Законодательное регулирование инвестиционной деятельности в РФ

СОДЕРЖАНИЕ: Необходимость государственного управления инвестиционными процессами. Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности. Особенности и проблемы регулирования инвестиционной деятельности в регионе на примере Курской области.

АННОТАЦИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ СТУДЕНТА

ГРУППЫ ФК-41 САМОХВАЛОВА НИКОЛАЯ НИКОЛАЕВИЧА

НА ТЕМУ:

«ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СРАВНЕНИЕ РОССИЙСКОГО И МИРОВОГО ОПЫТА»

В первой главе работы рассматриваются теоретические положения, обосновывается необходимость законодательного регулирования инвестиционной деятельности, рассматривается правовая база.

Вторая глава носит методический характер. В ней рассматриваются формы, методы законодательного регулирования инвестиционных процессов. В главе рассматриваются функции, выполняемые государством при осуществлении законодательного регулирования инвестиционной деятельности и иностранный опыт в сфере инвестиционного законодательства.

В третьей части работы рассматривается процесс законодательного регулирования на примере Курской области, анализируются недостатки российского инвестиционного законодательства в целом и приводятся предложения по его совершенствованию.

При выполнении работы использовались материалы учебных пособий, публикации периодических изданий, а также материалы официальных интернет-сайтов.


Содержание

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1.Понятие государственного регулирования инвестиционной деятельности

1.2.Необходимость государственного управления инвестиционными

процессами

1.3.Правовые основы инвестиционной деятельности в Российской Федерации

Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

2.1. Формы и методы государственного регулирования инвестиционной

деятельности

2.2. Функции государственного регулирования инвестиционной

деятельности

2.3. Регулирование инвестиционной деятельности в зарубежных странах

Глава 3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1. Особенности регулирования инвестиционной деятельности в регионе на примере Курской области

3.2. Проблемы законодательного регулирования инвестиционной

деятельности

3.3. Пути совершенствования законодательного регулирования

инвестиционной деятельности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованной литературы


ВВЕДЕНИЕ

Инвестиционная деятельность не может быть саморегулирующимся процессом, поэтому, особенно в условиях развивающейся рыночной экономики государственное регулирование инвестиционной деятельности становится актуальным вопросом. Иначе, развиваясь хаотично, инвестиционные процессы не позволяли бы государству достигать тактических, а тем более стратегических задач при решении общеэкономических и социальных вопросов.

Цель выполнения данной работы – изучение российского законодательства в области регулирования инвестиционной деятельности. При выполнении данной работы ставились следующие задачи:

-исследовать современную законодательную базу в области инвестиционной деятельности;

-изучить формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности;

-сравнить государственное регулирование инвестиционной деятельности в РФ и некоторых зарубежных странах;

-выявить несовершенства в государственном регулировании инвестиционной деятельности;

-предложить пути совершенствования государственного регулирования инвестиционной деятельности.

Объектом исследования в данной работе выступает законодательные акты в области инвестиционной деятельности, посредством которых государство влияет и регулирует инвестиционные процессы, предметом исследования – формы, методы, через которые осуществляется регулирование инвестиционной деятельности.


ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Понятие государственного регулирования инвестиционных

процессов

Государственное регулирование инвестиционного процесса — это сис­тема мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осу­ществляемых правомочными государственными учреждениями для сти­мули­рования инвестиционной активности и на этой основе экономического роста. Рыночный механизм предполагает свободу хозяйственного выбора и свободу хозяйственного действия в соответствии с целями и задачами хозяй­ствую­щего субъекта. Законодательное регулирование инвестиционного про­цесса призвано не отменять принципы и механизмы рыночного хозяйствова­ния и не заменять их директивным управлением, а, напротив, способствовать соз­данию благоприятных условий для активизации инвестиционной деятель­но­сти хозяйствующих субъектов на основе рыночного механизма. Принци­пами инвестиционной деятельности являются также невмешательство госу­дарст­венных органов Российской Федерации, субъектов Федерации и орга­нов му­ниципальных образований в законно осуществляемую инвестицион­ную дея­тельность; соблюдение прав и интересов граждан, юридических лиц, а также общества, государства и муниципальных образований при осуществ­лении инвестиционной деятельности.

На деятельность государства по регулированию инвестиционного про­цесса оказывают влияние состояние и уровень развития рыночного хозяй­ства, степень его ориентированности на решение социальных целей и задач. Но во всех случаях это регулирование представляет собой сложный процесс, включающий цели, субъекты, объекты и средства этого регулирования.

Исходя из мировой практики организации привлечения инвестиций в национальную экономику, государ­ство помимо создания четкой и стабильной законодательной базы формирует и соответствующую систему государственного регулирования инвестицион­ной деятельности в лице специально уполномоченных органов, прежде всего в структуре исполнительной власти.

инвестиционная информация

инвестиционная активность

источники

инвестиций

инвесторы

Инвестиционный проект

объекты

инвестиций

инвестиционная территория

инвестиционная культура

инвестиционные ресурсы

Рис.1 Компоненты инвестиционной деятельности

Так, функции государственной легализации и регистрации инвестиций и субъектов инвестиционной деятельности возложены одновременно на Ми­нистерство финансов, Центральный банк, Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг, Государственную регистрационную палату при Министерстве юстиции, Российский фонд федерального имущества, Государственный та­моженный комитет и ряд других федеральных и региональных органов.

Функции общеэкономического и внешнеторгового государственного регулирования в инвестиционной сфере осуществляют реорганизованное Министерство экономического развития и торговли (ранее эти функции вы­полнялись министерствами экономики и внешнеэкономических связей) и Го­сударственный таможенный комитет.

Функции финансово-кредитного и валютного регулирования и кон­троля в рассматриваемой сфере выполняют Министерство финан­сов, Центральный банк, Министерство экономического развития и торговли и ор­ганы валютного контроля.

Функции фискально-налогового государственного регулирования и кон­троля в отношении субъектов инвестиционной деятельности отнесены к веде­нию Министерства по налогам и сборам, Федеральной службы налого­вой поли­ции и Государственного таможенного комитета и орга­нов валютного кон­троля.

Функции государственного регулирования инвестиционной деятельно­сти на фондовом рынке и в сфере приватизации осуществляет также целая группа ведомств, среди которых Министерство по антимонопольной поли­тике и поддержке предпринимательства, Министерство имущественных от­ношений, Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкрот­ству, а также Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг и Российский фонд феде­рального имуществ.

1.2. Необходимость государственного управления инвестициями

Как показывает практика развития рыночных отношений, инновации служат главной движущей силой развития общественного производства и тесно взаимодействуют с инвестиционной деятельностью. Функционирование хозяйственного комплекса страны немыслимо без инвестиций, обеспечи­вающих непрерывность воспроизводства, разработку и реализацию произ­водственных, инновационных и социальных программ и проектов, позво­ляющих увеличить объемы производства, повысить эффективность функ­ционирования общественного производства.

Государственное управление инвестиционной сферой предполагает форму некоего «принуждения», без которого оно лишено смысла, поскольку, если бы рынок сам регулировал перелив капитала исходя из государственных интересов, то любое вмешательство государства в инвестиционный процесс было бы излишним.

Поэтому государство должно соединить интересы общества, понимае­мые, прежде всего как сохранение его благополучия, с интересами предпри­нимательской деятельности, в том числе путем регулирования инвестицион­ных потоков.

Например, в ситуации кризиса, дестабилизации экономики, воздейст­вие государства на инвестиционный процесс приобретает особое значение, т.к. оживление инвестиционной деятельности - одно из условий выхода из экономического кризиса и создания предпосылок для устойчивого развития.

Вмешательство государства должно отвечать интересам всех слоев об­щества, для того чтобы достичь наиболее эффективного общественного про­из­водства. Общественное производство может считаться эффективным только то­гда, когда происходит гармоничное развитие всех структур обще­ства, т.е. когда наряду с производственным сектором, инвестиции обеспечи­вают необходимое развитие социальной, экономической и культурной сферы.

Государство определяет инвестиционную политику потому, что только оно наделено политической властью и обладает способностью реализовать свою волю в правовых актах, регулирующих инвестиционные потоки, при­ори­тетном финансировании и т.д.

Реализация инвестиционной политики через соответствующие законо­да­тельные акты по сути своей направлена на улучшение социально-эконо­миче­ского положения в обществе в целом. Решение экономических проблем тесно связано с социальными проблемами, поэтому инвестиционную поли­тику, как считают некоторые специалисты, можно считать важнейшим на­правлением со­циально-экономической политики государства, позволяющим добиться постав­ленных целей посредством государственного управления финансовыми средст­вами независимо от источников их образования.

Государство играет ведущую роль в базовых отраслях промышленно­сти, производстве военной и космической техники и других отраслях, обес­печи­вающих государственные нужды и национальную безопасность. Как собствен­ник, оно создает условия для стабильной хозяйственной деятельно­сти государ­ственных предприятий через систему госзаказов, кредитование оборотных средств для предприятий, продукция которых имеет гарантиро­ванный сбыт, пу­тем содействия продвижению товаров государственных предприятий на миро­вой и российский рынок.

Если проанализировать этапы экономического подъема таких промыш­ленно развитых стран, как США, ФРГ, Япо­ния, Франция, Великобритания и другие, нетрудно заметить, что в последние десятилетия практически во всех случаях периодам наибольшей инвестиционной активности в этих странах со­ответст­вовали (естественно, с определенным лагом) периоды самых высоких тем­пов подъема экономики.

Это ярко проявилось, в частности, в 60-е годы, когда высокая инвестици­онная активность в этих странах сопровождалась осо­бенно значительными темпами роста такого интегрального показателя эко­номического раз­вития, как валовый национальный продукт. К примеру, в Японии при удвоении объема капитальных вложений. 3а 1966–1970 гг. вало­вый национальный продукт воз­рос по сравнению с преды­дущим пятилетием вырос более чем на 70 %.). В эти же годы в США, ФРГ, Франции достигались при­росты валового национального продукта на 25 - 30%. При таких высоких темпах экономического роста многие развитые страны получили возмож­ность создать уже в 60-е годы производст­венный потенциал, обеспечиваю­щий материально-техническую основу для ус­тойчивого экономического и социального развития в последующий период, для формирования эконо­мики постиндустриального общества и нового каче­ства экономического роста.

С повышенной инвестиционной активностью связан и известный эконо­миче­ский феномен последнего периода - появление «новых индустриальных стран» Азии: Южной Кореи, Тайваня, Сингапура, Гонконга. В том же кон­тек­сте сейчас можно говорить уже и о Таиланде. В этих странах в относи­тельно короткий срок созданы стабильные экономические структуры с дос­таточно крупным и динамичным экспортным потенциалом, способным бы­стро адапти­роваться к изменяющейся конъюнктуре мирового рынка.

1.3 Правовые основы инвестиционной деятельности в Российской

Федерации

Одним из важнейших факторов, влияющих на инвестиционный климат любой страны, является существующая система законодательства, опреде­ляющая национальный правовой режим инвестиционной деятельности и рег­ламентирующая принципы и механизм взаимоотношений инвесторов с госу­дарственными органами, с одной стороны, а также с иными участниками экономических отношений и субъектами хозяйствования – с другой. Обще­правовую основу регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации составляет система действующих законодательных и подзакон­ных актов, регламентирующих рассматриваемую сферу правоотношений. Эти акты могут различаться. По федеральным государственным органам и учреждениям (субъектам) пра­вового регулирования инвестиционной деятельности, которые уполномочены на издание правовых актов, а именно: акты Федерального Собрания; акты Президента РФ; акты Правительства РФ; акты Банка России; акты Российского фонда федерального имущества; акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;

По форме и юридической силе:

- законодательные правовые акты (федеральные конституционные законы, кодексы Российской Федерации, федеральные законы);

- акты ратификации международных соглашений и договоров Российской Федерации;

- правовые акты органов системы федеральной исполнительной власти (по­становления, распоряжения, инструкции).

По характеру правового регулирования - вертикальные или горизонтальные отношения инвесторов:

- административно-правовые и финансово-правовые акты, издаваемые орга­нами и учреждениями, которые тем самым реализуют в рамках делегирован­ных им властно-организационных и властно-имущественных полномочий волю государства по регулированию на территории Российской Федерации функционирования субъектов инвестиционной деятельности;

- гражданско-правовые акты (инвестиционные договоры и контракты, залого­вые соглашения и договоры на передачу прав в отношении государственной собственности, соглашения о разделе продукции), в которых государство в лице уполномоченных федеральных органов и инвесторы выступают пре­имущественно в качестве равноправных сторон отношений в рамках таких договоров или соглашений;

Однако наиболее важной является классифи­кация правовых факторов по задачам и объему регулирования в сфере инве­стиционной деятельности. В этом случае все правовые акты можно разделить на две группы.

Первую группу составляют так называемые базовые законода­тельные и подзаконные акты. Они носят универсальный характер и устанавли­вают основные принципы и общие положения правового регулирования деятельности на территории Российской Федерации отечественных и зару­бежных инвесторов наряду с другими субъектами хозяйственной деятельно­сти либо комплексно регулирующие правоотношения в отдельных сферах экономики и составляющие отдельные отрасли или подотрасли российского законодательства. К таким актам относятся:

- Гражданский кодекс РФ, законодательные акты в сфере приватизации, Фе­деральный закон «Об акционерных обществах», система отраслевых актов налогового законодательства Таможенный кодекс РФ и иные акты таможен­ного и других отраслей законодательства;

- указы Президента РФ, например Указ Президента «Об упорядочении государственной регистрации предпринимателей на территории Российской Федерации» (с изменениями от 29 августа 2001 г., 21 октября 2002 г.);

- постановления Правительства РФ (например, о порядке лицензирования от­дельных видов деятельности, о ввозных таможенных тарифах), отдельные нормативные акты Банка России и федеральных органов исполнительной власти.

Ко второй группе относятся предметные и рамочные законодательные и подзаконные акты, специально ориентированные на регламентацию право­вого режима собственно инвестиционной деятельности или ее конкретных организационных и правовых форм, легализованных в Российской Федера­ции. К подобным актам следует отнести прежде всего Закон РФ «Об инве­стиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вло­жений» от 25.02.1999 и Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», Федеральный закон N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», а также отдельные указы Президента РФ, отдельные постановления Правительства РФ и отдельные ведомственные нормативные акты органов исполнительной власти.

Основу российского законодательства в области инвестиций составляют сле­дующие нормативные акты:

- Закон РФ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999. Настоящий Федеральный за­кон определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятель­ности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Рос­сийской Федерации, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществ­ляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.

- Закон РФ «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999. На­стоящий Федеральный закон определяет основные гарантии прав иностран­ных инве­сторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, ус­ловия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на тер­ритории Российской Федерации.

Данный закон направлен на привлечение и эффективное исполь­зование в экономике Российской Федерации иностранных материальных и финансо­вых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта, обеспе­че­ние стабильности условий деятельности иностранных инве­сторов и соблю­дение соответствия правового режима иностранных инвести­ций нор­мам ме­ждународ­ного права и международной практике инвестици­онного со­трудни­чества. В це­лом Федеральный закон «Об иностранных ин­вестициях в Российской Федера­ции» вызывает критические замечания со стороны инвесторов.

В основном сложилось два подхода к регулированию иностранных инве­стиций: в странах с развитой рыночной экономикой (США, Германия, Англия, Франция) специальных законов об иностранных инвестициях нет; на деятель­ность иностранных инвесторов распространяются те же нормы и правила, применяемые к деятельности национальных инвесторов. В странах с многоук­ладной экономикой (страны Африки, Латинской Америки, Азии) существует специальное законодательство об иностранных инвестициях (включающее ко­дексы об иностранных инвестициях или законы об иностранных инвестициях и иные инвестиционные законы). Деятельность иностранных инвесторов в зару­бежных странах регулируется в основном национальными законами, постанов­лениями и административными процедурами. Однако следует отметить, что общие положения этих законодательных актов в большинстве развитых стран в целом идентичны. Различия существуют лишь в деталях. Основной принцип, на котором базируется законодательство, состоит в том, что на иностранные фи­зические и юридические лица, осуществляющие свою деятельность в стране, в целом распространяются законодательство и правовые нормы, которые приме­няются в отношении национальных предпринимателей и фирм. По большинству аспектов хозяйственной деятельности национальное законодательство не де­лает различий между национальными и иностранными компаниями, применяя к ним положения своего обширного гражданского и торгового права, в частности акционерного законодательства. Поэтому в большинстве западных стран во­обще нет специальных законов или кодексов для иностранных инвестиций, а существуют лишь некоторые административные постановления, а также отно­сящиеся к ним параграфы отдельных законов. В целом международный опыт свидетельствует о том, что принятие спе­циальных законов в области иностранных инвестиций обусловлено стремле­нием привлечь иностранные инвестиции в экономику страны путем создания благоприятного климата и льготного режима для иностранных инвестиций. В Канаде в 1973 г. был принят закон об иностранных инвестициях, который в 1985 г. был заменен законом об инвестициях в Канаде. Соответственно, можно выявить общую тенденцию в развитии национального законодательства об иностранных инвестициях различных стран - в результате последовательно проводимой инвестиционной политики, приводящей к росту экономики и по­вышению благосостояния населения, происходит процесс стирания различий между правовыми режимами иностранных и национальных инвестиций. В свою очередь это приводит к тому, что специальное регулирование в области ино­странных инвестиций заменяется общим регулированием, которое обеспечива­ется национальным законодательством (инвестиционным, гражданским, торго­вым и т.п.).

Субъекты Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, регу­лирующие иностранные инвести­ции.


ГЛАВА 2.МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

2.1.Формы и методы государственного регулирования инвестиционной

деятельности

Государственное регулирование инвестиционной деятельности пред­ставляет собой совокупность государственных подходов и решений, закреп­ленных законодательством, организационно-правовых форм, в рамках кото­рых инвестор осуществляет свою деятельность.

Регулирование выражается в прямом управлении государственными инвестициями: системе налогов с дифференцированием налоговых ставок и налоговых льгот, финансовой по­мощи в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд, льготных кредитов, в фи­нансовой и кредитной политике, ценообразовании, выпуске в обращение ценных бумаг, амортизационной политике.

Регулирование финансовых инвестиций

Регулирование условий инвестирования средств за пределы государства

Налоговое регулирование инвестиционной деятельности

Регулирование сфер и объектов инвестирования

Формы государственного регулирования инвестиционной деятельности

Регулирование участия инвесторов в приватизации

Экспертиза инвестиционных проектов

Проведение эффективной амортизационной политики

Льготное кредитование

Предоставление финансовой помощи

Рис.2 Основные формы государственного регулирования инвестиционной деятельности

Государство для выполнения своих функций регулирования экономики ис­пользует как экономические (косвенные), так и административные (пря­мые) методы воздействия на инвестиционную деятельность и экономику страны путем издания и корректировки соответствующих законодательных актов и постановлений, а также путем проведения инвестиционной, политики.

Сущность форм и методов государственного регулирования инвестиционной деятельности, заключается в следующем.

1.Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осу­ществ­ляемой в форме капитальных вложений, ведется органами государст­венной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Государственное регулирование инвестиционной деятельности может осуществляться с использованием форм и методов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для регулирования деятельности инвесторов на территории РФ госу­дарство использует следующие методы:

- контроль за соблюдением государственных норм и стандартов, а также за соблюдением правил обязательной сертификации; Т.е. согласно закона «Об инвестиционной деятельности в РФ» субъекты инвестиционной деятельности обязаны соблюдать нормы и стандарты, установленные законодательством РФ и законодательствами субъектов РФ.

- экспертиза инвестиционных проектов. Т.е. оценка экономической и иной целесообразности инвестиций в данный проект, отрасль или инвестицион­ную программу.

Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестици­онной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме ка­питальных вложений» установлены также следующие формы и методы регу­лирования инвестиционной деятельности:

- установления субъектам инвестиционной деятельности льгот по уплате ме­стных налогов;

- защиты интересов инвесторов;

- предоставления субъектам инвестиционной деятельности не противореча­щих законодательству Российской Федерации льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности;

- расширения использования средств населения и иных внебюджетных источ­ников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;

- прямое участие органов местного самоуправления в инвестиционной дея­тельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:

- разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых муниципальными образованиями;

- размещения на конкурсной основе средств местных бюджетов для финанси­рования инвестиционных проектов.

- выпуска муниципальных займов в соответствии с законодательством Рос­сийской Федерации;

- вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и за­консервированных строек и объектов, находящихся в муниципальной собст­венности;

-предоставлением финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств.

-проведением финансовой и кредитной политики, политики ценообразования (в том числе выпуском в обращение ценных бумаг), амортизационной поли­тики;

Механизм государственного регулирования инвестиционных процес­сами представляет собой совокупность инструментов и методов воздействия государства на инвестиционную политику субъектов хозяйствования.

2.2 Функции государственного регулирования инвестиционных

процессов.

Осуществляя регулирование инвестиционной деятельности, государство выполняет ряд следующих ф ункций :

1) устан овочную (целеполагающую);

2) мобилизующую;

3) стимулирующую;

4) контролирующую.

Установочная функция государства заключается в определении стратеги­ческих целей и приоритетов, в постановке задач инвести­ ци онной политики на предстоящий период. Ф орм ирование структуры целей и приоритетов предпола­гает анализ рез ультатов, выявление наиболее острых социально-эконом ических и политических проблем , определение наиболее активных м ероприятий госу­дарства по их решению.

Мобилизующая функция государства заключается в поисках источ ­ников инвестиционных ресурсов, в определении путей их привлечения для решения поставленных зад ач. Осуществление этой функции свя­зано с регулированием движения инвестиционных ресурсов, их рас­пределением и перераспределением ме жду структурными подразделе­ниями национального хозяйства. Основным и инстру ментами осуществ­ления этой функции является монетарная политика, налоговое обложение, политика в области амортизационных отчислений, бюд­жетная политика, регулирование внебюджетных фондов.

Стимулирующая функция государства нацелена на безусловное и уско­ренное решение ключевых приоритетных з адач инвестиционной политики. Эта функция реализ уется через посредство налоговых и финансовых льгот (субси­дий, субвенций, дотаций), создание оффшор­ных зон, кредитную и дисконтную (процентную) политику, иные инструменты.

Контрольная функция предполагает контроль со стороны госу­дарства за соблюдением хозяйствующими субъектами установленных государством эко­номических и правовых норм в процессе их хозяйст­венной деятельности. Госу­да рственный контроль осуществляется через соответствующие контрольные органы и органы управления различного уровня.

В содержании современной инвестиционной политики следу ет выделить два вида мероприятий и соответственно две формы деятель ности: стратегию и тактику.

Стратегия — долговрем енный курс государства, направленный на ком ­плексное решение крупномас штабных народнохоз яй ственных (макроэконом и­ч еских) за дач. К элементам стратегии относят:

1) постановку долговременных целей и задач, обоснование принципов и приоритетов государственного регулирования инвестиций;

2) определение основных источников и р езервов долговременных вложе­ний ;

3) обоснование направлений и способов использования инвести­ ций (на­правлений достижения целей).

П онятие «тактика» выраж ает совокупность приемов (методов), инстру­м ентов, форм управленческой деятельности, с помощью которых субъекты управления решают стратегические задачи. Тактика отли­чается от стратегии тремя приз наками:

1) она предусма тривает решени е оперативных целей и задач в кратко­срочном периоде;

2) ориентируется на поиск специфических, наиболее эффектив­ных реше­ний каж дой отдельно взятой стратегической задачи;

3) и спользует оперативные средства (инструменты) и формы воздействия на поведение инвесторов.

В общем итоге экономическая так тика государства в области регулирова­ния инвестиций является продолжением и дополнением стратегии, е е логиче­ским завершением.

2.3. Регулирование инвестиционной деятельности в зарубежных

странах

Инвестиционная деятельность в США регули­руется также с помощью механизма инвестицион­ного кредита — скидки с прибыли, направленной на капиталовложения. В середине 1980-х годов налоговая система США, меха­низмы стимулирования инноваций и инвестиций подверглись очередному ре­фор­мированию. Целью реформы (Налоговый закон 1987 г.) были активи­зация рыночного механизма и создание условий для формирования рацио­нальной структуры потоков капитала. Концепция этого закона, действующего и по­ныне, направлена на соз­дание одинаковых условий для всех видов предприни­мательства, а также на снижение налогового пресса без существенных по­терь для бюджета.

Налоговый закон 1987 г. в США затронул также правила амортизацион­ной политики. Ускоренная амортизация как источник финансирования инвес­ти­ций в обновление основных фондов сохранена, однако несколько замедли­лись сроки амортизаци­онных списаний для части высокотехнологичного оборудова­ния. Политика ускоренной амортизации достаточно широко про­водилась в по­следние годы и в странах Западной Европы (Франция, Австрия и др.), способ­ствуя активизации инновационно-инвести­ционной деятельно­сти. В целом го­сударственное регулирование инвести­ционной деятельности в развитых стра­нах в течение последних 20 лет направлено на структурную перестройку эко­номики , включающих повыше­ние роли и ответственности региональных вла­стей. Местным властям отводится важная роль в регио­нальном планировании и зонировании территорий, управлении инвестици­онными программами. Именно они занимаются вопросами привле­чения инвесторов и деловых партнеров.

Испанское законодательство предусматривает различные формы ком­мер­ческих предприятий, все из которых могут использоваться иностранными инве­сторами. Следует отметить, что, во многих случаях, Закон обеспечивает только минимальные стандарты или общие правила.

Договором о присоединении Испании к ЕС был предусмотрен пере­ходный период, в течение которого испанское законодательство об ино­странных инве­стициях и валютном контроле должно было быть приведено в соответствие с действующими в ЕС актами, регулирующими движение капи­талов. В связи с принятым ЕС решением от 24 июня 1988 г. о либерализации движения капита­лов, Испания в 1988-1990 гг. приняла ряд законодательных документов по ли­берализации притока иностранных ресурсов из стран ЕС . В этом декрете ука­зывается, что поступления и платежи с заграницей осущест­вляются свободно, не затрагивая при этом акты об иностранных инвести­циях, подлежащих пред­варительному административному контролю.

В дальнейшем была предусмот­рена специальная процедура регулирования иностранных инвестиций в об­ласти национальной обороны, радио и телевидения, воздушного транспорта и игр. За­конодательством предусматривается осуществление административ­ными орга­нами контроля за прямыми иностранными инвестициями, когда иностранное участие превышает 50% капитала испанской фирмы, при усло­вии, что объём инвестиций, превышает 500 млн. песет. Иностранные инве­стиции и их ликви­дация подлежат регистрации в Инвестиционном регистре Министерства эконо­мики и финансов Испании.

Правительство Индии, поставив себе в начале 90-х годов прошлого века задачу ускоренного развития экономики страны и интеграции в мировую сис­тему экономических отношений на основе проводимой политики эконо­миче­ских реформ и либерализации экономики, добилось главного успеха – создало благоприятные инвестиционные условия. В результате проведен­ных рыноч­ных реформ были значительно сокращены требования по лицен­зированию про­изводственной деятельности, устранены ограничения на соз­дание совместных предприятий и на расширение масштабов производства, созданы четкие зако­нодательные, налоговые, финансовые и таможенные правила. Таким образом, был открыт доступ иностранному капиталу к ог­ромным материальным и люд­ским ресурсам Индии, банковскому сектору, рынку ценных бумаг и техноло­гиям промышленного и сельскохозяйствен­ного производства.

Из основных мероприятий правительства Индии по привлечению ино­странных инвестиций особо положительную роль сыграло принятие в 1999г. Закона о валютном регулировании, что способствовало привлечению ино­странных инвестиций в страну, поскольку одной из основных статей Закона яв­ляется разрешение репатриации инвестированного капитала и перевода за гра­ницу любого количества иностранной валюты. Правительство Индии приветст­вует инвестиции в такие отрасли ин­дийской экономики, как энергетика, инфра­структурные проекты, машино­строение, информационные технологии, фарма­цевтика, нефтегазовый и неф­техимический комплексы страны, а также другие отрасли, продукция кото­рых востребована на местном рынке. Россия в Индии среди стран-инвесторов занимает 20 место с объемом инвестиций в 1991-2006гг. 116 млн. долл. США.

Французское правительство с 1985 г. проводит политику последова­тель­ной либерализации притока иностранных инвестиций. Эта политика но­сит це­ленаправленный характер по привлечению в страну капиталовложе­ний, стиму­лирующих развитие передовых, наукоемких отраслей, расшире­нию экспорта, созданию новых рабочих мест. Общий контроль за иностран­ными инвести­циями во Франции возложен на министерство экономики, фи­нансов и бюджета. Но непосредственным и основным органом, занимаю­щимся координацией фи­нансовых отношений страны с иностранными госу­дарствами и регулированием притока прямых иностранных инвестиций во Францию, является Директорат казначейства этого министерства.

В действующем французском законодательстве существует четкое раз­граничение между прямыми и прочими иностранными капиталовложениями. В соответствии с действующим законодательством особое положение среди ин­весторов занимают страны ЕС, на которые распространяется наи­более льгот­ный режим. По декрету от 21 мая 1987 г., под прямыми инвести­циями стран Сообщества во Франции понимаются инвестиции, осуществ­ляемые физиче­скими лицами, постоянно проживающими в этих странах, или, юридическими лицами, находящимися в этих государствах контролируе­мыми прямо или кос­венно резидентами из стран ЕС (кроме Франции).

В случае получения от Директората казначейства разрешения на капитало­вложения иностранный инвестор производит необходимые валютные опера­ции только через банк-посредник, наделенный соответствующими полномо­чиями и контролируемый Банком Франции. В дальнейшем созданная и дей­ствующая на французской территории иностранная компания пользуется теми же правами, что и национальная компания, то есть на нее распространя­ется национальный режим в вопросе уплаты налогов, получения кредитов и разного рода льгот.


Глава 3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1. Особенности регулирования инвестиционной деятельности в

регионе на примере Курской области

Очень важную роль в целостной системе управ­ления инвестициями играет региональная инвестиционная политика, которая предполагает систему мер, проводимых на уровне отдельного региона и способствующих мобилизации инвестиционных ре­сурсов и определению направлений их наиболее эффек­тивного использования в интересах регио­на.

Весьма эффективными инструментами управле­ния инвестиционной сферой в регионах являются: разработка инвестиционной политики с ис­пользованием программно-це­левого подхода, обоснование и совершенствование норма­тивно-правовой базы, стимули­рующей повышение результативности использования инвестиционных ре­сурсов; предоставление налоговых льгот, оптимиза­ция тарифов и ставок, а также льготных инвестици­онных кредитов при осуществлении вложения средств в основной капитал; развитие в регионах баз данных о намечае­мых к реализации инвестицион­ных проектов (существуют в Курской области); формирование механизма гарантий; создание региональных и местных бюджетов развития; обеспечение контроля и повышение ответ­ственности за целевое использо­вание инвестици­онных ресурсов на всех уровнях хозяйствования.

В целом законодательные и финансово-экономи­ческие стимулы в регио­нальной инвестиционной по­литике стран Запада способствовали подъему де­прессивных регионов, многофункциональному разви­тию городских и сель­ских территорий, реконструкции и модернизации крупных городов, решению социаль­но-экономических и экологических задач.



реализация

государственных целевых программ

государст­венно-част­ное партнер­ство (финан­сирование проектов из средств Ин­вестицион­ного фонда на конкурс­ной основе)

бюджетные инвестиции в инфраструктурные объекты

предоставле­ние гарантий перед государ­ствен­ными финан­совыми струк­турами



разработка законодательной базы

предоставле­ние

льготных кредитов субъектам Федерации и отдельным предпри­ятиям

предоставление льготных кредитов


предоставле­ние льгот по региональным налогам

поддержка инвестиционных фондов

предоставле­ние компен­сационных выплат сель­кохозяйст­венным пред­при­ятиям

региональный мониторинг инвестицион­ного процесса


Рис.3 Инструменты регулирования региональных инвестиционных проектов

Проблема децентрализации инвестиционной политики актуальна для нас в связи с тем, что в столь обширной стране, как Россия, между субъек­тами фе­дерации имеются существенные различия по всей совокупности факторов, определяющих экономическую и инвестиционную ситуацию. По­этому зако­нодательное закрепление прав и ответ­ственности федеральных, региональ­ных и местных властей, создание соответствующих механизмов регулирова­ния инвестиций является очень важными и необходимыми условиями само­разви­тия территорий.

В целом рамочный характер ин­вестиционного законодательства на фе­деральном уровне позволяет реги­онам развивать собственную право­вую базу. И многие субъекты ис­пользуют это право, принимая соот­ветствующие региональные законы. В Курской области, например, таким законом является Закон Курской области от 12.08.2004г. № 37-ЗКО «Об инвестиционной дея­тельности в Курской области».

По оценке агентства «Эксперт РА», по рейтингу инвестиционного кли­мата Курская область находится в одной группе с Липецкой, Белгородской, Ярославской и другими экономически развитыми областями Центрального федерального округа (см. табл.1) и занимает ныне 7 место в ЦФО и 36 - в стране (средний потенциал – умеренный риск). По ито­гам 1 полугодия 2007 года объем инвестиций в основной капитал составил 10,5 миллиарда рублей или 166 процентов к соответствующему периоду 2006 года. По объему инвестиций на 1 жителя (17,8 тысячи рублей за 2006 год) Курская область занимает 3 место в Центральном Черноземье и 7 в ЦФО.

Воз­росла также активность инвестиционных компаний, работающих в Кур­ской области. В 2001-2005 годах ими было вложено в свои предприятия и хо­зяй­ства более 13 миллиардов рублей. Однако необходимо отметить и то, что динамика общих объемов инвестиций пока не носит стабильно растущего характера.

Другие действующие постановления губернатора области регламентируют проведение конкурсных отборов наиболее эффективных инвестиционных проектов и мер господдержки инвесторов. В 2006 году для господдержки были отобраны 13 проектов по развитию животноводства. В 2007 году из 24 отобраны 14 проектов с общим объемом инвестиций 10,5 миллиарда рублей - по ним из средств областного бюджета будут предоставлены госгарантии на 3,2 миллиарда рублей.


Таблица 1

Инвестиционная привлекательность некоторых субъектов РФ

Регионы

Характер инвестиционного климата (шифр)

Республика Карелия

3В2

Республика Коми

3В1

Архангельская область

3В1

Вологодская область

3В1

Мурманская область

3В1

Санкт-Петербург

Ленинградская область

3В1

Новгородская область

Псковская область

3В2

Брянская область

3С1

Владимирская область

3В1

Ивановская область

3В2

Калужская область

3В1

Костромская область

3В2

Москва

Московская область

Орловская область

3В2

Рязанская область

3В1

Смоленская область

3В1

Тверская область

3В1

Тульская область

3С1

Чувашская республика

3В1

Белгородская область

Воронежская область

3В1

Курская область

Липецкая область

Тамбовская область

3В1

Волгоградская область

Пензенская область

3В1

Самарская область

Ульяновская область

3В1

Республика Адыгея

3В2

Республика Дагестан

3С1

Чеченская Республика

Краснодарский край

Ростовская область

Ханты-Мансийский автономный округ

Ямало-Ненецкий автономный округ

Республика Бурятия

3В1

Красноярский край

Пояснение к таблице:

1А - максимальный потенциал - минимальный риск;

2А - средний потенциал - минимальный риск;

3А - низкий потенциал - минимальный риск;

1В - высокий потенциал - умеренный риск;

2В - средний потенциал - умеренный риск;

3В1 - пониженный потенциал - умеренный риск;

3В2 - незначительный потенциал - умеренный риск;

2С – средний потенциал - высокий риск;

3С1– пониженный потенциал - высокий риск;

3С2– незначительный потенциал - высокий риск;

3Д – низкий потенциал - экстремальный риск;

Администрация области намерена проводить активную государствен­ную поддержку тех инвестиционных механизмов, которые направлены на разви­тие приоритетных направлений экономики и играют определяющую роль в формировании ВРП, обеспечении продовольственной самостоятель­ности об­ласти, решении жилищных проблем населения.

Кроме того, областная власть намерена осуществлять меры, направ­ленные на ликвидацию причин, сокращающих возможности субъектов инве­стиционной деятельности по использованию мер областной поддержки инве­сторов. Так, одним из проблемных вопросов предоставления государствен­ных гарантий является отсутствие необходимого залогового обеспечения со стороны предприятия – инвестора. В связи с этим будет разработан механизм обеспечения обязательств получателя гарантий перед областным бюджетом. Для расширения инвестиционных возможностей области будет создан зало­говый фонд областного имущества и разработан механизм его использова­ния.

Одним из актуальных и эффективно действующих механизмов стимули­рования инвестиций сегодня является возмещение за счет средств областного бюджета части процентной ставки по кредитам банков, предоставленным предприятиям и организациям для реализации инвестиционных проектов. Данная форма поддержки инвесторов будет являться приоритетной и впредь. Будет продолжена работа по формированию центра поддержки малого пред­принимательства, который в последствии будет предоставлять малым пред­приятиям.

В течение последних лет Администрация Курской области самое при­стальное внимание уделяет решению задачи по созданию благоприятных ус­ловий для повышения инвестиционной привлекательности, для развития бизнеса в области. Основным инструментом управления экономическими процессами для органов государственной власти является нормативно-право­вая база. По­этому осуществляется постоянная работа по формированию нор­мативной базы, регламентирующей инвестиционную деятельность, а также развитие бизнеса в области. В течение последних лет Администрация Кур­ской области самое пристальное внимание уделяет решению задачи по соз­данию благоприятных условий для повышения инвестиционной привлека­тельности, для развития бизнеса в области. Основным инструментом управления экономическими процессами для орга­нов государственной власти является нормативно-правовая база. Поэтому осуществляется постоянная работа по формированию нормативной базы, регламентирующей инвестиционную деятельность, а также развитие бизнеса в области.

Закон Курской области от 12.08.2004 г. №37-ЗКО «Об инвестиционной дея­тельности в Курской области» создает правовую основу для стимулирования активности инвесторов, вкладывающих финансовые средства в реальный сектор экономики Курской области. И гарантирует инвесторам стабильные условия реализации проектов, самую широкую поддержку в решении про­блем с органами местного самоуправления, таможенными органами и дру­гими структурами.

Кроме того, нормативная база, регулирующая вопросы инвестиционной деятельно­сти включает:

Постановление Губернатора Курской области от 11.08.2005г. № 590 «Вопросы организации и проведения конкурсного отбора наиболее эффек­тивных инвестиционных проектов», положения которого регламентируют процедуру проведения конкурса и определяют перечень документов, пред­ставляемых участником конкурса для участия в конкурсе;

Постановление Губернатора Курской области от 11.11.2005г. № 790 «Об утверждении Правил предоставления средств областного бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях субъектами инвестиционной деятельно­сти на реализацию инвестиционных проектов»;

Постановление Губернатора Курской области от 15.04.2005г. № 268 «Об утверждении Порядка предоставления государственных гарантий Кур­ской области»;

Постановление Губернатора Курской области от 24.04.2006г. № 199 «О правилах предоставления за счет средств областного бюджета бюджетных инвестиций и бюджетных кредитов на финансирование инвестиционных проектов».

Законом Курской области «О налоге на имущество организаций» преду­смотрено освобождение от уплаты налога на имущество организаций и пред­приятий, реализующих инвестиционные проекты в режиме наибольшего бла­гоприятствования. Другие действующие постановления губернатора области регламентируют проведение конкурсных отборов наиболее эффективных ин­вестиционных проектов и мер господдержки инвесторов.

В 2006 году для господдержки были отобраны 13 проектов по развитию животноводства. В 2007 году из 24 отобраны 14 проектов с общим объемом инвестиций 10,5 миллиарда рублей - по ним из средств областного бюджета будут предостав­лены госгарантии на 3,2 миллиарда рублей.

3.2. Проблемы законодательного регулирования инвестиционной

деятельности

В условиях реформирования экономики определяющая роль в данном процессе принадле­жит государственному регулированию инвестиционной сферы. Однако анализ законодательного регулирования инве­стиционной дея­тельности свидетельствует о наличии определенных правовых и норматив­ных пробелов. Важно подчеркнуть, что законодательные неточности при осуществлении инвестиционного процесса не только снижают эффектив­ность инвестиций, но и не способствуют созданию бла­гоприятных условий для осуществления инвестицион­ной деятельности как со стороны государ­ства, так и со стороны иных инвесторов, например, в действующем законода­тельстве не приведено четкого определения государственных инвестиций и государственных капитальных вложений.

Для успешного развития инвестиционной сфе­ры необходимо формиро­вание четкой стратегии инвестиционного развития региона на долгосроч­ную перспективу. Отсутствие такой стратегии при­водит к тому, что руководящие органы при опре­делении направлений и пропорций распределения бюджет­ных средств, привлечении и размещении инвестиций, выборе приоритетных инвестицион­ных проектов не имеют надежного механизма, по­зволяющего оценить принятое решение с учетом перспектив развития региона, обеспече­ния его комплексного развития, организации действия всех его подсистем, наиболее эффективного ис­пользования инвестиционного потенциала.

Эта проблема актуальна и на уровне муници­пальных образований.

Таким образом, в настоящее время названные функции государствен­ного регулирования, координации и контроля инвестиционной деятельности на территории Российской Федерации размыты и рассредоточены между многими федеральными министерствами, ведомствами и учреждениями, ка­ждое из которых реализует их в пределах своей предметной компетенции и по своим направлениям. Зачастую выполняемые этими органами функции либо им не свойственны, либо дублируются другими органами и государст­венными учреждениями. В результате за формирование и реализацию обще­государственной инвестиционной политики до сих пор ни один из федераль­ных органов исполнительной власти не отвечает.

Объясняется это тем, что в России не было соблюдено в должной мере главное из названных выше условий — необходимость долгосрочной поли­тики государства в инвестиционной сфере была озвучена избранным Прези­дентом РФ Медведевым Д.А. лишь в последнее время. При отсутствии же объявленных и гарантированных государством, хотя бы на несколько лет вперед, четких и ясных «правил игры» с отечественными и иностранными инвесторами, серьезного притока крупномасштабных частных капиталовло­жений в российскую экономику ожидать не приходится.

Особое значение для иностранных инвесторов имеет правовая система, по­зволяющая ориентироваться на законодательство страны, в которую осуще­ствляются инвестиции. К сожалению, в России правовая система не обеспе­чивает такой защищенности в должной мере.

Новые правовые формы, будь то законы или подзаконные нормативные акты, часто вступают в силу без должной огласки. Поэтому нередко даже специалисты не имеют возможности своевременно получать информацию об изменении законодательства. Планирование экономической деятельности ос­ложняется и тем, что законы, как правило, вступают с момента их опублико­вания, поэтому субъекты хозяйственной деятельности и органы исполни­тельной власти не имеют времени перестроиться в соответствии с изменив­шимися правовыми условиями. Во многих случаях юридические нормы имеют обратную силу.

Наряду с конституцией и федеральными законами в РФ существует ог­ромное количество подзаконных нормативных актов – указов, распоряжений, инструкций, писем, которые часто противоречат друг другу. Отсутствует четкий механизм, регламентирующий, какой именно нормативный акт из множества правовых положений, существующих по одному и тому же во­просу, применяется в каждом конкретном случае. Отсюда ни инвесторы, ни исполнительные органы не могут быть уверены в правильности своего реше­ния. В итоге планирование инвестиций в значительной мере затрудняется, поскольку последствия конкретных решений и связанные с этим расходы становятся непредсказуемыми. Пример тому закон «Об обществах с ограни­ченной ответственностью», согласно которому минимальный размер устав­ного капитала должен составлять не менее 100 минимальных размеров оп­латы труда, в то время как изданный ранее Указ Президента РФ предусмат­ривает для компаний с иностранным участием минимальный уставный капи­тал в размере не менее 1000 месячных минимальных окладов.

Многими законами РФ в недостаточной степени учитываются экономи­ческие интересы инвесторов. Вместо всеобъемлющего учета они поддержи­вают интересы только отдельных экономических групп.

Не менее важным, чем принятие надежных правовых положений, явля­ется применение на практике разработанных правовых норм. К сожалению, сложившаяся в РФ административная практика не способствует установле­нию отношений сотрудничества, основанных на доверии.

Административные органы, прежде всего таможенные и налоговые, часто не соблюдают принципы, признанные в западных странах в качестве основополагающих. Речь, в частности, идет о равенстве всех перед законом, соразмерности административных мер, запрете произвольных действий. Особый ущерб деятельности иностранных инвесторов наносит безоговороч­ное придание обратной силы правовым актам. Поэтому первым шагом по пресечению подобных действий могло бы стать принятие закона о регулиро­вании административной деятельности, в котором должны содержаться по­ложения об административной соразмерности при рассмотрении вопросов, по которым законодательство не обеспечивает полного регулирования, а также об ответственности государства за нарушение его структурами законов и других правовых актов. Предусмотренная в этом случае ответственность побудит исполнителей к строго правовым действиям.

Препятствием на пути капиталов в Россию является также недостаточ­ная защищенность инвестора от экономических преступлений и коррупции.

3.3. Пути совершенствования законодательного регулирования

инвестиционной деятельности

Пытаясь преодолеть несовершенство федераль­ного инвестиционного законо­дательства и непосле­довательность государственной инвестиционной по­ли­тики, стремясь увеличить приток инвестиций в локальных рамках опреде­ленной территории, реги­ональные органы власти проявляют значительную активность в управлении региональными инвести­ционными процессами, улучшении инвестиционно­го климата, предоставлении различных налоговых льгот и кредитной поддержки субъектам инвестици­онной деятельности. Но, несмотря на повышенное внимание, уделяемое этой проблеме, в российской экономике она далека от разрешения. Об этом сви­детельствует неудовлетво­рительное развитие инвестиционных процессов в ряде регионов.

Из сказанного следуют два важных вывода. Первый из них — необходимость поиска принци­пиально новых инструментов государственного регулирова­ния инвестиционной сферы и создания благоприятного климата капитало­вложений, адек­ватных кардинально изменившейся общеэкономи­ческой си­туации и задачам стимулирования сбере­жений. Второй - отсутствие реаль­ных альтернатив решению инвестиционных проблем вне опоры на ресурсы накоплений субъектов рынка.

Сегодня крайне важно с помощью государства направить на рыночных принципах имеющийся потенциал накоплений част­нопредпринимательского секто­ра на решение неотложных задач восстанов­ления экономики.

Инструментом решения перечисленных задач и осуществления долгосрочной структурной поли­тики должно стать индикативное регулирование инвести­ционной деятельности, направленное на согласование приоритетов государ­ственной по­литики в этой области с программами развития крупного нацио­нального капитала.

Действенным средством гармонизации федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации может стать создание модельных правовых актов для субъектов Российской Федерации в качестве типовых образцов правового решения самого широкого круга проблем, в том числе и регулирования инвестиционной деятельности. Для этого необходимо определить основные полномочия субъектов Российской Федерации в об­ласти законодательного регулирования инвестиционной деятельности на территории субъекта Российской Федерации, а также четко определить поня­тийный состав используемых терминов.

Представляется жизненно необходимым, причем не только по экономи­ческим, но и по политическим, в том числе внешнеполитическим мотивам создать систему силовой государственной защиты инвестиций и собственно­сти, вплоть до создания специализированной спецслужбы на базе подразде­лений борьбы с экономическими преступлениями различных силовых ве­домств.

Необходимо провести ревизию всех действующих механизмов, направлен­ных на ограничение притока иностранного капитала в экономику, и снять как необоснованные все действующие ограничения, направленные на противо­действию движению капиталов.

Сегодняшняя ситуация, при которой иностранному инвестору надо потратить как минимум около полугода на сбор необходимых разрешений, представля­ется абсолютно нетерпимой и подрывающей жизненно важные националь­ные интересы России.


Федеральный уровень

Региональный уровень



разработка региональной прогрессивной структуры органов управления инвестиционной деятельностью

Разработка законодательных мер по поддержке активных инвесторов


Разработка и внедрение прогрессивных форм и методов регулирования инвестиционной деятельности


Рис. 4 Основные направления активизации инвестиционной деятельности в регионе

Следует в кратчайшие сроки улучшить законодатель­ное регулирование инвестиционной деятельности в России по трем основным направлениям:

1)Устранить противоречивость и дублирование между тремя основ­ными регламентирующими инвестиции законами («Об инвестиционной дея­тельности в РФ», «Об иностранных инвестициях», «Об осуществлении инве­стиций в форме капитальных вложений»), для чего принять единый закон об инвестициях, свободный от бессодержательных деклараций;

2)устранить противоречия между законодательными актами, регламен­тирующие различные аспекты хозяйственной деятельности. В частности, в первую очередь надо гармонизировать положения Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» и положения Налогового кодекса.

Некоторые эксперты выступают за разработку Инвестиционного ко­декса РФ.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Переход России к рыночной системе ведения хозяйства сопровождался фор­мированием новой модели инвестиционного процесса, основанной на много­образии форм собственности, на существенном изменении правового ре­жима инвестиций и правового статуса участников инвестиционной дея­тельно­сти. Последовательно осуществляется децентрализация инвести­ционной деятель­ности, в составе инвестиций повышается роль внутренних источников нако­плений предприятий Усилен государственный контроль за целевым рас­ходованием средств феде­рального бюджета, используемых в ка­честве инвести­ций.

Весьма значительным сдерживающим фактором является несовершен­ство инвестиционного законодательства.

Для изменения сложившейся ситуации, улучшения инвестиционного кли­мата необходима стабилизация экономической и политической обста­новки, скор­ректированная налоговая и таможенная политика, снижение уровня инфля­ции, совершенствование управления инвестиционными процес­сами, необхо­димо радикальное улучшение экономических и правовых усло­вий деятельно­сти инвесторов.

Поскольку одной их основных причин неудовлетворительного положения дел с привлечением в российскую экономику инвестиций является низкий ка­чественный уровень законодательной базы, создание благоприятного инве­сти­ционного климата должно начинаться с совершенствования правового ре­гули­рования инвестиций и инвестиционной деятельности. Опыт других стран пока­зывает, что даже при сложностях в экономике и политической неста­бильности посредством надлежащего правового регулирования, создания для инвесторов благоприятного правового режима, удается привлечь значитель­ные по объему инвестиции.

Нельзя не отметить в этой связи и еще один момент. На основании срав­нительного анализа правового режима инвестиционной деятельности, харак­терного для национального законодательства и правоприменительной практики зарубежных стран, с одной сто­роны, и сегодняшней Российской Федерации - с другой, следует признать, что критикуемое многими зарубежными (а еще больше нашими, отечествен­ными) экспертами и прессой современное россий­ское законодательство во многих своих положениях в значительной мере схоже с положениями зако­нодательных актов названных и многих других стран и уж во всяком случае не может и не должно рассматриваться как ущербное или драконовское по отношению к тем же иностранным инвесторам.

Подобное утверждение основано на результатах исследования зарубеж­ного опыта и оценки правового режима инвестиционной деятельности по еди­ным обобщающим критериям, таким, как: наличие или отсутствие официально провозглашенной и стабильной государственной инвестиционной политики; целостного инвестиционного законодательства; налоговых льгот и префе­рен­ций для инвесторов; льгот в национальном таможенном режиме; стимулов и гарантий, поощряющих отечественные и зарубежные инвести­ции в отдельные отрасли экономики; стимулов для работы иностранных ин­весторов на внутреннем рынке; режим и порядок ввоза и вывоза капитала (свободный или ограниченный); ограничений на размер иностранных инве­стиций в нацио­нальные предприятия и возможный контроль над ними; на занятие иностранным инвестором или его официальными представите­лями руководящих должностей в составе органов управления этих предпри­ятий, а также другие, более частные, критерии.

Одной из основных целей государственного регулирования должна быть при этом защита прав и законных интересов инвесторов, создание га­рантий инве­стиционной деятельности, обеспечение защищенности инвести­ций.

Кон­цепция и модель развития инвестиционного законодательства должны быть адаптированы к изменившейся системе ведения хозяйства, к экономиче­ской деятельности в новых условиях, должны отвечать современ­ным реалиям, нынешним условиям развития российской экономики.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон №39–ФЗ от 25.02.99 г. «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»(с изменениями от 2 января 2000 г.)

2. Закон Курской области от 22.02.04 «Об инвестиционной деятельности в Курской области»

3. Барбаумов В.Е. и др. Финансовые инвестиции: Учебник/ В.Е. Барбаумов, И.М. Гладких, А.С. Чуйко. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 544с.: ил.

4. Вахрин П.И. Инвестиции: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. – 384с.

5. Дива А.И. Инвестиции: Учебное пособие для вузов/ А.И. Дива. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 400с.

6.Жилина В.И. Инвестиционная деятельность в переходной экономике: учебное пособие.-Волгоград: Вол-ГУ.2003. с. 24-25

7. Игонина Л.Л. Инвестиции: Учеб. Пособие/ Л.Л. Игонина; под ред. д –ра экон. наук, проф. В.А. Слепова. – М.: Экономист, 2004. – 478с.

8. Игошин Н.В. Инвестиции. Организация управления и финансирования: Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2004. - 413с.

9. Нешитой А.С. Инвестиции: Учебник. – 6-е изд., перераб. и испр. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 372с.

10. Сергеев И.В. и др. Организация и финансирование инвестиций: Учеб. Пособие. – 2-е изд., перераб. и доп./ И.В Сергеев, И.И. Веретенникова, В.В. Яновский. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 400с.: ил.

11. Никитина Е.А. Проблемы государственного регулирования инвестиционной деятельности// Финансы.-№9.-2005-.с.19-21

12. Астапов К.Л. Законодательное регулирование инвестиций в российской Федерации на федеральном и региональном уровнях // Право, политика, экономика.-№5.-2004.-с.21-25

13. Блинов А.О. Гарантийные механизмы и инвестиционный процесс // Финансы.-№4.-2005-.с.21-23

14. Белякова М.Ю. Государственное регулирование инвестиционной деятельности // Справочник экономиста.-№6.-2006.-с.49-56

15. Духаев А.Д. Совершенствование методов государственного регулирования структурно-инвестиционных процессов // Финансы и кредит.-№14.- 2005.- с.61-65

16. Данилина М.В. Современная ситуация в инвестиционной сфере России// Экономический анализ: теория и практика.-2005.-№7.- с.65-67

17. Жукова Г. Состояние и особенности российского инвестиционного рынка // Предпринимательство.-2007.-№2.- с. 25-34

18. Зверев В.А. Методы государственного регулирования инвестиционной деятельности // Справочник экономиста.-№6.-2006.-с.50-56

19. Коровяковский Д.Г. Правовые и экономические аспекты привлечения иностранных инвестиций в экономику России// Финансы и кредит.-№10.-2007.-с.70-80

20. Ленник Л. Регулирование иностранных инвестиций в России // Вопросы экономики.-2005.№5.- с.147-148

21. Никитина В.Г. Взаимодействие государственных и региональных интересов в инвестиционном процессе// Финансы и кредит.-2007.-№15.-с.56-65

22. Самогородская М.И. Основные направления повышения активизации и повышения эффективности государственного управления инвестиционной деятельностью в регионе // Финансы и кредит.-2005.-№10. –с. 56-63

23. Хорошилова О. Прямые иностранные инвестиции в России и возможности //Инвестиции в России.-№4.-2007.- с.15-19

24. Шин Н.И. Особенности регулирования инвестиционных процессов на региональном уровне // Инвестиции в России.-№5.-2005.- с.31-33

Скачать архив с текстом документа