Алексей Бибик
СОДЕРЖАНИЕ: Бибик Алексей Павлович (1878–) — современный писатель. Р. в Харькове, окончил двухклассное церковно-приходское училище. Подростком поступил в харьковские паровозные ж.-д. мастерские. .Г. Лелевич
Бибик Алексей Павлович (1878–) — современный писатель. Р. в Харькове, окончил двухклассное церковно-приходское училище. Подростком поступил в харьковские паровозные ж.-д. мастерские. Около 25 лет работал на разных предприятиях в качестве токаря, чертежника, конструктора машин. С конца 90-х гг. — член РСДРП и активный участник рабочего движения. В 1900 был сослан на три года в Вятскую губ. В 1903, за пропаганду среди крестьян Вятских Полян и организацию революционного кружка, выслан на пять лет в Архангельскую губ., откуда его освободила революция 1905. Участвовал на Объединительном съезде РСДРП в Стокгольме. До 1910 жил нелегально. Б. был меньшевиком, в годы войны — оборонцем.
Первый рассказ Б. «Дедушка» напечатан в газете «Пермский край» (1902), в том же году вышел отдельной брошюрой рассказ «Швырек». С 1902 по 1925 Б. написано 60 рассказов. В 1912 в журнале «Современный мир» появился роман «К широкой дороге», вышедший в 1914 отдельным изданием. В 1921 вышел роман «На черной полосе» — продолжение первого. «К широкой дороге» хронологически охватывает первое пятилетие XX в., рисует будничный рабочий быт и пробуждение революционного сознания в юноше-пролетарии, Игнате Пастернаке, политическую ссылку накануне первой революции и революцию 1905. В романе чувствуются рабочее происхождение автора и органическая связь его с жизнью пролетарских масс. Самые описания завода, производственных процессов, машин свидетельствуют о близком знакомстве автора с этим миром и о любви к заводскому труду. Насыщенность словесного материала заводскими и техническими терминами объясняется тем, что для автора эти термины — родные и конкретные понятия. Бибик едва ли не первый ввел в русскую художественную прозу индустриальные сравнения и метафоры.
В изображении рабочих Б. чужд идеализации. Он не скрывает темных сторон рабочего быта той эпохи, рисует рознь между консервативными, обывательски настроенными, стариками-рабочими и революционной рабочей молодежью. Центральный персонаж романа и основная тема творчества Б. — молодой рабочий Игнат. Он — не только главная пружина фабульного развертывания романа; его психика определяет и характер изображения окружающей среды: все внешние события, быт и настроения рабочей массы. Игнат — рабочий, превращающийся в рабочего интеллигента, воспринявшего у мелкобуржуазной интеллигенции рефлексию, индивидуализм, внешне-романтическое восприятие революционной борьбы. Разгром революции 1905 породил в Игнате тяжелый внутренний кризис. Отношение автора к этому кризису двойственное. Увлеченный идеологией меньшевика-ликвидатора, Б. пытался дать художественную иллюстрацию тезиса о необходимости отказаться от «изжившего себя» подполья. Но классовый инстинкт пролетария тянул его от ликвидаторских настроений к настоящей революционной борьбе. Не умея однако по-большевистски, сквозь будни «кротовой» работы, различать революционную перспективу, Б. не был в силах преодолеть меньшевистских теорий.
Несмотря на эти существенные недостатки, романы Б. чрезвычайно значительны своими картинами рабочего быта и рабочего движения.
Политическая установка Б. помешала художественной разработке пооктябрьского материала. Из пооктябрьских произведений Б. наиболее удачны рассказы из жизни старого подполья, особенно «День причастия» — яркая картина первомайской демонстрации в эпоху царизма. Б. пытается с разных сторон подойти к советской действительности, но успешность этих попыток различна. Рассказ «Жесткая учеба» выявляет искреннюю симпатию автора к пролетарской революции. Зато рассказ «Новая Бавария» дает совершенно искаженную картину современного предприятия. Последние повести Б. — «Конец Филоновки» и «Климчук» (1928); фабула первой — захват бандой дезертиров имения после ухода белых и до прихода красных. Она написана ярко, но слишком эпизодична. Вторая повесть рисует тяжелую борьбу большевика с кулаками, с религией, с темнотой деревни, но разработана чисто внешне и значительно уступает произведениям на ту же тему А. Неверова, М. Карпова, Ф. Панферова .
Бибик вошел в историю литературы как один из первых даровитых рабочих прозаиков.
Список литературы
I. Изд-во «Недра» выпускает собр. сочин. Б. Автобиография Б. напечатана в сборн. «Писатели», под ред. Вл. Лидина, М., 1926
Подробная библиография Б. в книге Никитиной Е. Ф. и Шувалова С. В., Беллетристы-современники, т. I, М., 1928.
II. Клейнборт Л. М., Очерки народной литературы, Л., 1924
Кубиков И. Н., Рабочий класс в русской литературе, Ив.-Вознесенск, 1926
Зонин А., У истоков пролетарской литературы, Л., 1927
Фриче В. М., Писатель, исправленный рабкором, в книге «Заметки о современной литературе», М., 1928.