Разработка системы стратегического планирования на предприятии ОАО Брянский хлебокомбинат КАРАВ

СОДЕРЖАНИЕ: Кафедра «Экономика и менеджмент» КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Стратегический менеджмент» Разработка системы стратегического планирования на предприятии ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ»

Кафедра «Экономика и менеджмент»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Стратегический менеджмент»

Разработка системы стратегического планирования на предприятии ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ»

Выполнила: студентка гр. 07-МНТ 2

Трофимова Л.

Преподаватель: к.э.н., доцент

Бабич О.В.

Брянск 2010

Содержание

[1]

Проведем анализ социальные факторы. По оценке, численность постоянного населения Российской Федерации на 1 декабря 2009г. составила 141,9 млн.человек и с начала года увеличилась на 3,2 тыс.человек, или на 0,002% (на соответствующую дату предыдущего года наблюдалось сокращение численности населения на 117,4 тыс.человек, или на 0,083%).

По сравнению с 2008 г. в 2009 г. численность трудоспособного населения[2] в РФ сократилась с 90328 тыс. чел. до 89712 тыс.чел.

В Брянской области в 2009г. наблюдалось увеличение коэффициента рождаемости с 9,1 до 10,1. коэффициент смертности уменьшился в 2008г. по сравнению с 2007г. с 18,6 до 17,9.

В 2009г. объем денежных доходов населения сложился в размере 28388,8 млрд.рублей и увеличился на 12,5% по сравнению с 2008 годом. Население израсходовало средств на покупку товаров и оплату услуг 19635,6 млрд.рублей, что на 5,0% больше, чем в 2008 году. Сбережения за этот период составили 5602,3 млрд.рублей, что на 67,3% больше, чем в предыдущем году.

Социальные факторы, оказывающие влияние на кондитерскую отрасль, представлены в таблице 29.

Таблица 29

Показатели 2007г. 2008г. 2009г. 2009г. в % к 2008г.
Общая численность населения, млн. чел 142,2 142,2 142,2 100
Реальные располагаемые денежные доходы, млн. руб 12603 15136 16818 111,1
Прожиточный минимум в среднем на душу населения, руб. 3752 4690 5083 108,4
Номинально начисленная среднемесячная заработная плата на одного работника, руб. 13518 17112 18785 109,8
Средний размер пенсии, руб. (среднемесячный) 3682,3 4546,3 5023 110,5
Общая численность безработных, млн. чел. 4,6 4,8 6,3 131,25
Занятые, млн.чел. 70,5 71,0 69,4 97,7
Численность официально зарегистрированных безработных, млн. чел. 1,6 1,7 2,9 170,6

Основные социальные показатели Российской Федерации в динамике

В среднесрочной перспективе продолжится тенденция опережения роста заработной платы по сравнению с ростом экономики в целом. В 2009 году фонд заработной платы по сравнению с 2008 годом возрос на 24%, в то время как номинальный объем ВВП уменьшился на 6%.

В среднем за 2009 год населения РФ составило 142,2 млн.чел., в Брянской области 13,2 млн.чел., что меньше показателей прошлого года.

Численность экономически активного населения в декабре 2009г. составила, по итогам обследования населения по проблемам занятости, 75,4 млн.человек, или более 53% от общей численности населения страны, в их числе 69,2 млн.человек, или 91,8% экономически активного населения были заняты в экономике и 6,2 млн.человек (8,2%) не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные). В государственных учреждениях службы занятости населения зарегистрировано в качестве безработных 2,1 млн.человек.

При анализе технологической внешней среды принимаются во внимание изменения в технологии производства, информационных технологий, учитывается влияние научных разработок – одного из самых важных факторов, определяющих положение фирмы на рынке. Преимущество получают предприятия, которые быстро реагируют и внедряют достижения НТП. В табл. 30 представлены основные технологические показатели РФ.

Таблица 30

Основные технологические показатели РФ[3]

Технологические показатели 2007 г. 2008 г. 2009 г.
Уровень НТП 43,1 44,07 46,02
Затраты на информатизацию и автоматизацию, млн. руб. 4135,6 4200,89 2255,4
Инвестиции в основной капитал, в % к предыдущему году 126,9 109,8 110,5

Уровень НТП в 2009 г. составил 45,02, а в 2008 г. – 44,07, что говорит о росте внедрения новых технологий. Рост затрат на информатизацию и автоматизацию и инвестиций в основной капитал влекут за собой ускоренные темпы модернизации производства.

«Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» уделяет пристальное внимание изучению технических и технологических новинок, способных улучшить качество производства.

Немалую роль в функционировании предприятия играют экологические факторы. Сейчас, в условиях постоянного ухудшения экологической ситуации в мире, практически в большинстве развитых стран мира наблюдается тенденция к ужесточению экологических стандартов для предприятий, осуществляющих деятельность в разных отраслях промышленности.

Постоянное усиление контроля соблюдения соответствующих норм и стандартов вызывает у предприятий трудности, связанные с необходимостью применения экологически безопасного сырья и оборудования.

Квалифицированными сотрудниками предприятия ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» проводится постоянный контроль над соблюдением экологических норм и требований, что выражается в регулярном осуществлении проверок и надсмотре за отчетностями о проведенной работе.

Кроме того, разрабатывается программа по повышению степени использования технологий по защите окружающей среды.

Оценка PEST-факторов, оказывающих влияние на деятельность предприятия ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» показывает, что сильные стороны преобладают над слабыми, а возможности над угрозами.

Предприятию необходимо разработать стратегии выявления и использования сильных сторон и возможностей.

В общем виде влияние факторов внешней среды на деятельность ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» представлено в таблице 31.

Таблица 31

Влияние факторов внешней среды на деятельность ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ»

Факторы макросреды Возможности, которые дают факторы Угрозы, которые представляют факторы
Политические и правовые факторы Реализация целевых программ поддержки предпринимательства; реализация стратегии социально-экономического развития; политическая стабильность в стране. Снижение налога на прибыль на 4% Несовершенство государственной политики в области инвестирования, ужесточение стандартов на защиту окружающей среды.
Экономические факторы Стабильный курс рубля, наличие неосвоенных рынков сбыта. Рост цен на энергоносители, комплектующие, материалы, снижение ВВП; нестабильная экономическая ситуация в стране и мире; уменьшения числа занятых; уменьшение объема промышленного производства
Социальные факторы Рост уровня доходов населения, увеличение начисленной среднемесячной заработной платы на одного работника. Низкий уровень жизни людей, ухудшение демографической ситуации в стране.
Технологические факторы Повышение технического уровня и надежности оборудования, финансирование научных исследований и проведения опытно-конструкторских работ, появление оборудования, позволяющего производить новые виды продукции. Появление новых технологий у конкурентов, нет достаточных средств для реализации новых идей.
Экологические факторы Использование предприятием экологически безопасного оборудования, использование безотходного производства. Применение материалов несоответствующих экологическим требованиям, повышение содержания вредных веществ в комплектующих.

Количественный PEST(E)-анализ представлен в таблице 32.

Таблица 32

Матрица PESTE-анализа

Факторы среды Важность для отрасли, Х Влияние на организацию, У Направленность влияния, Z

Степень важности

S = Х. У. Z

1 2 3 4 5
1. Политические 2 3 +1 +6
2.Экономические 4 4 -1 -16
3.Социально-демографические 3 3 -1 -9
4.Технологические 3 4 +1 +12
5. Экологические 2 2 -1 -4
ИТОГО: 14 17 +5

В таблице 32 приведены факторы, которые косвенным образом влияют на развитие организации, и определяется степень важности каждого фактора (от 1 – слабое значение до 5 – большое значение). Введем шкалу важности для Z: +1 – позитивная направленность,-1 – негативная направленность.

Таким образом, судя по матрице PEST(Е)-анализа наибольшую угрозу для ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» представляют экономические факторы.

По методике Портера состояние конкуренции на любом рынке можно охарактеризовать пятью конкурентными силами, которые определяют условия функционирования каждого конкретного рынка и оценивают потенциал фирмы.

1. Производители аналогичной продукции (внутриотраслевая конкуренция)

Значительное влияние на выработку стратегии предприятия могут оказывать конкуренты. От них зависят доля данного предприятия на товарном рынке, иногда уровень цен на товары и в как результат – положение предприятия на рынке.

В производстве кондитерской продукции основными конкурентами ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» являются ОАО «Брянский хлеб», входящее в число крупнейших кондитерских предприятий России, а также предприятия ОАО «ЛУКОШКО»

Карты позиционирования позволяют выделить стратегические группы предприятий. Предприятия одной стратегической группы являются очевидными соперниками. Таким образом, основными конкурентами ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» на рынке мучных являются ОАО «Брянский хлеб», ОАО «ЛУКОШКО».

Данные по основным конкурентам бизнеса представлены в табл.33.

Таблица 33

Сводная таблица анализа конкурентов

Предприятие-конкурент Доля на рынке Цены на товары Отличительное особенности
ОАО «ЛУКОШКО» 7 40 руб./кг. невысокие цены
ОАО «Брянский хлеб» 4 39, 5 руб./кг. низкие цены

Основной конкурент ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» – ОАО «Брянский хлеб». Это предприятие, являясь одним из крупнейших российских предприятий, производящих хлебобулочные изделия, занимает лидирующее положение на брянском рынке хлебобулочной продукции по объемам производства и по качеству продукции.

2. Покупатели

Ассортимент предприятия состоит из нескольких десятков наименований различных видов хлебобулочных изделий.

В таблице 34 представлен объем продаж предприятия в динамике.

Таблица 34

Объем продаж предприятия в динамике

2007 г 2008г 2009 г
Объем продаж, тыс. руб. 285244 350130 407585
Рост, % 110,9 122,7 116,4

Наблюдается рост объемов продаж, что говорит об улучшении экономического состояния комбината.

3. Поставщики

ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» работает с одними и теми же фирмами (АПК «Аркада», ООО Меридиан-Инвест, торговая компания ПБОЮЛ Афанасенкова) на протяжении нескольких лет, конкуренции между поставщиками нет, поэтому существует риск изменения договорных условий поставщиками. Снижение его возможно путем расширения круга поставщиков.

Предприятие закупает для производства: муку, сахар, сливочное масло и маргарин, консерванты и т.д. В таблице 35 приведены закупочные цены на основные виды сырья на 2010 год.

Таблица 35

Цены поставщиков на некоторые виды сырья

Наименование Закупочная цена, руб./кг
Мука пшеничная, в/с 11,50
Мука пшеничная, 1 с 11
Дрожжи прессованные 17,50
Маргарин 45
Изюм 42
Сахар 18,50
Соль 2
Яйцо (за 10 шт.) 23
Ванилин 480

Предприятия имеет собственный автопарк, который обеспечивает производство необходимым сырьём, что делает меньше зависимость от поставщиков. В случае перебоев в поставках имеется недельный запас сырья.

4. Потенциальные конкуренты

Рынок хлебобулочных изделий отличается довольно острой конкуренцией. Учитывая, что данная отрасль является привлекательной, существует угроза со стороны потенциальных производителей. Это связано с тем, что входные барьеры в отрасль не слишком высокие. Трудность состоит в стоимости оборудования и необходимой технологии, рабочие же особой подготовки не требуют.

Сложность заключается в приверженности потребителей к определенной марке, в сложности переключения на нового изготовителя.

5. Товары-заменители

Товарами-заменителями продукции ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» можно считать хлебобулочные изделия, выпускаемые ОАО «Брянский хлеб» и кондитерскую продукцию ОАО «Фабрика-кухня», но учитывая разные целевые сегменты, это не представляет серьезной угрозы для предприятия.

Важной задачей отраслевого анализа является выяснение, существует ли в отрасли опытная кривая.


Предприятие накапливает опыт производства продукции, и его реальные затраты без учета инфляции уменьшаются: при удвоении объема выпуска добавленные затраты на единицу продукции уменьшаются на фиксированный процент. Для ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» это процент составляет приблизительно 25%.

Таким образом, при удвоении объема выпуска добавленные затраты на единицу продукции сокращаются с 25,25 руб./кг. до 20,2 руб./кг.

На основе отраслевого анализа можно определить ключевые факторы успеха отрасли – общие для всех предприятий отрасли управляемые переменные, реализация которых дает возможность улучшить конкурентные позиции предприятия.

Для отрасли мучной хлебобулочной продукции такими факторами являются:

- имидж компании;

- качество продукции;

- простота технологии;

- эффект масштаба производства;

- сбытовая сеть.

Основными среди перечисленных факторов для ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» являются имидж компании, качество продукции и эффект масштаба производства. Реализуя и развивая эти переменные ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» сможет удержать и улучшить свою конкурентную позицию.

Важным элементом разработки стратегии организации является анализ разрывов между намеченными целями и реальными возможностями, или анализ пробелов.

Рис.1. Анализ пробелов

На рис.1 графически изображены темпы роста выручки ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» на основе трендового анализа предыдущих лет (2007-2009гг.) и планируемые темпы.

Возникающие пробелы будут сглаживаться за счет:

- экономии на затратах благодаря эффекту масштаба производства;

- повышению производительности труда с помощью внедрения новой техники.

5. SWOT-анализ деятельности предприятия

SWOT-анализ позволяет провести совместное изучение внешней и внутренней среды организации с помощью установления связей между силой и слабостью, которые присущи организации и внешними возможностями и угрозами. Получаемые цепочки могут быть в дальнейшем использованы для формулирования стратегий организации. Вырабатывая стратегию, нужно помнить о том, возможности и угрозы могут переходить в свою противоположность.

Сначала с учетом конкретной ситуации, в которой находится организация ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ», нужно составить список ее сильных и слабых сторон, возможностей и угроз (см. табл. 36)

Таблица 36

« SWOT-анализ» ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ»

s Сильные СТОРОНЫ o Возможности

1. Наличие финансовых ресурсов.

2. Хорошая репутация у потребителей.

3. Введение в эксплуатацию новой техники.

4. Преимущества в конкурентной борьбе.

5. Высокое качество продукции.

1. Появление новых технологий, оборудования и рецептур для хлебобулочной отрасли.

2. Постоянные поставщики и возможность получения скидок при покупке сырья.

3. Высокая активность потребителей.

4. Наличие постоянных потребителей-предприятий

5. Выгодное географическое расположение предприятий по отношению к основным рынкам сбыта (Север и Северо-восток РФ, Центральный и Северо-Западный регионы, страны СНГ).

W СЛАБЫЕ СТОРОНЫ T УГРОЗЫ

1. Небольшие маркетинговые способности.

2. Зависимость от поставщиков.

3. Быстрый износ оборудования.

4. Недостаток рекламы и продвижения товаров на рынок.

5. Наличие кредиторской задолженности.

1. Наличие сильного конкурента (ОАО «Брянский хлеб»).

2. Неблагоприятные демографические изменения.

3. Постоянный рост цен на энергоресурсы и транспортные услуги

Для проведения количественного SWOT-анализа отбираются по пять реально положительно и отрицательно влияющих на деятельность ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» факторов из внешней и внутренней сред (табл. 37).

Таблица 37

Количественный SWOT-анализ

Факторы внешней и внутренней сред предприятия

Удельный вес фактора

А

Оценка

В

Итоговая оценка

С = А*В

Сильные стороны

1. Наличие финансовых ресурсов.

2. Хорошая репутация у потребителей.

3. Преимущества в конкурентной борьбе.

4. Введение в эксплуатацию новой техники

5. Высокое качество продукции.

0,2

0,15

0,3

0,15

0,2

5

5

4

3

5

1

0,75

1,2

0,45

1

Итого 1 4,4

Слабые стороны

1. Небольшие маркетинговые способности.

2. Зависимость от поставщиков.

3. Быстрое изнашивание оборудования.

4. Недостаток рекламы и продвижения товаров на рынок.

5. Кредиторская задолженность.

0,2

0,15

0,15

0,3

0,2

4

4

3

5

4

0,8

0,6

0,45

1,5

0,8

Итого 1 4,15

Возможности

1. Появление новых технологий и оборудования для кондитерской отрасли.

2. Постоянные поставщики и возможность получения скидок при покупке сырья.

3. Активность потребителей.

4. Наличие постоянных потребителей-предприятий.

5. Выгодное географическое расположение предприятий по отношению к основным рынкам сбыта

0,1

0,2

0,2

0,3

0,2

3

4

5

5

4

0,3

0,8

1

1,5

0,8

Итого 1 4,4

Угрозы

1. Наличие сильного конкурента в отношении производства печенья и крекера.

2. Возможность появления новых конкурентов.

3. Ожидание роста инфляции.

4. Постоянный рост цен на на энегроресурсы и транспортные услуги.

5. Неблагоприятные демографические изменения.

0,3

0,2

0,15

0,2

0,15

5

4

3

4

3

1,5

0,8

0,45

0,8

0,45

Итого 1 4

Применение количественного SWOT-анализа показывает важность и силу влияния определенного фактора на предприятии. Проанализировав табл. 37, можно сделать вывод о том, что итоговая оценка сильных сторон преобладает над слабыми сторонами, а итоговая оценка возможностей – над угрозами. Однако угрозы и слабые стороны достаточно сильно действуют на предприятие, тем более что разрыв между ними и возможностями небольшой.

В ходе анализы выявлено, что сильными сторонами ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» являются преимущества в конкурентной борьбе, благодаря внедрению новой техники, высокому качеству продукции и широкому ассортименту.

Наиболее значимая слабая сторона – недостаток рекламы и продвижения на рынок продукции.

Наибольшей возможностью для ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» является наличие постоянных потребителей предприятий, что гарантирует постоянный спрос на продукцию. Данная возможность позволит предприятию получать стабильную прибыль и исправлять слабые стороны организации. А наибольшей угрозой для предприятия можно считать наличие сильного конкурента – ОАО «Брянский хлеб».

6. Формирование стратегии предприятия

Разработка стратегии проводится следующим образом:

1) Определяется количество бизнесов для разработки стратегии.

2) Проводится анализ портфеля бизнесов с помощью матриц БКГ и МакКинзи с учетом их жизненного цикла и целевого рынка.

3) Для каждого бизнеса формулируются стратегические альтернативы

4) Для каждого бизнеса формулируется эталонная стратегия

5) Для каждого бизнеса формулируется конкурентная (маркетинговая) стратегия

Разработка портфельной стратегии осуществляется с помощью матриц БКГ и Маккинзи. Модель БКГ– это матрица, которая отображает позицию конкретного бизнеса в стратегическом пространстве, которое включает 4 квадранта и задается двумя координатными осями (см. рис.7).

Чтобы определить положение продукции ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» на двумерной матрице БКГ «рост/доля» требуется знать рыночную долю и темпы роста объемов продаж предприятия (см. табл.36).

По оси абсцисс координата рассчитывается по формуле 7:

, (7)

Где V1 - объем продаж фирмы;

V2 - объем продаж главного конкурента.

На оси ординат темп роста определим по формуле 8:

, (8)

Где V3 - объем продаж продукции ОАО «» в 2009 Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» году;

V4 - объем продаж в 2008 году.

Таблица 38

Продукция Lg X Темпы роста продаж, %
1 Хлеб отрубной 0,4 9,5
Хлеб ржаной 0,35 13


Рис.7. Матрица Бостонской консалтинговой группы

По горизонтали – измерение относительной доли конкретного бизнеса коммерческой организации по данному конкретному продукту на конкретном рынке данного продукта. По вертикали – измерение темпов прироста рынка соответствующего продукта

Согласно матрице БКГ продукция ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» попадает в следующие квадранты:

1) Хлеб ржаной – «Звезды»: это продукты-лидеры отраслевых рынков с высокой доле на рынке, высокими объемами продаж и высокой прибылью, обычно нуждаются в значительных инвестициях для расширения производственных возможностей и увеличение оборотного капитала, и для того чтобы не отстать от высокого темпа отрасли.

2) Хлеб отрубной – «Дойные коровы»: товары на этапе зрелости, которые дают прибыли больше, чем требуется для их поддержания на рынке. За счет их прибыли раскручивают проблемные продукты, наращивают «звезд».

Матрица GE/McKinsey, или матрица МакКинзи представляет фактический портфолио-анализ, который дает представление об областях деятельности предприятия на момент получения информации.

В матрице МакКинзи горизонтальная ось – это интенсивная многофакторная оценка конкурентного статуса конкретного бизнеса, а вертикальная ось – интегральное многофакторное измерение привлекательности рынка поданному конкретному бизнесу.

Необходимо ввести: шкалу важности с весовыми коэффициентами (1 – не важно, 2 – важно, 3 – очень важно); оценочную шкалу (1 – очень плохо, 2 – плохо, 3 – удовлетворительно, 4 – хорошо, 5 – отлично).

1. Производство пряников, печенья и крекера

Расчет координат по осям «Х» и «У» представлены в табл. 39, 40.

Таблица 39

Расчет фактического показателя по оси Х (оценка конкурентной позиции)

Ось Х Относительный вес Оценка привлекательности Результат
1. Качество продукции 0,3 5 1,5
2. Исследовательский потенциал 0,2 2 0,4
3. Доля рынка 0,2 4 0,8
4. Издержки производства 0,3 3 0,9
ИТОГО: 1 3,6

Таблица 40

Расчет фактического показателя по оси Y (привлекательность отрасли)

Ось Y Относительный вес Оценка привлекательности Результат
1. Рост и размер рынка 0,3 5 1,5
2. Технологическая стабильность 0,2 3 0,6
3. Конкурентная ситуация 0,25 4 1
4. Прибыльность 0,25 4 1
ИТОГО: 1 4,1

2. Производство минеральной воды

Расчет координат по осям «Х» и «У» представлены в табл.41, 42

Таблица 41

Расчет фактического показателя по оси Х

Ось Х Относительный вес Оценка привлекательности Результат
1. Качество продукции 0,3 3 0,6
2. Исследовательский потенциал 0,2 2 0,4
3. Доля рынка 0,3 3 0,9
4. Издержки производства 0,2 3 0,6
ИТОГО: 1 2,5

Таблица 42

Расчет фактического показателя по оси Y

Ось Y Относительный вес Оценка привлекательности Результат
1. Рост и размер рынка 0,3 5 1,5
2. Технологическая стабильность 0,2 3 0,6
3. Конкурентная ситуация 0,25 2 0,5
4. Прибыльность 0,25 2 0,5
ИТОГО: 1 3,1

Матрица МакКинзи представлена на рисунке 2.


Рис.2. Матрица МакКинзи

Матрица МакКинзи рассматривает стратегические рекомендации:

1. Инвестирование (наступательная стратегия);

2. Сохранение позиций (оборонительная стратегия);

3. Дезинвестирование (отход, ликвидация).

Производство ржаного хлеба попадает в квадрат инвестирования. Доля продукции ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» постепенно увеличивается, поэтому необходимо удерживать достигнутые позиции и расширять на рынке хлебобулочной продукции. Данная стратегия ориентирует деятельность предприятия на стремление к лидерству, на избирательные инвестиции по критерию эффективности и укрепления уязвимых мест.

Для комбината необходимо использовать стратегию ограниченного роста в производстве ржаного и отрубного хлеба. Для данной стратегии характерно установление целей от достигнутого, скорректированных с учетом инфляции. Выбор стратегии ограниченного роста обусловлен тем, что предприятие ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» в основном удовлетворено своим положением, это самый легкий, наиболее удобный и наименее рискованный способ действия.

Для каждого бизнеса предприятия формулируется соответствующая выбранной стратегической альтернативе эталонная стратегия. Важнейшим направлением развития современной предпринимательской организации является ее становление как системы, которая эффективно сочетает в себе подсистему из небольшого количества относительно обособленных бизнесов и подсистему из нескольких агрегированных видов обеспечивающей деятельности.

На предприятии по каждому отдельному бизнесу и агрегированному виду деятельности, как правило, разрабатывается своя специализированная стратегия.

Для производства хлебобулочных изделий ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» целесообразно использовать эталонную стратегию развития рынка, так как организация успешна в данном бизнесе (высокие темпы роста), появляются новые надежные каналы сбыта, а также существуют непроработанные рынки. Поэтому существует возможность выведения своего продукта на рынок в новых географических регионах.

Выбор конкурентной позиции осуществляется с помощью матрицы Портера, в центре внимания которой находятся не только удовлетворение потребностей покупателей, но и конкурирующие силы рынка, а именно: потенциальные конкуренты, покупатели, поставщики, реальные конкуренты внутри отрасли (см. рис.9).

Стратегическая

цель

Стратегическое преимущество
Неповторимость (уникальность) продукта с точки зрения покупателя Преимущества в себестоимости
Вся отрасль 1. Дифференцирование 2. Лидерство в области затрат
Сегмент рынка 3. Концентрация на сегменте

Рис.9. Матрица Портера

В отношении производства хлеба целесообразным для ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» будет применение стратегии дифференцирования, так как организация работает со всей отраслью и ее нельзя назвать лидером в области затрат. Предпосылками выбора именно этой стратегии является широкий ассортимент продукции, применение высококачественного сырья, высокий имидж предприятия.

Преимуществами стратегии дифференцирования являются:

1. Потребители связывают продукт с маркой, их чувствительность к цене снижается, что дает большие преимущества по отношению к ценовым лидерам;

2. Высокая прибыль облегчает отношения с поставщиками;

3. Высокая лояльность потребителей к марке дает защиту от продуктов-заменителей.

В основе подхода к портфельному анализу фирмы ArthurD. Little лежит концепция жизненного цикла отрасли или бизнес-единицы, в соответствии с которой каждая бизнес единица проходит в своем развитии четыре стадии: рождение, развитие, зрелость, спад.

Другим параметром является конкурентная позиция бизнеса: ведущая, сильная, прочная, слабая (рис.10).


Старение

Стадии жизненного цикла
Развитие-выживание
Зрелость
Избирательное развитие
Развитие

Естественное развитие
Рождение
100
0
Конкурентная позиция

Рис.10. Матрица портфельного анализа ArthurD. Little

Руководствуясь рекомендациями матрицы ArthurD. Little, ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» следует выбрать следующие стратегии:

1) Для производства отрубного хлеба (положение бизнес-единицы в матрице: ведущая/зрелость) возможные стратегии: удержание доли рынка (A, B, C, F, G, H, J, N, T), удержание конкурентного преимущества (A, C, N, U, V).

Уточненные стратегии консультационной группы ArthurD. Little:

А – обратная интеграция; B – развитие бизнеса за рубежом; C – развитие производственных мощностей за рубежом; F – экспорт той же продукции; G – прямая интеграция; H – неуверенность; J – лицензирование за рубежом; N – методы и направления повышения эффективности; T – старые продукты-новые рынки; U – старые продукты-старые рынки; V – эффективная технология.

2) Для производства ржаного хлеба (сильная/зрелость) возможные стратегии: удержание конкурентного положения (A, C, N, U, V, T), рост доли рынка с увеличением производства (A, В, C, F, N, P, T, U).

Уточненные стратегии: P – новые продукты-старые рынки.

Выбранные для ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» стратегии можно привести в табличной форме (см. табл. 43).

Таблица 43

Выбранные стратегии развития

Бизнес/ продукт Стратегическая альтернатива Эталонная стратегия Конкурентная стратегия
1) Производство ржаного и отрубного хлеба Инвестирование Развитие рынка Дифференцирование

Выбранные стратегии будут способствовать достижению ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» поставленных целей, позволят предприятию удерживать лидирующие позиции на рынке и в конкурентной борьбе.

Виды деятельности при конкуренции можно разделить на категории, которые объединены в так называемую цепочку стоимости. Все виды деятельности, входящие в эту цепочку, вносят свой вклад в конечную потребительскую стоимость продукта-товара. Выбранная конкурентная стратегия определяет способ, которым организация выполняет отдельные виды своей деятельности, а также всю цепочку стоимости в целом (рис3).

Обеспечивающая деятельность

Инфраструктура организации
Управление персоналом
Развитие технологии
Снабжение
Обеспечение поставок Выпуск продукта Обеспечение сбыта Маркетинг и продажа Сервис
Основная производственная деятельность

Рис3. Цепочка стоимости

Определим цепочку стоимости для производства хлебобулочной продукции. Полная стоимость выпуска хлебобулочной продукции включает затраты на основную и обеспечивающую деятельность и в сумме составляет 351687,6 тыс. руб. Цепочка стоимости в тыс. руб.:

I. Обеспечивающая деятельность:

1. Инфраструктура организации – 7500

2. Управление персоналом – 9800

3. Развитие технологии – 15200

4. Снабжение – 8600

II. Основная деятельность:

1. Обеспечение поставок – 201510,6

2. Выпуск продукта – 26780

3. Обеспечение сбыта – 27150

4. Маркетинг и продажа – 33042

5. Сервис – 22105

Заключение

В данной работе ставилась целью разработка системы стратегического планирования на предприятии на примере ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ».

Одной из важнейших составляющих функционирования организации в современном мире является стратегическое управление, которое рассматривается как деятельность высшего руководства по управлению организацией. Стратегическое планирование – это инструмент формирования системы целей предприятия, основа функциональной структуры управления и системы управленческих функций.

Корпоративная цель предприятия на 2010-2012гг. – это увеличение объемов продаж в 2010 году на 18% по сравнению с 2009 годом, в 2011г. на 20% по сравнению с 2010г. и в 2012г. на 22% по сравнению с 2012г. Главной рыночной целью является увеличение рыночной доли потребления рынка Брянска и брянской области, а также освоение нового рынка в московском регионе.

По результатам анализа основных показателей деятельности предприятия видно, что ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» в 2007-2009г имел устойчивое финансовое положение, снижение показателей рентабельности связано с резким ухудшением экономической ситуации в стране.

Предприятие ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» обладает значительным потенциалом в сфере финансов, маркетинга, менеджмента, производства, научных разработок, кадровой службы. В целом положение предприятия можно назвать благоприятным.

Организационную структуру ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» можно квалифицировать как линейно-функциональную, каждое подразделение которой возглавляет руководитель, обладающий всеми функциями управления и полномочиями по принятию решений. ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» имеет механистический тип организации, характеризуемый экстенсивным использованием формальных правил и процедур, централизованным принятием решений, узко определённой ответственностью в работе и иерархией власти в организации.

Пищекомбинат представляет собой корпоративную организацию, имеющую монополии на информацию, обеспечивающую власть, принятие решений в которой строится по принципу большинства, интересы производства определяют интересы работника, где человек существует для работы и применяется принцип двойной морали.

Оценка PEST-факторов, оказывающих влияние на деятельность предприятия ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» показывает, что сильные стороны преобладают над слабыми, а возможности над угрозами. Предприятию необходимо разработать стратегии выявления и использования сильных сторон и возможностей. На деятельность предприятия наибольшее положительное влияние оказывают социальные и технологические факторы. Экологические факторы в целом оказывают небольшое отрицательное влияние, это обусловлено тем, что все материалы, используемые комбинатом в производстве, имеют гигиенические и экологические сертификаты качества.

Применение количественного SWOT-анализа показывает, что итоговая оценка сильных сторон преобладает над слабыми сторонами, а итоговая оценка возможностей – над угрозами. Однако угрозы и слабые стороны достаточно сильно действуют на предприятие, тем более что разрыв между ними и возможностями небольшой.

Для ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» рекомендованы следующие стратегии:

- производство ржаного хлеба необходимо инвестировать. Данная стратегия ориентирует деятельность предприятия на стремление к лидерству, на избирательные инвестиции по критерию эффективности и укрепления уязвимых мест;

- рекомендуется использовать стратегию ограниченного роста в производстве пряников, печенья и крекера. Для данной стратегии характерно установление целей от достигнутого, скорректированных с учетом инфляции;

- целесообразно использовать эталонную стратегию развития рынка, так как организация успешна в данном бизнесе (высокие темпы роста), появляются новые надежные каналы сбыта, а также существуют непроработанные рынки.

Поэтому существует возможность выведения своего продукта на рынок в новых географических регионах.

Список использованной литературы

1. «Об акционерных обществах» ФЗ от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 30.12.2008) // ЗАО «Консультант Плюс». – М.: CONSULTANT, 1997. – Режим доступа: http//www.consultant.ru

2. Ансофф И. Стратегический менеджмент = Strategic Management : клас. изд. / И. Ансофф ; пер. с англ. под ред. А. Н. Петрова. - М. [и др.] : Питер, 2009. - 344 с.

3. Арустамов, Э.А. Организация предпринимательской деятельности : учеб. пособие для вузов / Э. А. Арустамов, А. Н. Пахомкин, Т. П. Митрофанова. - 3-е изд., испр. - М. : Дашков и Ко, 2009. - 331 с.

4. Басовский Л.Е. Менеджмент : учеб. пособие для вузов / Л. Е. Басовский. - М. : ИНФРА-М, 2008. - 216 с.

5. Белов Г.В. Экологический менеджмент предприятия : учеб. для вузов / Г. В. Белов. - М. : Логос, 2008. - 236 с.

6. Бирюкова О.Ю. Приемы антикризисного менеджмента : учеб. пособие / О. Ю. Бирюкова, Л. А. Бочкова. - М. : Дашков и Ко, 2008. - 270 с.

7. Виханский, О.С. Стратегическое управление : учеб. для вузов / О. С. Виханский. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М. : Экономистъ, 2008. - 292 с.

8. Горбачев, А.Г. Тайм-менеджмент в 2 счета / А. Г. Горбачев. - М. [и др.] : Питер, 2009. - 256 с.

9. Горностаева, А.Н. Современные проблемы управления российскими предприятиями. Часть 1. Менеджмент: учеб. пособие / А.Н. Горностаева. – Брянск, издательство БГТУ, 2003.-336 с.

10. Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложение : учеб. пособие / Е. Н. Евстигнеев. - [6-е изд.]. - М. : Питер, 2009. - 312 с.

11. Инновационный менеджмент : учебник / А. В. Гугелев. - М. : Дашков и Ко, 2008. - 335 с.8. - 351 с.

12. Инновационный менеджмент : учеб. пособие для вузов / К. В. Балдин [и др.]. - М. : Academia, 2008. - 362 c.

13. Ковалев, В.В. Финансы организаций (предприятий) : учеб. для вузов / В. В. Ковалев, Ковалев Вит.В. - М. : Проспект, 2009. - 351 с.

14. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент : экспресс-курс / Ф. Котлер, К. Л. Келлер ; пер. с англ. под науч. ред. С. Г. Жильцова. - 3-е изд. - М. [и др.]: Питер, 2008. - 479 с.

15. Кравченко, А.И. Социология управления: фундаментальный курс : учеб. пособие для вузов / А. И. Кравченко, И. О. Тюрина. - М. ; Екатеринбург : Акад. Проект : Деловая кн., 2008. - 982 с.

16. Латфуллин, Г.Р. Теория организации : учеб. для вузов / Г. Р. Латфуллин, А. В. Райченко. - 2-е изд. доп. и перераб. - М. [и др.] : Питер, 2008. - 462 с.

17. Лейни Т.А. Бренд-менеджмент : учеб.-практ. пособие / Т. А. Лейни, Е. А. Семенова, С. А. Шилина. - М. : Дашков и Ко, 2008. - 225 с.

18. Максименко Г.Б. Менеджмент : учеб. пособие для вузов / Г. Б. Максименко. - 2-е изд. - М. : Дашков и Ко, 2008. - 362 с.

19. Менеджер информационных ресурсов : учеб.-метод. пособие / В. К. Клюев [и др.] ; [под общ. ред. В. К. Клюева ]. - М. : Литера, 2009. - 324 с.

20. Мескон, М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М.Албберт, Ф.Хедоури. – М.: Дело, 2007. – 704 с.

21. Мильнер Б.З. Теория организации : учеб. для вузов / Б. З. Мильнер. - Изд. 7-е, перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2009. - 862 с.

22. Мухамедьяров, А.М. Инновационный менеджмент : учеб. пособие / А. М. Мухамедьяров. - 2-е изд. - М. : ИНФРА-М, 2008. - 175 с.

23. Пивоваров, С.Э. Сравнительный менеджмент : учебник / С. Э. Пивоваров, И. А. Максимцев. - 2-е изд. - М. [и др.] : Питер, 2008. - 480 с.

24. Птускин А.С. Нечеткие модели и методы в менеджменте : учеб. пособие / А. С. Птускин. - М. : Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2008.

25. Ромат, Е.В. Реклама : [учеб. для вузов] / Е. В. Ромат. - 7-е изд. - М. [и др.] : Питер, 2008. – 512 с.

26. Трайнев В.А. Менеджмент и маркетинг в образовании, науке и производстве и его информационное обеспечение (методология и практика) / В. А. Трайнев, С. А. Дмитриев, И. И. Пинчук ; под общ. ред. В. А. Трайнева. - М. : Дашков и Ко, 2008. - 266 с.

27. Цветков, А.Н. Менеджмент / А. Н. Цветков. - М. [и др.] : Питер, 2009.- 176 с.

28. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент : учеб. для вузов / Р. А. Фатхутдинов. - 9-е изд., испр. и доп. - М. : Дело, 2008. - 445 с.

29. Философова Т.Г. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность : учеб. пособие для вузов / Т. Г. Философова, В. А. Быков ; под ред. Т. К. Философовой. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ, 2008. - 295 с.

30. Финансовый менеджмент : Теория и практика : учеб. для вузов / Е. С. Стоянова [и др.] ; под ред. Е. С. Стояновой. - Изд. 6-е. - М. : Перспектива, 2008. - 655 с.

31. Фунтов, В.Н. Основы управления проектами в компании : учеб. пособие / В. Н. Фунтов. - 2-е изд., доп. - М. [и др.] : Питер, 2008. - 336 с.

32. Официальный сайт Брянской области. Режим доступа: http//www.bryanskobl.ru/

33. Официальный сайт Госкомстата РФ. Режим доступа: http// www.gks.ru/


Приложение 1

Бухгалтерская отчетность ОАО «ПК Бежицкий» за период с 2007 г по 2009 г.

Бухгалтерский баланс на 2007г.
АКТИВ Код
показателя
На начало отчетного года На конец отчетного периода
1 2 3 4
I. Внеоборотные активы
Нематериальные активы 110 69 77
Основные средства 120 51133 50362
Незавершенное строительство 130 4382 7221
Доходные вложения в материальные ценности 135 - -
Долгосрочные финансовые вложения 140 2441 2300
Отложенные налоговые активы 145 382 470
Прочие внеоборотные активы 150 - -
Итого по разделу I 190 58407 60429
II. Оборотные активы
Запасы 210 15665 18164
в том числе:
сырье, материалы и другие аналогичные ценности 211 13283 15544
животные на выращивании и откорме 212 - -
затраты в незавершенном производстве 213 - -
готовая продукция и товары для перепродажи 214 2087 2288
товары отгруженные 215 - -
расходы будущих периодов 216 295 333
прочие запасы и затраты 217 - -
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям 220 1360 250
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) 230 - -
в том числе:
покупатели и заказчики 231 - -
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) 240 21338 31842
31842
в том числе:
покупатели и заказчики 241 13599 17812
Краткосрочные финансовые вложения 250 - -
Денежные средства 260 3475 9717
Прочие оборотные активы 270 - -
Итого по разделу II 290 41838 59974
БАЛАНС 300 100245 120403
Форма 0710001 с.2
ПАССИВ Код
строки
На начало отчетного года На конец отчетного периода
1 2 3 4
III. Капитал и резервы
Уставный капитал 410 5306 5306
Собственные акции, выкупленные у акционеров 411 - -
Добавочный капитал 420 11513 11513
Резервный капитал 430 796 796

в том числе:

резервные фонды, образованные в соответствии
с законодательством
431 796 796
796
резервы, образованные в соответствии с учредительными документами 432 - -
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) 470 75872 91133
Итого по разделу III 490 93487 108748
IV. Долгосрочные обязательства
Займы и кредиты 510 - -
Отложенные налоговые обязательства 515 246 249
Прочие долгосрочные обязательства 520 - -
Итого по разделу IV 590 246 249
V. Краткосрочные обязательства
Займы и кредиты 610 2009 -
Кредиторская задолженность 620 4503 11406
в том числе:
поставщики и подрядчики 621 1695 4223
задолженность перед персоналом организации 622 1321 1929
задолженность перед государственными внебюджетными фондами 623 237 477
477
задолженность по налогам и сборам 624 1000 4266
прочие кредиторы 625 250 512
Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов 630 - -
Доходы будущих периодов 640 - -
Резервы предстоящих расходов 650 - -
Прочие краткосрочные обязательства 660 - -
Итого по разделу V 690 6512 11406
БАЛАНС 700 100245 120403
СПРАВКА О НАЛИЧИИ ЦЕННОСТЕЙ, УЧИТЫВАЕМЫХ НА ЗАБАЛАНСОВЫХ СЧЕТАХ
Арендованные основные средства 910 - -
в том числе по лизингу 911 - -
Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение 920 - -
Товары, принятые на комиссию 930 - -
Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов 940 - -
Обеспечения обязательств и платежей полученные 950 - -
Обеспечения обязательств и платежей выданные 960 - -
Износ жилищного фонда 970 - -
Износ объектов внешнего благоустройства и других аналогичных объектов 980 - -
Нематериальные активы, полученные в пользование 990 - -
- -

Отчет о прибылях и убытках на 2007 г.

Показатель За отчетный период За аналогичный период предыдущего года
наименование код
1 2 3 4
Доходы и расходы по обычным видам деятельности
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) 010 285244 285244 260242
285244 285244 260242
285244 285244 260242
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг 020 -244968 -244968 -217467
Валовая прибыль 029 40276 40276 42775
Коммерческие расходы 030 -6266 -6266 -4289
Управленческие расходы 040 - -
Прибыль (убыток) от продаж 050 34010 34010 38486
Прочие доходы и расходы
Проценты к получению 060 124 124 102
Проценты к уплате 070 -14 -14 -137
Доходы от участия в других организациях 080 - -
Прочие доходы 090 1294 1294 956
Прочие расходы 100 -10713 -10713 -9548
Прибыль (убыток) до налогообложения 140 24701 24701 29859
Отложенные налоговые активы 141 88 88 106
Отложенные налоговые обязательства 142 -3 -3 -95
Текущий налог на прибыль 150 -8368 -8368 -9058
Налог на ЕНВД 180 -1 -1 -31
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода 190 16417 16417 20781
СПРАВОЧНО:
Постоянные налоговые обязательства (активы) 200 2355 2355 1881
Базовая прибыль (убыток) на акцию 201 - -
Разводненная прибыль (убыток) на акцию 202 - -

Бухгалтерский баланс на 2008г.

АКТИВ

Код

показателя

На начало отчетного года На конец отчетного периода
1 2 3 4
I. Внеоборотные активы
Нематериальные активы 110 77 77 115
Основные средства 120 50362 50362 51398
Незавершенное строительство 130 7221 7221 6519
Доходные вложения в материальные ценности 135 - 232
Долгосрочные финансовые вложения 140 2300 2300 2300
Отложенные налоговые активы 145 470 470 471
Итого по разделу I 190 60430 60430 61035
II. Оборотные активы
Запасы 210 18165 18165 24056
в том числе:
сырье, материалы и другие аналогичные ценности 211 15544 15544 18706
готовая продукция и товары для перепродажи 214 2288 2288 4428
расходы будущих периодов 216 333 333 922
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям 220 250 250 38
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) 240 31842 31842 50988
31842 31842 50988
в том числе:
покупатели и заказчики 241 17812 17812 32928
Денежные средства 260 9717 9717 2545
Итого по разделу II 290 59974 59974 77627
БАЛАНС 300 120404 120404 138662
ПАССИВ

Код

строки

На начало отчетного года На конец отчетного периода
1 2 3 4
III. Капитал и резервы
Уставный капитал 410 5306 5306 5306
Добавочный капитал 420 11513 11513 11513
Резервный капитал 430 796 796 796
в том числе:

резервные фонды, образованные в соответствии

с законодательством

431 796 796 796
796 796 796
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) 470 91133 91133 112002
Итого по разделу III 490 108748 108748 129617
IV. Долгосрочные обязательства
Отложенные налоговые обязательства 515 249 249 235
Итого по разделу IV 590 249 249 235
V. Краткосрочные обязательства
Кредиторская задолженность 620 11407 11407 8810
в том числе:
поставщики и подрядчики 621 4223 4223 3114
задолженность перед персоналом организации 622 1929 1929 2315
задолженность перед государственными внебюджетными фондами 623 477 477 511
477 477 511
задолженность по налогам и сборам 624 4266 4266 2694
прочие кредиторы 625 512 512 176
Итого по разделу V 690 11407 11407 8810
БАЛАНС 700 120404 120404 138662

Отчет о прибылях и убытках на 2008 г.

Показатель За отчетный период За аналогичный период предыдущего года
наименование код
1 2 3 4
Доходы и расходы по обычным видам деятельности
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) 010 350130 285244
285244
285244
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг 020 (298947) (244968)
Валовая прибыль 029 51183 40276
Коммерческие расходы 030 (4730) (6266)
Прибыль (убыток) от продаж 050 46453 34010
Прочие доходы и расходы
Проценты к получению 060 253 124
Проценты к уплате 070 - (14)
Прочие доходы 090 1460 1294
Прочие расходы 100 (14508) (10713)
Прибыль (убыток) до налогообложения 140 33658 24701
Отложенные налоговые активы 141 1 88
Отложенные налоговые обязательства 142 14 (3)
Текущий налог на прибыль 150 (11201) (8368)
Налог на ЕНВД 180 (47) (1)
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода 190 22425 16417
СПРАВОЧНО:
Постоянные налоговые обязательства (активы) 200 3108 2355

Бухгалтерский баланс на 2009 г.

АКТИВ

Код

показателя

На начало отчетного года На конец отчетного периода
1 2 3 4
I. Внеоборотные активы
Нематериальные активы 110 115 115 119
Основные средства 120 51398 51398 59594
Незавершенное строительство 130 6519 6519 49971
Доходные вложения в материальные ценности 135 232 232 222
Долгосрочные финансовые вложения 140 2300 2300 2300
Отложенные налоговые активы 145 471 471 437
Итого по разделу I 190 61035 61035 112643
II. Оборотные активы
Запасы 210 24056 24056 21506
в том числе:
сырье, материалы и другие аналогичные ценности 211 18706 18706 14975
готовая продукция и товары для перепродажи 214 4428 4428 4917
расходы будущих периодов 216 922 922 1614
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям 220 38 38 7109
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) 240 50988 50988 49835
50988 50988 49835
в том числе:
покупатели и заказчики 241 32928 32928 29169
Денежные средства 260 2545 2545 14300
Итого по разделу II 290 77627 77627 92750
БАЛАНС 300 138662 138662 205393
ПАССИВ

Код

строки

На начало отчетного года На конец отчетного периода
1 2 3 4
III. Капитал и резервы
Уставный капитал 410 5306 5306 5306
Добавочный капитал 420 11513 11513 11513
Резервный капитал 430 796 796 796
в том числе:

резервные фонды, образованные в соответствии

с законодательством

431 796 796 796
796 796 796
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) 470 112002 112002 153576
Итого по разделу III 490 129617 129617 171191
IV. Долгосрочные обязательства
Отложенные налоговые обязательства 515 235 235 302
Итого по разделу IV 590 235 235 302
V. Краткосрочные обязательства
Кредиторская задолженность 620 8810 8810 33900
в том числе:
поставщики и подрядчики 621 3114 3114 18679
задолженность перед персоналом организации 622 2315 2315 2466
задолженность перед государственными внебюджетными фондами 623 511 511 735
511 511 735
задолженность по налогам и сборам 624 2694 2694 11878
прочие кредиторы 625 176 176 142
Итого по разделу V 690 8810 8810 33900
БАЛАНС 700 138662 138662 205393

Отчет о прибылях и убытках на 2009 г.

Показатель За отчетный период За аналогичный период предыдущего года
наименование код
1 2 3 4
Доходы и расходы по обычным видам деятельности
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) 010 407585 350130
350130
350130
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг 020 (352052) (298947)
Валовая прибыль 029 55533 51183
Коммерческие расходы 030 (5132) (4730)
Прибыль (убыток) от продаж 050 50401 46453
Прочие доходы и расходы
Проценты к получению 060 395 253
Проценты к уплате 070 (83) -
Прочие доходы 090 2616 1460
Прочие расходы 100 (14666) (14508)
Прибыль (убыток) до налогообложения 140 41733 33658
Отложенные налоговые активы 141 (34) 1
Отложенные налоговые обязательства 142 (67) 14
Текущий налог на прибыль 150 (17072) (11201)
Налог на ЕНВД 180 (29) (47)
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода 190 25531 22425
СПРАВОЧНО:
Постоянные налоговые обязательства (активы) 200 2597 3108

[1] По данным сайта http://www.icss.ac.ru/macro/

[2] По данным Всероссийской переписи населения.

[3] Режим доступа: www.gks.ru

Скачать архив с текстом документа