Безнадзорное поведение подростков

СОДЕРЖАНИЕ: Характеристика подросткового возраста, психологические особенности безнадзорных детей. Подростковая безнадзорность как социальное явление, факторы ее роста в России. Направления социальной профилактики безнадзорного поведения в условиях школы-интерната.

Оглавление

Введение

§ 1 Подростки среднего школьного возраста как социальная группа

§ 2 Понятие подростковой безнадзорности как социального явления

§ 3 Понятие социальной профилактики безнадзорного поведения

§ 4 Основные направления социальной профилактики безнадзорного поведения в условиях школы-интерната №5 г. Серова

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Глубокие социальные потрясения, происходящие в нашем обществе, кризисное состояние экономики, культуры и образования катастрофически ухудшают условия жизни и воспитания детей и молодежи, неизбежно приводят к увеличению количества и разнообразия трудностей и рисков, с которыми сталкиваются ребенок и его родители в процессе жизни и развития. Как следствие, исследователи отмечают целый ряд негативных тенденций в детской и подростковой среде. Результаты этих негативных явлений наблюдаются в росте подростковой преступности, в увеличении числа беспризорных и безнадзорных детей, в возрастании масштабов детского алкоголизма и наркомании.

В настоящее время острейшую социально-экономическую и нравственную значимость приобрёл феномен социального сиротства и детской безнадзорности. По данным Министерства здравоохранения и социального развития, в феврале 2006 года в России было 715 тысяч безнадзорных детей. Но это только дети, попавшие в поле зрения социальных служб. Экспертные оценки количества безнадзорных значительно выше. По данным аналитического доклада, представленного фондом «Развитие социальных инноваций» (А.А. Реан), их количество оценивалось примерно в 2 млн.детей.

По-прежнему высокой остаётся планка подростковой преступности. К началу 2005 года на учёте в подразделениях по делам несовершеннолетних МВД России состояло свыше 655 тысяч детей и подростков. С другой стороны, 96 тысяч детей и подростков стали жертвами преступлений, 24 тысяч детей числятся без вести пропавшими.

По тем же подсчетам МВД около 2 млн. подростков не посещают школу по разным причинам, не имеют соответствующего возрасту образования и, скорее всего, по уровню знаний не смогут продолжить профессиональное образование после девятого класса или даже не получат аттестат о неполном среднем образовании (из доклада министра внутренних дел на расширенном заседании Коллегии МВД 01.06.2005г.).

В то же время, к числу важнейших негативных новообразований должно быть отнесено распространение феномена неучастия семьи в жизни своего ребенка, а детей в своей собственной жизни. По различным данным, начиная с 2001 года, в России насчитывается около 450 тысяч семей, характеризуемых как семьи в социально опасном положении.

Личностный аспект проблемы безнадзорности состоит в отсутствии нормальных человеческих условий жизни и воспитании, бесконтрольности за поведением и времяпрепровождением, ведущим к социальной дезадаптации.

Дополнительным фактором риска стала и позиция школы, которая дистанцируется от подростков с трудными судьбами. Свёртывание внеклассной работы в школе, исчезновение детских общественных организаций объединяет досуговую деятельность детей, их воспитание и развитие.

Противоречием данной темы является то, что в семье проблема воспитания отодвигается на второй план, уступая главенство более значимой проблеме: простого выживания детей и взрослых, а школа в силу тех же объективных трудностей ограничивает свою деятельность исполнением первостепенной функции: дать детям знание.

С другой стороны, в «Семейном кодексе РФ» закреплены обязанности родителей по отношению к детям: «Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы родителей». При осуществлении родительских прав родители не в праве причинять вред психическому и физическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство, оскорбление или эксплуатацию детей.

Объект исследования: социальная работа с подростками.

Предмет исследования: содержание деятельности социального работника по безнадзорности у подростков в условиях школы-интерната №5 г.Серова.

Цель: изучение теоретических аспектов социальной профилактики безнадзорности у подростков в условиях школы-интерната.

Задачи:

- дать характеристику подросткового возраста;

- изучить понятия «безнадзорность» и «социальная профилактика»;

- выявить потенциал школы-интерната №5 г.Серова в организации профилактики безнадзорности.


§ 1 Подростки среднего школьного возраста как социальная группа

Для того, чтобы понять, какую социальную опасность на государственном уровне представляют безнадзорные дети, необходимо рассмотреть психологические особенности личности данной категории несовершеннолетних и выделить основные причины этого явления.

Отрочество, подростковый возраст в период жизни человека от детства до юности. В этот самый короткий период происходит формирование личности через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и колоссальные достижения он приобретает чувства взрослости.

В современном обществе стремление подростка к статусу взрослого – мечта малодоступная. Поэтому в отрочестве подросток обретает не чувство взрослости, а чувство возрастной неполноценности.

Большая часть подростков остро реагирует на свои восприятия, память, речь, мышления и старается предать им глубину и блеск. Моральные ценности, качество личности – самостоятельность, смелость, воля также становятся для них объектом самовоспитания.

Подросток начинает заново оценивать свои отношения с семьёй. Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех тех, кто привычно, из года в год оказывал на него влияние, - и в первую очередь это относится к семье. Отчуждение по отношению к семье внешне выражается в негативизме – противостоять любым предложениям, суждениям, чувствах тех, на кого направлено отчуждение.

Отрочество – это период, когда подросток начинает высоко ценить свои отношения со сверстниками. Общение с теми, кто обладает таким же, как у него, жизненным опытом, даёт возможность подростку смотреть на себя по-новому. Стремление идентифицироваться с себе подобным порождает столь ценимую в общечеловеческой культуре потребность в друге. Сама дружба и служение ей становятся одной из значимых ценностей в отрочестве. Именно через дружбу отрок усваивает черты высокого взаимодействия людей: сотрудничество, взаимопомощь, риск, взаимовыручка.

В подростковом возрасте могут происходить изменения, связанные с ростом организма. Многие подростки, попадая под зависимость от физического состояния, начинают сильно нервничать и обвинять себя в несостоятельности. Эти ощущения часто не осознаются, формируют в напряжённость, с которой трудно справиться.

Подростковый возраст – период отчаянных попыток «пройти через всё». При этом подросток в большей части начинает свой подход с табуированных или невозможных сторон взрослой жизни. Многие подростки «из любопытства» пробуют алкоголь и наркотики. В этот период происходит объективное изменение социального положения. Потеря идентичности самим собой, несовпадение прежних представлений о себе с сегодняшним образом – основное содержание отроческих переживаний. Неудовлетворённость может быть столь сильной, что появляются навязчивые состояния: непреодолимые мысли о себе, сомнения, страхи. При этом сохраняется критическое отношение к этим состояниям, что усугубляет тяжёлые чувства подростка.

Многие подростки переживают кризис во внешних проявлениях негативизма – бессмысленном противодействии другому, немотивированном противостоянии.

В этом возрасте частота противоречивых состояний, мотивов, ценностных ориентаций и поступков. Максимализм и лабильность полярных позиций определяют противоположные тенденции в проявлениях подростков: от глубинной идентификации с другим к резкому отчуждению от других; от альтруизма к жестокости; от страха смерти до суицидальных попыток.

Как отмечают исследователи, безнадзорных детей отличает более сильный инстинкт самосохранения, повышенная возбудимость, привычка к искусственным возбудителям (наркотикам, алкоголю и т.д.). Некоторые из них преждевременно начинают половую жизнь. Вместе с тем, у таких подростков наблюдается хорошая физическая закалка, хотя многие из них страдают туберкулёзом, а также болезнями, сопутствующие голоду (чесотка, тиф и др.).

Специалисты в области детской психологии констатируют, что беспризорных и безнадзорных отличает выносливость, точность восприятия, смелость, активность, солидарность в групповых действиях.

Для безнадзорного, начинающего общаться с себе подобными, все неудобства жизни (голод, холод, гигиеническая запущенность, страх и т.д.) начинают приобретать притягательную силу. С точки зрения криминалистов подростки, перестающие вести так называемый нормальный образ жизни, отличаются от других тем, что жизненные цели у них смещаются в сторону психологического комфорта, компанейско-группового характера, сиюминутных удовольствий, потребительства, наживы. У них фиксируется ослабление чувства стыда, равнодушное отношение к переживаниям других, агрессивность, грубость, лживость, несамокритичность и пр. Данные признаки ведут к деградации личности, которой сопутствует ориентация на асоциальное поведение. Не случайно безнадзорных подростков относят к группе социального риска.

Есть ещё одно объяснение, почему безнадзорный подросток принадлежит к этой группе. Дело в том, что он не только опасен для общества и окружающих, но и его жизнь, здоровье, состояние тоже находятся в опасности, независимо от того, исходит ли она от «вожака», под чьим началом он существует, или от представителя государственной власти, стремящегося его обнаружить. Другими словами, безнадзорный – не только правонарушитель (потенциальный или состоявшийся), но и человек, нуждающийся в помощи.

Однако прежде чем рассматривать политику государства в отношении безнадзорных детей в социально-правовом аспекте необходимо выделить основные причины этого явления. Одна из главных причин детской беспризорности – отсутствие надзора за несовершеннолетними со стороны родителей и тех, кто их заменяет.

В решении Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ от 7 июля 1998 г. генезис детской безнадзорности определён следующим образом: «Детская безнадзорность – следствие современной социально-экономической и духовно-нравственной ситуации в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, дистанцированием школы от детей с трудной судьбой, криминализацией среды».

Подобной точкой зрения придерживаются и большинство правоведов. Так, по мнению А.М. Нечаевой, причины подростковой безнадзорности предопределяются в современной России такими факторами, как:

- экономический кризис;

- безработица;

- обнищание широких слоёв населения чьё большинство живет за чертой бедности;

- повсеместное ослабление семейных устоев;

- утрата старшим и младшим поколениями моральных ценностей;

- пьянство и алкоголизм, наркомания;

- распространение среди детей и взрослых психических заболеваний.

Все эти факторы служат благоприятными условиями для возникновения наиболее серьёзных негативных социальных явлений, одним из которых и является подростковая безнадзорность. Однако перечисленные выше факторы далеко не исчерпывают всех причин исследуемой проблемы.

Так, по мнению начальника отдела проблем социальной политики Аналитического управления Аппарата Совета Федерации Г.И. Климантовой и заместителя начальника отдела проблем социальной политики Аналитического управления аппарата Совета Федерации Т.А.Федотовской основные проблемы роста безнадзорности кроются в социально-политических преобразованиях, приведших к ломке общественной морали, обесцениванию института семьи на общегосударственном уровне. В статье, посвящённой профилактике детской безнадзорности, они пишут: «Основной причиной возникновения роста безнадзорности является разрушение государственной инфраструктуры социализации и общественного воспитания детей без формирования новой эффективной структуры социализации и досуга детей в условиях рыночных отношений…Другой причиной безнадзорности является кризис семей: рост бедности, ухудшение условий жизнедеятельности и разрушение нравственных ценностей и воспитательного потенциала семей. В неполной семье воспитывается сегодня каждый седьмой российский ребёнок. Ослаб воспитательный потенциал семей, разрушаются её нравственные устои, утрачиваются фундаментальные человеческие ценности. Сформировалась новая система коммерческой и криминальной эксплуатации детской безнадзорности…».

Однако, есть и другие существенные обстоятельства, предопределяющие поведение современных детей.

Речь идёт об особенностях воспитания современного ребёнка, ставшего в наше время самостоятельным субъектом принадлежащих ему прав. Это положение, обозначенное в Конвенции ООН «О правах ребёнка» и нашедшее отражение в Семейном кодексе РФ, постоянно внедряется в массовое сознание. Конечно, процесс самоутверждения ребёнка – основа его нормального развития. Однако низкая духовная культура поведения, поступков, мышления несмотря на провозглашённое законом равноправие детей нередко приводит к сбоям, порождает обратный результат в виде вседозволенности, примитивного представления о свободе. Тем более, что стремление подростка к независимости, самоутверждению – это, как утверждают специалисты, непреложный факт: «Стремление воспитуемых к непустячному личностному самоутверждению – не прихоть, не каприз, не зигзаг темперамента, а неистребимая фундаментальная составляющая человеческой психики». Особенно психики подростка, для которой характерна так называемая реакция эмансипации, связанная с протестом против консервативных устоев, со стремлением к автономности, отделению от семьи и взрослых, избавлению от их опёки.

Как отмечают психологи, у большинства трудных детей и подростков блокирована одна из фундаментальных потребностей человека – потребность в уважении и любви. Отсутствие возможности удовлетворить такую потребность выкидывает ребёнка на улицу, где он находит то, к чему стремится. Если к вышеизложенному добавить, что современный ребёнок живёт и развивается на фоне сильнейшего антропо-экологического напряжения, увеличивающего опасность срыва адаптационных барьеров.

Следует отметить, что к причинам происхождения подростковой безнадзорности современные исследователи в области социологии и детской психологии относят на сегодняшний день не только экономические и социальные проблемы, но и проблемы психологического характера.

Так, Е.Г. Слуцкий выделяет три основные категории причин развития детской безнадзорности: социально-экономические, социально-психологические и медико-психологические причины.

К социально-экономическим он относит факторы, длительно нарушающие трудовой уклад жизни и деформирующие быт людей. Это экономический кризис, голод, безработица, эпидемии, интенсивные миграционные процессы в связи с военными конфликтами или природными катаклизмами.

Социально-психологические причины, по мнению автора, связаны с кризисом семьи, увеличением разводов, с утерей одного из родителей, опекунством, ухудшением климата в семье, грубым отношением с детьми, физическими наказаниями, а порой и сексуальными домогательствами со стороны взрослых.

Медико-психологические причины он увязывает с увеличением числа детей, имеющих выраженные психофизические аномалии, черты асоциального поведения (т.е. наличие генетической предрасположенности). Согласно данным, приведённых в его работе, среди подрастающего поколения такие дети составляют 3-5 процентов.

Интересное исследование структуры детской беспризорности было проведено Московским городским центром «Дети улиц». При этом все источники формирования детской беспризорности были разделены на пять групп.

В первую группу были отнесены дети, причиной беспризорности которых явилась нелегальная миграция семей из ближнего зарубежья в Россию. По данным Московского городского центра «Дети улиц», эта группа составляет 4-5 процентов от общей массы беспризорных детей.

Вторая группа беспризорных детей формируется из несовершеннолетних, оставшихся без родителей либо иного попечения в силу различных трагических обстоятельств (катастроф, мятежей и т.п.). Число этих подростков, по данным исследования, составляет 8-9 процентов от всех беспризорных.

Третья группа несовершеннолетних беспризорных образуется в результате попытки скрыться от суда и следствия после совершения уголовно наказуемых деяний. Доля этих детей не превышает 0,5 процентов.

Четвёртая, самая многочисленная группа несовершеннолетних беспризорных – это самовольно ушедшие из дома. Дети-беглецы покидают родительский кров из-за жестокого с ними обращения, пьянства или наркомании родителей, сексуального насилия и в силу иных причин. Доля таких детей достигает 82-86 процентов.

Последняя, пятая группа несовершеннолетних мигрантов состоит из лиц, самовольно покинувших специальные детские учреждения – спецшколы, СПТУ, детские дома, школы-интернаты, иные объекты. Ранее эти подростки входили в одну из четырёх перечисленных групп несовершеннолетних мигрантов. Попав под специально-педагогический контроль государства, они были размещены в упомянутых детских учреждениях. Количество этих подростков составляет 5-6 процентов.

Среди причин роста безнадзорности специалисты Московского городского центра «Дети улиц» называют следующие:

- падение доходов семей с детьми, часто до катастрофически низкого уровня; безработица взрослых членов семьи;

- резкое увеличение распространённости кризисных явлений в семье (повышение нестабильности семей, увеличение числа неполных семей с детьми, асоциальное поведение родителей);

- морально-психологический кризис у части общества в условиях выработки новых морально-нравственных ценностей, распространение морали вседозволенности;

- открытость границ России для стран, ранее входивших в Советский Союз, их ещё более тяжёлое экономическое положение, а в ряде случаев и вооружённые конфликты ведут к нелегальной миграции детей, причём часто без сопровождения взрослых, из этих стран в индустриальные центры России;

- рост криминализации общества, распространённость новых для России видов правонарушений (проституция, торговля наркотиками и пр.) при одновременном ослаблении механизмов контроля за работодателями в результате развития мелкого нелегального бизнеса, а также неотработанность механизмов и процедур выявления наказания взрослых, вовлекающих детей в эти виды деятельности.

Подтверждает данные исследования и структура безнадзорных, приведённая в работе А.М. Нечаевой. Согласно представленной ей классификации, рост безнадзорных детей пополняется за счёт трёх основных категорий:

- дети, потерявшие семью и родителей из-за их смерти, лишения родительских прав;

- дети, «выброшенные» из семьи, отвергнутые родителями;

- беглецы из дома, семьи, детского интернатного учреждения.

Как отмечает А.М. Нечаева, сиротство, вызванное смертью единственного родителя либо обоих родителей, лишением матери, отца родительских прав, относится к фактам, требующим усилий по устройству ребёнка, оказавшегося в одиночестве. Если ранее в большинстве случаев ребёнок-сирота устраивался у лиц, пожелавших заменить ему родителей (усыновителей, опекунов (попечителей), приёмных родителей), то в последние годы сложности экономического характера невольно сокращают число тех, кто готов взять на воспитание такого ребёнка. Следует отметить, что в особенно сложное положение чаще всего попадают осиротевшие дети подросткового возраста, уже искалеченные судьбой, приобретшие за годы жизни в семье асоциальные навыки, любовь к независимости, что существенно затрудняет их устройство в другую семью или интернатное учреждение.

Другая категория детей, пополняющих ряды безнадзорных – это дети, отторгнутые семьёй. Как правило, речь идёт о так называемых неблагополучных семьях.

В литературе неоднократно отмечался тот факт, что неблагополучная семья в России на сегодняшний момент становится всё более привычным явлением. Степень и причины семейного неблагополучия разные, начиная от внутрисемейных конфликтов, отравляющих жизнь несовершеннолетних, до полной потери родителями материнского, отцовского инстинкта, деградации личности родителей, порождённой, как правило, хроническим алкоголизмом, наркоманией. В подобных семьях всё подчинено непреодолимому влечению к алкоголю, когда забота о детях только мешает и озлобляет. В таких случаях ребёнок как бы отторгается от семьи и родителей, он им просто не нужен. Несовершеннолетние дети, когда их некому защитить, уходят на улицу в поисках пропитания, ночлега, а также сочувствия, сопереживания. Если их не успевают вовремя обнаружить, подобрать и устроить управомоченные на то органы, чаще всего их путь лежит к безнадзорникам.

Особое место среди обстоятельств, способствующих бегству ребёнка на улицу, занимают психические заболевания, во-первых, родителей, во-вторых, самого ребёнка. Что же касается детей, то по информации независимых экспертов около 4,5% несовершеннолетних в РФ страдают психическими расстройствами. Усугубляется положение и ростом числа умственно отсталых детей. Не случайно в качестве психобиологических предпосылок асоциального поведения несовершеннолетних выделяются такие неблагоприятные особенности психики детей и подростков, как нервно-психическая патология, акцентуации характера, а также отставание в умственном развитии детей, вызванное рядом наследственных факторов.

Общая вышесказанное, можно выделить следующие причины генезиса безнадзорности:

- экономически (экономический кризис; безработица; обнищание широких слоёв населения, чье большинство живёт за чертой бедности; голод; эпидемии);

- социальные (повсеместное ослабление семейных устоев; утрата старшим и младшим поколениями моральных ценностей; кризис семьи, увеличение разводов, рост числа сирот, грубое отношение с детьми, физические наказания, сексуальные домогательства со стороны взрослых);

- психологические (ранимость детской психики, стремление ребёнка к независимости, дефекты воспитания, социопатии);

- медицинские (распространение пьянства, алкоголизма, наркомании; рост генетически обусловленных психических заболеваний среди взрослого населения России, а также среди детей и подростков);

- политические (открытость границ России для стран, ранее входивших в Советский Союз, политический кризис в странах ближнего зарубежья, значительно усиливший приток беженцев в крупных городах России);

- социально-правовые (не достаточно чётко проработанный механизм профилактики детской беспризорности и безнадзорности, в частности, громоздкость процедур усыновления, недостатки устройства системы интернатных учреждений и др.);

- рост криминализации общества (распространённость новых для России видов правонарушений (проституция, торговля наркотиками и пр.) при одновременном ослаблении механизмов контроля за работодателями в результате развития мелкого и нелегального бизнеса, а также неотработанность механизмов и процедур выявления и наказания взрослых, вовлекающих детей в эти виды деятельности).

Таким образом, таковы в общих чертах причины подростковой безнадзорности в современной России.

Как видно из вышеизложенного, данное явление нельзя считать только «социальной болезнью» цивилизованного общества. Это ещё и правовая, политическая проблема, прямо характеризующая функциональную способность государства защитить своих граждан, в том числе и несовершеннолетних.

§ 2 Понятие подростковой безнадзорности как социального явления

Детскую беспризорность и безнадзорность политологи, социологи и правоведы нашего времени относят к социальным болезням, характерным для любого цивилизованного государства, в том числе и России, напрямую связанным с политическим, экономическим развитием страны, функционированием его правовой системы. Причины его возникновения и распространения кроются как в правовых и социально-политических аспектах функционирования государства, так и в национальных семейных традициях, в степени развития общественной морали, а также социальной защищённости института семьи и каждого отдельного гражданина государства. В связи с этим данное явление требует глубокого изучения со стороны различных специалистов (юристов, правоведов, политологов, социологов, психологов, педагогов).

Первое наиболее полное официальное определение беспризорности можно найти в Большой Советской Энциклопедии, изданной в 1930 г.: «Беспризорные – это несовершеннолетние, лишенные педагогического надзора и попечения и живущие в условиях, вредно действующих на их общественные проявления и здоровье. Беспризорными надо считать не только детей, потерявших родителей (или опекунов) и домашний очаг. Если родители (или опекуны) лишают детей пищи, грубо с ними обращаются, совращают их на преступления, разлагающе влияют собственным примером, - дети подобных родителей тоже считаются беспризорными».

Термин «безнадзорность» в сочетании с детской беспризорностью появился в официальных документах и законодательных актах только с 1935 г. В годы Великой Отечественной Войны в постановлениях Правительства также использовались оба термина, однако их определений в законодательных актах того времени не было.

Не уделяется должного внимания различиям понятий детской беспризорности и безнадзорности и в действующем законодательстве.

Например, в Положении о комиссиях по делам несовершеннолетних (1967 г.) действующим на сегодняшний день, используется термин безнадзорности. Положением предусмотрено, что одной из главных задач комиссий по делам несовершеннолетних является предупреждение детской безнадзорности (ст.1). Однако определения этому понятию не дано. Термин «беспризорность» в указанном Положении вообще не упоминается, несмотря на то, что устройство несовершеннолетних и охрана их прав (в том числе и права на жилище, предусмотренного ст.40 Конституции РФ, права ребёнка жить и воспитываться в семье, предусмотренного ст.54 Семейного Кодекса РФ) также указаны в числе первоочередных задач комиссии. Таким образом, в Положении о комиссиях по делам несовершеннолетних не только не уделяется должного внимания понятийному аппарату, но и происходит слияние терминов «беспризорность» и «безнадзорность».

Этих понятий нет и в кодифицированных нормативно-правовых актах, регулирующих права и обязанности несовершеннолетних (например, в Семейном Кодексе, в Кодексе об административных правонарушениях, Уголовном Кодексе).

Впервые в законодательстве определения понятий «беспризорность» и «безнадзорность» введены Федеральным законом от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В ст.1 «Основные понятия» даны следующие определения:

«безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;

беспризорный – безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания».

Таким образом, в Законе определена грань между понятиями «беспризорный» и «безнадзорный», которой является наличие места жительства (пребывания). Однако, несмотря на то, что в указанном Законе присутствуют оба термина, упора на различия мер профилактики этих двух категорий несовершеннолетних нет.

Сохраняется отсутствие чётких границ между данными дефинициями не только в законодательных актах, но и в современной юридической литературе. Кроме того, в последнее время всё большее распространение приобретает термин «безнадзорность», объединяющий оба понятия.

Так, например, в работе доктора юридических наук, профессора Э.Б. Мельниковой, беспризорные и безнадзорные дети объединены в общую категорию безнадзорных. Причём предложена следующая классификация детской безнадзорности:

- полностью лишённые родительского попечения и оказавшиеся в бедственном положении, требующие неотложной помощи и защиты;

- частично лишенные родительского попечения, не требующие применения неотложных мер помощи и защиты, однако нуждающиеся в оздоровлении условий их жизни и воспитания;

- не лишённые родительского попечения, но в связи с конфликтными ситуациями, в которых находятся подростки, и наличием видимых признаков безнадзорности в их жизни и поведении, нуждающиеся в наблюдении за ними и педагогическом воздействии и помощи.

Смешение понятий «безнадзорность» и «беспризорность» свойственно не только многочисленным исследованиям, посвящённым различным аспектам детской преступности. Оно имеет место и в официальных правительственных документах.

В связи с тем, что ни в действующем законодательстве, ни в документах государственных органов, ответственных за социально-правовую защиту этой категории несовершеннолетних, ни в юридической литературе нет чёткого обозначения этих понятий, прежде чем говорить о происхождении детской беспризорности и безнадзорности, в рамках настоящего исследования необходимо чётко разграничить эти термины.

Как справедливо отмечается в юридической литературе, говоря о несовпадении терминов «беспризорный» и «безнадзорный», следует учитывать, что безнадзорность в основном определяется с помощью правил педагогики. Не случайно её сущность, признаки входят в сферу изучения педагогической науки, обращавшей внимание на правильно понимаемый надзор за несовершеннолетним, который не сводится к контролю за его поведением, времяпрепровождением, а состоит в поддержании, сохранении внутренней духовной связи с ребёнком, подростком. Такой связи, которая позволяет сохранять даже на расстоянии контакт родителей, заменяющих их лиц со своим воспитанником. Отсутствие именно такого надзора особенно опасно для легко ранимой психики ребёнка, заставляя его пополнять ряды беспризорников. Таким образом, между безнадзорностью и беспризорностью существует прочная связь, поскольку безнадзорность служит благоприятной почвой для беспризорности.

В отечественной правовой науке беспризорность и безнадзорность принято рассматривать как стадии одного процесса, одной «социальной болезни». Как отмечал ещё в 20-е годы ХХ века П.И. Люблинский, говоря о беспризорности, она, «будучи подобной длительному недугу, проходит через несколько стадий или фаз своего развития». Начальную фазу этой социальной болезни составляет безнадзорность, а окончательной стадией, находящейся на гране необратимости, становится беспризорность как таковая, определяющая положение самого несовершеннолетнего, его своеобразный социальный статус, который он обретает по собственному желанию или в силу стечения каких-либо обстоятельств.

Наиболее полную отличительную характеристику беспризорности от безнадзорности дала доктор юридических наук А.М.Нечаева. К отличительным признакам, позволяющим считать ребёнка безнадзорным, по мнению автора, относятся:

- полное прекращение всякой связи с семьёй, родителями, родственниками;

- проживание в местах, не предназначенных для человеческого жилья;

- добывание средств к жизни способами, не признаваемыми в обществе (попрошайничество, воровство и пр.);

- подчинение «неписаным» законам, продиктованным признаваемым среди беспризорников авторитетом.

Основной отличительной чертой беспризорного ребенка от безнадзорного является не столько наличие (отсутствие) места жительства (пребывания), сколько полное прекращение связей с семьёй, родителями, родственниками, опекунами. Относить к беспризорным только безнадзорных детей, не имеющих места жительства (места пребывания), как это предусмотрено в ст.1 Федерального закона 1999 г. №120-ФЗ, не совсем правильно. Как заметила А.М. Нечаева, «если нищий бродяга, не имеющий постоянного места жительства, «путешествует» со своими детьми, их, на наш взгляд, нельзя считать беспризорниками, несмотря на то, что качественный надзор за ними, как правило, отсутствует». Мы согласны с мнением, что таких детей правильнее всего было бы относить к категории безнадзорных.

С другой стороны, согласно данным правоохранительных органов, в современной России появилась категория беспризорников, тесно связанных с криминальным миром, которые могут позволить себе снимать достаточно комфортное жильё. Таких детей, не имеющих связи с семьёй и опекунами, необходимо, на наш взгляд, относить к категории беспризорных, несмотря на наличие места пребывания, отвечающего санитарно-гигиеническим условиям содержания ребёнка, поскольку эти дети практически лишены социальной защиты со стороны семьи либо органов опеки.

Таковы в общих чертах особенности, характеризующие понятие «детская беспризорность» с правовой и социально-политической точки зрения.

Следует отметить еще одну существенную с правовой точки зрения отличительную черту детской беспризорности от безнадзорности.

Место жительства (пребывания) безнадзорного ребёнка, как правило, нетрудно установить. При этом мерами социальной защиты такой категории несовершеннолетних могут быть лишение или ограничение родительских прав родителей, лишение опекуна, исполняющего свои обязанности по отношению к ребёнку не должным образом, опекунства, определение ребёнка в места социальной защиты (детский дом, приют, интернат), где безнадзорному будут обеспечены элементарные условия существования.

Переход же несовершеннолетнего в категорию беспризорников не влечёт за собой прекращения семейных правоотношений. Все права и обязанности родителей, предусмотренные семейным законодательством, сохраняют свою силу. Но реализовать их не представляется возможным, т.к. судьба ребёнка не известна. Поэтому предъявить иск о лишении родительских прав, и тем более об их ограничении, которое сочетается с отобранием детей у родителей, не представляется возможным. Таким образом, беспризорник фактически лишается всех прав, предусмотренных отечественным законодательством по отношению к несовершеннолетним.

Дети, лишённые надзора старших, как правило, отличаются в социальном плане ещё и тем, что не имеют собственных источников средств существования. Такое положение заставляет доставать их любыми доступными способами. Это не только поиски пищи на свалках и других подобных местах, но и кражи денег, продуктов. К распространённым средствам добывания пищи и денег относится также попрошайничество.

Как отмечено в докладе Независимой комиссии по международным гуманитарным вопросам, посвящённом детской беспризорности, отличает беспризорных детей от безнадзорных и то обстоятельство, что они порывают всякую связь с обществом. Став беспризорником, несовершеннолетний попадает как бы в социальный вакуум. Для него не существуют законы, предназначены для других граждан. Мало того, вычеркнутые из жизни общества, многие беспризорные подростки презирают принятые в нём нормы. Как указано в докладе Независимой комиссии по международным гуманитарным вопросам «Дети улиц», «они живут по неписаным законам того общества, куда попадают, где поощряется, признаётся то, что чуждо человеческому обществу, где своя мораль, своя правда, свои авторитеты, наделённые подчас безграничной властью».

Но, как отмечает А.М. Нечаева, «это вовсе не означает, что безнадзорные дети, отделяя себя от гражданского общества, становятся для него чужеродным телом. Скорее, напротив, стремление спасти их объясняется не только опасностью, исходящей от безнадзорных, но и желанием помочь тем, кого судьба обрекла на жизнь в нечеловеческих условиях».

Подростковая безнадзорность – это сложная социально-педагогическая проблема, которая включает социально-педагогический анализ этого явления, причины, существенно влияющие на безнадзорность, необходимость профилактики и преодоление её последствий.

Действенность профилактической деятельности обеспечивается взаимодействием всех заинтересованных сторон по месту жительства. В основе взаимодействия лежит интеграция усилий субъектов профилактики подростковой безнадзорности, заключающаяся в согласованной деятельности (по времени, месту, решению профилактических задач и пр.) в рамках функционального назначения каждого из них, направленной на преодоление проблем подростка и его семьи (объектов влияния), и создающей наиболее благоприятные условия для целесообразного воспитания, духовного, нравственного и физического развития подростков.

Таким образом, безнадзорность детей до сих пор продолжает оставаться одним из наиболее тревожных характеристик современного российского общества.

По оценкам правительственных экспертов в стране сейчас насчитывается около 1 млн. безнадзорных детей, при этом 90% из них – при живых родителях. С каждым годом увеличивается количество взрослых, лишённых родительских прав.

По данным статистического отчёта о работе территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Серовского городского округа за первое полугодие 2007 года:

Количество несовершеннолетних на территории всего – 19731

Выявлено беспризорных/безнадзорных – 189

Представители своей территории – 103

Из других территорий области – 79

Из других субъектов РФ и государств ближнего и дальнего зарубежья – 7

По данным анализа социально-педагогической работы за 2006-2007 учебный год из общего количества учащихся

172 – школы-интерната №5 г.Серова

68 – семей группы риска

15 – учащиеся, находящиеся в социально опасном положении

7 – склонных к бродяжничеству

12 – совершивших преступление

§ 3 Понятие социальной профилактики безнадзорного поведения

Профилактика является одним из перспективных и важных направлений социальной работы. Своевременная профилактическая, предупредительная деятельность способствует значительному снижению издержек социальной работы с уже имеющими место, «состоявшимися» девиациями. Основная цель профилактической деятельности в социальной работе состоит в выявлении причин и условий, ведущих к отклонениям в поведении социальных объектов, предупреждении и уменьшении вероятности появления отклонений с помощью социально-экономических, правовых, организационно-воспитательных, психолого-педагогических мер воздействия. В профилактической работе важнейшее значение имеет умение правильно и гибко ориентироваться в каждой конкретной ситуации, объективно, с научной достоверностью обобщать фактический материал, тщательно изучив все причины установленных отклонений и условий, в которых они стали возможны.

Анализ литературы показал, что явление профилактики развивалось в различных сферах – медицине, педагогике, праве, социологии и т.д. Это создаёт многообразие и неструктурированность оснований, субъектов и содержания профилактики в рамках различных проблемных полей. Но на уровне функций она объединяется педагогическими функциями воспитания, образования и развития, и обеспечивает следующий продукт для ребёнка и его окружения на различных уровнях профилактики: формирование личностных, ценностных, поведенческих структур, предотвращающих возникновение трудностей в жизни и развитии ребёнка; систему отношений, ориентирующих ребёнка и его семью в вопросах собственного личностного и социального развития; систему отношений, обеспечивающих оказание помощи и улучшение качества жизни несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

Наиболее разработаны концепции педагогической профилактики девиантного поведения и наркозависимостей в молодёжной среде. На уровне вторичной и третичной профилактики она предполагает возникновение индивидуальной профилактической работы как инструмента возвращения ребёнка к нормам социального воспитания, образования и развития.

Профилактика наркозависимостей и девиантного поведения являются частными проблемными полями по отношению к утверждённой законом 120-ФЗ системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, который вводит в качестве основания для индивидуальной профилактической деятельности понятие «социально опасное положение» - «ситуация, объективно ухудшающая положение и качество жизни ребёнка, с которой он и его семья не могут справиться сами…» и которая становится источником безнадзорности и правонарушения.

Основным инструментом улучшения положения детей в соответствии с законом является индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально-опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий, что соответствует приоритетам педагогической профилактики.

При этом профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних рассматривается как система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Таким образом, под профилактикой понимаются научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на:

- предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих социальные отклонения негативного характера;

- предотвращение возможных физических, психических и социокультурных девиаций у различных индивидов и социальных групп;

- сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей. Содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии внутреннего потенциала.

(Кузнецова Л.В. «Методика работы социального работника», 2004г.).

Меры по социальной защите безнадзорных несовершеннолетних, в том числе и меры профилактического характера, являются неотъемлемой частью социальной защиты семьи и детей. Профилактика безнадзорности среди детей заключается в конкретных мерах, направленных на недопущение разрушения межличностных отношений, предупреждение утраты семейных связей. Профилактика должна быть направлена на сохранение здоровой семьи и создание комплекса условий, способствующих нормальному, полноценному функционированию семьи и её развитию.

Комплекс мер, направленных на реализацию задачи исключения явлений, вызывающих безнадзорность – их профилактики, составляющий систему социальной защиты безнадзорных детей, является основным объектом управления. Насколько эффективно осуществляется организация, управление и координация взаимодействия субъектов системы, а также её ресурсное обеспечение, настолько результативной будет её работа. Управление социальной защиты безнадзорных детей включает привлечение, координацию, организацию и обеспечение деятельности и взаимодействия множества субъектов различных уровней хозяйствования: наднационального, негосударственного, федерального, регионального, муниципального, уровня домохозяйства и несовершеннолетнего. Под уровнем хозяйствования понимается экономическая структура (система), характеризующаяся определёнными территориальными принципами управления, ресурсного обеспечения и функционирования.

Таблица №1

Наднациональный уровень хозяйствования

Международные организации (их отделения и филиалы), участвующие в социальной защите беспризорных и безнадзорных детей.

Население мира

Федеральный уровень хозяйствования

Методологическое, концептуальное определение социальной защиты беспризорных и безнадзорных детей; нормативно-правовое определение и закрепление системы социальной защиты безнадзорных и беспризорных детей.

Субъекты: Президент, Правительство, Федеральные органы и учреждения

Население страны

Негосударственный уровень хозяйствования

Российские, региональные общественные организации (их отделения и филиалы)

Предпринимательские структуры, частные лица

Общественные, религиозные организации, участвующие в социальной защите беспризорных и безнадзорных детей

Уровень субъекта Российской Федерации (региональный)

Организация и управление социальной защитой беспризорных и безнадзорных детей;

Субъекты: Глава региона, Правительство региона, региональные органы и учреждения (системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних)

Население региона, отдельных территорий региона

Муниципальный уровень хозяйствования

Развитие инфраструктуры муниципальных учреждений социальной сферы, ориентированных на семью и детей; создание условий, местной базы для обеспечения социальной защиты семьи и детей, их обслуживания и развития.

Субъекты: органы власти и управления муниципального образования, муниципальные учреждения

Население муниципального образования

Уровень домохозяйства

Обеспечение выполнения семьёй её основных функций

Субъекты: семья, члены семьи

Несовершеннолетний

Усвоение и закрепление социальных норм поведения

Учитывая современные условия формирования федеративных отношений, все полномочия, связанные с осуществлением социальной защиты безнадзорных детей, распределены между органами государственной власти и управления. Так, на федеральном уровне хозяйствования осуществляется определение приоритетных направлений социальной политики, разрабатывается система мер, обеспечивающих решение важнейших проблем. На уровне субъекта Российской Федерации организуется управление и функционирование системы социальной защиты населения, включающей меры профилактики безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних. На муниципальном уровне осуществляется непосредственно помощь и поддержка семьи и детей. Для этого создаётся сеть социальных учреждений, ориентированных на работу с семьёй и детьми, а также детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, организуется хозяйственное обеспечение деятельности таких учреждений и другие мероприятия.

В законе РФ № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» сформулированы задачи профилактики, которые совпадают с функциями педагогических технологий в отношении детей в трудной жизненной ситуации: 1) своевременное выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; 2) проведение профессиональной объективной диагностики особенностей ребёнка и его проблемной ситуации, выявление его потребностей, проблем, интересов; 3) разработка индивидуальной программы профилактики, как набора услуг, видов помощи и отношений, способствующих разрешению проблем несовершеннолетнего; 4) реализация индивидуальной программы по преодолению социально опасного положения и улучшению качества жизни ребёнка.

Таким образом, введение института индивидуальной профилактической работы решают как минимум две задачи: 1) организации адресной работы с детьми, которые действительно должны быть подвержены целенаправленному воздействию со стороны органов власти и правоохранительных органов в случае совершения ими неправомерных деяний; 2) защиты несовершеннолетних и их семей от нерегламентированного, необоснованного и неквалифицированного вмешательства в жизнь под различными предлогами.

На смену борьбе с детскими правонарушениями пришёл профилактический социально-педагогический подход. Приоритетность защиты прав несовершеннолетних выдвигает в ранг значимых и первостепенных задачи раннего выявления признаков любого неблагополучия детей, их возможного отклонения и продвижения в сторону трудной или социально-опасной ситуации, организацию мер защиты интересов и прав ребёнка.

Впервые за многие годы в российском законодательстве появились нормы и процедуры, согласовываемые с ведущими законами педагогической деятельности, предусматривающие функции и задачи социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних в качестве приоритета профилактической работы.

Профилактика безнадзорности субъектами взаимодействия решается на разных уровнях: на федеральном, региональном, муниципальном, местном уровнях. На федеральном уровне в качестве субъектов взаимодействия в процессе профилактики безнадзорности могут быть: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания; органы управления образованием; органы опеки и попечительства; органы по делам молодёжи; органы управления здравоохранением; органы службы занятости; органы внутренних дел. На муниципальном (местном) уровне субъектами взаимодействия могут быть: центры психолого-педагогической реабилитации и коррекции; социальные приюты; центр психолого-медико-социального сопровождения; центр социально-трудовой адаптации и профориентации; центры социального обслуживания семьи и детей; психоневрологические и наркологические диспансеры; комиссии по делам несовершеннолетних; центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей; государственные учреждения дополнительного образования; образовательные учреждения; Детские Дома; школы-интернаты; детские дошкольные учреждения; библиотеки и др.

Каждое учреждение профилактики безнадзорности выполняет по отношению к определённой категории подростков свои функции и на своём уровне решает определённый круг социально-педагогических задач. Наличие общего и специфического в деятельности разных субъектов взаимодействия в профилактике подростковой безнадзорности обуславливает наличие в его характеристике двух сторон – дифференциации и интеграции.

Таким образом: 1) Профилактическая работа рассматривается как средство предотвращения социально-негативных явлений: правонарушений несовершеннолетних, социальной дезадаптации подростков, агрессивного поведения, девиаций, злоупотребления подростками психоактивных веществ и т.д. Основания профилактической работы в представленных исследованиях – неоднородны, а содержание профилактики определяется характеристиками того явления, на которое она направлена и представлениями специалистов того проблемного поля, которые её реализуют.

2) Профилактическая работа организуется в отношении определённых групп детей: дети, оставшиеся без попечения родителей, правонарушители, школьники, подростки из неблагополучных семей и т.д. Таким образом, профилактическая работа выстраивается не по отношению к ситуации ребёнка, которую она призвана улучшить, а по отношению к отдельным характеристикам детской группы или негативного явления, характерного для группы лиц, являясь в целом не столько индивидуальной, сколько типизированной.

Изложенное диктует необходимость изучения социально-педагогических факторов, порождающих безнадзорность. Социальная профилактика – своевременное предпринимаемое воздействие на социальный объект с целью сохранения его функционального состояния и предотвращения возможных негативных процессов в его жизнедеятельности. Социальная профилактика создаёт предпосылки для процесса нормальной социализации личности, основывающегося на приоритете принципов законности и морали.

(Басов Н.Ф. «Основы социальной работы», 2004 г.).

Социально-педагогическая профилактика понимается как система мер, направленная на выявление социально-педагогических причин, способствующих проявлению безнадзорности и обеспечению их преодоления. В основе социально-педагогической профилактики лежит изучение социально-педагогического климата, участие родителей, лиц их замещающих в воспитании подростков, социально-педагогическое влияние школы, улицы и других факторов. С одной стороны профилактика заключается в повышении роли родителей в воспитании своих детей. С другой стороны – изучение причин, побуждающих подростка выйти из под контроля воспитателя и оказаться на улице. Учитывая важность профилактики в ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999 г.) обращается внимание на необходимость первичной, вторичной, третичной профилактики. Первичная профилактика безнадзорности включает комплекс социальных, психологических, образовательных и воспитательных мероприятий, предупреждающих безнадзорность среди детей и подростков, а также расширение беспризорности и приобщение их к употреблению спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ и криминальной деятельности. Вторичная профилактика безнадзорности, беспризорности и бродяжничества состоит из комплекса социально-реабилитационных, образовательных, воспитательных, медико-психологических мероприятий, предупреждающих рецидивные уходы из дома и образовательных учреждений, формирование бродяжничества и зависимости у лиц, эпизодически употребляющих спиртные напитки, наркотические средства, психотропные или одурманивающие вещества, но не обнаруживающих признаков болезни, а также их криминализацию. Под третичной профилактикой беспризорности и бродяжничества понимается комплекс социальных, образовательных и медико-психологических реабилитационных мероприятий, направленных на предотвращение срывов и рецидивов беспризорности, бродяжничества и противоправной деятельности.

Решение проблем подростковой безнадзорности и преодоление её последствий требует разносторонних усилий широкого круга ведомств и учреждений. Об этом совершенно справедливо свидетельствует положение ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999 г.), в котором отражены основы правового регулирования такого взаимодействия. В нём, в частности, указывается на необходимость координации усилий органов и учреждений системы профилактики безнадзорности.

§ 4 Основные направления социальной профилактики безнадзорного поведения в условиях школы-интерната №5 г.Серова

Современная общеобразовательная школа при всех её проблемах, трудностях, недостатках сохраняет статус одного из основных институтов социализации личности, её становления и развития. В социально-педагогической работе школы-интерната №5 г.Серова накоплен опыт комплексного решения проблемы профилактики безнадзорности школьников с участием социологов, юристов, педагогов, психологов в условиях организованного детского коллектива. Однако анализ современных тенденций показывает, что всё большее число детей школьного возраста оказываются вне школы.

Результативность деятельности по устранению причин, препятствующих успешному обучению в школе, во многом зависит от слаженности межведомственного взаимодействия и очень важно иметь достоверную информацию о количестве таких детей. В условиях школы-интерната №5 г.Серова эта работа имеет свою специфику. Постановлением Губернатора утверждено Положение о социально-педагогическом мониторинге получения начального и основного общего образования гражданами в возрасте от 6 до 15 лет, а также определён механизм организации межведомственного обмена информацией.

На основании этих региональных подходов в муниципальных образованиях создана нормативно-правовая база взаимодействия органов социальной защиты населения, органов местного самоуправления, отделов внутренних дел и органов управления образованием по представлению, обмену и анализу полученной информации для достижения намеченной цели.

Остановимся на организационной структуре социально-педагогического мониторинга. Ведение социально-педагогического мониторинга осуществляется на уровнях:

- Главным управлением образования;

- муниципальных образований – органами местного самоуправления (комиссиями по делам несовершеннолетних, отделами (управлениями) образования, образовательными учреждениями).

Органы местного самоуправления совместно с уполномоченными для этих целей учреждениями, организациями в пределах их компетенции создают организационные условия осуществления социально-педагогического мониторинга в муниципальных образованиях:

- обеспечивают взаимодействие и сотрудничество отделов социальной защиты, отделов (управлений) внутренних дел и субъектов управления образованием по представлению, обмену, анализу полученной информации;

- готовят предложения в органы государственной власти по предупреждению, снижению и устранению безнадзорности несовершеннолетних, обеспечению необходимых мер, направленных на получение начального общего и основного общего образования.

Комиссии по делам несовершеннолетних органов местного самоуправления в соответствии со статьёй 164 Кодекса РСФСР «Об административных нарушениях» принимают решения о мерах административного воздействия к родителям (законным представителям), ограничивающим детей в правах на образование. Решение комиссии по делам несовершеннолетних может служить основанием для предъявления комиссией иска в суд об ограничении граждан в родительских правах.

Местная администрация предоставляет информацию о составе детского населения в возрасте от 6 до 15 лет, проживающих на территории данного населённого пункта в муниципальный орган управления образования.

Образовательное учреждение предоставляет информацию о составе учащихся, обучающихся в данном учебном заведении в муниципальный орган управления образования.

Муниципальные органы управления образованием:

- устанавливают соответствие информации поданной местной администрацией и образовательным учреждением для выявления детей, не посещающих образовательные учреждения;

- выявляет причины, препятствующие получению начального общего и основного общего образования гражданами в возрасте от 6 до 15 лет;

- формируют информационный банк данных к 5 сентября каждого года;

- представляют аналитическую записку 1 октября (ежегодно) муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и Главному управлению образования по исполнению конституционного права граждан на получение начального общего и основного общего образования.

Муниципальные службы социальной защиты населения представляют муниципальным управлениям образования информацию по составу детского населения в возрасте от 6 до 15 лет, проживающих на территории данного муниципального образования.

Отделы (управления) внутренних дел обеспечивают выявление фактов невыполнения родителями (законными представителями) обязанностей по воспитанию и обучению детей (статья 164 Кодекса РФ «Об административных нарушениях») и направляют материалы для рассмотрения комиссией по делам несовершеннолетних органов местного самоуправления.

Главное управление образования Администрации области:

- обеспечивает сбор, хранение и анализ полученной информации по исполнению статьи 43 Конституции РФ, статьи 19 Закона РФ «Об образовании», статьи 73 Семейного кодекса РФ;

- представляет аналитическую записку 15 октября (ежегодно) областной комиссии по делам несовершеннолетних по исполнению конституционного права граждан на получение начального общего и основного общего образования;

- готовит предложения в областную комиссию по делам несовершеннолетних по предупреждению, снижению и устранению безнадзорности несовершеннолетних, обеспечению необходимых мер, направленных на получение начального общего и основного общего образования.

Введение в практику работы данного порядка предупреждения нарушения конституционных прав граждан на получение начального и основного общего образования потребовало разработки программного обеспечения.

В школе-интернате №5 г.Серова разработана программа профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних воспитанников. В данной программе определены основные направления работы с субъектами профилактики: работа с семьёй, педагогическим коллективом, работа с учащимися, взаимодействие с городскими службами – субъектами профилактики. Цель: построение системы взаимодействия субъектов образовательного процесса (педагогов, родителей и городских служб) для комплексного решения проблем беспризорности и правонарушений несовершеннолетних школы-интерната №5 г.Серова.

Задачи:

1. Создать условия в образовательном учреждении для успешного воспитания и развития несовершеннолетних.

2. Организовать досуговую деятельность детей и подростков с учётом их интересов и потребностей.

3. Разработать план совместной работы с инспектором Органа по делам несовершеннолетних по профилактике безнадзорности и правонарушений.

4. Систематизировать работу по формированию здорового образа жизни.

5. Организовать оказание консультационной психолого-педагогической помощи родителям.

В течение 2005-2006 учебного года профилактическая работа проводилась по четырём основным направлениям:

- работа с педагогами;

- коррекционно-развивающая работа с воспитанниками;

- консультационно-просветительская работа с родителями;

- взаимодействие с городскими службами (Комитет по делам несовершеннолетних, Орган по делам несовершеннолетних, Центр помощи семье, Центр реабилитации, Отдел органов опеки и попечительства).

На основе изученных документов учащихся, посещения семей, бесед была собрана необходимая информация и создан социальный паспорт образовательного учреждения.

Всего воспитанников (с 1 по 9 классы) – 164

Учащихся из семей группы соц.риска – 32

Учащиеся, находящиеся в социально-опасном положении (дети, которые находятся на попечении бабушки, т.к. их родители не работают, употребляют спиртное и уклоняются от воспитания детей) – 10 среди них

учащиеся, склонные к бродяжничеству – 3

Учащихся, находящихся под опекой – 23

Учащихся из многодетных семей – 27

В процессе профилактической работы наибольшее внимание было уделено учащимся и семьям из группы риска и учащимся, находящимся в социально-опасном положении. Данные воспитанники состоят на внутришкольном учёте, из них 10 – состоит на учёте в Органе по делам несовершеннолетних, 7 – состоит на учёте в Комитете по делам несовершеннолетних.

На весь учебный год был составлен план совместной работы соц.педагога и инспектора Органа по делам несовершеннолетних. По плану 2 раза в месяц проводились заседания совета по профилактике, куда приглашались воспитанники и родители.

В работе совета принимали участие педагоги интерната, медицинский работник и администрация. На заседаниях решались вопросы оказания медико-психолого-педагогической помощи семье и ребёнку.

Согласно плана 1 раз в месяц проводился рейд по семьям воспитанников, пропускающих уроки с целью выявления безнадзорных детей и подростков. информация по данным несовершеннолетним направлялась в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, в Орган по делам несовершеннолетних, Отдел органов опеки и попечительства для дальнейшей работы с ними.

По плану 1 раз в четверть инспектор проводила коррекционно-воспитательные беседы с воспитанниками (с 4 по 9 классы).

Совместно со специалистами комиссии по делам несовершеннолетних и Органа по делам несовершеннолетних, Отделом органов опеки и попечительства проводилась работа с родителями и детьми по оказанию социальной, психологической, медицинской и педагогической помощи.

В течение всего учебного года 1 раз в месяц проводились тематические классные часы по формированию здорового образа жизни, в которых принимали участие медицинский работник, социальный педагог, психолог, нарколог.

Консультации специалистов для родителей были организованы еженедельно (по субботам).

Воспитательная работа в интернате была направлена на создание условий для самореализации воспитанников. С этой целью работали 3 раза в неделю спортивные секции: бокс и баскетбол; кружки: танцевальный, изо-студия, фортепьяно, мягкой игрушки, очумелые руки. 1 воспитанник занимался в городской музыкальной школе, 2 девочки занимались в городской художественной школе.

Во время каникул в интернате организовывали работу площадки для воспитанников, состоящих на внутришкольном учёте.

В июне и июле был организован летний отдых воспитанников из семей группы риска, многодетных семей. Учащиеся, состоящие на учёте в Органе по делам несовершеннолетних, были трудоустроены через Центр занятости и работали на территории интерната.

Таким образом, в школе-интернате были созданы условия для развития и воспитания каждого ребёнка. Основная масса учащихся была задействована в кружках и секциях во внеурочное время. В результате организации работы по профилактике безнадзорности сократилось количество несовершеннолетних, пропускающих уроки и склонных к бродяжничеству. На конец учебного года произошли некоторые изменения:

- учащихся, находящихся в социально-опасном положении – 4 человека

- 2 воспитанника были устроены в санаторный интернат, на 4 воспитанников была оформлена опека;

- 6 семей были поставлены на учёт в комиссию по делам несовершеннолетних, где с ними будет проводиться работа;

- 3 семьи были поставлены на учёт в Центр помощи семье, где им будет оказываться социальная психологическая и педагогическая помощь в решении проблем.

В процессе работы были трудности и сложности во время проведения рейдов по семьям группы риска. Это неполные семьи, где матери не работают, меняют сожителей и проживают на их квартирах, а дети находятся у бабушки или бродяжничают. Адреса проживания приходилось устанавливать через Органы внутренних дел и Органы по делам несовершеннолетних.

Трудности наблюдались в работе с учащимися, пропускающими уроки. В течение недели эти воспитанники привыкали к режиму, требованиям, а после выходных дней и каникул, когда они были предоставлены сами себе, учащихся заново приходилось приучать и к режиму, и к требованиям.

Иногда были проблемы при организации единого профилактического дня, т.к. не всегда направляли инспектора из Органа по делам несовершеннолетних.

Анализ проделанной работы показал, что в образовательном учреждении создавались все условия для развития и самореализации несовершеннолетних. Несмотря на это, часть подростков не смогли найти себе занятие в предложенных кружках и секциях.

С целью организации более эффективной работы по профилактике безнадзорности и правонарушений в следующем учебном году следует:

1. Заключить договор с начальником Органа по делам несовершеннолетних о проведении единого профилактического дня в интернате с привлечением инспекторов для работы в этот день.

2. Заключить договор с Центром занятости населения для организации трудовой деятельности на территории школы-интерната №5 подростков в течение учебного года.

3. Организовать для родителей работу клуба по проблемам воспитания и организации совместного досуга.

4. Разработать систему занятий по правовому воспитанию несовершеннолетних.

Социально-педагогическими условиями, обеспечивающими эффективность взаимодействия школы, социальных учреждений, служб и семьи в профилактике подростковой безнадзорности являются: сотрудничество всех заинтересованных сторон; заинтересованность каждого учреждения, службы в преодолении негативных явлений, влияющих на подростковую безнадзорность.

Таким образом, направления социальной профилактики безнадзорного поведения подростков заключаются в интеграции работы Органов по делам несовершеннолетних и в разработке собственной программы в школе-интернате №5 г.Серова.


Заключение

Социально-педагогическими условиями, обеспечивающими эффективность технологии взаимодействия школы, социальных учреждений, служб по месту жительства и семьи в профилактике подростковой безнадзорности являются: сотрудничество всех заинтересованных сторон; заинтересованность каждого учреждения, службы в преодолении негативных явлений по месту жительства, обеспечивающих профилактику подростковой безнадзорности; наличие интегрального органа в профилактической деятельности; доступность всех учреждений для подростка; мониторинг состояния безнадзорности и эффективности взаимодействия; развитие места жительства как открытой педагогической среды; постепенность вовлечения родителей и их участие в воспитательно-профилактической работе с подростками по месту жительства; обмен опытом со специалистами социальных учреждений других районов, округов, городов России по проблемам профилактики подростковой безнадзорности.

Большой социально-педагогический потенциал в профилактике безнадзорности среди подростков принадлежит школе, социальным учреждениям, службам по месту жительства и семье. Каждый из институтов на своём уровне решает проблему профилактики подростковой безнадзорности по месту жительства. Их взаимодействие способствует интеграции усилий в профилактической деятельности. Сложилось противоречие между возможностями таких учреждений и недостаточной эффективностью, направленной на интеграцию их усилий в профилактике подростковой безнадзорности. Эффективность такого взаимодействия может быть обеспечена если:

- взаимодействие осуществляется координирующим органом, обеспечивающим создание и функционирование системы учёта, контроля за социально-педагогической деятельностью субъектов профилактики подростковой безнадзорности;

- содержание взаимодействия субъектов профилактики включает интеграцию усилий каждого участника, сотрудничество в совместных акциях и действиях, направленные на обеспечение профилактики безнадзорности каждого подростка и создание условий для его духовного, нравственного, физического развития и на успешную социализацию;

- технология взаимодействия субъектов профилактики обеспечивается координационным органом, при ведущей роли школы, который осуществляет регламентацию и интеграцию их условий в работе с подростком и его семьёй и поэтапно решает вопросы контроля за жизнедеятельностью, обучением и времяпровождением подростка, включает его в социально значимую деятельность, стимулирует его социализацию;

- создаются необходимые социально-педагогические условия, обеспечивающие эффективность взаимодействия школы, социальных учреждений, служб по месту жительства и семьи в профилактике подростковой безнадзорности.

Содержание взаимодействия субъектов профилактики подростковой безнадзорности включает интеграцию усилий каждого, направленную на оздоровление психологического климата семейного воспитания и повышение воспитательной роли родителей или лиц их замещающих, мотивацию обучения, стимулирование духовного, нравственного и физического развития подростков, организацию их целесообразного досуга, защиту их прав. Взаимодействие предусматривает наиболее полное решение функциональных задач.


Список использованной литературы

1. Актуальные проблемы состояния и перспектив социальной работы в России: Материалы координационного совещания 12-14 октября 1992 г., Москва // Социальная работа. – 1992. Вып.6. – С.113-115

2. Бадя Т.А. Социальная работа в России: прошлое и настоящее. Под ред. М. 1998 г.

3. Басов Н.Ф. Основы социальной работы: Учеб.пособие для студентов высш.учеб.заведений – М.: издательский центр «Академия», 2004. -С.228

4. Баброва О.В. Работа социального педагога в приютах и интернатных учреждений. – М.: издательский центр «Академия», 2001. - С.78

5. Григорьева С.И. Теория и методика социальной работы. / Под ред., - М., 1994

6. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005. -С.288

7. Жукова В.И. Теория и методика социальной работы / Под ред. – М., 1994 – С.172

8. Зайнышева И.Г. Теория и методика социальной работы / Под ред. – М.: МГСУ, 1994 – С.248-264

9. Кузнецова Л.В. Теория и методика социального работника – М.: Школьная пресса, 2004 – С.96

10. Курбатов В.И. Социальная работа: Учебное пособие. 2-е издание, переработанное и дополненное – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003 – С.148

11. Мухина В.С. Возрастная психология Учебник для студентов вузов. – М.: издательский центр «Академия», 2004. - С.132

12. Мышина А.А. Основы теории и практики социальной работы. - Барнаул, 1994. – С.79

13. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб.пособие для студентов высш.учеб.заведений – М.: издательский центр «Академия», 2004. - С.256

14. Панов А.М. Социальная работа как наука, вид профессиональной деятельности и специальность в системе высшего образования // Российский журнал социальной работы. – 1995 – С.13

15. Павленок П.Д. Теория и методика социальной работы / Под ред. – М.: ГАСБУ, 1993 – С.38; 1995 – С.171

16. Панов А.М. Социальная работа как наука, вид профессиональной деятельности и специальность в системе высшего образования // Российский журнал социальной работы. – 1995 - №1- С.23

17. Реутов С.И. Теория и методика социальной работы: Межвузовский сборник научных трудов. / Гл.ред., - Пермь, 1994. – С.50

18. Рудова К.Н. Работник социальной службы – М., 1997, №2 – С.79

19. Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей: Диагностика, коррекция, психопрофилактика. М., 2000 – С.124

20. Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. М., 1986 – С.301

21. Сборник нормативных инструкций и документов по вопросам деятельности ЦСО в г.Москве. М., 1998 – С.16

22. Сборник нормативных актов по социальной защите граждан России. М., 1995 – С.54

23. Мардахаев Л.В. Словарь по социальной педагогике. М., 2002 – С.75

24. Холостова Е.И. Теория социальной работы. М., 1998 – С.190

25. Холостова Е.И. Теоретико-методологические основы социальной работы // Социальная работа. - 1992 – Вып.5. С.190

26. Фельдштейн Д.М. Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт. – Т.1,2. – Москва; Тула, 1993

27. Филиппович И.В. Психология девиантного поведения. Мн.: ЗАО «Веды», 2003. С.34

28. Чернецкая А.А. Технология социальной работы: «Феникс», 2006 – С.342

29. Шакурова М.В. Методика и технология социального педагога: Учеб.пособие для студентов высш.учеб.заведений – М.: издательский центр «Академия», 2002. - С.59

30. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. – М., ВАКО, 2005 – С.136

Скачать архив с текстом документа