Будный Сымон
СОДЕРЖАНИЕ: БУДНЫЙ Сымон (1530 (?) — 13.1.1593) Гуманист, просветитель, теолог, религиозный реформатор, философ, историк, филолог Великого княжества Литовского. Родился в д. Буды в Мазовии (ПНР). Окончил факультет свободных искусств Ягелонского университета в Кракове, возможно, и теологический факультет Базельского университета.БУДНЫЙ Сымон
(1530 (?) — 13.1.1593)
Гуманист, просветитель, теолог, религиозный реформатор, философ, историк, филолог Великого княжества Литовского. Родился в д. Буды в Мазовии (ПНР). Окончил факультет свободных искусств Ягелонского университета в Кракове, возможно, и теологический факультет Базельского университета. С 1558 преподавал катехизис на белорусском языке в протестантской школе в Вильно. С 1560 в Клецке исполнял обязанности протестантского проповедника. Был идейным руководителем Несвижской типографии в первые годы её основания. В 1562 издал в ней «Катехизис» — первую на территории Белоруссии книгу на белорусском языке. Там же напечатана его книга «Об оправдании грешного человека перед богом» (не сохранилась) и др. С середины 1560-х годов жил в поместьях магнатов Кишков (Холхлово, Заславль. Лоск), развернул литературно-публицистическую деятельность. Издал на латыни и на польском языке: «Библию» (Несвиж, 1572). «Новый завет» (Лоск, 1574), предисловие, комментарии и замечания к нему-первая в мировой литературе попытка реалистической критики евангельских книг: несколько работ о человеческой природе Христа, среди которых «О главнейших положениях христианской веры» (Лоск, 1576). Автор предисловия к трактату А. Маджевского Фрича 14 «Об усовершенствовании Речи Посполитой» (Лоск. 1577), книги «О светской власти» (Лоск, 1583). вёл острую религиозно-философскую и социально-политическую полемику. В 1589 в Полоцке полемизировал с иезуитскими теологами: отвергал догмат о бессмертии души, защищал тезис о том, что душа умирает вместе с телом человека, что нет ни ада, ни рая. Последние годы жизни провёл в Вишневе (Воложинский р-н). где и умер. С. Будный — один из основоположников научной критики Библии. Его идеи оказали влияние на развитие европейского рационализма 17 в… а сочинения содействовали формированию русского свободомыслия. Его рационалистическое учение подготовило почву для развития в Белоруссии атеистической и материалистической мысш. Как продолжатель традиций ф. Скорины, он писал о необходимости освоения европейской культуры, созданной на различных языках, в т. ч. на славянских. Отмечал богатые духовные истоки и достижения белорусского народа, призывал к развитию белорусской культуры на родном языке. Эти идеи явились одним из факторов становления национального самосознания. Был идеологом прогрессивно настроенных шляхты и горожан. Оправдывая гражданские и государственные основы того времени, и в частности крепостничество, требовал ограничения феодального самовластия. Выступа.л за равенство всех сословий перед законом и за справедливость правосудия. Войны разделял на справедливые, ведущиеся для защиты родины, и несправедливые, захватнические. Осуждал агрессивную политику феодалов, считал, что для простого народа, для развития ремесла и торговли, распространения просвещения необходим мир. что феодалы и богатые горожане должны заботиться об образовании простого народа и не жалеть средств на строительство школ. Как талантливый и широко образованный литератор внёс большой вклад в развитие белорусского языка.
Имя С. Будного привоено типографии в г. Несвиж: его именем названы улицы в Несвиже и в д. Холхлово Молодечненского р-на: на зданиях Несвижской типографии, Холхловской средней и Лосской восьмилетней школ Воложинского р-на установлены мемориальные доски; в Несвиже ему поставлен памятник. Его имя высечено на летописном камне у д. Мясота (62-й км шоссе Минск — Молодёчно), установленном в честь известных людей, проезжавших по этому старинному тракту