Закон стоимости как основной регулятор рыночной экономики
СОДЕРЖАНИЕ: 1.Закон стоимости как основной регулятор рыночной экономики Закон стоимости - это объективный экономический закон товарного производства, регулирующий взаимоотношения между товаропроизводителями по поводу производства и обмена товаров. Закон стоимости носит исторический характер. Он появился вместе с товарным производством и исчезнет вместе с исчезновением товарного производства.1.Закон стоимости как основной регулятор рыночной экономики
Закон стоимости - это объективный экономический закон товарного производства, регулирующий взаимоотношения между товаропроизводителями по поводу производства и обмена товаров. Закон стоимости носит исторический характер. Он появился вместе с товарным производством и исчезнет вместе с исчезновением товарного производства.
Двойственный характер труда в условиях товарного производства обусловливает двойственность продукта труда: продукт труда, получающий форму товара, обладает способностью удовлетворять определенную потребность и вместе с тем представлять затраты общественного труда.
Потребителя в товаре интересует полезность, для производителя товар выступает как определенная затрата труда, которая должна быть ему компенсирована. Это возмещение совершается с помощью труда, но затраченного в другой форме.
Одним из основных принципов взаимоотношений между товаропроизводителями на рынке является возмездность. Рыночная сделка, акт купли-продажи всегда связаны с возмещением затрат производителя за счет средств, полученных от покупателя товара. Таким образом, возмездность, во-первых, означает обязательное возмещение затрат, осуществленных в процессе производства продукции, а во-вторых, характеризует источник возмещения. Всякий нормальный товарообмен может и должен происходить только в возмездной форме. Возмездность является действенным механизмом организации справедливых отношений между партнерами на рынке.
Взаимные отношения производителя и потребителя предполагают не возмездность вообще, безотносительно к ее количественной границе, а возмездность в определенных пределах.
Количественным пределом возмездности при обмене товаров является эквивалентность, т. е. какое-либо количество одного вида труда должно обмениваться на равное количество другого вида труда. Принцип эквивалентности определяет конкретные пропорции обмена, конкретные меновые соотношения. К. Маркс отмечал, что согласно закону стоимости «обмениваются эквиваленты, обменивается равное количество труда на равное количество труда».
Эквивалентным может быть признан только тот обмен, где товары обмениваются по стоимости, в соответствии с содержащимися в них затратами общественно необходимого труда. Поскольку денежным выражением стоимости, показателем ее величины, выступают цены, отчетливо просматривается связь между эквивалентностью обмена и обоснованностью цен.
Первоначально, когда обмен носил случайный характер, пропорции обмена складывались случайно, эквивалентность не всегда имела место. С развитием обмена, и особенно с появлением денег как всеобщего эквивалента, меновые пропорции принимают более устойчивый характер, в них все полнее реализуется принцип эквивалентности. Однако дальнейшее развитие товарного производства и превращение его в капиталистическое вновь нарушают устойчивый характер эквивалентности, эквивалентность в обмене прокладывает себе дорогу через множество отклонений.
Компенсация затрат труда при товарном обмене требует приравнивания разнородных продуктов труда как соизмеримых величин. Возмездность требует единого критерия для сравнения. Таким критерием является лишенный различий однородный общечеловеческий абстрактный труд.
В товарном производстве принцип эквивалентности служит формой проявления закона стоимости. Согласно закону стоимости стоимость каждого товара определяется общественно необходимым трудом, затрачиваемым на его производство, обмен одного товара на другой совершается по принципу эквивалентности, а сумма цен всех произведенных товаров равна сумме их стоимостей.
Закон стоимости проявляется как закон цен. Его функции осуществляются как при равенстве цен и стоимостей, так и при их расхождении. Регулирующее действие закона стоимости проявляется через механизм рыночных цен, через их колебания вокруг стоимости или ее модифицированной формы.
При зарождении товарно-денежных отношений имели место простая или случайная форма стоимости, затем развернутая, всеобщая и, наконец, денежная. С превращением простого товарного производства в капиталистическое стоимость модифицируется в цену производства, а закон стоимости - в закон цен производства. Однако и здесь взаимные отклонения рыночных цен от цены производства, вызываемые конкуренцией, погашаются, и в конечном итоге сумма цен совпадает с суммой цен производства.
В условиях господства монополий отклонение цен от стоимости усиливается. Монопольные цены обеспечивают перераспределение национального дохода в пользу монополий. Однако и монопольные цены не могут ликвидировать эквивалентность обмена: то, что получают монополии, теряют трудящиеся массы и немонополизированные предприятия.
Под действием закона стоимости происходят регулирование объемов производства и распределение средств производства и рабочей силы между различными отраслями и сферами производства. Стоимостный механизм регулирования пропорций производства, основанный на законе стоимости, заключается в следующем. Если производство какого-либо товара не удовлетворяет спрос на него, то это приводит к росту рыночных цен на товар, росту доходов товаропроизводителей. Высокие доходы привлекают в данную отрасль ресурсы из других отраслей, где доходы меньше. Производство товара расширяется. Если же производство данного товара превысит общественную потребность в нем, то цена, а вместе с ней и доходы упадут, производственные ресурсы из этой отрасли перетекут в другие отрасли, где доходы выше.
Закон стоимости обусловливает дифференциацию товаропроизводителей в зависимости от соотношения их индивидуальных трудовых затрат с общественно необходимыми, стимулирует снижение их индивидуальных затрат. Производители, имеющие индивидуальные затраты труда ниже общественно необходимых, могут продавать свои товары по ценам, которые ниже общественно необходимых затрат, но выше индивидуальных, и получать дополнительный доход. Однако положение таких товаропроизводителей нельзя считать абсолютно гарантированным: если они не будут применять более эффективные методы производства, то утратят свое преимущество. Закон стоимости, таким образом, побуждает товаропроизводителей повышать производительность труда.
Закон стоимости стимулирует развитие производства, способствует прогрессу производительных сил общества. При этом он действует как принудительная сила, заставляющая товаропроизводителей быстро вводить усовершенствования, так как в противном случае перед ними неминуемо встает вопрос выживаемости в конкурентной борьбе.
Закон стоимости действует не изолированно, а в системе объективных экономических законов. Характер действия закона стоимости и его последствия определяются также господствующими производственными отношениями. Действие закона стоимости можно ограничить, но его нельзя отменить. Закон стоимости - объективный экономический закон товарного производства, который будет действовать до тех пор, пока будет существовать товарное производство.
2.Общественно необходимые затраты труда как основа цены
Во всех общественно-экономических формациях и при всех формах организации общественного производства в состав производственных отношений входят отношения по поводу включения затрат труда отдельных товаропроизводителей в совокупные общественные затраты на производство потребительных стоимостей, удовлетворяющих определенные общественные потребности, т.е. отношения по поводу общественного признания труда отдельных товаропроизводителей. Эти отношения фиксируются в экономической категории общественно необходимых затрат труда.
В условиях товарного производства сам факт совершения труда еще не означает, что труд отдельного товаропроизводителя действительно является частью совокупного общественного труда, так как не существует неразрывной связи между совершением труда и его общественной необходимостью. Труд отдельного товаропроизводителя может быть признан или не признан общественным, он может оказаться общественным и в полной и в неполной мере.
Общественно необходимые затраты труда - это мера затрат общественного труда, содержащегося в каждом отдельном товаре. Они выражают прежде всего то рабочее время, которое действительно необходимо при данных производственных условиях для создания единицы товара. Сопоставление с ними индивидуальных затрат труда показывает, в какой мере индивидуальный труд обособленных товаропроизводителей признается общественно необходимым, необходим ли этот труд для общества или он затрачен напрасно.
Существование отношений по поводу общественного признания труда - результат того, что производство, а следовательно, и потребление в конечном счете всегда регулируются имеющимся в распоряжении общества рабочим временем.
«...Никакая форма общества не может помешать тому, - подчеркивал К. Маркс, - чтобы рабочее время, имеющееся в распоряжении общества, тем или иным путем регулировало производство».
Сведение различных видов конкретного труда обособленных товаропроизводителей к однородному в форме абстрактного труда и включение этих конкретных видов в совокупный общественный труд происходит через стоимость, субстанцией которой являются общественно необходимые затраты труда.
Общественно необходимые затраты труда слагаются из затрат живого и овеществленного труда, величину которых определяют следующие факторы:
1.техническая вооруженность труда;
2.организация производства и труда;
3.квалификация работников;
4.естественные условия труда.
Первые три фактора относятся к категории общественных, они воспроизводимы и имеют значение для всех отраслей и сфер деятельности. Четвертый фактор невоспроизводим и оказывает влияние на общественно необходимые затраты труда в основном в добывающих отраслях промышленности и сельском хозяйстве.
Различия этих факторов производства по отдельным предприятиям предопределяют различия в затратах живого и овеществленного труда на единицу товара одного и того же вида на различных предприятиях.
Естественной мерой труда является рабочее время. Однако стоимость создается не просто трудом, а трудом общественным. Определение «общественный» означает в первую очередь то, что величина стоимости измеряется не индивидуальными затратами труда отдельного товаропроизводителя, а общественно необходимым рабочим временем. Общественно необходимое рабочее время выступает в роли своеобразного общественного норматива, который выявляется на рынке и в который товаропроизводители должны укладываться.
Измерение затрат труда общественно необходимым рабочим временем принципиально отличается от измерения затрат труда индивидуальным рабочим временем. Индивидуальное рабочее время фиксирует фактическую продолжительность труда каждого отдельного товаропроизводителя без учета эффективности труда. Единицей его измерения служит астрономический час.
За общественно необходимый час труда может быть принят час только такого труда, эффективность которого объективно предопределена условиями производства каждого данного товаропроизводителя, т. е. единицей измерения здесь служит не астрономический час, а час труда определенной эффективности.
Величина затрат труда зависит также от уровня использования факторов производства. Однако в условиях товарного производства полное использование всех факторов производства отдельным товаропроизводителем еще не означает, что его затраты труда будут общественно необходимыми.
Разные товаропроизводители даже в одной отрасли имеют неодинаковые условия производства, и поэтому при равном уровне использования факторов производства затраты труда на единицу товара у разных товаропроизводителей будут разными. Условия обмена товарами предполагают выделение из всего многообразия индивидуальных затрат такого их уровня, который являлся бы единым, общим для всех единиц данного товара.
Таким образом, общественно необходимые затраты труда противостоят не только фактическим затратам труда, но и такому их уровню, который соответствует полному использованию имеющихся факторов производства.
Общественная стоимость товара, указывал К. Маркс, «измеряется не тем количеством рабочего времени, в которое фактически обошелся товар производителю его в данном отдельном случае, а рабочим временем, общественно необходимым для производства товара».
Определение общественно необходимых затрат труда сводится к определению количественной границы общественного рабочего времени, которое целесообразно затратить на производство товара. В свое время К. Маркс дал четкий критерий определения общественно необходимого рабочего времени. Он писал: «Общественно необходимое рабочее время есть то рабочее время, которое требуется для изготовления какой-либо потребительной стоимости при наличных общественно нормальных условиях производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда».
Общественно необходимые затраты труда следует рассматривать на разных уровнях: на уровне производства единицы товара; на уровне производства всей совокупности данного товара, удовлетворяющего данную потребность общества; на уровне производства всей массы товаров с различными потребительными стоимостями.
Общественно необходимые затраты труда на производство единицы товара - это затраты при общественно нормальных условиях производства, нормальном уровне технической вооруженности труда, при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда.
Общественно нормальными условиями производства являются, как правило, средние условия. Только в таких условиях производитель, обладающий средней умелостью и работающий со средней интенсивностью, за час труда создаст стоимость, равную одному общественно необходимому часу.
Если же производственные условия не соответствуют общественно нормальным (лучше или хуже) или если умелость работников и интенсивность их труда выше или ниже установившейся в обществе средней величины, то в этом случае созданная за час труда стоимость будет соответственно больше или меньше общественно необходимой.
Общественно необходимые затраты труда выступают по отношению к отдельным товаропроизводителям как общественный норматив, на который они вынуждены ориентироваться. Общественное измерение затрат труда, таким образом, не сводится к пассивной фиксации продолжительности труда. Экономическое назначение такого измерения состоит в том, чтобы обеспечить производительность труда не ниже определенного уровня во всех хозяйственных звеньях.
В развитом товарном производстве общественно необходимыми затратами труда на единицу товара являются средние затраты во всех отраслях, кроме тех, которые имеют дело непосредственно с природными ресурсами как объектами труда. В сельском хозяйстве и добывающих отраслях промышленности общественно необходимые затраты труда определяются затратами при средних воспроизводимых условиях производства (средней технической вооруженности труда, средней квалификации и интенсивности труда), но при худших природных условиях.
Это связано с тем, что участки с разными естественными условиями находятся в частной собственности и эксплуатируются обособленными собственниками, осуществляющими воспроизводство за счет средств, получаемых ими от реализации произведенной продукции.
Если для удовлетворения потребностей общества в какой-либо продукции необходимо использовать участки и с худшими естественными условиями, то затраты на этих участках считаются общественно необходимыми и именно они будут определять уровень цен. Собственники участков с лучшими и средними естественными условиями получат дополнительный доход, представляющий дифференциальную ренту.
Общественно необходимые затраты труда на производство всей массы товара данного вида - это такие затраты, которые осуществляются в пределах удовлетворения общественной потребности в данном товаре.
Труд, затраченный на производство товаров сверх общественной потребности, не учитывается при определении общественно необходимых затрат, этот труд затрачен напрасно.
Производство осуществляется не ради самого производства, а с целью удовлетворения общественных потребностей в материальных благах. Это требует определенной пропорциональности производства. Критерием такой пропорциональности является соответствие структуры общественного производства структуре общественных потребностей. А это в свою очередь означает, что общественные потребности определяют границы, в которых отдельные товары признаются общественными потребительными стоимостями.
«...Потребительная стоимость известной массы общественных продуктов, - писал К. Маркс, - зависит от того, адекватна ли она количественно определенной общественной потребности в продукте каждого особого рода и, следовательно, от того, пропорционально ли, в соответствии ли с этой общественной, количественно определенной потребностью распределен труд между различными сферами производства».
За пределами общественной потребности товары не обладают потребительной, а следовательно, и меновой стоимостью, так как потребительная стоимость является носителем меновой стоимости как для отдельного товара, так и для их совокупности.
Если, как отмечал К. Маркс, «определенный товар произведен в количестве, превышающем наличную общественную потребность, часть общественного рабочего времени оказывается растраченной попусту, а вся масса товаров представляет тогда на рынке гораздо меньшее количество общественного труда, чем то, которое в ней действительно заключается».
Таким образом, бесполезный труд не может быть созидателем стоимости. Признание потребительной стоимости, а следовательно, и стоимости происходит лишь в рамках общественной потребности.
«Там, где прекращается потребность в какой-нибудь определенной потребительной стоимости, - писал К. Маркс, - продукт перестает быть потребительной стоимостью».
Общественно необходимые затраты формируются на базе затрат в границах общественной потребности, рабочее время, затраченное на производство излишка товара над общественной потребностью, не найдет общественного признания и окажется потраченным попусту. Произведенный излишек товара окажет влияние на рыночную цену, отклонив ее вниз от общественно необходимых затрат труда.
Признание в качестве общественно необходимых затрат на производство излишка товаров служит теоретическим оправданием диспропорций, несбалансированности производства, выпуска товаров, не нужных потребителям.
При недостаточном производстве какого-либо товара по сравнению с общественной потребностью в нем в общественно необходимые затраты включают не только фактически осуществленные затраты, но и те затраты, которые необходимо было бы дополнительно осуществить, чтобы довести производство товара до удовлетворения общественной потребности в нем.
При фиксированной общественной потребности в каком-либо товаре общественно необходимые затраты труда могут определяться лучшими, средними или худшими условиями производства общественно необходимого количества товара в зависимости от преобладающего удельного веса товаров, произведенных при соответствующих условиях.
Вместе с анализом общественно необходимых затрат труда на одну единицу товара и на всю совокупность данного товара К. Маркс рассматривал форму проявления общественно необходимых затрат на макроуровне, исследуя взаимосвязь всех отраслей экономики.
Общественное производство выступает как единое целое, а общественно необходимые затраты труда - как результат функционирования всего общественного производства. В развитом товарном производстве одним из важнейших рычагов рыночного регулирования выступает конкуренция - внутриотраслевая и межотраслевая.
Внутриотраслевая конкуренция выявляет и устанавливает рыночную стоимость и цены товаров. В каждой отрасли отдельные предприятия отличаются друг от друга масштабами производства, уровнем технической оснащенности, уровнем организации труда и производства и другими факторами. Вследствие этого индивидуальная стоимость товаров, производимых разными предприятиями, различна. Внутриотраслевая конкуренция сводит индивидуальные стоимости к общественной, или рыночной, стоимости, которая определяется средними нормальными для данной отрасли условиями производства.
Межотраслевая конкуренция ведется между различными отраслями за наиболее прибыльное вложение капитала. Она выражается в переливе капиталов из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с высокой нормой прибыли.
Развитое товарное производство носит ярко выраженный общественный характер: каждое предприятие включено в систему общественного разделения труда и удовлетворяет конкретные общественные потребности. Поэтому капитал требует равных условий для возрастания, или равной нормы прибыли для любой отрасли. Если норма прибыли в какой-либо отрасли будет устойчиво ниже, чем в других отраслях, то капиталы покинут эту отрасль и общественная потребность в товарах этой отрасли останется неудовлетворенной.
Межотраслевая конкуренция и перелив капиталов из одной отрасли в другую объективно создают динамическое равновесие, обеспечивающее образование средней нормы прибыли - равной прибыли на равновеликие капиталы, независимо от того, в какую отрасль они вложены.
Средняя норма прибыли выражает экономические отношения между капиталистами различных отраслей по распределению совокупной прибавочной стоимости. Определяется средняя норма прибыли как отношение созданной в обществе массы прибавочной стоимости ко всему авансированному в данном году капиталу, выраженное в процентах.
Средняя прибыль - это прибыль на авансированный капитал, полученная в соответствии со средней нормой.
Образование средней нормы прибыли приводит к появлению цены производства.
Цена производства - это превращенная форма стоимости, представляющая собой совокупность издержек производства и средней прибыли на капитал.
Математически цену производства можно выразить в виде следующей формулы:
Р = С + V + Nср ,
где С - постоянный капитал; V - переменный капитал; Nср - средняя прибыль.
Цена производства находится в функциональной зависимости от распределения совокупного капитала по отраслям производства и формируется в результате его переливания из одной отрасли в другую.
Цена производства, отмечал К. Маркс, определяется «не только стоимостью данного товара, но также совокупной стоимостью всех товаров».
Появление цены производства не означает нарушение закона стоимости и происходит на основе требований этого закона. В масштабе общества сумма цен производства остается равной сумме стоимостей товаров. Межотраслевая конкуренция лишь перераспределяет прибавочную стоимость между капиталами пропорционально их величине. Возникновение цены производства означает, что рыночные цены колеблются не вокруг стоимости, а вокруг цены производства.
Как и любая экономическая категория, общественно необходимые затраты труда служат абстрактно-теоретическим выражением производственных отношений. Социально-экономическое содержание общественно необходимых затрат труда и форма их выражения полностью зависят от характера производственных отношений и изменяются вслед за изменением общественной формы организации производства.
Рассматривая соотношение стоимости и общественно необходимых затрат труда, следует помнить, что стоимость порождается не общественно необходимыми затратами труда, а тем, что труд в товарном производстве выступает в отчужденной форме.
Именно отчуждение индивидуального труда и необходимость сведения его к труду общественному, т.е. двойственный характер труда, и порождают стоимость, субстанцией которой являются общественно необходимые затраты.
Стоимость - историческая категория, свойственная только товарному производству. Труд и его общественный характер существуют в любом обществе. При нетоварной организации производства общественно необходимые затраты труда имеют не стоимостную, а иную форму выражения.
Таким образом, именно затраты труда занимают центральное место в трудовой теории стоимости. Это обусловлено тем, что стоимость в конечном счете выражает отношения товаропроизводителей, а каждый процесс производства есть процесс затрат рабочего времени.
«Рабочее время, - писал К. Маркс, - даже когда меновая стоимость будет устранена, всегда останется созидающей, субстанцией богатства и мерой издержек, требующихся для его производства».
Товар представляет единство стоимости и потребительной стоимости. Последняя выступает в роли носителя меновой стоимости. Однако критерием величины стоимости является затраченный труд. Товаропроизводители реализуют на рынке свой товар, чтобы получить в обмен другие товары, на изготовление которых они затратили бы свой труд. Товарообмен, развивающийся на основе общественного разделения труда, сопровождается экономией рабочего времени, и естественно, что соизмерение и сопоставление затрат труда постоянно находится в центре внимания его участников.
3.Рыночный спрос и его эластичность
Индивидуальные различия спроса могут быть весьма значительными.
Однако мы с самого начала предположили, что удовлетворение отдельного потребителя всецело определяется объемом и структурой потребляемых им благ и не зависит от объема и структуры потребления других лиц. Следовательно, и объем спроса отдельного потребителя не зависит от объема спроса других. Значит, функцию рыночного спроса можно получить суммированием индивидуальных функций спроса всех потребителей при каждой возможной цене товара.
Категория ценовой эластичности спроса конкретизирует закон спроса, давая количественную оценку степени реакции потребителей на изменение цены товара.
Показатель эластичности характеризует изменение зависимой величины в процентах при изменении независимой величины на 1 %
Диапазон эластичности распространяется от нуля до бесконечности.
Поэтому различают несколько групп ценовой эластичности спроса.
Эластичный спрос (е 1) — ситуация, при которой объем спроса изменяется на больший процент, чем цена.
Неэластичный спрос (е 1) — ситуация, когда объем спроса изменяется на меньший процент, чем цена.
При единичной эластичности (е = 1) объем спроса изменяется теми же темпами, что и цена, но в противоположном направлении.
Совершенно эластичный спрос (е = ) — ситуация, когда при снижении цены покупатели повышают объем спроса на неограниченную величину, а при повышении цены — полностью отказываются от товара.
Совершенно неэластичный спрос (е = 0) — изменение цены не влечет за собой изменения объема спроса.
Перекрестная эластичность спроса по цене
Коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене показывает, на сколько процентов изменяется объем спроса на один товар (А) при изменении цены другого товара (В) на 1 %.
Классификация товаров по значению коэффициента перекрестной эластичности спроса по цене:
• взаимозаменяемые товары (е 0), объем спроса на которые и цена других товаров прямо пропорциональны.
Если повышается цена на сливочное масло, то семья покупает меньше масла и переходит на относительно дешевый маргарин;
• взаимодополняемые товары (е 0), объем спроса на которые и цена других товаров обратно пропорциональны.
Если повышается цена на автомобили, то одновременно уменьшается спрос на бензин;
• независимые товары (е = 0), объем спроса на которые и цена другого товара не связаны друг с другом.
Растущие цены на мужские костюмы не оказывают никакого влияния на количество покупаемых спичек.
Факторы, влияющие на эластичность спроса:
1. Наличие на рынке товаров-заменителей.
Например, у соли нет заменителей, поэтому при любой цене объем спроса практически не изменяется. А вот если возрастет цена на какой-то сорт мыла, то многие потребители могут переключиться на потребление другого сорта.
2. Разнообразие возможностей и направлений использования данного товара.
Нефть может служить топливом, сырьем для производства химических продуктов, получения бензина, моторных масел и т.п., поэтому эластичность спроса на нее очень высокая.
3. Доля расходов потребителя на тот или иной товар.
Например, зубная паста необходима, приобретается регулярно в относительно постоянных количествах, но затраты на нее не велики. Повышение цен на такую продукцию не приводит к изменению спроса на нее. Но если возрастут цены на мясо, являющееся одним из основных продуктов питания, расходы на который в бюджете потребителей достаточно высоки, спрос на него существенно снизится.
4. Специфика рынков.
Например, особенностью рынка лекарственных препаратов является то, что большинство потребителей покупает лекарство по рекомендации врача вне зависимости от его цены. Поэтому спрос на многие лекарственные препараты является неэластичным.
5. Период времени, прошедший с момента изменения цены.
Резкий рост цен на энергоресурсы может оказать весьма небольшое влияние на объем спроса в течение нескольких месяцев или даже лет, но по мере переориентации производства на энергосберегающие технологии спрос на энергоресурсы будет падать.
6. Степень срочности приобретения данного товара.
Повышение цен на цветы в праздничные дни не приводит к снижению спроса на них.
Эластичность спроса по доходу
Коэффициент эластичности спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменится объем спроса на товар при изменении дохода покупателя на 1 %.
Классификация товаров по значению коэффициента эластичности спроса по доходу:
1. товар “низшего качества” (е 0), объем спроса на который и доход обратно пропорциональны;
2. “нормальный” товар (е 0), объем спроса на который и доход прямо пропорциональны.
Среди “нормальных” товаров можно выделить:
3. товар первой необходимости, на который темп роста спроса меньше темпа роста дохода;
4. предмет роскоши, на который темп роста спроса больше темпа роста дохода;
5. товары “второй необходимости”, на которые темпы роста спроса прямо пропорциональны изменению доходов.
4.Функция и эластичность предложения
Функцией предложения называют зависимость объема предложения от определяющих его факторов
Зависимость между ценой блага и максимальным объемом его предложения при прочих неизменных условиях называется функцией предложения по цене: QS = f (P) Кривая рыночного предложения — это фактически кривая цены предложения, поскольку она отражает издержки производства того или иного товара. Чем больше объем выпускаемой продукции, тем при прочих равных условиях выше издержки его производства, поскольку рост спроса на ресурсы влечет за собой повышение их цены.
Таким образом, цена предложения — минимальная цена, по которой потребитель готов предложить данное количество товара. Ниже этой цены продавцы не могут предлагать данное количество товара, поскольку им не позволяют издержки производства.
Следует различать изменение предложения и изменение объема предложения.
Изменение объема предложения — движение вдоль линии предложения под воздействием изменения цены данного товара при неизменности прочих факторов
Изменение предложения — сдвиг линии предложения при изменении факторов, влияющих на предложение, кроме цены данного товара
Анализ реакции объема предложения на изменение цен осуществляется с использованием коэффициентов эластичности предложения по цене.
Коэффициент прямой эластичности предложения по цене показывает, на сколько процентов изменяется объем предложения блага, если его цена изменится на 1 %.
Коэффициент перекрестной эластичности предложения по цене показывает, на сколько процентов изменится объем предложения одного блага при изменении цены другого блага на 1 %.
5.Рыночное равновесие
В условиях свободной конкуренции взаимодействие рыночного спроса и рыночного предложения корректируют цену до того момента, когда величина спроса и величина предложения совпадают. Ситуация, при которой количество товара, предлагаемого к продаже QS, равно количеству товара QD, которое покупатели намерены приобрести, называется рыночным равновесием по данному товару.
Равновесное количество продукции QE устанавливается при равновесной цене PE .Равновесная цена – это такое значение цены, при котором величина спроса равна величине предложения (QD = QS). Равновесное количество товара QE – то, которое продается при равновесной цене. Точка, где пересекаются графики спроса и предложения – это состояние равновесия по данному товару.
Положение, при котором цена оказывается выше равновесного значение, называют избыточным. Оно характеризуется затовариванием. Если же цена окажется ниже этого значения, положение характеризуется избыточным спросом, формируется дефицит.
При цене PE QS=QD, достигается состояние равновесия. Это положение, при котором количество товара, предлагаемого к продаже, равно количеству товара, которое покупатели намерены приобрести.
При цене P2 выше равновесной QSQD, возникает избыток (затоваривание равно QS2 – QD2). При цене P1 ниже равновесной QSQD, формируется дефицит (равен QD1 – QS1).
а) увеличение спроса
Увеличение спроса увеличивает равновесную цену и равновесное количество продукта. Существует прямая зависимость между изменениями спроса и изменения равновесной цены и равновесного количества продукта.
б) увеличение предложения
Увеличение предложения снижает равновесную цену и увеличивает равновесное количество продукта. Существует прямая зависимость между изменением предложения и изменением равновесного количества продукта, и обратная зависимость изменения предложения и изменения равновесной цены.
в) одновременное увеличение спроса и предложения.
Одновременное увеличение спроса и предложения приводит к росту равновесного количества товара и незначительно влияет или не влияет на изменение равновесной цены.
На конкурентном рынке при возникновении дефицита цены начинают расти. Рост цен стимулирует продавцов к расширению производства товаров. Постепенно спрос насыщается, и рынок достигает равновесного состояния. При возникновении затоваривания наблюдается снижение цен. Это ведет к свертыванию производства. В результате рынок снова приходит в состояние равновесия.
Допущения проведенного анализа:
1) на рынке равновесия по данному товару на практике может не быть.
Например, цена спроса меньше цены предложения при любом (положительном) количестве продукта.
Производство товара технологически возможно, но экономически нецелесообразно. Недоучет этого обстоятельства объясняет неудачу некоторых деловых проектов, в которых неверно оценен спрос.
2) равновесие может существовать не при единственном сочетании значений цены и количества продукта.
а) рынок рабочей силы:
При очень высокой заработной плате рабочие предпочитают свободное время
увеличению заработка и сокращают величину предложения труда
б) рынок престижных товаров:
так же существуют две точки равновесия
в) Равновесие существует при любой цене в диапазоне P1…P2, изменение цены не влияет на величину спроса и предложения (абсолютная неэластичность спроса и предложения на отрезке MN)
г) В интервале Q1 – Q2 устанавливается равновесная цена PE. Кривые спроса и предложения совершенно эластичны и совпадают – при одной и той же цене может быть продано разное количество товара.
Одной из характеристик состояния равновесия является его устойчивость, которая зависит от того, какие силы возникают при отклонении от состояния равновесия. Рыночное равновесие по товару устойчиво, если при отклонении от него возникают силы, которые его восстанавливают, отклонения цен спроса от цен предложения погашаются, обе цены стремятся к равновесной цене PE путем приближения величины предложения к величине спроса.
Равновесие неустойчиво, если при отклонении от состояния равновесия возникают силы, которые увеличивают это отклонение.