Аудит эффективности использования бюджетных средств понятие и основные характеристики
СОДЕРЖАНИЕ: по дисциплине: Контроль и ревизия Тема: 1.Аудит эффективности использования бюджетных средств: понятие и основные характеристики 2. Организации, осуществляющие ревизии в бюджетных учреждениях
по дисциплине: Контроль и ревизия
Тема: 1.Аудит эффективности использования бюджетных средств: понятие и основные характеристики
2. Организации, осуществляющие ревизии в бюджетных учреждениях
Петропавловск-Камчатский
2011 г.
Введение
Сущность принципа эффективности и экономности использования бюджетных средств, изложенная в ст. 34 Бюджетного кодекса РФ, означает, что при составлении и исполнении бюджетов исполнительные органы и бюджетополучатели должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств [1].
Поскольку планированием и реализацией программ социального развития занимаются органы исполнительной власти, то возникает необходимость в независимой оценке эффективности достижения намеченных целей. Подобного рода независимую оценку могут выполнять высшие институты аудита, базирующиеся на подтверждении данных учета и отчетности аудируемого лица [3]. На наш взгляд, в наибольшей степени этой необходимости отвечает аудит эффективности расхода бюджетных средств.
В Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в нашей стране на среднесрочную перспективу аудит признается формой независимой проверки бухгалтерской отчетности организаций лицами, обладающими необходимой квалификацией и наделенными соответствующими полномочиями [3].
1.Аудит эффективности использования бюджетных средств: понятие и основные характеристики
Общие вопросы аудита бюджетных средств
Расширенные полномочия аудита могут охватывать вопросы экономичности, эффективности и полезности того или иного расхода бюджетных средств в дополнение к традиционным вопросам аудита - на соответствие законодательству. Цель аудита далеко ушла от минимизации расходов, злоупотреблений и недобросовестных действий должностных лиц.
Государственный орган, обеспечивающий проведение данной формы контроля, должен быть наделен необходимым объемом полномочий и по аналогии с аудиторскими организациями свободен в определении форм, методов и объектов проведения аудита. При этом, прежде чем переходить к аудиту эффективности расхода бюджетных средств, необходимо убедиться в достоверности финансовой отчетности учреждений, которая еще долго будет актуальна в российской экономике.
Контрольные мероприятия такого аудита направлены на оценку рациональности и эффективности бюджетных расходов, результативности вложения средств. Выводы и предложения по результатам контроля должны быть использованы на стадии составления бюджета в следующем бюджетном цикле.
Следует заметить, что при существующей системе контроля за расходованием бюджетных средств ставится под сомнение принцип объективности результатов проверки. Поскольку не может быть объективной структура власти, разрабатывающая бюджет, его исполняющая и сама себя контролирующая. Об этом свидетельствуют положительные заключения по результатам проверок деятельности муниципальных учреждений, а по результатам проверок финансовыми органами в них выявлены многочисленные нарушения в использовании бюджетных и внебюджетных средств [3].
Поэтому аудит эффективности бюджетных расходов должны выполнять независимые аудиторы, имеющие соответствующий квалификационный уровень и необходимые полномочия по проверке государственных бюджетных учреждений .
Аудит эффективности должен быть нацелен на разработку конкретных рекомендаций по совершенствованию и реализации программ деятельности проверяемых объектов, направленных на повышение эффективности использования ими государственных средств.
Оценка эффективности использования бюджетных
Чтобы оценить полезный эффект от средств, вложенных в программы медицинского обслуживания, должен быть научный подход к оценке особенностей учета затрат на медицинские услуги. Эта оценка затрат имеет более широкий аспект, чем просто эффективное финансовое планирование или оценка затрат по экономическим или коммерческим проектам. Обычные временные рамки реализации программ медицинского обслуживания несколько шире, а полученный эффект неосязаем, и его более сложно измерить и оценить. Столь же сложно определить общие затраты, что связано с использованием материальных и человеческих ресурсов, которые требуется количественно измерить в денежном выражении.
Служба аудита эффективности бюджетных расходов должна создаваться Законодательным собранием края, быть ему подотчетной и способствовать результатами своей деятельности более эффективному использованию бюджетных средств. Эта служба не дублирует функций уже существующих контролирующих органов края, а дополняет их.
Основные функции службы аудита эффективности бюджетных расходов:
- проверка правильности ведения учета финансирования учреждений по различным каналам, использования бюджетных и внебюджетных средств, составления отчетности по доходам и расходам по бюджетной деятельности, а также по предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход учреждению;
- проверка правильности расчета и применения цен на оказываемые и иные услуги учреждений;
- проверка правильности расчета сумм возмещения бюджетных расходов в бюджет по услугам, выполненным в рамках рабочего дня учреждений;
- проверка правильности налогообложения предпринимательской деятельности, составления и представления налоговых деклараций органам, контролирующим расчеты организаций и учреждений по налогам и сборам;
- проверка экономической и управленческой деятельности руководства учреждений, т.е. критерий выполнения программ по обслуживанию населения;
- проверка эффективности использования трудовых, финансовых и других ресурсов, исследование соответствия внутреннего контроля, методов устранения выявленных нарушений, т.е. критерия эффективности организационной деятельности учреждений;
- анализ управленческой и финансово-хозяйственной деятельности учреждений, содержащихся на бюджете, на предмет определения резервов снижения расхода бюджетных средств и мероприятий по повышению эффективности их расхода;
- обсуждение результатов аудиторских проверок и разработка мероприятий по устранению выявленных нарушений в расходе бюджетных средств и представление отчетов по проверкам Законодательному собранию края с целью использования результатов в бюджетном процессе.
С целью реализации перечисленных выше функций служба аудита эффективности расхода бюджетных средств имеет право:
- проверять денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы и иные документы, фактическое наличие, сохранность и правильность использования бюджетного имущества, а также получать необходимые письменные объяснения должностных, материально-ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе аудита в организациях и учреждениях, содержащихся на краевом бюджете;
- проводить в организациях любых организационно-правовых форм собственности, получивших от проверяемого учреждения денежные средства, материальные ценности и документы, сличение записей, документов и записей с документами и записями проверяемого учреждения (встречная проверка);
- направлять в проверяемые учреждения и их вышестоящие организации предписания по исправлению выявленных нарушений, обязательные к рассмотрению и исполнению;
- осуществлять контроль за своевременностью и полнотой устранения проверяемыми учреждениями и (или) их вышестоящими органами нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере;
- привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к компетенции службы аудита, научные и иные организации, ученых и специалистов.
Этот круг вопросов не является исчерпывающим в подходах к проблеме аудита эффективности программ и требует дальнейшего совершенствования и разработок научно обоснованных ведомственных критериев и стандартов при проведении контрольных мероприятий.
Аудит эффективности, проводимый одновременно с финансовым аудитом, является последующим контролем и дает возможность оценить результативность и экономичность использования бюджетных средств и их влияние на социально-экономическое положение региона.
Для проведения аудита эффективности использования бюджетных средств разработали методику проверки, включающую вопросы последовательности проведения работы, информационное обеспечение, контрольные тесты и др. с использованием основополагающих федеральных правил (стандартов) аудита.
Цель проведения аудита эффективности использования бюджетных средств в государственных учреждениях - это выражение объективного мнения об эффективности и экономичности реализации программы обслуживания населения края в заданных объемах и рамках лимитов бюджетных обязательств.
Для достижения этой цели в ходе аудита предусматривается решение следующих задач:
- подтверждение достоверности данных бухгалтерского бюджетного учета, отчетности и налогообложения за проверяемый период;
- оценка качества принимаемых управленческих решений руководством учреждения по расходу бюджетных и внебюджетных средств;
- подтверждение законности, обоснованности, экономичности и целевого характера использования бюджетных и внебюджетных средств;
- разработка мероприятий по исправлению выявленных нарушений и по повышению эффективности использования бюджетных средств.
Объектом аудита эффективности использования бюджетных средств являются бюджетные учреждения.
Служба аудита эффективности использования бюджетных средств самостоятельно разрабатывает и использует в качестве внутрифирменных стандартов порядок составления плана и программы проверки, документирования аудита, расчет аудиторского риска и допустимого уровня существенности искажений в учете, применение аудиторских и аналитических процедур, внутренний контроль качества аудита и другие вопросы аудита, используя основополагающие принципы федеральных правил (стандартов) аудита.
Аудит эффективности использования бюджетных средств предусматривает проверку многих вопросов деятельности государственных учреждений . Но в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета для экономических субъектов наиболее существенным является локальный уровень регулирования учета, т.е. учетная политика. В учреждениях она включает совокупность способов ведения бухгалтерского учета фактов бюджетной и предпринимательской деятельности.
Заключение
Таким образом, при проведении аудита эффективности использования бюджетных средств служба аудита эффективности, созданная Законодательным собранием края и подотчетная ему, должна осуществлять проверки, применяя основные методики аудита экономических субъектов с учетом особенностей функционирования государственных бюджетных учреждений. Это позволит достичь службой поставленную цель аудита эффективности использования бюджетных средств и решить конкретные задачи проверки государственных бюджетных учреждений.
Список литературы
1. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 02.02.2006).
2. Колесников С.И., Дейнеко Е.И. К вопросу об аудите эффективности использования бюджетных средств в лесном хозяйстве // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2005. N 7.
3. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу от 01.07.2004 N 180.