Биография Ф.Ницше и его вклад в этику

СОДЕРЖАНИЕ: Поволжская академия Государственной службы имени П.А.Столыпина. Биография Ф.Ницше и его вклад в этику. Работу выполнил: Студент 1-го курса Очнойной формы обучения

Поволжская академия Государственной службы имени П.А.Столыпина.

Биография Ф.Ницше и его вклад в этику.

Работу выполнил:

Студент 1-го курса

Очнойной формы обучения

11 группы Леднев В.В..

Саратов 2011

Фридрих Вильгельм Ницше, первый сын священника, лютеранского пастора Карла Людвига Ницше (род. в 1813, в семье священника) и Франциски Ницше, урождённой Элер (род. в 1826, в семье священника), родился 15 октября в местечке Рёккен у Лютцена, Германия. День рождения совпал с Днем рождения короля – Фридриха Вильгельма IV, поэтому мальчик был назван в его честь. Ницше рос в глубоко верующей семье, и вера составляла основу его мироощущения в детские годы.

30 июля 1851- Смерть отца после года безумия и изнурительных страданий. 4 января 1850 -года умирает маленький брат от нервного припадка. Трагизм пережитых дней надолго остается в сознании Ницше. Переезд семьи в Наумбург. Поступление в городскую школу для мальчиков.

1858–62года.Учеба в Наумбургской гимназии. Первые пробы стихотворчества и музыкальных композиций. Ницше пользуется престижем у товарищей по гимназии, учится игре на рояле. Однажды, за 12 дней он пишет историю своего детства.

6 октября 1858 года поступает в знаменитую школу Пфорта (под Наумбургом). Первые пробы писательства: маленькое сочинение «О музыке», стихи. Ницше начинает вести личный дневник. Знакомство и дружба с Паулем Дёйсееном. 1860 г. Основывает совместно с друзьями детства В. Пиндером и Г. Кругом музыкально-литературный союз «Германия» (просуществовавший всего три года). Ницше переживает сильное желание стать музыкантом вопреки осуществлявшейся им подготовке к гуманитарной научной деятельности. Уже в это время его занимают философские, этические проблемы. Любимыми авторами Ницше были Шиллер, Байрон, Гёльдерин, в особенности последний..

1872

Выход в свет «Рождения трагедии». Восторженные отзывы из Трибшена от Вагнера. Напряжённое молчание в филологических кругах, которое повергает Ницше в крайнее уныние. С января до марта пять лекций на тему «О будущности наших образовательных учреждений». По возвращении из Трибшена 21 января узнаёт, что студенты собираются устроить в его честь факельное шествие; отговаривает их от этого намерения. Совместные планы с Вагнером в связи с предстоящим открытием Байрейта. 29 февраля восторженное письмо от Листа по поводу «Рождения трагедии». Музыкальная увертюра «Медитация Манфред» также не встречает положительных отзывов. Первая анонимная рецензия на «Рождение трагедии» в журнале «Rivista Europea» (Флоренция).

Трогательное прощание с Трибшеном. 22 мая Байрейтская церемония, закладка краеугольного камня байрейтского театра, оставившая неизгладимый след в душе Ницше, бывшем в числе немногих «посвящённых» (вместе с Роде). Знакомство с Мальвидой фон Мейзенбуг, ближайшим другом семьи Вагнеров.

Почти все ученики покидают Ницше после резкого неприятия филологическими кругами «Рождения трагедии».

1880

10 февраля Ницше выезжает из Наумбурга в Рива дель Гарда, где встречается с П. Гастом. В середине марта отправляется с Гастом в Венецию, которая сразу очаровала его. Круг чтения: «Бабье лето» А. Штифтера, Г. Спенсер, Д. Ст. Милль; богословские книги, в числе которых — «Христианство» Ф. Овербека, «Антропология Павла» Г. Людемана и «Христианство Юстина Мученика» М. фон Энгельгардта. Музыка – больше других – Шопен. В начале июля отправляется в Мариенбад. Читает Мериме, Сент-Бёва, Стендаля, Паскаля, Эмерсона. В первых числах сентября снова в Наумбурге. 8 октября через Франкфурт, Гейдельберг, Базель, Локарно отправляется в местечко Стреза у Лага Маджоре, откуда в середине ноября выезжает в Геную. Работа над «Утренней зарёй», которую Ницше называет работой выздоравливающего.

1897

20 апреля — смерть матери. Незадолго до этого сестра перевозит больного Ницше в Веймар.

1900

25 августа в полдень: смерть Фридриха Ницше в Веймаре.

Вклад в этику.

Актуальность проблемы морального творчества связана с возрастанием роли нравственности, как внутреннего регулятора поведения личности, ставящего человека перед необходимостью принять ответственность за себя самого, перед необходимостью морального выбора. Ситуация нравственной свободы оказывается тесно сопряженной с риском: «Сегодня нам удалось разбудить общественное сознание, преодолеть состояние апатии и отчужденности. И теперь вопрос стоит так: куда же пойдет это разбуженное сознание, в каком направлении будет развиваться общественное мнение?»1 Проблематика неоднозначности перспектив моральной свободы находила свое отражение и в истории этической мысли. В философии Фридриха Ницше она занимает ведущее место. Основные сочинения немецкого философа написаны в последней трети XIX века, однако, в них предвосхищены, фактически, социальные и нравственные коллизии, характерные для XX века, что делает изучение и критический анализ моральных воззрений Ницше актуальными.

В марксистской этике намечаются два подхода в рассмотрении проблемы морального творчества. Один из них, разрабатывавшийся в трудах Г.Д.Бандзеладзе, связан с представлением о морали, как о первой исторической форме духовного производства правил и норм, субъектом которого является передовой общественный класс. На долю же личности выпадает усвоение существующих нравственных норм, что, однако, нельзя рассматривать как рутинный, нетворческий процесс. Творчество добра, «добро-деяние» трактуется здесь как творческий нравственный акт, доступный всем без исключения. Эту точку зрения дополняет другая, призванная подчеркнуть «рисковый» характер морального творчества, его связь с нравственным подвигом, что отмечают, к примеру, У.Вильке, И.С.Кон.

Другой подход к решению указанной проблемы можно назвать этико-психологическим. В этом случае сфера нравственного творчества рассматривается как важнейшая часть жизнетворчества, по критерию творчества жизнь человека разделяется по крайней мере на две стадии: когда ее определяют в основном внешние обстоятельства, события, другие люди, и на подлинную историю личности, характеризующуюся стремлением к преобразованию жизни, ее сознательному построению. Эта точка зрения обосновывается, например, в коллективном труде «Нравственная жизнь человека: искания, позиции, поступки» /М., 1982/.

Вместе с тем, историко-философский аспект проблемы морального творчества нельзя пока считать освещенным всестороннее, а ведь проблематика морального выбора, самоопределения человека неотделима от таких течений в западно-европейской мысли, как «философия жизни», экзистенциализм. Значительные пробелы остаются и в изучении этических взглядов Ф.Ницше, одного из значительных представителей «философии жизни». Как правило, в современном советском ницшеведении этические воззрения Ницше не были предметом специального анализа, между тем, этические представления немецкого философа во многом определяют его гносеологические взгляды. Опыт критического рассмотрения моральной философии Ницше в сопоставлении ее с нравственными теориями русских мыслителей Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого был предпринят Ю.Н.Давыдовым в его работе «Этика любви и метафизика своеволия: проблемы нравственной философии» /М.: Молодая гвардия, 1982/. Автор представил Ницше и названных русских мыслителей преимущественно как антагонистов, причем, немецкий философ выражает, по его мнению, точку зрения нигилизма, в противовес «этике любви» Толстого и Достоевского. Однако, этические взгляды Ницше вовсе не столь уж однозначны, интерес, по мнению автора данного исследования, представляет не только нигилизм Ницше, но и, может быть, в гораздо большей степени его стремление к преодолению нигилизма, попытка представить мораль как проблему. Необходимо отметить, что проблема интерпретации этического наследия Ницше занимала и занимает многих западных исследователей, таких как У.Кауфман, Ж.Делюз, Б.Магнус, Р.Л.Хауи и др.

Наряду с критикой современных западных интерпретаторов Ницше, все настоятельнее становится необходимость создания альтернативных исследований, в которых осмысливалась бы роль и значение ницшевской этики в русле марксистской этической традиции.

Скачать архив с текстом документа