Без жертв, без усилий и лишений нельзя жить на свете По повести Лескова Очарованный странник
СОДЕРЖАНИЕ: Когда я вспоминаю этого героя, всегда представляю дорогу, уходящую далеко-далеко за горизонт. Вообще, для меня олицетворение жизни — это путь, а каждый из нас странник. Вот только сможем ли мы познать очарование отмеренной нам дороги?Когда я вспоминаю этого героя, всегда представляю дорогу, уходящую далеко-далеко за горизонт. Вообще, для меня олицетворение жизни — это путь, а каждый из нас странник. Вот только сможем ли мы познать очарование отмеренной нам дороги?
Удивительное произведение невозможно без такого же героя, а «Очарованный странник» — удивительное произведение. От него веет запахом степи и ладана, слышится топот конских копыт и цыганские песни. Повесть может понравится или нет, но равнодушно читать ее нельзя. Конечно, все внимание поглощает герой, проживший в одну жизнь несколько, но сохранивший человечность и очарование в сердце.
Путь, выбранный Иваном Северьянычем Флягиным, очень непрост: это путь потерь и лишений, поиска себя и смысла жизни. Судьба как бы испытывает странника на прочность физических и душевных сил. Причем, каждый новый этап жизни становится более сложным. Герой перерождается, меняя свой облик, постигая любовь, смерть, разочарование.
Вот он почти сказочный Иванушка-дурачок, ловящий кобылицу: «Я, как вскочу, сейчас, бывало, не дам лошади опомнится…». А с каким восхищением Иван описывает лошадей, словно возлюбленных: «…ростом не великовата… ножки легкие, точеные… окрыляется и, точно птица, летит и не всколыхнет…» Именно эти удивительные животные надолго стали для героя «природы совершенством».
Но в начале пути Иван еще не знает, что такое терять и терпеть. В нем как будто дремлют злые и добрые силы. Злые подвинут его с дикой жестокостью, просто из форейторского озорства убить монаха. Причем, Флягин не ведает раскаяния: «Ведь я это не нарочно». Спит его душа, лишь отлучение от любимых лошадей и унижение «стоять на коленях да камешки бить» всколыхнут не разбуженные еще чувства собственного достоинства и самоуважения.
И все же живет в сердце Ивана теплота. Будто былинный богатырь, оберегает он покой маленькой девочки. Вся его сила превращается в любовь, тяжела будет для него эта потеря, душа «точно живая, пополам» разорвется, однако впервые поймет Иван, что значит любить и беречь.
И снова испытания, снова смертью. Убив татарина, десять лет проживет подщетиненный богатырь в плену. Бумерангом возвратится к Ивану Флягину зло, еще раз доказывая истину, что за все нужно платить. Вот и расплачивается герой собственным страданием за совершенное злодеяние.
Встреча с Грушей откроет Ивану, «где настоящая-то красота…». Все в нем изменится, ибо постигнет герой настоящую любовь, любовь-преклонение, самоотречение, страдание. Не ревность и страсть привязывают Ивана к цыганке, а восхищение «душой желанной», глубокое сострадание к покинутой. И снова смерть… Если после гибели монаха и татарина не было раскаяния в герое, то смерть Груши «зачеркнула Ивана Флягина»: «Ничего у меня на душе нет… думаю только одно, что Грушина душа теперь погибшая, и моя обязанность за нее отстрадать…»
Желание «отстрадать» за чужую душу, не за свою, открывает нам нового героя. Иван считает себя повинным в смертельном грехе, и он сам судит свою прошлую жизнь, ищет расплаты за содеянное: пятнадцать лет службы на Кавказе завершаются подвигом, но Флягину не нужны награды, ведь даже имя у него чужое.
Дорога странствий приводит Ивана Северьяныча в монастырь: «Деться было некуда. А тут хорошо…» Ищет его душа не спасения, а истины. Герой жаждет найти себя настоящего. Последнее перерождение Ивана не спонтанно, оно осмысленно.
Известно, что Бог не дает больше страданий, чем человек может выдержать. А лишения и переживания Ивана Северьяныча не заканчиваются у дверей храма, его путь продолжается, только идет по нему уже другой человек, сохранивший в душе очарование жизни.