Анализ системного кризиса образования в России
СОДЕРЖАНИЕ: ОБРАЗОВАНИЕ: — КРИЗИС ИЛИ ПЕРЕХОД К НОВОМУ УРОВНЮ И КАЧЕСТВУ ОБРАЗОВАНИЯ И ЖИЗНИ? ( АНАЛИЗ СИСТЕМНОГО КРИЗИСА В ОБРАЗОВАНИИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ) Как складывалась современная система образования?ОБРАЗОВАНИЕ: — КРИЗИС ИЛИ ПЕРЕХОД К НОВОМУ УРОВНЮ
И КАЧЕСТВУ ОБРАЗОВАНИЯ И ЖИЗНИ?
( АНАЛИЗ СИСТЕМНОГО КРИЗИСА В ОБРАЗОВАНИИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ)
Как складывалась современная система образования?
В последние годы ведется горячая полемика вокруг реформы образования.
Предлагаются новые педагогические, организационно-методические и другие новшества. Каждый автор-новатор создает свою школу, которая претендует на уникальность, но вместе с тем, все эти школы переживают общий системный кризис образования, тесно увязанный с системным кризисом человеческой цивилизации.
Современная система образования сложилась под напором зарождающейся буржуазии, кровно заинтересованной в развитии индустриального промышленного уклада в рыночной (капиталистической) экономике в 16-17 веках. Индустриальной экономике понадобилось большое количество обученных элементарной грамоте простолюдинов,
которым не хватало средств нанять учителя.
Главными архитекторами образовательного конвейера, или создаваемой школьно-урочной системы, стали педагоги и философы Ян Амос Коменский, Джон Локк, Жан-Жак Руссо, Иоганн Генрих Песталоцци. Созданный ими образовательный конвейер школьно-урочной системы помог миллиардам детей из бедных семей не только приобщиться к знаниям, получить профессию, но и получить воспитание и культуру, накопленную человечеством. Это образовательный конвейер позволил человечеству достичь изобилия материальных благ, привел к периодическим кризисам перепроизводства материальных благ.
Со временем, в образовании, развилось три школы:
— Российская, полифоничная, гуманистическая, воспитывающая творческую, широко образованную, созидательную личность;
— Американская, узко прагматическая, сосредоточенная на подготовке специалиста высокой квалификации, в одной области;
— Европейская, соединяющая в себе черты российской и американской.
Сегодня все эти школы переживают системный кризис формы и содержания образовательного процесса, не отвечающего требованиям все ускоряющегося социального времени. Индустриальная экономика, основанная на огромных предприятиях, с десятками тысяч рабочих, многокилометровыми конвейерами стала отмирать. На первое место в мире стали выходить гибкие, высокотехнологичные, быстро перенастраиваемые производства, с высокопрофессиональным персоналом, имеющем высшее образование, обладающие знанием информационных технологий.
Такому работнику требуется образование длиною в жизнь, творческое отношение к работе и высокий уровень оплаты труда.
Сегодня страны разделились по видам экономики: — на сырьевые (слабо развитые), на развитые страны (с индустриальной и информационной экономикой) и развивающиеся страны (с переходной экономикой), где задачи образования принципиально разные.
Образование и системный кризис человеческой цивилизации.
Весь ХХ век, человечество сотрясали революции и мировые войны, готовившие переход
человеческой цивилизации в новое качество или её полное уничтожение. В первые об этом заговорили представители финансовой и политической элиты мира, объединенные в Римский клуб, в 1972 году, обсуждая доклад «Пределы роста» и книгу Аурелио Печчеи «Человеческие качества»
Эти архитекторы «Нового мирового порядка» установили, что индустриальный метод в промышленности и экономике уничтожит среду обитания человечества к 2050 году, если не принять кардинальных мер. К этим мерам относится не только сворачивание промышленного производства в большинстве стран мира, но и реализация мер по уничтожению «излишних трех миллиардов бесполезных едоков». План этого геноцида подготовил Сайрус Вэнс под названием «Отчет Глобал 2000». Этот план одобрило и приняло руководством к действию Правительство США в лице Президента Картера.
Информацию об этих человеконенавистнических планах Мирового Правительства поведал миру британский разведчик Джон Колеман в своей книге «Комитет трехсот».
Эти меры кроме прямого геноцида войны, терроризма, бактериологического, биологического и информационно-психологического оружия, подразумевают воспевание
скрытого геноцида в виде распространения табака, алкоголя, наркотиков, беспорядочных половых связей, порнографии, резкого снижения доходов у ученых, работников образования и культуры, чтобы отучить людей мыслить, а сделать их зависимыми от потребностей и инстинктов тела, превратить в послушных животных. Хорошо описал это будущее в фантастической сказке «Ферма животных» английский писатель — фантаст Джордж Оруэлл, уже более 60 лет назад написавший свою пророческую книгу.
С этого времени начинаются все реформы образования с целью его упрощения, примитивизации, эклектичности, позволяющей скрыть причинно-следственные связи в происходящих событиях, сделать человека зависимым, подавленным, управляемым.
Под любым надуманным предлогом (идеологической зашоренности и т.д.) из процесса образования убирается воспитание созидательной, нравственной личности.
Хорошо сработала Доктрина Алена Даллеса, бывшего директором ЦРУ США в 1945 году,
познакомьтесь с выдержками из неё, касающиеся его целей в области образования и культуры в России:
«Мы бросим все, что имеем, все золото, всю материальную мощь и ресурсы на оболванивание и одурачивание людей.
Человеческий мозг, сознание людей способны к изменению. Посеяв в России хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые... Мы найдем своих единомышленников, своих помощников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного угасания его самосознания.
Из литературы и искусства мы... постепенно вытравим их социальную сущность, отучим художников, отобьем у них охоту заниматься изображением, исследованием ... тех процессов, которые происходят в глубинах народных масс.
Литература, театр, кино — все будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в сознание культ секса, насилия, садизма, предательства — словом, всякой безнравственности.
В управлении государством мы создадим хаос, неразбериху. Мы будем незаметно, но активно и постоянно способствовать самодурству чиновников, взяточников, беспринципности. Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьнство и наркоманию, животный страх ... и вражду народов, прежде всего вражду и ненависть к русскому народу — все это мы будем ловко и незаметно культивировать.
И лишь немногие, очень немногие будут догадываться или понимать, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратим их в посмешище, найдем способ их оболгать и объявить отбросами общества...
Мы будем расшатывать таким образом поколение за поколением... Мы будем драться за людей с детских, юношеских лет, будем всегда главную ставку делать на молодежь, станем разлагать, развращать, растлевать её. Мы сделаем из них космополитов».
Неспроста щедрый меценат Джордж Сорос передает значительные суммы на разработку новых учебников и пособий, чтобы неполная правда, а то и откровенная ложь убили в сознании учащихся смысл российской истории, российского государства и народа, сделали учащихся «Иванами, не помнящими родства».
А то, что потоком идет с экранов телевизора, выливается из сетей Интернета, делает сознание свыше 50% людей пограничным, психически предрасположенным к депрессиям и агрессии. Уже сейчас необходимо создавать научные Центры по изучению пограничных состояний и специализированные клиники, по оказанию скорой психологической помощи.
Уже сегодня свыше 10 % населения из-за хаоса реформ и воздействия СМИ и Интернета психически больны, неадекватны. Только возврат к этическим нормам, культуре, образованию и воспитанию созидательной, творческой личности, остановит движение человеческой цивилизации к самоуничтожению.
Кризис российского образования и маргинализм населения, порожденный стремительной индустриализацией и урбанизацией 50-60 годов ХХ века в СССР
Существенным фактором кризиса российского образования является тот факт, что около 90 миллионов россиян, после возвращения паспортов российским крестьянам с 1956 по 1961 год, убежали из села в город. Опустело 100 тысяч деревень, понадобилось массовое жилищное строительство, позволившее в кратчайшие сроки создать десятки городов — миллионников, сотни небольших городов, тысячи поселков. В сознании этих людей произошли определенные изменения. Они перестали быть крестьянами, но, проживая в городе, (даже второе поколение) ещё не стало горожанами, а это состояние называется маргинализмом (пограничным состоянием сознания).
Это научный факт, установленный комплексной экспедицией российских и зарубежных ученых в 1996 году, которые в своем отчете «Тенденции в маргинальном слое России», опубликованном в журнале «Социс» (Социологические исследования), малоизвестен широкому кругу читателей, но очень важен для решения проблем образования в России.
Ведь из 90 миллионов российских маргиналов, около 70 миллионов имеют высокие пробивные способности, являются пассионарными маргиналами (по терминологии Льва Гумилева).
Эти люди стремительно осваивают экономику, науку, бизнес во многих странах мира, но и в России эти люди, без чести, совести, культуры, но с большой энергией и пробивными способностями, заняли, за последние десятилетия, все должности в государственном и муниципальном управлении, в армии, спецслужбах, бизнесе и, что прискорбно в учреждениях науки, образования и культуры.
Поэтому при реформах в образовании, необходимо понимать, что в первую очередь необходимо существенное развитие и психолого — педагогическая коррекция профессорско-преподавательского состава, являющихся пассионарными маргиналами в своем большинстве.
Гедонизм и растление молодежи, описанное в Доктрине Алена Даллеса, стало явью в сегодняшней России. Насущной потребностью становится молодежная политика, которая бы позволяла молодежи видеть и строить свое будущее.
Поражение СССР в «Холодной войне» и кризис образования в современной России.
О поражении СССР в «Холодной войне», с радостью но очень коротко рассказали экс-Президент США Рональд Рейган и экс-Премьер -Министр Великобритании Маргарет Тетчер, они порадовались, что разгромили «Империю Зла — СССР». Теперь то и мы все понимаем, какая это «Империя Добра — США», но поздно.
Из-за информационного дефицита, мы не всегда понимаем, а каким оружием нам нанесли сокрушительное поражение так, что мы уже около 20 лет не можем от него оправиться?
Только в книгах Юрия Крупнова и Максима Калашникова «Оседлай молнию», «Россия против Голема», «Третий проект», можно узнать какие виды информационно-психологического, организационного, экономического и других видов оружия были применены против нас в годы «Холодной войны».
С точки зрения образования интересно «Оружие убийства смысла», когда из года в год СМИ, как рупор «Холодной войны», вбивали нам мысль, что наша страна — помойка, а её история — позор. Убив смысл существования СССР в наших головах, США «позволили»
остальное разрушить и разворовать продавшейся за джинсы и за жвачку управленческой, научной и хозяйственной элите бывшего СССР.
Теперь экономика России -экономика сырьевой, слаборазвитой страны, которой нужны только профессии нефтяников, шахтеров и продавцы импортной продукции.
Если начинать работу по реформированию образования необходимо понимать, что уже целое поколение выросло с ценностями, вора, «трофейщика» в разоренной стране и сначала нужно сказать правду о страшном поражении в «Холодной войне», выработать свое информацинно-психологическое оружие защиты, возрождения этических основ образования. Вместо этого мы погрязли в дебатах о преимуществах «Болонской» системы образования, о бакалаврах и магистрах, о ЕГЭ и прочей вредной дребедени.
Если мы опять заболтаем проблему образования, то, как говорит в своей книге «Россия между Западом и Востоком. Курс Норд-Ост» Юрий Крупнов, нам грозит стать страной — хосписом, в которой вымирание народов обеспечивается в комфортной форме, под торжественные клятвы превращения России в мировую державу.
Образование и человеческий капитал России.
В СССР было бесплатное всеобщее среднее образование, и бесплатное высшее образование, это позволяло штурмовать космос, строить города, продвигать науку, но в годы «демократических реформ», их руководителям показалось, что государство не должно транжирить деньги на подготовку высококлассных специалистов,
потому, что в постсоветской России они не востребованы сырьевой экономикой и уезжают за границу. Образование стало платным, недоступным для значительной части российской молодежи. Но даже если такие способные юноши и девушки находили деньги на образование, или попадали на учебу, благодаря бюджетным средствам, то они не всегда находили себе после выпуска работу по специальности.
Раньше работал, так называемый, «социальный лифт», который помогал одаренным молодым людям найти работу по своим способностям и быть успешным в карьерном росте. Сейчас работает номенклатурно-клановый принцип устройства на работу: сын генерала обязательно будет генералом (даже если он талантливый футболист), а дочь банкира будет Председателем Правления банка (даже в ущерб своему таланту пианистки).
Американский ученый Теодор Шульц в 1979 году, получил Нобелевскую премию за исследования в области человеческого капитала. Он доказал, что люди — единственный элемент, обладающий способностью, производить стоимость, поэтому инвестиции в здоровье, обучение развитие человека, имеют наибольшую отдачу.
Экономисты США подсчитали, что расходы семьи и государства на подготовку к работе
разных видов рабочей силы составляют:
— неквалифицированная рабочая сила (1 чел.) — 200 тыс.дол США;
— Квалифицированная рабочая сила (1 чел.) — 600 тыс. дол. США
(инженерно-технические работники)
— научно — технические работники (1 чел.) — 800 тыс. дол. США
(ученые и инженеры высокой квалификации)
В период упадка и разрушения нашего промышленного производства, прекращения финансирования фундаментальной и отраслевой науки, американский филантроп и финансовый спекулянт Джордж Сорос, с помощью системы грантов, переманил за границу свыше 2 млн. советских ИТРовцев, и свыше 200 тысяч продвинутых ученых.
Если пересчитать по американской методике, то Россия потеряла человеческий капитал на сумму 1 триллион 360 миллиардов дол. США (Это данные на конец 1997 года).
Но процесс утечки российских «мозгов» за границу продолжается, единственное утешение, что они, набравшись западных технологий, когда — то, возвратятся в Россию, и поднимут её звание и значение до уровня мировой державы.
Объявленный руководством страны переход от сырьевой экономики к экономике высоких технологий, нуждается не только в огромной массе специалистов, но как утверждают доктор экономических наук Сергей Глазьев, академик Дмитрий Львов, другие ученые, и в разрушении феодально-вассальной системы управления страной, когда выбираются люди, лично преданные первому лицу.
Федеральные российские чиновники обращаются с регионами, как с колониями, потому, что они создали перевернутую с ног на голову, налоговую пирамиду.
Чтобы её представить, надо знать, что из собранных налогов на муниципальном уровне остается 3%, на региональном — 25%, а на уровень федерации уходит 72%, позволяя там разрастаться метастазам коррупции, процветать жирующим чиновникам.
Удивительные и драматические данные опубликовала Газета «Аргументы и Факты» №24, 2008 г. в статье «Бедность — порог!». Там сказано, что по российской методике подсчитано, что число бедных в России (тех, у кого доходы ниже прожиточного минимума в своем регионе, а это чуть больше четырех тысяч рублей на человека) 20 миллионов 400 тысяч человек.
Но эта методика не выдерживает критики даже с позиций здравого смысла. Заплатив за услуги ЖКХ, этому человеку будет не на что купит еду.
Значит число бедных и нищих сегодня в России уже свыше 30 миллионов. И это та часть общества, которой нет в других странах — это работающие бедные. Это те люди, на которых опирается российское государство, — непьющие, образованные учителя, работники культуры, воспитатели детских садов, работники социальной сферы и ряд других массовых профессий.
До тех пор, пока большинство налогов будет взиматься с фонда оплаты труда, не будет роста уровня и качества жизни россиян. Любой руководитель не захочет обанкротить свое предприятие повышением зарплаты своим работникам. Реализовать свое право на потребности более высокого уровня, чем еда и выживание (поход в театр, учеба в ВУЗе, отдых летом на море и т.д.), россияне смогут только тогда, когда в их доходах расходы на питание будут составлять не более 30%.
Задача государства сегодня: - формировать человеческий капитал России, вкладывать в здоровье, развитие человека, получение им высокого образования и создания новых высокотехнологичных производств в селах и городах нашей страны, только в этом случае мы сможем построить инновационную экономику.
Но каждая семья, воспитатель детсада, педагог в школе ив ВУЗе, должны рассказывать детям, что свой человеческий капитал, юноши и девушки в основном формируют до 23 лет, который затем будет обеспечивать их всю жизнь.
Это годы детства и юности, когда надо развить здоровье, получить образование, профессию и социальный статус. Но жизнь и прозападные СМИ подсовывают стандарты праздной жизни, гедонизма, «гуляй пока молодой, в этой жизни надо все попробовать».
Начинаются пробы пива, сигарет, ранних сексуальных отношений, когда ни социально, ни экономически, ни физиологически, молодые люди не готовы к этому. Конечно, после этого учеба представляется глупым и третьестепенным занятием. Такие молодые люди вступают во взрослую жизнь банкротами: — со слабым здоровьем, низкой квалификацией,
нездоровыми привычками, отсутствием спроса на их профессию и квалификацию, низкими доходами. Они становятся проблемой для семьи и общества.
Сибирский Федеральный Университет и пути выхода из кризиса
Амбициозные планы руководства страны по выводу России в число мировых держав
с мощной экономикой, лежат в русле подготовки новой плеяды специалистов, нового класса российской элиты, через создание и функционирование сети федеральных университетов, где будут реализованы новые стандарты обучения, и в первую очередь
будет подготовлена цельная Концепция видения и реализации стратегических задач.
Для этой стратегической цели и создавался Сибирский Федеральный Университет.
Возникают опасения, что за победными рапортами Председателю Попечительского Совета СФУ, Президенту РФ Д.А. Медведеву, могут скрываться «Потемкинские деревни», из 17 институтов, входящих в СФУ, где по старой совковой привычке соберутся все родственники профессорско — преподавательского состава, приближенные к власти.
Уйдет время на формирование нового содержания и формы СФУ, будут растрачены огромные государственные средства, а ответственные лица потом разведут руками и скажут известную фразу: «Хотели как лучше...»
Сейчас не поздно создать Аналитическое подразделение из крупнейших ученых России и Сибири, которое бы системно проанализировало бы задачи, проблемы, потребности СФУ, выработало меры по эффективному распоряжению ресурсами. Это оказало бы громадную помощь самому университету, реформируемому на ходу из нескольких Красноярских ВУЗов, власти края и России, создало прецедент другим федеральным университетам.
В.Н. Ковалев — Председатель Красноярского регионального отделения Общероссийской организации «Общественная народная академия наук»,
Член Союза журналистов России