Разработка туристического продукта 4

СОДЕРЖАНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ Введение 5 1 Организационные формы туризма и основные категории 7 1.1 Определения и специфика экономической и социальной природы туризма 7

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 5

1 Организационные формы туризма и основные категории 7

1.1 Определения и специфика экономической и социальной

природы туризма 7

1.2 Состояние туризма в России 9

1.3 Проблемы российского туризма и пути их решения 11

1.4 Направления развития туризма в России на перспективу 13

2 Особенности туристского продукта и современные

требования к нему потребителей 17

2.1 Отличительные черты туристского продукта 17

2.2 Особенности национального турпродукта 20

2.3 Проектирование тура 21

3 Планирование и разработка туристского продукта 24

3.1 Анализ современного состояния туристской сферы

Амурской области 24

3.2 Перспективы развития туризма в Амурской области 25

3.3 Разработка детского туристско-экскурсионного

маршрута «Путешествие в сказку» 27

3.4 Расчет стоимости тура. Экономическое обоснование турпродукта 35

Заключение 43

Библиографический список 46

Приложение А. Распределение оборота туристского продукта

и численности туристов по видам

туризма в 2004 году 48

Приложение Б. Калькуляция тура «Путешествие в

сказку» 49

Приложение В. График безубыточности 50

Приложение Г. Краткое описание маршрута 51

Приложение Д. Вид туристско-экскурсионного маршрута 53

ВВЕДЕНИЕ

Туризм как межотраслевой комплекс соци­ально-бытовой инфраструктуры играет одну из главных ролей в мировой экономике, обеспечивая десятую часть мирового валово­го национального продукта.

Туризм является актив­ным источником поступлений иностранной валюты и оказывает воздействие на платежный баланс страны, а также на политическую, социальную стабильность, культурную среду, экологию.

Туристский рынок не существует независимо от государства и общества. Главная задача государства – выра­ботка стратегии туристской деятельности, ее правовое регулирова­ние, оказание содействия предприятиям туристского комплекса в развитии производства, заключение соглашений с иностранными государствами в целях создания лучших условий для развития как международного, так и национального туризма, создание благоприятного для туризма имиджа страны.

Влияние туризма на Россию пока незначительно: оно адекватно вкладу государства в развитие данной отрасли и сдерживается, в основном, отсутствием реальных инвестиций, неразвитой туристской инфраструктурой, низким уровнем гостиничного сервиса, недостаточным количеством гостиничных мест и дефицитом квалифицированных кадров. В настоящее время на нашу страну приходится около 1% мирового туристского потока.

В Амурской области наблюдается та же ситуация, что и по России в целом. Геополитическое положение области определяет ее ориентацию на страны АТР, которые уверенно увеличивают свою долю в туристской системе мира по числу прибытий и уровню доходов от туризма. Страны АТР в настоящее время являются разработчиками наиболее современных и конкурентоспособных туристских проектов. Поэтому актуальность выбранной темы работы обусловлена необходимостью достижения основной цели: формирование и реализация турпродукта в Амурской области для развития внутреннего и въездного туризма.

В связи с этим были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть в целом состояние туризма в России, обозначить роль и место туризма в экономике и социальной политике страны. Обозначить существующие проблемы в туристской сфере страны.

2. Рассмотреть теоретические аспекты создания турпродукта.

3. Провести анализ современного состояния туристской сферы Амурской области.

4. Разработать детский туристско-экскурсионный турпродукт и экономически его обосновать.

Методической и теоретической основой данной курсовой работы являются работы российских и зарубежных авторов по теории туризма, таких как А.Ю. Александрова, М.Б. Биржаков, В.Г. Гуляев, А.Б Здоров, Е.Н. Ильина, Г.А. Карпова, В.А. Квартальнов, В.С. Сенин, А.Д. Чудновский, а также зарубежные учёные А. Булла, Ф. Веллас, Д. Никсон, Дж. Эванс, Ф. Котлер.

1 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ТУРИЗМА И ОСНОВНЫЕ

КАТЕГОРИИ

1.1 Определения и специфика туризма

По принятой национальной классификации ту­ризм подразделяется на виды: внутренний, выездной, въездной, социальный и самодеятельный; внутри каждого вида он подраз­деляется на подвиды: познавательный, профессионально-деловой, оздоровительный, спортивный, паломнический, экстре­мальный, экологический, гастрономический, шоп-туризм и т.д. Он также классифицируется по социальному составу, используемым транспортным средствам, по числу участников в группе, по маршруту и т.д. Классификация туризма свидетельствует о мно­гообразии и специфике каждого его вида.

Туризм характеризуется как временные выезды граждан РФ, иностранных граждан и лиц без граж­данства с постоянного места жительства в оздоровительных, поз­навательных, профессионально-деловых, спортивных, религиоз­ных и иных целях на срок не более 6 месяцев (по российскому законодательству), без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.

Международный туризм – охватывает поездки путешествующих лиц с туристскими целями за пределы страны постоянного жительства.1

Внутренний туризм – представляет собой миграционные потоки людей в пределах страны постоянного жительства с туристскими целями. Внутренний туризм выступает своего рода катализатором международного туризма. Он способствует освоению новых рекреационных ресурсов и районов, созданию базовой туристской инфраструктуры, подготовке специалистов и тем самым оказывает содействие интеграционным процессам и формированию единого мирового туристского пространства.1

Национальный туризм – включает внутренний и выездной туризм и соотносится с категорией национального производства.

____________________

1 Александрова А.Ю. Международный туризм/ А.Ю. Александрова. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 464 с.

Туризм в пределах страны – охватывает внутренний и въездной туризм и соответствует совокупному внутреннему туристскому потреблению, т.е. суммарным расходам внутренних и иностранных туристов.1

Т урист – гражданин, посещающий страну временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессиональных, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющий не менее одной ночевки.2

Туристская деятельность – деятельность туроператора и турагента по организации тури­стского путешествия. Туроператор как субъект предпринимательской деятельности формирует в единый пакет туристские услуги. Реализацией туристских услуг, сформированных туроператором по установленным международным правилам, занимается турагент , т.е. права и обязанности их строго регламентированы. Российское законодательство таких прав и обязанностей для туроператора и турагента строго не разграничивает. И тот, и другой субъекты предпринимательской деятельности имеют право по действующему законодательству заниматься реализацией туристского продукта.

Туристский продукт – право на тур, предназначенное для реализации туристу.2

Инфраструктура туризма – комплекс сооружений, инженерных и коммуникационных сетей дорог, средств связи, а также предприятий, обеспечивающих нормальный доступ туристов к туристским ресурсам.

Туристская индустрия – совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов познаватель­ного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурси­онные услуги и услуги гидов-переводчиков.2

Полное и всестороннее удовлетворение туристских потребнос­тей тре-

_______________________________

1 Александрова А.Ю. Международный туризм/ А.Ю. Александрова. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 464 с.

2 Биржаков М.Б. Введение в туризм/ М.Б. Биржаков. – СПб.: Издательский дом Герда, 2004. – 448 с.

бует скоординированной работы всей совокупности средств, объектов и организаций туристской индустрии.

1.2 Состояние туризма в России

Анализ современного состояния туризма во многих странах по­зволяет понять необходимость развития программ внутреннего ту­ризма. До недавнего времени значение туризма в политической, экономической и социальной жизни России не было в полной мере определено.

Россия пока еще занимает скромные позиции в международном туристском обмене, хотя вторая половина 90-х годов двадцатого столетия была отмечена нарастанием положительных тенденций. Они относятся как к въездному, так и внутреннему туризму.3

Согласно данным Федеральной пограничной службы РФ число иностранцев, посещающих Россию, увеличивается с каждым годом. И если раньше потоки иностранных туристов концентрировались вокруг Москвы, Санкт-Петербурга, то сегодня они равномерно распределяются по территории всей страны. Все новые субъекты Российской Федерации проявляют заинтересованность в развитии международного туризма и начинают втягиваться в эту перспективную сферу деятельности. Например, Хабаровский край и Амурская область привлекают китайцев возможностью шоппинга.1

Наибольший интерес Россия как туристское направление по-прежнему вызывает у граждан Польши, вторая строчка рейтинга у Германии. На третьем месте Китай. Возросло число прибытий из США, Эстонии, Литвы, Австрии и Австралии.4

Анализ современного состояния туризма в России позволяет про­следить основные тенденции его развития:

______________________

3 Квартальнов В.А. Теория и практика туризма/ В.А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 672 с.

1 Александрова А.Ю. Международный туризм/ А.Ю. Александрова. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 464 с.

4 Хвилер Я.Э. Выезд граждан РФ за рубеж и въезд в РФ зарубежных туристов в 2004 г. // Турбизнес. – 2005. - №5. – С.84-85.

1) преобладание выездного туризма объясняется нежеланием турфирм разработать схему национального туроперейтинга, поскольку действовать на основе использования западных схем на­много проще. Все это в результате приводит к оттоку туристского капитала за границу;

2) существующая материальная база нуждается в инвестициях и реконструкции, поскольку не соответствует мировым стандартам;

3) из-за снижения спроса на гостиничные услуги наблюдается сокращение числа гостиниц и номерного фонда;

4) сохраняется тенденция убыточности гостиничного хозяйства в регионах России;

5) происходит процесс внедрения иностранных гостиничных компании на российский рынок.3

Государственные организации, занимающиеся управлением ту­ризма, не уделяют долж­ного внимания развитию внутреннего туризма. Основную роль в процессе формирования и продвижения национального турист­ского продукта играют национальные общественные организации.

1.3 Проблемы российского туризма и пути их решения

Практики российской туристской индустрии возлагают надежды на развитие внутреннего и въездного туризма в стране. В последнее время туристские фирмы частично переориентируют свою деятельность на российские регионы и стра­ны ближнего зарубежья.

Туризм в России – развивающийся комплекс. Посто­янно ведется поиск новых форм работы на рынке, путей решения возникающих проблем. Но, несмотря на темпы развития, должного внимания туризму как секто­ру национальной экономики России до сих пор не уделяется.3

Проблема низкого уровня качества российского туризма из эко­номической превратилась в проблему социальную. Необходимо расширить социальную базу туризма, вернуть на туристский рынок тысячи предприятий

__________________________

3 Квартальнов В.А. Теория и практика туризма/ В.А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 672 с.

социального туризма, что должно способство­вать созданию новых рабочих мест. Такова цель нового социального проекта развития туризма:

Во-первых, в России туристский рынок несбалансирован, т.е. на 10 выезжающих туристов приходится 1 внутренний. Для сбалансированного рынка по разработке ВТО типична пропорция: 1 въездной – 1 выездной – 4 внутренних туриста.

Решение проблемы. Необходимо дифференцировать ту­ристскую деятельность: поддерживать въездной туризм (от­меной НДС и упрощением туристских формальностей) и регулировать выездной туризм (повышением НДС, введением пошлины на выезд).

Во-вторых, центральной фигурой на туристском рынке является туроператор. Он формирует тур, загружает предприятия индустрии туризма – гостиницы, рестораны, музеи, национальные парки и т.п. Именно туроператор связывает производителя туристских услуг с потреби­телем. Отечественный туроператор в настоящее время в большей степени загружает зарубежные предприятия индустрии туризма. Пролет, например, из Москвы до Анталии и обратно обойдется дешевле, чем из Москвы до Сочи. Судя по стоимости туродня, в Тунисе, Турции, на Кипре, в Греции, Египте, Малайзии и Индоне­зии, а также в Испании, Франции и Италии туристские услуги не только не облагаются НДС, но за ни­ми стоят негосударственные корпоративные механизмы борьбы за клиента.

Решение проблемы. Сделать работу туропера­тора более выгодной на отечественном рынке, нежели на зарубеж­ном.

В-третьих, туризм относится к классу ресурсных отрас­лей. Это значит, что потребительская стоимость турпро­дукта во многом определяется качеством рекреационных ресурсов. России очень повезло – разнообразие и уникальность природных ланд­шафтов, великое культурное и духовное ____________________

3 Квартальнов В.А. Теория и практика туризма/ В.А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 672 с.

наследие, гостеприимст­во и другое. В то же время эти рекреационные ресурсы не обустроены, слабо востребованы, к тому же и малодоступны для большей части населения.

Решение проблемы. Ренту за качество рекреационного ресурса должен получить собст­венник ресурса и вложить ее целевым образом обратно в воспроиз­водство ресурса. Такими собственниками выступают обычно субъ­екты федерации и муниципалитеты.5

Важным механизмом государственного регулирования социаль­ного туризма является налоговая составляющая – через умень­шение количества налогов для объектов инфраструктуры социального туризма. Снижение налогов на 50 % позволит снизить цену турпутевки на 25 %, что приведет к повышению спроса на посещение российских объ­ектов культурно-исторического значения. Снижение налогов позволит восстановить и оживить объекты, предприятия и учреждения туризма, а через дополнительные услуги создать но­вые рабочие места и пополнить местный и региональный бюджеты, выделить дополнительные средства на научные цели.

1.4 Направления развития туризма в России на перспективу

Основные направления развития туризма в России на ближайшую перспективу определены в ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и Федеральной целевой программе «Развитие туризма в Российской Федерации». Согласно данным документам приоритетными направлениями развития отечественной туристской индустрии на данную перспективу будут следующие виды туризма:

1) внутренний;

2) въездной;

3) социальный;

4) самодеятельный.

_____________________________

5 Квартальнов В.А. Туризм как вид дея­тельности/ В.А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 288 с.

В рамках данных направлений, а также с учетом тенденций развития мирового туризма можно прогнозировать следующие направления развития отечественного туризма.

1. Постепенное изменение структуры въезда-выезда в пользу въезда.

2. Дальнейшее увеличение въездного туристского потока за счет стран дальнего зарубежья.

3. Постепенное освоение новых туристских ресурсов в Северо-Западном, Приволжском, Западно-Сибирском и Дальневосточном регионах страны.

4. Продолжение развития приграничного туризма.

5. Повышение удельного веса внутреннего туризма за счет увеличения туристской подвижности молодежи, пожилых людей и лиц со средним уровнем дохода.

6. Дальнейшее развитие детско-юношеского туризма в рамках самодеятельного, спортивного, походного и познавательного туризма.

7. Возрождение туризма выходного дня.

8. Повышение удельного веса экскурсий в программах познавательного внутреннего туризма.

9. Повышение популярности экологического туризма и путешествий по малым городам России.

10. Тенденция роста популярности комбинированных туров: отдых-лечение и др.6

В прогнозе развития туризма на перспективу до 2020 г., специалисты отмечают, что Россия войдет в десятку стран-лидеров, где туризм будет развиваться наиболее динамично. Соответствующие данные представлены в Таблице 2.

__________________

6 Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие/ В.Г. Гуляев. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 304 с.

Таблица 2 – Десятка стран-лидеров по динамичному развитию туриз-

ма к 2020 г.

№ п/п

Страна

Прибытие туристов, млн.чел.

Доля в мировом туристском потоке, %

1

Китай

137,1

8,6

2

США

102,4

6,4

3

Франция

93,3

5,8

4

Испания

71,0

4,4

5

Гонконг

59,3

3,7

6

Италия

52,9

3,3

7

Великобритания

52,8

3,3

8

Мексика

48,9

3,1

9

Россия

47,1

2,9

10

Чехия

44,1

2,7

Всего

708,8

44,2

Таким образом, можно сделать выводы:

1) туризм в России фактичес­ки пока не признан приоритетной отраслью экономики, претен­дующей на достаточную государственную поддержку;

2) в России пока не созданы эффективные инфраструктура туризма и индустрия туризма;

3) в стране практически отсутствует система социального туризма, а возможность широких слоев населения пользоваться туристскими услугами затруднена из-за низкого платежеспособно­го спроса населения;

4) констатируется пассивная структура въезда-выезда в пользу выезда туристов, что является мощным источником вывоза твердой валюты за рубеж;

5) отмечается низкий удельный вес познавательных и оздоровительных услуг внутреннего туризма в общей структуре туристских услуг;

6) не используются в полной мере возможности емкого внутреннего туристского рынка и богатых туристских ресурсов;

7) отмечается низкий уровень туристской подвижности насе­ления, неудовлетворительные показатели туристского оборота и интенсивности туризма в целом;

8) роль туризма в экономике страны в целом, включая налоговые поступления от него, весьма незначительна;

9) туристская деятельность не стимулирует в достаточной мере создание дополнительных рабочих мест и занятость населения.

Целью большинства турфирм является ведение прибыльного и продолжительного бизнеса. Для достижения данной цели компа­ниям необходимо производить тот товар или услугу, который удовлетворял бы нужды потенциальных покупателей и тем самым обес­печивал бы увеличение бизнеса.

2 ОСОБЕННОСТИ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА И

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К НЕМУ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

2.1 Отличительные черты туристского продукта

Создание правильного продукта – нелегкая задача, потому что нужды, требования и же­лания покупателей постоянно изменяются, силы конкуренции воз­действуют на жизненный цикл продукта таким образом, что про­дукты, успешные на определенном этапе жизненного цикла, позже попадают в стадию упадка или умирают.3 Таким образом, разработка туристского продукта – сложный и многоступенчатый процесс, который включает маркетинговые исследования и анализ сегментов рынка и конкурентов на нем, предполагаемый потребительский спрос, оценку реальных затрат на разработку, рекламу и продвижение турпродукта и многое другое.

Туристский продукт – совокупность вещественных и невещественных потребительских стоимостей, необходимых для полного удовлетворения потребностей туристов, возникших во время их путешествия.7

Турпродукт состоит из трех элементов:

1) тур – первичная единица турпродукта на продажу, реализуемая клиенту как единое целое, продукт труда туроператора на определенный маршрут и в конкретные сроки;8

2) дополнительные туристско-экскурсионные услуги (размещение, питание, транспортировка, экскурсионные программы и др.);

3) товары – предметы потребления, включая различного рода информационные материалы (каталоги, справочники, карты, словари, путеводители и т.д.), которые необходимы туристу в стране пребывания.

___________________

3 Квартальнов В.А. Теория и практика туризма/ В.А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 672 с.

7 Чудновский А.Д. Менеджмент туризма/ А.Д. Чудновский, М.А. Жукова. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 288 с.

8 Зорин И.В. Туристский бизнес и гостинич­ное хозяйство/ И.В. Зорин, В.А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 400 с.

Характеристики турпродукта, отличающие услугу от товара:

1) Неосязаемость. Услугу невозможно продемонстрировать, увидеть или попробовать до получения.1

2) Неразрывность производства и потребления. Оказать услугу можно только тогда, когда поступает заказ или появляется клиент.1

3) Изменчивость. Качество услуги зависит от того, кто, когда и где ее предоставляет. В одной гостинице сервис организован по высшему разряду, в другой – обслуживание постав­лено хуже. Даже один и тот же служащий в течение дня оказывает услуги по-разному.1

4) Неспособность к хранению. Неиспользованные номера в отеле или посадочные места в самолете обернутся невосполнимыми потерями для их владельцев, в этом смысле туристский продукт подвержен порче.1

В отличие от услуг туристский продукт принима­ет форму товара. Ф. Котлер дает следующее определение: «Продукт – все, что может удовлетворить желание или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления».9

Важное отличие турпродукта от услуги состоит в том, что если туристская услуга может быть куплена и потреблена только в месте ее производства, то турист­ский продукт может быть приобретен и по месту жительства, но потреблен только в месте производства туристских услуг. Полезность турпродукта определяется его ценно­стью для субъекта. Поэтому туроператор должен стремиться к созданию такого туристского продукта, который был бы ценен для максимально большого числа людей.10

Специалистами выделено несколько основных потребительских свойств турпродукта:

____________________

1 Александрова А.Ю. Международный туризм/ А.Ю. Александрова. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 464 с.

9 Сенин В.С. Организация международного туризма/ В.С. Сенин. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 242 с.

10 Папирян А.Г. Международные экономические отношения. Эко­номика туризма/ А.Г. Папирян. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 234 с.

1) Обоснованность – предоставление всех услуг должно соответствовать цели путешествия туриста;

2) Надежность – соответствие фактически предоставляемого туристу продукта рекламе, достоверность информации;

3) Эффективность – достижение наибольшего эффекта для туриста при минимизации его расходов;

4) Целостность – завершенность турпродукта;

5) Ясность, простота в эксплуатации – направленность турпродукта должны быть понятны как туристу, так и производителю;

6) Гибкость – возможность замены, чтобы быть ориентированным на различные типы потребителей;

7) Полезность – удовлетворять потребности определенной целевой группы потребителей.

Современный потребитель – информированный, независимый, раскрепощенный, критически и привередливо относящийся к предлагаемому ему турпродукту, избалованный изобилием предложений различного рода путешествий, жаждущий впечатлений и удовольствий, активный, самостоятельный. Поэтому создание туристского продукта начинается с изучения его потребительских качеств и свойств, с выявления наиболее привлекательных сторон для туристов. Именно они являются ориентирами при

разработке и реализации турпродукта.11

2.2 Особенности национального турпродукта

Рынок внутреннего туризма стабилизируется, а проблемы его развития постепенно находят ре­шение. Однако определенные осо­бенности отечественного турпродукта явно не спо­собствуют формированию положительного имиджа нашей страны как внутри, так и за ее пределами.

Согласно статистике российских турфирм, в последние годы интерес к внутреннему экскурсионному туризму ощутимо вырос. Было отмечено, что ежегодно число кли­ентов, выбирающих познавательные туры по нашей стране, увеличивается на 20-30%. Око­ло 90% туристов путешествуют по России с познавательной целью, ос­тальные воспринимают экскурсии как отдых, смену обстановки, воз­можность выехать из мегаполиса. Заметную, хотя и не очень боль­шую, категорию потребителей экскурсионных программ составляют иностранные туристы.

Например, пик интереса к достопримечатель­ностям Сибири у иностранцев пришелся на времена падения «желез­ного занавеса». После этого насту­пило затишье. Иностранцам не­комфортно в России из-за отсутст­вия режима государственного бла­гоприятствования.

В каждом регионе экскурсион­ные туры имеют свою специфику. Например, на Алтае туристские программы имеют в подавляющем большинстве активную форму. Это однодневные сплавы, конные, пе­шие, лыжные, спелеологические, автотуры, поездки на квадроциклах, горных велосипедах. Археологические, исторические, природные, эт­нографические и культурные экс­курсии также проводятся, но реже или в форме специального тура.

Эксперты высказывают различ­ные мнения о том, какие направле­ния внутреннего экскурсионного туризма станут востребованными в ближайшие _____________________

11 Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности/ Е.Н. Ильина. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 256 с.

годы. Например, некоторые специалисты турбизнеса полагают, что популяр­ность приобретут экскурсионные туры по малоизвестным городам России, вырастет спрос на поездки в Калининград, на Байкал и Алтай. Отме­чают также, что постепенно растет интерес к местам, где жили и творили известные писатели, к монасты­рям, старинным рус­ским городам и крепостям (Ир­кутск, Екатеринбург, Архангельск и др.). Кроме того, есть надежда, что в скором времени для туристов станут более доступными Байкал и Дальний Восток. Эти регионы вызывают огромный интерес, но высо­кие цены на транспортное обслуживание пока не позволяют рассчиты­вать на увеличение турпотока. Другие же специалисты прогнозируют, что серьезных изменений в географии экскурсионных поездок не произойдет – будут лишь меняться программы и расшириться ассортимент предлагаемых туров.

Одна из наиболее серьезных проблем, стоящих сегодня перед рынком внутреннего экскурсионно­го туризма – несоответствие уровня цен качеству турпродукта. Высокие цены – это главное, что тормозит российский экскурсионный туризм. В основном дешевле съездить за грани­цу, чем купить качественный тур по российским городам.

К негативных моментам можно также отнести пробки на дорогах, сложности с приобретением железнодорожных билетов и проблему са­нитарных остановок на трассах.12

2.3 Проектирование тура

Проектирование тура предусматривает согласование возможностей предприятия, осуществляющего это проектирование, с запросами туристов. Основной задачей деятельности туроператора является создание тура, подкрепленного соответствующей программой обслуживания.5

__________________

12 Дементьев С.А. Особенности национального турпродукта // Турбизнес. – 2005. - №12. – С. 30-31.

5 Квартальнов В.А. Туризм как вид дея­тельности/ В.А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 288 с.

Программа обслуживания – набор услуг, предоставляемых туристам в соответствии с их потребностями и тематикой тура, заранее оплаченный и распределенный по времени проведения тура.11

При разработке программы обслуживания определяются:

1) маршрут путешествия;

2) перечень туристских предприятий – исполнителей услуг;

3) период предоставления услуг каждым предприятием;

4) состав экскурсий и достопримечательных объектов;

5) перечень туристских походов, прогулок;

6) комплекс досуговых мероприятий;

7) виды транспорта для внутренних перевозок;

8) потребность в гидах, экскурсоводах и т.д.5

При составлении программы обслуживания используется следующий подход:

1) При заключении договора между туроператором и турагентом программа обслуживания составляется, согласовывается и утверждается сторонами в виде набора услуг, без распределения по конкретным дням обслуживания. Это обусловливается тем, что заранее довольно трудно определить конкретные даты работы музеев, проведения экскурсий, концерта и т. д.

2) Непосредственно перед заездом, примерно за 3 дня (по договоренности), фирмы дополнительно факсом согласовывают уже конкретную программу обслуживания по дням с указанием наименования гостиницы, в которой туристы будут размещаться и т.д. Индивидуальный турист получает такую программу в агентстве одновременно с получением путевки.11

Итак, подготовка тура предусматривает предоставление туристам комплекса услуг в соответствии с их требованиями, предъявленными к уровню

___________________

11 Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности/ Е.Н. Ильина. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 256 с.

5 Квартальнов В.А. Туризм как вид дея­тельности/ В.А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 288 с.

обслуживания, содержанию тура и технологии предоставления услуг. При этом, уровень обслуживания напрямую зависит от уровня составляющих туристских услуг, таких как питание, проживание, экскурсионное обслуживание. Поэтому, технология организации и проведения тура определяется оптимальностью обслуживания, которая заключается в комплексном подходе к формированию всей программы обслуживания и составлению ежедневных экскурсионно-досуговых программ.

3 ПЛАНИРОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА ТУРИСТСКОГО

ПРОДУКТА

3.1 Анализ современного состояния туристской сферы

Амурской области

Прежде чем разрабатывать туристический продукт необходимо проанализировать состояние туризма в данном регионе. Сделав анализ, можно с точностью определить ожидаемую прибыль, сделать прогноз и выявить у данного проекта перспективы на будущее.

В настоящее время в Амурской области имеется достаточный потенциал для развития туристической отрасли. Прежде всего, это географическое и геополитическое положения области в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Огромное значение для развития туризма в Амурской области имеют уникальные природные богатства района. Среди краев и областей Дальневосточного федерального округа Амурская область занимает по туристическому обороту третье место, уступая Хабаровскому и Приморскому краям.13

На начало 2009 года в области действовало около 30 туристских фирм. По числу обслуженных туристов на их долю приходится во въездном туризме 84%, в выездном – около 94%.

Из всех видов туризма наиболее распространенным для области по числу туристов и по обороту является выездной туризм. Распределение оборота туристского продукта и численности туристов по видам туризма в 2008 году представлено в Приложении А.

По сравнению с 2005 годом в 2008 году число российских туристов, путешествующих по территории России по путевкам турфирм, уменьшилось почти на треть. Большую часть поездок амурчане совершали в Приморье – 43%, Хабаровский край – 41%. Число выехавших по путевке за рубеж возросло. Благодаря наличию общей границы Амурской области с КНР, китайс-

_________________

13 Туризм в Амурской области/Амуроблкомстат. – Благовещенск, 2003. – 39 с.

кое направление на протяжении последних лет занимает лидирующее положение в туристском потоке области. По числу обслуженных китайских туристов на их долю приходится во въездном туризме 47 %.13

Можно отметить тот факт, что в течение последних нескольких лет произошло значительное уменьшение туристических поездок с целью шоппинга (в результате повышения размеров таможенных сборов и введения новых правил провоза товаров физическими лицами), а познавательный – цивилизованный туризм стал набирать все более мощные обороты.

Рассмотрев основные показатели туристской деятельности в Амурской области, можно отметить следующее. Наметилась ярко выраженная тенденция снижения выезда за границу (в особенности в КНР) Российских граждан, так же как и въезд иностранных граждан (из КНР) на территорию Российской Федерации.

Снижение въезда и выезда российских граждан за границу, пришедший на 2009г. объясняется распространившимся опасным заболеванием – свиным гриппом. Этот факт достаточно сильно сказался на деятельности турфирм города.

Следует отметить, что туристский потенциал Дальнего Востока огромен, однако используется не на все 100 %. Основными причинами, тормозящими развитие въездного, внутреннего туризма являются: нестабильная политическая и экономическая ситуация в России, плохо развитая инфраструктура и т.д. Турпоездки в Китай являются доминирующим направлением в предпочтениях жителей области, в силу невысокой стоимости путевок и высокого уровня обслуживания. Что касается организации въездного туризма, то турфирмы города Благовещенска ограничиваются небольшим количеством турмаршрутов, предлагаемых иностранным туристам.

3.2 Перспективы развития туризма в Амурской области

Перспективное развитие туризма во многом зависит от степени изу_________________

13 Туризм в Амурской области/Амуроблкомстат. – Благовещенск, 2003. – 39 с.

ченности рекреационного потенциала и последующего его вовлечения в туристскую деятельность. Здесь имеется в виду возможность использования отдельных объектов в туристских целях. Ряд их в настоящее время используются мало или практически не используются. Особое место занимают туристские объекты Благовещенска. Кроме использующихся в экскурсионных маршрутах памятников истории и культуры, улиц и исторических мест, музеев, церквей существует реальная возможность вовлечь в туристский оборот новые объекты, таких как ипподром с действующей конефермой. Данный объект может быть спортивно-развлекательным и стационарным, групповым и смешанным. Его вполне можно использовать в туристских целях и пополнения областного бюджета.

Следующим объектом повышенного туристического спроса может стать Первомайский парк. Развлекательный туристический объект может быть фестивальным, стационарным, детским и комбинированным.

Перспективным объектом в черте областного центра может стать музей амурского казачества, поскольку значение его в истории освоения края велико. Этот туристический объект можно использовать в таких видах туризма как познавательный и стационарный, групповой и индивидуальный, смешанный по возрасту.

В пригородной зоне Благовещенска находится урочище «Мухинское», ландшафтный памятник природы. На его территории располагается турбаза. Его можно использовать по таким разновидностям туризма как спортивно-оздоровительный, по форме участия – индивидуальный, групповой и семейный, по возрасту туристов – смешанный, по использованию транспортных средств – водный, пешеходный. Нужно отметить, что все перечисленные объекты требуют вложения капитала инвесторов для усовершенствования и развития инфраструктуры.

Наряду с перечисленными туристскими объектами представляют интерес еще три заповедника и более 20 заказников, которые можно использовать для экологического туризма. Кроме того, в Амурской области имеется более 40 минеральных источников, заслуживающих внимание в качестве возможных туристических объектов. Воды благоприятны для лечения различных заболеваний.14 Таким образом, анализ туристских объектов позволяет сделать вывод о необходимости включения их раздел Программы развития туризма в Амурской области. Подготовку технико-экономического обоснования можно провести в виде конкурса проектов по развитию сферы туризма с реализацией в перспективе.

Туристско-рекреационный комплекс Амурской области нуждается в инвестиционном обеспечении. Для грамотного привлечения средств необходима разработка инвестиционных проектов. Привлечение денежных средств положительно скажется на развитии въездного и внутреннего туризма, что приведет к увеличению отчислений в бюджет области. А благоприятный инвестиционный климат в свою очередь, способствовал бы более успешному развитию экономики в области.

3.3 Разработка детского т уристско-экскурсионного маршрута

«Путешествие в сказку»

Для развития и поддержания въездного и внутреннего туризма туристская стратегия должна преследовать двойную цель:

С одной стороны, сохранять и укреплять уже достигнутое положение в традиционной туристской области. Для этого можно создавать дополнительное предложение, которое реагировало бы на изменение потребительского спроса в рамках уже сформировавшегося продукта. При этом следует учитывать, что создание конкурентных преимуществ в сфере туризма связано с концентрацией усилий на приеме иностранных и состоятельных российских туристов, что может быть осуществлено только при условии создании принципиально нового по содержанию туристского предложения, отличающегося ярким индивидуальным образом.

____________________

14 Соколенко Т.В. Возможности использования туристического потенциала для развития иностранного туризма в Амурской области // Вестник Амурского государственного университета. Серия естественных и экономических наук. – 2001. - №13. – С. 73-74.

С другой стороны, формировать новый туристский продукт, выходящий за рамки традиционного представления о туристском предложении, который учитывал бы историко-культурную специфику города, а также позволял существенно разнообразить традиционное предложение, благодаря его комбинированию с услугами, ранее для данного региона не характерными. Ниже автор сделал попытку разработать новый турпродукт, который разнообразил бы обыденные предложения турфирм.

Туристско-экскурсионный маршрут (Хэйхэ –Благовещенск – Хэйхэ), разрабатываемый автором носит категорию экскурсионного туризма . Этот вид туризма включает в себя путешествия и поездки с познавательными целями. Маршрут рассчитан на 4 дня. Он разработан для туристов первой возрастной группы – детей 10-14 лет. Полученные в ходе обширных экскурсий знания расширят кругозор детей, обогатят их внутренний, духовный мир, повысят уровень интеллекта. Кроме того, данное путешествие с познавательными целями сочетается с целью отдыха, а автобусные экскурсии дадут туристам гораздо большую возможность познакомиться со всеми красотами и достопримечательностями города Благовещенск и его окрестностей. Маршрут рассчитан на группу из 20 человек, помимо руководителя и экскурсовода.

В стоимость тура входит:

1) билет на теплоход, портовый сбор;

2) проживание в гостинице «Зея»;

3) питание по программе;

4) вся экскурсионная программа – входные билеты;

5) комфортабельный автобус;

6) страховка.

Программа обслуживания

1 день

Автобус с 11:00 до 17:00

11:00 – встреча на таможне. Знакомство с экскурсоводом.

11:30 – обзорная экскурсия по Благовещенск (площади Благовещенска, исторические улицы города, мост). Продолжительность – 2 часа.

13:30 – обед.

14:30 – размещение в гостинице «Зея».

15:30 – прогулка на площади Ленина. Продолжительность – 2 часа.

17:30 – ужин.

20:00 – сбор в холле гостиницы (вечерняя программа: игры, конкурсы)

2 день

Автобус с 10:00 до 17:00

9:00 – завтрак.

10:00 – загородная экскурсия в с. Владимировка – знакомство с русским бытом. Продолжительность – 4 часа.

14:00 – обед-пикник.

15:00 – посещение цирка шапито. Продолжительность – 2 часа.

17:00 – ужин в ресторане «Зея».

19:00 – сбор в холле гостиницы (развлекательная программа: конкурсы, игры и др.).

3 день

Автобус с 10:00 до 17:00

9:00 – завтрак.

10:00 – экскурсия в краеведческий музей. Продолжительность – 1,5 часа.

11:30 – посещение Первомайского парка. Продолжительность – 1,5 час.

13:00 – обед.

14:00 – посещение бассейна «Надежда». Продолжительность – 3 час.

17:00 – ужин.

18:00 – посещение кинотеатра. Продолжительность – 1,5 часа.

4 день

Автобус с 10:00 до 14:00

9:00 – завтрак.

10:00 – экскурсионная программа в Городском парке культуры и отдыха. Продолжительность – 3 часа.

13:00 – обед.

14:00 – проводы группы на таможне

3.4 Расчет стоимости тура. Экономическое обоснование турпродукта

Метод калькулирования полной себестоимости турпродукта

Это система учета, в которой все затраты распределяются на все виды турпродукта. В основе лежит деление затрат по способу включения в себестоимость отдельных видов услуг.

Калькулирование предложенного автором тура представлено в Приложении Б.

1. Прямые затраты – затраты непосредственно связанные с производством и реализацией турпродукта. К ним относят:

Таблица 3 – Питание

Наименование

Стоимость на 1 чел. в день, руб.

Стоимость на группу в день, руб.

Количество

Общая стоимость, руб.

Завтрак

50

1050

3

3150

Обед

100

2100

3

6300

Ужин

70

1470

4

5880

Итого:

220

4620

15330

Сухой паек в поезде

100

2100

1

2100

Стоимость завтраков, обедов и ужинов на 1 чел. составит:

3 50 руб.+3100 руб.+470 руб.=730 руб.

Стоимость завтраков на группу составит:

50 руб.21 чел.3=3150 руб.

Стоимость обедов:

100 руб.21 чел.3=6300 руб.

Стоимость ужинов:

70 руб.21 чел.4=5880 руб.

Всего на питание требуется:

3150 руб.+6300 руб.+5880 руб.=15330 руб.

Плюс стоимость сухого пайка в поезде на 1 чел составляет 100 руб. Следовательно, на группу составляет:

100 руб.21 чел.=2100 руб.

Проживание . Стоимость проживания рассчитывается исходя из стоимости номера, которая зависит от класса гостиницы, расселения, количества человек в группе, количества суток проживания. Данный тур предполагает проживание туристов в детской гостинице в течение 3-х суток. Стоимость двухместного номера – 700 руб. в сутки. На группу в 20 человек необходимо 10 номеров. Руководитель группы проживает в одноместном номере стоимостью 1000 руб. в сутки.

Стоимость проживания:

700 руб.10номеров3суток=21000 руб. (для детей)

1000руб.1номер3суток=3000 руб. (для руководителя)

Транспортное обслуживание . В статью «транспорт» включаются транспортные расходы: проезд до пункта пребывания (железная дорога, автобус).

Стоимость ж/д билета (плацкарт) на 1 чел. составляет 375 руб. (Благовещенск-Хабаровск) и 375+40 руб. (Хабаровск-Благовещенск). Бронирование детского ж/д билета составляет 25 руб. (туда-обратно=50 руб.), взрослого 50 руб. (туда-обратно=100 руб.). Стоимость постельного белья составляет 40 руб./чел. Тогда стоимость транспортного обслуживания группы составит:

(375руб.+415руб.)21чел.+(50руб.20чел.)+(100руб.1чел.)+(40руб.21чел.)=18530 руб.

Стоимость аренды автобуса составляет 400 руб./час. Экскурсионная программа и перевозка туристов занимает 18 часов. Стоимость аренды автобуса на 1 чел. в час составит:

400/21=19 руб.

Стоимость аренды автобуса на 1 чел. за 18 часов составит:

19 руб.18 час=342 руб.

Стоимость аренды автобуса на 21 чел. в час составит:

19 руб.21 чел.=399 руб.

Стоимость аренды автобуса на 18 часов составит:

18 час399 руб.=7182 руб.

Экскурсионное обслуживание . Ввиду того, что туристический продукт носит категорию экскурсионного туризма программа обслуживания включает следующие экскурсии:

Таблица 4 – Экскурсии

Наименование

Стоимость на 1 чел, руб.

Стоимость на группу, руб.

1. Обзорная экскурсия по городу

60

1260

2. Экскурсия в спортивно-зрелищный комплекс «Платинум Арена»

30

630

3. Экскурсия в Хабаровский зоосад

50

1050

4. Экскурсия в Художественный музей

40

840

5. Посещение Хабаровского цирка

150

3150

6. Пешеходная экскурсия «Городские пруды»

10

210

7. Просмотр кинофильма в кинотеатре Dolby Digital

70

1470

8. загородная экскурсия в п. Сикачи-Алян

50

1050

9. Посещение бассейна под открытым небом

30

630

10. Экскурсия в краеведческий музей имени Гродекова

25

525

11. Экскурсионная программа в Городском парке культуры и отдыха

10

210

12. Экскурсия в Реабилитационный центр диких животных + экскурсия по селу

50

1050

Итого:

575

12075

посещение торгового центра «НК-СИТИ»

За свой счет

-

Общая стоимость экскурсий составит:

575 руб.21 чел.=12075 руб.

Услуги по страхованию туристов . Данная услуга является обязательным элементом в статье прямых расходов, т.к. возрастная категория туристов – дети. Стоимость страховки на 1 чел. составляет 150 руб.

Соответственно стоимость страховки на группу составит:

150 руб.21 чел.=3150 руб.

Заработная плата руководителю . По фиксированному тарифу турфирмы руководитель получает 130 руб. в день. Так как тур рассчитан на 4 дня, следовательно, руководитель получит заработную плату в размере 600 руб. (сюда уже включен ЕСН 14,2%, который составляет 74 руб.).

2. Косвенные затраты – затраты, связанные с обслуживанием производства, управлением предприятием и организацией продаж. Они связаны с формированием и реализацией турпродукта, но в момент формирования не могут быть отнесены на определенный вид турпродукта. Они составляют 10% от прямых затрат. Прямые затраты данного турпродукта составляют 4012 руб. на 1 чел., а на группу составляют 82967 руб. Косвенные затраты составляют 401,2 руб. на 1 чел., а на группу – 8296,7 руб.

3. Полная себестоимость турпродукта – это сумма прямых и косвенных затрат. Следовательно, полная себестоимость турпродукта составляет:

82967 руб.+8296,7 руб.=91263,7 руб.

4. НДС . Составляет 18% от полной себестоимости турпродукта:

91263,7 руб.0,18=16427,466 руб.

5. Налог на пользователей автомобильных дорог. Составляет 1% от полной себестоимости турпродукта:

91263,7 руб.0,01=912,637 руб.

6. Прибыль. Учитывается в стоимости тура путем умножения рентабельности (нормы прибыли) на полную себестоимость турпродукта. С учетом конкурентоспособности тура нормативная рентабельность составляет 10%. Сумма прибыли равна: 91263,7 руб.0,1=9126,37 руб.

7. Продажная цена турпродукта. Определяется сложением полной себестоимости турпродукта, НДС, налога на пользователей автомобильных дорог и прибыли туристской организации:

91263,7 руб.+16427,466 руб.+912,637 руб.+9126,37 руб.=117730,173 руб.

И, наконец, продажная цена турпродукта на 1 чел. составит:

117730,173 руб./20 чел.=5887 руб.

Метод калькулирования ограниченной себестоимости турпродукта («директ-костинг»)

Этот метод позволяет измерить себестоимость единицы турпродукта от объема реализации турпродукта.

При помощи метода «Директ-костинг» определим точку критического объема продаж турпродукта, при котором фирма не несет убытков, но и не получает прибыли. Как известно, важной особенностью этого метода является то, что благодаря ему можно изучать взаимосвязи и взаимозависимости между объемом реализации услуг, затратами (себестоимостью турпродукта) и прибылью /9, с.275/. Для начала воспользуемся графическим способом , который позволяет наглядно показать точку безубыточности (Qкр ) и пороговую выручку турфирмы (ПВ).

Введем условные обозначения:

N – выручка от реализации турпродукта (руб.);

Q – объем реализации (кол-во турпродукта);

Zconst – постоянные затраты;

Zvar – переменные затраты на весь объем реализованной продукции;

Z – полная себестоимость турпродукта (Zconst +Zvar );

Zср var – переменные затраты на единицу турпродукта;

R – прибыль от реализации турпродукта (R= N-Z);

P – цена турпродукта.

Таблица 5 – Постоянные затраты фирмы (Zconst )

Наименование

Показатели в месяц, руб.

1

2

1. Аренда офиса (20 м2 )

4000

2. Заработная плата:

генерального директора

гл. бухгалтера

ЕСН (14,2%)

30000

15000

6390

3. Телефонная связь

Интернет

190

500

4. Электроэнергия

200

5. Расходы на рекламу

500

6. Канцелярские товары

500

7. Амортизационные отчисления:

2 компьютера

2 стола

492

Итого:

57772

Исходя из приведенных в таблице данных следует:

Аренда 1 м2 помещения в месяц стоит 200 руб. Соответственно аренда 20 м2 стоит 4000 руб. Основные фонды представлены в Таблице 6:

Таблица 6 – Основные фонды турфирмы

Наименование

Первоначальная стоимость, в руб.

Срок эксплуатации, лет

2 компьютера

50000

10

2 стола

9000

10

Итого:

59000

Следовательно, амортизационные отчисления составят:

АО = Пс Nа г ;

Nа г = 1/n, где n – кол-во лет;

Nа г = 1/10=0,1;

АО = 59000 руб.0,1=5900 руб.

Na м = АО/12 мес.

Nа м = 5900 руб./12 мес. = 492 руб.

Таким образом, на основе построенного графика, который представлен в Приложении В, можно сделать вывод о том, что для покрытия понесенных турфирмой затрат ей необходимо организовать продажу не менее 30 путевок. Пороговая выручка (которая позволит покрыть все затраты фирмы, но при этом не понести убытки) составит около 180000 руб. Соответственно при продаже более 30 путевок турфирма уже будет получать дополнительную прибыль. При реализации менее 30 путевок – нести убытки. График это наглядно показывает.

Основное отличие калькуляции затрат и себестоимости продукции или услуг на основе метода «директ-костинг» от калькуляции по методу полного распределения затрат заключается в том, что при калькуляции по методу «директ-костинг» в издержки предприятия на единицу произведенных и оказанных услуг включаются только переменные затраты, а суммарный объем постоянных затрат рассматривается как не зависящий от объема оказанных услуг /3, с.32/.

Экономико-математический анализ безубыточности

При экономическом расчете по обоснованию эффективности производства туристских услуг необходимо оценить конечный результат деятельности фирмы: маржинальный доход (М) и прибыль (П), получаемые компанией.

Таблица 7 – Построение отчетов о доходах

№ п/п

Наименование показателей

Значение, в руб.

1

2

3

4

5

Выручка от реализации услуг

Переменные затраты

Маржинальный доход

Постоянные затраты

Прибыль

N=5887

Zvar =4012

M=N-Zvar =1875

Zconst =57772

П=M-Zconst =-55897

Исходя из данных таблицы следует вывод, что реализуя 1 путевку турфирма не получает прибыли, т.к. не покрывает свои постоянные затраты. Для вычисления критического объема продаж турпродукта используют следующую формулу /11, с. 613/:

; (1)

Итак, для того, чтобы фирме покрыть понесенные затраты, необходимо продать 31 путевку. А для того, чтобы турфирма стала получать прибыль ей нужно организовывать продажу более 31 путевки в месяц.

Для вычисления пороговой выручки турпродукта используют формулу:

ПВ=Qкр P; (2)

ПВ=30,85887 руб.=181319,6 руб.

Таким образом, каждая последующая проданная путевка (32-я, 33-я и т.д.) принесет турфирме прибыль в размере маржинального дохода (разница между ценой реализации турпродукта и переменными затратами на 1 турпродукта) на 1 турпродукта.

Итак, данный турпродукт будет востребован и потребляем. Как видно из проведенных расчетов цена турпродукта приемлема для людей со средним уровнем доходов и включает все указанные услуги и все расходы, а потребительские свойства его будут соответствовать потребностям туристов в новизне и аттрактивности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Объем въездного туризма в Амурскую область за последние годы существенно вырос. Это подтверждают иссле­дования, и данные статистических служб. Но наивно было бы считать этот рост тенденцией, да еще стабильной. Одна из причин – несоответствие и несовершенство материально-технической базы области утвержденным стандартам. Туристско-рекреационный комплекс Амурской области нуждается в инвестиционном обеспечении. Для более грамотного привлечения средств необходима разработка инвестиционных проектов. Привлечение денежных средств положительно скажется на развитии въездного и внутреннего туризма, что приведет к увеличению отчислений в бюджет области. А благоприятный инвестиционный климат в свою очередь, способствовал бы более успешному развитию экономики в области. В первую очередь инвестиции необходимо привлекать в строительство туристских объектов города Благовещенска.

Одним из главных факторов, сдерживающим инвестиционную активность местных субъектов туристской деятельности, является отсутствие в Амурской области внутренних источников недорогих инвестиционных ресурсов, позволяющих хозяйствующим субъектам получать долгосрочные кредиты на приемлемых условиях.

Достаточно взглянуть на карту нашей области, чтобы по­нять, что ее туристские ресурсы неисчерпаемы. Однако жители области, выез­жающие в зарубежные туры, не догадываются, что сравнительно те же удовольствия, которые они ищут за рубежом, можно получить у себя дома. Причем речь идет не только о красоте родной природы или лечебных факторах курортов. У нас уникальные возможности для со­бытийного, экстремального, приключенческого и многих других видов туризма.

Как результат, ресурсная база внутреннего туризма задей­ствована слабо. В итоге в сфере внутреннего туризма отсутствует полноценный товарно-денежный обмен – осно­ва экономического развития любой отрасли. Денежные же средства россиян, которые, собственно, и должны стать ос­новой самоинвестирования отрасли, вывозятся за рубеж.

Причины этого хорошо известны. Выездной туризм при­носит российским туристским компаниям куда большую прибыль, чем въездной. Все большей популярностью у жителей Амурской области пользуются страны Скандинавии, Европы, Таиланд, Турция, Египет. Поэтому большинство турфирм ори­ентированы на продажу турпродуктов выездного туризма, как наиболее прибыльного. Как утверждают сами турфирмы, показывать жителям Россию нерентабельно.

Большую роль в оживлении внутреннего туризма, в ин­формировании граждан о туристских приоритетах собст­венной страны, региона, области могли бы сыграть сами туркомпании. Но по­скольку, о чем уже говорилось, у них нет прямой заинтере­сованности в этом, получается замкнутый круг: фирмы ра­ботают преимущественно с прибыльными зарубежными на­правлениями и опасаются браться за внутренний туризм.

По данным Департамента туризма Минэкономразвития России, основу въездного туризма в настоящее время со­ставляет бизнес-туризм, т. е. иностранцы едут в нашу страну главным образом с деловыми целями, а не за достопримеча­тельностями или здоровьем. Следовательно, въездной ту­ризм нуждается в переориентации: его основу, как и в дру­гих странах с развитой туриндустрией, должны составлять экологические, культурно-познавательные, лечебно-оздоро­вительные туры, путешествия, круизы и т. п.

Вывод туризма из состояния кризиса требует развития материально-технической базы, подготовки высококвали­фицированных кадров для сферы туризма. Люди, работающие с туристами из-за рубежа, должны иметь соответствующее образование и специальную подго­товку – быть профессионалами /6, с.260/.

В целях рекламно-информационного обеспечения разви­тия международного туризма в России требуются:

1) подготовка и создание базового пакета информацион­но-рекламных материалов о возможностях российского рынка;

2) участие организаций в проведении международных туристских выставок;

3) проведение рекламных кампаний в прессе с целью формирования положительного имиджа России;

4) создание единой туристско-информационной сети на территории России, ее интеграция с аналогичными международными сетями и т.д;

Чтобы добиться роста въездного туризма в России, необ­ходимо обеспечить соответствующий уровень качества ус­луг, отвечающий мировым стандартам, и сделать россий­ский туризм конкурентоспособным.

Для развития и поддержания въездного и внутреннего туризма туристская стратегия должна преследовать двойную цель:

С одной стороны, сохранять и укреплять, насколько это представиться возможным, уже достигнутое положение в традиционной туристской области. Для этого можно создавать дополнительное предложение, которое бы реагировало на изменение потребительского спроса в рамках уже сформировавшегося продукта, или же может быть осуществлено только при условии создания принципиально нового по содержанию туристского предложения, отличающегося ярким индивидуальным образом.

С другой стороны, формировать новый туристский продукт, выходящий за рамки традиционного представления о туристском предложении, и который бы учитывал историко-культурную специфику города, а также позволял существенно разнообразить традиционное предложение, благодаря его комбинированию с услугами, ранее для данного региона не характерными, что и попытался автор данной курсовой работы сделать.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1 Александрова А.Ю. Международный туризм/ А.Ю. Александрова. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 464 с.

2 Биржаков М.Б. Введение в туризм/ М.Б. Биржаков. – СПб.: Издательский дом Герда, 2004. – 448 с.

3 Квартальнов В.А. Теория и практика туризма/ В.А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 672 с.

4 Хвилер Я.Э. Выезд граждан РФ за рубеж и въезд в РФ зарубежных туристов в 2004 г. // Турбизнес. – 2005. - №5. – С.84-85.

5 Квартальнов В.А. Туризм как вид дея­тельности/ В.А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 288 с.

6 Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие/ В.Г. Гуляев. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 304 с.

7 Чудновский А.Д. Менеджмент туризма/ А.Д. Чудновский, М.А. Жукова. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 288 с.

8 Зорин И.В. Туристский бизнес и гостинич­ное хозяйство/ И.В. Зорин, В.А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 400 с.

9 Сенин В.С. Организация международного туризма/ В.С. Сенин. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 242 с.

10 Папирян А.Г. Международные экономические отношения. Эко­номика туризма/ А.Г. Папирян. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 234 с.

11 Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности/ Е.Н. Ильина. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 256 с.

12 Дементьев С.А. Особенности национального турпродукта // Турбизнес. – 2005. - №12. – С. 30-31.

13 Туризм в Амурской области/Амуроблкомстат. – Благовещенск, 2003. – 39 с.

14 Соколенко Т.В. Возможности использования туристического потенциала для развития иностранного туризма в Амурской области // Вестник Амурского государственного университета. Серия естественных и экономических наук. – 2001. - №13. – С. 73-74.

3 Гайдаров К.А. Директ-костинг. Оптимальный метод определения себестоимости турпродукта // Туризм: практика, проблемы, перспективы. – 1999. - №2. – С.30-33.

6 Здоров А.Б. Экономика туризма/ А.Б. Здоров. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 272 с.

9 Карпова Г.А. Экономика современного туризма/ Г.А. Карпова. – СПб.: Герда, 1998. – 412 с.

12 О деятельности турфирм Амурской области/ Статистический сборник. – Благовещенск, 2003. – 50 с.

14 Приграничное сотрудничество Амурской области с Китаем/ Амурстат, 2005, 53 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Распределение оборота туристского продукта и численности туристов по видам туризма в 2008 году.

Общее число проданных путевок, единиц

Общая стоимость проданных путевок, тыс. руб.

Число обслуженных туристов, человек

В % к итогу

оборот

число туристов

Всего

84299

93254,7

106260

100

100

в том числе:

внутренний туризм (туры по России, проданные гражданам России)

2463

21550,0

3088

23,1

2,9

въездной туризм (туры по России, проданные иностранным гражданам)

39723

15613,2

48652

16,8

45,8


ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Калькуляция тура

«Путешествие в сказку» на группу 20+1 чел. на 4 дня.

Наименование статей

Показатели, %

Показатели на 1 чел, руб.

Показатели на группу, руб.

1. Прямые затраты

питание

+сухой паек в поезде

730

100

15330

2100

проживание:

2-х местный номер

1-местный номер

1050

150

21000

3000

транспорт:

ж/д билеты (плацкарт)

бронирование билетов:

детский

взрослый

постельное белье

аренда автобуса

790

50

5

40

342

16590

1000

100

840

7182

экскурсии

575

12075

страхование

150

3150

зарплата руководителя

30

600

Итого:

4012

82967

2. Косвенные затраты

10

401,2

8296,7

3. Полная себестоимость турпродукта

91263,7

4. НДС

18

16427,466

5. Налог на пользователей автомобильных дорог

1

912,637

6. Прибыль

10

9126,37

7. Продажная цена турпродукта

5887

117730,173

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Краткое описание маршрута

Дата

Время

Мероприятия

Примечание

1

2

3

4

1.06

15:00

Встреча группы на вокзале г. Хабаровска

Знакомство с экскурсоводом

15:30

Обзорная экскурсия по городу «Хабаровск – центр Дальнего Востока »

Посещение площадей Хабаровска, «три храм на трех сопках», вечный огонь, исторические улицы города

17:30

Экскурсия в спортивно-зрелищный комплекс «Платинум Арена»

18:30

Размещение в гостинице «Кварк»

Специализированная детская гостиница. Рассчитана на 200 номеров (проживание в 2-х местных номерах)

19:00

Ужин в кафе-мини «Золотая Птичка»

Вкусные и питательные блюда, специально разработанное меню для поддержания здоровья детей

20:00

Сбор в холле гостиницы

Вечерняя программа: игры, конкурсы и др.

2.06

9:00

Завтрак в кафе-мини «Золотая Птичка»

10:00

Экскурсия в Хабаровский Зоосад

11:00

Экскурсия в Художественный музей

12:00

Обед в кафе-мини «Золотая Птичка»

13:00

Посещение Хабаровского цирка

Веселые клоуны, дрессированные животные, акробаты и жонглеры и многое другое.

15:00

Пешеходная экскурсия «Городские пруды»

Самостоятельно добираемся до гостиницы.

16:00

Просмотр кинофильма в кинотеатра Dolby Digital

18:00

Ужин в кафе-мини «Золотая Птичка»

19:00

Сбор в холле гостиницы

Развлекательная программа: конкурсы, игры и др.

Продолжение таблицы

1

2

3

4

3.06

9:00

Завтрак в кафе-мини «Золотая Птичка»

10:00

Загородная экскурсия в п. Сикачи-Алян

Река Амур – главная достопримечательность края, в долине которой сосредоточено наибольшее количество природных, культурно-исторических, туристских объектов. Это один из ярких и увлекательных маршрутов, знакомящих не только с природой, но историей, культурой и традициями малочисленных народов, населяющих берега Амура. Древние наскальные рисунки.

11:30

посещение бассейна под открытым небом

Купание.

13:00

Обед в ресторане «Сянган»

14:00

экскурсия в краеведческий музей имени Гродекова

15:00

Экскурсионная программа в Городском парке культуры и отдыха

Экскурсия, конкурсы, игры и др.

17:00

Свободное время

Посещение магазинов.

18:00

Ужин в кафе-мини «Золотая Птичка»

19:00

Сбор в холле гостиницы

Игровая программа: викторина, розыгрыши.

4.06

9:00

Завтрак в кафе-мини «Золотая Птичка»

10:00

Экскурсия в Реабилитационный центр диких животных

с. Кутузовка. Экскурсия по селу

13:00

Обед-пикник в Реабилитационном центре диких животных

14:00

Возвращение в г. Хабаровск

15:00

Посещение торгового центра «НК-СИТИ»

Кафе-мороженое «Baskin’s Robbins», зал игровых автоматов, детская игровая площадка, миниаттракционы

17:00

Ужин в кафе-мини «Золотая Птичка»

18:00

проводы группы на ж/д вокзале

Отбытие в г. Благовещенск


ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Вид туристско-экскурсионного маршрута «Путешествие в сказку»


Рисунок 3 – Радиальный маршрут

Скачать архив с текстом документа