Автоматизированные информационные технологии формирования, обработки и представления данных в налоговой службе

СОДЕРЖАНИЕ: Министерство образования РФ Уфимский Государственный Нефтяной Технический Университет Кафедра «Организации и экономики в строительстве» АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ

Министерство образования РФ

Уфимский Государственный Нефтяной Технический Университет

Кафедра «Организации и экономики в строительстве»

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ,

ОБРАБОТКИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДАННЫХ

В НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЕ

Выполнили:

студенты группы ЭС-01-01

Сабитов Р.Р.

Рубцова П.В.

УФА 2003

ОГЛАВЛЕНИЕ

с.

Введение…………………………………………………………………….2

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНАМИ ГОСНАЛОГСЛУЖБЫ……………………………………………………..2

АИС «НАЛОГ»……………………………………………………………..4

ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ, РЕШАЕМЫХ В ОРГАНАХ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ……………………………………..9

ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АИС НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ………………………………………………....13

ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ОРГАНАХ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ…………..17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………18

ВВЕДЕНИЕ

Процесс управления экономикой любой страны связан с воз­действием государства на различные сферы экономической жизни. Основными целями государственного воздействия явля­ются: достижение устойчивого экономического роста в стране, обеспечение стабильности цен на товары и услуги, занятость трудоспособного населения, обеспечение высокого уровня жиз­ни населения и т.д. Эти цели взаимосвязаны между собой и достичь их одновременно практически невозможно. Достиже­ние сбалансированности в управлении экономикой и есть осно­ва экономической политики государства. Одним из основных инструментов государственного регулирования является налого­вая политика. Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков — юридических и фи­зических лиц на территории страны. Все налоги, сборы, по­шлины и другие платежи поступают в бюджетную систему Рос­сии, т.е. формируют денежные доходы государства. Государству собираемые средства нужны для выполнения принятых на себя социальной, оборонной, правоохранительной и других функций. При существовании СССР платежи государственных предпри­ятий не носили налогового характера. Осуществление рыночных преобразований в России привело к созданию налоговой служ­бы, которая является государственным механизмом финансо­вого воздействия на экономику через систему налогов и сборов. Система органов Государственной налоговой службы Россий­ской Федерации включает в себя:

• центральный республиканский (Российской Федерации) ор­ган государственного управления — Государственную налого­вую службу РФ;

• государственные налоговые инспекции по республикам в со­ставе Российской Федерации;

• государственные налоговые инспекции по краям, областям, автономным образованиям, районам, городам (за исключени­ем городов районного подчинения);

• государственные налоговые инспекции районов в городах.

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНАМИ ГОСНАЛОГСЛУЖБЫ

Государственная налоговая служба Российской Федерации вхо­дит в систему центральных органов государственного управления Российской Федерации и подчиняется Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации.

Основной задачей Государственной налоговой службы Рос­сийской Федерации является контроль за соблюдением законо­дательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты госу­дарственных налогов и других платежей, установленных законо­дательством.

Целью системы управления налогообложением является опти­мальное и эффективное развитие экономики посредством воздей­ствия субъекта управления на объекты управления. В рассматри­ваемой системе в качестве объектов управления выступают пред­приятия и организации различных форм собственности и населе­ние. Субъектом управления является государство в лице налоговой службы. Воздействие осуществляется через систему установленных законодательством налогов.

Эффективное функционирование налоговой системы возмож­но только при использовании передовых информационных техно­логий, базирующихся на современной компьютерной технике. С этой целью в органах налоговой службы создается автоматизиро­ванная информационная система, которая предназначена для ав­томатизации функций всех уровней налоговой службы по обеспе­чению сбора налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, проведению комплексного оперативного анализа материалов по налогообложению, обеспечению органов управления и соответствующих уровней налоговых служб досто­верной информацией.

Для создания автоматизированной информационной системы налоговой службы необходимо знать, какие функции свойственны каждому уровню и как осуществляется взаимодействие между эти­ми уровнями. Система имеет иерархическую структуру:

Президент РФ

Правительство РФ

1-й уровень

Государственная налоговая служба РФ

2-й уровень

Налоговые службы краев и областей

Налоговые службы республик

Налоговые службы Москвы и Санкт-Петербурга

3-й уровень

Налоговые инспекции районов

Налоговые инспекции городов

Налоговые инспекции городских районов

Структура и состав системы управления налогообложением России соответствуют ее административно-территориальному де­лению. Налоговая служба построена таким образом, чтобы обеспе­чить единство целей, при котором отдельные системы управления одного уровня функционируют по единой схеме, решают одинако­вый набор задач по заранее разработанной методологии и техно­логии обработки данных.

Первые уровни Государственной налоговой службы состоят из подразделений, осуществляющих методологическое руководство и контроль за налогообложением по видам налогов. Непосредствен­ное взаимодействие с объектами управления, т.е. налогоплатель­щиками (как юридическими лицами — предприятиями и органи­зациями, так и физическими лицами — населением) осуществляет 3-й уровень. Как показано на рис., низовым уровнем являются налоговые инспекции районов, городов без районного деления и городских районов. Они осуществляют следующие функции:

• контроль за соблюдением законодательства о налогах и дру­гих платежах в бюджет;

• учет плательщиков налогов и платежей в бюджет;

• обеспечение правильности исчисления налогов и платежей и контроль за своевременностью их поступления в бюджет;

• проверка достоверности и контроль за своевременностью представления плательщиками бухгалтерской отчетности и расче­тов, связанных с исчислением и уплатой налогов и платежей в бюджет;

• взаимодействие с органами исполнительной власти, правоох­ранительными, финансовыми и кредитными органами в части контроля за правильностью реализации и исполнения законода­тельства;

• наложение финансовых санкций, предусмотренных законода­тельством за его нарушение, и обеспечение правильности их при­менения;

• составление, анализ и представление в районные и городские финансовые органы сведений о фактически поступивших суммах налогов и платежей в бюджет;

• составление, анализ и представление вышестоящим государ­ственным налоговым органам установленной отчетности;

• ведение в установленном порядке делопроизводства и другие функции.

АИС «НАЛОГ»

Для осуществления всех указанных функций в системе управ­ления органами Госналогслужбы РФ создана автоматизированная информационная система «Налог».

Автоматизированная информационная система «Налог» представляет собой форму организационного управления органами госналогслужбы на базе новых средств и методов обработки данных, ис­пользования новых информационных технологий.АИС «Налог» позво­ляет расширить круг решаемых задач, повысить аналитичность, обоснованность и своевременность принимаемых решений, сни­зить трудоемкость и рационализировать управленческую деятель­ность налоговых органов путем применения экономико-математических методов, вычислительной техники и средств связи, упорядочения информационных потоков. Цели функционирования автоматизированной информационной системы «Налог» можно сформулировать следующим образом:

Повышение эффективности функционирования системы на­логообложения за счет оперативности и повышения качества при­нимаемых решений.

Совершенствование оперативности работы и повышение производительности труда налоговых инспекторов.

• Обеспечение налоговых инспекций всех уровней полной и своевременной информацией о налоговом законодательстве.

• Повышение достоверности данных по учету налогоплатель­щиков и эффективности контроля за соблюдением налогового за­конодательства.

• Улучшение качества и оперативности бухгалтерского учета.

Получение данных о поступлении налогов и других платежей в бюджет.

Анализ динамики поступления сумм налогов и возможность прогноза этой динамики.

• Информирование администрации различных уровней о по­ступлении налогов и соблюдении налогового законодательства.

Сокращение объема бумажного документооборота.

На современном этапе развития экономики страны успех дея­тельности налоговой системы России во многом зависит от эффек­тивности функционирования АИС. Автоматизированные инфор­мационные системы реализуют соответствующие информационные технологии. Автоматизированная информационная технология в налоговой системе — это совокупность методов, информационныхпроцессов и программно-технических средств, объединенных в техно­логическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, рас­пространение и отображение информации с целью снижения трудоем­кости процессов использования информационного ресурса, а также по­вышения их надежности и оперативности.Информационными ре­сурсами являются формализованные идеи и знания, различные данные, методы и средства их накопления, хранения и обмена ме­жду источниками и потребителями информации.

Одной из приоритетных задач налоговой службы является ин­форматизация налоговых органов, предполагаются использование информационных технологий, создание информационных систем, эффективно поддерживающих функционирование структуры на­логовых органов.

Структура АИС налоговой службы, как и структура самих на­логовых органов, является многоуровневой. Существующая в стра­не система налоговой службы состоит из большого числа элемен­тов. Вся система и каждый ее элемент обладают обширными внут­ренними и внешними связями. Для нормального функционирова­ния системы осуществляется управление как отдельными элемен­тами (налоговыми инспекциями), так и системой в целом. В на­логовой системе процесс управления является процессом инфор­мационным. Как любая экономическая система, АИС налоговой службы имеет стандартный состав и состоит из функциональной и обеспечивающей частей.

Функциональная часть отражает предметную область, содер­жательную направленность АИС. В зависимости от функций, вы­полняемых налоговыми органами, в функциональной части выде­ляются подсистемы, состав которых для каждого уровня АИС «Налог» свой. Функциональные подсистемы состоят из комплексов задач, характеризующихся определенным экономиче­ским содержанием, достижением конкретной цели, которую долж­на обеспечить функция управления. В комплексе задач использу­ются различные первичные документы и составляется ряд выход­ных документов на основе взаимосвязанных алгоритмов расчетов. Алгоритмы расчетов базируются на методических материалах, нор­мативных документах и инструкциях. В состав каждого комплекса входят отдельные задачи. Задача характеризуется логически взаи­мосвязанными выходными документами, получаемыми на основе единых исходных данных.

Обеспечивающая часть включает информационное, техниче­ское, программное и другие виды обеспечения, характерные для любой автоматизированной информационной системы организа­ционного типа.

Информационное обеспечение включает весь набор показате­лей, документов, классификаторов, кодов, методов их применения в системе налоговых органов, а также информационные массивы данных на машинных носителях, используемые в процессе автома­тизации решения функциональных задач.

Техническое обеспечение представляет собой совокупность технических средств обработки информации, основу которых со­ставляют различные ЭВМ, а также средств, позволяющих переда­вать информацию между различными автоматизированными рабо­чими местами как внутри налоговых органов, так и при их взаимо­действии с другими экономическими объектами и системами.

Программное обеспечение представляет собой комплекс разно­образных программных средств общего и прикладного характера, необходимый для выполнения различных задач, решаемых налого­выми органами.

Автоматизированная информационная система налоговой службы относится к классу больших систем. К ней, как и к любой подобной системе такого класса, предъявляется ряд требований: достижение целей создания системы; совместимость всех элемен­тов данной системы как в ее рамках, так и с другими системами, системность, декомпозиция и др. Эти требования предполагают возможность модернизации элементов системы, адаптацию их к меняющимся условиям; надежность в эксплуатации и достовер­ность информации, однократность ввода исходной информации и многофункциональное, многоплановое использование выходной информации; актуальность информации, хранящейся в базе дан­ных. АИС при минимальных затратах ручного труда должна обес­печить сбор, обработку и анализ информации о состоянии объекта управления, выработку управляющих воздействий, обмен инфор­мацией как внутри системы, так и между другими системами оди­накового и разных уровней. АИС должна быть оснащена таким комплексом технических средств, который обеспечивал бы реали­зацию управляющих алгоритмов, связь между системами, простоту ввода исходной информации, разнообразие вывода результатов об­работки, простоту и технологичность технического обслуживания,совместимость всех технических модулей как в программном, так и в информационном аспекте. Существенным требованием является разработка и функционирование системы на базе имеющихся опе­рационных систем различных типов, пакетов прикладных про­грамм, ориентированных на обработку данных и решение функ­циональных задач, систем управления базами данных, обеспечи­вающих накопление, ведение и выдачу в обработку информации, необходимой для решения задачи пользователем или удовлетворе­ния его информационного запроса, пакетов программ, • обеспечи­вающих обмен информацией между системами и т.д. В информа­ционном аспекте система должна предоставлять достаточную и полную информацию для реализации ее основных функций, иметь рациональные системы кодирования, использовать общие класси­фикаторы информации, иметь хорошо организованные информа­ционные файлы и базы данных, управляемые СУБД, формировать выходную информацию в форме, удобной для восприятия пользо­вателями, и т.д.

Создание подобной системы связано с решением целого ряда проблем. Это прежде всего информационное объединение налого­вых служб сетями телекоммуникаций и обеспечение возможности доступа к информационным ресурсам каждой из них; разработка, создание и ведение баз данных; оснащение налоговых органов вы­числительными комплексами с развитой периферией; разработка программных средств, обеспечивающих решение функциональных задач системы. В основе создания АИС «Налог» лежит концепция жизненного цикла программных систем. На первом этапе осущест­вляются анализ предметной области и разработка постановки зада­чи или комплекса задач. Постановка задачи осуществляется при непосредственном участии специалистов налоговой службы, чьи функции подлежат автоматизации. Сущность этого этапа состоит в обследовании организационной и функциональной структуры на­логового органа и разработки технического задания, для чего ис­пользуются методы информационного анализа, исследования опе­раций, теории сложных систем. На основе технического задания разрабатывается технический проект автоматизированной системы. Целью данной стадии является создание информационно-логи­ческих моделей системы налогообложения. Важнейшей частью со­здания технического проекта является выбор программных средств и методов реализации проекта. В качестве критериев выбора можно назвать следующие: оптимальное соответствие информационно-логической модели налогового органа, выполнение основных функций обработки, возможность функционирования в различных операционных средах, возможность создания информационного интерфейса с другими средами и системами, перспективы развития среды с учетом современных тенденций в информационных техно­логиях и ряд других. Для реализации отдельных несложных задач могут быть использованы электронные таблицы. Существенное ме­сто в проекте занимают информационно-справочные системы, та­кие, как законодательные и нормативные акты по налогообложе­нию, базы данных по общеправовым вопросам, базы данных по инструктивным и методическим материалам и т.д. Без их исполь­зования не обходится ни одно структурное подразделение налого­вых органов. К системам, поддерживающим эти базы данных, можно отнести «Консультант», «Плюс», «Гарант», «Юсис» и другие подобные системы. Важным шагом на этапе технического проек­тирования является определение состава и структуры профессио­нальных баз данных, функциональный и информационный состав которых зависит от функций конкретного исполнителя. К ним можно отнести базы исходных и отчетных данных по налоговым поступлениям в различных разрезах, базы данных документов внутреннего пользования различного назначения, базы данных, содержащих письма, предложения, ответы по налоговому законо­дательству и т.д. Для создания таких баз могут использоваться как методы индивидуального проектирования, так и уже имеющиеся программные средства. Следующим этапом является рабочее про­ектирование. На этом этапе выполняются работы по созданию не­обходимой документации, структурированию и программированию компонентов, определенных на предыдущем этапе. Результатом рабочего проекта служит комплекс АРМ специалистов налоговых органов, комплекс баз данных пользователей, комплекс техниче­ской документации на систему. Средства, используемые на этапе рабочего проектирования, включают в себя всё многообразие про­граммных продуктов начиная от операционных систем до языков программирования. По окончании рабочего проектирования про­водится внедрение разработанного проекта. Внедрение осуществ­ляется по методике, содержащей перечень и последовательность мероприятий, связанных с внедрением АИС, ожидаемые результа­ты, критические точки отказов, критические временные периоды.

В соответствии с методикой внедрения подготавливаются исход­ные данные для внедрения. Контрольный пример отражает реаль­ные информационные совокупности и содержит всевозможные ва­рианты и сочетания информационных условий каждой функцио­нальной задачи для выявления наибольшего числа отказов. Особое внимание должно быть уделено узким местам в технологическом процессе обработки информации. По результатам внедрения со­ставляется акт, в котором содержатся оценка полученного резуль­тата и перечень замечаний, подлежащих устранению. После устра­нения недостатков составляется протокол о приемке проекта и процесс проектирования заканчивается.

В процессе эксплуатации системы необходимо осуществлять сопровождение проекта. Это связано с тем, что проект по существу является прототипом проектируемой системы, разрабатывается специалистами по информатизации и в дальнейшем может быть модернизирован в зависимости от изменяющихся условий функ­ционирования системы налоговой службы.

ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ, РЕШАЕМЫХ В ОРГАНАХ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ

Каждому уровню налоговой системы соответствует свой состав функционального обеспечения. Так, на втором уровне можно вы­делить следующие основные функциональные подсистемы:

• подготовка типовых отчетных форм;

• контрольная деятельность;

• методическая, ревизионная и правовая деятельность;

• аналитическая деятельность Государственной налоговой ин­спекции (ГНИ);

• внутриведомственные задачи.

Подсистема подготовки типовых отчетных форм связана с формированием сводных таблиц статистических показателей, ха­рактеризующих типовые виды деятельности ГНИ регионального уровня в части сбора различных видов налоговых платежей и кон­троля за этим процессом.

Контрольная деятельность прежде всего предусматривает веде­ние Государственного реестра предприятий и физических лиц. Го­сударственный реестр предприятий содержит официальную реги­страционную информацию о предприятиях (юридических лицах), а в реестре физических лиц хранится информация о налогоплатель­щиках, обязанных представлять декларацию о доходах, а также уп­лачивать отдельные виды налогов с физических лиц. К контроль­ной относится и деятельность по документальной проверке пред­приятий.

Подсистема методической, ревизионной и правовой деятель­ности обеспечивает возможность работы с законодательными ак­тами, постановлениями, указами и другими правительственными документами, а также с нормативными и методическими докумен­тами Государственной налоговой службы РФ. В этой подсистеме осуществляются сбор, обработка и анализ информации, поступаю­щей от территориальных налоговых инспекций и касающейся пра­вильности применения налогового законодательства.

Аналитическая деятельность ГНИ включает анализ динамики налоговых платежей всеми категориями налогоплательщиков, прогнозирование величины сбора отдельных видов налогов, эко­номический и статистический анализ хозяйственной деятельности предприятий региона, определение предприятий, подлежащих до­кументальной проверке, анализ налогового законодательства и вы­работка рекомендаций по его усовершенствованию, анализ дея­тельности территориальных налоговых инспекций и др.

К внутриведомственным задачам относятся задачи, обеспечи­вающие деятельность аппарата ГНИ.

Для третьего уровня характерен свой состав функциональных подсистем:

• регистрация предприятий;

• камеральная проверка;

• ведение лицевых карточек предприятий;

• анализ состояния предприятия;

• документальная проверка;

• ведение нормативно-правовой документации;

• внутриведомственные задачи;

• обработка документов физических лиц.

Подсистема регистрации предприятий связана с функцией свое­временного и полного учета плательщиков налогов и платежей в бюджет. Она содержит полную информацию по всем налогопла­тельщикам как юридическим, так и физическим лицам. При реги­страции или перерегистрации любого предприятия все исходные данные о нем должны быть зафиксированы и внесены в Госреестр.Эти данные необходимы различным пользователям — сотрудникам ГНИ. Налоговые органы используют их как базовую информацию по каждому налогоплательщику, поэтому они должны быть зане­сены в компьютер и применяться в других подсистемах, например, в камеральной проверке или при ведении лицевых карточек пред­приятий.

Подсистема камеральной проверкисвязана с такими функциями, как контроль за правильностью и своевременностью представления плательщиками бухгалтерских отчетов и налоговых расчетов, отче­тов и деклараций, исчислением и уплатой налогов и других плате­жей в бюджет. Подсистема необходима для автоматизации проце­дур, связанных с приемкой бухгалтерской отчетности предприятий, а также налоговых расчетов. В задачи этой подсистемы входят про­верка расчетов, увязка форм отчетности и налоговых расчетов, вы­дача рекомендаций для проведения документальных проверок. Подсистема имеет внутренние связи с другими подсистемами, та­кими, как регистрация предприятий, ведение лицевых карточек предприятий, документальная проверка и т.д.

Подсистема ведения лицевых карточекпредприятий связана с получением данных о поступлении налогов в разрезе налогопла­тельщиков и видов налогов, контролем за своевременностью упла­ты налогов в бюджет, начислением пени, вычислением сальдо по расчетам, выдачей любых справок о недоимках и переплатах по предприятиям и т.д. Подсистема анализа состояния предприятий взаимосвязана с подсистемами регистрации предприятий, а также камеральной и документальной проверок, так как анализ прово­дится на основании данных, полученных как при регистрации предприятий, так и при камеральной проверке. В результате анали­за определяется перечень предприятий, которые имеют нарушения в порядке и сроках представления основных документов, необхо­димых для получения данных о налогах и других платежах в бюд­жет и их оплате. На основании этого формируется список пред­приятий, подлежащих документальной проверке.

Подсистема документальной проверкиотносится к контрольному виду деятельности налоговых органов. Она является одной из важ­нейших функциональных подсистем, так как обеспечивает выпол­нение не только функций, которые свойственны другим функцио­нальным подсистемам АИС «Налог», но имеет и свои дополни­тельные задачи, к которым можно отнести контроль за правильностью реализации и исполнения налогоплательщиками законода­тельных и иных распорядительных документов, выявление нару­шений этого законодательства, определение санкций по фактам нарушений и т.д. Эта подсистема связана практически со всеми другими функциональными подсистемами АИС «Налог».

Подсистема ведения нормативно-правовой документацииобеспе­чивает возможность работы с законодательными актами, постанов­лениями, указами, распоряжениями и другими документами, изда­ваемыми Правительством РФ, Государственной налоговой службой и другими ведомствами. На основе информации этой подсистемы строится работа всех налоговых органов, а соответственно и функ­ционирование остальных подсистем.

Подсистема внутриведомственных задачвключает в себя задачи, связанные с делопроизводством, кадрами, бухгалтерским учетом, материально-техническим снабжением и другими видами деятель­ности налогового органа как отдельной организационной структу­ры.

Подсистему обработки документов физических лицможно выде­лить в обособленную часть функционального обеспечения, так как она должна осуществлять контроль и управление информацией по основным видам налогов, собираемых с физических лиц, преду­смотренных законодательством Российской Федерации. Она как бы включает в себя большинство задач, решаемых во всех функ­циональных подсистемах, связанных с обработкой информации по юридическим лицам. Эта подсистема функционирует на основе применения законодательных актов, позволяющих налоговой службе осуществлять контроль за правильностью исчисления подо­ходного налога, налога на имущество физических лиц, земельного налога и других налогов. В подсистеме рассчитываются суммы на­логов, ведутся лицевые счета, печатаются извещения о суммах на­численных налогов, составляются различные бухгалтерские отчеты.

Рассмотрим порядок реализации задач основных подсистем функциональной части АИС «Налог» на примере низового уров­ня – налоговых инспекций городов и районов – в части работы с юридическими лицами.

Обработка информации начинается с учета и регистрации на­логоплательщиков, которые осуществляются юридической службой налоговой инспекции. Эта служба руководствуется в своей дея­тельности нормативно-правовой базой, принимает от налогоплательщика все необходимые регистрационные документы, на основе которых создается база данных, содержащая всю информацию о налогоплательщике, и присваивает налогоплательщику уникальный регистрационный номер. Таким образом создается «электронная папка» на налогоплательщика. Информация, содержащаяся в ней, используется всеми другими структурными подразделениями на­логовой инспекции, а соответственно информация, формируемая в подсистеме «Регистрация предприятий», используется другими функциональными подсистемами АИС «Налог». Прежде всего, по­требителем этой информации является подсистема «Камеральная проверка». Для решения задач камеральной проверки служба на­логовых инспекторов собирает в установленные законодательством сроки отчетные документы от налогоплательщиков. Так, основны­ми документами являются баланс предприятия, отчет о прибылях и убытках, приложения к балансу, расчеты по налогу на прибыль, НДС, налогу на имущество предприятий и другие налоговые расчеты. Камеральная проверка заключается в определении правильности заполнения бухгалтер­ской отчетности, исчисления сумм налогов, точности заполнения форм. Для этого данные отчетности, представленной налогопла­тельщиком, вводятся в компьютер и происходит пополнение «электронной папки» налогоплательщика новой информацией, по­зволяющей отслеживать основные показатели результатов финан­сово-хозяйственной деятельности предприятия в различные перио­ды. Решение задач камеральной проверки связано с использовани­ем не только данных, сформированных в подсистеме «Регистрация предприятий», но и нормативно-справочной информации по орга­низационно-правовым формам, ставкам налогов, срокам платежей, различным льготам по налогам и другой информации, создаваемой в подсистеме «Ведение нормативно-правовой документации». Ис­пользование компьютерной технологии позволяет отслеживать ди­намику развития предприятия, соблюдение им налогового законо­дательства, выявлять нарушения этого законодательства, начислять платежи в бюджет и формировать перечень предприятий для доку­ментальной проверки. В конечном итоге информация, сформиро­ванная в этой подсистеме, служит основой для решения задач ос­тальных функциональных подсистем, связанных с обработкой дан­ных по налогоплательщикам — юридическим лицам. В первую оче­редь это касается документальных проверок. Документальные проверки проводятся службами налоговых инспекций по предписа­ниям. Целью документальной проверки является выявление правильности и достоверности организации и ведения бухгал­терского учета на предприятиях, своевременности и полноты уплаты налогов и других платежей в бюджет, а также правиль­ности применения существующих льгот. Проверка проводится по месту нахождения предприятий-налогоплательщиков. Она предусматривает просмотр всей необходимой документации предприятия, для того чтобы достичь целей документальной проверки. Использование компьютерной технологии для реше­ния задач документальной проверки позволяет составить акт проверки, в котором излагаются все нарушения налогового за­конодательства и порядка организации и ведения бухгалтер­ского учета на проверяемом предприятии, в случае если они имеют место, и произвести начисление штрафов и пеней в со­ответствии с квалификацией нарушений. Для этого должна быть предоставлена возможность обращения к базам данных таких подсистем, как «Регистрация предприятий», «Камеральная про­верка», «Ведение нормативно-правовой документации». Ин­формация, сформированная в подсистеме «Документальная проверка», используется подсистемой «Ведение лицевых карто­чек предприятий» для учета недоимки или переплаты налогов, а также отражения данных по примененным по акту проверки санкциям. С помощью компьютера в подсистеме «Ведение ли­цевых карточек предприятий» выявляется сальдо расчетов пред­приятия с бюджетом по каждому налогу. Данные по каждому предприятию-налогоплательщику о начисленных суммах нало­гов поступают из подсистем камеральной и документальной проверок. Из банков поступают сведения об уплаченных нало­гах и зачислении денег на соответствующий бюджетный счет. Сопоставление начисленных и уплаченных сумм по конкрет­ным налогам и срокам позволяет определить сальдо расчетов. В результате определяются суммы недоимки или переплаты по всем налогам и налоговым платежам в бюджет. Если у налого­плательщика образовалась переплата по одному из налогов, то она может быть зачтена в счет предстоящих платежей, учтена в счет погашения недоимки по другим налогам или возвращена плательщику на его расчетный счет. Эти операции производятся на основании писем налогоплательщиков. Если образоваласьнедоимка по каким-либо налогам, то плательщик должен ее погасить или эта сумма снимается с его расчетного счета в бес­спорном порядке по инкассовому поручению.

Важной задачей в автоматизации работы налоговой службы является не только возложение на компьютер задач контроля, об­работки и хранения информации по начислению и уплате различ­ных налогов, ведение нормативно-правовой базы по налоговому законодательству, формирование отчетности по налоговым орга­нам, но и создание автоматизированного интерфейса с банками, таможенными органами и другими внешними структурами. Это позволит оперативно контролировать движение средств налогопла­тельщиков и осуществлять операции по их лицевым счетам. В на­стоящее время ведутся работы по созданию таких автоматизиро­ванных интерфейсов.

ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АИС НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ

Информационное обеспечение АИС «Налог» представляет собой информационную модель налоговых органов. Задачи информаци­онного обеспечения системы налоговых органов зависят от основ­ных функций, выполняемых ее структурами. Информационное обеспечение должно снабжать пользователей АИС информацией, необходимой для выполнения ими своих профессиональных обя­занностей. Система должна иметь возможность распределенного хранения и обработки информации, накопления информации в банках данных в местах использования, предоставления пользова­телям автоматизированного, санкционированного доступа к ин­формации, одноразового ее ввода и многократного, многоцелевого использования. Должна быть обеспечена информационная взаимо­связь как между задачами, решаемыми каждой функциональной подсистемой, так и с внешними уровнями. Внешними по отноше­нию к АИС «Налог» являются не только предприятия, организации и физические лица, но и такие органы, как налоговая полиция РФ, финансовые органы, банки, таможенные органы и т.д. Информа­ционное обеспечение автоматизированной системы налогообложе­ния, как и любой другой системы организационного типа, состоит из внемашинного и внутримашинного. Внемашинное информаци­онное обеспечение — это совокупность системы показателей, сис­темы классификации и кодирования информации, системы документации и документооборота, информационных потоков. Внутримашинное обеспечение — это представление данных на машин­ных носителях в виде разнообразных по содержанию и назначению специальным образом организованных массивов, баз данных и их информационных связей.

Система показателей состоит из исходных, промежуточных и результатных показателей, которые собираются, преобразуются и вывдаются АИС для целей обеспечения деятельности налоговых органов. Показатели характеризуют объекты налогообложения, различные виды налогов, ставки налогов, финансовое состояние налогоплательщиков, состояние расчетов налогоплательщиков с бюджетом и т.д. Показатели содержатся в документах, являющихся наиболее распространенным носителем исходной и результатной информации. В системе налогообложения функционирует унифи­цированная система документации, которая отвечает определен­ным требованиям к форме, содержанию, порядку заполнения до­кументов. Унифицированные документы используются на всех уровнях системы. К ним можно отнести большинство документов, циркулирующих в налоговых органах, начиная от бухгалтерской отчетности и налоговых расчетов, представляемых налогоплатель­щиками в налоговые инспекции, и кончая отчетностью, состав­ляемой налоговыми органами. Информационные потоки представ­ляют собой направленное стабильное движение документов от ис­точников их возникновения к получателям. Информационные по­токи дают наиболее полную картину информационной системы налогообложения в связи с тем, что с их помощью выявляются пространственно-временные и объемные характеристики, отража­ется динамичность информационных процессов и их взаимодейст­вие. Информационные потоки отражают организационно-функциональную структуру налоговых органов. Единицами ин­формационных потоков могут быть документы, показатели, рекви­зиты, символы. Документы и содержащаяся в них информация классифицируются:

а) по отношению к входу и выходу:

• входные (поступающие в инспекции);

• выходные (исходящие из инспекции).

б) по срокам представления:

• регламентные — документы, для которых определен срок исполнения и представления.

К документам, выдаваемым по регламенту, можно от­нести, например, отчеты «О поступлении налогов и других обязательных платежей в бюджеты РФ», «О результатах контрольной работы налоговых инспекций», «Структура поступлений основных видов налогов», «Недоимка по пла­тежам в бюджет» и другие статистические отчеты, состав­ляемые в налоговых органах;

• нерегламентированные — документы, исполняемые позапросам.

в) по функциональным направлениям деятельности налоговой инспекции:

• правовые и нормативно-справочные документы (законы, указы, постановления органов государственной власти и управления) и организационно-методические документы (приказы, директивы, инструкции, методики, решения коллегий ГНС и т.д.);

• документы исчисления и учета поступления налогов, сбо­ров и других платежей (лицевые счета плательщиков на­логов, банковские документы, налоговые расчеты, декла­рации);

• документы по контрольной работе инспекции (бухгалтерские отчеты, балансы, акты проверок предпри­ятий и организаций, журналы учета контрольной работы);

• другие виды документов.

Группирование документов по функциональным направлениям в соответствии с особенностями и назначением содержащейся в них информации определяет основные потоки информации в структуре управления функционированием налоговых органов.

Важной составляющей внемашинного информационного обес­печения является система классификации и кодирования. В усло­виях функционирования АИС методы, способы кодирования, ра­циональная классификация номенклатур должны служить полному удовлетворению запросов пользователей, сокращению временных и трудовых затрат на заполнение документов и эффективному ис­пользованию вычислительной техники, так как позволяют снизить объем и время на поиск информации, необходимой для решения задач, облегчить обработку информации. АИС «Налог» должна ис­пользовать единую систему классификации и кодирования инфор­мации, которая строится на основе применения:

а) общероссийских классификаторов:

• стран мира (ОКСМ);

• экономических районов (ОКЭР);

• объектов административно-территориального деления и населенных пунктов (СОАТО);

• органов государственного управления (СООГУ);

• отраслей народного хозяйства (ОКОНХ);

• видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОВДП);

• валют (ОКБ);

• единиц измерений (СОЕЙ);

б) ведомственных классификаторов:

• форм собственности (КФС);

• организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (КОПФ);

• доходов и расходов бюджетов в РФ (КДРБ);

• типовых банковских счетов (КБС);

• банков (КБ);

в) системных классификаторов:

• налогов и платежей (КНП);

• объектов налогообложения (КОН);

• налоговых льгот (КНЛ);

• типов льгот по налогам (КТНЛ);

• штрафных санкций (КШС);

• идентификационных номеров налогоплательщиков (ИНН);

• системы обозначения Государственных налоговых ин­спекций (СОГНИ).

Внутримашинное информационное обеспечение формирует информационную среду для удовлетворения разнообразных профессиональных потребностей пользователей системы нало­гообложения. Оно включает все виды специально организован­ной информации для восприятия, передачи и обработки техни­ческими средствами. Поэтому информация представляется в виде массивов, баз данных, банков данных. По содержанию внутримашинное информационное обеспечение должно адек­ватно отражать реальную деятельность налоговых органов. Мас­сивы, также как и содержащиеся в них данные, по степени ус-

тойчивости можно разделить на переменные и постоянные. Пе­ременные содержат информацию, объем изменений в которой в течение года превышает 20 % годового объема. Массивы, со­держащие остальную информацию, считаются постоянными (условно-постоянными). В переменных массивах содержится информация:

• по результатам оперативного контроля, обеспечения полноты и своевременности поступления налогов, сборов, других пла­тежей и отчетности;

• по анализу и прогнозированию базы налогообложения и по­ступления налогов, сборов и других платежей;

• по результатам контрольной работы налоговых органов;

• по правовой практике налоговых органов и т.д. В постоянных массивах содержатся:

• тексты законов, постановлений и указов Президента и Пра­вительства РФ, постановлений местных органов власти, дру­гих правовых актов;

• тексты решений коллегии ГНС РФ, приказов, распоряжений и планов;

• тексты организационно-методических документов;

• классификаторы, справочники и словари, используемые в АИС «Налог»;

• данные Госреестра предприятий и учетные данные налогоплательщиков;

• нормативно-справочная информация финансового, матери­ально-технического обеспечения, учета и движения кадров. Основной формой организации данных для их накопления, об­работки и хранения в ЭВМ должны быть базы данных (БД). Базы данных состоят из массивов. Структурирование данных в инфор­мационные массивы БД должно осуществляться в соответствии со следующими требованиями:

•объединения в единую БД данных, характеризующихся об­щим физическим смыслом и реализующих информационную технологию одного или нескольких взаимосвязанных процес­сов деятельности налоговых органов;

• полноты и достаточности обеспечения информацией долж­ностных лиц налоговых органов, в пределах номенклатуры данных, содержащихся во входных документах;

• организации данных в информационные структуры и управ­ления ими путем использования систем управления базами данных (СУБД) и обеспечения информационной совмести­мости между различными базами данных;

организации данных в БД с учетом существующих информа­ционных потоков между объектами АИС «Налог» и внутри налоговых органов;

• обеспечения информационной совместимости с данными, поступающими с внешних уровней, с которыми взаимодей­ствует данная система;

• выполнение принципа системности и однократного ввода — данные, используемые несколькими задачами, должны быть структурированы в общесистемные структуры и поддержи­ваться средствами программного обеспечения. Функциональный и информационный состав БД зависит от специфики каждого рабочего места и от квалификации специали­ста. К профессиональным БД в налоговых органах относятся:

базы исходных и отчетных данных по налоговым поступле­ниям в разрезе разделов и параграфов бюджетной классифи­кации, бюджетов, территорий, временных периодов по рег­ламентированным отчетным формам;

• базы оперативных данных по налоговым поступлениям;

базы писем, прецедентов, ответов, предложений по налого­вому законодательству,

базы производных и интегрированных данных на основе от­четных форм;

• базы документов внутреннего пользования различного на­значения и т.д.

Работа таких баз данных обеспечивается специальным про­граммным обеспечением.

Значительное место в информационном обеспечении АИС «Налог» занимают информационно-справочные системы. Для их функционирования создают:

• БД по законодательным и нормативным актам по налогооб­ложению;

• БД инструктивных и методических материалов;

• БД по общеправовым вопросам.

Особенностью этих баз данных является то, что они активно используются всеми подразделениями налоговой инспекции.

ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ОРГАНАХ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ

Основу новой информационной технологии составляют распределенная компьютерная техника, «дружественное» программное обеспечение и развитые коммуникации. Принципиальное отличие новой информационной технологии состоит не только в автоматизации процессов изменения формы и местоположения информации, но и в изменении ее содержания. В связи с этим можно говорить о двух подходах внедрения новой технологии в налоговую структуру. В первом случае информационная технология приспосабливается к существующей организационной структуре и происходит лишь модернизация сложившихся методов работы. Во втором случае организационная структура изменяется таким образом, чтобы информационная технология дала наибольший эффект. Для обоих подходов характерно изменение в использовании технических средств, связанное с совмещением техники с рабочим местом пользователя, тем самым ликвидируется разрыв между информационной и организационной структурой. Персональные компьютеры, являющиеся основой новой информационной технологии, позволяют интегрировать информационные процессы в различных учреждениях. За счет универсальности используемых технических средств обеспечивается технологическая, методологическая и организационная интеграция информационных систем в виде сети автоматизированных рабочих мест. АРМ в налоговой системе – это комплекс технических модулей, объединенных между собой, обеспеченный программными средствами и способный реализовать законченную информационную технологию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эффективнее функционирование налоговой системы возможно только при условии использования передовых информационных технологий, базирующихся на современной компьютерной технике. В органах налоговой службы создается АИС, предназначенная для автоматизации функций всех уровней налоговой системы по обеспечению сбора налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, проведению комплексного оперативного анализа материалов по налогообложению, обеспечению органов управления и соответствующих уровней налоговых служб достоверной информацией. АИС «Налог» представляет собой форму организационного управления органами Госналогслужбы на базе новых средств и методов обработки данных, использования новых информационных технологий. Структура АИС налоговой службы, как и структура самих налоговых органов, является многоуровневой. Каждому уровню налоговой системы соответствует свой состав задач, подлежащих автоматизации.

Важной задачей автоматизации работы налоговой службы является не только возложение на компьютер задач контроля, обработки и хранения информации по начислению и уплате различных налогов, ведение нормативно-правовой базы по налоговому законодательству, формирование отчетности по налоговым органам, но и создание автоматизированного интерфейса с банками, таможенными органами и другими внешними структурами.

Скачать архив с текстом документа