Анализ проектов
СОДЕРЖАНИЕ: Анализ проектов Многие руководители при выборе проектов для инвестирования часто полагаются на интуицию. Конечно, в некоторых ситуациях этот подход является оптимальным, например, в малом бизнесе. Однако в большинстве случаев интуитивный отбор проектов для выполнения приводит к проблемам.
Анализ проектов
Многие руководители при выборе проектов для инвестирования часто полагаются на интуицию. Конечно, в некоторых ситуациях этот подход является оптимальным, например, в малом бизнесе. Однако в большинстве случаев интуитивный отбор проектов для выполнения приводит к проблемам.
Интуиция основывается на особом видении рынка, и это видение может не совпадать у нескольких людей. Поэтому, если выбором проектов занимаются партнеры, или несколько инвесторов, то интуитивный подход существенно усложняет их работу. Часто некоторые проекты отбираются топ-менеджерами, а некоторые — на уровне начальников подразделений, и в таком случае, если проекты отбираются интуитивно, то на разных уровнях управления могут инициироваться проекты, не дополняющие друг друга, а даже мешающие выполнению других проектов.
Чтобы оптимально использовать инвестирование ресурсов организации в проекты, необходим системный подход, обеспечивающий единые принципы отбора проектов во всей организации. Таким подходом является ранжирование проектов по некоторым формальным критериям и отбор на основе полученной при ранжировании оценки.
Показателен пример банка ABN Amro, представители которого на 17м всемирном конгрессе по управлению проектами в Москве рассказывали о том, что до внедрения системы ранжирования проектов на выбор проекта уходило до месяца, поскольку члены совета директоров не могли договориться о том, какой проект лучше другого. После внедрения такой системы на выбор проектов стало уходить около недели.
Построение системы ранжирования может осуществляться на основе разных критериев. Традиционно проекты оцениваются по финансовым показателям (затраты на проект, возможная прибыль, возврат инвестиций), уровню влияния на бизнес (возможное повышение производительности, прибыльности, инвестиционной привлекательности предприятия), степени риска, соответствию стратегии и другим критериям (рост лояльности персонала, увеличение влияния на рынок и пр.). Причем именно группа «других критериев» наиболее интересна для консультантов, поскольку именно эти критерии отражают специфику организации, в которой внедряется ранжирование проектов.
После того, как разработана система критериев, разрабатывается шкала оценки проектов по этим критериям (определяется число баллов на шкале, откуда идет измерение) и принципы оценки проектов по этой шкале. Принципы оценки описывают, по каким формальным признакам присудить проекту тот или иной балл по той или иной оценочной шкале.
В завершение разрабатывается система весовых коэффициентов, которая определяет, какие критерии более значимы для организации, а какие менее значимы. Это дает возможность получить консолидированную оценку проекта по системе ранжирования. По сути, коэффициент отражает связь критериев со стратегией организации — более важные критерии получают более высокий коэффициент.
После разработки системы ранжирования внедряется процедура, обеспечивающая оценку каждого проекта по этой системе. Это обеспечивает последовательный выбор проектов по единой системе критериев во всей организации и обеспечивает запуск в работу проектов в максимальной степени соответствующие стратегии организации.