроры.

Уполномоченные прокуроры на осуществление прокурорского надзора за исполнением законов в сфере оперативно-розыскной деятельности определяются приказами соответствующих руководителей прокуратур. Копия приказа с перечнем уполномоченных прокуроров и лиц, ответственных за сведение делопроизводства по документам оперативно-розыскной деятельности, или выписка из него направляется для сведения руководителям органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Для осуществления прокурорского надзора в сфере оперативно-розыскной деятельности уполномоченные прокуроры должны иметь для работы с документами допуск, оформленный в соответствии с положениями Инструкции «О порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне», утв. Постановлением Правительства РФ от 28 октября 1995 г. № 1050.

В органах прокуратуры должно быть налажено надлежащее делопроизводство по документам оперативно-розыскной деятельности, содержащим секретные сведения, которое исключало бы утрату или разглашение этих сведений. За умышленное разглашение содержания данных сведений или их утрату предусмотрена уголовная ответственность (ст. ст. 283, 284 УК РФ).

Заключительным этапом организации прокурорского надзора является оформление его результатов в отчете, который состоит из двух разделов (проверка оперативно-розыскных материалов и рассмотрение жалоб на действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность), заполняется по правилам секретного делопроизводства и дважды в год (за первое полугодие и год) представляется в вышестоящую прокуратуру.

Прокуроры — руководители прокуратур несут персональную ответственность за организацию прокурорского надзора. Уполномоченные прокуроры несут персональную ответственность за несоблюдение установленных ограничений по ознакомлению со сведениями, составляющими государственную тайну.

Скачать архив с текстом документа