Бюджетная система 5

СОДЕРЖАНИЕ: Тема: Бюджетная система. План: 1. Понятие и состав бюджетной системы. 2 . Принципы бюджетной системы. 3. Сущность и функции государственного бюджета.

Тема: Бюджетная система.

План:

1. Понятие и состав бюджетной системы.

2 . Принципы бюджетной системы.

3. Сущность и функции государственного бюджета.

4. Доходы Федерального Бюджета.

5. Расходы Федерального бюджета.

6. Бюджетный дефицит.

7. Территориальные бюджеты.

1.

Бюджетная система представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов.

В соответствии с Конституцией и Бюджетным кодексом РФ бюджетная система РФ состоит из трех уровней и включает:

Первый уровень – Федеральный бюджет.

Второй уровень – Бюджеты субъектов РФ (87):

  • Республиканские (21);
  • Краевые и областные (53);
  • Окружные (10);
  • Еврейской автономной области;
  • Городские Москвы и Санкт-Петербурга.

Третий уровень – местные бюджеты (около 29 тысяч).

Доходы бюджета каждого уровня подразделяются на:

  • Налоговые , взимаемые в соответствии с налоговым кодексом;
  • Неналоговые – доходы от собственности или деятельности соответствующих органов власти.

Расходы бюджета каждого уровня подразделяются на текущие - (постоянно выделяемые на нужды населения и бюджетных учреждений и капитальные (бюджет развития) – расходы на финансирование инвестиционной и инновационной (передовые технологии, внедрение нового) деятельности.

2.

Принципы построения бюджетной системы.

1. Единство – обеспечивается единой правовой базой, т.е. использованием единой бюджетной классификации, единой денежно-кредитной и налоговой политики, единым порядком ведения бухгалтерского учета.

2. Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы – закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами власти.

3. Самостоятельность – обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определения направлений их использования.

4. Полнота – означает, что в каждом звене бюджетной системы доходов и расходы должны отражаться в полном объеме.

5. Сбалансированность – объем предусмотренных расходов должен соответствовать объему доходов и поступлений из источников финансирования его дефицита.

6. Эффективность и экономичность использования средств – при составлении и исполнении бюджетов органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с наименьшими затратами.

7. Гласность – опубликование в печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении.

8. Достоверность – реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

9. Общее покрытие расходов – все расходы бюджета должны покрываться доходами бюджета.

10. Адресность и целевой характер бюджетных средств – бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей на финансирование конкретных целей.

3.

Государственный бюджет – денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения НД в связи с образованием и использованием денежного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.

Государственному бюджету можно дать еще несколько определений:

  • Ведущее звено финансовой системы (он объединяет налоги, государственный кредит, расходы государства);
  • Это основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона, утверждается Государственной Думой Федерального Собрания РФ;
  • Это роспись доходов и расходов государства.

Сущность бюджета реализуется через 2 функции:

  • Распределительная – все финансовые ресурсы концентрируются в руках государства и перераспределяются на нужды государства;
  • Контрольная – позволяет узнать эффективно ли используются финансовые ресурсы.

Государственный бюджет, как средство реализации финансовых функций государства.

Государственный бюджет представляет собой основой финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона. Бюджет утверждается законодательным органом власти - Государственной Думой Федерального Собрания РФ. Утвержденный бюджет действует в РФ с 1 января по 31 декабря. По материальному содержанию – это форма образования и использования централизованного фонда денежных средств государства. По социально-экономической сущности – основное орудие перераспределения НД и ВВП.

Республиканский бюджет РФ (или федеральный бюджет России) – главное звено бюджетной системы. Через этот бюджет мобилизируются средства предприятий различных форм собственности и частично доходы населения. Они направляются на финансирование хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны и другие цели. Доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы – удовлетворению общегосударственных потребностей.

Функции бюджета:

  • Перераспределение НД и ВВП;
  • Государственное регулирование и стимулирование экономики и инвестиций;
  • Финансовая направленность социальной политики;
  • Контроль за образованием и использованием центрального фонда денежных средств;
  • Воздействие на отрасли, непроизводственной сферы.

4.

Состав и структура доходов федерального бюджета.

Основными доходами федерального бюджета являются налоги, которые составляют почти 80% всех доходов.

Налог – обязательный платеж, поступающий в бюджет в установленных законом размерах и в определенные сроки.

Все налоги делятся на прямые – непосредственное изъятие части доходов налогоплательщика (подоходный налог, налог на прибыль предприятий и другие) и косвенные – взимаются в ценах товаров и услуг (НДС, акцизы, таможенные пошлины).

В зависимости от органа , который взимает налог и его использует различают:

  • Федеральные налоги (НДС, акцизы, налог на прибыль и т.д.);
  • Региональные налоги (подоходный налог, налог на имущество предприятий, налог на недвижимость, дорожный налог);
  • Местные налоги (земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу).

Состав неналоговых доходов определяется в соответствии с Бюджетным Кодексом. К неналоговым доходам относятся:

  • Доходы от имущества, находящегося в федеральной собственности;
  • Доходы, поступающие от приватизации, продаж имущества (с 1994 года);
  • Доходы целевых бюджетных фондов и другие.

5.

Расходы федерального бюджета РФ классифицируются:

  • По своей роли в процессе воспроизводства (содержание материального производства и содержание непроизводственной сферы);
  • По функциональному назначению (на народное хозяйство, социально-культурные мероприятия, оборона, управление, обслуживание государственного долга и т.д.)

Все расходы также состоят из:

1) текущих расходов;

2) затрат капитального характера.

Основная часть средств приходится на текущие расходы (закупка товаров и услуг, оплата труда государственных служащих, начисления на заработную плату, платежи по внутренним займам и внешнему долгу и т.д.).

Капитальные расходы включают капитальные вложения в основные фонды, капитальное строительство, капитальный ремонт.

6.

Бюджетный дефицит и методы его финансирования.

Дефицит бюджета – финансовая ситуация, когда расходы бюджета превышают его доходы.

Дефицит может быть вызван:

  • Необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики;
  • Чрезвычайными обстоятельствами (война, экологические бедствия и другое);
  • Кризисными явлениями в экономике.

Способы решения дефицита бюджета:

  • Сокращение бюджетных расходов;
  • Изыскание источников дополнительных доходов;
  • Выпуск необеспеченных денег, используемых для финансирования государственных расходов;
  • Заимствование денег у граждан, банков, хозяйствующих организаций, государственных и иностранных финансовых организаций.

7.

Территориальные бюджеты.

Финансовой базой деятельности территориальных органов власти являются их бюджеты. Из территориальных бюджетов финансируются развитие местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, отрасли непроизводственной сферы, отдельные социальные группы населения.

Территориальные бюджеты выполняют следующие функции:

  • Формирование денежных фондов, их распределение и использование между отраслями народного хозяйства;
  • Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций, подведомственных этим органам власти.

Доходы территориальных бюджетов формируются за счет закрепленных или собственных доходов – это средства, принадлежащие этим бюджетам. Основу этих доходов составляют местные налоги и сборы, передаваемые в территориальные бюджеты постоянно (транспортный налог, дорожный налог, налог га рекламу, налог на имущество, доходы от приватизации, земельный налог и т.д.).

Скачать архив с текстом документа